ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности учащихся 7
1.1. Сущность понятия, особенности, типы и уровни познавательной
активности 7
1.2. Способы развития познавательной активности у учащихся средней
школы в процессе обучения 18
1.3. Интерактивный метод как средство развития познавательной активности
учащихся на уроках физики 25
Глава 2. Практическое использование интерактивных методов в обучении физике как фактор развития познавательной активности у учащихся 8-х
классов 43
2.1. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования интерактивных методов для развития познавательной
активности учащихся 8-х классов на уроках физики 43
Заключение 63
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности учащихся 7
1.1. Сущность понятия, особенности, типы и уровни познавательной
активности 7
1.2. Способы развития познавательной активности у учащихся средней
школы в процессе обучения 18
1.3. Интерактивный метод как средство развития познавательной активности
учащихся на уроках физики 25
Глава 2. Практическое использование интерактивных методов в обучении физике как фактор развития познавательной активности у учащихся 8-х
классов 43
2.1. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования интерактивных методов для развития познавательной
активности учащихся 8-х классов на уроках физики 43
Заключение 63
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательнопреобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Уже долгое время одной из важнейших проблем дидактики
является вопрос каким способом активизировать учащихся на уроке. Проблема активизации познавательной активности была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лемберем. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны таких как В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др. Они поставили задачу формирования положительных мотивов в процессе обучении физике, так как высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока и пробуждения у учащихся познавательной активности. Просмотрев и проанализировав большое количество работ посвященных развитию познавательной активности учащихся, мы выявили что в этих работах не уделяется достаточное внимание этой проблеме. Очень малое количество работ посвящено проблеме развития познавательной активности и еще меньше работ из них тому как именно активизировать познавательную активность, какими методами и способами. Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе. Но этого не достаточно, и вот тут возникла проблема развития познавательной активности. Несмотря на большой объем существующих работ только малая часть этих работ отводится тому как именно активизировать познавательную активность учащихся на уроках физики. Вместе с тем роль различных средств активизации познавательной деятельности исследована
недостаточно. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
От решения этой проблемы во многом зависит успешность усвоения учащимися знаний и умений не только в области физики, но и других учебных предметов. Можно способствовать развитию познавательной активности, если рассмотрены теоретические основы формирования познавательной активности, охарактеризованы пути и средства формирования познавательной активности, разработана система формирования познавательной активности.
Цель дипломной работы заключается в выявлении эффективности использования интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности школьников при обучении физики в 8-кл.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности учащихся 8-х классов при изучении физики.
Предмет исследования: интерактивный метод обучения как фактор развития познавательной активности учащихся 8-х классов при изучении физики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности
учащихся 8-х классов в процессе обучения физике возможно, если:
- процесс развития познавательной активности базируется на интеграции ведущих подходов (системном, деятельностном, личностноориентированном, возрастном и индивидуальном);
- определены и использованы в процессе обучения интерактивные методы обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся;
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы формирования познавательной активности и определить сущность, особенности, типы и уровни понятия познавательной активности учащихся.
2. Определить интерактивные методы необходимые для эффективного развития познавательной активности у учащихся на уроках физики.
3. Изучить критерии и определить показатели развития
познавательной активности на практике при использовании интерактивных методов.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
социологической, психолого-педагогической литературы; изучение, обобщение педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); методы интерактивного обучения (интерактивный урок, обучение методом игры, обучение методом дискуссий, групповое обучение, метод проектов, проблемное обучение, применение интерактивной доски.)
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обосновании проблемы развития познавательной активности, выявлении основных способов её развития.
Практическая значимость заключается в изучении и выявлении системы методов развития познавательной активности, и формировании пула интерактивных методов, способствующих развитию познавательной активности учащихся на уроках физики.
Научная новизна работы заключена в следующем: экспериментально подтверждается эффективность использования интерактивных методов обучения для активизации познавательной активности школьников на уроках физики. Так же подготовка методических рекомендаций для учителей и возможность использовать предложенный материал на уроках физики. База исследования: Общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" г. Казань, учащиеся 8-х классов.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательнопреобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Уже долгое время одной из важнейших проблем дидактики
является вопрос каким способом активизировать учащихся на уроке. Проблема активизации познавательной активности была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лемберем. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны таких как В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др. Они поставили задачу формирования положительных мотивов в процессе обучении физике, так как высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока и пробуждения у учащихся познавательной активности. Просмотрев и проанализировав большое количество работ посвященных развитию познавательной активности учащихся, мы выявили что в этих работах не уделяется достаточное внимание этой проблеме. Очень малое количество работ посвящено проблеме развития познавательной активности и еще меньше работ из них тому как именно активизировать познавательную активность, какими методами и способами. Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе. Но этого не достаточно, и вот тут возникла проблема развития познавательной активности. Несмотря на большой объем существующих работ только малая часть этих работ отводится тому как именно активизировать познавательную активность учащихся на уроках физики. Вместе с тем роль различных средств активизации познавательной деятельности исследована
недостаточно. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами.
От решения этой проблемы во многом зависит успешность усвоения учащимися знаний и умений не только в области физики, но и других учебных предметов. Можно способствовать развитию познавательной активности, если рассмотрены теоретические основы формирования познавательной активности, охарактеризованы пути и средства формирования познавательной активности, разработана система формирования познавательной активности.
Цель дипломной работы заключается в выявлении эффективности использования интерактивных методов обучения в развитии познавательной активности школьников при обучении физики в 8-кл.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности учащихся 8-х классов при изучении физики.
Предмет исследования: интерактивный метод обучения как фактор развития познавательной активности учащихся 8-х классов при изучении физики.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности
учащихся 8-х классов в процессе обучения физике возможно, если:
- процесс развития познавательной активности базируется на интеграции ведущих подходов (системном, деятельностном, личностноориентированном, возрастном и индивидуальном);
- определены и использованы в процессе обучения интерактивные методы обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся;
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы формирования познавательной активности и определить сущность, особенности, типы и уровни понятия познавательной активности учащихся.
2. Определить интерактивные методы необходимые для эффективного развития познавательной активности у учащихся на уроках физики.
3. Изучить критерии и определить показатели развития
познавательной активности на практике при использовании интерактивных методов.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
социологической, психолого-педагогической литературы; изучение, обобщение педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование); методы интерактивного обучения (интерактивный урок, обучение методом игры, обучение методом дискуссий, групповое обучение, метод проектов, проблемное обучение, применение интерактивной доски.)
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в обосновании проблемы развития познавательной активности, выявлении основных способов её развития.
Практическая значимость заключается в изучении и выявлении системы методов развития познавательной активности, и формировании пула интерактивных методов, способствующих развитию познавательной активности учащихся на уроках физики.
Научная новизна работы заключена в следующем: экспериментально подтверждается эффективность использования интерактивных методов обучения для активизации познавательной активности школьников на уроках физики. Так же подготовка методических рекомендаций для учителей и возможность использовать предложенный материал на уроках физики. База исследования: Общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" г. Казань, учащиеся 8-х классов.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема развития познавательной активности учащихся при использовании интерактивных методов обучения в 8 классах при изучении физики. Познавательная активность играет огромную роль в формировании общей культуры учащихся, способствует формированию и развитию умственных способностей, творческих умений и навыков, а так же развивает стремление к получению знаний и умений. В своей работе мы раскрыли сущность понятия познавательной активности: двусторонний взаимосвязанный
процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося; выявили уровни развития, критерии и инструментарий для их определения.
Нами были установлены условия, и определены комплекс интерактивных методов способствующие эффективному развитию познавательной активности учащихся на уроках физики: создание «ситуация успеха» для каждого учащегося, интерактивный урок, обучение методом игры, обучение методом дискуссий, групповое обучение, метод проектов, проблемное обучение, применение интерактивной доски.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает познавательную активность и как следствие эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше познавательная активность учащегося на уроке по данному предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже активность, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие активности приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
В исследовании была проведена апробация выявленного комплекса интерактивных методов и психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности. Гипотеза подтвердилась. Однако, результаты, полученные нами нельзя считать конечными, т. к. исследование проблемы развития познавательной активности имеет еще много перспектив. Можно обозначить исследование особенностей развития и анализ динамики развития познавательной активности учащихся в различных возрастных группах, определение возрастного периода, в течении которого психологопедагогические условия оказывают на развитие познавательной активности наибольшее влияние. Перспективным направлением исследований также представляется изучение влияния взаимосвязи субъектности учащихся и сформированности их познавательной активности. В данной работе все задачи, которые были поставлены и сформулированы во введении, выполнены. Цель достигнута.
процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося; выявили уровни развития, критерии и инструментарий для их определения.
Нами были установлены условия, и определены комплекс интерактивных методов способствующие эффективному развитию познавательной активности учащихся на уроках физики: создание «ситуация успеха» для каждого учащегося, интерактивный урок, обучение методом игры, обучение методом дискуссий, групповое обучение, метод проектов, проблемное обучение, применение интерактивной доски.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает познавательную активность и как следствие эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше познавательная активность учащегося на уроке по данному предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже активность, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие активности приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
В исследовании была проведена апробация выявленного комплекса интерактивных методов и психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности. Гипотеза подтвердилась. Однако, результаты, полученные нами нельзя считать конечными, т. к. исследование проблемы развития познавательной активности имеет еще много перспектив. Можно обозначить исследование особенностей развития и анализ динамики развития познавательной активности учащихся в различных возрастных группах, определение возрастного периода, в течении которого психологопедагогические условия оказывают на развитие познавательной активности наибольшее влияние. Перспективным направлением исследований также представляется изучение влияния взаимосвязи субъектности учащихся и сформированности их познавательной активности. В данной работе все задачи, которые были поставлены и сформулированы во введении, выполнены. Цель достигнута.
Подобные работы
- Методика реализации междисциплинарного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2025 - Создание видеороликов занимательного характера как форма организации внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



