ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания расширения музыкально-эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования эстетического
кругозора младших школьников 10
1.2 Теоретико-методические средства эстетического воспитания
младших школьников в учреждении дополнительного образования 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практическая работа по расширению эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 35
2.1 Методические аспекты расширения эстетического кругозора
младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 35
2.2 Разработка программы по хоровому пению для учащихся второго класса и ее апробация в Детской музыкальной школе № 2 Кировского
района г.Казани 43
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретические основания расширения музыкально-эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования эстетического
кругозора младших школьников 10
1.2 Теоретико-методические средства эстетического воспитания
младших школьников в учреждении дополнительного образования 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практическая работа по расширению эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 35
2.1 Методические аспекты расширения эстетического кругозора
младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования 35
2.2 Разработка программы по хоровому пению для учащихся второго класса и ее апробация в Детской музыкальной школе № 2 Кировского
района г.Казани 43
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение
Центром задач школьного образования является ребенок, его индивидуальность и неповторимость, умение найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Актуальность данной проблемы подтверждена тезисами нормативного документа РФ «Приказ об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим развитием дошкольников, среди них: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Являясь частью целостного образовательного процесса, который включает в себя все его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, формы работы, урок музыки обладает выраженным своеобразием, т.к. отличается от других учебных предметов своей деятельной основой и направлен на воспитание музыкального вкуса учащегося и расширение его кругозора.
«Вкус и кругозор являются важнейшими компонентами эстетической культуры личности учащихся. Эти две категории (вкус и кругозор) тесно взаимосвязаны и представляют собой не что иное, как практическое выражение в педагогике искусства таких философских категорий, как «количество и качество», «форма и содержание», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «общее и частичное». Если кругозор выступает своего рода внешней, формальной стороной в процессе формирования музыкально-эстетической культуры личности, степени его сознания, то вкус выражает ее внутреннюю сущность, содержательную сторону процесса, являя собой как бы меру духовной зрелости личности. Но обе эти категории одинаковые, потому что составляют единое духовно-интеллектуальное пространство в личности человека» [15, 23].
Если содержание музыкальных занятий не будет заполнено пластами музыкальной культуры (классика, фольклор, народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т.д.), развитие музыкального кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса на уроках музыки не может быть успешным: не будут найдены нетрадиционные формы работы с учащимися и определены педагогические средства и условия индивидуального развития каждого из них.
Эффективность подготовки урока во многом зависит от сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора и развития вкуса.
Развитие музыкального вкуса стоит наряду с расширением кругозора, которое развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего мира. Годы обучения в школе - это самый интенсивный период его развития. Основной формой развития музыкального вкуса, в данном вопросе, является урок, где дети знакомятся с явлениями музыкального искусства и активно развивают свои художественно - творческие способности. Музыкальный вкус является наиболее определенным и педагогически управляемым по сравнению с другими показателями эстетического развития.
Хоровое пение является самой эффективной формой деятельности для воспитания музыкального вкуса ребенка и его приобщения к музыке.
Многие проблемы, касающиеся эстетического развития человека, затрагиваются в процессе обучения хоровому пению. Из них: воспитание заинтересованности и подготовленного слушателя, расширение музыкального кругозора, обогащение и развитие эмоциональной сферы, формирование музыкального и художественного вкуса, развитие музыкальных способностей и более широкие «вхождения» певческого исполнительства в быт.
Степень изученности
Вопросами развития музыкального кругозора занимались такие учёные и исследователи как Э.Б. Абдуллин, В.В. Абрамова, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, О. А. Апраксина, Т. Вендрова, А. С. Валенков, Д.Б. Кабалевский, М.С. Красильникова, В. В. Медушевский, С. В. Попова, Г. П. Сергеева, Ю. С. Сорокин, О.И. Стрихар, Е. М. Торшилова, Д. Н. Ушаков, Л. В. Школяр и др.
Наибольшее распространение в психологической литературе термин «кругозор» получил в работах М.К. Акимовой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, С. Кона, А. К. Марковой и др.
В педагогической литературе - в работах И. В. Бестужева-Л ада, В. Б. Вондаревского, Г.А. Бордовского, Н.Б. Крыловой, И.Я. Лернера, А.Е. Марона, М.Н. Скаткина, Е.И. Щукиной и др.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного образования противоречие между: наличием широкого круга методик по расширению эстетического кругозора на уроках музыки и недостаточной их разработанностью для использования на занятиях хорового пения в учреждении дополнительного образования.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какое методическое обеспечение для расширения эстетического кругозора на уроках хорового пения могло бы быть использовано в учреждении дополнительного образования?
Выявленное противоречие и обозначенная проблема исследования были положены в основу выбора темы исследования: «Формирование музыкально-эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению (в учреждении дополнительного образования)».
Цель исследования: разработать и апробировать программу
музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование эстетического кругозора на уроках хорового пения в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: эффективность формирования эстетического кругозора значительно повысится если будут:
изучены психолого-педагогические аспекты формирования эстетического кругозора младших школьников;
рассмотрены теоретико-методические средства эстетического воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования;
- выявлены методические аспекты расширения эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования;
- разработана программа музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся младших классов и выполнена ее апробация.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты формирования эстетического кругозора в учреждении дополнительного образования.
2. Рассмотреть теоретико-методические средства эстетического воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования.
3. Выявить методические аспекты расширения эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования.
4. Разработать программу музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса и выполнить ее апробацию в учреждении дополнительного образования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-
методической литературы по теории и практике расширения эстетического кругозора школьниками, исследования по проблемам изучения эстетического кругозора;
- эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование,
психодиагностические методы исследования по расширению эстетического кругозора учащимися младших классов, наблюдение за школьниками на занятиях по хоровому пению;
- экспериментальные: педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования. В работе были использованы
теоретические труды по музыкальному образованию и воспитанию Э.В.Абдуллина, В.Н.Анисимова, Л.А.Безбородовой, Л.В.Виноградова, Г.И.Ганзбурга, Л.В.Горюновой, А.Е.Дадиомова, А.В.Зарубы, Л.М.Кадцына, М.А. Михайловой, М.С.Осенневой, Л.В.Школяра; по формированию эстетического кругозора и эстетического воспитания на уроках музыки А.А.Адаскиной, В.И.Волынкина, И.Н.Ефимовой, ИЛ.Ильинской,
Э.В.Ильенкова, Т.С.Комаровой, О.А.Куревиной, Р.А.Куренковой,
М.В.Мацкевича, О.В.Муромцевой, С.В.Екшовой, М.М.Рукавицына,
О.И.Стрихара, П.М.Якобсона и др., по психолого-возрастной характеристике детей младшего школьного возраста А.К. Болотовой, И.В.Дубровиной, Б.Р.Мандель, Б.М.Теплова, И.Ф. Харламова; по хоровому искусству и содержанию и методам организации вокально-хоровой деятельности в учреждении дополнительного образования А.А.Ануфриевой, В.Л.Живова, Л.П.Зиновьевой, .М.Кузнецова, Е.В. Никитиной, М.С.Осенневой, Г.П.Стуловой.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2018 - январь 2019гг.) - носил поисковый характер. Работа была преимущественно сосредоточена на изучении психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, на научно-педагогическом анализе учебного материала по музыке, имеющего отношение к формированию эстетического кругозора.
На втором этапе (февраль - март 2019г.) - проводилась частичная разработка элементов намеченной программы, анализ, систематизация и обобщение полученных данных с целью дальнейшего совершенствования и обогащения комплекса средств по формированию кругозора.
На третьем этапе (апрель - май 2019г.) была разработана программа по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования, проведен педагогический эксперимент, проанализированы его результаты, оформлены материалы исследования.
Экспериментальной базой исследования стала МБУДО «Детская музыкальная школа №2» Кировского района г.Казани.
Научная новизна состоит в том, что была разработана и внедрена программа музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования, направленная на формирование эстетического кругозора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования может быть использована в образовательном процессе не только учреждений дополнительного образования, но и как вспомогательный материал по расширению эстетического кругозора в общеобразовательной школе на уроках музыки с учащимися младших классов, где они будут способствовать эффективной организации работы со школьниками.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность данной проблемы подтверждена тезисами нормативного документа РФ «Приказ об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим развитием дошкольников, среди них: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Являясь частью целостного образовательного процесса, который включает в себя все его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, формы работы, урок музыки обладает выраженным своеобразием, т.к. отличается от других учебных предметов своей деятельной основой и направлен на воспитание музыкального вкуса учащегося и расширение его кругозора.
«Вкус и кругозор являются важнейшими компонентами эстетической культуры личности учащихся. Эти две категории (вкус и кругозор) тесно взаимосвязаны и представляют собой не что иное, как практическое выражение в педагогике искусства таких философских категорий, как «количество и качество», «форма и содержание», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «общее и частичное». Если кругозор выступает своего рода внешней, формальной стороной в процессе формирования музыкально-эстетической культуры личности, степени его сознания, то вкус выражает ее внутреннюю сущность, содержательную сторону процесса, являя собой как бы меру духовной зрелости личности. Но обе эти категории одинаковые, потому что составляют единое духовно-интеллектуальное пространство в личности человека» [15, 23].
Если содержание музыкальных занятий не будет заполнено пластами музыкальной культуры (классика, фольклор, народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т.д.), развитие музыкального кругозора учащегося и воспитание его музыкального вкуса на уроках музыки не может быть успешным: не будут найдены нетрадиционные формы работы с учащимися и определены педагогические средства и условия индивидуального развития каждого из них.
Эффективность подготовки урока во многом зависит от сочетания форм и видов работы, средств обучения и типов уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора и развития вкуса.
Развитие музыкального вкуса стоит наряду с расширением кругозора, которое развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего мира. Годы обучения в школе - это самый интенсивный период его развития. Основной формой развития музыкального вкуса, в данном вопросе, является урок, где дети знакомятся с явлениями музыкального искусства и активно развивают свои художественно - творческие способности. Музыкальный вкус является наиболее определенным и педагогически управляемым по сравнению с другими показателями эстетического развития.
Хоровое пение является самой эффективной формой деятельности для воспитания музыкального вкуса ребенка и его приобщения к музыке.
Многие проблемы, касающиеся эстетического развития человека, затрагиваются в процессе обучения хоровому пению. Из них: воспитание заинтересованности и подготовленного слушателя, расширение музыкального кругозора, обогащение и развитие эмоциональной сферы, формирование музыкального и художественного вкуса, развитие музыкальных способностей и более широкие «вхождения» певческого исполнительства в быт.
Степень изученности
Вопросами развития музыкального кругозора занимались такие учёные и исследователи как Э.Б. Абдуллин, В.В. Абрамова, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, О. А. Апраксина, Т. Вендрова, А. С. Валенков, Д.Б. Кабалевский, М.С. Красильникова, В. В. Медушевский, С. В. Попова, Г. П. Сергеева, Ю. С. Сорокин, О.И. Стрихар, Е. М. Торшилова, Д. Н. Ушаков, Л. В. Школяр и др.
Наибольшее распространение в психологической литературе термин «кругозор» получил в работах М.К. Акимовой, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, С. Кона, А. К. Марковой и др.
В педагогической литературе - в работах И. В. Бестужева-Л ада, В. Б. Вондаревского, Г.А. Бордовского, Н.Б. Крыловой, И.Я. Лернера, А.Е. Марона, М.Н. Скаткина, Е.И. Щукиной и др.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного образования противоречие между: наличием широкого круга методик по расширению эстетического кругозора на уроках музыки и недостаточной их разработанностью для использования на занятиях хорового пения в учреждении дополнительного образования.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какое методическое обеспечение для расширения эстетического кругозора на уроках хорового пения могло бы быть использовано в учреждении дополнительного образования?
Выявленное противоречие и обозначенная проблема исследования были положены в основу выбора темы исследования: «Формирование музыкально-эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению (в учреждении дополнительного образования)».
Цель исследования: разработать и апробировать программу
музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса.
Объект исследования: образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование эстетического кругозора на уроках хорового пения в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: эффективность формирования эстетического кругозора значительно повысится если будут:
изучены психолого-педагогические аспекты формирования эстетического кругозора младших школьников;
рассмотрены теоретико-методические средства эстетического воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования;
- выявлены методические аспекты расширения эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования;
- разработана программа музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся младших классов и выполнена ее апробация.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты формирования эстетического кругозора в учреждении дополнительного образования.
2. Рассмотреть теоретико-методические средства эстетического воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования.
3. Выявить методические аспекты расширения эстетического кругозора младших школьников на занятиях по хоровому пению в учреждении дополнительного образования.
4. Разработать программу музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса и выполнить ее апробацию в учреждении дополнительного образования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-
методической литературы по теории и практике расширения эстетического кругозора школьниками, исследования по проблемам изучения эстетического кругозора;
- эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование,
психодиагностические методы исследования по расширению эстетического кругозора учащимися младших классов, наблюдение за школьниками на занятиях по хоровому пению;
- экспериментальные: педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования. В работе были использованы
теоретические труды по музыкальному образованию и воспитанию Э.В.Абдуллина, В.Н.Анисимова, Л.А.Безбородовой, Л.В.Виноградова, Г.И.Ганзбурга, Л.В.Горюновой, А.Е.Дадиомова, А.В.Зарубы, Л.М.Кадцына, М.А. Михайловой, М.С.Осенневой, Л.В.Школяра; по формированию эстетического кругозора и эстетического воспитания на уроках музыки А.А.Адаскиной, В.И.Волынкина, И.Н.Ефимовой, ИЛ.Ильинской,
Э.В.Ильенкова, Т.С.Комаровой, О.А.Куревиной, Р.А.Куренковой,
М.В.Мацкевича, О.В.Муромцевой, С.В.Екшовой, М.М.Рукавицына,
О.И.Стрихара, П.М.Якобсона и др., по психолого-возрастной характеристике детей младшего школьного возраста А.К. Болотовой, И.В.Дубровиной, Б.Р.Мандель, Б.М.Теплова, И.Ф. Харламова; по хоровому искусству и содержанию и методам организации вокально-хоровой деятельности в учреждении дополнительного образования А.А.Ануфриевой, В.Л.Живова, Л.П.Зиновьевой, .М.Кузнецова, Е.В. Никитиной, М.С.Осенневой, Г.П.Стуловой.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2018 - январь 2019гг.) - носил поисковый характер. Работа была преимущественно сосредоточена на изучении психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, на научно-педагогическом анализе учебного материала по музыке, имеющего отношение к формированию эстетического кругозора.
На втором этапе (февраль - март 2019г.) - проводилась частичная разработка элементов намеченной программы, анализ, систематизация и обобщение полученных данных с целью дальнейшего совершенствования и обогащения комплекса средств по формированию кругозора.
На третьем этапе (апрель - май 2019г.) была разработана программа по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования, проведен педагогический эксперимент, проанализированы его результаты, оформлены материалы исследования.
Экспериментальной базой исследования стала МБУДО «Детская музыкальная школа №2» Кировского района г.Казани.
Научная новизна состоит в том, что была разработана и внедрена программа музыкально-эстетического воспитания на занятиях по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования, направленная на формирование эстетического кругозора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по хоровому пению для учащихся второго класса в учреждении дополнительного образования может быть использована в образовательном процессе не только учреждений дополнительного образования, но и как вспомогательный материал по расширению эстетического кругозора в общеобразовательной школе на уроках музыки с учащимися младших классов, где они будут способствовать эффективной организации работы со школьниками.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе нашего исследования мы проанализировали и изучили множество трудов выдающихся специалистов в выбранной нами области, что позволило нам поэтапно прийти к определенным выводам.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические основания и психолого-педагогические аспекты, а также теоретико-методические средства расширения эстетического кругозора школьников.
Было определено понятие кругозора с педагогической точки зрения, а также что из себя представляет эстетический кругозор.
1. Музыкально-эстетический кругозор сам по себе есть своеобразной интеграционной величиной личности человека. Кругозор — индивидуальноличностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании, имеет огромное функциональное значение в становлении духовной сферы учащихся.
2. Музыкальный кругозор представляет собой синтез таких компонентов, как музыкальное знание, включающее наряду с содержательноинформативным эмоционально-ценностный слой, музыкальные интерес и потребности в самообразовании, самосовершенствовании.
3. Музыкальный кругозор школьника вбирает в себя определенный опыт культуры музыкального восприятия, переживания, эмоционально разного мышления, художественной оценки музыкальных явлений.
4. Основополагающую роль в формировании кругозора наряду с общеизвестными дидактическими принципами и принципами художественной педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования музыкального кругозора:
а) принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
б) принцип непрерывного формирования музыкального кругозора;
в) принципы взаимодействия между школьниками, педагогом и учащимися, в основе которых лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
5. В процессе работы по формированию музыкального кругозора у школьников доказана эффективность различных нетрадиционных форм обучения, в частности форм становления, расширения, закрепления и дальнейшего развития кругозора; средств обучения - учебных видеозаписей, дидактического материала на печатной основе.
6. Также были выделены средства эстетического воспитания младших школьников, такие как:
1. Музыка и пение.
2. Художественная литература.
3. Изобразительное искусство.
4. Театр.
5. Кино и телевидение.
6. Творчество.
Во второй главе нашей исследовательской работы мы анализировали методические аспекты расширения музыкально-эстетического кругозора на занятии по хоровому пению в учреждении дополнительного образования. Нами были сформированы следующие выводы:
1. Были рассмотрены и проанализированы методические пособия и разработки по расширению музыкально-эстетического кругозора на занятии по хоровому пению. По итогам поисков, к сожалению, нами не были найдены искомые методические пособия, отвечающие нашим требованиям.
2. Музыкально-эстетический вкус. В справочной литературе по эстетике мы находим следующее определение этому понятию:
«Вкус эстетический - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать «прекрасное» от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического».
3. Советские ученые, представители теории эстетического воспитания — Ю. А. Лукин и В. К. Скатерщиков видят в структуре эстетического вкуса три начала: — «Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком... — Вкус выступает... как критерий совершенства или несовершенства... — Вкус представляет собой систему эстетических симпатий и предпочтений, а также антипатий и конкретизирует, «расшифровывает» эстетические потребности».
4. Эстетический вкус — это своеобразное поле эстетических норм, на основе которого производится оценка художественного произведения. Развитое эстетическое сознание личности включает в себя прежде всего развитую эстетическую чувственность (эстетическое восприятие, эмоции, переживания, чувства и чувственная часть эстетического вкуса) и эстетически развитый ум, или интеллект (рациональная часть эстетического вкуса, эстетический идеал, эстетические потребности, взгляды, убеждения).
5. Существует также понятие «музыкальный вкус». По мнению Ю. Б. Алиева, «под музыкальным вкусом понимается способность наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание, уметь оценивать образцы музыкального искусства, выбирать, отдавать предпочтение самому ценному, отвергать безобразное».
6. В нашей трактовке — музыкально-эстетический вкус является частным случаем вкуса эстетического. Таким образом, под музыкальноэстетическим вкусом мы понимаем способность людей дифференцированно, но адекватно реагировать на различные проявления музыкального искусства, в его неразрывной связи с окружающей действительностью через следующие факторы: сенсорные (эмоции, чувства и переживания), аксиологические (интуитивные догадки, эстетические оценки) и приоритетные (преимущества и потребности).
Целью нашего исследования было разработать и апробировать программу в области расширения музыкально-эстетического кругозора на уроках хорового пения в учреждении дополнительного образования.
Вместе с учащимися младших классов музыкальной школы мы провели эксперимент по выбранной теме нашего исследования. Для проведения эксперимента нами были разработаны и апробированы виды игровой деятельности: загадки на музыкальную тематику, кроссворды на знание музыкальных инструментов. Также нами были проведены два занятия по изучению специальной терминологии и дирижерских жестов. Результаты нашего эксперимента говорят о том, что цель нашего исследования была достигнута.
Исходя из проведенных исследований, мы сделали вывод, что изучение и освоение специальной терминологии на уроках хорового пения в учреждениях как дополнительного, так и общеобразовательного типа необходимо, поскольку это способствует эффективной организации работы со школьниками, пониманию школьниками целей и задач музыкальнотеоретической деятельности, а также расширению и формированию музыкально-эстетического кругозора для качественной и профессиональной деятельности на уроках музыки, пения и хорового класса.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические основания и психолого-педагогические аспекты, а также теоретико-методические средства расширения эстетического кругозора школьников.
Было определено понятие кругозора с педагогической точки зрения, а также что из себя представляет эстетический кругозор.
1. Музыкально-эстетический кругозор сам по себе есть своеобразной интеграционной величиной личности человека. Кругозор — индивидуальноличностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании, имеет огромное функциональное значение в становлении духовной сферы учащихся.
2. Музыкальный кругозор представляет собой синтез таких компонентов, как музыкальное знание, включающее наряду с содержательноинформативным эмоционально-ценностный слой, музыкальные интерес и потребности в самообразовании, самосовершенствовании.
3. Музыкальный кругозор школьника вбирает в себя определенный опыт культуры музыкального восприятия, переживания, эмоционально разного мышления, художественной оценки музыкальных явлений.
4. Основополагающую роль в формировании кругозора наряду с общеизвестными дидактическими принципами и принципами художественной педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования музыкального кругозора:
а) принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
б) принцип непрерывного формирования музыкального кругозора;
в) принципы взаимодействия между школьниками, педагогом и учащимися, в основе которых лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
5. В процессе работы по формированию музыкального кругозора у школьников доказана эффективность различных нетрадиционных форм обучения, в частности форм становления, расширения, закрепления и дальнейшего развития кругозора; средств обучения - учебных видеозаписей, дидактического материала на печатной основе.
6. Также были выделены средства эстетического воспитания младших школьников, такие как:
1. Музыка и пение.
2. Художественная литература.
3. Изобразительное искусство.
4. Театр.
5. Кино и телевидение.
6. Творчество.
Во второй главе нашей исследовательской работы мы анализировали методические аспекты расширения музыкально-эстетического кругозора на занятии по хоровому пению в учреждении дополнительного образования. Нами были сформированы следующие выводы:
1. Были рассмотрены и проанализированы методические пособия и разработки по расширению музыкально-эстетического кругозора на занятии по хоровому пению. По итогам поисков, к сожалению, нами не были найдены искомые методические пособия, отвечающие нашим требованиям.
2. Музыкально-эстетический вкус. В справочной литературе по эстетике мы находим следующее определение этому понятию:
«Вкус эстетический - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать «прекрасное» от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического».
3. Советские ученые, представители теории эстетического воспитания — Ю. А. Лукин и В. К. Скатерщиков видят в структуре эстетического вкуса три начала: — «Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком... — Вкус выступает... как критерий совершенства или несовершенства... — Вкус представляет собой систему эстетических симпатий и предпочтений, а также антипатий и конкретизирует, «расшифровывает» эстетические потребности».
4. Эстетический вкус — это своеобразное поле эстетических норм, на основе которого производится оценка художественного произведения. Развитое эстетическое сознание личности включает в себя прежде всего развитую эстетическую чувственность (эстетическое восприятие, эмоции, переживания, чувства и чувственная часть эстетического вкуса) и эстетически развитый ум, или интеллект (рациональная часть эстетического вкуса, эстетический идеал, эстетические потребности, взгляды, убеждения).
5. Существует также понятие «музыкальный вкус». По мнению Ю. Б. Алиева, «под музыкальным вкусом понимается способность наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание, уметь оценивать образцы музыкального искусства, выбирать, отдавать предпочтение самому ценному, отвергать безобразное».
6. В нашей трактовке — музыкально-эстетический вкус является частным случаем вкуса эстетического. Таким образом, под музыкальноэстетическим вкусом мы понимаем способность людей дифференцированно, но адекватно реагировать на различные проявления музыкального искусства, в его неразрывной связи с окружающей действительностью через следующие факторы: сенсорные (эмоции, чувства и переживания), аксиологические (интуитивные догадки, эстетические оценки) и приоритетные (преимущества и потребности).
Целью нашего исследования было разработать и апробировать программу в области расширения музыкально-эстетического кругозора на уроках хорового пения в учреждении дополнительного образования.
Вместе с учащимися младших классов музыкальной школы мы провели эксперимент по выбранной теме нашего исследования. Для проведения эксперимента нами были разработаны и апробированы виды игровой деятельности: загадки на музыкальную тематику, кроссворды на знание музыкальных инструментов. Также нами были проведены два занятия по изучению специальной терминологии и дирижерских жестов. Результаты нашего эксперимента говорят о том, что цель нашего исследования была достигнута.
Исходя из проведенных исследований, мы сделали вывод, что изучение и освоение специальной терминологии на уроках хорового пения в учреждениях как дополнительного, так и общеобразовательного типа необходимо, поскольку это способствует эффективной организации работы со школьниками, пониманию школьниками целей и задач музыкальнотеоретической деятельности, а также расширению и формированию музыкально-эстетического кругозора для качественной и профессиональной деятельности на уроках музыки, пения и хорового класса.
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРУ
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ПРОДВИЖЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММ КАК
УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016



