Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №32282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1009
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Задачи исследования: 5
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания педагогов образовательных yчрeждeний 7
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Взаимосвязь личностных особенностей и синдрома «эмоционального выгорания» 25
1.3. Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов
1.4. Профилактика выгорания педагогов. 32
Выводы по первой главе 34
Глава II. Экспериментальное исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания y воспитателей дошкольных образовательных учреждений 35
2.1 Организация исследования и описание психодиагностических методик 35
2.2 Анализ пoлyчeнных результатов 41
2.3 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания со стажем работы и
уровнем развития эмпатийных тенденций 49
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома
эмоционального выгорания 52
Выводы по второй главе. 57
Заключение 59
Список литeрaтyры 63
Приложения


Образование в России в настоящее время претерпевает многочисленные изменения: меняются законы, стандарты, условия, а также меняются требования, предъявляемые к прoфeccиoнaлизмy работников образования.
Эти изменения происходят на всех УРОВНЯХ образования, включая и дошкольное. Однако не каждый практикующий педагог, работающий в дошкольном yчрeждeнии, способен успешно адаптироваться и ПРОДУКТИВНО осуществлять свою ежедневную профессиональную деятельность, поэтому возрастает возможность развития нестабильных психических состояний. Довольно частым негативным проявлением у педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, является феномен «эмоционального выгорания».
Aктyaльнocть темы исследования. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся личностной отстраненностью,
эмоциональной отстраненностью педагога, расширением сектора экономии эмоций, отстраненным отношением к индивидуальным особенностям учеников, влияет на характер общения и социального взаимодействия педагога. Эта профессиональная деформация отвлекает от полноценного управления непосредственно образовательной деятельностью, воспитательными процессами, развитию профессионального коллектива.
Сегодняшняя ситуация показывает, что довольно четко можно проследить факт утери интереса к ребенку как к личности, его неприятие, оскудение эмоционального плана и профессионального общения.
Многие преподаватели отмечают наличие таких психических состояний, которые дестабилизируют профессиональную деятельность (уныние, хроническая усталость, тревожность, подавленность, апатия, разочарование). Поэтому, одной из важнейших задач психологии развития, педагогической психологии, медицинской психологии и психологии труда является рассмотрение и поите теособов диагностики, коррекции и профилактики эмоционального выгорания у работников образовательной сферы при yчeтe специфики их ежедневной профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мeждy формированием синдрома эмоционального выгорания, УРОВ^М эмпатийности и стажем работы педагогов дошкольных образовательных yчрeждeний, в соответствии с пoлyчeнными рeзyльтaтaми разработать практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания воспитателей.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи эмоционального выгорания со стажем работы по профессии и УРОВ^М эмпатийности у воспитателей дошкольных образовательных yчрeждeний.
Гипотеза исследования: проявления эмоционального выгорания как синдрома, имеют взаимосвязь с уровнем эмпатийности, а также большим стажем работы воспитателей дошкольных образовательных yчрeждeний.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литeрaтyры на предмет информации по проблеме исследования;
2. Определение характера взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с уровнем эмпатийности и стажем работы воспитателей дошкольных образовательных yчрeждeний.
3. Фoрмyлирoвaниe общих психолого-педагогических рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания как синдрома с yчeтoм реальных условий профессиональной деятельности педагогов.
Теоретической основой исследования являются исследования российских и зарубежных психологов:
- теория деятельности (A3. Петровский, С.Л. Рyбинштeйн, A3. Леонтьев, В.М.Гальперин, и др.);
- субъектный подход (Л.С. Выготский, A.A. Ухтомский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др).
Проблемы профессиональной деятельности и общей специфики психологической подготовки пеаагогов рассматривали Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова, Э. Зеер и др; прoблeмaми эмоционального выгoрaния Х.Дж. Фрейденберг, Т.В. Форманюк, К.Маслач и др.
Методы пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoгo иccлeдoвaния. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: научный анализ психолого-педагогической
литературы, анализ документации (личные дела педагогов), анализ деятельности испытуемых;
- эмпирические: тестирование, интерпретация полученных результатов;
-математическая обработка данных.
В работе были использованы следующие методики исследования: диагностика эмоционального выгорания педагогов В.В. Бойко; тест «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проведено с участием 36 педагогов из двух филиалов Частного Учреждения Дошкольного Образования Центра развития детей дошкольного возраста «Бибигон» Ново - Савиновского и Советского районов г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программ психолого-педагогического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений, у которых, по результатам тестирования, были выявлены проявления синдрома эмоционального выгорания и подготовке практических рекомендаций.
Результаты исследования могут послужить практической основой для организации профилактической работы с педагогическим персоналом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседании педагогического совета ЧУДО ЦРДДВ «Бибигон» Ново - Савиновского района г. Казани (протокол № 2 от «27» ноября 2017г.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, ДВУХ глав, зaключeния, списка литeрaтyры, приложений. Объём рaбoты 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогических литературных и электронных источников показал, что одной из важнейших проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов.
Синдром эмоционального выгорания, который характеризуется эмоциональной сухостью педагога, дефицитом положительных эмоций, личностной отстраненности, игнорированием индивидуальных особенностей воспитанников, оказывает большое влияние на характер профессионального общения педагога. Некоторые воспитатели, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, уходят из детских садов, либо меняют профессию и всю дальнейшую жизнь скучают по общению с детьми. Иные остаются работать, но, не знают, как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе полностью, и чувствуют угрызения совести.
«Человеческий фактор» всегда играет основную роль в системе образования. От таланта педагога быть воспитателем своих детей, учитывая их индивидуальные способности и возможности, от умения создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит эффективность учебной и воспитательной деятельности. Данный показатель особенно велик, если педагог не испытывает негативных эмоций, которые могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания - это длительное, неблагоприятное для личности педагога состояние, связанное с противоречивым и негативным воздействием на него социальной атмосферы (внешние обстоятельства) и завышенными требованиями к самому себе.
Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что гипотеза, которая выдвигалась в начале эмпирического исследования, нами подтвердилась. Действительно, формирование и проявление синдрома эмоционального выгорания имеет место быть у педагогов детских садов, скорее всего это можно объяснить тем, что им приходится уделять большое внимание детям, так как они совсем еще маленькие, и требуют огромной отдачи.
Мы провели эксперимент в рамках работы, который показал, что большинство педагогов находятся на фазе резистенции. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Так же выяснилось, что эмоциональное выгорание практически не коррелирует со стажем работы, но напрямую зависит от уровня эмпатии.
Итак, профессиональное выгорание, по мнению психологов, возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Поэтому, чтобы поставить риск возникновения данного синдрома «под контроль» необходимо:
во-первых, иметь об этом явлении исчерпывающее представление; во-вторых, определить у себя возможное наличие и степень выраженности основных составляющих этого синдрома;
и, в-третьих, независимо от результата - принять определенные профилактические меры.
Оценка педагогами своего образа жизни и контроль над состоянием здоровья, осознание возможного несоответствия личностному и профессиональному идеалу позволяют запустить механизм самосовершенствования и реализовать собственные возможности в укреплении и поддержании собственного здоровья.
Руководителей ДОУ должно интересовать исследование уровня психического выгорания у дошкольных работников и выявление различных факторов, провоцирующих его возникновение, и с учетом выявленных результатов должна строиться система методической работы, чутко реагирующей на психическое состояние педагогов. Характеризуя проведенное исследование как завершенное на данном этапе, следует констатировать, что оно не исчерпало (и не может исчерпать) все аспекты этой сложной проблемы.



1. Абрамова, Г. C. Психология в медицине: учеб. пособие / Г. C. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. - М.: ЛПА «Кафедра - М», 1988. - 512 с.
2. Анциферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова // Психология личности: хрестоматия по психологии / сост. Л. В. Куликов. - Санкт-Петербург, 2000. - C. 207-213
3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В.Бойко. - М.: Информационно - издательский дом «Филин», 1996. - 87 с.
4. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, 1999. - Т.2 - 528с
5. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого
педагогических исследований [Текст]: yчeбнoe пособие / Н. М. Борытко, А.
В. Моложавенко, И. А. ^ловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
6. Борисова, М. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания y педагогов / М. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - C. 23-27.
7. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
8. Водопьянова, Н. E. СТндром выгорания / Н. E. Водопьянова, E. C. Огарченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СТА Питер, 2008. - 336 с.
9. Выготский, Л. C. Педагогическая психология / Л. C. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 348 с.
10. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) // Фетискин, Н. П. ^цианьно-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
11. Зеер, Э. Кризисы профессионального становления личности / Э. Зеер, Э. СТманюк // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - C. 35-44.
12. Кожевникова, Э. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения / Э. Кожевникова // Образование и наука. - 2006. - № 3. - C. 77-86.
13. Колесников, Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л. Ф. Колесников. - М.: Просвещение, 1985. - 342 с.
14. Лyкьянoвa, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лyкьянoвa. - М.: Cфeрa, 2004. - 141 с.
15. Лэнгле, A. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа / A. Лэнгле // Воросы психологии. - 2008. -№ 2. -C. 3-16.
16. Oрeл, В. Феномен «выгорания» в зaрyбeжнoй психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Oрeл // Психологический жyрнaл. - 2001. - № 1. - C. 21-25.
17. Пряжников, Н. Огратегии преодоления «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. Пряжников, E. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - C. 87-94
18. Правдивцева, A. A. ^ндром профессионального выгорания работников социальной сферы. Профилактика COB: Методические материалы / A. A. Правдивцева, Г. В. Чаплина. - Тавром ль: ГУ Центр психолого-педагогической помощи населению, 2007. - 120 с.
19. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б. A. ^снов^ого. - М.: Юрайт - Издат, 2005. - 660 с.
20. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина [и др.]. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
21. Рогинская, Т. ^ндром выгорания в социальных профессиях / Т. Рогинская // Мир психологии. - 2002. - № 1. - C. 57-60.
22. Рогов, E. И. Учитель как объект психологического исследования / E. И. Рогов. - М.: ВЛАДОВ 1998. - 245 с.
23. Рогов, E. И. Эмоции и воля / E. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. -239 с.
23. Романова, E. Личность и эмоциональное выгорание / E. Романов, М. Горохова // Вестник практической психологии образовании. - 2004. - № 1. -С. 18-23.
24. Селье Г.Стресс без дистресса/Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979 - 123 с.
25. Симонов, В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых: y4e6. пособие / В. П. Симонов. - М.: Просвещение, 2004. - 245 с.
26 . Семёнова EM Тренинг эмоциональной УСТОЙЧИВОСТИ педагога: Учебное пособие. -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).
27. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: yчeб. пособие для СТУД. ВУЗОВ / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 541 с.
28. Трунов, Д. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
29. Филина, С. O «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы /С.Филина // Школьный психолог. - 2003. - № 36. - С. 45-50.
30. Форманюк, Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 12-16.
31. Хухлаева, O. Давайте учиться не «гореть» / O. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006. - № 4. - С. 20-23.
32. Хрестоматия по гуманистической терапии/Сост. М. Папуш. М.,1995.
33. Чернисс, К. Ocтoрoжнo: высокое напряжение / К. Чернисс // Oтдeл кадров. - 2006. - № 3. - С. 129-133.
34. Юдчиц, Ю. К проблеме профессиональной деформации / Ю. Юдчиц // Журнал практического психолога. - 1998. - № 7. - С. 18-23.
35. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. - Казань, 1991. - 290 с.
36. Когда обожжены нервы [Электронный ресурс]: статья / авторы C. Иевлева, Т. Шаталова; Педагогическая библиотека. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/ katalogy/katalog.php?id=1&find_me=!&page=1/ (6 дек. 2008)
37. Профессиональное выгорание: как люди справляются
[Электоронный ресурс]: статья / автор К. Маслач; Справочник по
управлению персоналом. - Режим доступа:
www.hrland.com/pages/professional_noe_vygoranie_kak
_lyudi_spravlyayutsya.ht/ (12 дек. 2008).
38. Freudenberger H.J. Staff burn-out//Journal jf Social Issues.1974.V.30.P.159 - 165


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ