ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика познавательных УУД 9
1.2 Особенности формирования познавательных УУД на уроках истории в 6 классах 15
1.3 Кейс-технология как инструмент формирования познавательных УУД 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД УЧЕНИКОВ МЕТОДОМ КЕЙСОВ.31
2.1 Методы и методики исследования. Результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.2 Разработка и применение кейсов, ориентированных на формирование познавательных УУД
на уроках истории 44
2.4. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательных УУД методом кейсов 54
Заключение 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика познавательных УУД 9
1.2 Особенности формирования познавательных УУД на уроках истории в 6 классах 15
1.3 Кейс-технология как инструмент формирования познавательных УУД 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД УЧЕНИКОВ МЕТОДОМ КЕЙСОВ.31
2.1 Методы и методики исследования. Результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.2 Разработка и применение кейсов, ориентированных на формирование познавательных УУД
на уроках истории 44
2.4. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательных УУД методом кейсов 54
Заключение 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение
Актуальность исследования.
На сегодняшний день в образовательной среде происходят глобальные изменения. Устаревшие методы и технологии работы с учениками с невероятной скоростью обретают новые формы и виды работы. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт требует применения системно-деятельностного подхода, который конкретизирует цели образования. При таком подходе ученики должны получить определенные навыки и умения, но сейчас не так много способов по формированию умений и навыков.
Одной из таких новых форм обучение является проблемное обучение, которое направлено на «возбуждение интереса» у учащихся и тяга к самостоятельному получению новых знаний. Самая новая технология, которая направлена на изучение жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором учащиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений, это - кейс-технология. Но такая технология на сегодняшний день плохо разработана, и мало применяется в школах учителями истории.
Многие профессора и доктора наук работали над темой кейс-технологии, такие как Г.А. Брянский[10], Ю.Ю. Екатеринославский[26], Ю.Д. Красовский[33], О.В. Козлова[10], О. А. Овсянников[10] и др. Изначально некоторые из них рассматривали эту технологию только для студентов экономической направленности (М. М. Бирншейн, Г.А. Брянский[10], О.В. Козлова[10], Ю.Д. Красовский [33], В. Я. Платов, A.B. Сидоренко, Ю. П. Сурмина[51,52,53], и др.). Ряд ученых (Ю.П. Сурмин[51,52,53], В.И. Лобода, К. Меер, O.A. Овсянников [10], A. B. Сидоренко и др.) считают кейс-метод педагогической технологией, предназначенной для обучения взрослых профессиональной деятельности. Но со временем рамки этой технологии расширяются, и производятся попытки внедрить эту технологию в
3
образовательный процесс школы. Чтобы реализовать кейс технологию на практике потребуется глубочайший анализ научно-педагогического опыта, оценки педагогического потенциала метода кейсов для формирования познавательных навыков и умений обучающихся общеобразовательных организаций.
Исходя из актуальности темы исследования возникает противоречие:
- между необходимостью освоения обучающимися нового социального опыта, конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, и недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов к формированию познавательных УУД с учетом возрастных и психофизических особенностей современных подростков, а также требований к результатам образования в двадцать первом веке;
- между необходимостью внедрения активных методов обучения (в том числе кейс-технологии), и недостаточной разработанностью использования кейсов учителями истории.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на урокахистории в 6 классах? Постановка проблемы определила выбор темы исследования - «Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 6 классов на уроках истории средствами кейс технологии».
Цель исследования - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Объект исследования:процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования познавательных УУДна уроках истории в 6 классах.
Гипотеза исследования:Результативность формирования познавательных УУД учащихся повысится, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия;
-учитывать особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
- использовать комплекс кейсов и методических рекомендаций как средство формирования познавательных процессов на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику познавательных УУД;
2. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
3. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- идеи общей теории деятельности (Б.Г. Ананьев[3], Л. C. Выготский [17], В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [19,20], В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин[61]);
- системный подход к изучению педагогических явлений (В.В. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], А. И. Савенков, А.В. Хуторской[57]);
- методология педагогического исследования (В.В. Афанасьев, В.А.
Сластенин, BH. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], Г.П.
Щедровицкий);
- много внимания уделяют изучению подходов к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолов[5], Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон);
- Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [20], Д.Б. Эльконин[61],
А.Г. Асмолов[5]);
- исследования, посвященные изучению метода кейсов, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс[6], Ю.П. Сурмин[53], В.В. Глухов, А.Долгоруков, А.И.Наумов, Н.Л.Титова, Э.Дж. Хансен и др.);
- концепции формирования образовательной среды, в том числе информационной образовательной среды (М.В. Воропаев[16], Г.М. Коджаспирова[29], В.А. Плешаков, И.В. Роберт, В.А. Ясвин).
Теоретико-практическая направленность диссертационного исследования обусловила выборметодов:теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ деятельности испытуемых (анализ уровня познавательных УУД учеников 6 классов), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Методики исследования:
• Методика мотивационной сферы (опросник Г.А. Карповой для учащихся 5-9 классов);
• Методика изучения психологической атмосферы в группе (Ф. Фидлер);
• Методика наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся Э. М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Еськиной Е. С., Больбот Т.Л.);
• Школьный тест умственного развития (ШТУР) К. М. Г уревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани. В опытноэкспериментальную работу были вовлечены учащиеся шестых классов, в составе 58 учеников. Исследование проводилось с 2018 по 2019 год и включало три основных этапа.
Научная новизна исследования: Разработан комплекс кейсов и
методических рекомендаций к ним, а также конспекты уроков с внедрением кейсов, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования: Рассмотрены такие понятия, как - познавательные УУД, кейс-технологии. Изложены этапы и условия формирования познавательных УУД учащихся 6-ых классов.
Практическая значимость исследования
Весь комплекс разработанных материалов - комплекс кейсов, методических рекомендации по работе с кейс-технологией, методики, анкеты и тесты для проверки сформированности познавательных УУД, может быть внедрен в любую образовательную среду.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
Участие в гранте с темой ВКР, публикация урока с использованием кейса в электронном ресурсе.
Апробация результатов исследования
На сегодняшний день в образовательной среде происходят глобальные изменения. Устаревшие методы и технологии работы с учениками с невероятной скоростью обретают новые формы и виды работы. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт требует применения системно-деятельностного подхода, который конкретизирует цели образования. При таком подходе ученики должны получить определенные навыки и умения, но сейчас не так много способов по формированию умений и навыков.
Одной из таких новых форм обучение является проблемное обучение, которое направлено на «возбуждение интереса» у учащихся и тяга к самостоятельному получению новых знаний. Самая новая технология, которая направлена на изучение жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором учащиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений, это - кейс-технология. Но такая технология на сегодняшний день плохо разработана, и мало применяется в школах учителями истории.
Многие профессора и доктора наук работали над темой кейс-технологии, такие как Г.А. Брянский[10], Ю.Ю. Екатеринославский[26], Ю.Д. Красовский[33], О.В. Козлова[10], О. А. Овсянников[10] и др. Изначально некоторые из них рассматривали эту технологию только для студентов экономической направленности (М. М. Бирншейн, Г.А. Брянский[10], О.В. Козлова[10], Ю.Д. Красовский [33], В. Я. Платов, A.B. Сидоренко, Ю. П. Сурмина[51,52,53], и др.). Ряд ученых (Ю.П. Сурмин[51,52,53], В.И. Лобода, К. Меер, O.A. Овсянников [10], A. B. Сидоренко и др.) считают кейс-метод педагогической технологией, предназначенной для обучения взрослых профессиональной деятельности. Но со временем рамки этой технологии расширяются, и производятся попытки внедрить эту технологию в
3
образовательный процесс школы. Чтобы реализовать кейс технологию на практике потребуется глубочайший анализ научно-педагогического опыта, оценки педагогического потенциала метода кейсов для формирования познавательных навыков и умений обучающихся общеобразовательных организаций.
Исходя из актуальности темы исследования возникает противоречие:
- между необходимостью освоения обучающимися нового социального опыта, конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, и недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов к формированию познавательных УУД с учетом возрастных и психофизических особенностей современных подростков, а также требований к результатам образования в двадцать первом веке;
- между необходимостью внедрения активных методов обучения (в том числе кейс-технологии), и недостаточной разработанностью использования кейсов учителями истории.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на урокахистории в 6 классах? Постановка проблемы определила выбор темы исследования - «Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 6 классов на уроках истории средствами кейс технологии».
Цель исследования - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Объект исследования:процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: кейс-технология как средство формирования познавательных УУДна уроках истории в 6 классах.
Гипотеза исследования:Результативность формирования познавательных УУД учащихся повысится, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия;
-учитывать особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
- использовать комплекс кейсов и методических рекомендаций как средство формирования познавательных процессов на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику познавательных УУД;
2. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
3. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- идеи общей теории деятельности (Б.Г. Ананьев[3], Л. C. Выготский [17], В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [19,20], В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин[61]);
- системный подход к изучению педагогических явлений (В.В. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], А. И. Савенков, А.В. Хуторской[57]);
- методология педагогического исследования (В.В. Афанасьев, В.А.
Сластенин, BH. Краевский[31,32,33], Н.В. Кузьмина[34,35], Г.П.
Щедровицкий);
- много внимания уделяют изучению подходов к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолов[5], Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Петерсон);
- Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев[36,37,38], П.Я. Гальперин [20], Д.Б. Эльконин[61],
А.Г. Асмолов[5]);
- исследования, посвященные изучению метода кейсов, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс[6], Ю.П. Сурмин[53], В.В. Глухов, А.Долгоруков, А.И.Наумов, Н.Л.Титова, Э.Дж. Хансен и др.);
- концепции формирования образовательной среды, в том числе информационной образовательной среды (М.В. Воропаев[16], Г.М. Коджаспирова[29], В.А. Плешаков, И.В. Роберт, В.А. Ясвин).
Теоретико-практическая направленность диссертационного исследования обусловила выборметодов:теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение и анализ деятельности испытуемых (анализ уровня познавательных УУД учеников 6 классов), изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Методики исследования:
• Методика мотивационной сферы (опросник Г.А. Карповой для учащихся 5-9 классов);
• Методика изучения психологической атмосферы в группе (Ф. Фидлер);
• Методика наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности обучающихся Э. М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Еськиной Е. С., Больбот Т.Л.);
• Школьный тест умственного развития (ШТУР) К. М. Г уревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Г. Зархин, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов" Советского района г. Казани. В опытноэкспериментальную работу были вовлечены учащиеся шестых классов, в составе 58 учеников. Исследование проводилось с 2018 по 2019 год и включало три основных этапа.
Научная новизна исследования: Разработан комплекс кейсов и
методических рекомендаций к ним, а также конспекты уроков с внедрением кейсов, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования: Рассмотрены такие понятия, как - познавательные УУД, кейс-технологии. Изложены этапы и условия формирования познавательных УУД учащихся 6-ых классов.
Практическая значимость исследования
Весь комплекс разработанных материалов - комплекс кейсов, методических рекомендации по работе с кейс-технологией, методики, анкеты и тесты для проверки сформированности познавательных УУД, может быть внедрен в любую образовательную среду.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
Участие в гранте с темой ВКР, публикация урока с использованием кейса в электронном ресурсе.
Апробация результатов исследования
Актуальность работы обусловлена поиском новых методов и технологий по формированию познавательных УУД.
Проблема исследования заключалась в вопросе: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на уроках истории в 6 классах? Для поисков решения этой проблемы была поставлена цель - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Достижение цели стали возможны благодаря выполнению
поставленных задач исследования:
4. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД;
5. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
6. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
На основании рассмотренного теоретического материала, можно прийти к следующим выводам. Главной задачей в этой главе было понять и сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД, дальше определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории, и благодаря какому средству можно достигнуть этой цели.
Познавательные УУД - это совокупность приемов коммуникационного, обучающего и личностного характера, целью которых становится формирование у обучающихся познание об окружающей их действительности. Формирование познавательных УУД происходит за счет разных умений и навыков, особенно важно такое умение как самостоятельное решение проблем, самостоятельно находить в тексте интересующую информацию, выделять главное и правильно формулировать главную идею. Для формирования познавательных УУД на уроках истории существуют разнообразные методы и формы работы на уроке, мы выделили такие как:
• составление хронологических таблиц;
• давать определения понятиям и терминам;
• составление кластера;
• составление простого и сложного плана;
• подбор аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
В данной работы мы будем рассматривать кейс-технологию как средство формирования познавательных УУД. Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). С помощью кейс-технологии формируются такие умения и навыки как:
• умение решать проблему урока;
• применять предметные знания на практике;
• умение выделять важную и второстепенную информацию;
• умение классифицировать и анализировать информацию;
• рефлексивные умения.
Во второй главе перед нами стояли три основные задачи:
1. Проанализировать начальный уровень владения универсальными учебными действиями через разные методики;
2. Разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций к ним с целью повышения уровня сформированности познавательных УУД;
3. Провести сопоставительный анализ между констатирующим и контрольным этапами, и на основе этого анализа сделать выводы о сформированности познавательных УУД.
Чтобы провести диагностику обучающихся мы использовали четыре методики. В результате этой диагностики мы обнаружили, что мотивация учеников находилась на среднем уровне, особенно это касается познавательного мотива. По методики ШТУР результаты оказались неоднозначны, то есть владение разными умениями и навыками (умение классифицировать информацию, умение составления аналогий, умение логически обобщить информацию) у каждого ученика из класса находится на разном уровне, при том, что этот уровень не достигал высоких результатов. И сторонние наблюдатели также поставили средний балл владением познавательными УУД.
Чтобы решить эту проблему мы разработали комплекс кейсов с целью формирования универсальных учебных действий. Для создания кейса за основу мы взяли целую главу из истории России «Русь в IX - первой половине XII в.», и разделили кейс на восемь мини-кейсов. Для каждого мини-кейса были разработаны проблемы, которые носили противоречивый характер, и все они объединялись в одну большую проблему одного кейса. Для решения кейса учащимся были предложены «чемоданы», в которых находились исторические источники, дополнительная литература, исторические карты, иллюстративный материал, схемы и таблицы, памятки для выполнения заданий, руководство по работе в группах, критерии оценки каждой группы. Для того чтобы понять, как использовать данную технологию были разработаны методические рекомендации.
Таким образом на основе результатов методики, контрольной работы и хорошо написанными эссе можно констатировать тот факт, что познавательные универсальные учебные действия были успешно сформированы учениками экспериментальной группы. Большим плюсом в этой работе стало наблюдение за эффективностью учебной деятельности со стороны учителей других предметов и классного руководителя 6А класса. Многие учителя заинтересовались данной технология, и попросили методические рекомендации к ней, для использования на своих уроках. Классный руководитель экспериментальной группы отметила, что повысилась дисциплина и самовоспитание практически каждого ученика. Она высказала комментарий по поводу того, что ученики стали больше понимать сам процесс обучения, что он им стал интереснее, и эффективность работы на уроке стала лучше.
Апробация разработанных кейсов по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов позволила судить об их эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы исследования могут быть разработка кейсов для 7-11 классов по проблеме формирования познавательных УУД за счет разработанных методических рекомендаций.
Проблема исследования заключалась в вопросе: каков педагогический потенциал кейс-технологий в формировании познавательных УУД учащихся на уроках истории в 6 классах? Для поисков решения этой проблемы была поставлена цель - Теоретически обосновать и экспериментально проверить кейс-технологию как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классах.
Достижение цели стали возможны благодаря выполнению
поставленных задач исследования:
4. Сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД;
5. Определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории;
6. Расскрыть и разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций, направленных на формирование познавательных УУД на уроках истории.
На основании рассмотренного теоретического материала, можно прийти к следующим выводам. Главной задачей в этой главе было понять и сформулировать сущностно-содержательную характеристику
познавательных УУД, дальше определить особенности формирования познавательных УУД на уроках истории, и благодаря какому средству можно достигнуть этой цели.
Познавательные УУД - это совокупность приемов коммуникационного, обучающего и личностного характера, целью которых становится формирование у обучающихся познание об окружающей их действительности. Формирование познавательных УУД происходит за счет разных умений и навыков, особенно важно такое умение как самостоятельное решение проблем, самостоятельно находить в тексте интересующую информацию, выделять главное и правильно формулировать главную идею. Для формирования познавательных УУД на уроках истории существуют разнообразные методы и формы работы на уроке, мы выделили такие как:
• составление хронологических таблиц;
• давать определения понятиям и терминам;
• составление кластера;
• составление простого и сложного плана;
• подбор аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
В данной работы мы будем рассматривать кейс-технологию как средство формирования познавательных УУД. Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). С помощью кейс-технологии формируются такие умения и навыки как:
• умение решать проблему урока;
• применять предметные знания на практике;
• умение выделять важную и второстепенную информацию;
• умение классифицировать и анализировать информацию;
• рефлексивные умения.
Во второй главе перед нами стояли три основные задачи:
1. Проанализировать начальный уровень владения универсальными учебными действиями через разные методики;
2. Разработать комплекс кейсов и методических рекомендаций к ним с целью повышения уровня сформированности познавательных УУД;
3. Провести сопоставительный анализ между констатирующим и контрольным этапами, и на основе этого анализа сделать выводы о сформированности познавательных УУД.
Чтобы провести диагностику обучающихся мы использовали четыре методики. В результате этой диагностики мы обнаружили, что мотивация учеников находилась на среднем уровне, особенно это касается познавательного мотива. По методики ШТУР результаты оказались неоднозначны, то есть владение разными умениями и навыками (умение классифицировать информацию, умение составления аналогий, умение логически обобщить информацию) у каждого ученика из класса находится на разном уровне, при том, что этот уровень не достигал высоких результатов. И сторонние наблюдатели также поставили средний балл владением познавательными УУД.
Чтобы решить эту проблему мы разработали комплекс кейсов с целью формирования универсальных учебных действий. Для создания кейса за основу мы взяли целую главу из истории России «Русь в IX - первой половине XII в.», и разделили кейс на восемь мини-кейсов. Для каждого мини-кейса были разработаны проблемы, которые носили противоречивый характер, и все они объединялись в одну большую проблему одного кейса. Для решения кейса учащимся были предложены «чемоданы», в которых находились исторические источники, дополнительная литература, исторические карты, иллюстративный материал, схемы и таблицы, памятки для выполнения заданий, руководство по работе в группах, критерии оценки каждой группы. Для того чтобы понять, как использовать данную технологию были разработаны методические рекомендации.
Таким образом на основе результатов методики, контрольной работы и хорошо написанными эссе можно констатировать тот факт, что познавательные универсальные учебные действия были успешно сформированы учениками экспериментальной группы. Большим плюсом в этой работе стало наблюдение за эффективностью учебной деятельности со стороны учителей других предметов и классного руководителя 6А класса. Многие учителя заинтересовались данной технология, и попросили методические рекомендации к ней, для использования на своих уроках. Классный руководитель экспериментальной группы отметила, что повысилась дисциплина и самовоспитание практически каждого ученика. Она высказала комментарий по поводу того, что ученики стали больше понимать сам процесс обучения, что он им стал интереснее, и эффективность работы на уроке стала лучше.
Апробация разработанных кейсов по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов позволила судить об их эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективными направлениями дальнейшего изучения проблемы исследования могут быть разработка кейсов для 7-11 классов по проблеме формирования познавательных УУД за счет разработанных методических рекомендаций.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование метазнаний и метаумений на уроках истории на основе работы с нарративными источниками (мемуарами советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В.П. БУРЕНИНА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДНИХ ВЕКОВ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000



