ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 9
1.1. Мобильное обучение как новая технология в образовании 9
1.2. Классификация и характеристика мобильных приложений в
контексте их использования в рамках обучения иностранным языкам 29
Выводы по I главе 39
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры) 40
2.1. Технология цифрового повествования как пример комплексного
использования различных мобильных приложений в учебных целях 40
2.2. Мобильная обучающая игра как средство формирования
иноязычной коммуникативной компетенции студентов и повышения уровня интерактивности учебного процесса 49
2.3. Опытное обучение на основе технологии цифрового повествования
и мобильной обучающей игры и его результаты 56
Выводы по II главе 75
Заключение 76
Список источников 79
Приложения 91
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 9
1.1. Мобильное обучение как новая технология в образовании 9
1.2. Классификация и характеристика мобильных приложений в
контексте их использования в рамках обучения иностранным языкам 29
Выводы по I главе 39
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры) 40
2.1. Технология цифрового повествования как пример комплексного
использования различных мобильных приложений в учебных целях 40
2.2. Мобильная обучающая игра как средство формирования
иноязычной коммуникативной компетенции студентов и повышения уровня интерактивности учебного процесса 49
2.3. Опытное обучение на основе технологии цифрового повествования
и мобильной обучающей игры и его результаты 56
Выводы по II главе 75
Заключение 76
Список источников 79
Приложения 91
Актуальность исследования. Процесс информатизации общества уже на протяжении нескольких десятилетий оказывает значительное влияние на различные сферы человеческой деятельности, включая систему образования. Сегодня информационно-коммуникационные технологии активно интегрируются в образовательную систему на всех ее уровнях. Ввиду того, что информационно-коммуникационные технологии открыли широкий доступ к огромному множеству информационных ресурсов в сети Интернет, предоставили возможность создавать и редактировать цифровые документы различных форматов, мгновенно обмениваться информацией они уже успели себя зарекомендовать как эффективные вспомогательные средства организации учебного процесса на всех его этапах. Однако цифровые технологии стремительно развиваются и совершенствуются, появляются более компактные, более удобные и быстрые в использовании мобильные устройства, совершенствуются технологии беспроводного доступа к сети Интернет, что порождает потребность в непрерывном изучении новых возможностей их применения в сфере образования, а также в разработке потенциальных моделей и способов их интеграции в образовательный процесс.
В настоящее время как в России, так и за рубежом педагогическое сообщество активно занимается изучением сравнительно недавно появившегося феномена в образовании, получившего в отечественной педагогической среде название «Мобильное обучение». Предметом исследования в рамках концепции мобильного обучения выступает ряд проблем, связанных с изучением возможностей использования мобильных устройств в процессе обучения, их дидактического потенциала, с разработкой эффективных методов их интеграции, а также с выявлением трудностей и недостатков их применения в обучающих целях и созданием способов их устранения.
В настоящий момент уже существует ряд исследований, свидетельствующих об эффективности использования мобильных устройств в обучении разным дисциплинам, включая обучение иностранным языкам. Так, исследователями в области обучения иностранным языкам отмечается, что мобильные технологии, обладая такими характеристиками как доступность, мобильность и персонализированность, способствуют повышению уровня интерактивности процесса обучения и интереса к нему со стороны обучающихся, более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а также большей индивидуализации учебного процесса, отвечая тем самым основным требованиям доминирующего в образовании в настоящее время личностно-ориентированного подхода.
Однако, мобильные устройства по большей части продолжают использоваться в языковом образовании спонтанно и бессистемно. Нет методических рекомендаций и пособий по внедрению мобильного обучения, разработка которых находится на ранней стадии. Помимо этого, существует проблема с готовностью различных субъектов образовательного процесса к внедрению мобильных технологий в процесс обучения иностранным языкам, что связано не только с финансовыми, техническими или административными вопросами, но и необходимостью повышения информационной грамотности как преподавателей, так и обучающихся. Таким образом, исходя из вышесказанного, тема исследования является актуальной и значимой.
Анализ литературы по проблематике мобильного обучения, а также педагогической практики использования мобильных технологий в обучающих целях выявил ряд противоречий между: объективно возрастающей потребностью в использовании инновационных технологий в обучении иностранным языкам, в том числе мобильных технологий в целях повышения эффективности и модернизации учебного процесса с одной стороны и недостаточным изучением проблемы использования мобильных устройств в языковом образовании, недостаточной разработанностью методического обеспечения для сопровождения процесса интеграции мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку, недостаточным уровнем развития информационной компетенции преподавателей и обучающихся в плане технических аспектов использования различных мобильных технологий в образовательных целях с другой стороны.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: эффективно ли использовать технологии мобильного обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения французскому языку, и какие условия должны быть созданы для их оптимального применения? Исходя из этого была определена тема нашего исследования: «Использование технологий мобильного обучения в процессе преподавания французского языка в вузе».
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в в языковом вузе в контексте применения технологий мобильного обучения.
Предметом исследования являются технологии мобильного обучения как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языковых вузов.
Целью исследования является выявление эффективности использования технологий мобильного обучения как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на занятиях по французскому языку в языковом вузе (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры).
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Теоретически обосновать необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
2. Создать базовую модель мобильного обучения, раскрыть ее сущность и разработать классификацию мобильных приложений, которые могут быть использованы в процессе обучения французскому языку.
3. Разработать цифровую историю с комплексом заданий и мобильную обучающую игру.
4. Выявить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку в условиях применения технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры в ходе опытного обучения.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования:
- по теории мобильного обучения (А.П. Авраменко, И.Н. Голицына, Е.В. Савченко, С.В. Титова, P. Belanger, H. Crompton, H. Hoppe, R. Joiner, A.C. Kay, A. Kukulska-Hulme, M. Milrad, C. O’Malley, C. Quinn, K. B. Sujit, J. Traxler, M. Wotto и др.);
- по мобильному обучению иностранным языкам (А.П. Авраменко, Е. К. Данилина, К.В. Капранчикова, Н.В. Самохина, С.В. Титова, M. Ally, A. Palalas, Jeong Bae Son, C.B. Siskin и др.);
- по технологии «цифровое повествование» (А.П. Авраменко, Л.И. Горохова, В.Ю. Грушевская, А.В. Логинова, Н.В. Маняйкина, С.В. Титова, D. Atchley, K. Boase, J. Lambert, B. R. Robin и др.);
- по игровой технологии (Т.М. Михайленко, Е.А. Носков, Г.К. Селевко, Ю.В. Филимонова, А.И. Шутенко, B. Gros, H.U. Hoppe, P.-M. Noemi, L. Schmoll, N. Whitton и др.);
- по коммуникативной компетенции (Н.Ю. Александрова, Н.Б. Баркунова, Т.Ф. Белоусова, И.А. Зимняя, Л.С. Нигай, М.В. Семышев, Н.В. Щеглова). Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) общенаучные методы - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция, позволившие осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал;
2) эмпирические - анкетирование, тестирование, опытное обучение на основе технологии цифрового повествования и разработанной мобильной обучающей игры.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Разработана базовая модель мобильного обучения и раскрыты иерархические связи между ее основными компонентами.
2. Разработана классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в целях обучения на занятиях по французскому языку в вузе.
3. Выявлены дидактические возможности мобильных технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
4. Доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством использования технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры на занятиях по французскому языку в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении французскому языку посредством технологий мобильного обучения и в обогащении научной концепции мобильного обучения новыми теоретическими элементами (базовая модель мобильного обучения, классификация мобильных приложений, таблица дидактических возможностей мобильных технологий) и доказательствами, относящимися к вопросу использования технологий мобильного обучения как эффективного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе преподавания французского языка в вузе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные автором исследования учебные материалы (цифровая история с комплексом упражнений, мобильная обучающая игра) и методические рекомендации по их применению в аудиторных условиях могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях, на практических занятиях по изучению французского языка, а также в рамках общих и специальных курсов по методике обучения иностранным языкам. Положения, выносимые на защиту:
1. Необходимым условием для успешной интеграции мобильных технологий в процесс обучения французскому языку в вузе является всестороннее изучение преподавателем теоретических и практических аспектов их использования в обучающих целях.
2. Мобильные технологии обладают высоким дидактическим потенциалом в рамках обучения французскому языку в вузе при условии соблюдения ряда условий, в частности наличия необходимого методического обеспечения для их интеграции в учебный процесс как средства обучения, а также наличия высокого уровня информационной компетентности у всех субъектов учебного процесса.
3. Технология цифрового повествования и мобильная обучающая игра, разработка и применение которых основываются на принципах мобильного обучения, являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках обучения французскому языку в вузе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались и были представлены на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания» (Казань: КФУ, 2017), на II Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2018), на III Научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва: НИУ ВШЭ, 2018), на III Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2019). Основные положения исследования представлены в 3 научных публикациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
В настоящее время как в России, так и за рубежом педагогическое сообщество активно занимается изучением сравнительно недавно появившегося феномена в образовании, получившего в отечественной педагогической среде название «Мобильное обучение». Предметом исследования в рамках концепции мобильного обучения выступает ряд проблем, связанных с изучением возможностей использования мобильных устройств в процессе обучения, их дидактического потенциала, с разработкой эффективных методов их интеграции, а также с выявлением трудностей и недостатков их применения в обучающих целях и созданием способов их устранения.
В настоящий момент уже существует ряд исследований, свидетельствующих об эффективности использования мобильных устройств в обучении разным дисциплинам, включая обучение иностранным языкам. Так, исследователями в области обучения иностранным языкам отмечается, что мобильные технологии, обладая такими характеристиками как доступность, мобильность и персонализированность, способствуют повышению уровня интерактивности процесса обучения и интереса к нему со стороны обучающихся, более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а также большей индивидуализации учебного процесса, отвечая тем самым основным требованиям доминирующего в образовании в настоящее время личностно-ориентированного подхода.
Однако, мобильные устройства по большей части продолжают использоваться в языковом образовании спонтанно и бессистемно. Нет методических рекомендаций и пособий по внедрению мобильного обучения, разработка которых находится на ранней стадии. Помимо этого, существует проблема с готовностью различных субъектов образовательного процесса к внедрению мобильных технологий в процесс обучения иностранным языкам, что связано не только с финансовыми, техническими или административными вопросами, но и необходимостью повышения информационной грамотности как преподавателей, так и обучающихся. Таким образом, исходя из вышесказанного, тема исследования является актуальной и значимой.
Анализ литературы по проблематике мобильного обучения, а также педагогической практики использования мобильных технологий в обучающих целях выявил ряд противоречий между: объективно возрастающей потребностью в использовании инновационных технологий в обучении иностранным языкам, в том числе мобильных технологий в целях повышения эффективности и модернизации учебного процесса с одной стороны и недостаточным изучением проблемы использования мобильных устройств в языковом образовании, недостаточной разработанностью методического обеспечения для сопровождения процесса интеграции мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку, недостаточным уровнем развития информационной компетенции преподавателей и обучающихся в плане технических аспектов использования различных мобильных технологий в образовательных целях с другой стороны.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: эффективно ли использовать технологии мобильного обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения французскому языку, и какие условия должны быть созданы для их оптимального применения? Исходя из этого была определена тема нашего исследования: «Использование технологий мобильного обучения в процессе преподавания французского языка в вузе».
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в в языковом вузе в контексте применения технологий мобильного обучения.
Предметом исследования являются технологии мобильного обучения как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языковых вузов.
Целью исследования является выявление эффективности использования технологий мобильного обучения как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на занятиях по французскому языку в языковом вузе (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры).
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Теоретически обосновать необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
2. Создать базовую модель мобильного обучения, раскрыть ее сущность и разработать классификацию мобильных приложений, которые могут быть использованы в процессе обучения французскому языку.
3. Разработать цифровую историю с комплексом заданий и мобильную обучающую игру.
4. Выявить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку в условиях применения технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры в ходе опытного обучения.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования:
- по теории мобильного обучения (А.П. Авраменко, И.Н. Голицына, Е.В. Савченко, С.В. Титова, P. Belanger, H. Crompton, H. Hoppe, R. Joiner, A.C. Kay, A. Kukulska-Hulme, M. Milrad, C. O’Malley, C. Quinn, K. B. Sujit, J. Traxler, M. Wotto и др.);
- по мобильному обучению иностранным языкам (А.П. Авраменко, Е. К. Данилина, К.В. Капранчикова, Н.В. Самохина, С.В. Титова, M. Ally, A. Palalas, Jeong Bae Son, C.B. Siskin и др.);
- по технологии «цифровое повествование» (А.П. Авраменко, Л.И. Горохова, В.Ю. Грушевская, А.В. Логинова, Н.В. Маняйкина, С.В. Титова, D. Atchley, K. Boase, J. Lambert, B. R. Robin и др.);
- по игровой технологии (Т.М. Михайленко, Е.А. Носков, Г.К. Селевко, Ю.В. Филимонова, А.И. Шутенко, B. Gros, H.U. Hoppe, P.-M. Noemi, L. Schmoll, N. Whitton и др.);
- по коммуникативной компетенции (Н.Ю. Александрова, Н.Б. Баркунова, Т.Ф. Белоусова, И.А. Зимняя, Л.С. Нигай, М.В. Семышев, Н.В. Щеглова). Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) общенаучные методы - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция, позволившие осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал;
2) эмпирические - анкетирование, тестирование, опытное обучение на основе технологии цифрового повествования и разработанной мобильной обучающей игры.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Разработана базовая модель мобильного обучения и раскрыты иерархические связи между ее основными компонентами.
2. Разработана классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в целях обучения на занятиях по французскому языку в вузе.
3. Выявлены дидактические возможности мобильных технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
4. Доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством использования технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры на занятиях по французскому языку в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении французскому языку посредством технологий мобильного обучения и в обогащении научной концепции мобильного обучения новыми теоретическими элементами (базовая модель мобильного обучения, классификация мобильных приложений, таблица дидактических возможностей мобильных технологий) и доказательствами, относящимися к вопросу использования технологий мобильного обучения как эффективного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе преподавания французского языка в вузе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные автором исследования учебные материалы (цифровая история с комплексом упражнений, мобильная обучающая игра) и методические рекомендации по их применению в аудиторных условиях могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях, на практических занятиях по изучению французского языка, а также в рамках общих и специальных курсов по методике обучения иностранным языкам. Положения, выносимые на защиту:
1. Необходимым условием для успешной интеграции мобильных технологий в процесс обучения французскому языку в вузе является всестороннее изучение преподавателем теоретических и практических аспектов их использования в обучающих целях.
2. Мобильные технологии обладают высоким дидактическим потенциалом в рамках обучения французскому языку в вузе при условии соблюдения ряда условий, в частности наличия необходимого методического обеспечения для их интеграции в учебный процесс как средства обучения, а также наличия высокого уровня информационной компетентности у всех субъектов учебного процесса.
3. Технология цифрового повествования и мобильная обучающая игра, разработка и применение которых основываются на принципах мобильного обучения, являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках обучения французскому языку в вузе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались и были представлены на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания» (Казань: КФУ, 2017), на II Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2018), на III Научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва: НИУ ВШЭ, 2018), на III Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2019). Основные положения исследования представлены в 3 научных публикациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Стремительное развитие информационных технологий, в частности появление компактных, портативных и удобных в использовании мобильных устройств, многие из которых почти ни в чем не уступают габаритным компьютерным устройствам в плане скорости и производительности работы, а также широкое распространение беспроводных технологий доступа к сети Интернет, открывают большие возможности для самых различных сфер человеческой деятельности, в том числе для сферы языкового образования. Такие характеристики как доступность, мобильность и персонализированность мобильных устройств, а также предоставляемые ими возможности доступа к огромному количеству аутентичных информационных и справочных материалов в любом месте и в любое время, создания и редактирования данных самых разнообразных информационных форматов, а также моментального обмена ими между пользователями, все это обуславливает высокий потенциал мобильных технологий в области обучения иностранному языку, а также создает благоприятные условия для непрерывного и индивидуализированного учебного процесса.
В ходе настоящего исследования нами была создана базовая модель мобильного обучения, которая будет разрабатываться и обогащаться новыми элементами в наших дальнейших исследованиях. Также, нами была раскрыта сущность всех основных компонентов разработанной нами базовой модели мобильного обучения, приведена классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в рамках обучения французскому языку, а также теоретически обоснована необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку на основе выявленного дидактического потенциала мобильных технологий.
Во второй главе настоящего исследования нами был описан ход проведения опытного обучения и представлены его результаты. В первую очередь нами были представлены результаты анкетирования студентов, проводимого в рамках опытного обучения, на основании которых было установлено, что студенты проявляют большой интерес к использованию мобильных технологий в процессе изучения французского языка в аудиторных условиях и что они готовы использовать их в дальнейшем на систематической основе.
На основе созданных при помощи различных приложений авторских учебных мультимедийных материалов нами был выявлен дидактический потенциал таких технологий мобильного обучения как цифровое повествование и мобильная обучающая игра, а также в ходе опытного обучения была обоснована эффективность их применения в контексте формирования целевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
Кроме того, результаты опытного обучения подтвердили, что технология цифровое повествование и мобильная обучающая игра способствуют эффективному развитию навыков работы с информационными технологиями и значительному повышению познавательного интереса студентов к изучению французского языка, что позволяет утверждать, что данные технологии организации учебного процесса в контексте иноязычного образования являются эффективным педагогическим инструментом и обладают рядом преимуществ перед традиционными методами обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно констатировать, что технологии мобильного обучения являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции и информационной компетенции обучающихся, а также повышения их познавательной мотивации. Полученные нами в ходе опытного обучения результаты подкрепили наше намерение провести в дальнейшем экспериментальное обучение с использованием технологий мобильного обучения с применением методов математической статистики для определения валидности эмпирически полученных данных. Однако, было также установлено, что для достижения оптимального результата с применением мобильных технологий на занятиях по иностранному языку современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки данных технологий и умело применять их и контролировать их применение, в связи с чем он должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Важно также учитывать тот факт, что технологии мобильного обучения ни в коем случае не должны полностью заменять собой традиционные средства обучения, напротив, они должны их дополнять, расширяя возможности в плане организации учебного процесса.
В ходе настоящего исследования нами была создана базовая модель мобильного обучения, которая будет разрабатываться и обогащаться новыми элементами в наших дальнейших исследованиях. Также, нами была раскрыта сущность всех основных компонентов разработанной нами базовой модели мобильного обучения, приведена классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в рамках обучения французскому языку, а также теоретически обоснована необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку на основе выявленного дидактического потенциала мобильных технологий.
Во второй главе настоящего исследования нами был описан ход проведения опытного обучения и представлены его результаты. В первую очередь нами были представлены результаты анкетирования студентов, проводимого в рамках опытного обучения, на основании которых было установлено, что студенты проявляют большой интерес к использованию мобильных технологий в процессе изучения французского языка в аудиторных условиях и что они готовы использовать их в дальнейшем на систематической основе.
На основе созданных при помощи различных приложений авторских учебных мультимедийных материалов нами был выявлен дидактический потенциал таких технологий мобильного обучения как цифровое повествование и мобильная обучающая игра, а также в ходе опытного обучения была обоснована эффективность их применения в контексте формирования целевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
Кроме того, результаты опытного обучения подтвердили, что технология цифровое повествование и мобильная обучающая игра способствуют эффективному развитию навыков работы с информационными технологиями и значительному повышению познавательного интереса студентов к изучению французского языка, что позволяет утверждать, что данные технологии организации учебного процесса в контексте иноязычного образования являются эффективным педагогическим инструментом и обладают рядом преимуществ перед традиционными методами обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно констатировать, что технологии мобильного обучения являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции и информационной компетенции обучающихся, а также повышения их познавательной мотивации. Полученные нами в ходе опытного обучения результаты подкрепили наше намерение провести в дальнейшем экспериментальное обучение с использованием технологий мобильного обучения с применением методов математической статистики для определения валидности эмпирически полученных данных. Однако, было также установлено, что для достижения оптимального результата с применением мобильных технологий на занятиях по иностранному языку современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки данных технологий и умело применять их и контролировать их применение, в связи с чем он должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Важно также учитывать тот факт, что технологии мобильного обучения ни в коем случае не должны полностью заменять собой традиционные средства обучения, напротив, они должны их дополнять, расширяя возможности в плане организации учебного процесса.
Подобные работы
- Методика применения образовательных
мобильных технологий, как способа формирования и развития умений
восприятия и понимания звучащей речи на иностранном языке
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Методические рекомендации по применению технологий развивающего
обучения в преподавании экономических дисциплин в организациях высшего
образования (на примере Елабужского института (филиала) Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы (на материале французского языка)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Современные технологии формирования продуктивных письменных
речевых умений французского языка на старшей ступени средней
общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



