Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Работа №32297

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
874
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы общения и взаимодействия у дошкольников с расстройством аутистического спектра 8
1.1. Развитие навыков общения и взаимодействия в дошкольном
детстве 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра 14
1.3. Трудности общения и взаимодействия у детей с расстройством
аутистического спектра 20
Выводы по главе 1 25
Глава II. Эмпирическое изучение навыков общения и взаимодействия у дошкольников с расстройством аутистического спектра 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ сформированности навыков общения и взаимодействия у
дошкольников с расстройством аутистического спектра 31
2.3. Анализ соответствия дошкольников с расстройством аутистического
спектра правилам социальной нормы 39
2.4. Изучение личностных особенностей детей с расстройством
аутистического спектра 43
2.5. Оценка прогностических способностей дошкольников с расстройством
аутистического спектра 46
2.6. Взаимосвязь показателей навыков коммуникации и показателей успешной
социализации у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы 50
Выводы по главе II 55
Глава III. организация логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы 57
3.1. Основные принципы логопедической работы по формированию навыков
общения и взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы 57
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков общения и взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной
сферы 59
Выводы по главе III 62
Заключение 64
Список литературы 66
Приложения 75


Актуальность исследования. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями и передающегося сначала близкими людьми, затем учителем и другими значимыми взрослыми, сверстниками. Высокий уровень развития навыков общения и взаимодействия рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде.
Проблема формирования коммуникативных умений у детей с нарушениями в развитии давно привлекала внимание исследователей. Особенно это актуально для детей с расстройствами эмоциональной сферы, однако этой проблемой начали заниматься относительно недавно такие отечественные и зарубежные исследователи, как В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, К. Гилберг, Л. Винг, Ю. Фриз [23, 24, 38, 39] которые подчёркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза, является недостаточное развитие или отсутствие потребности и способности к общению.
В отечественной специальной психологии имеется ряд научно - практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы, а также по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М. Ю. Веденина, С. А. Морозов, JL Г. Нуриева, О. С. Никольская, А. В. Хаустов) [38], [39], [51], [52]. В то же время, в научной и методической психолого-педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам создания условий для развития коммуникативных способностей
дошкольников с эмоциональными нарушениями, что и обуславливает необходимость проведенного нами исследования.
Цель исследования: выявить уровень развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями и разработать программу логопедической работы по формированию у них навыков общения и взаимодействия.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с расстройствами эмоциональной сферы.
Предмет исследования: формирование навыков общения и
взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у детей с расстройствами эмоциональной сферы могут быть выявлены значительные трудности в общении и взаимодействии. Разработанная нами стратегия формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами эмоциональной сферы в процессе логопедической работы будет эффективна при реализации следующих условий:
• систематичности проведения занятий;
• учета изначального уровня развития коммуникативных навыков у конкретного ребенка при подборе упражнений для выстраивания индивидуального плана работы;
• постепенном усложнении упражнений, предъявляемых ребенку, по мере освоения им материала.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами эмоциональной сферы.
2. Осуществить эмпирическое исследование коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы.
3. Выявить особенности коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы в сравнении с их нормотипичными сверстниками.
4. Разработать программу развития навыков общения и взаимодействия в рамках логопедической работы с дошкольниками с расстройствами эмоциональной сферы.
Методологическими основами исследования стали идеи о ведущей роли общения в формировании и развитии личности (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн); модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции (В. В. Лебединский и др., 1990, 2003); теория общения М. И. Лисиной; концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. Также, исследование опирается на представление об аутизме как искажённом типе психического развития, главным проявлением которого являются нарушения коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных недостатков (Е. Р. Баенская, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• анализ анамнестических данных;
• эмпирические методы:
• Методика исследования коммуникативных способностей детей, представленная в учебном пособии «Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений» под редакцией Н.Е. Вераксы;
• Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации, разработанная Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафиным;
• «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго;
• Опросник «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» А.М. Kазьмин и коллеги;
• «Забавные сюжеты» Т.В. Артемьева;
• Опросник «Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка», Самохвалова А.Г.;
• «Угадайка» Л.И. Переслени и В.Л. Подобед);
• статистическая обработка данных при помощи SPSS Statistics 21.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
выявленные результаты исследования особенностей навыков общения и взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы могут быть использованы логопедами и дефектологами, для разработки технологий и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения.
Задания, предложенные в разработанной нами программе, могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и в целях профилактики нарушений навыков общения и взаимодействия у дошкольников с расстройствами эмоциональной сферы.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия в научно-практических конференциях: Итоговая научно
образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г.Казань, 2018, 2019 г.); III Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная юбилею А.Н. Леонтьева (г.Казань, 2018 г.); III Международная студенческая научно-практическая конференция «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (г. Минск, 2019 г.); Международная научная конференция «Зимняя школа по психологии состояний» (г.Казань, 2019 г.); III Международная научно-практическая конференция «Социальнопедагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 2019 г.); Всероссийская студенческая конференция «Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного» (г. Нижний Новгород, 2019 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теория многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции — это психологическая концепция, разработанная Лебединским В. В. совместно с Бардышевской М. К., которые рассматривали систему эмоциональной регуляции как «подобие геологических напластований», которые, в свою очередь, имеют собственные функции и строение, иерархически связаны друг с другом.
Авторы данной концепции считают, что нарушения связей между разными видами поведения, формами символической активности и психическими функциями являются вторичными по отношению к первичным нарушениям связей между различными каналами эмоционального контакта ребенка с расстройством аутистического спектра с другими людьми. По причинам преждевременного расщепления достаточно ранних аффективно - поведенческих комплексов появляется изоляция какой-либо психической функции.
Формирование коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач в период дошкольного детства, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков участников общения. У дошкольников с эмоциональными нарушениями отмечается стойкое недоразвитие навыков общения и взаимодействия. Детям с аутизмом весьма сложно дается процесс социального и коммуникативного развития. Это связано с непониманием сигналов внешних раздражителей - эмоций, мимики, жестов, интонаций, слов с неоднозначным смыслом, правил поведения, с одной стороны, и одновременно у самих детей выявляется отрешенность, поглощённость одними и теми же интересами, стереотипии, эхолалии, буквальное восприятие, трудности формулировки понятной речи, с другой стороны. Однако, несмотря на это, эти дети все хорошо понимают, но у них отсутствует интуиция, это существенно затрудняет процесс коммуникации с другими людьми.
Для изучения навыков общения и взаимодействия нами было проведено специальное исследование коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников с расстройством аутистического спектра не сформированы следующие компоненты коммуникативных навыков:
- трудности опознания эмоционального состояния окружающих;
- низкий уровень ориентации на взаимодействие со взрослыми, однако наиболее успешны дети с РАС оказались в ситуациях взаимодействия со взрослым;
- у всех дошкольников с РАС обследованной группы наблюдается эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение в легкой или выраженной степени;
- дети с расстройством аутистического спектра, из-за сниженного понимания опасности, склонны совершать поступки, которые могут повлечь за собой опасные для самого ребенка последствия;
- понимание ребенком с РАС задач, предъявляемых взрослым, зависит от сформированности процессов регуляции, то есть от устойчивости произвольного внимания ребенка и его умения регулировать свои мысли в плане прогнозирования собственных коммуникативных действий;
- низкий уровень сформированности коммуникативного развития дошкольников с РАС во взаимодействии со сверстниками, родителями и воспитателями во всех видах деятельности.
Для развития навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями нами была разработана специальная система упражнений, разделенная на два блока, которые основываются на эмоционально-уровневом и когнитивно-поведенческом подходах. В данную систему упражнений были включены игры и упражнения, способствующие развитию умения распознавать эмоции других и выражать свои эмоции, умения вступать в контакт с окружающими, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умения взаимодействовать и сотрудничать.


1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009 - № 2. - С.
4- 10;
2. Альбицкая, Ж.В. Возрастные особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с различными психическими расстройствами [Текст] / Ж.В. Альбицкая // Медицинский альманах. - №5(50). - 2017. - с.144-146
3. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская - М.: Аспект Пресс. - 2011. - 287 с.;
4. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. - М.: Теревинф. - 2006. - 216 с.
5. Архипова, С.В. Особенности актуального развития дошкольников с расстройством аутистического спектра [Текст] / С.В. Архипова, Н.В. Стёпкина // Проблемы современного педагогического образования. - №58-2. - 2018. - С.14-18;
6. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова // Изд-во Казан.ун-та. Казань., 2017;
7. Бакушева, В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми [Текст] / В.Ю. Бакушева. - М.: Лотос. - 2004. - с. 91;
8. Башина, В.М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом [Текст] / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // Альманах «Исцеление»: для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью. - М., - 1993. - С. 161-165;
9. Баянова, Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 128 с.;
10. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин //
Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332;
11. Выготский, Л.С. Том 2: Проблемы общей психологии: [мышление и речь] [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
12. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 124 с.;
13. Гринина, Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра [Текст] / Е.С. Гринина // Инклюзия в образовании. - №2 (2). - 2016. - С. 159-174;
14. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Ред. Н.Е. Вераксы, - Москва: Мозаика- Синтез, 2007. - 112 с.
15. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. - Минск: Педагогика, 1985;
16. Ихсанова, С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками [Текст] / С.В.Ихсанова - СПб., 2011;
17. Кирсс, Д.А. Анализ причин аутизма и методов абилитации детей- аутистов с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана [Текст] / Д.А. Кирсс, А.А. Самигуллина, С.Н. Галышев // Apriori. Серия: гуманитарные науки. - 2015. - №3. - 32с.;
18. Казьмин, А.М. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко,
О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина // Клиническая и специальная психология, 2014. - Т 3. - № 3. - С. 62-75.
19. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб: Питер, - 2005.
20. Колесникова, Г.Ю. Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Г.Ю. Колесникова, Е.А. Лоншакова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 49-1. - С. 50-54
21. Конева, И.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами ABA-терапии [Текст] / И.А. Конева, К.А. Куликова, Н.С. Терешина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. - 2016. - С. 336-341;
22. Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, А.А. Реан — СПб.: «Прайм-Еврознак», 2008;
23. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // М.: Московский университет, 1990. — 197 с.;
24. Лебединская, К.С. Дети с нарушением общения [Текст] / Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Просвещение, - 1989;
25. Лехтман-Абрамович, Р.Я. Этапы развития игры и действие с предметами в раннем детстве [Текст] / Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина. - Москва: Медгиз, 1949. - 70 с.;
26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.;
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психология ребенка [Текст] / М.И. Лисина // Под ред. Рузской А.Г. - М.: Воронеж, 2010. - 384 с.;
28. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: монография [Текст] / Л. Я. Лозован // Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. - Москва: ИСМО РАО. - 2010. - 141 с.;
29. Лунева, О.В. История исследования социального интеллекта (начало) [Текст] / О.В. Лунева // ЗПУ. - 2008. - №4;
30. Мальтинская, Н.А. Формирование учебного поведения у детей с РАС [Текст] / Н.А. Мальтинская // Вестник педагогических инноваций. - № 2 (42). - 2016. - С.67-74;
31. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии) [Текст] / Е.М. Мастюкова - М.: Гуманит. Изд-во Владос, 1997. - 304 с.;
32. Меснянкина, К.К. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания [Текст] / К.К. Меснянкина, А.И. Сарелайнен, С.И. Анищенко, К.Б. Калинин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - № 5;
33. Микиртумов, Е.Б. Клиническая психиатрия раннего детского возраста [Текст] / Е.Б. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный // СПб.: «Питер», - 2001. - С. 24-26;
34. Мнухин, С.С. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей [Текст] / С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1967. - № 10. - 105 с.;
35. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности [Текст] / В.С. Мухина. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 640 с.;
36. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст] / В.С.Мухина - М.: Институт практической психологии, 1998. - 458 с.;
37. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Носко. - Владивосток, 2003;
38. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; ред. А.Г. Яковлев. - М., 2005.
39. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О.С. Никольская // Дефектология. - 1995. - № 1.
40. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb10.eom/b/62;
41. Переверзева, Д. С. Особенности процесса зрительного опознания у детей 3-7 лет с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Д.С. Переверзева // Экспериментальная психология. - 2011. - №3. - С. 59-73;
42. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж.Пиаже.
- М.: Просвещение, 2011. - с.586;
43. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от
21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
44. Попова, А.В. Обучающее приложение с элементами распознавания выражений лиц для детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Попова А.В., Меснянкина К.К., Калинин К.Б., Анищенко С.И. // В сб. трудов XXIII научной конференции СИТО. - 2016. - С. 200-203;
45. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [Текст] / X. Ремшмидт. - М.: Медицина, 2013. - 125 с.;
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком. - 2011. - с. 720;
47. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь,
2011. - 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ