Практико-ориентированный подход в обучении математике старшеклассников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Практико-ориентированный подход в обучении математике: теоретические положения 6
1.1. Понятие практико-ориентированного подхода и актуальность его
применения на уроках математики 6
1.2. Практико-ориентированная задача: особенности, уровни сложности,
классификация и требования, предъявляемые к ней 9
1.3. Пути использования на уроках задач, обеспечивающих практикоориентированное обучение математике в школе 17
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА 2. Методика использования практико-ориентированных задач на уроках математики 24
2.1. Анализ учебников алгебры и геометрии на наличие_практико-
ориентированных задач 24
2.2. Разработка элективного курса по математике для учащихся 10-х классов 27
2.3. Цель, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 34
Вывод по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Библиографический список 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Практико-ориентированный подход в обучении математике: теоретические положения 6
1.1. Понятие практико-ориентированного подхода и актуальность его
применения на уроках математики 6
1.2. Практико-ориентированная задача: особенности, уровни сложности,
классификация и требования, предъявляемые к ней 9
1.3. Пути использования на уроках задач, обеспечивающих практикоориентированное обучение математике в школе 17
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА 2. Методика использования практико-ориентированных задач на уроках математики 24
2.1. Анализ учебников алгебры и геометрии на наличие_практико-
ориентированных задач 24
2.2. Разработка элективного курса по математике для учащихся 10-х классов 27
2.3. Цель, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 34
Вывод по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Библиографический список 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одним из показателей качества образования является наличие у школьника знаний и опыта, которые помогут ему найти правильное решение в различных жизненных ситуациях, выработать верную стратегию по достижению успеха и будут способствовать развитию и самореализации его личности. По этой причине огромное значение в процессе обучения приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки.
Математика имеет большое значение в жизни человека, она присутствует во всех ее областях. Казалось бы, с математикой ежедневно сталкиваются лишь люди технических специальностей и вузов, бухгалтера, экономисты и ученые. Однако без математических расчетов невозможно построить дом, сшить костюм, рассчитать необходимое количество ежедневного потребления калорий, белков, жиров и углеводов для нормализации веса, грамотно прочитать кардиограмму или провести социальный опрос. Математика, словно невидимая нить, связывает человека и мир вокруг него, она лежит в основе всех современных технологий, научных исследований и является базой научнотехнического прогресса. С помощью математических методов описываются и изучаются реальные процессы и явления.
В системе основного общего образования математика имеет важное значение, ведь благодаря универсальности математических методов приобретается возможным установить и показать связь теории с практикой в различных областях жизнедеятельности. В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.
Проблема воспитания в школьниках убежденности в том, что получаемые ими знания современны, важны и необходимы, всегда была актуальна. Многие отечественные педагоги и методисты занимались ее рассмотрением и
исследованием. В их числе, например, известные российские педагоги, А.Г. Мордкович, Ю.М. Колягин и др.
Практико-ориентированный подход осуществляется, главным образом, с помощью специально разработанной системы практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные задачи - это задачи из различных сфер жизни, которые решаются с помощью математических методов, и направлены, в том числе, на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Объект исследования - практико-ориентированный подход в обучении математике в старших классах.
Предмет исследования - особенности применения практикоориентированных заданий при обучении старшеклассников математике.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности практико-ориентированного подхода в обучении и разработка уроков математики с использованием практико-ориентированных задач.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы раскрыть сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике.
2. Рассмотреть сущность и классификации практикоориентированных задач в обучении математике в старших классах.
3. Разработать и апробировать на элективном курсе занятия с использованием практико-ориентированных задач по теме «Производная».
Теоретическую основу работы составили труды А. Г. Мордковича, М.В. Егуповой, Н.А.Терешина, И.М. Шапиро, Л.Э. Хаймина, Ю.М. Колягина и др.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Гимназия№ 75» Московского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики 10х классов (2 класса).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями математики в процессе обучения и студентами педагогического отделения, обучающиеся по профилю «Математика».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе раскрывается понятие практико-ориентированного подхода и задач практического применения в обучении, их особенности, уровни сложности, классификация, а также способы использования практико-ориентированных задач на уроках математики. Во второй главе описывается методика и эксперимент по использованию практико-ориентированных задач в обучении для учащихся 10х классов и его результаты.
Математика имеет большое значение в жизни человека, она присутствует во всех ее областях. Казалось бы, с математикой ежедневно сталкиваются лишь люди технических специальностей и вузов, бухгалтера, экономисты и ученые. Однако без математических расчетов невозможно построить дом, сшить костюм, рассчитать необходимое количество ежедневного потребления калорий, белков, жиров и углеводов для нормализации веса, грамотно прочитать кардиограмму или провести социальный опрос. Математика, словно невидимая нить, связывает человека и мир вокруг него, она лежит в основе всех современных технологий, научных исследований и является базой научнотехнического прогресса. С помощью математических методов описываются и изучаются реальные процессы и явления.
В системе основного общего образования математика имеет важное значение, ведь благодаря универсальности математических методов приобретается возможным установить и показать связь теории с практикой в различных областях жизнедеятельности. В этом контексте становится актуальной организация практико-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики.
Проблема воспитания в школьниках убежденности в том, что получаемые ими знания современны, важны и необходимы, всегда была актуальна. Многие отечественные педагоги и методисты занимались ее рассмотрением и
исследованием. В их числе, например, известные российские педагоги, А.Г. Мордкович, Ю.М. Колягин и др.
Практико-ориентированный подход осуществляется, главным образом, с помощью специально разработанной системы практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные задачи - это задачи из различных сфер жизни, которые решаются с помощью математических методов, и направлены, в том числе, на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Объект исследования - практико-ориентированный подход в обучении математике в старших классах.
Предмет исследования - особенности применения практикоориентированных заданий при обучении старшеклассников математике.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности практико-ориентированного подхода в обучении и разработка уроков математики с использованием практико-ориентированных задач.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы раскрыть сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике.
2. Рассмотреть сущность и классификации практикоориентированных задач в обучении математике в старших классах.
3. Разработать и апробировать на элективном курсе занятия с использованием практико-ориентированных задач по теме «Производная».
Теоретическую основу работы составили труды А. Г. Мордковича, М.В. Егуповой, Н.А.Терешина, И.М. Шапиро, Л.Э. Хаймина, Ю.М. Колягина и др.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Гимназия№ 75» Московского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики 10х классов (2 класса).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями математики в процессе обучения и студентами педагогического отделения, обучающиеся по профилю «Математика».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе раскрывается понятие практико-ориентированного подхода и задач практического применения в обучении, их особенности, уровни сложности, классификация, а также способы использования практико-ориентированных задач на уроках математики. Во второй главе описывается методика и эксперимент по использованию практико-ориентированных задач в обучении для учащихся 10х классов и его результаты.
Практико-ориентированный подход в обучении математике позволяет повысить эффективность приобретаемых школьниками знаний, развить мотивы своей познавательной деятельности, воспитать интерес к математике, убедиться в ее огромном значении для всех сфер человеческой жизни и ее безграничных возможностях.
Практико-ориентированные задачи, в свою очередь, призваны дать школьникам представление о возможности решения задач и проблем из различных сфер жизни с помощью математики, они направлены на формирование умения самостоятельно действовать в различных ситуациях и принимать важные решения, используя полученные обобщенные теоретические знания и умения.
В данной выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи исследования:
1. Раскрыта сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике;
2. Рассмотрено понятие практико-ориентированных задач, проанализированы требования к ним, их классификация и их уровни сложности.
3. Разработан и апробирован на практике элективный курс для 10-х классов с использованием практико-ориентированных задач.
Наличие практико-ориентированных задач в учебных пособиях и учебниках по математике предоставляют учителю возможность обучать школьников с учетом современных образовательных требований, развивать их самостоятельность и творческий потенциал. К сожалению, в современной России пока еще существует проблема организации практикоориентированного обучения на уроках математики, в виду недостаточного количества учебного времени на изучение практико-ориентированных задач, а также недостаточного количестве задач, имеющих практическую значимость для самих школьников. Тем не менее, такие задачи включаются в ЕГЭ и ОГЭ и вызывают у учащихся трудности при решении, обусловленные отсутствием практики решения подобных задач, навыков систематичного и последовательного анализа задач, построения необходимой модели решения, непониманием встречающихся терминов и т.д.
Практико-ориентированные задачи, в свою очередь, призваны дать школьникам представление о возможности решения задач и проблем из различных сфер жизни с помощью математики, они направлены на формирование умения самостоятельно действовать в различных ситуациях и принимать важные решения, используя полученные обобщенные теоретические знания и умения.
В данной выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи исследования:
1. Раскрыта сущность практико-ориентированного подхода в обучении математике;
2. Рассмотрено понятие практико-ориентированных задач, проанализированы требования к ним, их классификация и их уровни сложности.
3. Разработан и апробирован на практике элективный курс для 10-х классов с использованием практико-ориентированных задач.
Наличие практико-ориентированных задач в учебных пособиях и учебниках по математике предоставляют учителю возможность обучать школьников с учетом современных образовательных требований, развивать их самостоятельность и творческий потенциал. К сожалению, в современной России пока еще существует проблема организации практикоориентированного обучения на уроках математики, в виду недостаточного количества учебного времени на изучение практико-ориентированных задач, а также недостаточного количестве задач, имеющих практическую значимость для самих школьников. Тем не менее, такие задачи включаются в ЕГЭ и ОГЭ и вызывают у учащихся трудности при решении, обусловленные отсутствием практики решения подобных задач, навыков систематичного и последовательного анализа задач, построения необходимой модели решения, непониманием встречающихся терминов и т.д.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Изучение и использование различных технологий в подготовке к ЕГЭ по математике (профильный уровень) выпускников сельских школ Республики Тыва
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Использование различных технологий подготовки к ЕГЭ по математике(профильный уровень) выпускников сельских школ Республики Тыва
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Задачи на исследование свойств и признаков геометрических объектов как средство личностно-ориентированного обучения математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



