НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
Введение
1. Теоретические основы налогообложения в сфере электронной коммерции .... 9
1.1. Понятие, сущность и значение электронной коммерции для целей
налогообложения 9
1.2. Классификация операций электронной коммерции для целей
налогообложения 20
1.3. Особенности налогообложения субъектов рынка электронной коммерции в
международной практике 29
2. Анализ налогообложения в сфере электронной коммерции в Российской
Федерации 44
2.1. Анализ действующего механизма налогообложения электронной
коммерции в России 44
2.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность налогообложения
электронной коммерции 52
2.3. Анализ налоговых потерь от теневой электронной коммерции 61
3. Совершенствование системы налогообложения в сфере электронной
коммерции 71
3.1. Рекомендации по совершенствованию налогообложения в сфере
электронной коммерции 71
3.2. Меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере
электронной коммерции 81
Заключение 89
Список использованных источников
1. Теоретические основы налогообложения в сфере электронной коммерции .... 9
1.1. Понятие, сущность и значение электронной коммерции для целей
налогообложения 9
1.2. Классификация операций электронной коммерции для целей
налогообложения 20
1.3. Особенности налогообложения субъектов рынка электронной коммерции в
международной практике 29
2. Анализ налогообложения в сфере электронной коммерции в Российской
Федерации 44
2.1. Анализ действующего механизма налогообложения электронной
коммерции в России 44
2.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность налогообложения
электронной коммерции 52
2.3. Анализ налоговых потерь от теневой электронной коммерции 61
3. Совершенствование системы налогообложения в сфере электронной
коммерции 71
3.1. Рекомендации по совершенствованию налогообложения в сфере
электронной коммерции 71
3.2. Меры по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере
электронной коммерции 81
Заключение 89
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие информационных технологий привело к формированию принципиально новой среды осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по заключению сделок в электронной форме с использованием компьютерных сетей получила название электронной коммерции и стала рассматриваться как один из неотъемлемых признаков глобальной сети Интернет.
Интернет шаг за шагом внедряется во все сферы нашей жизни, реализуя заложенный в нем потенциал роста производительности и эффективности. На сегодняшний день в центре внимания многих специалистов является организация торговых операций посредством глобальных компьютерных сетей. Так одной из важнейших задач современной электронной коммерции является частичная замена традиционного механизма торговли между предприятиями, а также между предприятием и клиентом. Изучение вопросов организации электронной коммерции необходимо рассматривать на структурном, функциональном и технологическом уровнях.
Исследования показывают, что, обращаясь к технологиям организации электронного бизнеса, электронной коммерции, необходимо говорить не только об использовании интернет-технологий в традиционном бизнесе, но и о совершенно новой сфере коммерческой деятельности, в которой интернет - это не столько среда, в которой осуществляется деятельность коммерческих структур, столько средство их функционирования.
Все решения, принимаемые на уровне государства в системе налогообложения отдельно взятой страны, во многом зависят от общемировых тенденций. Активная трансформация традиционных и создание новых отраслей экономики вследствие стремительного развития информационно-коммуникационных технологий требует если не пересмотра, то, по крайней мере, переосмысления некоторых принципов и подходов налогового права, а также учета при формировании налоговой политики государства.
Вопросы налогообложения субъектов рынка электронной коммерции является одним из центральных в структуре государственного регулирования данного рынка. Спецификой данного рынка является то, что операции, которые сопровождают заключение соглашения, часто происходят в виртуальном пространстве. Обращая внимание на процесс оплаты товаров, отмечаем, что движение денежных потоков в онлайновом пространстве отследить практически невозможно. Основное направление получения денежных средств выражается в безналичных платежах, осуществлении транзакций с использованием пластиковых карточек, но существуют компании, которые за товар или оказанные услуги принимают платежи наличными через курьеров или специальные пункты. Рассмотрев данные процессы с точки зрения налоговых органов, отметим, что Интернет - новый способ взаимодействия между продавцом и покупателем, не отменяет налоговых обязанностей. В связи с этим делаем вывод о возможности применения существующих норм и правил налогообложения по рынку электронной коммерции. Однако, в связи с виртуальной природой этих операций, процесс налогообложения субъектов рынка электронной коммерции имеет ряд особенностей, что вызывает необходимость адаптации действующей системы налогообложения к условиям рынка электронной коммерции.
Налогообложение субъектов электронной коммерции в настоящее время осуществляется на основании общих принципов исчисления и взимания налоговых платежей и не учитывает ряд индивидуальных особенностей этого вида деятельности. Стремительное развитие электронной торговой деятельности как новой сферы деятельности, несомненно, привело к возникновению серьезных трудностей, как для самого механизма налогообложения, так и для налогового администрирования. Для целей развития и формирования высокоэффективного механизма налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности необходимо учитывать все особенности данного вида деятельности, и прежде всего, выявлять все проблемы и возможности устранения проблем налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности. При этом в современном налоговом законодательстве не существует эффективных методов налогового контроля, которые могли бы использоваться в целях выявления субъектов электронной коммерции, уклоняющихся от постановки на налоговой учёт либо занижающих величину фактически полученных доходов.
Несмотря на идущие дискуссии по проблемам налогообложения реализации товаров и услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности, тема мало изучена. Это позволяет говорить об актуальности темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности.
Для достижения указанной цели выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- рассмотреть электронную коммерческую деятельность как объект налогообложения;
- классифицировать операции электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения;
- предложить авторское видение достоинств и недостатков электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения;
- обобщить и систематизировать международный опыт налогообложения электронной коммерческой деятельности;
- проанализировать действующий российский механизм налогообложения операций в сфере электронной коммерческой деятельности;
- провести анализ налогообложения электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающее наибольшее влияние на его развитие;
- проанализировать налоговые потери доходов бюджета Российской Федерации от теневой электронной коммерции;
- с учетом международного опыта выработать предложения по совершенствованию российского механизма налогообложения операций в сфере электронной коммерческой деятельности и его практической реализации в современных условиях;
- определить комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются налоговые отношения, возникающие при реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной коммерческой деятельности.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов налогообложения электронной коммерческой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ученых-правоведов, исследующих проблемы налогообложения в сфере электронной торговой деятельности, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет, по данной проблематике. В частности, данная работа опиралась на труды таких ученых и экономистов как A.J. Cordell, O.L. Dambromina, R.L. Doemberg, D. Bruce, B. Friedman, M. Greve, W. Fox, D. Hardesty, L. Hinnekens, W. Hellerstein, K. Kamp, J. Lahart, J. Li, C.E. Mclure, A. Nellen, L. Soete, A. Operkent, J. Owens, H. Varian, P. Wille и др.
Среди российских ученых и специалистов отдельными аспектами данной проблемы занимаются В.А. Александров, Н. М. Васильева, Р. Вахитов, С.К. Ильичев, А.В. Кастельская, А.В. Корень, А.В. Липис, Р.А. Маршавин, О.В. Медведева, И.П. Мелешенко, Н.С. Милоголов, Ж.В. Писаренко, А.И. Погорлецкий, Л.В. Полежарова, К.К. Семкин, Т.И. Семкина, А.А. Тедеев, А.В. Толкушкин, И.А. Стрелец, Л.В. Фролова и другие.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный и структурный анализ, финансовый и статистический анализ, субъектно-объектный подходы.
Информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, официальные материалы таких международных организаций как Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, а также материалы научной периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения электронной коммерческой деятельности, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Автором уточнено определение «электронной коммерческой деятельности» для целей налогообложения, которое тесно связано с понятиями «электронная торговая деятельность» и «цифровые услуги».
2. Для целей налогообложения автором дополнена классификация операций электронной коммерческой деятельности, учитывающая безналичный способ оплаты продукции, что позволит определить момент и место возникновения налогового обязательства при осуществлении сделок электронной коммерческой деятельности.
3. На основе построения гипотез и корреляционного анализа выявлена взаимосвязь факторов электронной коммерции и величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертации ориентированы на их использование при разработке нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием соответствующего механизма налогообложения, а также в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин.
Кроме того, предложенный перечень рекомендаций развития механизма налогообложения способен увеличить объём налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, сократить расходы на проведение мероприятий налогового контроля, а также создать условия для формирования свободной конкурентной среды за счёт выравнивания уровня налоговой нагрузки в сфере электронной торговой деятельности.
Структура исследования определена с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Интернет шаг за шагом внедряется во все сферы нашей жизни, реализуя заложенный в нем потенциал роста производительности и эффективности. На сегодняшний день в центре внимания многих специалистов является организация торговых операций посредством глобальных компьютерных сетей. Так одной из важнейших задач современной электронной коммерции является частичная замена традиционного механизма торговли между предприятиями, а также между предприятием и клиентом. Изучение вопросов организации электронной коммерции необходимо рассматривать на структурном, функциональном и технологическом уровнях.
Исследования показывают, что, обращаясь к технологиям организации электронного бизнеса, электронной коммерции, необходимо говорить не только об использовании интернет-технологий в традиционном бизнесе, но и о совершенно новой сфере коммерческой деятельности, в которой интернет - это не столько среда, в которой осуществляется деятельность коммерческих структур, столько средство их функционирования.
Все решения, принимаемые на уровне государства в системе налогообложения отдельно взятой страны, во многом зависят от общемировых тенденций. Активная трансформация традиционных и создание новых отраслей экономики вследствие стремительного развития информационно-коммуникационных технологий требует если не пересмотра, то, по крайней мере, переосмысления некоторых принципов и подходов налогового права, а также учета при формировании налоговой политики государства.
Вопросы налогообложения субъектов рынка электронной коммерции является одним из центральных в структуре государственного регулирования данного рынка. Спецификой данного рынка является то, что операции, которые сопровождают заключение соглашения, часто происходят в виртуальном пространстве. Обращая внимание на процесс оплаты товаров, отмечаем, что движение денежных потоков в онлайновом пространстве отследить практически невозможно. Основное направление получения денежных средств выражается в безналичных платежах, осуществлении транзакций с использованием пластиковых карточек, но существуют компании, которые за товар или оказанные услуги принимают платежи наличными через курьеров или специальные пункты. Рассмотрев данные процессы с точки зрения налоговых органов, отметим, что Интернет - новый способ взаимодействия между продавцом и покупателем, не отменяет налоговых обязанностей. В связи с этим делаем вывод о возможности применения существующих норм и правил налогообложения по рынку электронной коммерции. Однако, в связи с виртуальной природой этих операций, процесс налогообложения субъектов рынка электронной коммерции имеет ряд особенностей, что вызывает необходимость адаптации действующей системы налогообложения к условиям рынка электронной коммерции.
Налогообложение субъектов электронной коммерции в настоящее время осуществляется на основании общих принципов исчисления и взимания налоговых платежей и не учитывает ряд индивидуальных особенностей этого вида деятельности. Стремительное развитие электронной торговой деятельности как новой сферы деятельности, несомненно, привело к возникновению серьезных трудностей, как для самого механизма налогообложения, так и для налогового администрирования. Для целей развития и формирования высокоэффективного механизма налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности необходимо учитывать все особенности данного вида деятельности, и прежде всего, выявлять все проблемы и возможности устранения проблем налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности. При этом в современном налоговом законодательстве не существует эффективных методов налогового контроля, которые могли бы использоваться в целях выявления субъектов электронной коммерции, уклоняющихся от постановки на налоговой учёт либо занижающих величину фактически полученных доходов.
Несмотря на идущие дискуссии по проблемам налогообложения реализации товаров и услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности, тема мало изучена. Это позволяет говорить об актуальности темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения операций в сфере электронной торговой деятельности.
Для достижения указанной цели выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- рассмотреть электронную коммерческую деятельность как объект налогообложения;
- классифицировать операции электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения;
- предложить авторское видение достоинств и недостатков электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения;
- обобщить и систематизировать международный опыт налогообложения электронной коммерческой деятельности;
- проанализировать действующий российский механизм налогообложения операций в сфере электронной коммерческой деятельности;
- провести анализ налогообложения электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающее наибольшее влияние на его развитие;
- проанализировать налоговые потери доходов бюджета Российской Федерации от теневой электронной коммерции;
- с учетом международного опыта выработать предложения по совершенствованию российского механизма налогообложения операций в сфере электронной коммерческой деятельности и его практической реализации в современных условиях;
- определить комплекс мер по противодействию уклонению от уплаты налогов в сфере электронной предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются налоговые отношения, возникающие при реализации товаров и цифровых услуг в сфере электронной коммерческой деятельности.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов налогообложения электронной коммерческой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ученых-правоведов, исследующих проблемы налогообложения в сфере электронной торговой деятельности, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет, по данной проблематике. В частности, данная работа опиралась на труды таких ученых и экономистов как A.J. Cordell, O.L. Dambromina, R.L. Doemberg, D. Bruce, B. Friedman, M. Greve, W. Fox, D. Hardesty, L. Hinnekens, W. Hellerstein, K. Kamp, J. Lahart, J. Li, C.E. Mclure, A. Nellen, L. Soete, A. Operkent, J. Owens, H. Varian, P. Wille и др.
Среди российских ученых и специалистов отдельными аспектами данной проблемы занимаются В.А. Александров, Н. М. Васильева, Р. Вахитов, С.К. Ильичев, А.В. Кастельская, А.В. Корень, А.В. Липис, Р.А. Маршавин, О.В. Медведева, И.П. Мелешенко, Н.С. Милоголов, Ж.В. Писаренко, А.И. Погорлецкий, Л.В. Полежарова, К.К. Семкин, Т.И. Семкина, А.А. Тедеев, А.В. Толкушкин, И.А. Стрелец, Л.В. Фролова и другие.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный и структурный анализ, финансовый и статистический анализ, субъектно-объектный подходы.
Информационную базу исследования составляют статистические материалы Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, официальные материалы таких международных организаций как Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, а также материалы научной периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в формировании и развитии теоретических основ налогообложения электронной коммерческой деятельности, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения электронной коммерции в Российской Федерации.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Автором уточнено определение «электронной коммерческой деятельности» для целей налогообложения, которое тесно связано с понятиями «электронная торговая деятельность» и «цифровые услуги».
2. Для целей налогообложения автором дополнена классификация операций электронной коммерческой деятельности, учитывающая безналичный способ оплаты продукции, что позволит определить момент и место возникновения налогового обязательства при осуществлении сделок электронной коммерческой деятельности.
3. На основе построения гипотез и корреляционного анализа выявлена взаимосвязь факторов электронной коммерции и величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения диссертации ориентированы на их использование при разработке нормативных правовых актов, связанных с совершенствованием соответствующего механизма налогообложения, а также в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин.
Кроме того, предложенный перечень рекомендаций развития механизма налогообложения способен увеличить объём налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, сократить расходы на проведение мероприятий налогового контроля, а также создать условия для формирования свободной конкурентной среды за счёт выравнивания уровня налоговой нагрузки в сфере электронной торговой деятельности.
Структура исследования определена с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В результате проведенного исследования были предложены и сделаны следующие выводы и внесен ряд предложений.
1. Обобщены определения электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения, выявлены основные различия предлагаемых понятий, а также общий для всех определений элемент, который характеризует специфику электронной коммерческой деятельности как вида экономической деятельности.
2. Выявлены преимущества и недостатки электронной коммерческой деятельности для каждого субъекта электронной коммерческой деятельности - государства, юридических лиц (компаний) и физических лиц (потребителей). Обоснована необходимость налогового регулирования электронной коммерческой деятельности по двум причинам. Во-первых, из-за имеющихся преимуществ электронная коммерческая деятельность быстро набирает обороты, а государство имеет высокий уровень не поступлений в бюджет от данного вида деятельности. Во-вторых, для минимизации недостатков электронной коммерческой деятельности также важно государственное воздействие - эффективный налоговый механизм позволит свести на нет эти недостатки. Учитывая то, что основная масса недостатков электронной коммерческой деятельности представляется именно для государства как субъекта налоговых отношений.
3. Обобщена и дополнена авторским признаком классификация операций электронной коммерческой деятельности. Нами сделан следующий вывод относительно существующей классификации операций электронной коммерческой деятельности - они не позволяют определить момент и место возникновения налогового обязательства. А для Электронной коммерческой деятельности этот вопрос является очень важным, учитывая трансграничный характер вида деятельности. Таким образом, была дополнена классификация
операций электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения новым классификационным признаком, основным преимуществом которой является возможность определить момент и место возникновения налогового обязательства в операциях национальной и международной электронной коммерческой деятельности.
4. Рассмотрены, и приняты в качестве базовых, подходы налогового регулирования, которые уже сформировались на сегодняшний день в ряде стран. Каждый подход основывается на социальных и политических особенностях государства, в котором зародился. Для стран, в которых электронная коммерческая деятельность только набирает обороты и которые заинтересованы в вопросах ее контроля, базовые подходы могут быть подспорьем в решении вопросов регулирования при условии внесения корректировок и адаптации к особенностям национальной экономики каждой страны.
5. Выявлены инструменты государственного регулирования национальной Электронной коммерческой деятельности. И возможность использования этих инструментов в вопросах регулирования международной электронной коммерческой деятельности. В рамках государственного регулирования международной электронной коммерческой деятельности обоснована необходимость внедрения в практику многостороннего соглашения на основе двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, а также соглашений в рамках регулирования электронной коммерческой деятельности.
6. Проанализирована существующая система налогового регулирования электронной коммерческой деятельности в России, для которой недостаточно норм законодательного регулирования национальной электронной коммерческой деятельности. Произведены расчеты величин налоговых поступлений в бюджет России по налогу на прибыль от электронной коммерческой деятельности, что позволило говорить о том, что электронная коммерческая деятельность является важной статьей в составе налоговых поступлений в бюджет России, при условии применения действенных механизмов регулирования данного вида деятельности.
7. В результате моделирования влияния электронной коммерческой деятельности на налоговые поступления в бюджет России, были выявлены основные факторы электронной коммерческой деятельности, благодаря которым обеспечивается наибольшее поступление в бюджет.
8. Проведены расчеты величины неконтролируемого сектора рынка электронной коммерческой деятельности, позволяющие оценить потери бюджета Российской Федерации от теневого оборота. На рынке электронной коммерческой деятельности возможностей вести непрозрачный бизнес, по сравнению с традиционным рынком торговли, больше. Оценка является достаточно условной, но следует заметить, что она является показателем необходимости налогового регулирования. Учитывая, что с постоянным ростом объема рынка электронной предпринимательской деятельности, потери консолидированного бюджета в виде налоговых доходов также будут расти, задача государства сводится к тому, чтобы применяемые нормы регулирования и контроля электронной коммерческой деятельности учитывали интересы и представителей сектора, и потребителей, и самого государства, то есть должен соблюдаться принцип многостороннего регулирования.
9. В рамках совершенствования механизма налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности необходимо:
- определить состав цифровых услуг, включив в него: реализацию цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и других услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями. Все это должно облагаться НДС.
- признать местом реализации электронных товаров (услуг) местонахождение покупателя;
- внедрить механизм постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России;
- обозначить ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России.
Таким образом, электронная коммерция, как специфический вид экономической деятельности, требует определенного подхода в вопросах налогового регулирования как на национальном, так и на международном уровнях. По результатам расчетов и анализа влияния электронной коммерческой деятельности на величину налоговых поступлений можно сделать вывод о значительных не поступлений в бюджет налогов от электронной деятельности. Для государства на данном этапе необходимо грамотно подойти к вопросу внесения отдельных нормы налогового
законодательства.
1. Обобщены определения электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения, выявлены основные различия предлагаемых понятий, а также общий для всех определений элемент, который характеризует специфику электронной коммерческой деятельности как вида экономической деятельности.
2. Выявлены преимущества и недостатки электронной коммерческой деятельности для каждого субъекта электронной коммерческой деятельности - государства, юридических лиц (компаний) и физических лиц (потребителей). Обоснована необходимость налогового регулирования электронной коммерческой деятельности по двум причинам. Во-первых, из-за имеющихся преимуществ электронная коммерческая деятельность быстро набирает обороты, а государство имеет высокий уровень не поступлений в бюджет от данного вида деятельности. Во-вторых, для минимизации недостатков электронной коммерческой деятельности также важно государственное воздействие - эффективный налоговый механизм позволит свести на нет эти недостатки. Учитывая то, что основная масса недостатков электронной коммерческой деятельности представляется именно для государства как субъекта налоговых отношений.
3. Обобщена и дополнена авторским признаком классификация операций электронной коммерческой деятельности. Нами сделан следующий вывод относительно существующей классификации операций электронной коммерческой деятельности - они не позволяют определить момент и место возникновения налогового обязательства. А для Электронной коммерческой деятельности этот вопрос является очень важным, учитывая трансграничный характер вида деятельности. Таким образом, была дополнена классификация
операций электронной коммерческой деятельности для целей налогообложения новым классификационным признаком, основным преимуществом которой является возможность определить момент и место возникновения налогового обязательства в операциях национальной и международной электронной коммерческой деятельности.
4. Рассмотрены, и приняты в качестве базовых, подходы налогового регулирования, которые уже сформировались на сегодняшний день в ряде стран. Каждый подход основывается на социальных и политических особенностях государства, в котором зародился. Для стран, в которых электронная коммерческая деятельность только набирает обороты и которые заинтересованы в вопросах ее контроля, базовые подходы могут быть подспорьем в решении вопросов регулирования при условии внесения корректировок и адаптации к особенностям национальной экономики каждой страны.
5. Выявлены инструменты государственного регулирования национальной Электронной коммерческой деятельности. И возможность использования этих инструментов в вопросах регулирования международной электронной коммерческой деятельности. В рамках государственного регулирования международной электронной коммерческой деятельности обоснована необходимость внедрения в практику многостороннего соглашения на основе двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, а также соглашений в рамках регулирования электронной коммерческой деятельности.
6. Проанализирована существующая система налогового регулирования электронной коммерческой деятельности в России, для которой недостаточно норм законодательного регулирования национальной электронной коммерческой деятельности. Произведены расчеты величин налоговых поступлений в бюджет России по налогу на прибыль от электронной коммерческой деятельности, что позволило говорить о том, что электронная коммерческая деятельность является важной статьей в составе налоговых поступлений в бюджет России, при условии применения действенных механизмов регулирования данного вида деятельности.
7. В результате моделирования влияния электронной коммерческой деятельности на налоговые поступления в бюджет России, были выявлены основные факторы электронной коммерческой деятельности, благодаря которым обеспечивается наибольшее поступление в бюджет.
8. Проведены расчеты величины неконтролируемого сектора рынка электронной коммерческой деятельности, позволяющие оценить потери бюджета Российской Федерации от теневого оборота. На рынке электронной коммерческой деятельности возможностей вести непрозрачный бизнес, по сравнению с традиционным рынком торговли, больше. Оценка является достаточно условной, но следует заметить, что она является показателем необходимости налогового регулирования. Учитывая, что с постоянным ростом объема рынка электронной предпринимательской деятельности, потери консолидированного бюджета в виде налоговых доходов также будут расти, задача государства сводится к тому, чтобы применяемые нормы регулирования и контроля электронной коммерческой деятельности учитывали интересы и представителей сектора, и потребителей, и самого государства, то есть должен соблюдаться принцип многостороннего регулирования.
9. В рамках совершенствования механизма налогообложения в сфере электронной коммерческой деятельности необходимо:
- определить состав цифровых услуг, включив в него: реализацию цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и других услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями. Все это должно облагаться НДС.
- признать местом реализации электронных товаров (услуг) местонахождение покупателя;
- внедрить механизм постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России;
- обозначить ответственность за нарушение сроков постановки на налоговый учет в качестве плательщиков НДС иностранных поставщиков, реализующих цифровые услуги жителям России.
Таким образом, электронная коммерция, как специфический вид экономической деятельности, требует определенного подхода в вопросах налогового регулирования как на национальном, так и на международном уровнях. По результатам расчетов и анализа влияния электронной коммерческой деятельности на величину налоговых поступлений можно сделать вывод о значительных не поступлений в бюджет налогов от электронной деятельности. Для государства на данном этапе необходимо грамотно подойти к вопросу внесения отдельных нормы налогового
законодательства.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА БАЗЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Налогообложение в сфере электронной торговой деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение в сфере электронной коммерческой деятельности
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Электронная торговля как фактор развития мировой экономики на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус платформы электронной коммерции в России и странах СНГ (Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Налогообложение электронной коммерции: российский и зарубежный опыт
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Электронная коммерция
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



