ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА ИГРОВОЙ ЗОНЫ ДОУ «БАЛАЧАК» КАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этнокультурного воспитания дошкольников средствами ДПИ 8
1.1 Этнокультурное воспитание дошкольников как педагогическая
проблема, возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста 8
1.2 Педагогические возможности развивающей предметнопространственной среды дошкольных учреждений 20
Вывод по I главе 25
Глава 2. Проблема формирования развивающей предметнопространственной среды для детей 26
2.1. Требования и принципы к организации развивающей предметнопространственной среды в дошкольных учреждениях 26
2.2. Разработка и этапы создания декоративной ширмы в технике
аппликации для игровой зоны дошкольного учреждения 41
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение
Глава 1. Теоретические основы этнокультурного воспитания дошкольников средствами ДПИ 8
1.1 Этнокультурное воспитание дошкольников как педагогическая
проблема, возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста 8
1.2 Педагогические возможности развивающей предметнопространственной среды дошкольных учреждений 20
Вывод по I главе 25
Глава 2. Проблема формирования развивающей предметнопространственной среды для детей 26
2.1. Требования и принципы к организации развивающей предметнопространственной среды в дошкольных учреждениях 26
2.2. Разработка и этапы создания декоративной ширмы в технике
аппликации для игровой зоны дошкольного учреждения 41
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение
В настоящее время на фоне экономических и политических изменений, основной целью учебно-воспитательного процесса остается всестороннее развитие личности ребенка.
Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы будущего развития человечества - этап развития и воспитания личности. Как раз в этот период ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, начинается социализация дошкольника, активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность.
Воспитание один из важнейших факторов развития общества и процесс формирования личности в специально организованной воспитательной системе дошкольников.
Россия многонациональная страна, в которой проживает народ разных наций и национальностей, каждый из которых имеет многовековую историю и, конечно же, свое искусство, раскрывающее истоки духовной жизни, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности и художественный вкус. Именно поэтому устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству должны найти достойное место в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, когда культура других стран активно внедряется в жизнь, мировоззрение детей. При выборе жизненных идеалов, эстетических ценностей подрастающим поколением надо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Актуальность проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. В первую очередь она определяется современными направлениями в образовании, характеризующимися повышением интереса к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования должна
обеспечить преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитывая бережное отношение к историческому и культурному наследию. В настоящее время проблема этнокультурного воспитания приобретает важное значение. Воспитание детей на основе лучших традиций народа и его художественного творчества является фактором сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа. Именно новые образовательные технологии играют особую роль в этнокультурном воспитании. Решая данную проблему, в первую очередь нужны глубокие знания традиций и обычаев, которые активизируют педагогическую деятельность по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса.
Авторами трудов о роли народных традиций в развитии личности являются выдающиеся русские мыслители, педагоги: В.Н. Шацкая, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев. Также особого внимания заслуживают работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой, Л.И. Васеха, Е.В. Ершовой, Т.И. Баклановой, С.Б. Серяковой и другие.
Важные труды, раскрывающие сущность понятий «этнокультура» Э.Ф. Вертякова, Е.С. Бабунова, В.В. Модорова, А.Б. Афанасьева, А.П. Елисеева,
В.Б. Манджиева, Н.А. Минулина и другие; «воспитание» и его социальный аспект В.А. Сластенин, Н.М. Борытко, В.А. Луков, Т.А. Ромм, В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик и другие; «этнокультурное воспитание» А.Ю. Ахлестина, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова и другие.
Существенное значение имеют труды о психологических аспектах развития детей дошкольного возраста: М.И. Лисина, И.Ю. Кулагина, Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, и др. Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности раскрываются в работах Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой.
Требования современной жизни к организации воспитания и обучения обязывают искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиям жизни. Именно поэтому проблема адаптации дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Поступив в детский сад, дошкольник открывает для себя новый мир, меняет образ жизни. Основным видом деятельности для него становится учение. Обстановка в дошкольном образовательном учреждении должна быть для него приятной и располагающей. Только это позволит облегчить привыкание ребенка в новом социуме и дальнейшее его развитие и воспитание в новой среде.
Основным моментом в создании благоприятной атмосферы, конечно же, является интерьер помещения. Ведь от того, как оно оформлено, зависит желание ребенка посещать это учреждение, развиваться и проявлять свои таланты, общаться со своими сверстниками. Между тем интерьер должен быть максимально содержательным и развивающим.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания
дошкольников средствами ДПИ в развивающей предметно-пространственной среде
Предмет исследования: ДПИ в развивающей предметно
пространственной среде как фактор этнокультурного воспитания дошкольников.
Цель исследования: создание предметной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: создание предметной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников на примере декоративной ширмы в технике аппликации, будет являться эффективным средством для этнокультурного воспитания дошкольников.
Исходя из особенностей цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
1) изучить педагогическую и методическую литературу по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях;
2) выявить особенности этнокультурного воспитания дошкольников средствами ДПИ в учреждении дошкольного образования;
3) изучить педагогические возможности развивающей предметно - пространственной среды;
4) разработать и создать дизайн-проект декоративной ширмы в технике аппликации для развивающей предметно-пространственной среды игрового зала ДОУ «Балачак».
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по созданию развивающей предметно-пространственной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников.
Практическая значимость ДПИ в учреждении дошкольного образования для педагогов дополнительного образования могут быть рекомендованы педагогам и практическим психологам для организации работы с дошкольниками, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Методологическую основу исследования составили ведущие идеи философии, педагогики, психологии, культурологии о развитии личности в контексте культуры, об этнической принадлежности и идентификации, значимости этнокультурного наследия в развитии и становлении человека, культурно-историческая теория Л.С. Выготского; аксиологический подход Ю.К. Бабанский, Е.И. Артамонова, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и другие; деятельностный подход С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, и другие; культурологический подход П.С. Гуревич, Г.Н. Волков, В.И. Андреев, М.С. Каган, Е.В. Бондаревская и другие; этнопедагогический подход О.В. Хухлаева, Л.Н. Бережнова, Г.С. Виноградов другие; теории социального воспитания Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Л.В. Мардахаев и другие; идеи поликультурного воспитания А.Н. Джуринский и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь подразделяются каждая на два параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы будущего развития человечества - этап развития и воспитания личности. Как раз в этот период ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, начинается социализация дошкольника, активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность.
Воспитание один из важнейших факторов развития общества и процесс формирования личности в специально организованной воспитательной системе дошкольников.
Россия многонациональная страна, в которой проживает народ разных наций и национальностей, каждый из которых имеет многовековую историю и, конечно же, свое искусство, раскрывающее истоки духовной жизни, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности и художественный вкус. Именно поэтому устному народному творчеству, декоративно-прикладному искусству должны найти достойное место в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, когда культура других стран активно внедряется в жизнь, мировоззрение детей. При выборе жизненных идеалов, эстетических ценностей подрастающим поколением надо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Актуальность проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. В первую очередь она определяется современными направлениями в образовании, характеризующимися повышением интереса к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования должна
обеспечить преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитывая бережное отношение к историческому и культурному наследию. В настоящее время проблема этнокультурного воспитания приобретает важное значение. Воспитание детей на основе лучших традиций народа и его художественного творчества является фактором сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа. Именно новые образовательные технологии играют особую роль в этнокультурном воспитании. Решая данную проблему, в первую очередь нужны глубокие знания традиций и обычаев, которые активизируют педагогическую деятельность по приобщению подрастающего поколения к традиционной культуре этноса.
Авторами трудов о роли народных традиций в развитии личности являются выдающиеся русские мыслители, педагоги: В.Н. Шацкая, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев. Также особого внимания заслуживают работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Новицкой, Л.И. Васеха, Е.В. Ершовой, Т.И. Баклановой, С.Б. Серяковой и другие.
Важные труды, раскрывающие сущность понятий «этнокультура» Э.Ф. Вертякова, Е.С. Бабунова, В.В. Модорова, А.Б. Афанасьева, А.П. Елисеева,
В.Б. Манджиева, Н.А. Минулина и другие; «воспитание» и его социальный аспект В.А. Сластенин, Н.М. Борытко, В.А. Луков, Т.А. Ромм, В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик и другие; «этнокультурное воспитание» А.Ю. Ахлестина, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова и другие.
Существенное значение имеют труды о психологических аспектах развития детей дошкольного возраста: М.И. Лисина, И.Ю. Кулагина, Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, и др. Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности раскрываются в работах Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой.
Требования современной жизни к организации воспитания и обучения обязывают искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиям жизни. Именно поэтому проблема адаптации дошкольников приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.
Поступив в детский сад, дошкольник открывает для себя новый мир, меняет образ жизни. Основным видом деятельности для него становится учение. Обстановка в дошкольном образовательном учреждении должна быть для него приятной и располагающей. Только это позволит облегчить привыкание ребенка в новом социуме и дальнейшее его развитие и воспитание в новой среде.
Основным моментом в создании благоприятной атмосферы, конечно же, является интерьер помещения. Ведь от того, как оно оформлено, зависит желание ребенка посещать это учреждение, развиваться и проявлять свои таланты, общаться со своими сверстниками. Между тем интерьер должен быть максимально содержательным и развивающим.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания
дошкольников средствами ДПИ в развивающей предметно-пространственной среде
Предмет исследования: ДПИ в развивающей предметно
пространственной среде как фактор этнокультурного воспитания дошкольников.
Цель исследования: создание предметной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: создание предметной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников на примере декоративной ширмы в технике аппликации, будет являться эффективным средством для этнокультурного воспитания дошкольников.
Исходя из особенностей цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
1) изучить педагогическую и методическую литературу по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях;
2) выявить особенности этнокультурного воспитания дошкольников средствами ДПИ в учреждении дошкольного образования;
3) изучить педагогические возможности развивающей предметно - пространственной среды;
4) разработать и создать дизайн-проект декоративной ширмы в технике аппликации для развивающей предметно-пространственной среды игрового зала ДОУ «Балачак».
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по созданию развивающей предметно-пространственной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников.
Практическая значимость ДПИ в учреждении дошкольного образования для педагогов дополнительного образования могут быть рекомендованы педагогам и практическим психологам для организации работы с дошкольниками, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Методологическую основу исследования составили ведущие идеи философии, педагогики, психологии, культурологии о развитии личности в контексте культуры, об этнической принадлежности и идентификации, значимости этнокультурного наследия в развитии и становлении человека, культурно-историческая теория Л.С. Выготского; аксиологический подход Ю.К. Бабанский, Е.И. Артамонова, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и другие; деятельностный подход С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, и другие; культурологический подход П.С. Гуревич, Г.Н. Волков, В.И. Андреев, М.С. Каган, Е.В. Бондаревская и другие; этнопедагогический подход О.В. Хухлаева, Л.Н. Бережнова, Г.С. Виноградов другие; теории социального воспитания Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, Л.В. Мардахаев и другие; идеи поликультурного воспитания А.Н. Джуринский и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь подразделяются каждая на два параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
В процессе создания выпускной квалификационной работы поставленная цель - создание предметной среды как фактора этнокультурного воспитания дошкольников успешно достигнута. Решены поставленные задачи: изучена педагогическая и методическая литература по организации развивающей предметно-пространственной среде в дошкольных учреждениях; выявлены особенности этнокультурного воспитания дошкольников средствами ДПИ в учреждениях дошкольного образования; изучены педагогические возможности развивающей предметно -
пространственной среды; разработан дизайн-проект декоративной ширмы для интерьера игровой зоны в ДОУ. Практическая значимость работы реализована созданием проекта декоративной ширмы для интерьера игровой зоны в ДОУ как фактора этнокультурного развития личности.
В ходе выполнения процесса создания декоративной ширмы были реализованы все условия, содержащиеся в гипотезе. Тем самым, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. К защите предоставлены следующие материалы: декоративная ширма, состоящая из кожаных вставок,
деревянного каркаса; проект декоративной ширмы в технике аппликации; презентационные листы.
пространственной среды; разработан дизайн-проект декоративной ширмы для интерьера игровой зоны в ДОУ. Практическая значимость работы реализована созданием проекта декоративной ширмы для интерьера игровой зоны в ДОУ как фактора этнокультурного развития личности.
В ходе выполнения процесса создания декоративной ширмы были реализованы все условия, содержащиеся в гипотезе. Тем самым, можно сказать, что гипотеза подтвердилась. К защите предоставлены следующие материалы: декоративная ширма, состоящая из кожаных вставок,
деревянного каркаса; проект декоративной ширмы в технике аппликации; презентационные листы.



