СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий 8
1.2 Исследование эстетического воздействия станковой живописи на
человека 19
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ
В ИНТЕРЬЕРЕ 31
2.1. Основные этапы создания произведений станковой живописи 31
2.2. Формирование предметно-пространственной образовательной среды,
способствующей развитию художественного вкуса студентов 40
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий 8
1.2 Исследование эстетического воздействия станковой живописи на
человека 19
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ
В ИНТЕРЬЕРЕ 31
2.1. Основные этапы создания произведений станковой живописи 31
2.2. Формирование предметно-пространственной образовательной среды,
способствующей развитию художественного вкуса студентов 40
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Проблема формирования и дальнейшего развития художественно - эстетического вкуса у учащихся и студентов - это один из значимых пунктов педагогики в современном обществе. Во многих науках - эстетике, искусствоведении, психологии вопрос о развитии художественного вкуса ставится очень высоко [1, 76 с.].
Вопросы развития художественного вкуса личности являются предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, эстетики, наконец.
А научно разрешить проблему развития художественного вкуса можно только в том случае, если рассматривать вкус не только как способность к созерцанию и восприятию, но и как стремление и способность к активному творчеству. На это указывают работы В.В. Давыдова, Е.П. Крупника, O.A. Куревиной, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, Н.Д. Мордовской, М.Н. Скат- кина [9, 105 с.].
Развитие вкуса - составная часть эстетического воспитания. Вкус формируется и развивается как системой искусств в целом: живописью, музыкой, театром, кино, литературой, прикладными художественными формами, так и всем эстетически организованным окружением человека [5, 10 с.].
Среди средств, влияющих на развитие вкуса, наиболее существенными являются визуальные объекты. Из всех специально гармонизированных визуальных структур задачам развития художественного вкуса наиболее соответствует изобразительное искусство. Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии личности общеизвестна. Его колоссальный воспитательный потенциал может являться основой собственно-эстетического воспитания, а так же усиливать любой другой воспитательный процесс .
Характеризуя состояние изученности вопросов развития художественного вкуса применительно к студентам, приходится констатировать, что в
исследованиях разных авторов затрагиваются только общие аспекты эстетического воспитания. Процесс же формирования компонентов эстетических и художественных вкусов человека недостаточно раскрыт и изучен. Остаются малоисследованными вопросы критериев оценки уровней развития художественного вкуса, как способности личности, его структуры и функционирования в профессиональной подготовке специалистов, экспериментальных методик его изучения и развития. Между тем, как показывает анализ научной литературы и практики высшего образования по формированию художественного вкуса студентов, данная проблема является недостаточно изученной, особенно с точки зрения использования для ее решения средств изобразительного искусства в целом, и произведениями станковой живописи в интерьере учебного заведения в частности.
Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью развития художественного вкуса у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практики высшего образования.
С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в раскрытии сущности, структуры, психолого-педагогических предпосылок развития художественного вкуса у студентов вуза и условий успешности данного процесса.
Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ».
Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и реализация педагогической модели развития художественного вкуса студентов, а также выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов.
В качестве предмета исследования выступает процесс развития художественного вкуса студентов.
В ходе работы для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались научно-исследовательские методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение, опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс;
• обобщение опыта собственной практической работы; анкетирование, методы оценивания; анализ творческих работ студентов;
• сравнительный анализ полученных результатов экспериментальных групп с результатами контрольной;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Задачи исследования:
- теоретически изучить, проанализировать и обобщить все возможности использования изобразительного искусства в деле воспитания всесторонне развитой гармоничной личности;
- определить методы эффективного воздействия станковой живописи в интерьере на эмоционально-духовные качества студента;
- разработка содержания и последовательности процесса создания живописной работы;
- разработка планов воспитательных мероприятий, посвященных творчеству;
- выявить основные этапы методического обучения рисования пейзажа;
- определить критерии умения воспринимать художественноэстетические качества произведений изобразительного искусства;
- выявить степень влияния эстетической восприимчивости произведений живописи на формирование эстетического вкуса в процессии приобщения студентов к художественной культуре.
Знакомство со структурой художественного процесса и с законами восприятия искусства позволяет актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно, через постижение внутренних законов построения и структуры художественного образа последовательно приближаться к пониманию смысла живописного искусства; освоить способы художественного мышления [6, 90 с.].
Методы исследования:
- изучение литературы по данной теме;
- исследовательская беседа;
- изучение творческой активности студентов;
- теоретический анализ педагогических идей.
Практическая значимость. Результаты, которые были получены в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в деятельности педагога изобразительного искусства с целью совершенствования процесса обучения, поскольку позволяют раскрыть не только возможные причины успешности трудовой деятельности, но и выполняют прогностическую функцию.
Тема ВКР - «СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ».
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР):
Структура ВКР: ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ.
Во введении сформулированы цели и задачи теоретической работы, объект и методы исследования, практическая значимость.
В первой главе даны определения и классификация станковой живописи, понятия художественно-эстетического вкуса. Упомянуты основные школы живописи, раскрыта актуальность воспитания художественного вкуса посредством станковой живописи.
Во второй главе исследованы особенности эстетического развития студентов и влияние станковой живописи, а именно пейзажа, на формирование художественного вкуса, даны программные требования и методика обучения живописи на примере пейзажа.
Заключение содержит обобщенные выводы по проделанной работе. В приложениях представлен графический материал, иллюстрирующий ход выполняемой работы.
Вопросы развития художественного вкуса личности являются предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, эстетики, наконец.
А научно разрешить проблему развития художественного вкуса можно только в том случае, если рассматривать вкус не только как способность к созерцанию и восприятию, но и как стремление и способность к активному творчеству. На это указывают работы В.В. Давыдова, Е.П. Крупника, O.A. Куревиной, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, Н.Д. Мордовской, М.Н. Скат- кина [9, 105 с.].
Развитие вкуса - составная часть эстетического воспитания. Вкус формируется и развивается как системой искусств в целом: живописью, музыкой, театром, кино, литературой, прикладными художественными формами, так и всем эстетически организованным окружением человека [5, 10 с.].
Среди средств, влияющих на развитие вкуса, наиболее существенными являются визуальные объекты. Из всех специально гармонизированных визуальных структур задачам развития художественного вкуса наиболее соответствует изобразительное искусство. Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии личности общеизвестна. Его колоссальный воспитательный потенциал может являться основой собственно-эстетического воспитания, а так же усиливать любой другой воспитательный процесс .
Характеризуя состояние изученности вопросов развития художественного вкуса применительно к студентам, приходится констатировать, что в
исследованиях разных авторов затрагиваются только общие аспекты эстетического воспитания. Процесс же формирования компонентов эстетических и художественных вкусов человека недостаточно раскрыт и изучен. Остаются малоисследованными вопросы критериев оценки уровней развития художественного вкуса, как способности личности, его структуры и функционирования в профессиональной подготовке специалистов, экспериментальных методик его изучения и развития. Между тем, как показывает анализ научной литературы и практики высшего образования по формированию художественного вкуса студентов, данная проблема является недостаточно изученной, особенно с точки зрения использования для ее решения средств изобразительного искусства в целом, и произведениями станковой живописи в интерьере учебного заведения в частности.
Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью развития художественного вкуса у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практики высшего образования.
С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в раскрытии сущности, структуры, психолого-педагогических предпосылок развития художественного вкуса у студентов вуза и условий успешности данного процесса.
Актуальность исследуемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ».
Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и реализация педагогической модели развития художественного вкуса студентов, а также выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов.
В качестве предмета исследования выступает процесс развития художественного вкуса студентов.
В ходе работы для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались научно-исследовательские методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение, опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс;
• обобщение опыта собственной практической работы; анкетирование, методы оценивания; анализ творческих работ студентов;
• сравнительный анализ полученных результатов экспериментальных групп с результатами контрольной;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Задачи исследования:
- теоретически изучить, проанализировать и обобщить все возможности использования изобразительного искусства в деле воспитания всесторонне развитой гармоничной личности;
- определить методы эффективного воздействия станковой живописи в интерьере на эмоционально-духовные качества студента;
- разработка содержания и последовательности процесса создания живописной работы;
- разработка планов воспитательных мероприятий, посвященных творчеству;
- выявить основные этапы методического обучения рисования пейзажа;
- определить критерии умения воспринимать художественноэстетические качества произведений изобразительного искусства;
- выявить степень влияния эстетической восприимчивости произведений живописи на формирование эстетического вкуса в процессии приобщения студентов к художественной культуре.
Знакомство со структурой художественного процесса и с законами восприятия искусства позволяет актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно, через постижение внутренних законов построения и структуры художественного образа последовательно приближаться к пониманию смысла живописного искусства; освоить способы художественного мышления [6, 90 с.].
Методы исследования:
- изучение литературы по данной теме;
- исследовательская беседа;
- изучение творческой активности студентов;
- теоретический анализ педагогических идей.
Практическая значимость. Результаты, которые были получены в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в деятельности педагога изобразительного искусства с целью совершенствования процесса обучения, поскольку позволяют раскрыть не только возможные причины успешности трудовой деятельности, но и выполняют прогностическую функцию.
Тема ВКР - «СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ».
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР):
Структура ВКР: ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ.
Во введении сформулированы цели и задачи теоретической работы, объект и методы исследования, практическая значимость.
В первой главе даны определения и классификация станковой живописи, понятия художественно-эстетического вкуса. Упомянуты основные школы живописи, раскрыта актуальность воспитания художественного вкуса посредством станковой живописи.
Во второй главе исследованы особенности эстетического развития студентов и влияние станковой живописи, а именно пейзажа, на формирование художественного вкуса, даны программные требования и методика обучения живописи на примере пейзажа.
Заключение содержит обобщенные выводы по проделанной работе. В приложениях представлен графический материал, иллюстрирующий ход выполняемой работы.
В выпускной квалификационной работе на тему «СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ» была доказана её актуальность. Тема раскрыта полностью, цели достигнуты, поставленные задачи выполнены.
Изучив большое количество литературных источников, включая интернет-ресурсы, выявилась проблема, требующая решение.
Эта проблема связана с насущной потребностью для общества вплотную заниматься усилением воспитательной работы по формированию и дальнейшему развитию художественного вкуса студентов. Только высокоразвитый эстетически индивид может стать полноценным гражданином общества, способным к преобразованию этого общества по законам красоты и гармонии.
В ходе выпускной квалификационной работы выявлялась сущность таких понятий, как искусство, станковая живопись, художественноэстетический вкус, эстетика, эстетизированный интерьер и их значение для человека и общества в целом.
Была дана характеристика видов искусства, описаны жанры станковой живописи от портрета до пейзажа и натюрморта. Среди всех рассмотренных жанров, наиболее целесообразным для интерьера Казанского Университета посчитали пейзаж, а конкретнее - городской пейзаж. Изображение зданий Университета наиболее органично впишется в стены учебного заведения, придаст интерьеру не только привлекательность, но и позволит окунуться в атмосферу спокойствия изображенной природы, окружающей Университет, расслабиться, отдохнуть мыслями. Сильна и воспитательная сила пейзажей, представленных в данной работе.
Практическая часть работы - написание произведения станковой живописи, а именно триптиха пейзажей может служить некой методической основой для последующей творческой деятельности, как автора, так и в качестве пособия для последующих учащихся.
Живопись в интерьере учебного заведения положительно и эффективно воздействует на студентов и является мощным фактором развития художественного вкуса. Опыт использования студенческих работ в стенах университета следует продолжать, поскольку собственная творческая деятельность по преобразованию образовательной среды по законам красоты только усиливает и ускоряет прогресс в данном воспитании.
Таким образом, собственное творчество является неотъемлемой частью развития художественно-эстетического вкуса.
Как итог проделанной работы, следует констатировать еще раз, что формирование гармоничного художественно-эстетического вкуса можно рассматривать как педагогический процесс, основанный на всестороннем взаимодействии студентов со своими преподавателями. В этом взаимодействии реализуются такие воспитательные цели, как развитие художественноэстетического отношения личности к действительности и искусству, развитие эстетического сознания, способности к творческой деятельности по законам красоты. И в этом воспитательном процессе по развитию художественного вкуса можно условно выделить два направления.
Первое, когда умение грамотно и правильно воспринимать произведения станковой живописи во всём её многообразии, обогащая свой внутренний мир, наслаждаясь красотой и гармонией картин, поднимает на новые высоты художественно-эстетический вкус.
Второе - когда собственное творчество помогает развить чувство прекрасного. Когда собственная художественная деятельность дает чувство удовлетворения, помогает стремиться к самосовершенствованию.
И это также способствует развитию художественного вкуса, делает индивид творцом, взращивает личность, понимающую свою положительную роль в обществе, способную преобразовывать это общество по законам гармонии и красоты.
Таким образом, создав триптих пейзажей - картины станковой живописи, спроектировав интерьер учебного заведения, а именно Казанского университета, где будут располагаться эти пейзажи, были сформированы предпосылки для успешного воздействия на студентов с целью развития и совершенствования их художественно-эстетического вкуса.
Тем самым, подчеркнем, что произведения станковой живописи в интерьере учебного заведения - это эффективный фактор эстетического воспитания, мощный фактор развития художественного вкуса студентов, которые являются проводниками всего положительного и разумного, основным источником воспроизводства интеллигенции.
И то, каким образованным и художественно и эстетически подкованным будет студенчество, во многом зависит и благополучие нашего общества в будущем.
Лейтмотивом всей проделанной работы является попытка показать значение, мощь станковой живописи в интерьере, которой невозможно противостоять, о непреодолимой жажде, о сокрушительной страсти — о преобразующей силе искусства, перед лицом которой оказываются бессильны и зритель, и сам творец.
Изучив большое количество литературных источников, включая интернет-ресурсы, выявилась проблема, требующая решение.
Эта проблема связана с насущной потребностью для общества вплотную заниматься усилением воспитательной работы по формированию и дальнейшему развитию художественного вкуса студентов. Только высокоразвитый эстетически индивид может стать полноценным гражданином общества, способным к преобразованию этого общества по законам красоты и гармонии.
В ходе выпускной квалификационной работы выявлялась сущность таких понятий, как искусство, станковая живопись, художественноэстетический вкус, эстетика, эстетизированный интерьер и их значение для человека и общества в целом.
Была дана характеристика видов искусства, описаны жанры станковой живописи от портрета до пейзажа и натюрморта. Среди всех рассмотренных жанров, наиболее целесообразным для интерьера Казанского Университета посчитали пейзаж, а конкретнее - городской пейзаж. Изображение зданий Университета наиболее органично впишется в стены учебного заведения, придаст интерьеру не только привлекательность, но и позволит окунуться в атмосферу спокойствия изображенной природы, окружающей Университет, расслабиться, отдохнуть мыслями. Сильна и воспитательная сила пейзажей, представленных в данной работе.
Практическая часть работы - написание произведения станковой живописи, а именно триптиха пейзажей может служить некой методической основой для последующей творческой деятельности, как автора, так и в качестве пособия для последующих учащихся.
Живопись в интерьере учебного заведения положительно и эффективно воздействует на студентов и является мощным фактором развития художественного вкуса. Опыт использования студенческих работ в стенах университета следует продолжать, поскольку собственная творческая деятельность по преобразованию образовательной среды по законам красоты только усиливает и ускоряет прогресс в данном воспитании.
Таким образом, собственное творчество является неотъемлемой частью развития художественно-эстетического вкуса.
Как итог проделанной работы, следует констатировать еще раз, что формирование гармоничного художественно-эстетического вкуса можно рассматривать как педагогический процесс, основанный на всестороннем взаимодействии студентов со своими преподавателями. В этом взаимодействии реализуются такие воспитательные цели, как развитие художественноэстетического отношения личности к действительности и искусству, развитие эстетического сознания, способности к творческой деятельности по законам красоты. И в этом воспитательном процессе по развитию художественного вкуса можно условно выделить два направления.
Первое, когда умение грамотно и правильно воспринимать произведения станковой живописи во всём её многообразии, обогащая свой внутренний мир, наслаждаясь красотой и гармонией картин, поднимает на новые высоты художественно-эстетический вкус.
Второе - когда собственное творчество помогает развить чувство прекрасного. Когда собственная художественная деятельность дает чувство удовлетворения, помогает стремиться к самосовершенствованию.
И это также способствует развитию художественного вкуса, делает индивид творцом, взращивает личность, понимающую свою положительную роль в обществе, способную преобразовывать это общество по законам гармонии и красоты.
Таким образом, создав триптих пейзажей - картины станковой живописи, спроектировав интерьер учебного заведения, а именно Казанского университета, где будут располагаться эти пейзажи, были сформированы предпосылки для успешного воздействия на студентов с целью развития и совершенствования их художественно-эстетического вкуса.
Тем самым, подчеркнем, что произведения станковой живописи в интерьере учебного заведения - это эффективный фактор эстетического воспитания, мощный фактор развития художественного вкуса студентов, которые являются проводниками всего положительного и разумного, основным источником воспроизводства интеллигенции.
И то, каким образованным и художественно и эстетически подкованным будет студенчество, во многом зависит и благополучие нашего общества в будущем.
Лейтмотивом всей проделанной работы является попытка показать значение, мощь станковой живописи в интерьере, которой невозможно противостоять, о непреодолимой жажде, о сокрушительной страсти — о преобразующей силе искусства, перед лицом которой оказываются бессильны и зритель, и сам творец.



