Управление качеством жизни в регионах Российской федерации
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа управления качеством жизни населения ... 7
1.1. Сущностная характеристика качества жизни населения 7
1.2 Инструменты и методы управления качеством жизни населения 17
1.3 Методики оценки качества жизни населения 27
2. Практические аспекты анализа управления качеством жизни населения в
регионе 37
2.1 Количественная оценка качества жизни населения в регионе 37
2.2. Качественная оценка качества жизни населения в регионе 60
2.3. Особенности управления качеством жизни населения 83
3. Направления совершенствования процесса управления качеством жизни
населения 88
3.1. Зарубежный опыт управления качеством жизни населения 88
3.2. Проблемы и рекомендации по совершенствованию управления
качеством жизни 94
Заключение 99
Список используемых источников 101
Приложение 108
1. Теоретические аспекты анализа управления качеством жизни населения ... 7
1.1. Сущностная характеристика качества жизни населения 7
1.2 Инструменты и методы управления качеством жизни населения 17
1.3 Методики оценки качества жизни населения 27
2. Практические аспекты анализа управления качеством жизни населения в
регионе 37
2.1 Количественная оценка качества жизни населения в регионе 37
2.2. Качественная оценка качества жизни населения в регионе 60
2.3. Особенности управления качеством жизни населения 83
3. Направления совершенствования процесса управления качеством жизни
населения 88
3.1. Зарубежный опыт управления качеством жизни населения 88
3.2. Проблемы и рекомендации по совершенствованию управления
качеством жизни 94
Заключение 99
Список используемых источников 101
Приложение 108
Изучению качества жизни, его компонентов и уровня во все времена уделялось особое внимание. Исследования качества жизни населения и в настоящее время является актуальными, так как состояние данной категории напрямую отражает социально-экономическое положение общества, уровень его благосостояния. Немаловажное значение в актуальности рассматриваемой темы играет смена поколений и взросление нового поколения Z, обладающего существенными отличиями от предыдущих поколений. Соответственно, сложившиеся модели расчета качества жизни и учитываемые показатели при его расчете могут быть менее важными для нового поколения, так как оно обладает качественно другими идеалами, требованиями к комфорту и важнейшим показателями их удовлетворенности жизнью.
В качестве исследуемых объектов выбраны регионы, которые были выделены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года как перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
Разработанность темы. Измерением уровня качества жизни населения ученые занимались еще в древнейшие времена. Одним из первых был Аристотель.
Особое распространение теории благосостояния получили в XIX -XX века. Изучением роли государства и рынка в процессе формирования благосостояния общества занимались А. Пигу, В. Паретто, А. Бергсон и другие. Составляющие качества жизни в разные периоды рассматривали
3. Диннер, Р. Истерлин, А. Сей, М. Нассбаум, А. Макинтайр, М. Сэндэл,
4. Тейлор, М. Уолтер и другие.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением качества жизни можно выделить работы Спиридонова, С.П., Сидоровой, И.М., Галкиной Ю. А., Дюзельбаевой Г.М., Калининой Г.В., Феоктистова, Д. В. и других.
Однако, несмотря на значительный интерес, проявляемый к теме качества жизни, проблемы его повышения и отсутствия единых критериев для оценки и в настоящее время являются актуальными. Сложившаяся ситуация и обусловила выбор темы исследования.
В качестве объекта исследования выступает качество жизни населения в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования - управление качеством жизни населения в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Воронежской, Новгородской, Новосибирской, Калужской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Иркутской, Томской, Тюменской, Ростовской и Челябинской областях, Пермском, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, г. Москва и г. Санкт-Петербург.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления качеством жизни населения в исследуемых субъекта РФ на основе проведенного количественного и качественного анализа.
В рамках исследования будут решены следующие задачи, которые позволят достичь намеченной цели:
- рассмотреть сущностную характеристику качества жизни населения;
- изучить инструменты и методы управления качеством жизни населения;
- исследовать методики оценки качества жизни населения;
- провести количественную оценку качества жизни населения в выбранных регионах;
- качественно оценить определенные показатели качества жизни населения в исследуемых регионах;
- выявить особенности управления качеством жизни населения;
- изучить зарубежный опыт управления качеством жизни населения;
- разработать предложения и рекомендации по управлению качеством жизни населения.
Информационная база исследования. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.; Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г.; «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента от 31.12.2015 г.; Методика комплексной оценки качества жизни населения в регионах России, разработанная Советом по изучению производительных сил по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации
Используемые методы: количественный метод, статистический метод, метод аналогии, метод комплексной оценки, индексный метод, сравнительный метод и другие.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Введение содержит актуальность, цель, задачи объект и предмет исследования, а также использованные методы.
Первая глава включает в себя изучение теоретических аспектов категории качества жизни: характеристика, методы оценки, инструменты и методология управления качеством жизни.
Во второй главе даны количественная и качественная оценка качества жизни в исследуемых регионах, определены особенности управления качеством жизни.
Третья глава посвящена выявлению проблем в управлении качеством жизни населения и разработке рекомендаций на основе проведенного исследования.
В заключении подведены итоги работы.
В качестве исследуемых объектов выбраны регионы, которые были выделены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года как перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
Разработанность темы. Измерением уровня качества жизни населения ученые занимались еще в древнейшие времена. Одним из первых был Аристотель.
Особое распространение теории благосостояния получили в XIX -XX века. Изучением роли государства и рынка в процессе формирования благосостояния общества занимались А. Пигу, В. Паретто, А. Бергсон и другие. Составляющие качества жизни в разные периоды рассматривали
3. Диннер, Р. Истерлин, А. Сей, М. Нассбаум, А. Макинтайр, М. Сэндэл,
4. Тейлор, М. Уолтер и другие.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением качества жизни можно выделить работы Спиридонова, С.П., Сидоровой, И.М., Галкиной Ю. А., Дюзельбаевой Г.М., Калининой Г.В., Феоктистова, Д. В. и других.
Однако, несмотря на значительный интерес, проявляемый к теме качества жизни, проблемы его повышения и отсутствия единых критериев для оценки и в настоящее время являются актуальными. Сложившаяся ситуация и обусловила выбор темы исследования.
В качестве объекта исследования выступает качество жизни населения в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования - управление качеством жизни населения в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Воронежской, Новгородской, Новосибирской, Калужской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Иркутской, Томской, Тюменской, Ростовской и Челябинской областях, Пермском, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, г. Москва и г. Санкт-Петербург.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления качеством жизни населения в исследуемых субъекта РФ на основе проведенного количественного и качественного анализа.
В рамках исследования будут решены следующие задачи, которые позволят достичь намеченной цели:
- рассмотреть сущностную характеристику качества жизни населения;
- изучить инструменты и методы управления качеством жизни населения;
- исследовать методики оценки качества жизни населения;
- провести количественную оценку качества жизни населения в выбранных регионах;
- качественно оценить определенные показатели качества жизни населения в исследуемых регионах;
- выявить особенности управления качеством жизни населения;
- изучить зарубежный опыт управления качеством жизни населения;
- разработать предложения и рекомендации по управлению качеством жизни населения.
Информационная база исследования. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.; Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года; «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г.; «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента от 31.12.2015 г.; Методика комплексной оценки качества жизни населения в регионах России, разработанная Советом по изучению производительных сил по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации
Используемые методы: количественный метод, статистический метод, метод аналогии, метод комплексной оценки, индексный метод, сравнительный метод и другие.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Введение содержит актуальность, цель, задачи объект и предмет исследования, а также использованные методы.
Первая глава включает в себя изучение теоретических аспектов категории качества жизни: характеристика, методы оценки, инструменты и методология управления качеством жизни.
Во второй главе даны количественная и качественная оценка качества жизни в исследуемых регионах, определены особенности управления качеством жизни.
Третья глава посвящена выявлению проблем в управлении качеством жизни населения и разработке рекомендаций на основе проведенного исследования.
В заключении подведены итоги работы.
В ходе работы было рассмотрено понятие «качество жизни», исторические аспекты его исследования, а также изменение критериев, влияющих на его показатель в разные времена. Анализ различных зарубежных и отечественных подходов к определению понятия «качество жизни» разных времен выявил, что и в настоящее время не существует единственной верной формулировки исследуемой категории, она подвижна и меняется в зависимости от развития того или иного общества, его экономических и социальных идеалов. Набор компонентов качества жизни напрямую зависит от предпочтенного определения, соответственно, параметры, по которым оценивается уровень качества жизни населения, также зависит от социально-экономического, политического, культурного и духовного развития общества, его истории и периода времени, в котором проводится измерения и оценка.
Далее были описаны инструменты и методы с помощью которых осуществляется управление качеством жизни, описаны государственные органы, политика которых непосредственно влияет на показатели качества жизни. Можно прийти к выводу, что управление показателем качества жизни населения никак не закреплено государственно, каждый регион волен самостоятельно определять чем и как управлять, что ведет к невозможности унифицированной оценки качества жизни населения.
В третьем параграфе можно сделать вывод, что в данный момент не существует универсальной методики определения качества жизни населения, в разных исследованиях используются не только разные методы, но и разные наборы показателей, что затрудняет его унификацию.
Во второй главе проведен количественный и качественный анализ, предложены собственные критерии для оценки качества жизни, а также описаны особенности управления качеством жизни в Российской Федерации.
Проведя анализ количественных показателей рассматриваемых регионов РФ, можно сделать вывод, что на данный момент недостижимыми для большинства субъектов лидерами по качеству жизни населения являются два самых больших по численности населения города в стране, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Сейчас, эти субъекты являются магнитами для инвестиций и самого важного ресурса, человеческого, так как имеют наибольший миграционной поток, чем любой другой регион страны.
В результате проведенной качественной оценке по дополнительным показателям качества жизни лидером среди регионов стала Москва, которая показала высокие показатели по каждому из рассмотренных блоков, что говорит о том, что она является наиболее привлекательным регионом для людей с высоким уровнем человеческого капитала.
В третьем параграфе второй главы можно сделать вывод, что на данный момент управление такой категорией как качество жизни осуществляется не напрямую через программы воздействующие на комплекс показателей, а только на отдельные его составляющие.
Проанализировав зарубежный опыт управления качества жизни населения, можно увидеть, что в мире насчитывается множество различных методик по оценке и управлению качеством жизни. Каждая из предложенных методик уникальна в своем многообразии и возможна для использования в российской практике.
Во втором параграфе третьей главы нами были предложены рекомендации по решению самых важных проблем, которые на данный момент оказывают сильное влияние на качество жизни, особенное на его качественную характеристику. По нашему мнению, с помощью реализации данных рекомендаций, возможно будет достигнуть более высоких показателей качества жизни в регионах и уменьшению дифференциации между Москвой и Санкт-Петербургом по сравнению с остальными регионами РФ.
Таким образом, нами были выполнены все поставленные задачи и достигнута основная цель работа.
Далее были описаны инструменты и методы с помощью которых осуществляется управление качеством жизни, описаны государственные органы, политика которых непосредственно влияет на показатели качества жизни. Можно прийти к выводу, что управление показателем качества жизни населения никак не закреплено государственно, каждый регион волен самостоятельно определять чем и как управлять, что ведет к невозможности унифицированной оценки качества жизни населения.
В третьем параграфе можно сделать вывод, что в данный момент не существует универсальной методики определения качества жизни населения, в разных исследованиях используются не только разные методы, но и разные наборы показателей, что затрудняет его унификацию.
Во второй главе проведен количественный и качественный анализ, предложены собственные критерии для оценки качества жизни, а также описаны особенности управления качеством жизни в Российской Федерации.
Проведя анализ количественных показателей рассматриваемых регионов РФ, можно сделать вывод, что на данный момент недостижимыми для большинства субъектов лидерами по качеству жизни населения являются два самых больших по численности населения города в стране, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Сейчас, эти субъекты являются магнитами для инвестиций и самого важного ресурса, человеческого, так как имеют наибольший миграционной поток, чем любой другой регион страны.
В результате проведенной качественной оценке по дополнительным показателям качества жизни лидером среди регионов стала Москва, которая показала высокие показатели по каждому из рассмотренных блоков, что говорит о том, что она является наиболее привлекательным регионом для людей с высоким уровнем человеческого капитала.
В третьем параграфе второй главы можно сделать вывод, что на данный момент управление такой категорией как качество жизни осуществляется не напрямую через программы воздействующие на комплекс показателей, а только на отдельные его составляющие.
Проанализировав зарубежный опыт управления качества жизни населения, можно увидеть, что в мире насчитывается множество различных методик по оценке и управлению качеством жизни. Каждая из предложенных методик уникальна в своем многообразии и возможна для использования в российской практике.
Во втором параграфе третьей главы нами были предложены рекомендации по решению самых важных проблем, которые на данный момент оказывают сильное влияние на качество жизни, особенное на его качественную характеристику. По нашему мнению, с помощью реализации данных рекомендаций, возможно будет достигнуть более высоких показателей качества жизни в регионах и уменьшению дифференциации между Москвой и Санкт-Петербургом по сравнению с остальными регионами РФ.
Таким образом, нами были выполнены все поставленные задачи и достигнута основная цель работа.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством жизни в регионах России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ уровня жизни по регионам Российской Федерации за период с 2010 по 2020
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оценка мер государственной политики, направленных на повышение качества жизни населения
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



