Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 9
1.1. Мобильное обучение как новая технология в образовании 9
1.2. Классификация и характеристика мобильных приложений в
контексте их использования в рамках обучения иностранным языкам 29
Выводы по I главе 39
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры) 40
2.1. Технология цифрового повествования как пример комплексного
использования различных мобильных приложений в учебных целях 40
2.2. Мобильная обучающая игра как средство формирования
иноязычной коммуникативной компетенции студентов и повышения уровня интерактивности учебного процесса 49
2.3. Опытное обучение на основе технологии цифрового повествования
и мобильной обучающей игры и его результаты 56
Выводы по II главе 75
Заключение 76
Список источников 79
Приложения 91
Актуальность исследования. Процесс информатизации общества уже на протяжении нескольких десятилетий оказывает значительное влияние на различные сферы человеческой деятельности, включая систему образования. Сегодня информационно-коммуникационные технологии активно интегрируются в образовательную систему на всех ее уровнях. Ввиду того, что информационно-коммуникационные технологии открыли широкий доступ к огромному множеству информационных ресурсов в сети Интернет, предоставили возможность создавать и редактировать цифровые документы различных форматов, мгновенно обмениваться информацией они уже успели себя зарекомендовать как эффективные вспомогательные средства организации учебного процесса на всех его этапах. Однако цифровые технологии стремительно развиваются и совершенствуются, появляются более компактные, более удобные и быстрые в использовании мобильные устройства, совершенствуются технологии беспроводного доступа к сети Интернет, что порождает потребность в непрерывном изучении новых возможностей их применения в сфере образования, а также в разработке потенциальных моделей и способов их интеграции в образовательный процесс.
В настоящее время как в России, так и за рубежом педагогическое сообщество активно занимается изучением сравнительно недавно появившегося феномена в образовании, получившего в отечественной педагогической среде название «Мобильное обучение». Предметом исследования в рамках концепции мобильного обучения выступает ряд проблем, связанных с изучением возможностей использования мобильных устройств в процессе обучения, их дидактического потенциала, с разработкой эффективных методов их интеграции, а также с выявлением трудностей и недостатков их применения в обучающих целях и созданием способов их устранения.
В настоящий момент уже существует ряд исследований, свидетельствующих об эффективности использования мобильных устройств в обучении разным дисциплинам, включая обучение иностранным языкам. Так, исследователями в области обучения иностранным языкам отмечается, что мобильные технологии, обладая такими характеристиками как доступность, мобильность и персонализированность, способствуют повышению уровня интерактивности процесса обучения и интереса к нему со стороны обучающихся, более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а также большей индивидуализации учебного процесса, отвечая тем самым основным требованиям доминирующего в образовании в настоящее время личностно-ориентированного подхода.
Однако, мобильные устройства по большей части продолжают использоваться в языковом образовании спонтанно и бессистемно. Нет методических рекомендаций и пособий по внедрению мобильного обучения, разработка которых находится на ранней стадии. Помимо этого, существует проблема с готовностью различных субъектов образовательного процесса к внедрению мобильных технологий в процесс обучения иностранным языкам, что связано не только с финансовыми, техническими или административными вопросами, но и необходимостью повышения информационной грамотности как преподавателей, так и обучающихся. Таким образом, исходя из вышесказанного, тема исследования является актуальной и значимой.
Анализ литературы по проблематике мобильного обучения, а также педагогической практики использования мобильных технологий в обучающих целях выявил ряд противоречий между: объективно возрастающей потребностью в использовании инновационных технологий в обучении иностранным языкам, в том числе мобильных технологий в целях повышения эффективности и модернизации учебного процесса с одной стороны и недостаточным изучением проблемы использования мобильных устройств в языковом образовании, недостаточной разработанностью методического обеспечения для сопровождения процесса интеграции мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку, недостаточным уровнем развития информационной компетенции преподавателей и обучающихся в плане технических аспектов использования различных мобильных технологий в образовательных целях с другой стороны.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: эффективно ли использовать технологии мобильного обучения в целях формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения французскому языку, и какие условия должны быть созданы для их оптимального применения? Исходя из этого была определена тема нашего исследования: «Использование технологий мобильного обучения в процессе преподавания французского языка в вузе».
Объектом исследования является процесс обучения французскому языку в в языковом вузе в контексте применения технологий мобильного обучения.
Предметом исследования являются технологии мобильного обучения как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языковых вузов.
Целью исследования является выявление эффективности использования технологий мобильного обучения как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на занятиях по французскому языку в языковом вузе (на примере технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры).
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Теоретически обосновать необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
2. Создать базовую модель мобильного обучения, раскрыть ее сущность и разработать классификацию мобильных приложений, которые могут быть использованы в процессе обучения французскому языку.
3. Разработать цифровую историю с комплексом заданий и мобильную обучающую игру.
4. Выявить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку в условиях применения технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры в ходе опытного обучения.
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования:
- по теории мобильного обучения (А.П. Авраменко, И.Н. Голицына, Е.В. Савченко, С.В. Титова, P. Belanger, H. Crompton, H. Hoppe, R. Joiner, A.C. Kay, A. Kukulska-Hulme, M. Milrad, C. O’Malley, C. Quinn, K. B. Sujit, J. Traxler, M. Wotto и др.);
- по мобильному обучению иностранным языкам (А.П. Авраменко, Е. К. Данилина, К.В. Капранчикова, Н.В. Самохина, С.В. Титова, M. Ally, A. Palalas, Jeong Bae Son, C.B. Siskin и др.);
- по технологии «цифровое повествование» (А.П. Авраменко, Л.И. Горохова, В.Ю. Грушевская, А.В. Логинова, Н.В. Маняйкина, С.В. Титова, D. Atchley, K. Boase, J. Lambert, B. R. Robin и др.);
- по игровой технологии (Т.М. Михайленко, Е.А. Носков, Г.К. Селевко, Ю.В. Филимонова, А.И. Шутенко, B. Gros, H.U. Hoppe, P.-M. Noemi, L. Schmoll, N. Whitton и др.);
- по коммуникативной компетенции (Н.Ю. Александрова, Н.Б. Баркунова, Т.Ф. Белоусова, И.А. Зимняя, Л.С. Нигай, М.В. Семышев, Н.В. Щеглова). Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) общенаучные методы - теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция, позволившие осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал;
2) эмпирические - анкетирование, тестирование, опытное обучение на основе технологии цифрового повествования и разработанной мобильной обучающей игры.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Разработана базовая модель мобильного обучения и раскрыты иерархические связи между ее основными компонентами.
2. Разработана классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в целях обучения на занятиях по французскому языку в вузе.
3. Выявлены дидактические возможности мобильных технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
4. Доказана эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством использования технологии цифрового повествования и мобильной обучающей игры на занятиях по французскому языку в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении французскому языку посредством технологий мобильного обучения и в обогащении научной концепции мобильного обучения новыми теоретическими элементами (базовая модель мобильного обучения, классификация мобильных приложений, таблица дидактических возможностей мобильных технологий) и доказательствами, относящимися к вопросу использования технологий мобильного обучения как эффективного средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе преподавания французского языка в вузе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные автором исследования учебные материалы (цифровая история с комплексом упражнений, мобильная обучающая игра) и методические рекомендации по их применению в аудиторных условиях могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях, на практических занятиях по изучению французского языка, а также в рамках общих и специальных курсов по методике обучения иностранным языкам. Положения, выносимые на защиту:
1. Необходимым условием для успешной интеграции мобильных технологий в процесс обучения французскому языку в вузе является всестороннее изучение преподавателем теоретических и практических аспектов их использования в обучающих целях.
2. Мобильные технологии обладают высоким дидактическим потенциалом в рамках обучения французскому языку в вузе при условии соблюдения ряда условий, в частности наличия необходимого методического обеспечения для их интеграции в учебный процесс как средства обучения, а также наличия высокого уровня информационной компетентности у всех субъектов учебного процесса.
3. Технология цифрового повествования и мобильная обучающая игра, разработка и применение которых основываются на принципах мобильного обучения, являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках обучения французскому языку в вузе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались и были представлены на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания» (Казань: КФУ, 2017), на II Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2018), на III Научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва: НИУ ВШЭ, 2018), на III Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казань: КФУ, 2019). Основные положения исследования представлены в 3 научных публикациях.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Стремительное развитие информационных технологий, в частности появление компактных, портативных и удобных в использовании мобильных устройств, многие из которых почти ни в чем не уступают габаритным компьютерным устройствам в плане скорости и производительности работы, а также широкое распространение беспроводных технологий доступа к сети Интернет, открывают большие возможности для самых различных сфер человеческой деятельности, в том числе для сферы языкового образования. Такие характеристики как доступность, мобильность и персонализированность мобильных устройств, а также предоставляемые ими возможности доступа к огромному количеству аутентичных информационных и справочных материалов в любом месте и в любое время, создания и редактирования данных самых разнообразных информационных форматов, а также моментального обмена ими между пользователями, все это обуславливает высокий потенциал мобильных технологий в области обучения иностранному языку, а также создает благоприятные условия для непрерывного и индивидуализированного учебного процесса.
В ходе настоящего исследования нами была создана базовая модель мобильного обучения, которая будет разрабатываться и обогащаться новыми элементами в наших дальнейших исследованиях. Также, нами была раскрыта сущность всех основных компонентов разработанной нами базовой модели мобильного обучения, приведена классификация мобильных приложений, которые могут быть использованы в рамках обучения французскому языку, а также теоретически обоснована необходимость применения технологий мобильного обучения для формирования основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку на основе выявленного дидактического потенциала мобильных технологий.
Во второй главе настоящего исследования нами был описан ход проведения опытного обучения и представлены его результаты. В первую очередь нами были представлены результаты анкетирования студентов, проводимого в рамках опытного обучения, на основании которых было установлено, что студенты проявляют большой интерес к использованию мобильных технологий в процессе изучения французского языка в аудиторных условиях и что они готовы использовать их в дальнейшем на систематической основе.
На основе созданных при помощи различных приложений авторских учебных мультимедийных материалов нами был выявлен дидактический потенциал таких технологий мобильного обучения как цифровое повествование и мобильная обучающая игра, а также в ходе опытного обучения была обоснована эффективность их применения в контексте формирования целевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по французскому языку.
Кроме того, результаты опытного обучения подтвердили, что технология цифровое повествование и мобильная обучающая игра способствуют эффективному развитию навыков работы с информационными технологиями и значительному повышению познавательного интереса студентов к изучению французского языка, что позволяет утверждать, что данные технологии организации учебного процесса в контексте иноязычного образования являются эффективным педагогическим инструментом и обладают рядом преимуществ перед традиционными методами обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно констатировать, что технологии мобильного обучения являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции и информационной компетенции обучающихся, а также повышения их познавательной мотивации. Полученные нами в ходе опытного обучения результаты подкрепили наше намерение провести в дальнейшем экспериментальное обучение с использованием технологий мобильного обучения с применением методов математической статистики для определения валидности эмпирически полученных данных. Однако, было также установлено, что для достижения оптимального результата с применением мобильных технологий на занятиях по иностранному языку современный учитель должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки данных технологий и умело применять их и контролировать их применение, в связи с чем он должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Важно также учитывать тот факт, что технологии мобильного обучения ни в коем случае не должны полностью заменять собой традиционные средства обучения, напротив, они должны их дополнять, расширяя возможности в плане организации учебного процесса.
1. Александрова Н.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно -технологического профиля / Н.Ю. Александрова // Вестник ЗабГУ. - 2010. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inoyazychnoy-kommunikativnoy- kompetentsii-uchaschihsya-klassov-informatsionno-tehnologicheskogo-profilya (дата обращения: 29.08.2018).
2. Балыхина Т.М. Мобильное обучение как условие и механизм непрерывного
образования / Т.М. Балыхина, А.Д. Федоренков // Русистика. - 2015. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-uslovie-i-
mehanizm-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.10.2018).
3. Баркунова Н.Б. Формирование коммуникативной компетенции у студентов
технического вуза при овладении иностранным языком / Н.Б. Баркунова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2011. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-u- studentov-tehnicheskogo-vuza-pri-ovladenii-inostrannym-yazykom (дата обращения: 19.04.2019).
4. Белоусова Т.Ф. Формирование речевой компетенции средствами ИКТ на
уроках иностранного языка / Т.Ф. Белоусова, Е.О. Довгалева // Таврический научный обозреватель. - 2015. - №5-2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-rechevoy-kompetentsii-sredstvami- ikt-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 25.08.2018).
5. Бондаренко Н.Г. Дидактические свойства и функции мобильного обучения
/ Н.Г. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: www.science-education.ru/120-15552 (дата обращения
14.12.2018) .
6. Голицына И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании / И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова // ОТО. - 2011. - №1. - URL:
https://cyberlenmka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v- obrazovanii (дата обращения: 12.10.2018).
7. Горохова Л.И. Технология Digital storytelling (Цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал / Л.И. Горохова // Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование». - nov. 2016. - [S.l.], v. 12, n. 4 - pp. 40-49.
8. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В. Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 38-44.
9. Данилина Е.К. Анализ опыта внедрения мобильных технологий для обучения иностранному языку на университетском уровне в России и за рубежом / Е.К. Данилина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-vnedreniya- mobilnyh-tehnologiy-dlya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na- universitetskom-urovne-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 21.02.2019).
10. Еременко М.В. Использование мультимедийных технологий в
преподавании иностранного языка / М.В. Еременко, Ю.С. Пашукевич // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. - №2 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
multimediynyh-tehnologiy-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka (дата
обращения: 19.02.2019).
11. Зверева Е.В. Мультимедийные технологии как средство мотивации
обучающихся в процессе преподавания иностранных языков / Е.В. Зверева // Русистика. - 2015. - №3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-kak-sredstvo- motivatsii-obuchayuschihsya-v-protsesse-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 12.02.2019).
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения:
02.03.2019) .
13. Казибекова С.Т. Модель использования мультимедийных технологий как
условие повышения активизации познавательной деятельности бакалавров по профилю «Математика и информатика» / С.Т. Казибекова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-ispolzovaniya-
multimediynyh-tehnologiy-kak-uslovie-povysheniya-aktivizatsii-poznavatelnoy- deyatelnosti-bakalavrov-po-profilyu (дата обращения: 11.02.2019).
14. Капранчикова К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному
языку студентов нелингвистических направлений подготовки / К.В. Капранчикова // Язык и культура. - 2014. - №1 (25). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu- yazyku-studentov-nelingvisticheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 27.12.2018).
15. Кофанова Е. В. Мультимедийные технологии как средство повышения мотивации и заинтересованности студентов-экологов при изучении дисциплин химического цикла / Е.В. Кофанова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №1 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-kak-sredstvo- povysheniya-motivatsii-i-zainteresovannosti-studentov-ekologov-pri-izuchenii- distsiplin (дата обращения: 12.02.2019).
16. Куклев, В.А. Методология мобильного обучения / В. А. Куклев. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 254 с.
17. Логинова А.В. Цифровое повествование как способ коммуникации на иностранном языке / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 805-809.
18. Маняйкина Н.В. Цифровое повествование: от теории к практике / Н.В. Маняйкина, Е.С. Надточева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-povestvovanie- ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 15.03.2019).
19. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий
/ Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146. - URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 11.02.2019).
20. Нигай Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л.С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 117-119. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3987/ (дата обращения: 27.08.2018).
21. Носков Е.А. Технологии обучения и геймификация в образовательной
деятельности / Е. А. Носков // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-i-
geymifikatsiya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.04.2019).
22. Остроумова О.Ф. Медиаобразовательный подход в обучении иностранным языкам в языковом ВУЗе / О.Ф. Остроумова // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы XI Международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2014 г. / под. ред. Р.П. Баканова. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - С. 445-448.
23. Падерин В.Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов / В.А. Падерин // УЭкС. 2016. - №5 (87). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v- obuchenii-studentov-vuzov (дата обращения: 01.02.2018).
24. Савченко Е. В. Понятие мобильное обучение в исторической перспективе:
развитие концепции личностно-ориентированного обучения / Е.В. Савченко // Вестник ТГУ. - 2017. - №4 (168). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-mobilnoe-obuchenie-v-istoricheskoy- perspektive-razvitie-kontseptsii-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 10.09.2018).
25. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении
английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей / Н.В. Самохина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 63. - С. 591-595 - URL: http://www.fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=34208 (дата обращения: 14.02.2019).
26. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
27. Семенова Н. Г. Влияние мультимедиа технологий на познавательную
деятельность и психофизиологическое состояние обучающихся / Н.Г. Семенова, Т.А. Болдырева, Т.Н. Игнатова // Вестник ОГУ. - 2005. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-multimedia-tehnologiy-na-
poznavatelnuyu-deyatelnost-i-psihofiziologicheskoe-sostoyanie- obuchayuschihsya (дата обращения: 21.03.2019).
28. Семышев М. В. Формирование информационно-коммуникационной
компетенции в процессе профессиональной подготовки в вузе / М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок // Вестник ВИ МВД России. - 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/formirovanie-informatsionno-
kommunikatsionnoy-kompetentsii-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-v- vuze (дата обращения: 27.08.2018).
29. Титова С.В. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие / С. В. Титова, А. П. Авраменко. - М.: Издательство Икар, 2014. - 224 c.
30. Титова С.В. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных
языков: от компьютера к смартфону / С. В. Титова, А. П. Авраменко // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ra/article/n/evolyutsiya-sredstv-obucheniya-v-prepodavanii- inostrannyh-yazykov-ot-kompyutera-k-smartfonu (дата обращения:
03.01.2019) .
31. Филимонова Ю. В. Игровые технологии на занятиях по иностранному языку / Ю.В. Филимонова // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-na-zanyatiyah- po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 27.04.2019).
32. Шутенко А.И.. Возможности игровых информационных технологий в
стимулировании учебной деятельности студентов / А. И. Шутенко, М.И. Закервашевич, Д.А. Шутенко // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-igrovyh-informatsionnyh- tehnologiy-v-stimulirovanii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения:
25.02.2019) .
33. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе
обучения иностранным языкам / Н.В. Щеглова // ИСОМ. - 2011. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-
kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения:
15.03.2019) .
34. Ahmad J. English Language Teaching (ELT) and Integration of Media
Technology. / J. Ahmad - Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - pp. 924-929. URL:
https://www.researchgate.net/publication/271889481_English_Language_Teachi ng_ELT_and_Integration_of_Media_Technology studentov (дата обращения:
25.02.2019) .
35. Basak S. K. E-learning, M-learning and D-learning: Conceptual definition and comparative analysis / S. K. Basak, M. Wotto, P. Belanger // E-Learning and Digital Media. - 2018. - Vol. 15(4). - pp. 191-216.
36. Boase K. Digital storytelling for reflection and engagement: A study of the uses and potential of digital storytelling. / K. Boase - URL: https://gjamissen.files.wordpress.com/2013/05/boase_assessment.pdf (дата обращения: 03.03.2019).
37. Crompton H. A historical overview of m-leaming. / H. Crompton // In Z.L. Berge & L.Y.Muilenburg (Eds.) Handbook of Mobile Learning. - New York: Routledge. - 2013. - pp. 3-15.
38. Dewey J. Education and Experience / J. Dewey - 1938. - URL:
https ://archive. org/details/ExperienceAndEducation (дата обращения:
12.01.2019) .
39. Gros B. Digital Games in Education: The Design of Games-Based Learning
Environments / B. Gros // Journal of Research on Technology in Education. - 2007. - 40(1). - pp. 23-38. - URL:
https://pdfs.semanticscholar.org/9403/b205dbc60967483fcdc7e5ae834aa9e2a712 .pdf (дата обращения: 15.02.2019).
40. Hoppe H.U. Guest editorial: Wireless and mobile technologies in education / H.U. Hoppe, R. Joiner, M. Milrad, et al. // Journal of Computer Assisted Learning. - 19(3). - 2003. - pp. 255-259.
41. Jeong Bae Son. Selecting and Evaluating Mobile Apps for language learning / Jeong Bae Son // In: Palalas A. and Ally M. eds. The International Handbook of Mobile-Assisted Language Learning. - Beijing: China Central Radio & TV University Press Co., Ltd. - 2016. - pp. 161-179.
42. Kay A. C. A personal computer for children of all ages / A.C. Kay // Proceedings of the ACM National Conference (Boston, August, 1972). - URL: https://www.mprove.de/visionreality/media/kay72.html (дата обращения:
07.04.2019) .
43. Kent D. Avenues for Use of Multimedia in Language Teaching: Crafting Digital
Stories in the EFL Context / D. Kent - 2015. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/305639805_Avenues_for_Use_of_Mul timedia_in_Language_Teaching_Crafting_Digital_Stories_in_the_EFL_Context (дата обращения: 07.04.2019).
44. Kilpatrick W. H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the
Education Process / W.H. Kilpatrick // Teachers College Record. - Vol. XIX. - No. 4. - 1918. - pp. 319-335. - URL: http://www.educationengland.org.uk/documents/kilpatrick1918/index.html (дата обращения: 10.02.2019).
45. Knoll M. I Had Made a Mistake: William H. Kilpatrick and the Project Method / M. Knoll // Teachers College Record. - 2012. - URL: https://grupo-ae.com/wp- content/uploads/2015/12/Knoll2012IHadMadeaMistakeWilliamH.Kilpatrickandt heProjectMethod.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
46. Kukulska-Hulme A. Will mobile learning change language learning? -
ReCALL. - 2009. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/42798542_Will_mobile_learning_chan ge_language_learning (дата обращения: 07.08.2018).
47. Lambert J. Digital storytelling cookbook. / J. Lambert - 2007. - URL: https://wrd.as.uky.edu/sites/default/files/cookbook.pdf (дата обращения:
07.03.2019) .
48. Noemi P.-M. Educational Games for Learning / P.-M. Noemg S. H. Maximo //
Universal Journal of Educational Research. - 2014. - 2(3). - pp. 230-238. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1053979.pdf (дата обращения:
15.03.2019) .
49. O’Malley C. MOBIlearn WP4 - Guidelines for Learning/Teaching/Tutoring in a
Mobile Environment / C. O’Malley, G. Vavoula, J.P. Glew, J. Taylor, M. Sharples, et al. - 2003. - URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-
00696244/document (дата обращения: 24.11.2018).
50. Palalas A. Introduction to the Handbook / A. Palalas // Palalas, A. and Ally, M. eds. The International Handbook of Mobile-Assisted Language Learning - Beijing: China Central Radio & TV University Press Co., Ltd. - 2016. - pp. I-V.
51. Purcell K. (2010). The Rise of Apps Culture / K. Purcell, R. Entner, N.
Henderson - Pew Internet and American Life Project. - 2010. - URL:
https://www.pewinternet.org/2010/09/14/the-rise-of-apps-culture/ (дата
обращения: 15.09.2018).
52. Quinn C. mLearning: Mobile, wireless, in-your-pocket learning / C. Quinn - LiNE Zine. - 2000. - URL: www.linezine.com/2.1/features/cqmmwiyp.htm (дата обращения: 24.11.2018).
53. Robin B. The educational uses of digital storytelling. / B. Robin // Proceedings
of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. - 2006. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/228342171_The_educational_uses_of_ digital_storytelling (дата обращения: 24.03.2019).
54. Robin B. What educators should know about teaching digital storytelling. / B.
Robin, S. McNeil // Digital Education Review. - 22. - pp. 37-51. URL: http://revistes.ub.edu/index.php/der/article/viewFile/11294/pdf_1 (дата
обращения: 24.03.2019).
55. Siskin C. B. Language learning applications for smartphones or small can be
beautiful / C.B. Siskin - 2009 - URL:
http://edvista.com/claire/pres/smartphones/ (дата обращения: 25.02.2019).
56. Schmoll L. L’emploi des jeux dans l’enseignement des langues etrangeres: Du traditionnel au numerique / L. Schmoll // Sciences du jeu. - 2016. - URL: http://sdj.revues.org/628 (дата обращения: 30.03.2019).
57. Thamarana S. Multimedia Technologies in English Language Teaching - A Study on English Teachers. / S. Thamarana // IJELLH. - 2017. - pp. 526-555. URL:https://www.researchgate.net/publication/318081491_Multimedia_Technol ogies_in_English_Language_Teaching_-_A_Study_on_English_Teachers (дата обращения: 21.02.2019).
58. Traxler J. Current State of Mobile Learning / J. Traxler // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. - 2009. - URL: http://www. aupress.ca/index.php/books/120155 (дата обращения: 10.11.2018).
59. Traxler J. The Theory Paper: What Is the Future of Mobile Learning? / J.
Traxler, M. Koole - Presented at International Conference on Mobile Learning, 2014 - URL: https://www.learntechlib.org/p/158068/ (дата обращения:
15.12.2018).
60. Whitton N. The place of game-based learning in an age of austerity / N. Whitton // Electronic Journal of e-Learning. - No 10. - 2012. - pp. 249-256.
Электронные ресурсы
61. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения // Электронный фонд правовой и научно-технической документации - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost- r-52653-2006 (дата обращения: 24.09.2018).
62. Рекомендации Юнеско по политике в области мобильного обучения - URL: http://ru.iite.unesco.org/files/news/639198/ISBN_978-92-3-400004-8.pdf (дата обращения: 27.02.2019).
63. ADVENTUREGAMESTUDIO.CO.UK. Home page - URL: https://www.adventuregamestudio.co.uk/ (дата обращения: 15.11.2018).
64. CCMIXTER.ORG. Home page - URL: http://ccmixter.org (дата обращения:
21.03.2019) .
65. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). - URL: http://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages (дата обращения: 20.03.2019).
66. FREEMUSICARCHIVE.ORG. Home page - URL: http://freemusicarchive.org (дата обращения: 20.03.2019).
67. FREESOUND.ORG. Home page - URL: https://freesound.org (дата
обращения: 20.03.2019).
68. HISTPROJECT.NO. HiST Mobile (2011-15) - URL:
http://www.histproject.no/node/256 (дата обращения: 21.02.2019).
69. HISTORY-COMPUTER.COM. Dynabook - URL: https://history-
computer.com/ModernComputer/Personal/Dynabook.html (дата обращения:
05.03.2019) .
70. IAMLEARN.COM. About mLearn: The World Conference on Mobile and Contextual Learning Series - URL: http://iamlearn.org/mlearn/about/ (дата обращения: 25.02.2019).
71. MLEARNING-CONF.ORG. The Mobile Learning 2019 International
Conference - URL: https://www.mlearning-conf.org/ (дата обращения:
27.02.2019) .
72. MOTILL.EU. The MOTILL project - URL: http://www.motill.eu/ (дата обращения: 18.02.2019).
73. PLAY.GOOGLE.COM. Duolingo - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.duolingo&hl=ru (дата
обращения: 25.03.2019).
74. PLAY.GOOGLE.COM. LingoDeer - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lingodeer&hl=ru (дата
обращения: 25.03.2019).
75. PLAY.GOOGLE.COM. Lingualeo - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lingualeo.android (дата
обращения: 25.03.2019).
76. PLAY.GOOGLE.COM. Puzzle English - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.puzzleenglish.main (дата
обращения: 25.03.2019).
77. PROJECTKNECT.ORG. Home page - URL: http ://www.projectknect.org/Project%20K-Nect/Home.html (дата обращения:
20.02.2019) .
78. SAVOIRS.REI.FR. Les cles pour comprendre le monde en fran5ais - URL: https://savoirs.rfi.fr/fr (дата обращения: 25.03.2019).
79. STATISTA.COM. Number of apps available in leading app stores as of 1st quarter 2019 - URL: https://www.statista.com/statistics/276623/number-of-apps- available-in-leading-app-stores/ (дата обращения: 20.02.2019).
80. STORYCENTER.ORG. Our Story - URL: https://www.storycenter.org/press (дата обращения: 15.03.2019).
81. TWIST.ELEARNINGGUILD.NET. mLearnCom - URL:
https://twist.elearningguild.net/tag/mlearncon/ (дата обращения: 28.02.2019).
82. WEARESOCIAL.COM. Digital in 2018: world’s internet users pass the 4 billion mark - URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 (дата обращения: 17.02.2019).