ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ЖАНР АРАБСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МААРУФА АХМЕДА АЛ-АРАНАУТА «ГОСПОДИН
КУРЕЙШИТОВ»
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА 8
1.1. История становления жанра исторического романа 8
1.2. Художественная специфика жанра исторического романа 18
Выводы первой главы 24
ГЛАВА 2.
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В АРАБСКИЙ ЛИТЕРАТУРЕ СИРИИ 27
2.1. Историческая тема в сирийской литературе XIX - XX вв 27
2.2. Формирование жанра исторического романа в Сирии на примере
творчества Мааруфа ал-Арнаута 40
Вывод второй главы 50
ГЛАВА 3.
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РОМАНА МААРУФА АХМЕДА АЛ-АРНАУТА «ГОСПОДИН КУРЕЙШИТОВ» 53
3.1. Анализ исторических аспектов романа «Господин курейшитов» 54
3.2. Художественный анализ романа «Господин курейшитов» 63
Выводы третей главы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 79
Работа посвящена исследованию возникновения жанра исторического романа в арабской литературе Сирии 1920 - 1940 гг. на примере творчества Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута и его романа «Господин курейшитов».
Жанр исторического романа является одним из основных не только в мировой, но и в арабской литературе. Следовательно, изучение причин его возникновения и художественных особенностей, ведет исследователя к пониманию традиционных особенностей народа Сирии, мировоззрения и настроений того времени, а также знакомит с культурой и бытом прошлых эпох.
На протяжении всей истории в арабской словесности существовал особый интерес к исторической теме, вследствие чего возник жанр исторического романа. В XX в. появление этого жанра обусловлено многими причинами, связанными с культурными, политическими и литературными особенностями страны. Среди этих причин выделяют рост национального самосознания, свободолюбивый характер арабов, а также желание возродить свою историю. В эпоху арабского просвещения данный жанр стал доминирующим, также как утверждает И. Ю. Крачковский: «стал
единственной формой повествовательной прозы, которая заняла прочное место в новой арабской литературе...» [Крачковский, 1956: 55].
Зародившись в античное время в Европе, исторический роман снискал популярность и на арабском востоке. В XIX в. он получил популярность в аш-Шаме, а уже в 20 - 40 гг. возник на территории отделенной от Ливана и Палестины Сирии.
Богатая история Сирии и сложная судьба её народа, связанная с борьбой за независимость, которая продолжается по сей день, вынудила писателей обратиться к прошлому. Мааруф Ахмед ал-Арнаут как отец исторического романа в Сирии нового времени под влиянием западной
культуры обращался к прошлому в своих произведениях, в частности, в романе «Господин курейшитов», проводя параллель событий прошлого с настоящим. Исторический роман не только воссоздает события минувших эпох, но и через призму времени помогает проанализировать современность и ответить на животрепещущие вопросы. Этим и определяется необходимость анализа данной темы и её актуальность.
Объектом исследования является исторический роман «Господин курейшитов» Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута.
Предметом исследования являются особенности исторического романа в литературе Сирии XX в.
Целью нашего исследования является детальное изучение жанра исторического романа, его проблематики и особенностей, в частности, в арабской литературе Сирии 1920 - 1940 гг. Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1) исследовать историю возникновения жанра исторического романа за пределами арабского востока;
2) выявить художественную специфику жанра в определенную эпоху;
3) систематизировать сведения по истории происхождения
исторического романа в литературе стран аш-Шам;
4) изучить тематику романа, используя перевод романа Мааруфа ал- Арнаута «Господин курейшитов».
К основным методам исследования относятся:
1) Общенаучный метод (анализ, синтез, умозаключение,
категоризация). С их помощью происходит анализ разработанности проблемы и выявление неисследованных областей, формулирование выводов и результатов исследования.
2) Биографический метод. При исследовании произведения внимание акцентируется на самом авторе, в частности, на его научной биографии.
3) Культурно-исторический метод. Его суть заключена в изучении национальных особенностей, которые в свою очередь могут влиять на литературное произведение. Другими словами, помогает понять какие культурные процессы в социуме, окружавшем автора, влияли на творчество автора в современное ему время.
4) Сравнительно-исторический метод. Предполагает собой изучение произведений литературы в сравнительном исследовании всех продуктов определенного литературного процесса независимо от культурной, национальной или какой-либо другой принадлежности автора. Позволяет исследовать достаточно большой объем различных факторов, влияющих на литературный продукт.
Материалом исследования послужил роман сирийского писателя Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Г осподин курейшитов».
На современном этапе изучения жанра исторического романа в сирийской литературе можно констатировать некоторые проблемы, связанные с наличием в текстах романов историзмов, известных только опытному арабскому ученому, а также проблемы, связанные со сложным структурным построением арабских текстов исторических романов.
Мы постарались систематизировать сведения, касающиеся жанра исторического романа не только в арабской, но и в мировой литературе, исследовать его особенности, проследили период становления этого жанра в арабской литературе. На примере творчества Мааруфа Ахмеда ал-Аранута выяснили основные причины, оказавшие влияние на исторический роман, а также провели историко-художественный анализ романа «Г осподин курейшитов».
В качестве методологической основы исследования мы опирались на труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Одной из них была А. А. Долинина, в своём труде «Очерки истории арабской литературы» она исследует важнейшие идейные течения просветительской эпохи, содержит очерки жизни крупнейших её представителей, таких как Селим ал-Бустани,
Джамиль ал-Мудаувар, Джирджи Зейдан, Фарах Антун, а также содержит их воззрения в литературе.
Также мы опирались на труды И. Ю. Крачковского, в частности, на его работу «Избранные сочинения», в которой он описывает этапы становления арабской литературы и отдельно сирийского исторического романа. Мы опирались на исторические факты в становлении арабской литературы, изложенные в данной работе.
Следующая работа, на которой основывалось данное исследование, «История новой арабской литературы. XIX - начало ХХ вв.» А. Е. Крымского. В книге описан период арабской литературы, который соединяет средневековье с нашими днями, а также развитие различных жанров литературы на протяжении истории арабов.
Исследуя историю становления жанра исторического романа и его художественной специфики, мы основывались на труде Е. М. Мелетинского «Введение в историческую поэтику эпоса и романа», где на материале словесного творчества Запада и Востока от первобытности до середины XVIII в. автор характеризует историю становления эпико-романтических жанров до появления классических форм. Также упоминаются проблемы, касающиеся исторической поэтики, теории эпоса и романа.
Также мы использовали труды таких ученых как Г. Лукача [32], Б. М. Жемчуговой, Ф. Б. Бешуковой [30], Г. Ленобля [31], Б. М. Эйхенбаума [33], Н. А. Приймаковой [20], В. Я Малкиной [14], А. И. Пикуля [18].
Среди зарубежных ученых в работе упомянуты труды современного испанского ученого Карлоса Мата Индуриана, который в своей статье «Brief Definition and Characterization of a Historical Novel» [36] давал характеристику жанра исторического романа, а также труд венгерского философа Агнеша Хеллера «The contemporary historical novel» [34], в котором говорится о зарождении и особенностях исследуемого нами жанра.
Если говорить об арабском востоке, то в ходе практической части мы обращались к отзывам на творчество Мааруфа ал-Арнаута таких ученых как
Али ат-Тантави, доктора Сами ал-Дахана, Ваджи Бейдуна, которые содержатся в работе доктора Низара Абаза [43].
Языковым материалом послужило произведение Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Господин курейшитов» (.^ .^ыл W' -^jyUjVl ).
В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе выделили около 10 методов изучения литературы [Литература и методы её изучения.. .,2010: 347].
Степень изученности данной темы невысокая, так как ранее эту тему раскрыл только Абдулрахман Бармо в своей диссертации «Развитие жанра исторического романа в современной сирийской литературе».
Научная новизна работы состоит в попытке перевести оригинальный текст романа на русский язык, а также проанализировать проблематику сюжета, проводя параллель между прошлым и настоящим.
Теоретическая значимость заключается в систематизации сведений по такому литературному жанру как исторический роман и определении его особенностей на фоне определенных исторических событий.
Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования в курсах по литературе арабских стран, арабистики и практических курсах арабского языка и перевода.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы определяется ее задачами и отражает основные этапы исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также включает список используемых источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет выпускной квалификационной работы, поставлены цель и задачи, указывается материал, методологическая основа и методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость.
В первой главе исследуется понятие «исторический роман», систематизируются сведения об истории возникновения этого жанра в
мировой литературе. Также определяется художественная специфика исторического романа и его основные характеристики.
Во второй главе исследуется история возникновения исторического романа в арабской литературе, рассматривается творчество писателя Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута и основные факторы, повлиявшие на его мировоззрения, в том числе политические, социальные и культурные. А приводятся отзывы различных литературных критиков по поводу его творчества.
В третей главе производится историко-художественный анализ романа «господин курейшитов». Разбираются основные идеи и проблематика романа, его особенности с точки зрения истории на примере языкового материала, а также особенности художественной выразительности.
В заключении предлагаются основные выводы исследования по результатам анализа жанра исторического романа в арабской литературе и основных идей и особенностей романа Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Господин курейшитов». Список литературы, состоящий из 46 работ, включает труды, оказавшие значительное влияние на формирование концепции исследования.
Жанр исторического романа прошел долгий путь становления от
античных времен до нового времени. В Сирии данный жанр зародился ещё в
XIX в., когда страна включала в себя территорию Ливана и Палестины. Тогда
появлялись первые попытки писателей в художественной форме обратиться к
истории. Чисто сирийский исторический роман возник в 1920-х гг. после
отделения Ливана, в этот период писатели поднимали вечные для Сирии
вопросы, касающиеся национальной культуры, традиций и самобытности.
Пионером исторического романа в арабской литературе Сирии принято
считать Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута, который в своем романе Господин
Курейшитов» мастерски соединил исторические факты с художественным
вымыслом.
Целью данной работы было исследовать жанр исторического романа в
сирийской литературе, выявить проблематику и особенности романа на
примере произведения Мааруфа ал-Арнаута «Господин Курейшитов». Для
достижения данной цели в ходе квалификационной работы была проведена
систематизация сведений о развитии исторического романа не только в
исследуемой арабской стране, но и в странах Европы, указаны причины и
предпосылки становления этого жанра, первые образцы, а также
художественная специфика.
Сложно дать какое-то конкретное определения словосочетанию
«исторический роман», так как за все время исследований, ученые, так и не
пришли к единому мнению, каждый трактует его исходя из своих убеждений.76
Однако большой вклад в изучение этого жанра внесли как отечественные, так
и зарубежные ученые, на работы которых мы опирались в данном
исследовании. Что касается восточных деятелей литературы, то большое
внимание этому вопросу уделяли представители сирийской
просветительской школы, такие как Селим ал-Бустани, Джирди Зейдан,
Джамиль ал-Мудаувар и другие.
Изначально данный жанр представлял собой лишь собрание
мифологизированных новелл, в которых большое внимание уделялось
мифологии, а историзм заключался лишь в использовании имен
исторических личностей. Но позже мифология отходила на задний план и
уже в XVIII в. исторический роман стал приобретать свои отличительные
черты, которые выражались в художественной специфике.
Одной из главных особенностей является соотношение реальности и
фантазии, это отображается в типологическом разделении романов. Мы
сделали попытку разобраться во временных рамках исторического романа и
определили промежутки, которые должны быть между временем жизни
автора и эпохой, которая описывается в сюжете.
Конкретно, что касается жанра исторического романа в арабской
литературе Сирии, то он зародился в VI в., но также, как и на западе,
историзм заключался лишь в употреблении имен исторических личностей.
Лишь на рубеже XIX – XX вв., в эпоху арабского Просвещения этот жанр
окончательно сложился под влиянием западноевропейской культуры.
Арабские просветители уделяли большое внимание историческим
фактам и их произведение изначально были похожи на историческую
хронику, однако все же присутствовали художественные линии. А также так
как роман по большей части играл просветительскую роль, то был рассчитан
на все слои населения и писался простым языком, без сложных
художественных оборотов.
Настоящие исследование было основано на творчестве сирийского
писателя Мааруфа Ахмеда ал-Аранаута. Была исследована его биография и77
выявлены причины становления его взглядов, которые четко отражаются в
его знаменитом романе «Господин Курейшитов», который стал объектом
нашего исследования.
С нашей стороны впервые была сделана попытка перевода этого
романа на русский язык, с целью выявления его особенностей, анализа
исторических событий и выявления идейного содержания романа.
«Господин Курейшитов» состоит из трех частей, каждая из которых
повествует об определенных исторических событиях, связанных с
появлением пророка Мухаммада и возникновением ислама.
О масштабности романа можно судить по описанию географических
территорий, количеству действующих персонажей, которых мы насчитали
около тысячи, а также по количеству исторических событий, которые
изображены в романе.
Идея романа направлена на возрождение традиций и былой культуры,
автор анализирует исторические события и сравнивает их с современностью,
выделяя те же проблемы, которые были в прошлом. С помощью диалога
между героями, он ставит риторические вопросы, которые не теряют своей
актуальности по сей день.
В результате нашей работы мы:
1. Рассмотрели основные направления творчества арабских писателей,
культурные, политические и социальные аспекты, которые оказали влияние
на формирование исторического романа в XX в.
2. Выявили основные характеристики исторического романа, его
временные рамки и указали особенности его типологического разделения.
3. На примере биографии и творческого пути Мааруфа ал-Арнаута мы
изучили настроения и атмосферу рассматриваемой эпохи.
4. При анализе романа «Господин Курейшитов» выявили проблематику
произведения и его основные идеи, связанные с желанием возродить
национальную культуру и её традиции, что в свою очередь было актуально
для всей арабской литературы нового времени.78
5. При помощи исторического анализа раскрыли основные исторические
события того времени и провели параллель между прошлым и настоящим,
выявив общие проблемы, характерные для данных эпох.
6. Выявили особенности художественной выразительности в романе, на
примере исследования описаний пейзажей, городов, внешности персонажей
и их внутренних качеств.
7. Изучили роль диалога в романе и стихотворных вставок. Она
заключается в передачи основной идеи романа – возрождение национальной
самобытности. С помощью них писатель показывает культурный и
социальный уровень арабской цивилизации, а также возвышает и
превозносит её.
Источники личного происхождения
.0معروف الأرناؤوط. سيد قريش // سطيح / مطبعة فتى العرب. دمشق. 250 –.0020ص.
.2معروف الأرناؤوط. سيد قريش // امر القيس و تيودورا / مطبعة فتى العرب. دمشق. – .0020
. ص202
.2معروف الأرناؤوط. سيد قريش // رايات ذي قار / مطبعة فتى العرب. دمشق. 926 – .0020ص.
2. Литература
2.1. Литература отечественных авторов (на русском языке):
4. Али-Заде Э. А. История литературы Сирии XIX-XX веков. / М.:
Восточная лит, 2007. – 414 с.
5. Асадуллин Ф.А. Очерк истории ливийской литературы ХIХ–ХХ вв. /
М.: Наука, 1993. – 202 с.
6. Бердников Г.П. История всемирной литературы в 9 томах. Том 1. //
История арабской литературы / гл. ред. Г. П. Бердников. – М.: Наука, 1983. –
584 с.
7. Борисов В.М. Современная египетская проза. / М.: Акад. наук СССР,
1961. – 127 с.
8. Долинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового времени
// Египет и Сирия: Просветительский роман 1870-1914 гг. / М.: Наука, 1973. –
271 с.
9. Зотов В. Р. История всемирной литературы в общих очерках,
биографиях, характеристиках и образцах / М.: М. О. Вольф, 1878. – 696 с.80
10. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. // Колониальный
период. XIX-XX вв. / М.: Восточная литература, 1993. – 245 с.
11. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения в 6 тт. Том 3. / М. – Л.: Акад.
наук СССР, 1956. – 564 с.
12. Крымский А.Е. История новой арабской литературы: XIX – начало XX
века / гл. ред. А.Е. Крымский. – М.: Наука, 1971. – 794 с.
13. Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология,
взаимосвязи / М.: Языки славянской культуры, 2003. – 512 с.
14. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. //Проблема инварианта
и типология жанра: на материале русской литературы XIX - начала XX века. /
Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. – 140 с.
15. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.
/ М.: Наука, 1986. – 318 с.
16. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблемы
системного и сравнительного анализа / гл. ред. И. Г. Неупокоева. М.: Наука,
1976. – 359 с.
17. Пигулевская. Н. В. Сирийская средневековая историография:
исследования и переводы. / сост. Е. Н. Мещерская. – Спб.: Д. Буланин, 2011.
– 831 с.
18. Пикуль А. И. Валентин Пикуль. Слово и дело великого романиста. /
М.: Вече, 2013. – 719 с.
19. Пир-Будагова Э. П. История Сирии. ХХ век // Институт
востоковедения РАН. / М.: ИВ РАН, 2015. – 392 с.
20. Приймакова Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного
адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета). / Майкоп:
МГТИ, 2003. – 253 с.
21. Прожогина С.В. Франкоязычная литература стран Магриба. / М.:
Наука, 1973. – 188 с.
22. Соловьев В.И., Фильштинский И.М., Юсупов Д.И. Арабская
литература: Краткий очерк: Классическая арабская литература (И.М.81
Фильштинский); современная (новоарабская) литература: Египет (В.И.
Соловьев), Ливан, Сирия, Ирак (Д.И. Юсупов). / М.: Наука, 1964. – 196 с.
23. Сафронов В.В. Новая арабская литература. / М.: Изд-во Моск. ун-та,
1996. – 124 с.
24. Райханова Б.А. Герой национально-освободительной борьбы в
современном сирийском романе. / В кн.: Теоретические проблемы изучения
литератур Востока. / М.: Наука, 1987. – 45 с.
25. Ройтенбурд А.С. Писатели Сирии и Ливана. 1946–1975:
Библиографический справочник. / Сост. А. С. Ройтенбурд. М.: ВГБИЛ, 1979.
– 95 с.
26. Чуков Б.В. Литература Ливана / Литература Востока в новейшее время
(1917-1945). / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 559 с.
2.2. Литература зарубежных авторов (переводная)
27. ал-Фахири Х.. История арабской литературы. / М.: Изд-во иностр. Лит.,
1959–1961. – 171 с.
2.3. Диссертации, статьи, авторефераты:
28. Акбарова М. Х. Лига сирийских писателей и ее место в развитии
современной сирийской новеллистики: Автореф. дисс. на соискание ученой
степени кандидата филологических наук. // М.: АН СССР. Ин-т народов
Азии, 1965. – 25 с.
29. Бармо А. Развитие жанра исторического романа в современной
сирийской литературе. / М.: Институт востоковедения РАН, 1993. – 23 с.
30. Жачемукова Б.М. Художественная специфика жанра исторического
романа // Б.М. Жачемукова, Ф.Б. Бешукова / Вестн. Адыгейского гос. ун-та.
Сер. 2: Филология и искусствоведение, 2011. – № 1. – С. 11-17
31. Ленобль Г. Исключения из правил. / М.: Звезда, 1958. № 12. С. – 176.
32. Лукач Г. Исторический роман / Литературный критик. 1937. № 7, 9,
12; 1938, № 3, 7, 8, 12.82