КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности в общении детей дошкольного возраста 6
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста 6
1.2. Агрессивность, как одна из форм взаимодействия в старшем
дошкольном возрасте 10
1.3. Влияние детской агрессивности на общение со сверстниками 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении старших дошкольников 23
2.1. Диагностика уровня склонности к агрессии старших
дошкольников 23
2.2. Проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы... 37
Выводы по главе 2 45
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности в общении детей дошкольного возраста 6
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста 6
1.2. Агрессивность, как одна из форм взаимодействия в старшем
дошкольном возрасте 10
1.3. Влияние детской агрессивности на общение со сверстниками 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении старших дошкольников 23
2.1. Диагностика уровня склонности к агрессии старших
дошкольников 23
2.2. Проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы... 37
Выводы по главе 2 45
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Приложения
Актуальность исследования. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное множество статей и книг.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
В детской саду в каждой группе может развернуться драматичная картина в отношениях детей. Дети могут дружить, ссориться, мириться, обижаться, помогать или ревновать друг друга. Могут пакостить. Разные отношения остро переживаются дошкольниками, несут в себе массу разнообразных эмоций. Воспитатели и родители порой не подозревают о том, что творится в душе ребенка, и следовательно не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем, первый опыт в отношениях и общении является фундаментом развития личности дошкольника. Этот первый опыт определяет характер отношения дошкольника к себе, к другим и к миру в целом. И далеко не всегда этот опыт становится удачным. У многих дошкольников закрепляется негативное, агрессивное отношение к сверстникам и взрослым, который может привести к печальным последствиям.
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача взрослых. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что любые нарушения в отношениях ребенка со сверстниками могут выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Вопросы детского неблагополучия в процессе общения, отклоняющиеся формы поведения в дошкольном возрасте раскрыли многие исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, А.П. Усов и др.)
Проблеме детской агрессивности и ее коррекции посвящено много трудов, наибольший интерес из которых нам представили труды таких авторов, как: С.А. Авражин, Е.А. Алябьева, А. Бандура, Л. Берковиц, А.Л. Венгер, Е.Д. Гаспарова, С.Н. Ениколопов, Н.Л. Кряжева, И.Л. Ленденева, М. Мельникова, Г. Паренс, Т.П. Смирнова, С.Ю. Чижова и др.
Цель исследования - выявление возможностей коррекции и профилактики агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс проявления агрессивности в общении дошкольников.
Предмет исследования - содержание коррекции агрессивных проявлений в общении детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что целенаправленная
работа по коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии в поведении детей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования потребовалось решение следующих задач:
Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать программу по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.
Разработать методические рекомендации по коррекции и профилактике агрессивного поведения старших дошкольников. для педагогов.
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, наблюдение, экспериментальное исследование, математическая и статистическая и статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по коррекции агрессии у детей 5-6 лет может быть использована педагогами детских образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ Кизнерский детский сад №2. Выборку составили 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
В детской саду в каждой группе может развернуться драматичная картина в отношениях детей. Дети могут дружить, ссориться, мириться, обижаться, помогать или ревновать друг друга. Могут пакостить. Разные отношения остро переживаются дошкольниками, несут в себе массу разнообразных эмоций. Воспитатели и родители порой не подозревают о том, что творится в душе ребенка, и следовательно не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем, первый опыт в отношениях и общении является фундаментом развития личности дошкольника. Этот первый опыт определяет характер отношения дошкольника к себе, к другим и к миру в целом. И далеко не всегда этот опыт становится удачным. У многих дошкольников закрепляется негативное, агрессивное отношение к сверстникам и взрослым, который может привести к печальным последствиям.
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача взрослых. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что любые нарушения в отношениях ребенка со сверстниками могут выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Вопросы детского неблагополучия в процессе общения, отклоняющиеся формы поведения в дошкольном возрасте раскрыли многие исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, А.П. Усов и др.)
Проблеме детской агрессивности и ее коррекции посвящено много трудов, наибольший интерес из которых нам представили труды таких авторов, как: С.А. Авражин, Е.А. Алябьева, А. Бандура, Л. Берковиц, А.Л. Венгер, Е.Д. Гаспарова, С.Н. Ениколопов, Н.Л. Кряжева, И.Л. Ленденева, М. Мельникова, Г. Паренс, Т.П. Смирнова, С.Ю. Чижова и др.
Цель исследования - выявление возможностей коррекции и профилактики агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс проявления агрессивности в общении дошкольников.
Предмет исследования - содержание коррекции агрессивных проявлений в общении детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что целенаправленная
работа по коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии в поведении детей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования потребовалось решение следующих задач:
Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать программу по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.
Разработать методические рекомендации по коррекции и профилактике агрессивного поведения старших дошкольников. для педагогов.
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, наблюдение, экспериментальное исследование, математическая и статистическая и статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по коррекции агрессии у детей 5-6 лет может быть использована педагогами детских образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ Кизнерский детский сад №2. Выборку составили 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, по теоретической части исследования мы пришли к следующим выводам. Отношения детей разнообразны и непредсказуемы, и любые эмоции малыши переживают очень остро, а порой и болезненно. Эмоциональная напряженность в детских отношениях, так же как и конфликтность, выше, нежели у взрослых людей. К сожалению, чаще всего, родственники и воспитатели даже не догадываются, насколько многогранны и глубоки чувства, которые переживают малыши, и по этой причине не обращают внимания на ссоры, детские слезы и обиды. Или же не придают им большого значения. А ведь эти отношения накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Опыт детского общения является фундаментом для развития личности крохи. Им определяется отношение к окружающим людям и самому себе. Обидно, если первый опыт познания мира носит отрицательную окраску. Родители должны понимать, что негатив к людям вырабатывается и закрепляется в детские годы, и впоследствии может иметь грустные результаты.
Со сверстниками ребенок общается не так, как со взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.
Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее - совместная задача родителей, педагогов и психологов.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше. Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность. Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.
В практической части исследования была проведена опытноэкспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кизнерского детского сада №2 п. Кизнер. Выборка составила 50 детей старшего дошкольного возраста. 25 детей составили контрольную группу, 25 детей составили экспериментальную группу.
Для диагностики уровня склонности к агрессии старших дошкольников мы выбрали следующие методики:
1. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
2. Методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л. Колосовой.
3. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие повышенного и высокого уровня агрессии у детей уже в старшем дошкольном возрасте.
С целью коррекции агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта по коррекции агрессивности заключается в способности ребёнка справляться со своей агрессией, что определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, поскольку агрессивность, как в форме настойчивости, упрямства, так и в форме враждебности и ненависти влияет на эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности ребёнка, на психическое здоровье.
Цель проекта: снизить агрессивное поведение в общении детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта разработан перспективный план мероприятий по коррекции агрессивного поведения в общении у детей старшего дошкольного возраста. Например, упражнение «Эмоциональный словарь» с целью развития эмоциональной сферы ребёнка; «Жужа» с целью снятия общей коллективной агрессии; «Маленькое привидение» с целью научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев; «Карусели» с целью способствовать сплочению детского коллектива, умению взаимодействовать друг с другом; «Обзывалки» с целью снятия вербальной агрессии; «Воробьиные драки» с целью снятия физической агрессии; «Не урони» с целью развития эмпатии и взаимопомощи и многие другие.
Помимо предложенного комплекса мероприятий велась работа по снижению агрессивности ребенка при помощи игровой деятельности в режимных моментах, например: «Игрушка в кулаке», «Мешочек с гневом», «Тух-тиби-дох».
После проведения коррекционной работы было проведено повторное исследование, результаты которого показали, что у экспериментальной группы уровень агрессивного поведения заметно снизился. Меньше стала проявляться агрессия, меньше стало конфликтных ситуаций в группе. Дети стали более дружелюбны со сверстниками.
Результаты контрольной группы также улучшились, но показатели не такие выраженные, как в экспериментальной группе.
Опытно - экспериментальная работа по коррекции агрессии у старших дошкольников, подтвердила гипотезу о том, что целенаправленная работа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии, в поведении детей и их взаимоотношениях друг с другом появятся положительные тенденции; количество детей, имеющих проблемы в поведении и общении со сверстниками уменьшится.
Со сверстниками ребенок общается не так, как со взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.
Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее - совместная задача родителей, педагогов и психологов.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше. Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность. Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.
В практической части исследования была проведена опытноэкспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кизнерского детского сада №2 п. Кизнер. Выборка составила 50 детей старшего дошкольного возраста. 25 детей составили контрольную группу, 25 детей составили экспериментальную группу.
Для диагностики уровня склонности к агрессии старших дошкольников мы выбрали следующие методики:
1. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
2. Методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л. Колосовой.
3. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие повышенного и высокого уровня агрессии у детей уже в старшем дошкольном возрасте.
С целью коррекции агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта по коррекции агрессивности заключается в способности ребёнка справляться со своей агрессией, что определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, поскольку агрессивность, как в форме настойчивости, упрямства, так и в форме враждебности и ненависти влияет на эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности ребёнка, на психическое здоровье.
Цель проекта: снизить агрессивное поведение в общении детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта разработан перспективный план мероприятий по коррекции агрессивного поведения в общении у детей старшего дошкольного возраста. Например, упражнение «Эмоциональный словарь» с целью развития эмоциональной сферы ребёнка; «Жужа» с целью снятия общей коллективной агрессии; «Маленькое привидение» с целью научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев; «Карусели» с целью способствовать сплочению детского коллектива, умению взаимодействовать друг с другом; «Обзывалки» с целью снятия вербальной агрессии; «Воробьиные драки» с целью снятия физической агрессии; «Не урони» с целью развития эмпатии и взаимопомощи и многие другие.
Помимо предложенного комплекса мероприятий велась работа по снижению агрессивности ребенка при помощи игровой деятельности в режимных моментах, например: «Игрушка в кулаке», «Мешочек с гневом», «Тух-тиби-дох».
После проведения коррекционной работы было проведено повторное исследование, результаты которого показали, что у экспериментальной группы уровень агрессивного поведения заметно снизился. Меньше стала проявляться агрессия, меньше стало конфликтных ситуаций в группе. Дети стали более дружелюбны со сверстниками.
Результаты контрольной группы также улучшились, но показатели не такие выраженные, как в экспериментальной группе.
Опытно - экспериментальная работа по коррекции агрессии у старших дошкольников, подтвердила гипотезу о том, что целенаправленная работа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии, в поведении детей и их взаимоотношениях друг с другом появятся положительные тенденции; количество детей, имеющих проблемы в поведении и общении со сверстниками уменьшится.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Игротерапия в коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, попавших в сложные жизненные ситуации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Особенности взаимосвязей родительского отношения и проявлений агрессии часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция межличностного общения детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проявления и методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция нарушений межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



