Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи 5
1.2 Логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи 13
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования лексико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Описание процедуры и методики исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 32
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (далее – ОНР) – это отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Речь выполняет важную роль в психическом, и, соответственно, в умственном развитии учащихся начальной школы, позволяет ему более осознанно в познавательном плане воспринимать окружающий мир. Также речь играет значительную роль в развитии познавательных функций учащихся начальной школы, их способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение – это необходимое условие существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, и всегда способствует расширению кругозора учащегося начальной школы.
Нарушение у младших школьников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) в сформированности лексико-грамматической стороны речи может служить причиной возникновения проблем при общении. В наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от речевой коммуникации вовсе. Развитие речи – это условие результативной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Высокий уровень развития речи помогает реализовать существующий личностный потенциал, сформировать у ребенка систему ценностей и потребностей в коммуникации. Уровень развития навыков и средств общения устанавливает дальнейшую коммуникативную деятельность ребенка. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить формирования лексико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитие речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Определить основное содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности сформированности лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: лексико-грамматическая сторона речи младших школьников с общим недоразвитием будет характеризоваться множественными лексико-грамматическими нарушениями, бедностью, однообразием, отсутствием навыка объяснения лексического значения слов.
Объект исследования – лексико-грамматическая сторона речи у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования – формирование лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; обследование особенностей сформированности лексико-грамматической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи, методы количественного и качественного анализа результатов исследования (в процентном соотношении).
Методологическую основу исследования составили научные труды А.А. Алмазовой, А.И. Лаврентьевой, И.М. Ладоговой, О.С. Павловой, Н.А. Стародубовой, О.В. Трошина, А.Р. Ястребовой и др.
База исследования: МБОУ СОШ №132 г. Барнаула.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Актуальность темы исследования бесспорна в связи с тем, что лексико-грамматическая сторона речи оказывает влияние на уровень усвоения школьной программы младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
В ходе исследования установлено, что на протяжении раннего и дошкольного периодов активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи. Процессы словообразования начинают формироваться в дошкольном возрасте. К началу школьного обучения ребенок в норме, как правило, способен к самостоятельному образованию новых слов.
Формирования словаря у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, как правило, проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В словаре детей четвертого года жизни преобладают существительные, сравнительно мало глаголов и прилагательных, особенно обозначающих отвлеченные понятия. Наблюдается большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку; большое количество случайных ассоциаций, что свидетельствует о несформированности семантического поля у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование.
Качественный анализ результатов экспериментального исследования показал, что у младших школьников с моторной алалией отмечается нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и ошибки, повторы слов, грамматические ошибки, незаконченность смыслового выражения мысли, трудности в языковой реализации замысла, паузы, необходимость в стимулирующей помощи.
У младших школьников с моторной алалией выявлено недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, вербальные замены.
При проведении логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с моторной алалией необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в младшем школьном возрасте, особенности лексики у младших школьников с речевой патологией.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алмазова, А.А. Методические аспекты формирования связной речи у младших школьников в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст]/ А.А. Алмазова // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: МГУ, 2012. – 241 с.
2. Антипова, Ж.В. и др. Преодоление тяжелых нарушений речи у детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст]/ Ж.В. Антипова. – М: Секачев В.Ю., 2011. – 224 с
3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь младшим школьникам с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Н. Волковская. – М.: Книголюб, 2010. – 104 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие [Текст]/ В.К. Воробьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 471 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография [Текст] / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2013. – 452 с.
7. Грибанова, О.Е. Особенности активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с ОНР [Текст]/ О.Е. Грибанова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
8. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19
9. Гриншпун, В.М. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст]/ В.М. Гриншпун // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 81-84
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. Пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с.
11. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст]/ В.А. Калягин – М.: Академия, 2015. – 320 с.
12. Козырева, О.А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими ОНР [Текст]/ О.А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 46-55
13. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст]/ А.Н. Корнеев. – СПб: Речь, 2012. – 380 с.
14. Кудрявцева, Л.А. Нарушение речи у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
15. Кухоренко, Л.А. Речевое развитие младших школьников [Текст]/ Л.А. Кухоренко. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
16. Лаврентьева, А.И. Особенности лексики младших школьников с ОНР / А.И. Лаврентьева [Текст]// Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
17. Ладогова, И.М. Методы и приемы пополнения словаря младших школьников [Текст] / И.М. Ладогова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
18. Маркова, Н.Ш. Развитие монологической речи младших школьников на логопедических занятиях [Текст]/ Н.Ш. Маркова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 21-26.
19. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Инфра-М, 2013. – 521 с.
20. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи младших школьников с ОНР [Текст]/ Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
22. Ткаченко, Т.А. Особенности связной речи младших школьников с ОНР [Текст]/ Т.А. Ткаченко // Логопед. – 2012. – №3. – С. 56-58.
23. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие [Текст]/ О.В. Трошина, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
24. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
25. Федоренко, Л.П. Этапы формирования словаря младшего школьника с ОНР [Текст]/ Л.П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
26. Цейтлин, С.Н. Усвоение языка // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления [Текст]/ С.Н. Цейтлин. – М.: АСТ, 2010. – 526 с.
27. Шахнарович, А.М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи [Текст] / А.М. Шахнарович. – М.: Инфра-М, 2013. –741 с.
28. Шичанина, О.В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с младшими школьниками [Текст]/ О.В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
29. Ястребова, А.Р. Речь младших школьников с ОНР как объект работы логопеда [Текст]/ А.Р. Ястребова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 74-78
30. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения [Текст]/ Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 423 с.