Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и предмет договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом 8
1.1. Общая теоретико-правовая характеристика договора розничной купли-
продажи товаров дистанционным способом 8
1.2. Предмет договора розничной купли-продажи, заключаемого
дистанционным способом 23
Глава 2. Стороны договора розничной купли-продажи, заключаемого дистанционным способом: права, обязанности и ответственность 31
2.1. Права, обязанности и ответственность покупателя по договору
розничной купли-продажи, заключаемому дистанционным способом 31
2.1. Права, обязанности и ответственность продавца по договору розничной
купли-продажи, заключаемому дистанционным способом 47
Глава 3. Заключение, изменение и расторжение договора розничной купли- продажи товаров дистанционным способом 59
3.1. Заключение договора розничной купли-продажи товаров
дистанционным способом 59
3.2. Изменение и расторжение договора розничной купли-продажи товаров
дистанционным способом 70
Заключение 80
Список использованных источников
Актуальность научного исследования данной темы определяется рядом факторов, к числу которых следует отнести необходимость оптимизации товарооборота, проводимой в соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства РФ.
Появление разновидностей розничной купли-продажи и необходимость их дополнительного правового регулирования обусловлены особенностями объектов продажи, положением участников договора, средствами защиты прав и интересов сторон и способами исполнения обязательства по передаче товара. Однако какой-либо единый критерий разграничения отдельных видов договора купли-продажи в науке отсутствует. В законодательстве также не проведено строго очерченных границ между ними.
С развитием в мире средств связи (видеотелефон, телевидение, электронная почта, Интернет и др.) на рынке, в том числе российском, появилось множество ранее неизвестных способов продвижения и продажи товаров, таких как, например, продажи через телемагазины, Интернет и видеотелефон. Суть таких продаж состоит в том, что договоры заключаются сторонами на расстоянии (заочно) с помощью средств связи. Такие договоры получили название «договоров дистанционной купли-продажи».
В международной практике договор дистанционной купли-продажи получил нормативное закрепление в девяностые годы двадцатого века. Поворотным моментом для дистанционной продажи в российском законодательстве стал 2007 год, когда были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей». Однако включение данных статей в нормы законодательства не только не упорядочило данные отношения, но и внесло путаницу в правоприменительную практику.
В Гражданском кодексе Российской Федерации при формулировании законодательства о дистанционном способе приобретения товара и определении места этого договора в системе иных договоров розничной
3
купли-продажи правила о нем помещены в статью, посвященную куплепродаже товаров по образцам. Однако нормы были сформулированы таким образом, что без проведения теоретического исследования невозможно определить, рассматривает ли законодатель этот договор как вид договора купли-продажи по образцам, или как вид договора розничной купли- продажи, или как особый способ заключения договора. В литературе также нет единства во мнениях о том, какой признак должен быть положен в основу выделения договора дистанционной розничной купли-продажи из массы других договоров розничной купли-продажи. Вопросы вызывают способы заключения договора, много нерешенных проблем связано с предоставлением информации о товаре и т. п. Все эти вопросы требуют не только теоретического рассмотрения, но и - как результат - совершенствования законодательства.
Степень научной разработанности темы. Общие положения о договорах исследовались в трудах таких авторов, как М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, А. Д. Корецкий, Л. А. Лунц, И. Б. Новицкий, Р. О. Халфина и многие другие.
Договор розничной купли-продажи и отдельные его виды рассматривались в работах Н. Н. Агафоновой, В. Н. Васина, В. И. Казанцева,
А. А. Соловьева и других авторов. На специфику правовой природы договора розничной купли-продажи обращалось внимание в трудах С. М. Денисова, Ю. Л. Ершова, М. И. Шелютто и других исследователей.
Права потребителей по договору розничной купли-продажи исследовались в трудах В. В. Богданова, И.Д. Еналеевой, Э. В. Корнилова, А. Е. Шерстобитова и многих других.
Отдельные аспекты проблемы, касающиеся места договора дистанционной розничной купли-продажи, его правовой природы, формы, способов заключения, передачи и возврата товара, раскрытия информации и другие, раскрыты в учебниках по гражданскому праву.
Однако комплексного исследования, посвященного проблемам, связанным с правовой природой, а также с обусловленными его особенностями заключения, изменения, исполнения, прекращения договора дистанционной розничной купли-продажи и его сторон, не проводилось.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями в процессе заключения, исполнения и прекращения договора дистанционной розничной купли- продажи.
Предметом исследования выступают нормы российского гражданского права, регулирующие отношения, возникающие по договору розничной купли-продажи товаров дистанционным способом.
Цель и задачи исследования. Целью работы является определение правовой природы исследуемого явления, рассмотрение правовой регламентации договора купли - продажи, заключенного дистанционным способом; выявление актуальных проблем, возникающих при его заключении, исполнении; а также поиск путей совершенствования правового регулирования данной сферы. Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно осуществлены следующие задачи:
1. обозначить общую теоретико-правовую характеристику договора розничной купли-продажи товаров, заключаемого дистанционным способом;
2. рассмотреть предмет договора розничной купли-продажи товаров, заключаемого дистанционным способом;
3. изучить права, обязанности и ответственность сторон по договору розничной купли-продажи товаров, заключаемого дистанционным способом;
4. провести анализ порядка и особенностей заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи товаров, заключаемого дистанционным способом.
Методологическую основу исследования составили: историко
правовой метод, предполагающий анализ становления и развития правового регулирования отношений дистанционной розничной купли-продажи, предусматривающий сопоставление различных нормативных актов, логический метод, обусловливающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза, технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права и правовое моделирование. При анализе отдельных правоотношений, возникающих по поводу заключения, изменения, прекращения договора дистанционной розничной купли-продажи, использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов изучения.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды российских ученых дореволюционного, советского и современного периодов развития цивилистики. Работа базируется на трудах Н. Н. Агафоновой, С. С. Алексеева, В. К. Андреева, Н. Г. Александрова, А. Б. Бабаева, Е. В. Богданова, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. Н. Васина, В.
B. Витрянского, А. Н. Гуева, С. А. Денисова, Н. Д. Егорова, И. А. Зенина, О.
C. Иоффе, В. И. Казанцева, А. Ю. Кабалкина, В. А. Копылова, М. И. Кулагина, Н. И. Клейн, Т. Л. Левшиной, Ю. Н. Марочкиной, Г. Н. Манохина, Д. И. Мейера, И. Б. Новицкого, Я. Е. Парция, Б. И. Путинского, В. А. Рясенцева, О. Н. Садикова, В.В.Семенихина, А. П. Сергеева, А. А. Соловьева, К. И. Скловского, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Л. А. Чеговадзе, Л. А. Шашковой, А. Е. Шерстобитова, Г. Ф. Шершеневича, Р. О. Халфиной, В. Ф. Яковлева и др.
Основные положения (результаты) исследования.
1. Доказано, что договор дистанционной розничной купли-продажи не может рассматриваться как вид договора купли-продажи по образцам. Такой вывод делается исходя из выявленных различий двух договоров: по способу заключения; по способу получения информации; по способам передачи и возврата товара (вещи); по способам оплаты, поскольку он обладает особенностями, касающимися предмета, условий, порядка заключения, формы, содержания договора и ответственности сторон.
2. Предметом договора розничной купли-продажи, заключаемого дистанционным способом, является товар или товар и услуга, сопутствующая товару. Товаром, в свою очередь, признается продукция, находящаяся в обороте и разрешенная к дистанционной продаже. При этом цель приобретения товара - личное потребление, не связанное с ведением предпринимательской деятельности. Здесь важно обратить внимание на количество товара, которое должно быть разумным.
3. Право покупателя на получение полной и достоверной информации о товаре является одним из ключевых при покупке товара дистанционным способом. Предоставление информации о товаре происходит дважды: в момент заключения сделки, а также момент в момент передачи товара.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. В целях апробации результатов исследования мной было подготовлено выступление на научно-исследовательском семинаре по теме магистерской диссертации. Кроме того, опубликованы следующие научные статьи:
1. «Особенности купли-продажи товаров дистанционным способом» ;
2. «Некоторые аспекты заключения договора купли-продажи дистанционным способом в сети «Интернет» .
Структура работы. Основная часть работы состоит из трех глав и шести параграфов. В конце подводятся итоги исследования с перспективами дальнейшей разработки тематики.
В рамках проведенного исследования необходимо подвести следующие
основные выводы.
Договор розничной купли-продажи, заключаемый дистанционным
способом – это форма заключения договора розничной купли-продажи
товаров и сопутствующих услуг, при которой ознакомление потребителя с
товаром происходит на основании визуальных образов и текстового
описания с помощью различных каналов связи, заключаемый вне
стационарных мест торговли, и исполнение по которому осуществляется с
помощью посредника (лица, реализующего товар).
Дистанционность достигается с помощью различных способов, часть
из которых перечислена в Правилах продажи товаров дистанционных81
способом: буклеты, каталоги, сеть «Интернет» и др. Открытый список
способов подстраивается под нужды общества, которое каждый день
развивается, а также позволяет потребителю чувствовать себя более
защищенным.
При изучении правовой природы договора дистанционной розничной
купли-продажи выявлено две точки зрения:
1) дистанционная розничная купля-продажа является самостоятельным
договором;
2) дистанционность является лишь формой договора розничной куплипродажи.
Доводы о самостоятельной природе договора не являются
убедительными, так как положения о договоре розничной купли-продажи в
большей части применимы к исследуемому договору.
Такой договор является консенсуальным, возмездным и двустороннеобязывающий. В качестве предмета выступает товар и сопутствующие
услуги для личного потребления (не в предпринимательских целях). Как
правило, субъектный состав включает в себя потребителя, продавца и
посредника. При этом заключение договора осуществляется вне
стационарных мест торговли.
Предметом договора розничной купли-продажи, заключаемого
дистанционным способом, является товар или товар и услуга, сопутствующая
товару. Товаром, в свою очередь, признается продукция, находящаяся в
обороте и разрешенная к дистанционной продаже. При этом цель
приобретения товара – личное потребление, не связанное с ведением
предпринимательской деятельности. Здесь важно обратить внимание на
количество товара, которое должно быть разумным.
Право покупателя на получение полной и достоверной информации о
товаре является одним из ключевых при покупке товара дистанционным
способом. Предоставление информации о товаре происходит дважды: в
момент заключения сделки, а также момент в момент передачи товара.82
Обязанностей покупателя закон выделяет значительно меньше, чем
обязанностей продавца. Отличительной обязанностью покупателя при
дистанционном способе приобретения товара является обязательное указание
в сообщении о намерении приобрести товар следующих закрепленных в
законе сведений: полного фирменного наименования (наименования) и
адреса (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или
указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить
товар, наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество
предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара, вид
услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость.
Основополагающей же обязанностью продавца по договору розничной
купли-продажи, заключенному дистанционным способом, является
обязанность по передаче товара покупателю. При этом специфика передачи
товара по данному договору заключается в том, что отсутствует
непосредственное вручение товара продавцом покупателю, из рук в руки.
Доставка осуществляется либо по почте, либо через курьера, либо
определенным видом транспорта.
Механизм реализации договора дистанционной розничной куплипродажи выглядит следующим образом:
1) Преддоговорная стадия - ознакомление покупателя с товаром.
2) Направление покупателем согласия купить товар. При
дистанционном способе продажи товара заключение договора не ставится в
зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется
моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести
товар. Место заключения договора определяется местом нахождения
покупателя.
3) Оплата товара. Очередность наступления данного этапа в каждой
сделке по приобретению товара дистанционным способом может
варьироваться в зависимости от условий оплаты, предложенных продавцом.
Продавец вправе выбирать способы оплаты. В случае применения схемы83
оплаты наложенным платежом, или оплаты после доставки товара на дом, то
есть так называемой постоплаты, этап оплаты товара сдвигается ближе к
этапу полного исполнения договора.
4) Выполнение продавцом своих обязательств по формированию
заказа, снабжению товара всей необходимой письменной информацией,
гарантийным талоном и пр., упаковке товара, и, наконец, доставке.
5) Доставка товара. Если договор заключен с условием о доставке
товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок
доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки
товара покупателем не указано, то в место его жительства. Для доставки
товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать
услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).
6) Приём товара. Если иное не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи,
заключенный дистанционным способом продажи товара, считается
исполненным (п. 3 ст. 497 ГК РФ):
- если место передачи товара таким договором определено - с момента
доставки товара в место, указанное в таком договоре;
- если место передачи товара таким договором не определено - с
момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или
месту нахождения покупателя - юридического лица.
7) Дополнительный этап. Реализации покупателем права на возврат
товара, а также гарантийного обслуживания проданного товара. Можно
сделать вывод о том, что единого механизма реализации данного
правоотношения не существует. Он представляется гибким, подстраиваясь
под потребности сторон.
Основания расторжения и изменения договора являются типичными
для данного вида договора. Привнесены необходимые изменения с учетом
способа заключения договора. Так, покупателю предоставлено право84
одностороннего отказа от товара в любое время до его получения, а также
после получения - в течение 7 дней - без объяснения причин.
В законе не закреплен порядок возврата денег и товара продавцом и
покупателем при расторжении договора купли-продажи, но урегулирован
срок такого возврата - не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления
потребителем соответствующего требования. На практике это создаёт
определенные трудности.
Представляется, что возврат должен осуществляться тем же способом,
что и внесение оплаты. Так как покупки могут оплачиваться с банковского
счета, то возврат денежных средств занимает определенное время, которое в
отдельных случаях может превышать 10 дней. Но обязанность продавца по
возврату денежных средств будет исполнена ранее, чем они поступят на счет
покупателя.
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. – N 67.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30
ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 32. – Ст.
3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января
1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – N 5. – Ст. 410.85
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 1
(ч. 1). – Ст. 1.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – N 1. – Ст. 2.
6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» //
Собрание законодательства РФ. – 2006. – N 12. – Ст. 1232.
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» // Собрание
законодательства РФ. – 2006. – N 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных
данных» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – N 31 (1 ч.). – Ст. 3451.
9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом
регулировании» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 52 (ч. 1). – Ст.
5140.
10. Федеральный закон от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. – 2000. –
N 2. – Ст. 150.
11. Закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» //
Собрание законодательства РФ. – 1996. – N 3. – Ст. 140.
12. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об
утверждении Правил продажи товаров по образцам» // Собрание
законодательства РФ. – 1997. – N 30. – Ст. 3657.
13. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 «Об
утверждении Перечня технически сложных товаров» // Собрание
законодательства РФ. – 2011. – N 46. – Ст. 6539.
14. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об
утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание
законодательства РФ. – 2007. – N 41. – Ст. 4894.86
15. Письмо Роспотребнадзора от 12 октября 2007 г. N 0100/10281-07-32 «О
контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом»
// Документы и комментарии. – 2007. – N 22.
16. Письмо Роспотребнадзора от 8 апреля 2007 г. N 0100/2569-05-32 «О
пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» //
Документы и комментарии. – 2005. – N 2.
Материалы судебной практики
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей» // СПС «Консультант-Плюс».
18. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от
15 ноября 2017 г. N 4 // СПС «Консультант-Плюс».
19. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 15 июля
2011 г. по делу N 33-9648 // СПС «Консультант-Плюс».
20. Апелляционное определение Московского городского суда от 6 апреля
2019 г. по делу N 33-22826/2019 // СПС «Консультант-Плюс».
21. Апелляционное определение Московского городского суда от
28.10.2016 по делу N 33-42195/2016 // СПС «Консультант-Плюс».
22. Определение Московского городского суда от 19 апреля 2017 г. N 4г-
4492/2017 // СПС «Консультант-Плюс».
23. Решение Каменск-Шахтинского суда судебного участка N 1 Ростовской
области от 6 февраля 2019 г. по делу N 2-394/2019 // СПС «Консультант-Плюс».
24. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской
области от 17 апреля 2018 по делу № 2-1482/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
25. Решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 22 декабря
2015 г. по делу N 2-2286/2017 // СПС «Консультант-Плюс».
Специальная литература
26. Абова Т. Е., Кабалкина А. Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации: в 3 т. Т. 2. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С.45.87