Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №32252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
803
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности в общении детей дошкольного возраста 6
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста 6
1.2. Агрессивность, как одна из форм взаимодействия в старшем
дошкольном возрасте 10
1.3. Влияние детской агрессивности на общение со сверстниками 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении старших дошкольников 23
2.1. Диагностика уровня склонности к агрессии старших
дошкольников 23
2.2. Проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы... 37
Выводы по главе 2 45
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Приложения

Актуальность исследования. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное множество статей и книг.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
В детской саду в каждой группе может развернуться драматичная картина в отношениях детей. Дети могут дружить, ссориться, мириться, обижаться, помогать или ревновать друг друга. Могут пакостить. Разные отношения остро переживаются дошкольниками, несут в себе массу разнообразных эмоций. Воспитатели и родители порой не подозревают о том, что творится в душе ребенка, и следовательно не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем, первый опыт в отношениях и общении является фундаментом развития личности дошкольника. Этот первый опыт определяет характер отношения дошкольника к себе, к другим и к миру в целом. И далеко не всегда этот опыт становится удачным. У многих дошкольников закрепляется негативное, агрессивное отношение к сверстникам и взрослым, который может привести к печальным последствиям.
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача взрослых. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что любые нарушения в отношениях ребенка со сверстниками могут выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Вопросы детского неблагополучия в процессе общения, отклоняющиеся формы поведения в дошкольном возрасте раскрыли многие исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, Т.А. Репина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, А.П. Усов и др.)
Проблеме детской агрессивности и ее коррекции посвящено много трудов, наибольший интерес из которых нам представили труды таких авторов, как: С.А. Авражин, Е.А. Алябьева, А. Бандура, Л. Берковиц, А.Л. Венгер, Е.Д. Гаспарова, С.Н. Ениколопов, Н.Л. Кряжева, И.Л. Ленденева, М. Мельникова, Г. Паренс, Т.П. Смирнова, С.Ю. Чижова и др.
Цель исследования - выявление возможностей коррекции и профилактики агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс проявления агрессивности в общении дошкольников.
Предмет исследования - содержание коррекции агрессивных проявлений в общении детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что целенаправленная
работа по коррекции агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии в поведении детей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования потребовалось решение следующих задач:
Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Разработать программу по коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников.
Разработать методические рекомендации по коррекции и профилактике агрессивного поведения старших дошкольников. для педагогов.
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследования, наблюдение, экспериментальное исследование, математическая и статистическая и статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа по коррекции агрессии у детей 5-6 лет может быть использована педагогами детских образовательных учреждений.
База исследования: МБДОУ Кизнерский детский сад №2. Выборку составили 50 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, по теоретической части исследования мы пришли к следующим выводам. Отношения детей разнообразны и непредсказуемы, и любые эмоции малыши переживают очень остро, а порой и болезненно. Эмоциональная напряженность в детских отношениях, так же как и конфликтность, выше, нежели у взрослых людей. К сожалению, чаще всего, родственники и воспитатели даже не догадываются, насколько многогранны и глубоки чувства, которые переживают малыши, и по этой причине не обращают внимания на ссоры, детские слезы и обиды. Или же не придают им большого значения. А ведь эти отношения накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Опыт детского общения является фундаментом для развития личности крохи. Им определяется отношение к окружающим людям и самому себе. Обидно, если первый опыт познания мира носит отрицательную окраску. Родители должны понимать, что негатив к людям вырабатывается и закрепляется в детские годы, и впоследствии может иметь грустные результаты.
Со сверстниками ребенок общается не так, как со взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.
Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее - совместная задача родителей, педагогов и психологов.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше. Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность. Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.
В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.
В практической части исследования была проведена опытноэкспериментальная работа по исследованию проявлений агрессивности в общении детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ Кизнерского детского сада №2 п. Кизнер. Выборка составила 50 детей старшего дошкольного возраста. 25 детей составили контрольную группу, 25 детей составили экспериментальную группу.
Для диагностики уровня склонности к агрессии старших дошкольников мы выбрали следующие методики:
1. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
2. Методика «Рисунок несуществующего животного» С.Л. Колосовой.
3. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
Результаты констатирующего эксперимента показали наличие повышенного и высокого уровня агрессии у детей уже в старшем дошкольном возрасте.
С целью коррекции агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект по коррекции агрессивного поведения в общении детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта по коррекции агрессивности заключается в способности ребёнка справляться со своей агрессией, что определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, поскольку агрессивность, как в форме настойчивости, упрямства, так и в форме враждебности и ненависти влияет на эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности ребёнка, на психическое здоровье.
Цель проекта: снизить агрессивное поведение в общении детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта разработан перспективный план мероприятий по коррекции агрессивного поведения в общении у детей старшего дошкольного возраста. Например, упражнение «Эмоциональный словарь» с целью развития эмоциональной сферы ребёнка; «Жужа» с целью снятия общей коллективной агрессии; «Маленькое привидение» с целью научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев; «Карусели» с целью способствовать сплочению детского коллектива, умению взаимодействовать друг с другом; «Обзывалки» с целью снятия вербальной агрессии; «Воробьиные драки» с целью снятия физической агрессии; «Не урони» с целью развития эмпатии и взаимопомощи и многие другие.
Помимо предложенного комплекса мероприятий велась работа по снижению агрессивности ребенка при помощи игровой деятельности в режимных моментах, например: «Игрушка в кулаке», «Мешочек с гневом», «Тух-тиби-дох».
После проведения коррекционной работы было проведено повторное исследование, результаты которого показали, что у экспериментальной группы уровень агрессивного поведения заметно снизился. Меньше стала проявляться агрессия, меньше стало конфликтных ситуаций в группе. Дети стали более дружелюбны со сверстниками.
Результаты контрольной группы также улучшились, но показатели не такие выраженные, как в экспериментальной группе.
Опытно - экспериментальная работа по коррекции агрессии у старших дошкольников, подтвердила гипотезу о том, что целенаправленная работа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста поможет снизить уровень агрессии, в поведении детей и их взаимоотношениях друг с другом появятся положительные тенденции; количество детей, имеющих проблемы в поведении и общении со сверстниками уменьшится.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Авражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - С.43.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: Проспект, 2013. - 254 с.
4. Бандура А. Детская агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2009. - 224 с.
5. Баулина М. Почему он такой агрессивный? // Возрастная психология. - 2011. -№ 2. - С. 37-38.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 510 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб.: Питер, 2014. - 330 с.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Владос, 2012. - 159 с.
9. Веракса Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 c.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс,
2009. - 536 с.
11. Гаспарова Е.Д. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С. 100-105.
12. Гончарова О.Г. Психология агрессивного поведения. - М.: Академия,
2016. - 458 с.
13. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2014. - № 1. - С. 60-71.
14. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2013. - №5. - С.43.
15. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 14-18.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-
Дону:Феникс,2007. - 480 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СП б.: ООО «Речь», 2001. - 130с.
18. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - Спб.: Питер, 2014. - 486 с.
19. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа
социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников. - М.: Сфера, 2015. - 160 с.
20. Корниенко А.А. Детская агрессия: Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. - М.: Рама Паблишинг, 2017. - 566 с.
21. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. - М.: Феникс, 2016. - 304 с.
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: «Академия развития», 2014. - 208 с.
23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 208 с.
24. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков. // Народное образование. - 2015. № 8. - С. 193-195.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера, 2004. - 464с.
26. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психологопедагогической коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2002. - 170 с.
27. Лесина С.В. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. - М.: Учитель, 2017. - 568 с.
28. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Питер, 2010. - 468 с.
29. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО «Речь», 2014. - 190 с.
30. Маралов В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
31. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. - М.: Сфера, 2016. - 128 с.
32. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
33. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2017. - 372 с.
34. Мельникова М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. - 126 с.
35. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционноречевого развития дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 208 с.
36. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
38. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2016. - 160с.
39. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 2017. - 160 с.
40. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 73-78
41. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. - М.: Феникс, 2012. - 336 с.
42. Психологические тесты. В 2-х т. Т. 1. / Под ред. А.А. Карелина. М.: Владос, 2002. - 312 с.
43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 2006. -№ 5. - С. 3-18.
44. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: «Романов», 2014. - 48с.
45. Смирнова Е.О. Агрессивные дети //Дошкольное воспитание. - 2013. - №4. - С. 62-67.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: "КноРус медиа", 2015. - 280 с.
47. Смирнова Е.О. Когда малыш агрессивен // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 12-13.
48. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 17-26.
49. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников - диагностика, проблемы, коррекция. - М.:ВЛАДОС, 2013. - 158 с.
50. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д.:Феникс, 2015. - 154 с.
51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 2014. - 192 с.
52. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: «Академия развития», 2011. - 160 с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ