Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Магические услуги» как социальный феномен: теории и практики

Работа №32290

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы139
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
676
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические исследования «магических услуг» 10
§ 1.1. Магия как социальный институт: сущность и функции 10
§ 1.2. Социальные причины распространения «магических услуг» в
обществе 24
§ 1.3. «Магические артефакты», влияющие на общественное сознание 42
Глава 2. Социальная характеристика потребителей «магических услуг» в
российском обществе 58
§ 2.1 Социальные причины потребления «магических услуг» 58
§ 2.1 Причины обращения жителей г. Казани к «магическим услугам»
(опыт эмпирического исследования) 68
§ 2.2. Практики жителей г. Казани в сфере «магических услуг» (по
результатам биографического метода исследования) 83
Заключение 90
Список использованной литературы и источников 95
Приложения

Актуальность темы исследования. Сфера «магических услуг» — это попытка воздействия на мир для достижения личных целей. С учетом того, что задатки в веру магии можно еще отследить с первобытных времен, когда благодаря магическим действиям, ритуалам танцам, примирения на себя шкур животных, первобытный человек пытался повлиять на грозные силы природы. И то, что мы о ней говорим сегодня, следует, что сфера «магических услуг» и колдовства неискоренима из человеческой практики.
Исходя из этого, отметим ряд условий, которые порождают актуальность исследования заявленной темы магистерской диссертации:
Во-первых, возросший интерес к магии во многом сводится к поиску смысла, принадлежности к определенным социальным группам, вызванный отчуждением и разочарованием в существующих научных, религиозных и культурных практиках, идеологий . Трансформируясь в институт общества, феномен «магических услуг» выполняет ряд функций, который позволяет индивиду, группе или целому населению обрести стабильность и удовлетворить свои потребности.
Во-вторых, массовое распространение «магических практик» в современном обществе обязано кризису и общественным потребностям . В основном, к триумфу магии и колдовства ведет непрерывный прогресс науки и технологии. Усложнение техники, экономической, социальной и культурной системы приводит на сегодняшний день к тому, что большинство населения становится далеким от них и не поддается контролю. Подобная система перестает быть прозрачной и рационально объяснять все явления, происходящие в обществе. Таким образом, там, где не успевают за научно-техническим прогрессом, стремятся найти свое «спокойствие» в вере. Вера, которая поможет найти ответы на вопросы, объяснить происходящие явления и повысить уровень жизни населения.
В-третьих, в современном обществе заметен рост влияния «магических» сфер культурной деятельности . Прослеживается стабильный интерес к гаданиям различных видов, астрологии, экстрасенсорным способностям, народной медицине, хиромантии и т.д, на который индивид готов потратить круглую денежную сумму. На формирование мировоззрения и на отношение к «магическим услугам» влияет ненавязчиво средства массовой информации в виде литературы, кинофильмов, компьютерных игр, интернет-источников и т.д.
Социальный аспект значения «магических практик» закладывает основы мышления и стереотипов поведения, что ведет к способам манипулирования общественным сознанием латентным образом.
Объектом исследования являются потребители «магических услуг».
Предметом исследования — потребление «магических услуг» в российском обществе.
Цель магистерской диссертации — выявить социальные и индивидуальные причины обращения потребителей к сфере «магических услуг».
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию сферы «магических практик».
2. Проанализировать основные социальные аспекты становления «магических услуг» в современном обществе.
3. Выявить основные артефакты, влияющие на общественное сознание с помощью «магических практик».
4. Провести количественное исследование методом анкетного опроса с целью изучения интереса к «магическим практикам» в г. Казани.
5. Провести качественное исследование с помощью биографического метода исследования респондентов, которые непосредственно сталкивались с феноменом сферы «магических услуг».
Степень научной разработанности. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы сферы «магических практик», являются работы Фрэзера Джеймса Джорджа , Малиновского Б1, Марвика С. , Токарева С.А . На основе таких работ как «Магия как социокультурный феномен» Г речишниковой
С.Е , «Мистика как социальный феномен» Егоровой И. В и «Философский анализ магии» Григоренко А.Ю позволили выявить социальные аспекты существования «магии» в современном обществе. Наиболее целостное влияние «магических практик» на становление мировоззрения современного индивида и формирования его мнения о сфере магических услуг наиболее полно отразили работы таких авторов, как Марков М.А , Свечников В.С , Шинкаренко В.Д .
Необходимо отметить, что российские социологи не осуществлялись попытки провести комплексное исследование сферы «магических практик». Однако не стоит говорить о том, что исследований не было вообще. Следуют назвать работы: С.А. Токарева «Сущность и происхождение магии», В.Ф. Зыбковца «О чёрной и белой магии», Е.И. Парнова «Трон Люцифера», И.А. Крывелёва «Место магии в религиозном комплексе», В.Е. Львова «Фабриканты чудес» и др. Все вышеперечисленные работы исследуют «магические практики», но целостно не рассматривают проблему её влияния на современного индивида и мало внимания уделяют выявлению социальных причин обращения к «магическим услугам», вместо этого акцентируют своё внимание лишь на отдельные части проявления магического внутри социума.
Исследуя культурную составляющую «магических практик», огромную работу по выявлений границ между магией, мифологией и религией, определению их функций, которые они играют в социуме провели Э. Дюркгейм, М. Вебер, К.Г. Юнг, Б. Рассел, В. Джеймс, В.А. Руднев, Дж. Фрэзер, М. Мосс и др.
Теоретико-методологические основы магистерской диссертации.
Теоретико-методологической основой данного исследования послужили:
Во-первых, феноменологический подход. Данный подход рассматривает конкретный опыт участия личности в сфере «магических услуг» и описывает его, по возможности, с наименьшими искажениями или толкованиями. В работах Дж. Фрэзера, М. Мосса, С.А. Токарева и Б. Малиновского изучена повседневная деятельность, типы мышления и стереотипы поведения, которые влияют на формирование мировоззрения индивидов. Феноменологический подход к «магическим практикам» демонстрирует нам, что у каждого человека есть врожденная потребность в защите своей личности - в утешении, а также ценностных ориентациях, в поддержании уверенности в себе, и здесь сфера
«магических услуг» дает некое социальное поле для осуществления своих целей.
Во-вторых, была использована структурно-функциональная парадигма.
Данная парадигма рассматривает общество как сложную систему, отдельные части которой работают слаженно для обеспечения единства и стабильности. Важными теоретическими и методологическими источниками оказались работы Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни», Гараджа В.И. «Социология религии» и Григоренко А.Ю. «Магия как социальный институт» которые позволили отследить историю становления сферы «магических услуг» и логику его укрепления в современном обществе.
В-третьих, мы используем символический интеракционизм. В основе данной концепции лежит интеракция — межличностное взаимодействие, с помощью которого происходит обмен значениями и установками (срабатывает схема «стимул — интерпретация — реакция»). Иначе говоря, потребители «магических» услуг реагируют уже не на сами стимулы, а на их значения, т.е. символы. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием (процесс потребления «магических услуг»). Социальное взаимодействие представлено как непрерывная череда небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в качестве акторов играем самих себя. Важными теоретическими и методологическими источниками оказались работы Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», Мида Дж. Г. «Разум, Я и Общество», Блумера Г. «Общество как символическая интеракция»
В магистерской диссертации были использованы следующие методы: библиографический поиск литературы, теоретический анализ и синтез.
Эмпирическая база исследования состоит из трех блоков:
1.Эмпирической базой вторичного исследования послужили данные ВЦИОМ, (2016 г.) они показали нам актуальность магической деятельности в современном обществе, ее рост интереса среди населения. Также использовали данные, предоставляемые российским исследовательским центром гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (2015 г.), Левада-Центр (годы)и другие. Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что до сих пор данная тема остается малоизученной среди социологов, это и обуславливает выбор данной темы для исследования.
2. Результаты анкетирования жителей г. Казань, проведенного в мае 2019 г. Методом сбора первичной информации послужил анкетный опрос, было опрошено 614 респондентов на основе стратифицированной выборки (учитывались параметры типа населенного пункта: город/село). Мы раздели данную категорию на 2 страты: 1 страта: городское население (данная категория выбрана с целью демонстрации отличий между разными типами населенного пункта, в городском поселении индивиды отличаются уровнем заработка, образования, семейным положением и т.д) и 2 страта: сельское поселение. Специфика данного метода, гармонично вписывается в выявлении интереса и взаимодействия личности со сферой магических услуг, базирующиеся на повседневном опыте индивидов.
3. Результаты биографического метода исследования, проведенного в апреле 2019 года. Интервьюирование проводилось среди респондентов, которые непосредственно знакомы со сферой магических услуг. Это 25 респондентов, которые поделились своим опытом обращения к «магическим услугам».
Структура работы: Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 145 страниц, список используемой литературы и источников содержит 96 наименований.
Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель, объект, предмет и сформулированы задачи, методология и методы исследования, дан краткий обзор литературы, указана теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические исследования «магических услуг» раскрывается социальная сущность «магических практик», рассмотрены основные социально-философские концепции. Особое внимание уделяется влиянию магии как социального явления на формирование мировоззрения современного индивида. Изучена научная литература, касающаяся вопросов становления «магических услуг» в современном обществе. Все это образует теоретическую базу, которая необходима для дальнейшего исследования.
Во второй главе «Магические услуги» в российском обществе». В рамках данной главы раскрываются основные социальные причины обращения к деятелям «магических услуг». Особое внимание уделяется количественному и качественному исследованию, которые позволяют сформировать собственную типологию социальных причин обращения к сфере «магических» услуг.
В заключении сформулированы основные выводы в соответствии с поставленной целью и задачами.
В приложении представлены материалы программы конкретного социологического исследования, анкета, результаты количественного исследования (инфографика), транскрипт участников опроса.
Сведения о представлении результатов и положений работы на научных конференциях:
1. 3 Казанские студенческие социологические чтения (Принято к печати). Наименование: «Магические практики: социологический подход».
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ (11 апреля) (Принято к печати).
Наименование: «Магические услуги» как способ манипулирования общественным сознанием.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вера в реальное исполнение «магических» практик— это уникальный вид отношения индивида к миру. Данные отношения складываются в форму чувства «уверенности» в ее существование, в реальность сверхъестественного мира. Подобное чувство уверенности возникает на основе эмоциональных переживаний индивида, которые он смог получить с помощью столкновения со сверхъестественным миром. Наиболее яркими примерами мистического опыта являются обряды, обращения к колдунам, гадалкам, экстрасенсам и т.д. Подобный опыт выражается с помощью веры в существование в сверхъестественное. Важным элементом веры в магию являются чувства, такие как чувство счастья, чувство покоя, чувство уверенности в завтрашнем дне. Они все связаны с индивидуальными волнениями и переживаниями отдельного индивида. Чувство веры в сверхъестественные силы напрямую подчинено сознанию человека. Отсюда, поведение индивида формируется за счет его чувств и мыслей. Поступки индивида, следовательно, вызваны и тем, и иным импульсом. В конечном итоге, сущность магического мира и вера в сверхъестественное заключены в чувствах отдельного индивида, в его сознании, жизненном опыте и поведении, данные элементы формируют основу сверхъестественной сферы магии и колдовства.
Функционирование магии как социального института имеет четкий характер:
1. Выработана система особых действий, обрядов («магические праздники», последовательность выполнения ритуалов и так далее). «Магические практики» обладают культурными символами.
2. В процессе осуществления «магических практик» происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак и т.д. Удовлетворяет потребность в решении личных проблем, смысла жизни, а также обеспечивает безопасность.
3. Оказывает влияние на становление и развитие государства. Укрепление своих позиций и распространение «магических практик» внутри социума.
4. Осуществляет нравственное воспитание индивида, устанавливая ряд запретов, осуждая или поощряя его действия (деление на черную и белую магию).
5. Магия в качестве социального института играет в обществе такие функции как регулятивная функция, которая выражается с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, посредством которого осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин; интегративная функция (посредством обычая, ритуала индивид чувствует свою связь с определенной группой, здесь, в группе, связь помогает человеку не быть одиночкой в группе людей); транслирующая функция, выражающаяся в её содержании, с помощью которой осуществляется передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества; коммуникативная функция (использование речи с целью передачи другим людям некоей информации или побуждения их к действиям).
Распространенность магии, которая скрыто использует манипулятивные практики воздействия на поведение, как социальных групп, так и индивидов, функционирует в различных обществах. Первый элемент — маги, которые наделены сверхъестественными силами. Второй элемент — члены социального общества, которые либо верят в магию, любо ее отрицают. Также существуют те, кто занимается конструированием реальности индивида с помощью магических практик и те, кому в сознание этот процесс внедряется. Магические практики в сфере услуг и конструировании реальности складываются в специфический и сложный процесс коммуникации, который включает в себя обмен существующей информации между самим деятелями магии и теми, кто участвует во взаимодействии. Манипуляторы обладают информацией, как она создается, и какие рычаги у нее имеются. Своими способами создают определенную реальность, которая всегда далека от действительности, при этом свои методы он тщательно скрывает.
Итак, основными «магическими артефактами», влияющие на общественное сознание являются:
1. Сказки (детская литература), которая околдована магическими ритуалами. Ее содержание включает в себя: порядок мира, в котором происходят все события, структура и выводы, которые зашифрованы в ней. Каждый элемент, который составляет ее содержание, формирует детское мышление и мировоззрение. Образ воображаемого мира связан с особенностями мыслительной деятельности ребенка. Содержание сказок способствует накоплению стереотипов поведения и опыта эмоционального состояния.
2. Суеверия. В реальный мир ребенка внедряются магические элементы. Здесь уже ребенок начинает понимать, что реальный мир невозможен без элементов сверхъестественных сил.
3. Литература жанра фэнтези, которая описывает «магический» мир с разных сторон и погружает читателя в этот мир.
4. Фильмы жанра фантастика, которые наиболее ярко и реалистично демонстрируют «магические» элементы.
5. Телевизионные передачи (основная программа на российском телевидении «Битва Экстрасенсов», которая демонстрирует сверхъестественные способности участников шоу. И знакомит зрителя с «реальными» «магическими практиками.
6. Интернет. В пространстве которого иллюстрируются различные элементы «магического».
С развитием магии в современном обществе не сложно предположить, что мистико-эзотерические учреждения будут расти не только в качественном отношении и в количественном. Для современного потребителя важна доступность информации, поэтому и образовательные учреждения будут иметь свое место в данной структуре, однако полная прозрачность магической системы исключается, так как главную роль здесь играет индивидуализация и мастерство.
Мы видим, насколько сложный и универсальный феномен магии и колдовства, который имеет определенную цель и играет значительные для индивида функции в обществе. Само разнообразие мистико-эзотерических учреждений иллюстрирует потребность индивидов в решении личных проблем путем приобщения к магии и колдовству. Мы можем отметить ряд функций, которые необходимы современному человеку для стабилизации жизни в обществе. Сфера «магических» услуг приносит пользу не только отдельному индивиду, но и целому обществу. Религиозный, научный и культурный кризис не позволяет в полной мере удовлетворять подобные потребности, что способствует возрождению архаичной формы культуры и религиозной практики. Современная магия меняет структурированность современной реальности. Вера в сверхъестественное, во - первых, позволяет членам социума интерпретировать и понимать индивидуальный опыт, удовлетворять любопытство, разрешать ежедневные вопросы и трудности и определять существующие социальные нормы. Во-вторых, магия функционирует как эффективное устройство социального контроля над окружением, используя чары, заклинания и предсказания манипулирует обществом и строит его под себя. Такие факторы как возраст, уровень образования, социальная принадлежность, менталитет, доход, семейное положение, психологическое состояние индивида и средства массовой информации играют значительную роль в формировании социальные факторов и мотивов обращения к сфере «магических» услуг. Отсюда, социокультурное значение сферы «магических услуг» должно быть изучено лишь в рамках всей общественной жизни современного общества.
Результаты и количественного, и качественного исследования продемонстрировали нам сфера «магии и колдовства» составляет отдельное социальное поле, вокруг которых крутится религиозная и научная деятельность, каждый элемент из которых исключает друг друга. Лишь 5%, кто сталкивался со сферой «магических» услуг верит в ее реальное существование. Людей интересует данная сфера, в основном, лишь по тому, что она неизведанная и несет в себе толику таинства. Остальные, кто приобщался к сфере «магических» практик, пытался решить свое проблемы, касающиеся личной, семейной, рабочей сторон, а также той области, которая касается здоровья. Но она не вносит в жизнь большинства людей существенные изменения, а является лишь еще одним способом/попыткой в решении проблем. Жизненные обстоятельства и реальность окружающего мира способствуют укреплению «магических» практик на арене потребительских услуг. Влияние средств массовых коммуникации и формирование веры в реальное существование «магических» практик идут рука об руку. Массовое сознание формируется за счет средств массовых информаций, а если она при этом вбирает себя популяризацию «магических» практик среди населения, то об ее исчезновении в социуме не может быть и речи. Однако, есть та категория людей, которая ни в коем случае не будет потребителем сферы «магии и колдовства». Но есть факторы, которые притормаживают их к потреблению, если же тормозящие факторы уступят или найдут тому подтверждение, то рост потребителей «магических» услуг в современном обществе будет неуклонно расти.
Перед сферой магических услуг наиболее уязвимо женское население. Проблемы личного характера требуют решения, и, если они не находят его с помощью таких социальных институтов как семья, религия и образование, то они обращаются к сферам иной сверхъестественной реальности. Дополнительная атрибутика магов, экстрасенсов и колдунов создает антураж, который влияет на сознание потребителя и мешает рационально решать собственные проблемы. Однако потребление магических услуг показывает положительную динамику среди потребителей, даже если проблема по итогу не решена, респонденты не теряют попытки найти «своего» экстрасенса из сферы магии, который обязательно им поможет.
Итак, основными индивидуальными причинами обращения потребителей «магических» услуг являются интерес к «магическим практикам», проблемы с личной жизнью, проблемы с бизнесом/работой, снятие порчи и проблемы со здоровьем. А к социальным причинам мы относим менталитет общества, отчуждение и разочарование в научной и религиозной деятельности, кризис, общественные потребности и средства массовой информации.



1. Аксёнов А.П. Я - знахарь... Колдовство - злой рок человечества. — Донецк: Сталкер, 1996. — 352с.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1998. — 253с.
3. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. - М.: Высш. школа, 1973.-86с.
4. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: мор
фологический анализ [Электронный ресурс]. - Текст, дан. - М.: ИФ РАН, октябрь 8, 2000. - URL: http://www.philosophy.ru/iphras/ library/bal/index.html. (дата обращения:
11.12.2018)
5. Белов Н.В. Большая книга по ясновидению и колдовству. — Минск: Современный литератор, 2002. — 880с.
6. Бигнова М.Р. Мистико-эзотерические образовательные учреждения в современной России: формы, идеология и методы// Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов Второй международной научной конференции / Под. ред. С. В. Пахомова.- СПб.: РХГА, 2009.- С. 219.
7. Бодрийар Ж. Прозрачность зла /Пер. Л. Любарской, Е. Марковской. — М.: Добросвет, 2000. —258с.
8. Борисов СБ. Современные разновидности русских женских коммуникативно
магических практик [Электронный ресурс]. - Текст, дан. - [Россия]: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика, [2009]. - URL:
http://www.ruthenia.ru/folklore/borisov5.htm. (дата обращения: 20.12.2018)
9. Бородин Ф.Ю. Текст как способ бытия религиозной веры [Электронный ресурс]. -
Текст, дан. - М.: ИФ РАН, июль 19, 2000. - URL:
http://www.philosophv.ru/librarv/boroa7text.html. (дата обращения: 25.12.2018)
10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации /Пер. с англ. К.И. Бабицкого. — М.: Прогресс, 1977. — 413с.
11. Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо //Вопросы философии. - 1994.
- № 2. - С. 25-34.
12. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1964. - 1. —81с.
13. Васютин A.M. Экстрасенс: конкретное, абстрактное, интуитивное. -Ростов н/Д.: ИЦ РГУ, 1990. — 44с.
14. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 645
15. Винник Д.В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания.
Специфика и соотношение [Электронный ресурс]. - Текст, дан. - М.: ИФ РАН, март 13, 2004. - Режим доступа: [http://www.philosophy.ru/
library/vinnik/intent reflect vinnik.htmll (дата обращения: 15.04.2019)
16. Винокуров И.В. Энциклопедия загадочного и неведомого. Духи и медиумы. -М.: Олимп, 1998. — 544с.
17. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 2000.
— 672с.
18. Волков С.Н. Мистицизм в современной молодёжной среде: социальнофилософский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - Институт молодёжи. - М., 1996. — 20с.
19. Гараджа В.И. Социология религии// Инфра-М, М., 2007. С. 198
20. Гершман Б. Колдовство верования и эрозия социального капитала: на примере Африки к югу от Сахары и за его пределами. Журнал развития экономики, 2016, № 3. С 12-20
21. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999 . - С. 320
22. Глоч В. Причина и карма. - СПб.: Марина, 1994. —160с.
23. Грачёв Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и
технологии информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс]. - Текст, дан. -М.: ИФ РАН, октябрь 7, 2001. - URL:
http://www.philosophv.ru/iphras/librarv/manipul.html. (дата обращения: 15.01.2019)
24. Гречишникова СЕ. Магия как социокультурный феномен: Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. - М., 1994. — 158с.
25. Григоренко А.Ю. Колдовство под маской науки: Магия в прошлом и настоящем / А. Ю. Григоренко. - М. : Знание, 1988. - С. 299.
26. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. -М.: Советская Россия, 1987. -192с.
27. Григоренко А.Ю. Философский анализ магии: Дис. д-ра филос. наук: 09.00.06. - СПб., 1992. — 371с.
28. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция //Общественные науки и современность. - 1994. - № 4. — С. 136-145.
29. Давиденков С.Н. Психофизиологические корни магии //Природа. 1975.-№ 8-С. 67-78.
30. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб.: Андреев и сыновья, 1992.
— 418с.
31. Дж. Лафонтен. Колдовство в Бугису // Колдовство и колдовство в Восточной Африке. L., 1963. С. 217-218
32. Дюркгейм Э. - Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - 432 с.
33. Егорова И.В. Мистика как социальный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - ИФ РАН. - М, 1994. — 21с.
34. Зелигманн К. История магии и оккультизма [Электронный ресурс]. -Текст, дан. - 2004. — URL: http://poznanie.nm.ni/ma.g/13.html. (дата обращения: 15.01.2019)
35. Иванов Ю.М. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире. - М.: Можайский полиграфкомбинат Министерства печати и информации Российской Федерации, 1993. — 272с.
36. Иллюстрированная история суеверий и волшебства: от древности до наших дней.
- 2-е изд. /Общ. ред. А. Леманн. - Киев: Украина, 1993. — 399с.
37. Кабо В.Р. У истоков религии //Природа. - 1984. - № 3. — С. 51-60
38. Кавендиш Р. Магия Запада. - М.: Товарищество «Клышников - Комаров иК°», 1994. —176 с.
39. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. — М.: ОГИ, 2003 - С. 259
40. Касавин И.Т. Этот тайный, странный мир. Размышления о магии, её природе и судьбе //Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев. - М.: Республика, 1992, С. 6-28.
41. Касавин И.Т. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1991. — С. 299.
42. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. - М., 1990.— С. 58
43. Клягин И.Т Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). - М.: ИФ РАН, 1996. — 252с
44. Леви Э. История магии /Пер. с англ. - М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1995. — 384с.
45. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление [Электронный ресурс]. - Текст, дан. -
М: ИФ РАН, июль 12, 2000. -URL: http.V/www.philo-
sophy.ru/library/myth/levi brul.html (дата обращения: 20.01.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ