Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста

Работа №32305

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
830
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Требования к обучению иностранному языку детей дошкольного
возраста 7
1.2. Роль ролевых игр в жизни дошкольников и ее виды 12
1.3. Обучение детей дошкольного возраста иноязычному
говорению 16
1.4. Авторская программа “Hello English” 22
Глава 2. Особенности использования ролевых игр при обучении иностранному языку 26
2.1. Психологические особенности детей младшего
возраста 26
2.2. Современные педагогические технологии на занятиях по иностранному
языку в ДОУ 31
2.3. Организация сюжетно-ролевой игры с учетом внедрения ФГОС 37
Глава 3. Подготовка и проведение экспериментальной деятельности 45
3.1. Подготовка и проведение ролевой игры при обучении иностранному
языку 45
3.2. Этап реализации опытно-экспериментальной работы 49
3.3. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 59
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 71


Обучение детей иностранным языкам является задачей государственного значения. Овладение современными детьми иностранными языками будет способствовать развитию внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, определять «климат» взаимоотношений между народами планеты, благоприятно влиять на диалог культур. Выполнение этой задачи требует совершенствования путей и методов повышения эффективности процесса обучения иностранному языку. Наряду с другими методами обучения учителями иностранных языков используются разнообразные игры и игровые приёмы, которые пронизывают учебную деятельность на всех этапах обучения от игры с мячом до выхода в деловую игру. При этом для учебной деятельности по изучению иностранных языков самой естественной и плодотворной формой обучения является ролевая игра.
Конечно, игровое обучение не является единственным приёмом в образовательной работе с детьми. Но игра - это отличная возможность для развития важнейших психологических свойств личности, необходимых для приобретения нравственных качеств, подготовки к труду, формирования гражданского сознания. Именно игра способна стимулировать познавательную активность детей, их мышление, творческое воображение, интуицию, память, смекалку. Возврат в процессе обучения к генетически более ранним формам деятельности, какой и является игра, помогает педагогу наполнить ее новым содержанием, сделать действенным средством «учения с увлечением». Кроме того, включение игры в педагогический процесс помогает учителю создать эмоционально насыщенный контакт с детьми, при котором развитие и воспитание обучающегося идет как формирование творческой индивидуальности. Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Исследованию особенностей ролевой игры при обучении иностранному языку посвящены работы М.А. Ариян, P.C. Алпатовой, Н.В. Шуваловой, Е.А. Аргустанянц, Н.Г. Барышниковой и др., в которых они акцентируют своё внимание на разных составляющих учебной ролевой игры: ролях, структуре, функциях, этапах подготовки и проведения, решаемых коммуникативных задачах, видах речевой деятельности, которым можно обучить с помощью ролевых игр. Возможностям использования ролевых игр в интенсивном обучении иностранному языку посвящены работы Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородской.
Объектом исследования является процесс обучения дошкольников иностранному языку.
Предметом исследования выступает методика применения ролевой игры при обучении иноязычному общению.
Гипотезой нашей работы является применение ролевой игры с элементами сингапурских технологии в процессе обучения детей дошкольного возраста иностранному говорению будет способствовать повышению эффективности освоения языка.
Согласно проблеме, предмету и объекту исследования, была выявлена цель и поставлены следующие задачи:
Цель работы: разработка теоретически обоснованной методики проведения ролевых игр, обеспечивающей повышение уровня формируемых у учащихся иноязычных коммуникативных умений и общей культуры общения.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие ролевой игры, её функций, структуры.
2. Определить динамику ролевых игр в процессе обучения иностранному языку, то есть установить, каким образом трансформируются роли, вербальное и невербальное поведение участников, какие изменения претерпевают коммуникативные задачи, какие функции игры доминируют на разных этапах обучения.
3. Рассмотреть особенности разработанной авторской программы;
4. Определить особенности ролевых игр при обучении иностранному языку;
5. Провести эксперимент с использованием ролевой игры с элементами сингапурской технологии в обучении детей иноязычному говорению.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретические (изучение литературы по методике преподавания иностранных языков в нашей стране и за рубежом, анализ литературы по педагогике, психологии, средств массовой информации, диссертационных исследований, учебных программ; эмпирические методы (наблюдение за педагогическим процессом в детском саду, беседы с воспитателями, родителями), эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в том, что определены роль и место ролевых игр в процессе обучения иностранному говорению детей дошкольного возраста с использованием сингапурских технологии.
Теоретическая значимость: создана теоретически обоснованная модель обучения иностранному языку в дошкольном возрасте на основе применения технологии ролевой игры. Разработанная теоретическая модель позволяет эффективно организовывать педагогический процесс формирования коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий.
Практическая значимость заключается в возможности применения рекомендаций по отбору содержания, результатов исследования, представленных в подробном описании ролевой игры «Журналистики» в системе дошкольного образования. Предлагаемая методика может быть использована при проведении ролевых игр для других языков, изучаемых как иностранные, подготовке семинаров по методике преподавания иностранного языка и при составлении программ и учебных пособий с целью улучшения организации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Теоретические положения могут быть включены в курс лекций по теории методики преподавания иностранных языков в педагогических вузах, колледжах, использованы педагогами и воспитателями детских садов, которые преподают иностранный язык детям дошкольного возраста, служить основой для дальнейших исследований по данной проблематике.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в России особое внимание уделяется обучению детей иностранным языкам с раннего возраста, а именно обучению коммуникативным навыкам, поскольку общество в котором мы живем нуждается в людях, которые умеют вести диалог с людьми различных стран.
В данной работе мы подняли одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема обучения иноязычному говорению детей дошкольного возраста. После проведения анализа теории и практики применения ролевых игр в учебном процессе в дошкольных образовательных учреждениях, мы пришли к выводу, что использование игр повышает мотивацию к изучению языка, формирует коммуникативные умения в большей степени.
В первой главе мы рассмотрели требования к обучению иностранному языку детей дошкольного возраста, изучили теоретический материал по обучению иноязычному говорению, и дали представление об авторской программе, разработанной в МАДОУ «Детский сад №131 комбинированного вида г. Казани».
Во второй главе нами было проанализированы особенности использования ролевых игр при обучении иностранному языку, рассмотрены психологические особенности детей младшего возраста, что дало нам полное представление о роли игры и игровых методов обучения иностранным языкам, а именно иноязычному говорению на начальном этапе обучения, поскольку. В игре незаметно для самого ученика лучше усваивается языковой материал, слабые и неуспевающие ученики вовлекаются в процесс обучения.
Хочется отметить, что, при использовании игр и игровых методов в процессе обучения, активен не только говорящий, но и слушающий.
улучшения навыков ведения диалога среди детей дошкольного возраста. Во время хода эксперимента было выявлено, что даже самый пассивный ребенок смог проявить себя с лучшей стороны, развить свои когнитивные и социальные навыки благодаря ролевым играм. Анализ результатов показал, что ролевые игры с использованием сингапурских технологии благотворно влияют на результаты обучающихся, особенно на коммуникативную деятельность и повышают интерес и мотивацию к изучению иностранных языков, развивают творческие способности детей.
Таким образом, можно констатировать, что поставленная цель данного исследования была достигнута. Подтверждена гипотеза о том, что ролевые игры с использованием сингапурских технологии способствуют повышению эффективности обучения.



1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (преподавание иностранных языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.
2. Алпатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению. Дисс. канд. пед. Наук / Р.С. Алпатова. - М., 1987 - 186 с.
3. Аргустанянц Е.И. Использование ролевых игр в обучении слушанию и говорению / Е.И. Аргустанянц. - М., 1982. - 210 с.
4. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней шкоде: Дис. . канд. пед. наук. / М.А. Ариян. - М., 1982. - 178 с.
5. Артёмова JI.B. Организация взаимовлияния в игре // Дошкольное воспитание / JI.B. Артёмова. - M.,1972. - C. 81
6. Артемьева О.А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Учебно-методическое пособие / О.А. Артемьева. - M., 2001. - 75 с.
7. Барышникова Н.Г. Ролевое поведение как фактор интенсификации учебного процесса (на материале интенсив, обучения взрослых иностранному языку) / Н.Г. Барышников. - M., 1984. - 169 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди // Психология и человеческие взаимоотношения / Э. Берн. - Спб.: Лениздат., 1992. - C.96
9. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалъко В.П. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
10. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкий на базе английского) / И.Л. Бим. - M., 2001. - 44 с.
11. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного обучения: Опыт системно-структурного описания / / И.Л. Бим. - М.: Русск. Язык, 1977. - 288 с.
12. Бим И.Л. Педагогический вуз: состояние и проблемы // Иностранные языки в школе / И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Т.Е. Сахарова. - М., 1996. - С. 2-6.
13. Бим И.Л., и др. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе / И.Л. Бим, Н.П. Каменецкая, А.А. Миролюбов. - М., 1995. - C. 2-8.
14. Бирштейи М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые
игры в мире: Материалы международной научно-практической
конференции «Белые ночи», поев. 60-летию деловых игр / М.М. Бирштейи.- M., 1997. - 219 с.
15. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии / Л.И. Божович. - M., 1979. - C. 47-56.
16. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале ианглийского языка) автореф. дис. кандидата пед.наук / С.Л. Бояринцева. - Москва, 2007. - C. 16
17. Вербицкий А.А. Два источника повышения качества преподавания и проблема знаково-контекстного обучения // Вопросы повышения качества подготовки специалистов / А.А. Вербицкий. - М.: НИШ ВШ. 1984. - C. 7385
18. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения / А.А. Вербицкий.
- М.: Знания., 1983. - 95 с.
19. Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра // Современная высшая школа / А.А. Вербицкий. - М.: Прогресс. 1982. - C. 129-144
20. Виноградова О.С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам студентов специализированных ВУЗов / О.С. Виноградова. - М., 2003. - C.42-50
21. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод, пособие / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2001. - 80 с.
22. Ворожцова И.Б. Личностно-позиционно- деятельностная модель обучения иностранному языку: Автореф. дис. доктора, пед. наук. / И.Б. Ворожцова. - М., 2002. - 47 с.
23. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г.А. Воронина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с.
24. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В. Воронина - М. «5 за знания», 2006. - 256 с.
25. Выготский JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии / JI.C. Выготский. - M., 1966. - с. 62-76
26. Выготский JI.C. Инструментальный метод в психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2 / JI.C. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 448 с.
27. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.З. / JI.C. Выготский. - М.: Педагогика. 1983. - 328 с.
28. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии: Уч. пос. для студ. Вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
29. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2004. - 192с.
30. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстоун. - М.: Высш. шк. 1988. - 127с.
31. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика (теория, методология, практика) / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта и Наука, 2003. - 765 с.
32. Горчев А.Ю. Контроль в обучении школьников: Историографический анализ. Научное издание / Горчев А.Ю. - М., 2007. - 70 с.
33. Гурьянова О.Н. Использование Игровых речевых ситуаций при формировании коммуникативных умений дисс. . канд. пед. Наук / О.Н. Гурьянова. - Москва, 1999. - 198 с.
34. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении / О.Б. Даутова. - Спб.: Каро, 2006. - 352 с.
35. Дементьев В.П. О понятии и сущности эффективности процесса обучения // Педагогический поиск: опыт, проблемы, перспективы. Информационный бюллетень, выпуск 3 / В.П. Дементьев. - М.,1993. - C.16-23
36. Джонсон Д. Методы обучения в сотрудничестве / Д. Джонсон, Джонсон- Э. Холубек. - Спб: Экономическая школа, 2001. - 256 с.
37. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / под ред Е.С. Полат. - М.:1991. - 137 с.
38. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография / Е.Н. Соловова. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
39.Зимняя И.А. Особенности создания проблемных ситуаций при обучении иностранному языку // Проблемное обучение в специальном вузе / И.А. Зимняя. - М., 1987. - 156 с.
40.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд. 2-е, доп., испр. и пераб / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2005. - 384 с.
41. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 156 с.
42. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
43.Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1989. - 210 с.
44. Ильина Т.А. "Проблемное обучение понятие и содержание" Проблемное обучение - понятие и содержание. // Вестник высшей школы / Ильина Т.А. - M., 1976. - C.28
45. Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 года
46. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
47. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - Изд-во Московского университета, 1986. - 175 с.
48. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е. В. Ковалевская. - М, МНПИ, 2000. - 226 с.
49. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение на рубеже веков // Образование XXI века: проблемы и перспективы / Е. В. Ковалевская. - Магнитогорск, 1998. - C. 20-56
50. Ковалевская Е.В. Проблемность в интеграции различных подходов к преподаванию иностранных языков / Интеграционные процессы в образовании / Е. В. Ковалевская. - Бирск, 1999. - 310 с.
51. Козленке Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений / Н.Н. Козленке. - М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. - 173 с.
52. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе / О.А. Колесникова. - M., 1989. - C. 38-42.
53. Компьютерные телекоммуникации школе, пособие для учителя / под ред Полат Е.С. - М.: 1995. - 168 с.
54. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А.В. Конышева. - Спб: КАРО, Мн.Издательство «Четыре четверти», 2004. - 135 с.
55. Конышева А.В. Современные методы обучения Английскому языку / А.В. Конышева. 3-е издание. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 176 с.
56. Коржуев А.В., Попков В.А. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: Учебное пособие для ВУЗов / А.В. Коржуев, В.А Попков. - М.: Академический Проспект, 2006. - 160 с.
57. Крайг Грейс Психология развития / Грейс Крайг. - 7-е междунар. изд. СПб.Питер, 2002. - 292 с.
58. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М., 1972. - 134 с.
59. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьни ков / В.А. Крутецкий. - Москва, Воронеж, 1998. - 153 с.
60. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И.Я. Лернер. - М., 1982. - C.91-111
61. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Ливингстоун. - М.: Высшая школа, 1988. - C. 157
62. Лозанов Г.К. Суггестологическая теория коммуникаций и учебный процесс / Г.К. Лозанов. - София. 1975. - C. 1-14.
63. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. - М. 1975. - 156 с.
64. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Дис. докт. психол. Наук / A.M. Матюшкин. - М., 1973. - 193 с.
65. Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / A.M. Матюшкин. - М., 1981. - C.52-81
66. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М.,1972. - 172 с.
67. Махмутов М.М. Вопросы организации процесса проблемного обучения / М.М. Махмутов. - М., 1977. - 139 с.
68. Махмутов М.М. Еще раз к вопросу о проблемном обуче-нии//Политическое самообразование / М.М. Махмутов. - M., 1984, № 2. - C.13-15
69. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. - М. Ступени ИНФРА-М, 2002. - 448с.
70. Моисеева М.В. Интернет обучение Технологии педагогического дизайна под ред. М.В. Моисеевой / М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.
71. Мусницкая Е.В. Контроль в обучении иностр. яз.: Кн. для учителя / Е.В. Мусницкая. - М.: Дом педагогики, 1996. - 192 с.
72. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ. метод. Пособие / Сост. В.В. Копылова. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 446 с.
73. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Мн.: Высшая школа.- M., 1998. 4-е изд. - 552 с.
74. Негневицкая Е.И. Система игр для обучения дошкольников русскому языку как иностранному / Е.И. Негневицкая. - Будапешт. 1986. - 65 с.
75. Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодаления коммуникативных барьеров: Дисс. канд. психол. Наук / Л.И. Новикова. - М. 1984. - 167 с.
76. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пос. для студ. пед. ВУЗов / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.- 239 с.
77. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - 112с.
78. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416с.
79. Трайнев В.А. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика) / В.А. Трайнев. - М.: Прометей, 2003. - 236с.
80. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пос. для учителя / А.В.Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383с.
81. Шаронова С.А. Деловые игры: учебное пособие / С.А.Шаронова. - М.: Изд- во РУДН, 2005 - 166с.
82.Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. - М.: Владос, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ