Введение 3
Глава I. Ирано-российские отношения на двустороннем уровне 11
1.1 . Торгово-экономические отношения 11
1.2 . Военно-технические отношения 18
1.3 . Социально-культурные отношения 26
Глава II. Ирано-российские отношения на региональном уровне 38
2.1. Каспийское море 38
2.2. Центральная Азия 45
2.3. Ближний Восток 49
Глава Ш. Международное взаимодействие Исламской Республики Иран и Российской Федерации 60
3.1. Сотрудничество ИРИ и РФ в сфере борьбы с международным
терроризмом 60
3.2. Роль ядерной деятельности Исламской Республики Иран в
отношениях Ирана и России 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы
Постановка проблемы. Исламская Республика Иран как региональная держава и Российская Федерация в качестве глобальной силы, помимо влияния на региональные отношения, создали многополярную структуру международных отношений, которая оспаривает доминирование США. На данный момент, эти отношения продолжаются на трех уровнях: двустороннем, региональном и международном. Следует признать, что Исламская Республика Иран не имеет связи со многими странами на обозначенных мною уровнях, поэтому Российская Федерация играет одну из важных ролей во внешней политике Ирана. Россия самая большая страна в мире с огромными природными ресурсами, являющаяся постоянным членом в Совете Безопасности ООН и имеющая право вето. Также значительная доля населения в РФ мусульмане, все эти факторы могут стать существенными предпосылками для создания сотрудничества между двумя странами.
В течение рассматриваемого периода (2000-2018 гг.), с началом становления президентом Владимира Путина и смены российского внешнеполитического подхода с Евроатлантизма на Евразийство, страна приблизилась к азиатским соседям, включая Исламскую Республику Иран. Хотя в некоторые периоды сотрудничество перетерпевало изменения из-за приоритетов во внешней политике двух стран и санкций, введенных в отношении ядерной деятельности ИРИ.
Актуальность темы исследования. Данная тема является весьма значительной как для двустороннего сотрудничества, так и в целом для международного содружества. Исследование современного состояния иранороссийских отношений может быть использовано для решения насущных проблем и научно-политических вопросов.
Иран оказывает огромное влияние на события во множестве исламских государств, и сотрудничество с этой страной может обеспечить России, в ее периферийной среде, окруженной исламскими странами, занять свое место и открыть то самое окно к мировым мусульманским сообществам, последователям ислама в России.
Нельзя также обойти стороной кризисы, присутствующие на Ближнем Востоке, решения которых без сотрудничества Ирана и России невозможно представить. Например, в Сирии без взаимодействия России и Ирана, этот кризис мог бы стать долговременным источником нестабильности не только в этом регионе, но и в мире. Имея огромное влияние и возможности в странах побережья Каспийского моря, Центральной Азии и Ближнего Востока, две державы могут создать экономическое и политическое сотрудничество и, как следствие, возможно возникнее положительного роста как в экономике этих стран, так и в мировой.
Взаимное партнёрство Ирана и России в период санкций показало, что два государства могут создать новый миропорядок, и также могут справиться с монополярной международной системой, расширением НАТО в регионах соседних региона РФ и ИРИ и военного присутствия США в Евразии и Персидском заливе.
Обе страны рассматривают терроризм и религиозный радикализм как угрозу своей собственной и международной безопасности. Со временем их сотрудничество переросло в стратегическое партнерство.
Степень научной разработанности проблемы. Первую группу исследований составляют труды иранских исследователей, которые работали над темой ирано-российских отношений - Элахе Кулаи , Мехди Санаи , Джахангира Карами4 , Саджадпур М.К5 и Карими Риаби Элахе6 .
Вторую группу составляют исследования, посвященные ирано-российским отношениям на трех уровнях в трудах российских ученых - Н.А.Кажанов , Н.М.Мамедова , С.С. Жильцов , В.И. Юртаева , В.А.Орлов.
Третью группу исследований составили исследования западных ученых для того, чтобы сделать лучший вывод и взглянуть на более широкую картину этих отношений. В работе используются труды американских ученых, посвященные теориям «Хартленд », «мягкая сила » и «столкновение цивилизаций » .
Целью диссертационного исследования является ирано-российские отношения с 2000 до 2018 гг.
Исходя из цели, определены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Определить особенности в сфере торгово-экономического, военнотехнического и социально-культурного сотрудничества ИРИ и РФ;
2. Рассмотреть разные аспекты регионального сотрудничества ИРИ и РФ, в таких регионах как страны побережья Каспийского моря, Центральная Азия и Ближний Восток с упором на Сирию;
3. Оценить конвергенции и расхождения интересов двух стран на международной арене в рассматриваемом периоде;
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 до 2018 года, что обусловлено изменением политических подходов РФ, и появлением большого объема международных субъектов, влияющих на отношения Ирана и Российской Федерации. Это время было насыщено важными и знаковыми событиями для двусторонних и многостороних отношений. Знаковым событием 2000 года стало подписание договора, который изменил процесс двусторонних отношений: договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. В этот год к власти пришли перспективные лидеры, с позицией укрепить политические, экономические и социально-культурные отношения между их странами. В 2018 году Соединенные Штаты Америки вышли из Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД), этот фактор негативно повлиял на сотрудничество между Ираном и Россией в различных областях, включая экономическую, культурную и военную. Для понимания современного состояния отношений между Ираном и Россией делается экскурс к событиям более ранних этапов.
В период санкций иранская политика регионализма усилилась и привела Иран к установлению конструктивных отношений с соседними странами, особенно с Россией.
Развитие отношений между Россией и Ираном с 2000 по 2018 гг, не было до конца рассмотрено и досконально изучено. За этот достаточно длительный период времени произошло множество значимых событий. Рассмотрение влияния этих событий на все сферы общественной жизни может стать решающим фактором для решения современных проблем и кризисов, возникающих между двумя странами.
Методы исследования. При изучении рассматривались исторические события и факторы с учетом торгово-экономической, военно-технической и социально-культурной ситуации в двух странах и мировом сообществе в данный период.
Исследование проведено с точки зрения Исламской Республики Иран, прежде всего: изучение всех фактов дало диссертанту возможность четко определить тенденции, которые в дальнейшем могут положительно или отрицательно влиять на двустороннее и многостороннее сотрудничество.
В работе использованы общенаучные методы и приемы: методы анализа и синтеза, системный подход при рассмотрении вопросов, связанных с иранороссийским взаимодействием, контент-анализ официальных документов, международных и региональных СМИ по теме исследования определили значимости ирано-российских отношений.
Кроме того, в этом исследовании статистические методы были использованы для лучшего сравнения в области двусторонних отношений.
Объектом диссертационного исследования являются отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией.
Предметом исследования диссертации выступают изучения процессов, ориентиров и приоритетов в отношениях между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией с точки зрения Ирана на трех уровнях: двустороннем, региональном и международном с 2000 до 2018 гг.
Источниковая база исследования.Первую группу источников составляют интервью и выступления президентов двух стран , указы , Конституция Российской Федерации , Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года , Концепция внешней политики Российской Федерации , Конституция Исламской Республики Иран , Перспективная концепция двадцатилетнего развития Исламской Республики Иран до 2025 года и сборник комментариев Верховного руководителя Ирана к стратегии внешней политики Исламской Республики Иран.
Вторую группу составляют официальные материалы и документы, которые включают в себя договора , двусторонние и многостроние соглашения ИРИ с РФ. Статистика Таможенной организации Исламской Республики Иран и Российской Федерации в области двусторонних экономических отношений для анализа объема экспорта и импорта в рассматриваемый период .Официальные документы включают Резолюции Совета Безопасности ООН, которые изучаются для лучшего объяснения мнения международного сообщества на ядерную деятельность ИРИ .
Научная новизна. Выявлены особенности на различных уровнях отношения между Россией и Ираном с 2000 по 2018 гг, дано описание внешнополитических подходов Ирана и России на данный период, анализированы комплексное развитие экономического, военного и социально-культурного сотрудничества Ирана и России с 2000 по 2018 гг, определено влияние политики прикаспийских стран и США на российскоиранские отношения. Диссертант не только определил основные сферы проблемных вопросов, но и предложил пути их разрешения, основываясь на фактологическом и статистическом материалах, дал прогноз развития двусторонних отношений в регионе Каспийского моря, Центральной Азии и Ближнего востока, определил основные факторы, влияющие на иранороссийское взаимодействие.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что внесен значительный вклад в рассмотрение проблемы развития сотрудничества Исламской Республики Иран и Российской Федерации. Материалы диссертации могут быть использованы в чтении ряда учебных курсов в ВУЗах обеих странах. Выводы диссертационного исследования могут быть востребованы в практической внешнеполитической деятельности МИД России и исследовательских центрах, поскольку диссертационная тема была проанализирована с точки зрения ИРИ в небольшом количестве исследований на русском языке.
Положения в работе могут быть использованы для истории международных отношений Исламской Республики Иран и Российской Федерации.Теоретические результаты исследования можно использовать для подготовки курсов «Внешняя политика Российской Федерации», «Внешняя политика ИРИ», «Региональное сотрудничество между Ираном и Россией» и «Патология ирано-российских отношений в современном этапе». Данные материалы можно привлекать для подготовки экономических, политических и культурных специалистов Ирана и России.
Структура диссертации - важность ирано-российских отношений на трех уровнях: двустороннем, региональном и международном и вытекающих из нее задач, определили структуру диссертационного исследования, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы
За прошедшее столетие в отношениях между Ираном и Россией было много взлетов и падений. Несомненно, эти отношения сыграли решающую роль во внешней политике Ирана. Отношения между двумя странами можно рассматривать на трех уровнях: двустороннем, региональном и международном.
В период, начиная с 2000-го года, отношения между двумя странами вступили в новую фазу, когда к власти пришел президент Владимир Путин и, вследствии, изменился российский подход к внешней политике с Евроатлантизма на Евразийство. Кроме того, одним из поворотных моментов этих отношений является визит президента Мохаммада Хатами в Москву в марте 2001-го года и подписание договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ, который создал исполнительную и правовую основы для развития между странами.
Содружество двух государств повлияло на внутренную и внешнюю политику Исламской Республики Иран, поскольку Соединенные Штаты, к примеру, не могут быть партнером Ирана из-за её политики и идеологии.
В двустороннем сотрудничестве между странами были исследованы торгово-экономические отношения, которые, как правило, находятся не на очень благоприятном уровне. Россия, как и Иран, имеет очень небольшую долю своей внешней торговли.
Россия и Иран являются странами-экспортерами нефти и газа, поэтому их торговля не имеет дополняющий характер в отношении друг друга, так как продажа природными ресурсами превышает 50% от всего товарооборота. Согласно статистическим данным, представленным двумя странами, можно сказать, что внешняя торговля двух стран неприемлема, и официальные лица двух стран считают, что, несмотря на такие ограничения, как санкции, банковских систем, страхования и отсутствия надлежащей транспортной инфраструктуры существует много возможностей для развития сотрудничества. Среди предлагаемых мер по развитию экономических отношений можно снизить или отменить тарифы на иранский экспорт товаров в Россию, и как следствие, повысить конкурентоспособность иранских товаров, создать таможенную базу для транзита иранских грузовиков для перевозки грузов в города. Проходя азербайджанодагестанскую сухопутную границу, Россия облегчает выдачу виз бизнесменам, водителям. С иранской стороны также предлагается стандартизация экспорта товаров в Россию, координация финансовых и банковских операций и переговоры с Евразийским экономическим союзом и попытка активировать транзитный коридор Север-Юг.
Что касается основного принципа двусторонних военных отношений между странами, то заключается она в военной доктрине ИРИ, поэтому приобретаемая у России военная техника является оборонительной.
Как уже упоминалось, договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран предусматривал широкое сотрудничество в различных областях военного сотрудничества в 2000 году, в то же время Россия объявила о своем выходе из соглашения Гор-Черномырдин. В соответствии с новым соглашением между Ираном и Россией, в течение первых семи лет существования Ирана она получила третьего по величине военного импортера из России, что эквивалентно 2 миллиардам долларов.
Здесь речь шла о важном военном оборудовании, приобретенном в России, таком как МиГ-29, Су- 24 и ЗРК С-300. Следует отметить, что ядерная программа Ирана в военных и мирных целях не исследовалась. Обе страны были вынуждены ограничить военное сотрудничество из-за многочисленных резолюций ООН, в том числе 1929 года. После утверждения Совместного всеобъемлющого плана действия открылись новые горизонты в военных отношениях между двумя странами.
Одним из важных моментов военных отношений между двумя странами было присутствие сирийской оппозиции и борьба с терроризмом в этом регионе. Впервые в России, на беспрецедентном этапе после исламской революции, она смогла использовать авиабазу Хамедана, которая была раскритикована многими в Иране. Поскольку в соответствии со статьей 146 Конституции ИРИ ни одна страна не может создать никакой военной базы на его территории. По мнению автора, критика необоснованна, а Россия использует эту базу только для атаки на позиции ИГИЛ.
Исламская Республика Иран последовательно стремилась упрочить свой региональный и международный статус на протяжении всей своей истории,и сотрудничество с Россией может привести к модернизации иранской военной мощи и, следовательно, может повлиять на политические события в регионе и мире. Однако, следует отметить, что военные отношения являются наиболее важной частью двусторонних отношений между двумя странами, которые имели относительную стабильность.
В параграфе 1.3 рассматриваются культурные и социальные отношения между Ираном и Россией. Поскольку они занимают особое место во внешней политике. Следовательно, его обзор может выявить множество возможностей и недостатков в существующих отношениях, потому что культурное сотрудничество может стать стимулом для укрепления и расширения экономических и военных отношений.
Хотя культурные связи между двумя странами насчитывают более 500 лет. Но только после распада Советского Союза и создания культурного представительства при посольстве ИРИ в 1999 году культурные обмены между двумя странами улучшились, что совпало с президентством Мухаммеда Хатами и идеей «диалога цивилизаций», когда культурные отношения Ирана и России вступили в новую фазу.
В этой области в университетах России и Ирана создано много учебных центров, что может способствовать развитию двусторонних отношений с совместными исследовательскими проектами. Одним из основных факторов в этом отношении является мягкая сила для продвижения культуры и ценностей каждой страны, которая была ограничена из-за многочисленных барьеров на пути распространения языка и обмена студентами, а также создания нескольких информационных агентств. Учитывая сходство и сближение целей культурной политики двух стран, существует много возможностей для прогресса.
Во второй главе отношения между двумя странами обсуждаются на региональном уровне, включая Каспийское море, Центральную Азию и Ближний Восток.
После распада Советского Союза определение правового режима Каспийского моря среди его прибрежных стран, включая Исламскую Республику Иран, Россию, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, стало одним из региональных конфликтов. Помимо геополитической важности этого моря, оно обладает богатыми углеводородными ресурсами, высоким биологическим разнообразием и, следовательно, высокой геоэкологической ценностью, что повышает его стратегичность.
В параграфе 2.1 была рассмотрена история правового режима Каспийского моря от русского царского периода до наших дней. До распада Советского Союза оно называлось " морем Ирана и Советского Союза", и ни одна третья страна не имела права плавать в этом районе, и право на его использование было основано на принципе равенства.
Инициировав инвестиции международных нефтяных транснациональных корпораций в Каспийский регион и добившись благотворного эффекта экономического роста для прибрежных стран, он способствовал установлению нового правового режима для Каспийского моря, который имеет три этапа сближения, общего использования и разграничения Каспийского региона. Иран пошёл на согласие разделить море, подписав конвенцию 12 августа 2018 года, спустя примерно 26 лет после многочисленных встреч. Конвенция является важным документом и предоставляет множество возможностей для сотрудничества в различных областях, включая борьбу с загрязнением окружающей среды, терроризмом и организованной преступностью.
Поскольку большой процент проживающих в Иране придерживались соглашения советской эпохи, которое заключалось в том, что доля Ирана в море составляла 50%, и когда в соответствии с соглашениями 21-го века произошли значительные сокращения, то многие из них назывались "Туркменчай II", и это считалось предательством территориальной целостности. Причина оппозиции и неудовлетворенности многих иранских интеллектуалов и чиновников не может быть оправдана из-за правовых принципов, регулирующих моря, получающие 50% -ую долю, и суверенитета Ирана до границ России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана, является фантастическим.
Решение каспийского кризиса может решить экономические, политические проблемы и проблемы безопасности, создать желательные и безопасные условия для иностранных инвестиций, а также создать региональные организации безопасности и экономики.
Россия всегда критиковала американскую политику односторонности. Она, кажется, преследует многосторонность на международном уровне и поощряет Америку быть такой же. Однако российское правительство в регионе Центральной Азии и Кавказа преследует полностью односторонний характер. Такая модель поведения России помешала сотрудничеству со странами Индии, Ирана и Китая. Москва хочет расширить сферу своего влияния только в этом регионе. Хотя Россия имеет тесные отношения с такой страной, как Китай, она всё же предпринимает односторонние действия в регионах Центральной Азии и Кавказа и эта российская политика в Центральной Азии препятствует их общим возможностям.
Россия в области добычи и экспорта газа и нефти может хорошо сотрудничать с Ираном. Хотя обе страны являются основными производителями нефти и газа и, похоже, конкурируют друг с другом, конкуренция также может стать эффективным партнерством.
Хотя, согласно привалирующей стороне во внешней экономике этих двух стран, культурного сходства мало, но в этой области Иран имеет замечательный культурные опыт в азиатском регионе. Именно поэтому Россия может сформировать новое региональное культурное сотрудничество в сфере культурных дел.
Между Ираном и Россией в Центральной Азии существуют хорошие области сотрудничества. Но отсутствие эффективной модели не дают использовать некоторые из этих возможностей. В этом пространстве Иран потерпел еще большие потери, причиной которой было применение односторонней политики России в Центральной Азии и на Кавказе.
Обе страны, Иран и Россия, могут иметь совместные инициативы по обеспечению безопасности в регионе, а также эффективное сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркоманией.
В геополитическом поле Россия может сформировать хорошее партнерство с Ираном, это сотрудничество также пойдет на пользу странам Центральной Азии и даст России возможность усилить свое влияние в конкуренции с Западом и с Китаем.
Расширение сотрудничества между Россией, Узбекистаном, Казахстаном и Таджикистаном не носит конфликта с Ираном, они могут даже сформировать блестящую модель партнерства. Точно так же, как ЕС смог сблизить страны европейской части мира в разных областях, благодаря этому они теперь определяют общие интересы и образуют крупный торгово-экономический альянс, такая схема может быть достигнута в этой области.
В области региональных отношений между Ираном и Россией на Ближнем Востоке, в связи с влиянием Ирана среди стран Ближнего Востока, была изучена.
В 2000 году Ближний Восток стал пятым приоритетом российской внешней политики, и Иран, как ближневосточная страна, имеет относительно стабильные отношения с Россией. Одним из важных вопросов в отношениях между этими двумя странами является влияние третьей страны, такой как Соединенные Штаты. Потому что улучшение отношений между одной из этих двух стран с США оказывает обратный эффект на отношения в сторону третьей.
Одним из поворотных моментов в отношениях между двумя странами является «арабская весна» или исламское пробуждение. Это название использовалось Исламской Республикой, потому что истоки исходили из учения исламской революции.
После начала сирийского кризиса и формирования экстремистской террористической группы ИГИЛ, что стала причиной для угрозы безопасности двух стран, они расширили свое сотрудничество и совместно атаковали позиции ИГИЛ. Хотя подавляющее большинство иранских действий в Сирии по поддержанию режима Башара Асада связано с военной угрозой Израиля и с целью избежать потери своего партнера в данном регионе. Они, конечно, отличались от целей России, и в 2018 году мы видим конец сотрудничества двух стран в Сирии, потому что у них есть те же самые краткосрочные цели, которые упомянуты в разделе региональных отношений Ирана и России на Ближнем Востоке. Становится стабильным политическим партнерством.
В третьей главе иранско-российские международные отношения рассматриваются в двух частях: Программы по борьбе с терроризмом и ядерному нераспространению.
Борьба с терроризмом является важной частью сотрудничества между Ираном и Россией, которое, помимо угрозы внутренней безопасности обеих стран, вызывает нестабильность в регионах и мире. Вот почему они прилагают все усилия для создания мира, свободного от терроризма и экстремизма. Поскольку рассматриваемый период стал кульминацией сотрудничества между двумя странами в этом отношении, многих случаев удалось избежать.
Параграф 3.2 посвящен влиянию иранской ядерной программы на отношения между двумя странами, что всегда подчеркивалось властями Исламской Республики Иран в отношении мирного характера страны, и членство Ирана и соблюдение принципов ДНЯО являются доказательством этого.
В начале этого параграфа, после краткого обзора истории ядерной деятельности Ирана, до и после Исламской революции, описывается сотрудничество между двумя странами в ядерной области, несмотря на многочисленные резолюции СВ ООН и давление международного сообщества, которое до сих пор продолжается.
Важность изучения ядерной программы Ирана в отношениях между двумя странами заключается в том, что Россия после Исламской революции является единственной страной, которая сотрудничала с Ираном в ядерных вопросах и поэтому всегда подвергалась критике и давлению со стороны Запада.
В конце концов, ожидалось, что ядерное сотрудничество между двумя странами значительно расширится, поскольку выход Америки из СВПД, но возвращение международных санкций в будущее сотрудничество делают расплывчатым.
1. Военная доктрина Российской Федерации. утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 года// [электроный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/461 (дата обрашения: 05/03/2019)
2. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества
между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и Президентом ИРИ Хатами в Москве 12.03.2001. // [электронный ресурс] URL: http: //arcMve.kremlin.m/text/docs/2001/03/135098. shtml (дата
обращения 14.11.2019).
3. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества
между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и Президентом ИРИ Хатами в Москве 12.03.2001. // [электронный ресурс] URL: http: //arcMve.kremlin.m/text/docs/2001/03/135098. shtml (дата
обращения 14.01.2019).
4. Документ о 20-летних перспективах Ирана. // [электронный ресурс]
URL: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/132295 (дата обращения:
02.11.2018)
5. Документ о 20-летних перспективах Ирана. //[электронный ресурс]
URL: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/132295 (дата обращения:
02.11.2018)
6. Конституция Российской Федерации. // [электронный ресурс] URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 07.04.2019).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 07.04.2019. // [электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения:
11.02.2019)
8. "Концепция внешней политики Российской Федерации" (утв.
12.07.2008 N Пр-1440) . // [электронный ресурс] URL:
http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 11.02.2019)
9. Концепции внешней Политики Российской Федерации 2013г. //
[электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign policy/official documents/-/asset publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 11.02.2019)
10. Концепции внешней Политики Российской Федерации 2013г. //
[электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign policy/official documents/-/asset publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 11.02.2019)
11. Концепция внешней политики Российской Федерации. 28 июня 2000 г. 28 июня 2000 г. //Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002: в 4 т. - Т. 4 / сост. ТА. Шаклеина. - М: РОСПЭН,
2002. - С. 109-121
12. Конституция Исламской Республики Иран. // [электронный ресурс] URL: http://rc.majlis.ir/fa/content/iran constitution (дата обращения:
07.04.2019) .
13. Концепции внешней политики Российской Федерации от 16 февраля
2013 года// утверждано Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 года// [электроный ресурс]:
URL:http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата
обрашения: 16/2/2019)
14. Протокол между правительством Российской Федерации и правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной элекростанции от 25 Августа 1992г.Подписан в 27.02.2005. //[электронный ресурс] URL: http: //www. mid. ru/foreign_pol icy/
intemational_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-
2/46008.
15. Резолюция 1984 (2006) СБ ООН от 31 июля 2006 г. // Организация
Объединенных Наций: сайт. URL:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res 1696. (дата обращения: 16.11.2018)
16. Резолюция 1737 (2006) СБ ООН от 23 декабря 2006 г. // Организация
Объединенных Наций: сайт. //[электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/resl737.htm (дата обращения: 16.11.2018)
17. Резолюция 1747 (2007) СБ ООН от 24 марта 2007 г. // Организация
Объединенных Наций: сайт.
URL:http://www.un.org/mssian/documen/scresol/res2007/res 1747.htm (дата обращения: 16.11.2018)
18. Резолюция 1803 (2008) СБ ООН от 3 марта 2008 г. // Организация
Объединенных Наций: сайт. URL:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res 1803 .htm (дата обращения: 16. 11.2018)
19. Резолюция 1835 (2008) СБ ООН от 27сентября 2008 г. //
Организация Объединенных Наций: сайт. URL:
http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res 1835.htm (дата обращения: 16.11.2018);
20. Резолюция 1929 (2010) СБ ООН от 9 июня 2010 г. // Организация
Объединенных Наций: сайт. URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/Nl0/396/81 /PDF/Nl039681 ,pdf OpenElement (дата обращения: 16.11.2018).
21. Резолюция Совета управляющих МАГАТЭ «Осуществление
соглашения о гарантиях в связи с ДНЯО в Исламской Республике Иран» от 4 февраля 2006 г. // Международное агентство по атомной энергии: сайт.ИРГ:
https://www.iaea.org/sites/default/files/.../2006/mfcirc665_ms.pdf ( дата обращения: 16.11.2018)
22. Резолюция 56-й сессии ООН от 29 октября 2001 года «Год диалога
между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций». URL. https://documents-dds-ny.un.org/doc/
UNDOC/LTD/N01/606/73/PDF/N0160673.pdf? OpenElement (дата обращения: 01.04.2018).
23. Соглашение правительством Российской Федерации и
правительствос Исламской Республики Иран о торговом и экономической сотрудничестве.Подписан в
16.12.1997//[электронный ресурс] URL:http://
www.mid.ru/foreign policy/international contracts/2 contract/-/storage- viewer/bilateral/page-3/47337
24. Соглашение между правительством Российской Федерации и
правительством Исламской Республикой Иран о сотрудничестве в сооружении на Территории Ирана атомной
электростанции.Подписан в Москве 25.08.1992. //[электронный ресурс] URL:
http: //www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/- /storage-viewer/bilateral/page-343/48724 (дата обрашения:11.03.2019)
25. Соглашение между Правительством Российской. Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области подготовки военных кадров.Подписан в 29.04.2001.
//[электронный ресурс]
URL: http: //www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contrac t/-/storage viewer/bilateral/page-2/52255
26. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 12.05.2009 № 537. URL:
http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения
11.02.2019) .
27. Текст всеобъемлющий план действий.Подаисан во Вене, 14 июля
2015 года.[электронный ресурс]-URL:http://
http://www.mfa. gov. ir/uploads/150726-JCPOA-PERSIAN-Final- 11_56083.pdf (дата обрашения 16.11.2018)
28. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808.
//[электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201412250002 (дата обращения:06.03.2019).
29. Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT)
//[электрогый ресурс],ШЬ:
https: //https: //www.un.org/disarmament/wmd/nuclear/npt/ (дата
обрашения:25.04.2019)
30. UN Documents for Iran/^электрогый ресурс],ШЬ:
https://www.securitycouncilreport.org/un-documents/iran/ ( дата обрашения:27.03.2019)
Литературы
31. Aзадфрмаки,Таги &Монавари , Нух. Анализ содержания иранской культурной политики на основе конституции, документа по культурной политике и пятого плана развития. ^jj** & ,^3 ^^jtaljl
32. Агаи,Объясняя конституционные слова и термины, Тегеран:
Издательство Одж, 1981, с. 10-11. jjj/i j Uojlj ‘^j/il
11-10 ‘1360 ‘^j' ^'j/Лш!
33. Аятолла Хаменеи (2016), «Заявления руководства о встрече
командиров и штабов ВВС и ПВО Армии», 8 февраля ^
^j|jA j ^jj^j j/i£j/^ j j/A^j/^ji jl^j^ j^ ^JJAJ ^i/jbj»‘ (1394)
ol^ 19 «^2 j|
34. Барзегар, Кайхан, Резаей, Масуд. (1395). Стратегия обороны Ирана из перспективных стратегических исследований аятоллы Хаменеи, Стратегические исследования Ежеквартально 19 (74), 7-34 ,j^jjj
^Aii^a ^1 4ixA ^1сЛ j^ix jl jljjl ^JJAIJ .(1395) .^j*^^ ,^j/^j ,jlgj^
34-7,(74)19 ^j^lj ^ULL-
35. Встреча генерального секретаря Палестинского исламского джихада с лидером революции //[электрогый ресурс],ИКИ https://farsi.khamenei.ir/news-content?id=18890(дата
обрашения: 17.03.2019)
36. Военно-техническое сотрудничество Ирана и России. Досье//[электронный ресурс].-URL: https://tass.ru/info/1707163 (дата обрашения :03.12.2018)
37. Визит Роухани в Россию: опасения относительно Путина/ИноСМИ
от 28.03.2017. - Режим доступа: http://
inosmi.ru/politic/20170328/238975140.html (дата обращения:
10.05.2019)
38. В Тегеране открылся Русский центр Редакция портала «Русский
мир»//[электрогый ресурс],ШЬ:
https://russkiymir.ru/news/223207/(дата обрашения:22/12/2018)
39. Город Абу-Камаль, последняя позиция ИГИЛ в Сирии//[электрогый ресурс],URL:https://p.dw.com/p/2nM8G ( дата обрашения :
07.03.2019)
40. Дружиловский С.Б. Российско-иранские отношения после создания Исламской республики Иран (доклад на конференции)/Российско- иранские отношения. Проблемы и перспективы / Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. — М.: ИВ РАН, 2015. — С. 25-35.
41. Десантный корабль HMS «Ocean» выведен из состава британских
ВМС//[электронный ресурс].-URL: https://
https://defence.ru/article/desantnii-korabl-hms-ocean-viveden-iz-sostava- britanskikh-vms/ (дата обрашения :03.12.2018)
42. Жильцов С.С. Сотрудничество России и Ирана в Каспийском регионе: итоги и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Между- народные отношения. 2016. Т. 16. № 4. С. 628—642
43. Жильцов С.С. Сотрудничество России и Ирана в Каспийском регионе: итоги и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Между-народные отношения. 2016. Т. 16. № 4. С. 628—642.
44. Зариф: доля Ирана в Каспийское море не 50%, не 11% / американцы не серьезно относятся к переговорами?// [электронный ресурс]-URL: https://www.isna.ir/news/97052413187(дата обрашения: 19.10.2018)
45. Зариф: сотрудничество РФ и Ирана сыграло эффективную роль в
борьбе с терроризмом//[электрогый ресурс],ШЬ:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4864943 ( дата
обрашения: 15.05.2019)
46. Использование Россией авиабазы Ноя(Noje Airbase)// [электронный ресурс]-ШЬ: https://ir.sputniknews.com/iran/201611262018896/ (дата обрашения : 17.11.2018)
47. Иранская военная мощь//[элекроный ресурс].ЦЕЬ: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength- detail.asp?country_id=iran Ali.A.Jalali “Strategic Cooperation Between Russia and Iran “ Parametters,Winter 2002.
48. Кулаи Элахе. влияние распада СССР на Исламскую Республику
Иран, Тегеран: Издательство исламской культуры, первое издание. - Тегеран: Издательство исламской культуры, первое издание (1999) .( : U'J-^ ‘ U'J-З' о^' ^JJ$^ J ^jjj4> O^JJ (1378) 4-$!' ‘
Jjl ^SiAji J^-j)
49. Карами Дж., Санаи М. Отношения между Ираном и Россией. - Тегеран: Ирас, 2008. - С. 366 ( j uLy' -Mjj ‘J^W
366 ^ - . 1387 .^'J4 :u'jfri - .^jj).
50. Кожанов Н. А. Russian Foreign Policy in the Middle East: New Challenge for Western Interests?, in: The Russia File: Russia and the West in an Unordered World. Berlin, Washington: Center for Transatlantic Relations; Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik DGAP, 2017. P. 101-125
51. Кожанов Н. А. Russian Foreign Policy in the Middle East: New Challenge for Western Interests?, in: The Russia File: Russia and the West in an Unordered World. Berlin, Washington : Center for Transatlantic Relations; Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik DGAP, 2017. P. 101-125
52. Кожанов Н. А. Russian-Iranian Relations through the Prism of the Syrian Crisis // Insight Turkey. 2017. Vol. 19. No. 4. P. 105-124;
53. Кожанов Н. А. Russian-Iranian Dialogue after 2012: Turning a New
Page? // Russian Analytical Digest. 2016. No. 192. P. 2-4; Кожанов Н.
А. Брак по расчету: перспективы российско-иранского
регионального сотрудничества // Россия в глобальной политике.
2016. № 3. С. 62
54. Конец сражений в Алеппо, Сирия // [электрогый ресурс],ИРЕ:
https://www.bbc.com/persian/world-38308311 ( дата обрашения:
27.03.2019)
55. Концентрация обещания двенадцатого правительства на укрепление культурной инфраструктуры// [Электронный
ресурс] .URL: http: //www.irna.ir/fa/News/82656817(дата обращения:
17.11.2018)
56. Кулаи,Элахе, Хансари, Мухаммед Джавад. (2014). Исламская
Республика Иран и исламский фундаментализм в Центральной Азии. Политологический журнал, №9 (3), C.243-275. ,4^ ,^J£
^UiT jJ ^jljS^ljdJj ulj^l .(1393) .^lj. ^^jl^jlj^,
275-243 ,(3)9 ,^ibi ^jl^ 4^U2IAJJJ .^j£j^
57. Князев А. Иран и Центральная Азия: стратегия диалога //
Центральноазиатский портал. 21.02.2012 URL: http://www.ca-
portal.ru/article: 1566
58. Лавров заявил, что Россия не поддерживает никакую политическую
фигуру в Сирии // [электрогый ресурс],URL:
https://tass.ru/politika/5827335 ( дата обрашения:19.03.2019)
59. Мамедова Н.М. Экономические интересы России и Ирана в регионе / Н.М. Мамедова // Политика РФ и ИРИ в региональном контексте (ЦА, Кавказ, Ближний Восток); Ин-т востоковедения РАН, Фонд Розы Люксембург, Центр по изучению Ирана и Евразии. - М.: [б.
и.], 2011. - С. 90-100.
60. Мухаммед Али Факих, Мусульмане в России и вызовы будущего// [Электронный
ресурс].URLhttps://inosmi.ru/religion/20180731/242874526.html (дата обращения:04/12/2018)
61. Мусави Заде & Лжавдани Мошадам (2009). Роль национальной
культуры во внешней политике Исламской Республики Иран. Политические знания, 4 (8), 187-225. .(2009) & ,°J'j^j^j^
-187 ,(8)4 ,<^Ь"1 .(jljjl ^jj^^. ^.jl^ Kunlun j ^£j
225.
62. Начало нового раунда мирных переговоров в Сирии//[электрогый ресурс],ШЬ : http://parstoday.com/fa/asia-i154249 ( дата обращения :01.04.2019)
63. Откуда исходит недоверие к Конвенции по Каспийскому морю?// [электронный ресурс]-иКЬЬАр8://’№№^ё’^сот^а-Мгап/а-45061864 (дата обрашения: 17.10.2018)
64. Oбзор противоракетной обороны 2019 //[электроный ресурс]ЦКК https://www.defense.gOv/Portals/1/Interactive/2018/11 -2019-Missile- Defense-Review/MDR-Fact-Sheet- 15-Jan-2019-UPDATED.pdf
65. Основные социально-экономические индикароры уровния жизни
населения //
https://web.archive.org/web/20060715183735/http://www.gks.ru/free_do c/2006/b06_11/07-01.htm [Электронный ресурс]. -URL: (дата
обращения: 17.12.2018).
66. Отчет о круглом столе «Иранско-российское сотрудничество, Центрально-Азиатский и Кавказский квартал», № 32, стр. 262-
262 <^‘32 oj/^^c jtsia j ^jSjx ^IA^II AXIAI^^SC AA^IJJ j ^jjl ^jl^xA AjSjAx
67. Полищук, А. И., Соболева, А. С., & Элахе, К. Р. (2018). РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В НАЧАЛЕ XXI В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 18(2).
68. Полищук, А. И., Соболева, А. С., & Элахе, К. Р. (2018). РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В НАЧАЛЕ XXI В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 18(2)
69. Проведение семинара по пятивековым ирано-российским
отношениям в Москве//[электрогый
ресурс] ,URL: http: //cire.ir/index.aspx? fkeyid=&siteid= 1 &pageid= 128&n ewsview=2340 (дата обращения: 19.11.2018)
70. Провидение Парвина. «Геополитический дискурс в Центральной Азии: взаимодействие Ирана и России».С. 75-96. й^" .ujjj JbAjbb 96-75 ".AA^IJJ j ^jjl (JxlxA ^/> A^jc ;^jSjA ^IA^I jA
71. Россия рассмотрит и «будет прорабатывать» возможные заявки Тегерана на приобретение оборонительных вооружений - Михаил Дмитриев [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по военно- техническому сотрудничеству РФ. URL: http: //www.fsvts .gov.ru/db/kvts-
portal/5D3EE86570BD0E97C32573BB0051021C/ ddb/heap/doc.html (дата обращения: 03.12.2018).
72. Старт ирано-российского коридора//[электронyый ресурс].-URL: http://www.rpi.co.ir/fa/news/show/id/48 (дата обрашения 27.12.2018)
73. Санаи М. Изучение России в советскую эпоху и после этого:
изменения и уроки // Моталеате Урасияе Маркази. - 2009. - № 4. - С. 85-106 ( W^jJ j ^VJ^J :
106 — 85 .<^ — . 4 ojl^2i — . 1388 — .sj^ j* sU^ljjl ^/*1/^* //
74. Саджадпур М.К. Планирование во внешней политике Исламской
Республики Иран: исследование взаимосвязи региональной власти, экономики и внешней политики на основе проспекта. jj^J/^
;jljj| ^^j/^ ‘ * w jj ^jJj 4*jjj . jJ^Jjl U9jJ &> C ^ jl^jl с^A^il jj ^^j/^ ‘ *w ‘Э‘ j л/^^jsl c^l ^^j^s 4^jlj ^^jjj
75. Стивен Бланк ,Новое сближение между Москвой и Тегераном, издание Eurasia Daily Monitor Том: 8 Выпуск: 212,
76. Сапронова, М. А. (2014). Российско-арабское сотрудничество до и после «Арабской весны». Вестник МГИМО Университета, (3 (36)), 27-36.
77. Сейед Али, Н. (2014). «Внешнеполитический подход Исламской Республики Иран к новым событиям на Ближнем Востоке». Журнал Политика 2014 г. (4)
78. ( ^VJ^J Jbs jJ
79. Шарифиан Джамшид. Ограничение границ Каспийского моря, обсуждение его правового статуса// Журнал Центральных и
Кавказских Исследований.2007. № 23.C.127 ‘j/£jj2i
cjlaia j ^j£jA t ^ cjl ^ux^^j jl cjji ^IjjJ
127^ ‘1385 ‘23 aj/л^
80. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). - М.: РУДН, 2012. - 385 с.
81. Ядерная программа Ирана//[электрогый ресурс],ШЬ: https://ria.ru/20170116/1485682992.html (дата обрашения : 22.03.2019)
82. Является ли «Зеленый коридор» новым торговым инструментом на
ближайшие годы?//[элекроный ресурс].-URL:
http://www.tpci.in/blogs/is-green-corridor-a-new-trade-instrument-for- the-coming-years/ (дата обрашения:29/03/2019)
83. Amirahmadian, B. (2003). North-South corridor and its importance in regional integration. Central Asia and Caucasus Studies Quarterly, (21).
84. Ataei, F., Sheibani, A. (2011). Iran-Russia Cooperation and Rivalry
Grounds in Central Asia in a Geopolitical Framework. Central Eurasia Studies, 4(8), 131-151. Blog,wpr(2007);Iran Central Asia
Strategy.At:http://www.worldpoliticsreview.com.
85. Bartell, D. L., & Gray, D. H. (2012). Conflict in Syria and the Opportunity to Reduce Iran's Regional Influence and Iran's Threat to the International Community. Global Security Studies, 3(4).
86. Croissant, M. P., & Croissant, C. M. (1998). The Caspian Sea Status Dispute: Azerbaijani Perspectives. Caucasian Regional Studies, 3(1), 0301-01
87. Coleman, W. D., & Underhill, G. D. (Eds.). (2012). Regionalism and global economic integration: Europe, Asia and the Americas. Routledge.
88. Dadandish, P., & Vaezi, M. (2011). Geopolitical Changes and Crises in The Caucasus. IJPS, 1(1).
89. DOD,Department of Defense Dictionary of Military and Associated Terms,12 April 2001,(As Amended Through 19 August 2009).p 39
90. David Ensor, “U.S. Has Photos of Secret Iran Nuclear Sites,” CNN
News, December 13, 2002, available at:
http: //archives.cnn.com/2002/WORLD/meast/12/12/iran. nuclear/
91. Esfandiary D., Tabatabai A. Iran’s ISIS policy // International Affairs.
2015. Vol. 91. № 1. P. 1
92. Fidrmuc, J., & Suss, P. (2011). The outbreak of the Russian banking crisis. AUCO Czech Economic Review, 5(1), 46-64
93. Gerace, M. P. (1991). Between Mackinder and Spykman: Geopolitics, containment, and after. Comparative Strategy, 10(4), 347-364.
94. Huntington, S. P. (2000). The clash of civilizations? In Culture and Politics (pp. 99-118). Palgrave Macmillan, New York.
95. Hoffman, B. (2006). Inside terrorism. Columbia University Press
96. Intervyu Prezidenta Rossii V.V. Putina Amerikanskim telekanalam.
Novo-Ogoreva. September 20, 2003 Soobsheniya Pres Slujbi Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. MID RF DIP, Informatsionniy Byulleten, September 24, 2003; Выступление Мухаммеда Хатами на
Генеральной Ассамблее ООН Сентябрь 2001. Видеохостинг «YouTube»: сайт. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Adu5VWJB380(дата обращения:
07.01.2019) .
97. Islam in Russia: The Politics of Identity and Security 1st Edition, Kindle Edition by Shireen Hunte )p378)
98. Implementation of the NPT Safeguards Agreement in the Islamic Republic of Iran Resolution adopted by the Board on 26 November 2003
99. Kozhanov, N. A. (2015). Understanding the revitalization of Russian- Iranian relations. Carnegie Moscow Center.
100. Kozhanov, N. (2018). Russian policy across the Middle East: motivations and methods. Chatham House.
101. Mackinder, Halford J. (1943), “The Round World and the Winning of the peace”, Foreign Affairs, Vol. 21, No. 4, Available at:
https://ic.ucsc.edu/~rlipsch/Pol177/Round%20World.pdf, Accessed on: 2019/12/3; Gerace, M. P. (1991). Between Mackinder and Spykman: Geopolitics, containment, and after. Comparative Strategy, 10(4), 347364.
102. Mitchell, J. M. (2015). International cultural relations. Routledge; Nye, J.
S. (1990). Soft power. Foreign policy, (80), 153-171
103. Omedi, A. (1388). Regionalism in Asia,Tehran:Bureau of Political and International Studies publisher,p.20
104. Orlov, V. A., & Vinnikov, A. (2005). The great guessing game: Russia and the Iranian nuclear issue. Washington Quarterly, 28(2), 49-66
105. Nye, Joseph S. (2004), Soft Power: The Means to Success in World Politics, Public Affairs, First Edition, New York
106. Quoted in “Iran Tells Russia to Expand Nuclear Ties,” New York Times,
December 15, 2004,
http://www.nytimes.com/reuters/international/international-nuclearrussia- iran.html (accessed March 30, 2019).
107. Russia’s economy under Vladimir Putin: achievements and failures //
[Электронный ресурс]. -URL: https: //sptnkne.ws/ck5B (дата
обращения: 17.01.2019).
108. Rosatmi, M. (1378). Dictionary of military terms, Joint Press
Publications Aja,p.904 Конституция Исламской Республики Иран. // [электронный ресурс] URL: http://rc.majlis.ir/fa/content/iran
constitution (дата обращения: 07.04.2019).
109. Trenin, D. (2010). Russia’s policy in the Middle East: prospects for consensus and conflict with the United States. The Century Foundation Report, 95
110. Russian resolve: Why Syria matters to Putin// [электрогый
ресурс] ,URL: https://www.theglobeandmail .com/news/world/russian-
resolve-why-syria-matters-to-putin/article34643406/ (дата обрашения:
25.03.2019)
111. Rezaei, F. (2017). Rafsanjani’s Nuclear Takeoff: Taking Advantage of
the Weak Non-Proliferation Regime. In Iran’s Nuclear Program (pp. 3575). Palgrave Macmillan, Cham. 106. ^l^W>>c(l385)Wi‘l>^C
112. SWIFT отключится от Центрального банка Ирана после
возобновления санкций//[электронyый ресурс].-URL:
https://www.algemeiner.com/2018/11/11/swift-to-disconnect-from- central-bank-of-iran-as-renewed-sanctions-kick-in/ (дата обрашения
25.12.2018)
113. Strategy of the Middle East // [электрогый ресурс],ШЬ: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-kingdom/1957-07- 01/strategy-middle-east (дата обрашения:07.03.2019)
114. World Bank Country and Lending Groups// [Электронный ресурс]. - URL:
https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519- world-bank-country-and-lending-groups (дата обращения: 19.12.2018).