Введение 3
Глава I. Особенности позиции Турции по курдскому вопросу на современном этапе 11
§ 1.1. Политика Партии Справедливости и Развития в курдском вопросе 11
§ 1.2. Современный Курдский национализм и РПК 17
Глава II. Взаимодействие Турецкой республики с Региональным правительством Курдистана в контексте ближневосточных вызовов. .. 25
§ 2.1. Взаимодействие Турецкого правительства с курдскими
диаспорами на Ближневосточном регионе 25
§ 2.2. Влияние курдского национализма на отношения Турции и Регионального правительства Курдистана 41
Глава III. Курдский фактор в современной политике Турции с Россией и странами Запада 46
§ 3.1. Политика Евросоюза в отношении Курдистана и курдского вопроса 46
§ 3.2. Политика США в курдском конфликте 53
§ 3.3. Политика России в отношении курдской проблемы 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 71
Постановка проблемы. Курдский вопрос в Турции является сложной и многогранной проблемой. Этот политическая задача о демократизации, основных правах и свободах, и признании культурных прав. Конфликт, порождающий насилие, терроризм и жестокость. Региональный кризис, подразумевающий миллионы курдских меньшинств, живущих в соседних странах. Для мирного урегулирования этой затяжной проблемы необходимо сразу рассмотреть политические, социальные и региональные аспекты.
Курдский вопрос возник в расцвете конституционных дебатов. Курдские граждане Турции требуют конституционного признания, предоставляя им право использовать курдский язык в образовательных и государственных учреждениях и обеспечивая определенную форму автономии. Призывы к независимому государству значительно ослабли. Согласно опросам, большинство турецких граждан не возражают против этих требований, если они не станут началом к процессу отделения.
Важно признать, что курдский вопрос больше, чем мятеж РПК. Курдский вопрос - это затяжная проблема, прослеженная до 1850-х годов, когда лидеры курдских племен восстали против попыток модернизации и централизации османского правительства. РПК, с другой стороны, является вооруженным сепаратистским движением, которое появилось в середине 80-х годов ХХ века и продолжает оставаться активным, опираясь на поддержку крупных сегментов курдских общин и различных международных спонсоров.
Во время освободительной войны в Турции в начале 1920-х годов турки и курды вместе сражались с противником. Руководителям курдских племен была обещана региональная автономия и признание со стороны зарождающегося республиканского правительства в Анкаре. Эти обещания не сохранились , а люди в курдском регионе восстали против правительства Анкары в 1925 году. Это восстание было насильственно подавлено, но не менее двадцати подобных восстаний произошли в течение следующих пятнадцати лет.
Молодое республиканское правительство разработало два варианта решения проблемы в ответ на курдские требования и мятеж. С одной стороны, Мустафа Кемаль Ататюрк, и его ближайший лейтенант Исмет Инёню приняли военные меры, такие как объявление военного положения в регионе, насильственное перемещение десятков тысяч курдских семей в западную Турцию и начало кампании по тюркизации в отношении курдских общин. Этот подход достиг пика во время правления военной хунты в 1960 году, когда правительство объявило политическую войну против «тех которые считают себя курдами». С другой стороны, премьер-министр, а затем и первый президент многопартийной эпохи, Джеляль Баяр, защищали гражданский подход с упором на более умеренные меры, такие как пересмотр негативной политики и удовлетворение потребностей граждан.
Эта двойственность в курдской политике Турции продолжается. Однако на протяжении большей части истории республики преобладал милитаристский подход. Это было результатом неоправданного влияния турецких военных на политические процессы. Турецкие военные определяли эту проблему как вопрос национальной безопасности и соответствующим образом рассматривали его, в то время как гражданские правительства спокойно уступали. Поскольку РПК активизировала свою деятельность в 1990-х годах, вооруженным силам было предоставлено огромное количество энергии и ресурсов для борьбы с восстанием. Это, в свою очередь, ослабило руку избранных правительств, а также перспективы турецкой демократии.
ПСР, пришедшая к власти в 2002 году после пяти лет неоспоримого военного влияния, серьезно отнеслась к этой проблеме и сняла чрезвычайное положение, введенное в отношении региона с первых дней существования республики. Она также ввела курдские телепередачи и сняла запрет на использование курдских имен для этих мест. Администрация ПСР также
внедрила беспрецедентную кампанию примирения в 2009 году, в рамках которой была включена программа по интеграции боевиков РПК в общество.
К сожалению, кампания не удалась ,так как стороны конфликта, похоже , не готовы к миру. Военный истеблишмент и турецкие националисты не могли согласиться с возможностью амнистии для боевиков РПК, в то время как РПК не была готова отказаться от борьбы, не будучи признанной триумфальными борцами за свободу. Этот процесс был внезапно сорван в августе 2007 года после нападения РПК на удаленный военный пост, в результате которого семь турецких солдат погибли.
Турция была впервые представила РПК в 1984 году, когда организация начала свою первую атаку на турецкие силы безопасности. Организация была основана Абдуллой Оджаланом в 1978 году с целью создания независимого курдского государства на востоке Турции. В годы между его основанием и первой атакой Оджалан и его сторонники были заняты определением своей стратегии, вербовки боевиков и ликвидацией соперничающих курдских групп. Тем временем турецкие военные организовали переворот в 1980 году и установили военное положение, в ходе которого они арестовывали и преследовали тысячи людей, включая многих курдов. Согласно многочисленным личным счетам, мемуарам, и пресс-сообщения, жестокость, развязанная в тюрьме Диярбакыр в это время, дала большой толчок для привлечения усилий РПК.
РПК остается радикальной боевой организацией, которая не воздерживается от применения насилия против не только турецких сил безопасности, государственных чиновников и гражданских лиц, но также курдских гражданских лиц, любого, кто не согласен с их политикой. Кроме того, Абдулла Оджалан уничтожал всех возможных претендентов на власть. Организация часто прибегает к насильственному набору несовершеннолетних детей из курдских деревень в юго-восточной Турции, а также вымогательству курдских бизнесменов в Турции и Европе.
РПК является единственным представителем курдов в Турции. ПМД представляющая курдский интерес к Турции, утверждает, что она независима; но общеизвестно, что их кандидаты на политические должности подтверждены руководством РПК . В этом отношении для курдских граждан невероятно сложно выразить свою политическую волю независимо от РПК. Тем не менее, несмотря на распространенность РПК, не все курды, по- видимому, принимают свои устремления: на последних пяти выборах более половины всех имеющих право голоса курдов были отданы в пользу сторон, отличных от ПМД, в основном ПСР.
После захвата Абдуллы Оджалана в 1999 году руководство РПК открыто объявило, что они отказались от цели независимости и вместо этого сосредоточились на концепции автономии в федеральной среде. В 2007 году Абдулла Оджалан , находясь в тюрьме в Турции, удается отправлять сообщения своим товарищам через своих адвокатов, и объявляет новую организацию под названием “Ассоциация обществ Курдистана”. АОК была создана, чтобы политически представлять курдов не только в Турции, но и в соседних странах Сирии, Ирака и Ирана. Предполагается, что это будет политическая структура, которая будет действовать в границах этих государств. Организация была немедленно объявлена незаконной правительством Турции . С 14 июля 2011 года представители АОК объявили «демократическую автономию» в Турции. В тот же день боевики РПК атаковали взвод и убили 13 турецких солдат в Сильване ,Диярбакыр.
В последнее время конфликт следует определенной схеме. Это начинается с возникновения примирительного настроя в обществе. Когда большинство начинает верить в мирное урегулирование конфликта, наступает неожиданная, но крупная атака РПК, которая оставляет многих турецких солдат мертвыми. Турецкие силы безопасности начинают кампанию возмездия. Через некоторое время всем сторонам предлагается рассмотреть вопрос о прекращении огня и призывает к возобновлению мирных переговоров. Впоследствии общество успокаивается. Затем следует крупная атака PHK, а ответные меры заменяют место переговоров. Такая ситуация повторяется снова и снова.
Нерешенность этого конфликта заключается в том, что в любой не стабильный момент на данном регионе,не говоря уже о Турецкой Республике, может спровоцировать военную активизацию курдского народа в борьбе за независимость. Этому примером является «Арабская весна», когда многие государства арабских стран были охвачены бунтами и мятежами, и многие правящие партии на тот момент времени были уничтожены, это способствовало возникновению стычек между курдами и военными государственными силами что доказывает нерешенность проблемы.
Проблема исследования состоит в неосуществимости получения суверенитета и собственной государственности курдским народом на современном этапе исторического развития.
Данная тема является актуальной для изучения, так как проверенные в данной работе свидетельства позволяют понять в каком положении находится на данный момент курдский конфликт в Турции. Работа поможет проанализировать как сложатся дальнейшие отношения Турции с курдским народом.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
1) Источники официального происхождения - ряд официальных документов, таких, как Конституция Турецкой Республики , программы Партии Рабочих Курдистана и Партии Справедливости и Развития , которые помогли сформулировать определение деятельности правительства Турции и РПК и курдского народа. Также за основу были взяты Конвенция о защите прав человека и основных свобод , Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств , Концепция внешней политики Российской Федерации ,которые отражают видение стран на происходящие
международные процессы;
2) Источники личного происхождениями выступления видных политических деятелей которые связаны с данной проблемой;
3) Материалы турецких газет, таких как «Миллиет», «Хюрриет», «Джумхуриет», «Заман», «Озгюр политика» представляют значительный интерес для данного исследования.
Немаловажно также отметить степень изученности данной темы. Проблематика курдского вопроса освещена как российскими, так и зарубежными учеными и востоковедами. Среди российских ученых видный вклад в развитие данного вопроса внесли: М.С.Лазарев ,О.И.Жигалина ,М.А.Гастарян ,Н.З.Мосаки ,К.В.Вертяев , В.Никитин и других. Однако существует масса других ученых, научные труды которых представляют собой достоверные источники и базис для рассмотрения развития курдского конфликта на Турции. Среди них можно представить коллективные труды и работы отдельных авторов, которые помогают лучше осознать основные тенденции и проблематику развития Турции:
Целью является анализ политики Турецкой республики по отношению к курдскому народу на современном этапе. Кроме того ,в фокус исследования входит рассмотрение роли ведущих западных государств в данной проблеме.
Задачи данной работы:
1. Раскрыть истоки курдской проблемы и эволюции курдского национализма.
2. Определить нынешнее положение курдов в Турции с политикоправовой точки зрения.
3. Проанализировать и выявить точки зрения курдского народа и конфликтующих сил по заданной проблематике.
4. Рассмотреть политику ведущих мировых держав и организаций в отношении курдского конфликта.
5. Выявить сторонников и противников идеи образования суверенного Курдистана.
6. Обосновать необходимость решения курдского конфликта для стабилизации безопасности в регионе.
Хронологические рамки исследования обуславливают период с 2003 по 2017 гг. включительно. Выбор данного временного промежутка обусловлен целью и задачами исследовательской работы, а также временем ее написания.
Объект исследования - курдский конфликт в Турции с 2003 по 2017 гг., а также нынешнее положение международных сил, втянутых в конфликт.
Предмет исследования заключается в борьбе курдского народа за независимость; их действия для достижения этих целей; политика Турции; достигнутые на сегодняшний день результаты; а также роль внешних сил в попытке разрешения конфликта в политической системе Турции и в мировой политике в целом.
Научно-практическая значимость состоит в том, что данное исследование позволяет всесторонне рассмотреть и понять причины и следствия данного конфликта, поможет раскрыть нерешённые аспекты и проблемы путём проанализированных мнений враждующих сторон, а также объективно раскрыть действия сторонников и противников образования суверенного курдского государства. Не мало важным вкладом в развитие данной проблемы может служить оценка нынешней ситуации курдского конфликта и описание ожидаемых действий курдского национальноосвободительного движения и рассматриваемых государств, представленные в данном исследовании.
Нерешенность курдского конфликта, а также его постепенное нарастание значительно усугубляет положение, исходя из этого требуется принятие политических решений.
Структура исследования включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех частей и 6 параграфов ,заключения,списка использованных источников и литературы и приложения.
Чтобы решить широко распространенный курдский конфликт, Турции лучше было бы обратиться к жалобам курдов, следуя региональным примерам в Сирии, Ираке и Иране, но это не обязательно лучший способ. В этих странах, подавляющее большинство курдов живут в границах своей исконной родине. В Турции половина курдов мигрировали из своей родины на юго-восток страны, а Стамбул - самый густонаселенный курдский город в мире.
Нет никаких сомнений в том, что Турция не может стать ближе к иракским и сирийским курдам, не заключив постоянного мира со своей курдской общиной. Учитывая политическую динамику Турции, территориальная курдская автономия в этой стране выглядит маловероятной. Одна из причин заключается в том, что большинство турецкого населения будет возражать против этого действия. Что еще более важно, потенциальный автономный Курдский регион внутри страны должен был бы исключить почти половину курдов страны, которые живут в Западной Турции. Географически распределение курдов в Турции сильно отличается от распределения в Ираке, Сирии и Иране, где концентрации населения в территориальной родине курдов делают территориально основанную автономию возможным результатом.
Таким образом, решение курдской проблемы в Турции - это не узкая политическая автономия, а широкие свободы для всех граждан. Турция должна предоставить своим гражданам самые широкие индивидуальные свободы, которые можно себе представить, если они хотят удовлетворить своих курдских граждан в отношении их прав, в том числе курдов в западной Турции. Предписание индивидуальных прав также является наиболее подходящим с учетом исторического опыта Турции, когда формы репрессий, которым подвергались курды, были обусловлены различными историческими обстоятельствами. Более того, курдское население не только рассеивается географически в Турции, но также быстро интегрируется. Соответственно, рассмотрение курдских требований в Турции означает предоставление всеобъемлющих культурных прав всем гражданам страны, курдам или нет, независимо от их местонахождения. Реформы будут включать доступ к образованию и общественным услугам не только на курдском, но и на других языках меньшинств.
Рамки, основанные на укреплении индивидуальных прав, почти наверняка будут охвачены курдами и турками. В краткосрочной перспективе правительство может предпринять ряд конкретных и осуществимых шагов. Во-первых, устранение юридических неопределенностей, которые окружают использование имен коренных народов для деревень и ориентиров, было бы приветственным символическим жестом для курдских и других языковых меньшинств. Многие здания, города и улицы с армянскими, грузинскими, сирийскими, курдскими или греческими именами были переименованы «турецкими» именами в течение 20-го века. Отмена этого вынужденного переименования послужит признанием языкового и этнического разнообразия Турции.
Другой целью должно быть изменение судебной культуры, пусть даже постепенное. Турецкое Уголовное право содержит много расплывчатых формулировок, что во многом объясняется толкованием технических и юридических терминов судьями, рассматривающими дело. Даже если уголовные законы могут показаться вполне разумными, если их толковать осмотрительно, некоторые турецкие судьи заслужили печальную репутацию за нелиберальное толкование закона. Этот фактор стоит за многими жесткими решениями в отношении прокурдских политических активистов и журналистов в Турции. Например, полиция арестовала тысячи курдских националистов в 2011 году, которые были связаны с Союзом общин Курдистана и с РПК. Власти утверждали, что члены Союза общин Курдистана работали в интересах РПК. Однако, многие фигуранты представляли законное гражданское Курдское политическое движение, которые отказываются открыто денонсировать РПК.
История конфликта Турция и РПК полна внесудебных убийств или преступлений, совершенных неизвестными преступниками. Признание ошибок прошлого и привлечение виновных к ответственности поможет облегчить недовольство курдов.
Эти реформы должны также сопровождаться административной, не только политической автономией. Турция - большая страна, нуждающаяся в децентрализации. Многие националистические курды хотят самоуправления на юго-востоке. Но подавляющее большинство турок выступает против прямой федерализации. В этой связи Турция может рассмотреть административные реформы Испании начиная с 1980-х годов в качестве модели. В асимметричной политической системе Испании такие районы, как Баскский регион, имеют более высокую административную автономию, чем другие, хотя все районы остаются под контролем центрального правительства. Предоставив баскам местную политическую власть, Испания в конечном итоге договорилась о статусе автономной области, который распустил силового крыло баскского движения.
Турция может следовать аналогичному пути децентрализации, позволяя более прочную административную автономию в курдских провинциях и других отдаленных районах при сохранении конституционного единства. Предоставляя курдам широкие индивидуальные свободы и большую административную автономию, Анкара может завоевать доверие курдов, одновременно удовлетворяя потребности население страны.
Турции будет трудно сохранить рычаги влияния на сирийских и иракских курдов, пока не решит внутреннюю проблему с курдским населением, проживающим на ее территории. Поскольку Анкара борется за влияние в Сирии и Ираке, а также за стабильность на границах с этими странами, она должна заключить мир со своей курдской общиной. Курдские националисты и некоторые другие считают, что это важный момент в истории курдов.
Но все это зависит от политической повестки Эрдогана. Если турецкий лидер продолжит борьбу с РПК за сохранение своего сильного имиджа, Анкара может пропустить пресловутый курдский поезд не только в Сирии, но и внутри страны,что мы сейчас в данный момент наблюдаем. Риск для Турции заключается в том, что она будет рефлекторно реагировать на события в Сирии, где Партия демократического единства поддерживается как Россией, так и США и может вызвать необдуманные действия Турции. Соответственно, РПК может начать тотальную войну, распространяя насилие на города Западной Турции. Это поставило бы Турцию под угрозу длительного и устойчивого повстанческого движения под руководством РПК на юговостоке, поддерживаемого США и Россией и связанного с РПК образования Рожава в Сирии через границу, а также террора и хаоса в крупных городах страны. Турция может пережить эти потрясения, но только с огромными гуманитарными и материальными издержками, а также с ущербом для истории прав человека и даже союза с Соединенными Штатами. Это курдская проблема Турции имеет два пути : если Анкара ведет правильную политику,то она обеспечить долгосрочные хорошие отношения с курдами,но если Эрдоган примет решение о войне как с РПК, так и с Партией демократического единства, то Турция, к сожалению, может оказаться в очень сложной внутриполитической ситуации.
Необходимость кардинальных реформ в курдском вопросе и их отсутствие приводят к поляризации общества по этническому признаку. Сильные националистические настроения, десятилетиями культивировавшиеся в стране, делают дальнейшую либерализацию в курдском вопросе заведомо непопулярной в глазах турецкого общества, что серьезно ограничивает правительство в возможностях маневрирования. В подобной ситуации для решения вопроса потребуется политическая воля руководства страны, которое находится между двух противоборствующих лагерей и не решаются открыто принять сторону одного из них. Несмотря на
отдельные шаги, предпринятые турецким руководством в этом направлении, коренного перелома на данный момент добиться так и не удалось: правящие круги ограничиваются полумерами, опасаясь, что требования курдов могут зайти слишком далеко. Курды же, в свою очередь, не готовы смириться с тем, что их основополагающие права будут ограничены лишь сферой бытового общения.
Все это позволяет говорить о том, что предоставление курдскому меньшинству прав и свобод - дело отнюдь не ближайшего будущего.
1. Абдулла Оджалан: «Процесс моего похищения и беззаконие» URL: http://kurdinfo.ru/abdulla-odzhalan-process-moego-poxishheniya-i-bezzakonie/ (дата обращения: 22.03.2015).
2. Версальский мирный договор от 28 июня 1919 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://m.ppt.ru/newstext.phtml?id=20302 (дата обращения:
08.03.2017) .
3. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III)
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr■shtml(дата обращения: 23.02.2017).
4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
религиозным и языковым меньшинствам, принятая резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/minority rights■shtm(дат а обращения: 02.04.2017).
5. Интервью Президента Турции Т. Озала журналисту Я. Боровому // О них говорят: политические портреты зарубежных деятелей. М., 1991. С. 302 - 305.
6. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.-
2010. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html (дата обращения: 15.02.2017).
7. Конституция Турецкой Республики 1982 г. // Справочник. М.: Наука. 1990. С. 294 - 369.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации.2016. URL:«http://www.mid.ru/foreign policy/news//asset publisher/cKNonkJE02Bw/c ontent/id/2542248 (дата обращения 1.12.2016).
9. Лозанский мирный договор от 24 июля 1923 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doc20vek.ru/node/3916 (дата обращения: 08.03.2017).
10. Оджалан А. Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК. М.: Axina Welat, 1998. — 376 с.
11. Оджалан А. Проблема личности в Курдистане: Особенности
революционного борца и партийная жизнь. Ереван: Паруйр Севак, 1994. — 267 с.
12. Программа Партии Рабочих Курдистана // Специальный бюллетень Института востоковедения РАН. М.: 1988. № 3. С. 37 - 39.
13. Севрский мирный договор от 10 августа 1920 г. [Электронный ресурс] // 25.03.2014. Режим доступа: http://doc20vek■ru/node/3429(дата обращения:
08.03.2017) .
14. Указ президента РФ от 12.03.1996 г. №375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» (Источник публикации: «Российская газета», 16.03.1996, №51; «Собрание законодательства РФ», 18.03.1996, ст. 1061)
15. 5237 sayili “Turk Ceza Kanunu”// Turkiye Buyuk Millet Meclisi Resmi internet Sitesi. 2010.URL: https://www.tbmm.gov.tr/kanunlar/k5237.html (дата обращения: 12.02.215).
16. Adalet ve Kalkinma Partisi Program. Ankara, 2003.URL:
http: //www. akparti. org.tr/site/akparti/parti-programL(дата обращения :17.03.2015).
17. Adalet ve Kalkinma Partisi Program. Ankara, 2008.URL:
http://www.akparti.org.tr/site/akparti/parti-program (дата обращения:
17.03.2015) .
18. Amnesty International Report 2003. URL:
http://insanhaklarimerkezi.bilgi.edu.tr/source/turkce/4.2.5.1/Amnesty%202003Tur key.pdf (дата обращения: 19.04.2015).
19. Bozbeyli F. Parti Programlan (birinci cilt). Istanbul, 1970. — 460 S.
20. Cumhuriyet Halk Partisi Program: yeni hedefler, yeni Turkiye. Ankara, 1993.
URL: http://www.chp.org.tr/Assets/dosya/chp-program-2015-01-12.pdf (дата
обращения: 17.03.2015).
21. European Convention of Human rights. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_ENG.pdf (дата обращения:
21.02.2015) .
22. Framework Convention for the Protection of National Minorities and Explana-tory Report. Strasbourg, 1995. - 9 P.
23. Issues rising from Turkey's membership perspective // Commission of the European communities. Commission staff working document. Brussels.2004. - 53P.
24. Kevin Matthees and Gunter Seufert .A Paradigm Shift in Turkey’s Kurdish Policy and a New Strategy of the PKK.-2013.URL: https://www.swp- berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2013C13_matthees_srt.pdf (дата обращения 20.11.2016)
25. Milliyet. 07.09.1991. S. 2 - 3; Milliyet. 25.03.1996. S. 1 - 2; Milliyet. 26.03.1996. S. 1 - 3; S. 2 - 3; Cumhuriyet. 06.03.1979. S. 4; Hurriyet. 06.05.1993.
S. 2 - 3; Cumhuriyet. 07.03.1979. S 3 - 5; Cumhuriyet. 25.06.1998. S. 2 - 4; Kirca
A. Guneydogunun fiki§ yolu // Sabah. 1997. № 83. S. 19 - 28; Ozgur Politika.
05.01.1999. S. 3- 4; Ozgur Politika.14.09.1998. S. 2.
26. Recep Tayyip Erdogan’s Interview in Kurdish issues.2017. URL: http://newsvideo.su/video/7596635 (дата обращения: 14.03.2017)
27. Recep Tayyip Erdogan’s speech in UN.2017. URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/readout/2015-11 -14/readout-secretary- general’s-meeting-h-e-mr-recep-tayyip-erdogan. (дата обращения 19.09.2017)
28. Regular report from the Commission on Turkey's progress toward accession,
1998. URL:http://ec.europa.eu/enlargement/archives/pdf/key_documents/1998/t urkey_en.pdf (дата обращения: 19.02.2015).
29. Regular report on Turkey’s progress towards accession, 2004. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/archives/pdf/key_documents/2004/rr_tr_2004_ en.pdf (дата обращения: 19.04.2015).
30. Report of the Socialist party of Kurdistan on the relationship between the EU and Turkey and the EU accession of Turkey. 2002. URL: http://www.kurdistan.nu/english/socialist_parti_report.htm (дата обращения:
05.04.2015) .
31. Turkey 2010 Progress Report. Brussels: European Commission, 09.10.2010. - 104 P.
32. Turk Vatanda§lannin Gunluk Ya§amlarinda Geleneksel Olarak Kullandiklari
Farkli Dil ve Lehfelerde Yapilacak Radyo ve Televizyon Yayinlari Hakkinda Yonetmelik. 25.01.2004. T.C. Resmi Gazete. URL: Turkiye
Cumhuriyet Anayasasi (degi§ik 7/5/2009). URL:
http://www.anayasa.gen.tr/1982ay.htm (дата обращения: 15.03.2015).
33. Turkiye i§?i Partisi Programi. URL: http://sodepgazete.com/?p=795 (дата обращения: 14.04.2015).
34. Turkiye Sosyalist i§?i Partisi Program. URL:
http://www.tsip1974.eom/yeni_sayfa_1.htm#.VXMOZM_tmko (дата обращения
12.09.2014) .
35. Turkiye’de Kurdistan Demokrat Partisi’nin Program. URL:
http: //www.drsivan.info/uploads/belgeler/max/t-kdp-program-ve-tuzuk.pdf (дата обращения: 17.03.2015).
36. Statement by Senator Edward M. Kennedy on Kurdish Human Rights.
Congressional Human Rights Foundation.URL:
http://lobby.la.psu.edu/001 Managed Care Reform/Congressional Statements/Se nate/Senator Kennedy/Kennedy Statement of Senator Edward M Kennedy on
The Patients Bill of Rights Conference.htm (дата обращения 9 марта 2010)
37. Turkey warns Syrian Kurds to withdraw east of Euphrates // 25.08.2016
URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-37184848 (дата обращения 07.04.2017)
II. Литература:
38. Авдои Т.С. Курдский вопрос и геополитическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке сегодня (Политико-правовая составляющая). / Т.С. Авдои // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. -
2008. - № 2. - С. 272-279.
39. Ахмедов В.М. Сирийско-турецкое противостояние и курдский вопрос // Ближний Восток и современность. №7, М., 1999. -327 с.
40. Барзани, Масуд. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение, 1931—1961 гг. / перевод с курдского А. Ш. Хаурами; под ред. М. С. Лазарева и Е. И. Васильевой. СПб: «Наука», 1995. -373 с.
41. Барзани X. Курдские политические партии общественные организации в борьбе за разрешение курдской проблемы. 1971. URL: http://нэб■рф/catalog/000199 000009 007267887/ (дата обращения 25.04.2008)
42. Бархударьянц А. Курдский вопрос во внешней политики России и стран
Запада в контексте противостояния «Исламскому государству» / А. Бархударьянц // Вестник Московского университета. Серия 25:
Международные отношения и мировая политика. - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 97119.
43. Бердников А.Е. Этнополитический субрегиональный конфликт в трансформирующейся международной системе: взаимосвязи: автореф. дис. на соискание научной степени канд. полит. наук / А.Е. Бердников - Москва, 2011. - 37 с.
44. Будаев В. Г. РПК в начале XXI века // Курдистан рапорт. № 6 2000.- 7. - 52 с.
45. Бурхан А. Иракский Курдистан сегодня. Курдский фактор в
региональной геополитике. М.: Институт мировой экономики и
международных отношений РАН, 2015. - 3 с.
46. Вертяев К.В. Курдский вопрос в политике Турции (конец ХХ - начало XXI вв.), М.:ИНГН, 2007. -242 с.
47. Вертяев К.В. Курдский вопрос в Турции в свете текущей ситуации на Ближнем и Среднем востоке / К.В. Вертяев // Ближний Восток и современность. Выпуск 40. - М.: ИБВ, 2009. - С.26-35.
48. Вертяев К.В. Курдский вопрос и интересы Турции в Ираке / К.В. Вертяев / Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. // М.,ИБВ ,2008. - С.205-219.
49. Гасратян М.А. Турция и события в Южном Курдистане // Южный Курдистан сегодня. М.: Наука, 1997. - 61 с.
50. Дружиловский С.Б. Влияние иракского кризиса на урегулирование курдской проблемы в Турецкой Республикой / С.Б. Дружиловский // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века.: сборник статей / Ин-т востоковедения РАН.-М.,ИБВ,2006-С. 141-152.
51. Демиденко С. В. Появится ли на Ближнем Востоке курдское государство // Вестник аналитики. 2007. № 28 (2). С. 71- 81.
52. Жигалина О.И. Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. М.: ИБВ, 2006. - 342 с.
53. Жигалина О.И. Проблема курдской независимости в период политического кризиса в Ираке (начало 2006 г.) /Сборник «Ближний Восток и современность». Вып. 30. М.: ИБВ, 2007, 352 с.
54. Загорнова Е.В. Этапы становления и взаимоотношения наиболее влиятельных курдских партий // Ближний восток и современность. №26, М.: Nota Bene, 2005. - 314 с.
55. Зимин Д. Курдский вопрос в новое геополитической ситуации// Азия и Африка сегодня. № 6, 2005. - 76 с.
56. Зубкова А. И. Курдский вопрос и политическая стабильность в Турецкой Республике // Политическая стабильность: методология сравнительных исследований, анализ региональных проблемных зон. М.: РУДН, 2012. С. 98125.
57. Иванов С.М. Иракский Курдистан на современном этапе (1991-2011 гг.). М.:ИБВ, 2011. - 86 с.
58. Иванов С.М. Курдская проблема в Сирии // Курды Западной Азии в ХХ - начале XXI вв. Проблема самоопределения. М.: ИВ РАН, 2007. - 163 с.
59. Исламов И.Р. Рабочая партия Курдистана / И.Р Исламов // Информационно-аналитическая справка. М.:ИБВ,2007.
60. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г., в 2-х кн., кн. 2. М.: «Международные отношения», 2000, 464 с.
61. Каримов Ф.Э. Этапы формирования этнического состава народов ближневосточного региона. / Ф.Э. Каримов // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXV международной научнопрактической конференции. - М.: ИН РАН, 2015. - С. 206-216.
62. Кудряшова Ю. С. Турция и ЕС. История, проблемы и перспективы взаимодействия. Институт Ближнего Востока. М.:ДРОФА, 2010. - 364 с.
63. Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. -128 с.
64. Лазарев М.С. Южный Курдистан в истории и политике. Южный Курдистан сегодня. М.: Институт востоковедения РАН,1997. - С. 84-93.
65. Лазарев М.С. История Курдистана / М.С.Лазарев, Ш.Х.Мгои,
Е.И.Васильева. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. -519 с.
66. Лазарев М.С. «Внутрикурдские конфликты: происхождение и развитие» /Сборник статей «Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века». М.: ИБВ, 2006, -342 с.
67. Лазарев М.С. Курдский вопрос в новой геополитической ситуации // М.С. Лазарев, О.И. Жигалина // Восток№ 3. 2004. - 13 с.
68. Мазур О.А. Курдский вопрос в политическом конфликте в Сирии (после 2011 года): дис. на соискание уч. степени канд. полит. наук / О.И. Мазур. - М.:ИБВ, 2016. -204 с.
69. Мелкумян Е.С. Регион залива:конфликты, компромиссы сотрудничество. (Совместно с ИВ РАН). М.: Институт Ближнего Востока.2008. -284 с.
70. Манукян Т. Курдский фактор в турецко-сирийских отношениях и инструментализация Рабочей партии Курдистана // Состояние и тенденции развития ситуации на Ближнем Востоке. М.:ИБВ, 2013. - 87 с.
71. Мосаки Н.З. Курдистан и курдский вопрос в политике Запада и России (90-е годы ХХ века - начало XXI века). М.: Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2011. -346 с.
72. Мосаки Н.З. Курдистан в военно-стратегическом аспекте // Ближний Восток и современность. Сб. статей (вып. 12). М.:ИБВ, 2001. - 338 с.
73. Мосаки Н.З. «Южный (Иракский) Курдистан как важнейший фактор стабилизации Ирака» /Сборник статей «Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века». М.: ИБВ, 2006, -342 с.
74. Мосаки Н.З. Итоги парламентских выборов в Турции в турецком
Курдистане // 14.06.2011. Институт Ближнего Востока .- URL:
http://www.iimes.ru/?p=12803
75. Мосаки Н.З. Политика США в отношении курдов / Н.З. Мосаки // Курдистан и курдский вопрос в политике Запада и России(90-е годы ХХ века- начало XXI века) / Н.З.Мосаки .- URL: http://www.iimes.ru/?p=10734
76. Никитин В. Курды. М.: Прогресс, 1964. - 432 с.
77. Набиев Ю.Ш. «Перспективы курдской государственности» / Сборник статей «Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века» М., ИБВ, 2006, -342 с.
78. Набиева А.Р. Курдская проблем в свете интеграции Турции в ЕС // Современная Турция: проблемы и решения. Сборник статей. М.: ИВ РАН, 2006. - С. 3-41.
79. Оджалан А. Курдская действительность с XIX века по настоящее время и движение ПРК, М., 1988. -376с.
80. Оджалан А. Проблема личности в Курдистане: Особенности
революционного борца и партийная жизнь. Ереван: Паруйр Севак, 1994. — 267 с.
81. Политика России отражает недружественное видение ситуации. Президент Ирака. -2005. URL: https://www.kommersant.ru/doc/607703 (дата обращения: 16.04.2017).
82. Рашад Сабри Рашид. Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане. М.: СПб, 2004. -184 с.
83. Смирнов A.B. «Международно-правовые вопросы осуществления экономических санкций Совета Безопасности ООН в отношении Ирака» /Сборник «Ближний Восток и современность». Выпуск № 10.М.: ИИИиБВ, 2001, -362 с.
84. Старченков Г.И. Политический прорыв иракских курдов // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI в. М.: ИБВ, 2006. -342 с.
85. Степанова Н.В. Южный Курдистан и развитие политического процесса в Ираке // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI в. М., 2011. - 64 с.
86. Степанова Н.В. Курдский автономный район и проблема стабильности.М.: Институт востоковедения РАН, 2006. -18 с.
87. Трофимов А. А. Курдская проблема и региональные отношения // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск семнадцатый). М.: ИВ РАН, 2003. C. 64 - 69.
88. Хасиб М.М. Политическое измерение курдского вопроса в современном мире. / Хасиб // Философия права. - 2010. - № 1. - С. 116-119.
89. Хошави Б. Курдистан: перспективы курдской государственности //. Федорова И.Е. США и иракские курды // Курдский вопрос на рубеже тысячелетий. М.:ИБВ - 18 с.