Введение
1. Теоретические аспекты урегулирования налоговой задолженности налоговыми органами
1.1. Причины возникновения налоговой задолженности
1.2. Инструменты урегулирования налоговой задолженности в Российской Федерации
1.3. Система урегулирования налоговой задолженности в зарубежных странах
2. Анализ системы урегулирования налоговой задолженности в Российской Федерации
2.1. Анализ динамики и структуры совокупной налоговой задолженности
2.2. Анализ деятельности налоговых органов урегулированию налоговой задолженности
2.3. Практика применения методов урегулирования налоговой задолженности
3. Совершенствование работы налоговых органов с налоговой задолженностью .
3.1. . Цифровизация налогового администрирования как метод борьбы с налоговой задолженностью
3.2. Повышение реабилитационной направленности процедуры банкротства Заключение
Список использованных источников
В финансовой системе любого государства основное место занимает бюджетная система. Среди источников, формирующих доходы бюджета любого уровня, преобладающую долю занимают налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы. Налоги являются системным элементом экономики, определяющим финансовое благополучие общества, и в настоящее время могут быть определены факторы, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет законодательно установленных налогов и сборов.
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.
Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства. Непременным условием четкого функционирования всей системы налогового контроля является эффективность работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время сложилась устойчивая проблема неплатежей в бюджет и внебюджетные фонды, следствием чего является недополучение финансовых средств государственным бюджетом и образование налоговой задолженности.
Вопросы своевременного и полного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов нашли отражение в работах А.Д. Аюшиева, М.Е. Верстовой, Ю.М. Березкина, А.Б. Паскачева, А.И. Козыра, А.П. Киреенко. По налоговому праву данной проблеме посвящены работы А. В Брызгалина, Д.В. Винницкого, Г.В. Петровой, С.Г Пепеляева, Е.А. Ровинского, А.С. Титова, Ц.А. Ямпольского. Несмотря на то, что этими учеными освещается достаточно широкий круг проблем и предложений по поводу мероприятий налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности, постоянно изменяющиеся экономические условия в России создают необходимость их дальнейшего совершенствования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ механизма взыскания налоговой задолженности, анализ уровня задолженности по налогам и сборам и разработка предложений по ее урегулированию. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить сущность понятия "налоговая задолженность";
- исследовать причины возникновения налоговой задолженности;
- изучить методы, инструменты и механизм взыскания налоговой задолженности;
- проанализировать результативность реализации комплекса мероприятий по снижению уровня налоговой задолженности в Российской Федерации;
-определить основные направления сокращения и наиболее
результативные меры взыскания налоговой задолженности;
-предложить и обосновать пути повышения эффективности налогового администрирования с целью снижения налоговой задолженности;
-разработать предложения по совершенствованию системы
налогообложения, способствующие сокращению налоговой задолженности.
Предметом исследования являются взаимоотношения государства и налогоплательщиков, отражающих возникновение задолженностей по налогам
и сборам, а также по начисленным пеням и штрафным санкциям налогоплательщиков-должников.
Объект исследования — налоговая задолженность.
Методами исследования являются теоретический анализ литературы, анализ опыта работы по данной теме, беседы, опрос, анализ законодательной базы исследования, анализ документации. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых по проблемам экономики и финансов налогообложения и построения эффективных налоговых систем. Информационной базой являются публикации по избранной тематике; статистические отчетные данные об основных показателях функционирования налоговой системы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных источников.
Взимание налогов - одно из
основных условий существования государства, развития общества,
экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется
определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи. В настоящее время сложилась устойчивая проблема неплатежей в бюджет и внебюджетные фонды, следствием чего является недополучение финансовых средств государственным бюджетом и
образование налоговой задолженности.
Понятие «налоговая задолженность» в законодательстве о налогах и сборах не определено. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит
только определение недоимки как суммы налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В свою очередь неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов является основанием образования недоимки. Таким образом, понятие
задолженности значительно шире понятия недоимки. Налоговая
78
задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.
Общая сумма налоговой задолженности в 2017 году выросла на 2,04% - 34,44 млрд.руб., а в 2018 г. - снизилась на 263,77 млрд.руб., что составило 15,34%. Доля задолженность по федеральным налогам и сборам в 2016 году составляла 51,93%, в 2017 году - 52,59% и в 2018 году - 53,54% от общей суммы задолженности. Задолженность по региональным налогам и сборам в 2017 г. сократилась на 14,9 млрд.руб., а в 2018 г. - на 60,7 млрд.руб., что составило 3,98% и 16,88%. Задолженность по местным налогам и сборам снизилась сначала на 2,22%, а потом на 5,72% - с 216,4 млрд.руб. до 199,5 млрд.руб. На состояние 01.01.2019 всего задолженность по налогам и сборам составляет 792 млрд.руб., из нее недоимка - 599,9 млрд.руб., урегулированная задолженность по налогам и сборам - 167,9 млрд.руб.
Методы урегулирования налоговой задолженности - это добровольно - заявительный, обеспечительный и принудительный. Добровольно - заявительная и обеспечительная формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности направлены полностью на погашение и снижение налоговой задолженности, а принудительная только по трем из четырех присущим ей методам. Инструменты урегулирования налоговой задолженности - это изменение срока уплаты налога и сбора; взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах; взыскание недоимки за счет
имущества; применение процедур банкротства; списание задолженности.
Проведенный анализ
применения инструментов для урегулирования налоговой задолженности показал, что налоговые органы обладают большим количеством инструментов, которые направлены на погашение налоговой задолженности. Некоторые из
инструментов давно известны и широко используются налоговыми органами на постоянной основе. Например, погашение налоговой задолженности за счет сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, взыскание за счет денежных средств, наложение ареста на
имущество, процедура банкротства. А некоторые инструменты, как отсрочка (рассрочка), налоговый инвестиционный кредит, реструктуризация задолженности используются в меньшей степени, так как требуют дальнейшей разработки и упрощения процедур применения.
В результате проведенного исследования нами предлагается
ряд мероприятий направленных на совершенствование работы налоговых органов с налоговой задолженностью.
Налоговым органам рекомендуется направить основные свои ресурсы на процесс информатизации налогового администрирования как метода борьбы с налоговой задолженностью. На современном этапе становления цифрового мира модернизация работы налоговой службы и переход полностью на информационный формат является обязательным условием развития. Налоговым органам следует:
1. Максимально разделить информационную систему на два
блока функций: автоматической обработки информации и
интерактивной работы пользователе. Новая система должна строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая
будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных. Конечная цель - переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.
2. Совершенствовать централизованную систему ведения ЕГРН и
ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках.
Внедрение данной системы началось уже в 2012 г. Единая база
или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению
результатов контрольных мероприятий.
3. Совершенствовать сервис "Личный кабинет", который
должен стать местом доступа налогоплательщиков
к информации, содержащейся в интернет - ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и
налоговых органов бесконтактным способом. Предоставить налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и уплачивать налоги, пользуясь электронными деньгами. Ввести круглосуточную консультационную систему онлайн.
4. Создать единую информационную среду налоговых и
таможенных органов включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, в том числе применяющими
специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров.
5. Требуется уделить особое внимание проблеме банкротства, которое оказывает наибольшее влияние на налоговую задолженность со сроком образования свыше 36 месяцев. Профилактику банкротства необходимо проводить с помощью организации финансового мониторинга состояния дел как в каждой организации, так и отрасли в целом, выработки
механизма антикризисного управления, закрытия убыточных производств и прогнозирования банкротств неплатежеспособных и убыточных организаций. Следует позволить налоговым органам истребовать документы, как у
налогоплательщиков, так и контрагентов вне налоговых проверок, с
81
целью мониторинга финансового состояния дел. Диагностика банкротства и антикризисное регулирование предотвратят нарастающее число банкротств, позволят избежать ликвидации
многих предприятий, оказывающее большое влияние на уровень налоговой задолженности в Российской Федерации в целом.
6. Совершенствовать порядок действия органов государственной
власти, осуществляющих представительство интересов Российской Федерации в делах о банкротстве. Позиция ФНС России в представлении интересов государства в деле о банкротстве должна формироваться с участием других заинтересованных органов исполнительной власти
(органы, обеспечивающие реализацию государственной политики в
соответствующих отраслях экономики, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), региональные и местные органы государственной власти.
7. Перенос текущих платежей по налогам и иным обязательным платежам
(за исключением платежей, связанных с начислением
заработной платы работникам должника) в третью очередь реестра кредиторов. Налоговые платежи в ходе процедур банкротства не оказывают такого
стимулирующего действия, поэтому интересы государства по взысканию налоговой задолженности должны уступать
место интересам государства, связанным с реабилитации предприятия.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (поправка от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
3.Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах
Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., № 15, ст. 492.
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506
«Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 23.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 40 ст. 3961.
5. Приказ Федеральной налоговой службы от 22 февраля 2013 г. № ММВ-7-
12/95
Стандарты
6. ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартанформ, 2007. - 5 с.
Книги, монографии
7. Андрианова И. Д. В сборнике: Современная система налогообложения в России: проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции. - 2017. - С. 19-25.
8. Воронина Н. А., Широкова А. Ш. В сборнике: Современная система
налогообложения в России: проблемы и перспективы материалы научно
практической конференции. - 2017. - С. 66-74.
Печатная периодика
9. Анисимов А.Л. К вопросу о разработке экономикоматематической модели оптимизации затрат регионального налогового органа на взимание налогов // Интернет-наука. - 2016.- №5. - С. 25-35.
10. Аристархова М., Шеина А. Концепция оценки деятельности налоговых органов // Экономика и управление. - 2015.- № 2. - С. 79-83.
11. Григорьева К. С. Определение критериев справедливости налоговой системы в современных условиях / К. С. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 396. - С. 161-165.
12. Григорьева К. С. Развитие методических подходов к оценке эффективности налоговой системы российской федерации// сборник материалов 25-й международной научно-практической конференции. Москва, 26 мая 2016г. - Москва, 2016.- № 5 (26), - С. 27.
13. Гузаиров М.Б., Аристархова М.К., Кузьмина Е.А. Совершенствование оценки эффективности деятельности налоговых органов // Вестник МГОУ. Сер.: Экономика. - 2011. - №4.- С. 46-51.
14. Гринкевич Л. С. Система показателей для первичного анализа выполнения налоговой системой ее контрольной функции / Л. С. Гринкевич, К. С. Григорьева // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 4 (111). - С. 41-45.
15. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации. М.: КноРус. - 2015. - С. 128.
16. Игнатова А. С. В сборнике: Актуальные проблемы налоговой политики сборник материалов 9-й Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. Министерство образования и науки Российской Федерации; Дальневосточный федеральный университет; Школа экономики и менеджмента. - 2015. - С. 123-126
17. Игонина Л.Л. О подходах к оценке эффективности бюджетно - налоговой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2015.-С. 54-58.
18. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. - 2015.- № 35 (659).- С. 12-24.
19. Коростелева Л.А. Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление.- 2014. -С. 42-44.
20. Куницын Д.В., Синицына Е.С., Худяева Л.А. Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов: виды, особенности, проблемы использования и пути совершенствования // Сибирская финансовая школа.- 2004.- №3. - С. 69-74.
21. Мельников Ю.Б. Понятие наглядной модели с позиций теории моделирования контроля // Казанский педагогический журнал. -2016. - №1 (114). - С. 62-69.
22. Пансков В.Г. Стимулирование модернизации российской экономики посредством налоговых механизмов // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 1.- С. 64-72.
23. Ребреш Л.А. Вопросы оценки эффективности налогового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 8: Экономика, социология, социальная работа.- 2004. - №1.- С. 118-122.
24. Рожок А. Б., Щепотьев А.В. Органы фискального контроля // Право и экономика. -2011.- №3. - С. 40-46.
25. Слободчиков Д.Н. Критерии оценки эффективности налогообложения в системе налогового регулирования // Экономический анализ: теория и практика. - 2010.- №3(168).- С. 60-66.
26. Соболева Г.В., Дюкина Т.О. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. - 2013. - № 6.- С. 21-34.
27. Соболева Г.В. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — С. 21—34.
28. Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. Комплексный подход к оценке эффективности налоговой политики в регионах // Дайджест-Финансы.- 2012.- №8 (212).- С. 37-48.
29. Сысоева О. С. Актуальные проблемы налоговой политики сборник материалов 9- й Международной научно практической конференции молодых налоговедов. Министерство образования и науки Российской Федерации; Дальневосточный федеральный университет; Школа экономики и менеджмента. - 2017.- С. 177-179.
30. Таучелова М. И., Туаева Н. В. Перспективы развития в современных условиях материалы 7-й Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 346-350.
31. Тумаева Н.Е. Налоговые льготы и преференции: теоретические аспекты проблем понятийного аппарата // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014.- № 5. - С. 38-42.
32. Филатова И. И., Юрьев В. М. Изменение в системе налоговых отношений в условиях формирования в России гражданского общества / И. И. Филатова, В. М. Юрьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №2 (130). - С. 57-62.
33. Филатова И. И. Налоговые механизмы построения нравственной экономики в гражданском обществе / Филатова И. И. // Социально-экономическое явление и процессы . - 2012. №9(043). - С. 57-62.
34. Филиппович Е.С., Шклярова М.А., Косач О.Ф., Наумчик С.О. Эффективность деятельности налоговых органов: оценка и резервы повышения. Минск, - 2017.
35. Белоусова С.Н. Задолженность по налогам и сборам в России как угроза экономической безопасности государства // Известия Юго - Западного государственного университета. Серия: экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 2. - С.142 - 147
Электронные ресурсы
36. Мордвинцева К. Н., Содномова С.К. оценка эффективности налоговых проверок в Российской Федерации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. - Иркутск: Изд-во БГУ, - 2017. - С. 293 с.
37. Дорофеева Н.А., Суворов А.В. О показателях оценки эффективности деятельности налоговых инспекций // Бухгалтерский учет в строительных организациях. [Электронный ресурс]: - 2010. - № 7. - С. 62.
38. Евстафьева А.Х. Методы оценки эффективности налоговой политики региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика[Электронный ресурс]:.- 2013.- №3 (18).- С. 23-31.
39. Ефремова Т. А. В Сборнике: Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы 11 -й Международной заочной научной конференции[Электронный ресурс]:. - 2017. - С. 41-44.
40.Задёра О.А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. [Электронный ресурс]: — 2014. — № 11. — С. 60—63.
41.Зиятдинов А.Ф. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Актуальные проблемы экономики и права[Электронный ресурс]:.- 2014.- № 3. - С. 63-67.
42. Маймур Т Д. Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 778-781. — URL https://moluch.ru/archive/114/30230/ (дата обращения: 05.06.2019).
43. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 439 с. - ISBN 978-5-238-02491-2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028670
44. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] https: //cyberleninka.ru/
45. Министерство финансов [Электронный ресурс]: Динамика доходов бюджета РФ за 2008-2018 гг. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2019. - Режим доступа: http:// www.minfin.ru
46. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru
47. Государственный горсовет Республики Татарстан [Электронный ресурс]: http://www.gossov.tatarstan.ru
48. Сборник молодые налоговеды [Электронный ресурс] - С.104- 210. - http://www.fa.ru/