Введение
Глава 1.Теоретические основы образа психолога 7
1.1. Психолог как личность и как профессионал 7
1.2. Описательная психология и субъективные установки психолога.
Объяснительная психология и объективные установки психолога 16
1.3 Практическая психология и мастерство психолога 23
1.4. Образ психолога в современной России 26
Глава 2. Организация и методы исследования представления о содержании образа психолога у студентов 1 курса психологических направлений и студентов 4 курса психологических направлений 32
2.1. Описание выборки исследования 32
2.2. Методы и процедура исследования 32
2.3. Математико - статистические методы обработки данных 34
Глава 3. Исследование представлений о содержании образа психолога у студентов 1 курса психологических направленностей и студентов 4 курса психологических направленностей 36
3.1 Исследование представления о содержании образа реального и идеального
учителя у подростков 36
3.2 Изучения влияние срока обучения студентов психологических
направлений на восприятие образа психолога 43
Выводы по 3 главе 51
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Сложная и многоаспектная деятельность практического психолога выдвигает серьезные требования к его индивидуально-психологическим особенностям и профессиональным качествам практического психолога, требуя от него постоянного самопознания и психокоррекции собственных проблем. Профессиональное становление студента может быть успешным и продуктивным при условии, что процесс его профессиональной подготовки базируется на формировании системы адекватных представлений о профессии. Имеющиеся у субъекта представления о профессии осуществляют влияние не только на профессиональное, но и на личностное развитие.
Данная тема актуальна в связи с появлением новых специальностей, которые требуют высокого уровня подготовки специалистов не только в области теории, но и практики.
Профессиональная картина мира будущего специалиста, которая включает представления о будущей деятельности, ее цели и способы ее достижения, этические требования к психологической работе, о конкретных навыках профессионального общения, формируется именно в период обучения и во многом определяет судьбу специалиста[7].
Основным аспектом актуальности данной проблемы является потребность сознательного, целенаправленного и продуктивного изучения формирования представлений студентов о будущей профессии, так как они составляют основу профессиональной деятельности[17].
Степень изученности. Отдельные стороны процесса подготовки будущих практических психологов и их профессионального становления анализируются в работах А. Ф. Бондаренко С. В. Васьковской, П. П. Горностая, Л. В. Долинской, А. И. Донцова, С. Д. Максименко, В. Г. Панка, Н. И. Повякель, Н. В. Чепелевой, Н. Ф. Шевченко и других исследователей, однако целый ряд аспектов этой проблемы еще остается недостаточно раскрытым. Так, рефлексивный аспект профессионального становления еще не нашел
достаточной представленности в современных исследованиях, хотя названные авторы и подчеркивали, что именно активная рефлексия дает возможность сделать профессиональное становление активным, творческим и личностно значимым процессом. Согласно Е.А. Климову, образ в широком смысле не обязательно должен быть визуализирован, но может выступать любой субъективной моделью реальности. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод о том, что образ профессионала - это субъективная модель профессионала, тесно связанная с представлениями об особенностях профессиональной деятельности и специфике профессионально важных качеств, занимающая одно из центральных мест в структуре профессионального самосознания. Что касается профессии психолога, то сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы[11].
В исследованиях образа психолога выделяется два направления работ. Так, первое направление посвящено проблеме формирования представлений о специалисте-психологе и его взаимоотношений с представителями других профессиональных групп в структуре общественного сознания. Второе направление представлено работами, посвященными непосредственно анализу профессии психолога. Авторы сосредотачивают свое внимание в основном на изучении мотивации профессионального выбора, специфических особенностях профессиональной деятельности и личностных особенностях психолога[31].
Формирование образа профессии - процесс, который предполагает идентификацию с образом-идеалом. Образ будущей профессии и образ Я формируют профессиональное самосознание и определяют его характеристики. При этом своеобразным эталоном в профессиональном самосознании выступает обобщенный образ профессионала. Как отмечает О.Г. Ксенда, образ профессии связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, определенным профессиональными ценностями и особенностями[13].
Цель дипломной работы: выявить содержание образа психолога у
5
студентов психологических направлений на разных курсах обучения.
Предмет исследования: образ психолога у студентов психологических специальностей на разных курсах обучения.
Объект исследования: образ психолога.
Гипотеза: предполагается что на разных этапах ( курсах) обучения образ психолога меняется, ближе к завершению учебной деятельности у студентов с психологическим направлением появляется более реалистичное восприятие профессии психолога, чем у начинающих обучение студентов с психологическим направлением .
Задачи исследования:
1. Организовать исследование содержания образа психолога студентов психологических направлений на разных курсах обучения .
2. Сравнить полученные данные студентов психологических направлений в начале обучения (1 курс ) и в завершении обучения (4 курс ) .
Выборка :
Студенты - психологи 1 курса Казанского Федерального Университета института психологии и образования (40человек ).
Студенты - психологи 4 курса Казанского Федерального Университета института психологии и образования (40 человек).
Методы:
1. Эмпирические: для выявления образа психолога используются шкалы теста Лири «Опросник для диагностики межличностных отношений».
2. Математические методы обработки данных:
1. Анализ мер центральной тенденции и разброса;
2.Частотный анализ;
3. Десперсионный анализ Фишера;
4. t- критерий Стьюдента.
В ходе рассмотрения вопроса о представлении студентов - психологов 1 и 4 курсов обучения о содержании образа психолога было выяснено следующее.
Первая задача исследования заключалась в том, чтобы организовать исследование содержания образа психолога у студентов психологических направлений на разных курсах обучения.
Вторая задача исследования состояла в сравнении полученных данных студентов психологических направлений в начале обучения (1 курс ) и в завершении обучения (4 курс). Для решения этой задачи был подобран:
1. Тест межличностной диагностики Т. Лири с целью выявления образа психолога (приложение 1).
Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта как о себе реальном, так и идеальном "Я". Методика также предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимной оценке.
Для обработки математических данных использовались методы:
1. Анализ мер центральной тенденции и разброса;
2.Частотный анализ;
3. Десперсионный анализ Фишера;
4. t- критерий Стьюдента
Третья задача исследования заключалась в анализе полученных данных и определении представлен.
Предмет исследования: образ психолога у студентов психологических специальностей на разных курсах обучения
Объект исследования: образ психолога.
Гипотеза: предполагается, что на разных этапах ( курсах) обучения образ психолога меняется , ближе к завершению учебной деятельности у студентов с
психологическим направлением появляется более реалистичное восприятие профессии психолога, чем у начинающих обучение студентов с психологическим направлением.
Агеев В.С. Психологическое исследование
стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. -№ 1. - С. 95-101.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.
4. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 28-41.
5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники. М., 2000.
7. Володина К.А., Колмогорцева Н.Н. Анализ эффективности программы формирования образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3326-3330
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 354357.
9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.
М., 2010.
10. Заикин Н.И. Что такое сознание? СПб., 1997. С. 11.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия,
2009.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
13. Ксенда О.Г. Образ психолога в представлении студентов- психологов // Психологический журнал БГУ. 2010. № 2. С. 55-59.
14. Ксензова Т.Н. Формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве вуза // Вестник МГОУ. Серия педагогика. 2009. № 2. С. 51-60.
15. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб., 1999.
16. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т.4. М., 1958. с. 129
17. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №1. С.56-63.
18. Никифоров С.Г. Самоконтроль человека. Л., 1989.
19. Панферов В.Н. Практическая психология - профессия ХХ века. СПб., 2000.
20. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на- Дону, 1993.
21. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.
22. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, 1986. - № 4. - С. 69-76.
23. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социальнопсихологические факторы формирования образа профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 26 с.
24. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
25. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых: монография. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
27. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков, 2005.
28. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал
(психология идентичности). - СПб.: Роза мира, 2005. - 206 с
29. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.
С. 3.
31. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Питер, 2017.180с.
32. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов- психологов // Вестн. МГУ. 2005. № 20. С. 33-44.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла. Wаshingtоn Sq^re Press, 1985
34. Шадрина Н.С., Кожевникова О.В. Образ психолога у студентов первого курса психологического направления подготовки // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых (27-28 ноября 2014 г.). Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 574579.