ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 6
1.1 Понятие образовательных услуг. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг 6
1.2. Мировые рынки образовательных услуг. Тенденции развития и
национальные политики в области экспорта образовательных услуг 12
1.3. Регулирование рынка образовательных услуг 18
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНА РТ - ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».24
2.1. Краткая характеристика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» 24
2.2. Характеристика образовательных услуг как профильных 33
2.3. Современные тенденции и проблемы образовательных услуг 38
3. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КФУ КАК
УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ 49
3.1. Место КФУ на международном рынке образовательных услуг 49
3.2. Программа интеграции образования, науки и бизнеса 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
После перехода к рыночной экономике в России начал формироваться рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Хотя на рынке образовательных услуг можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или дополнительные курсы, все таки, большинство авторов, рассматривая сферу образовательных услуг, обращают свое внимание, в первую очередь, на высшие учебные заведения. Данная работа также посвящена изучению этого сегмента рынка.
Высшее образование в России, как и другие сферы производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает давление рынка. Будучи связанными новыми обязанностями и свободами, процессы управления в вузах становятся все более адекватными тем, которые используются в сфере предпринимательства, и высшие учебные заведения столкнулись с рядом проблем, связанных с процессами эффективного управления. Это обусловлено, прежде всего, нехваткой финансирования в целом и бюджетного финансирования в частности.
Вынужденные искать дополнительные источники поступления средств, вузы открывают новые специальности и специализации, на которые количественный прием, как, впрочем, и методика обучения, не всегда были продуманными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня экономических и юридических специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Положение усугубляется ликвидацией системы обязательного распределения молодых специалистов.
К потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов/слушателей, а с другой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним важным заказчиком (покупателем и потребителем) образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных студентов. Покупателями образовательных программ могут быть родители, участвующие в принятии решения о выбору вуза и оплачивающие обучение своих детей. Кроме них целевыми аудиториями вуза являются абитуриенты и средние школы, преподаватели и поставщики (издательства, производители учебной мебели, канцелярских товаров и пр.) и, наконец, СМИ. Все эти целевые аудитории имеют собственные потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.
Актуальность выбранной темы. За последние 25 лет возросла студенческая мобильность более чем на 300% и на сегодня составляет около 3 млн. человек. Ожидается, что к 2025 году - около 9 млн. человек. Больше всего студентов выезжает из Азии, в частности из Китая, Индии и Республики Корея, а также из арабских стран. В числе принимающих стран лидируют США - она приняла около 19% от общего числа выезжающих на учебу за рубеж студентов, Великобритания - 12%, Франция - 8%, Германия - 7%, Австралия - 7%.
Существуют страны, в которых больше студентов, обучающихся за рубежом, чем в собственной стране. Это Ангилья, Монтсеррат, Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова.
Поставленная перед образовательными учреждениями России задача стимулирования экспорта образовательных услуг в настоящее время решается двумя основными путями, каждый из которых имеет свои механизмы реализации. Первый путь - реализация межгосударственных и межправительственных соглашений по подготовке квалифицированных кадров для зарубежных стран. В этом случае обучение финансируется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Иностранные граждане направляются на учебу и затем трудоустраиваются исходя из приоритетов иностранного партнера. Число учащихся, направляемых ежегодно в конкретное учебное заведение относительно невелико, а основные маркетинговые проблемы решаются на межгосударственном уровне.
Второй путь - усиление работы по привлечению в вуз иностранных граждан, обучающихся «на условиях полной компенсации затрат», или что более правильно «на основании прямых договоров учебного заведения с физическими или юридическими лицами».
Объект изучения - рынок образовательных услуг.
Предмет изучения - механизм регулирования образовательных услуг в Республике Татарстан.
Цель дипломной работы состоит в изучении рынка образовательных услуг.
Задачи работы:
- рассмотреть потребительские потоки и операторов рынка образовательных услуг,
- изучить мировые рынки образовательных услуг и тенденции развития и национальные политики в области экспорта образовательных услуг,
- охарактеризовать регулирование рынка образовательных услуг ,
- рассмотреть современное состояние и перспективы развития образования в России на примере региона РТ - ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
- рассмотреть инновационные направления развития КФУ как университета третьего поколения.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Под рынком образовательных услуг понимают как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.
Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги.
Можно говорить о распространении рыночных отношений в сфере образования, участниками которых являются образовательные учреждения, учащиеся, посреднические структуры.
Конкурентную среду в сфере квалификационно-образовательных услуг возможно создать лишь при наличии значительных инвестиций. Государство должно поддерживать конкурентные отношения между учреждениями, предлагающими образовательные услуги, обеспечивая при этом реализацию основных приоритетов государственной политики в сфере образования.
В любых экономических условиях государство выполняет функции регламентации и контроля сферы образовательных услуг, формирования единых государственных стандартов, организации лицензирования образовательных учреждений, обеспечения опережающего и непрерывного образования, достижения высокого качества подготовки кадров.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (далее - КФУ) является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
КФУ в настоящее время (вместе со своей филиальной сетью) в рамках реализации ФГОС 3+ имеет право ведения образовательной деятельности (приема обучающихся на 1 курс образовательных программ) по 190 специальностям и направлениям подготовки (без учета повторяющихся направлений подготовки и специальностей в филиальной сети). Из них 95 - программам бакалавриата, 20 - по программам специалитета, 75 - программам магистратуры.
Стратегической целью является повышение конкурентоспособности университета в области образования, исследований и разработок, обеспечивающее его становление как ведущего российского и международного образовательного и научно-исследовательского центра, осуществляющего следующие виды деятельности: реализация инновационных образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования и содействие системной модернизации высшего и профессионального
образования регионов Приволжского федерального округа; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, а также доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства; удовлетворение потребностей формирующейся инновационной экономики округа, основанной на современных знаниях и технологиях, в кадрах, конкурентоспособных на глобальном рынке труда, а также обеспечение научных, технических и технологических решений комплексных задач территориального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития Приволжского федерального округа.
По данным рейтингового агентства Эксперт РА, предоставленным в начале 2019 года, К(П)ФУ занимает 1 место среди вузов Казани, 17 место среди вузов России.
По данным агентства THE World University Rankings за 2016 год, К(П)ФУ занимал 1 место среди вузов Казани, 4-5 место среди вузов России и 301-350 место среди всех вузов мира.
Итак, КФУ входит в число лучших университетов страны. В ближайшем будущем он может стать одним из ста самых престижных учебных заведений всего мира.
К числу основных проблем, которые встают перед КФУ, следует отнести:
- недостаточное количество подготовленных абитуриентов на ряд специальностей, например геология, математика, снижением качества школьного образования, демографическим спадом в России, падение престижа таких профессий, как научный работник, инженер, преподаватель;
- недостаточное количество подготовленных абитуриентов магистратуры, вызванное неразвитостью бакалаврских образовательных программ в российских вузах;
- кадровый голод, вызванный нежеланием оставаться в сфере науки и образования выпускников вузов из-за низкой оплаты труда, а также продолжающимся отъездом за границу лучших выпускников российских аспирантур и ведущих ученых, обусловленным предоставлением им лучших условий для работы;
- низкие темпы создания нормальных условий для образовательного и исследовательского процесса (наличие оборудованных аудиторий, кабинетов, современной инфраструктуры, лабораторной базы, рекреаций и проч.);
- недостаточная востребованность выпускников института, имеющих инженерные специальности.
К конкурентным преимуществам КФУ следует отнести:
- казанский университет имеет богатые многовековые традиции в области разных сфер, десятилетиями сложившиеся научные школы, прекрасный кадровый состав, аспирантура по современным разделам науки,диссертационные советы, печатные издания, получившие международное признание;
- выгодное географическое положение Казани, город многонационален и характеризуется расовой и религиозной толерантностью, он быстро развивается, благодаря чему многие абитуриенты едут поступать именно в Казань
- комфортабельные условия для проживания учащихся и сотрудников всех категорий.
Предлагается рассмотреть следующие способы привлечения иностранных студентов:
- создание новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами;
- переход на модульный междисциплинарный принцип проектирования и реализации образовательных программ;
- создание виртуальной образовательной среды с активным использованием мировых открытых образовательных ресурсов (EdX, Coursera);
- формирование репутации университета, реализующего уникальные образовательные программы, соответствующие международным стандартам;
- грантовая поддержка лучших российских и иностранных студентов;
- развитие кампуса.
В заключение хочется отметить, что для преодоления своих слабых сторон и повышения эффективности образовательных услуг ВУЗу необходимо использовать все существующие возможности. Реализация возможностей позволит снизить, или же убрать многие угрозы, которым подвержены образовательные услуги сегодня. Для успешной реализации сфатегии в университете должна действовать квалифицированная инициативная стратегическая единица, возможно, в виде отдела развития. SWOT-анализ является одним из начальных этапов в сложном процессе построения стратегии учебного заведения.
Для разработки стратегии возможно применение следующих инструментов: углубленный анализ конкуренции, анализ цепочки ценностей в процессе формирования выпускника, сфатегический анализ издержек, системный анализ сильных и слабых сторон конкурента ой компании.
Развитие новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест явилось основной причиной радикального пересмотра содержания и методов профессиональной подготовки студентов. Результаты исследований показывают, что есть неудовлетворенность со стороны работодателей качеством подготовки специалистов, и сами выпускники часто боятся непосредственной практической работы, поэтому в своем большинстве при трудоустройстве рассматривают и варианты работы, не требующей высшего профессионального образования.
Система высшего профессионального образованы, являясь социальным институтом, главная цель которого - воспроизводить интеллектуальный потенциал страны на основе опережающего развития, должна отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя. Этим обусловлена потребность в интенсификации подготовки будущих специалистов на основе инновационного обучения.
К ведущим функциям инновационного обучения относятся.
- интенсивное развитие личности студента и педагога;
- гуманизация учебно-воспитательного процесса;
- ориентация на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала.
Развитие в России рыночных отношений, экспансия глобализационных процессов, социальный и научно -технический прогресс предъявляют новые требования к человеческим ресурсам. Работник обязан быть конкурентоспособным профессионалом, и на подготовку именно таких специалистов должна ориентироваться система высшего профессионального образования.
Эта задача решаема. Благодаря инновационному обновлению образовательной деятельности вузов, становится возможным внедрение в педагогическую деятельность ранее неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, направленных на формирование личности студента, способного самостоятельно ориентироваться в получаемой информации и обладающего творческим нешаблонным мышлением.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ [в ред. от 21.07.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
2. Проект постановления Правительства России о мерах государственной
поддержки ведущих университетов в целях повышения их
конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: М1р://минобрнауки.рф/. 3. [Электронный ресурс],
http: //mon.gov/ru/pro/niu/
3. Белоусов А. Инженеры новой волны // Эксперт. 2014. №51 (928). С. 111.
4. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1115-1119.
5. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг. Интернет- журнал «Век глобализации», 2016. - №2. Электронный журнал. - Р ежим доступа: cyberlemnka.m/artide/n/mezhdunarodnyy-rynok-obrazovatelnyh-uslug
6. Григорьева Н.Н. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Юнити- Дана, 2014. - 399 с.
7. Данченок Л.А., Ласковец С.В., Хлебодарова Е.С. Маркетинговый анализ цен на рынке образовательных услуг: региональный аспект: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Маркетинг в развитии территорий»// Сб. научных трудов. -Ярославль, 2015. - С.34.
8. Дементьева С.В. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - №6. - С. 158-164.
9. Дерябина А.А., Зайцева И.В., Филимонов А.А. Управление ценовой
политикой вуза по оказанию образовательных услуг в условиях конкуренции. В сборнике: XL Неделя науки СПбГПУ материалы Международной научнопрактической конференции. Редакционная коллегия: В.Э. Гасумянц
(ответственный редактор), Ю.А. Голуб, А.В. Володкин . 2014. - С. 162-163.
10. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. - 2016. - №3. - С. 7377.
11. Елкин С. Е. Модернизация системы экономического образования в России в
условиях институциональной трансформации научно-образовательных
комплексов (монография) / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, В. П. Чижик. — Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2016. — 257 с.
12. Иванкина Л. И., Фисоченко О. Н., Берестнева О. Г. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономны х республик РФ к образовательным условиям ВУЗа, Издательство ТПУ 2013-238 с.
13. Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. - Электронный ресурс. - Режим доступа: marketcenter.ru/ctent/doc-2-11586
14. Ищук Т.Л. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг высшей школы// Креативная экономика - 2015 - №7 - С. 25-31.
15. Как составлялся рейтинг: процедура и методология. Рейтинг вузов «Эксперт
РА» [Электронный ресурс ]. - Доступ
http: ///www.raexpert. ru/rankings/vuz/method/
16. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2015. - №3. - С. 42-47.
17. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Высшее образование сегодня. - 2016. - №2 . - С.3-25.
18. Конькова О. М. Инновационные направления совершенствования вузовской подготовки студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 37. - С. 68-73.
19. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2014.- №6. - С. 69-76.
20. Кошелева Е.Ю., Самофалова Е.И. Социологический портрет образовательного мигранта из стран дальнего зарубежья на при мере Томского политехнического университета // Портрет образовательного мигранта: основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации / под ред. Е.Ю. Кошелевой. - Томск: РАУШ МБХ, 2015. - С. 153-165.
21. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6. - С.284-288.
22. Ласковец С.В. Инструменты маркетингового анализа перспектив регионального взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг: материалы III Международной научно-практической конференции «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях// Сб. научных трудов. - М.: МЭСИ, 2015. - 324 с.
23. Ласковец С.В., Нетесова А.В. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: маркетинговые исследования// Проблемы теории и практики управления - 2015 - № 11 - С.37.
24. Лебедева Н.А. Комплексная система мониторинга факторов внешне го окружения и внутренней среды вуза // Креативная экономика. — 2014. — № 11 (95). — С. 19- 32.
25. Мосейкин Ю.М. Российский рынок должен поглощать, а не выплевывать рабочую силу. Интерне т-журнал «Higher Educati Discovery», 2015. Электронный журнал.-Режим доступа:
akvobr.ru/rossiiskii_rinok_dolzhen_pogloschat_rabochuyu_silu
26. Мухаметшина, Е. Не в перв ой сотне. 10.09.2016. газета.т. [Электронный ресурс]. - Доступ httpwww.gazeta.ru/social/2016/09/10/ 5646101.shtml
27. Портал Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. — [Электронный ресурс]. - Доступ http5top100.ru/
28. Пугач В.Ф. Мобильные студенты в высшем образовании России. Интернетжурнал «Высшее образование в России», 2016. - №4. Электронный журнал. - Режим доступа: elibrary.ru/item.asp/16357013
29. Развитие образования на 2013—2020 годы: Государственная программа РФ. URL: http: //минобрнаукиРФ/
30. Рейтинг консалтинговой компании Quacquarelli Symds (QS) [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.topuniversities.com/ university-rankings/ world- university-rankings/2017
31. Российские вузы не помещаются в рейтинг. — [Электронный ресурс]. - Доступ http://www.gazeta.ru/social/2017/11/02/4839677.shtml
32. Российское образование. Федеральный портал. URL: http: //www.edu.ru/abitur/ act.9/index.php.
33. Сидоренко Т. В. Мировые рейтинги университетов как стимул к совершенствованию системы высшего образования России // Всероссийский научный журнал Философия образования. — НГПУ ИФиП СО РА Н, 2016. — № 4(55). — 32 с.
34. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузах региона // Регионология. - 2013. - №2. -С.45-49.
35. Томский политехнический университет: подъем пере воротом // Эксперт. 2014. №51 (928). С. 34.
36. Чаган Н.Г. Национальные модели обеспечения качества образования высшей школы // Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 3. С. 17.
37. Швыденко Н.В. Методологические аспекты создания системы управления строительством молодежных жилищных комплексов. Интернет-журнал «Науковедение», 2016. - №4. Электронный журнал. - Режим доступа: naukovedenie.ru/PDF/91 ergsu412. pdf