Динамика взаимодействия художественного музея и его аудитории в российском обществе
|
Введение 3
Глава I: Формирование теоретических концепций взаимодействия музея и
аудитории 11
§1. Художественный музей как социальный
институт 11
§2. Исторические этапы развития взаимодействия музея и аудитории 21
Глава II: Аудитория художественных музеев в СССР и современной
России 33
§1. Эмпирические исследования музейной аудитории в СССР
33
§2. Специфика и общие характеристики современной российской аудитории
художественных музеев 45
Глава III: Эмпирический анализ опыта взаимодействия музеев
изобразительных искусств г. Казани и их
аудитории 55
§1. Общая характеристика аудитории музеев изобразительного искусства г.
Казани 58
§2. Взаимодействие художественного музея и его аудитории в интернет
пространстве 64
Заключение 71
Список использованных источников и
литературы 73
Приложения
Глава I: Формирование теоретических концепций взаимодействия музея и
аудитории 11
§1. Художественный музей как социальный
институт 11
§2. Исторические этапы развития взаимодействия музея и аудитории 21
Глава II: Аудитория художественных музеев в СССР и современной
России 33
§1. Эмпирические исследования музейной аудитории в СССР
33
§2. Специфика и общие характеристики современной российской аудитории
художественных музеев 45
Глава III: Эмпирический анализ опыта взаимодействия музеев
изобразительных искусств г. Казани и их
аудитории 55
§1. Общая характеристика аудитории музеев изобразительного искусства г.
Казани 58
§2. Взаимодействие художественного музея и его аудитории в интернет
пространстве 64
Заключение 71
Список использованных источников и
литературы 73
Приложения
Современная коллекционная и выставочная деятельность художественных музеев не принадлежит исключительно образованным социальным группам с высоким уровнем материального достатка и не находится в статическом обществе. Наоборот, она вступает в конкурентные отношения с новыми видами медиа, которые сделали непрерывную смену различных мероприятий и развлечений своей основой. Помимо созерцательного погружения с целью образования и духовного обогащения, от искусства сегодня требуется быть средством времяпрепровождения, отвлечения и развлечения.
Это означает, что для того, чтобы сохранить художественный музей как культурный институт для сбора и сохранения произведений искусства и как объект посредничества между искусством и обществом, его необходимо адаптировать к новым условиям.
Каждый музей или выставочное пространство представляет
конкурирующие ценности и культурные воззрения, сформированные на протяжении его существования. Исторически художественный музей возникает из традиции «храма муз». Как место поклонения искусству, музей является его храмом, в котором собираются, сохраняются и экспонируются произведения искусства, являющиеся художественной ценностью; также он исполняет роль школы, будучи местом распространения информации и обучения. Но в постоянно меняющейся динамической среде художественный музей также не стоит на месте, а должен постоянно пересматривать свои функции и позиции и по-новому их формулировать. Сегодня художественный музей - это также библиотека с его книгами и каталогами; магазин, где можно приобрести футболки и другую продукцию. Сочетая в себе выставочное пространство, лекторий, кинозал, кафе, магазин, музей становится местом проведения досуга. В тех случаях, когда на первый план в работе музея выходят чисто научные цели, он становится в один ряд с университетом.
В 1971 году в своей статье в журнале «Куратор» директор Бруклинского музея в Нью-Йорке Данкан Камерон, обсуждая направления реформирования художественного музея, поставил вопрос, актуальность которого со временем многократно возросла: должен ли современный музей быть храмом или форумом? По его мнению, современный музей должен стать учреждением нового типа, в котором не только будут представляться произведения искусства, но и вестись споры, сталкиваться мнения, т.е. он должен стать местом интеллектуальной жизни для посетителей1. Такая постановка вопроса актуализирует проблему формирования музейной аудитории, и, следовательно, её исследования.
Проблема изучения музейной аудитории - важный фактор в развитии деятельности музеев. В свою очередь, коммуникация с публикой - один из доминирующих факторов в направлении работы музея с посетителем. Эта работа определяет курс продвижения музея в будущем и помогает ему привлечь аудиторию. В борьбе за посетителя важно знать, кого и какими методами может привлечь музей.
Музеи сейчас вынуждены конкурировать с другими видами массового досуга, что заставляет их учитывать особенности жизнедеятельности современных людей; именно поэтому в соответствии с веяниями времени музеи совмещают выставочную, реставрационную и научно-просветительскую деятельность с коммерческой, развлекательной, рекреационной, торговой, что означает их включение в пространство «культуры свободного времени».
Исследование музейной аудитории, таким образом, становится крайне актуальным и становится предметом особой науки - музейной социологии. Следует помнить, что исследование аудитории затрагивает еще и принципы маркетинга. Актуальность этой темы мотивирует музеи на подробное изучение взаимодействия с посетителями и углубление в науку. Действительно, сейчас, нынешний музей должен «подстраиваться» под интересы посетителя как бы непритягательно для работников культуры это не звучало. Музей сегодня живет в условиях рынка. Меняющийся музей в меняющемся мире, для того чтобы выжить, обязан знать как добиться роста посещения и как в будущем привлечь потенциальную аудиторию, ныне совсем еще маленьких детей.
Постепенно посетитель становится полноправным участником музейной коммуникации, признаются его интересы, потребности и возможности, социальный и культурный опыт, физическое состояние.
Особое внимание уделяется коммуникативным способностям человека. Пользуясь современными средствами коммуникации и предлагая нечто новое для удовлетворения своих коммуникационных потребностей, участник этого процесса переходит на качественно новый уровень внутреннего развития. Специалисты в области информационных технологий в музейной практике отмечают, что посетители «могут искать впечатления и эмоции, которых им не хватает в обычной жизни».
Таким образом, можно сформулировать следующую исследовательскую проблему: С одной стороны, художественные музеи заинтересованы в
привлечении зрительской аудитории и готовы меняться с учетом новых её потребностей и интересов; с другой стороны, в большинстве случаев миссия музеев не четко сформулирована и в большей степени основана на традиционных устоях с элементами коммерциализации деятельности.
Исходя из этого, возникает исследовательский вопрос, кто именно приходит в художественный музей? каковы характеристики и специфика музейной аудитории? Ведь для того, чтобы привлечь аудиторию, нужно знать, какому ее сегменту будет интересна конкретная тема определенной выставочной экспозиции. Также важно знать, как именно осуществляется взаимодействие музея и его реальной и потенциальной аудитории.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в зарубежных и отечественных гуманитарных науках наблюдается постоянно возрастающий интерес к природе музеев, философскому, социкультурному осмыслению их деятельности и стратегиям и тактикам взаимодействия с аудиторией.
Прежде всего, сегодня идет речь о трансформации функций музеев вообще и художественных музеев в частности. Если музеи хотят оставаться живой частью общества, то будут позиционировать себя в качестве места встреч, социального диалога и взаимодействия с культурными достижениями прошлого и настоящего.
Данная проблема поднималась уже в конце XIX века Н. Ф. Федоровым в труде «Музей, его смысл и назначение» (1882). По его мнению, художественный музей не должен представлять собой чуждое и непонятное для зрителя; напротив, Н. Ф. Федоров видит в нем возможность превратиться в открытое учреждение, которое будет способствовать взаимосвязи старших и младших поколений, а также станет посредником между традиционной и новой культурой. Д. Ф. Камерон в 60-70-х гг. XX века, размышляя о функциях художественного музея, предполагал, что по мере их изменения, происходят изменения и в его аудитории. Посетители приходят в музей с определенными интересами и знаниями, с конкретными целями.
Другая проблема, которую активно обсуждают исследователи - трансформация музейной аудитории. В теоретическом плане особый интерес, на наш взгляд, представляет точка зрения М. Ю. Юхневич. В сборнике «Музей и личность» она анализирует процесс конструировании образа посетителя, к которому адресуется музей. По ее мнению, меняется не только музейная аудитория, интересы и вкусовые предпочтения которой относительно стабильны, меняются представления художественного музея о личности, которая является его посетителем. Д. Агапова в своем труде «Культура участия» (2012) говорит о музейном зрителе, как о полноценном участнике музейной коммуникации. Он становится потребителем, который ставит условия и в некоторой степени задает темп развития художественного музея.
В отечественной науке социологии эмпирическому изучению музейной аудитории посвящено значительное число прикладных исследований. В этом плане необходимо подчеркнуть вклад следующих исследователей советского
периода: Л. В. Розенталь, Н. И. Поздняков, В. В. Невский, С.А. Овсянникова, Л. С. Рафиенко, В. В. Сухов, Ю. У. Фохт-Бабушкин. В постперестроечный период и в начале 21 века эта проблематика продолжала изучаться. Так, В. К. Козиев в своей работе «Музей и общество» рассматривает отношения музея и общества с точки зрения музейной аудитории, а также говорит о дифференциации посетителей по принадлежности к определенной социально -демографической группе, условиям социализации и «биографическому капиталу». Ю. В. Зиновьева в «Взаимодействии музея и общества как социокультурной динамике» рассматривает различные стратегии расширения канала музейной коммуникации, а также раскрывает такое понятие, как «музейное участие», которое проявляется во взаимодействии музея и посетителя.
Объектом исследования в дипломной работе являются отношения художественного музея и его аудитории.
Предмет исследования: изменения характерных черт музейной аудитории в результате развития взаимодействия художественного музея и его посетителей.
Цель дипломной работы - с учетом изменения специфики аудитории художественных музеев выявить динамику взаимодействия художественного музея и его посетителей в российском обществе.
Задачи: 1) охарактеризовать художественный музей как социальный институт и определить традиционные и новые функции художественного музея;
2) проанализировать существующие теоретические подходы к анализу взаимодействия музея и его аудитории;
3) на основе ретроспективного анализа рассмотреть динамику изменения музейной аудитории в российском обществе и проследить исторические этапы развития отношений художественного музея и его посетителей;
4) рассмотреть специфику современной аудитории художественных музеев в российском обществе;
4) определить причины изменения взаимодействия художественного музея и его аудитории;
5) проанализировать результаты собственного исследования и определить характерные черты и особенности аудитории музеев изобразительного искусства города Казани; обосновать типологию посетителей художественных музеев Казани;
6) описать стратегии, способы взаимодействия музеев изобразительного искусства Казани с реальной и потенциальной аудиторией в интернет пространстве через официальные сайты и сетевые группы.
Основная гипотеза дипломной работы: изменение эстетических и коммуникационных потребностей, уровень художественной культуры и социокультурный опыт современных посетителей художественного музея влияет на востребованность, способы взаимодействия с художественными музеями, мотивацию и частоту их посещения.
Теоретико-методологическая основой дипломной работы послужил структурно-функциональный подход. Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во второй половине XX века. Именно тогда и появились первые концепции взаимодействия музея и его аудитории. М. Маклюэн одним из первых предложил использование нелинейного подхода в изучении взаимодействия музея и посетителя. Данный подход предполагает наличие обратной связи, который представляется в виде участия посетителя в жизни музея, а не следованию установленной концепции музея. Д. Кэмерон продолжил идею М. Маклюэна. Выставочная экспозиция музея становится для него коммуникационной системой, которая предполагает прямое взаимодействие работников музея, посетителей и экспонатов, музейная коммуникация перестает быть однонаправленной. По мнению Р. Майлса, помимо уже данных участников коммуникации, существуют и другие факторы, как субъективные, так и объективные, влияющие на ход взаимодействия - это уровень образования и заинтересованности посетителя, а также стоимость входного билета в музей и объем информации, которую представляет музей.
Эмпирической базой дипломной работы послужили:
1) вторичный анализ результатов эмпирических, в том числе и социологических, исследований музейной аудитории, проведенных советскими и российскими социологами;
2) анализ результатов собственного исследования, собранных методом анкетного опроса среди посетителей музеев изобразительного искусства г.Казани и методом анализа документов, в качестве которых выступили материалы официальных сайтов музеев и сетевые группы в интернет пространстве.
В своем исследовании мы использовали синтетическую, качественноколичественную стратегию. С помощью количественного метода, а именно анкетного опроса, мы изучали характеристики посетителей художественных музеев. Генеральной совокупностью данного социологического исследования стали посетители музеев и выставочных залов города Казани, а именно - музея им. К. Васильева, Галереи современного искусства и Эрмитажа; выборочная совокупность составила 400 человек в возрасте от 14 до 65 лет.
С помощью качественного метода, традиционного анализа документов с элементами контент-анализа, исследовались формы, стратегии, способы взаимодействия художественных музеев и их аудитории. Непосредственному анализу подлежали сайты Галереи современного искусства, музея им. К. Васильева и Центра «Эрмитаж-Казань».
Конкретное социологическое исследование было проведено с 25 апреля по 24 мая 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения. В первой главе рассматриваются деятельность художественного музея в качестве социального института, его традиционные и новые, появившиеся в процессе развития общества, функции, а также говорится о том, как развивались отношения художественного музея и посетителя, в чем заключается их новизна. Во второй главе представлены результаты вторичных исследований динамики аудитории художественных музеев в России, а также раскрываются характерные черты современной российской музейной аудитории, основанные на современных исследованиях аудитории художественных музеев в России. В третьей главе представлено описание и результаты конкретного социологического исследования «Типы посетителей художественных музеев города Казани». В приложения включены программа социологического исследования, его инструментарий и некоторые материалы, описывающие результаты исследования.
Это означает, что для того, чтобы сохранить художественный музей как культурный институт для сбора и сохранения произведений искусства и как объект посредничества между искусством и обществом, его необходимо адаптировать к новым условиям.
Каждый музей или выставочное пространство представляет
конкурирующие ценности и культурные воззрения, сформированные на протяжении его существования. Исторически художественный музей возникает из традиции «храма муз». Как место поклонения искусству, музей является его храмом, в котором собираются, сохраняются и экспонируются произведения искусства, являющиеся художественной ценностью; также он исполняет роль школы, будучи местом распространения информации и обучения. Но в постоянно меняющейся динамической среде художественный музей также не стоит на месте, а должен постоянно пересматривать свои функции и позиции и по-новому их формулировать. Сегодня художественный музей - это также библиотека с его книгами и каталогами; магазин, где можно приобрести футболки и другую продукцию. Сочетая в себе выставочное пространство, лекторий, кинозал, кафе, магазин, музей становится местом проведения досуга. В тех случаях, когда на первый план в работе музея выходят чисто научные цели, он становится в один ряд с университетом.
В 1971 году в своей статье в журнале «Куратор» директор Бруклинского музея в Нью-Йорке Данкан Камерон, обсуждая направления реформирования художественного музея, поставил вопрос, актуальность которого со временем многократно возросла: должен ли современный музей быть храмом или форумом? По его мнению, современный музей должен стать учреждением нового типа, в котором не только будут представляться произведения искусства, но и вестись споры, сталкиваться мнения, т.е. он должен стать местом интеллектуальной жизни для посетителей1. Такая постановка вопроса актуализирует проблему формирования музейной аудитории, и, следовательно, её исследования.
Проблема изучения музейной аудитории - важный фактор в развитии деятельности музеев. В свою очередь, коммуникация с публикой - один из доминирующих факторов в направлении работы музея с посетителем. Эта работа определяет курс продвижения музея в будущем и помогает ему привлечь аудиторию. В борьбе за посетителя важно знать, кого и какими методами может привлечь музей.
Музеи сейчас вынуждены конкурировать с другими видами массового досуга, что заставляет их учитывать особенности жизнедеятельности современных людей; именно поэтому в соответствии с веяниями времени музеи совмещают выставочную, реставрационную и научно-просветительскую деятельность с коммерческой, развлекательной, рекреационной, торговой, что означает их включение в пространство «культуры свободного времени».
Исследование музейной аудитории, таким образом, становится крайне актуальным и становится предметом особой науки - музейной социологии. Следует помнить, что исследование аудитории затрагивает еще и принципы маркетинга. Актуальность этой темы мотивирует музеи на подробное изучение взаимодействия с посетителями и углубление в науку. Действительно, сейчас, нынешний музей должен «подстраиваться» под интересы посетителя как бы непритягательно для работников культуры это не звучало. Музей сегодня живет в условиях рынка. Меняющийся музей в меняющемся мире, для того чтобы выжить, обязан знать как добиться роста посещения и как в будущем привлечь потенциальную аудиторию, ныне совсем еще маленьких детей.
Постепенно посетитель становится полноправным участником музейной коммуникации, признаются его интересы, потребности и возможности, социальный и культурный опыт, физическое состояние.
Особое внимание уделяется коммуникативным способностям человека. Пользуясь современными средствами коммуникации и предлагая нечто новое для удовлетворения своих коммуникационных потребностей, участник этого процесса переходит на качественно новый уровень внутреннего развития. Специалисты в области информационных технологий в музейной практике отмечают, что посетители «могут искать впечатления и эмоции, которых им не хватает в обычной жизни».
Таким образом, можно сформулировать следующую исследовательскую проблему: С одной стороны, художественные музеи заинтересованы в
привлечении зрительской аудитории и готовы меняться с учетом новых её потребностей и интересов; с другой стороны, в большинстве случаев миссия музеев не четко сформулирована и в большей степени основана на традиционных устоях с элементами коммерциализации деятельности.
Исходя из этого, возникает исследовательский вопрос, кто именно приходит в художественный музей? каковы характеристики и специфика музейной аудитории? Ведь для того, чтобы привлечь аудиторию, нужно знать, какому ее сегменту будет интересна конкретная тема определенной выставочной экспозиции. Также важно знать, как именно осуществляется взаимодействие музея и его реальной и потенциальной аудитории.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время в зарубежных и отечественных гуманитарных науках наблюдается постоянно возрастающий интерес к природе музеев, философскому, социкультурному осмыслению их деятельности и стратегиям и тактикам взаимодействия с аудиторией.
Прежде всего, сегодня идет речь о трансформации функций музеев вообще и художественных музеев в частности. Если музеи хотят оставаться живой частью общества, то будут позиционировать себя в качестве места встреч, социального диалога и взаимодействия с культурными достижениями прошлого и настоящего.
Данная проблема поднималась уже в конце XIX века Н. Ф. Федоровым в труде «Музей, его смысл и назначение» (1882). По его мнению, художественный музей не должен представлять собой чуждое и непонятное для зрителя; напротив, Н. Ф. Федоров видит в нем возможность превратиться в открытое учреждение, которое будет способствовать взаимосвязи старших и младших поколений, а также станет посредником между традиционной и новой культурой. Д. Ф. Камерон в 60-70-х гг. XX века, размышляя о функциях художественного музея, предполагал, что по мере их изменения, происходят изменения и в его аудитории. Посетители приходят в музей с определенными интересами и знаниями, с конкретными целями.
Другая проблема, которую активно обсуждают исследователи - трансформация музейной аудитории. В теоретическом плане особый интерес, на наш взгляд, представляет точка зрения М. Ю. Юхневич. В сборнике «Музей и личность» она анализирует процесс конструировании образа посетителя, к которому адресуется музей. По ее мнению, меняется не только музейная аудитория, интересы и вкусовые предпочтения которой относительно стабильны, меняются представления художественного музея о личности, которая является его посетителем. Д. Агапова в своем труде «Культура участия» (2012) говорит о музейном зрителе, как о полноценном участнике музейной коммуникации. Он становится потребителем, который ставит условия и в некоторой степени задает темп развития художественного музея.
В отечественной науке социологии эмпирическому изучению музейной аудитории посвящено значительное число прикладных исследований. В этом плане необходимо подчеркнуть вклад следующих исследователей советского
периода: Л. В. Розенталь, Н. И. Поздняков, В. В. Невский, С.А. Овсянникова, Л. С. Рафиенко, В. В. Сухов, Ю. У. Фохт-Бабушкин. В постперестроечный период и в начале 21 века эта проблематика продолжала изучаться. Так, В. К. Козиев в своей работе «Музей и общество» рассматривает отношения музея и общества с точки зрения музейной аудитории, а также говорит о дифференциации посетителей по принадлежности к определенной социально -демографической группе, условиям социализации и «биографическому капиталу». Ю. В. Зиновьева в «Взаимодействии музея и общества как социокультурной динамике» рассматривает различные стратегии расширения канала музейной коммуникации, а также раскрывает такое понятие, как «музейное участие», которое проявляется во взаимодействии музея и посетителя.
Объектом исследования в дипломной работе являются отношения художественного музея и его аудитории.
Предмет исследования: изменения характерных черт музейной аудитории в результате развития взаимодействия художественного музея и его посетителей.
Цель дипломной работы - с учетом изменения специфики аудитории художественных музеев выявить динамику взаимодействия художественного музея и его посетителей в российском обществе.
Задачи: 1) охарактеризовать художественный музей как социальный институт и определить традиционные и новые функции художественного музея;
2) проанализировать существующие теоретические подходы к анализу взаимодействия музея и его аудитории;
3) на основе ретроспективного анализа рассмотреть динамику изменения музейной аудитории в российском обществе и проследить исторические этапы развития отношений художественного музея и его посетителей;
4) рассмотреть специфику современной аудитории художественных музеев в российском обществе;
4) определить причины изменения взаимодействия художественного музея и его аудитории;
5) проанализировать результаты собственного исследования и определить характерные черты и особенности аудитории музеев изобразительного искусства города Казани; обосновать типологию посетителей художественных музеев Казани;
6) описать стратегии, способы взаимодействия музеев изобразительного искусства Казани с реальной и потенциальной аудиторией в интернет пространстве через официальные сайты и сетевые группы.
Основная гипотеза дипломной работы: изменение эстетических и коммуникационных потребностей, уровень художественной культуры и социокультурный опыт современных посетителей художественного музея влияет на востребованность, способы взаимодействия с художественными музеями, мотивацию и частоту их посещения.
Теоретико-методологическая основой дипломной работы послужил структурно-функциональный подход. Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во второй половине XX века. Именно тогда и появились первые концепции взаимодействия музея и его аудитории. М. Маклюэн одним из первых предложил использование нелинейного подхода в изучении взаимодействия музея и посетителя. Данный подход предполагает наличие обратной связи, который представляется в виде участия посетителя в жизни музея, а не следованию установленной концепции музея. Д. Кэмерон продолжил идею М. Маклюэна. Выставочная экспозиция музея становится для него коммуникационной системой, которая предполагает прямое взаимодействие работников музея, посетителей и экспонатов, музейная коммуникация перестает быть однонаправленной. По мнению Р. Майлса, помимо уже данных участников коммуникации, существуют и другие факторы, как субъективные, так и объективные, влияющие на ход взаимодействия - это уровень образования и заинтересованности посетителя, а также стоимость входного билета в музей и объем информации, которую представляет музей.
Эмпирической базой дипломной работы послужили:
1) вторичный анализ результатов эмпирических, в том числе и социологических, исследований музейной аудитории, проведенных советскими и российскими социологами;
2) анализ результатов собственного исследования, собранных методом анкетного опроса среди посетителей музеев изобразительного искусства г.Казани и методом анализа документов, в качестве которых выступили материалы официальных сайтов музеев и сетевые группы в интернет пространстве.
В своем исследовании мы использовали синтетическую, качественноколичественную стратегию. С помощью количественного метода, а именно анкетного опроса, мы изучали характеристики посетителей художественных музеев. Генеральной совокупностью данного социологического исследования стали посетители музеев и выставочных залов города Казани, а именно - музея им. К. Васильева, Галереи современного искусства и Эрмитажа; выборочная совокупность составила 400 человек в возрасте от 14 до 65 лет.
С помощью качественного метода, традиционного анализа документов с элементами контент-анализа, исследовались формы, стратегии, способы взаимодействия художественных музеев и их аудитории. Непосредственному анализу подлежали сайты Галереи современного искусства, музея им. К. Васильева и Центра «Эрмитаж-Казань».
Конкретное социологическое исследование было проведено с 25 апреля по 24 мая 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения. В первой главе рассматриваются деятельность художественного музея в качестве социального института, его традиционные и новые, появившиеся в процессе развития общества, функции, а также говорится о том, как развивались отношения художественного музея и посетителя, в чем заключается их новизна. Во второй главе представлены результаты вторичных исследований динамики аудитории художественных музеев в России, а также раскрываются характерные черты современной российской музейной аудитории, основанные на современных исследованиях аудитории художественных музеев в России. В третьей главе представлено описание и результаты конкретного социологического исследования «Типы посетителей художественных музеев города Казани». В приложения включены программа социологического исследования, его инструментарий и некоторые материалы, описывающие результаты исследования.
Интерес к проблеме изучения взаимодействия художественного музея и его аудитории в России был весьма неравномерным в течение нескольких десятилетий. Активизация подобных исследований, как правило, совпадала с периодами повышения интереса общества к художественному музею, увеличения численности музейной аудитории. Ослабление интереса к проблеме обратной связи определялось как факторами внутримузейной жизни, так и общественнополитическими реалиями.
В процессе общественного развития, смены направления основной деятельности людей и инновационных внедрений в жизнь общества, меняется образ жизни, мировоззрение и потребности человечества. Вследствие этого социальным институтам, существующим несколько столетий, приходится брать во внимание происходящие изменения и подстраиваться под быстрый темп развития общества.
Формирование партнерских отношений взаимного обмена между музеем и зрителем обусловлено рядом социокультурных преобразований, прошедших в последние десятилетия: трансформацией системы образования; демократизацией культуры; коммерциализацей культуры; трансформациями, связанными с технологическими изменениями.
Новое видение миссии художественного музея предполагает стремление вписать свою деятельность в актуальный социальный контекст, учет интересов различных групп аудитории, отношение к зрителю как к индивидуальности и равноправному партнеру, способному не только иметь собственное самоценное мнение относительно художественных произведений или искусства в целом, но и оказывать влияние на развитие музея.
В зависимости от культурной задачи музеи по-разному определяют свои целевые группы. Таким образом, современное искусство будет привлекать в первую очередь молодую аудиторию, имеющую относительно высокий уровень образования и соответствующие потребности в культурном образовании, часах работы музея, общих условиях и т.д. Классическое искусство будет
востребованным у совсем молодого поколения и, наоборот, у взрослого, так как первым необходимо набрать определенный багаж знаний, а вторым - оно будет более понятно и знакомо. Художественный музей должен знать, какой эффект он оказывает на публику.
Поэтому анализ структуры посетителей является важным элементом, поскольку он показывает потенциальные и реальные возможности взаимодействия художественного музея и его аудитории.
В ходе социологического исследования, проведенного в два этапа, были получены и обобщены его результаты. На первом этапе - проведении анкетирования в Галереи современного искусства, Центре «Эрмитаж -Казань» и в музеи им. К. Васильева - было выделено несколько типов посетителей данных музеев, а именно, такие как «Общительные», «Туристы», «Одиночки», «Интересующиеся», «Блогеры» и «Семейные». Критериями типов посетителей художественных музеев стали социально-демографическая характеристика посетителей; мотив посещения художественного музея; факторы, влияющие на выбор музея посетителем; уровень художественной культуры посетителя; степень включенности посетителя в сферу изобразительного искусства, а также компания, в которой посетитель приходит в музей.
Самой многочисленной группой посетителей стали «Общительные» (23%). Это посетители в возрасте от 21 до 35 лет, большая часть из которых женского пола и, как правило, с высшим образованием. Представители типа «Общительные» не приходят в художественный музей одни. Как правило, они находятся в компании друга или подруги. Мотивом посещения музея для них является провождение свободного времени. Их целью является интересное времяпрепровождение в музее. Основная доля данного типа не соприкасается с изобразительным искусством в повседневной жизни или в своей профессиональной деятельности. Важным фактором при выборе художественного музея для «Общительных» будет являться наличие дополнительных услуг и сервисов в виде магазинов или кафе.
Одним из малочисленных типов посетителей художественных музеев города Казани стал тип «Блогеры» (11%). Как правило, это молодежь в возрасте от 14 до 27 лет. Популярность выставочной экспозиции играет для них первостепенную роль. Они всегда делятся фактом посещения музея в социальной сети и приходят в компании друга/подруги или в компании друзей. Ключевыми факторами при выборе музея для них являются, помимо его популярности, реклама художественного музея и современная техническая оснащенность. Часть посетителей данного типа интересуется изобразительным искусством и обучается в художественной школе или посещает курсы.
Каждый из данных типов имеет свои специфические черты, которые станут определяющими в процессе развития концепции художественного музея или конкретной выставочной экспозиции. Программы и пространства в художественном музее, следовательно, разрабатываются таким образом, чтобы способствовать диалогу между посетителями, а также ориентируются на создание комфортной среды.
В результате полученных данных во второй части социологического исследования, а именно - анализа интернет-ресурсов на предмет оценки степени взаимодействия художественного музея и его реальной и потенциальной аудитории в интернет - пространстве, было выявлено, что активность взаимодействия достаточно низкая. Несмотря на то, что на официальных сайтах и в сетевых группах изучаемых музеев (Галереи современного искусства, Центра «Эрмитаж-Казань» и музея им. К. Васильева) размещено достаточно информации о предстоящих и уже прошедших событиях, не наблюдается высокой активности в комментариях и репостах. Вероятнее всего, это означает, что темы, затронутые в постах, не всегда находят отклик. Событием, которое действительно привлекло аудиторию, стала «Ночь музеев». Данное мероприятие заметно заинтересовало публику, что проявилось в ее повышенной активности в сетевых группах
Художественный музей для того, чтобы коммуницировать со своей аудиторией, должен играть важную роль в качестве центрального учреждения для образования и коммуникации в цифровом пространстве, поскольку необходимо объединить цифровые технологии и коммуникации во всех областях коллекционирования, исследований и музейного образования, чтобы представить новую форму музейного повествования. Благодаря возможностям цифрового века крайне важно разработать настоящее альтернативное предложение параллельно с реальным, физическим музеем. Однако целью не должно быть создание виртуального музея в цифровом пространстве - все попытки генерировать тип трехмерного воссоздания опыта физического посещения - это не только плохая имитация реальности, но и полностью неадекватное использование самой цифровой сети.
Аналогичным образом, новые цифровые инициативы не должны стремиться к увеличению физического посещения музея, а скорее должны представлять альтернативное предложение для посещения
Целью музея становится предоставление комплексной, мультимедийной, децентрализованной и диверсифицированной передачи знаний, которая происходит независимо от физического посещения и адаптируется к соответствующим ожиданиям и поведению посетителя. Для этого необходимы фундаментальные изменения во взаимодействии с аудиторией, особенно в отношении взаимных и более широких форм передачи знаний.
Художественные музеи не могут избежать этой динамики, если хотят сохранить свой статус социально значимых художественных и образовательных учреждений. Художественный музей не является обособленным образованием и должен учитывать изменение своей аудитории.
В процессе общественного развития, смены направления основной деятельности людей и инновационных внедрений в жизнь общества, меняется образ жизни, мировоззрение и потребности человечества. Вследствие этого социальным институтам, существующим несколько столетий, приходится брать во внимание происходящие изменения и подстраиваться под быстрый темп развития общества.
Формирование партнерских отношений взаимного обмена между музеем и зрителем обусловлено рядом социокультурных преобразований, прошедших в последние десятилетия: трансформацией системы образования; демократизацией культуры; коммерциализацей культуры; трансформациями, связанными с технологическими изменениями.
Новое видение миссии художественного музея предполагает стремление вписать свою деятельность в актуальный социальный контекст, учет интересов различных групп аудитории, отношение к зрителю как к индивидуальности и равноправному партнеру, способному не только иметь собственное самоценное мнение относительно художественных произведений или искусства в целом, но и оказывать влияние на развитие музея.
В зависимости от культурной задачи музеи по-разному определяют свои целевые группы. Таким образом, современное искусство будет привлекать в первую очередь молодую аудиторию, имеющую относительно высокий уровень образования и соответствующие потребности в культурном образовании, часах работы музея, общих условиях и т.д. Классическое искусство будет
востребованным у совсем молодого поколения и, наоборот, у взрослого, так как первым необходимо набрать определенный багаж знаний, а вторым - оно будет более понятно и знакомо. Художественный музей должен знать, какой эффект он оказывает на публику.
Поэтому анализ структуры посетителей является важным элементом, поскольку он показывает потенциальные и реальные возможности взаимодействия художественного музея и его аудитории.
В ходе социологического исследования, проведенного в два этапа, были получены и обобщены его результаты. На первом этапе - проведении анкетирования в Галереи современного искусства, Центре «Эрмитаж -Казань» и в музеи им. К. Васильева - было выделено несколько типов посетителей данных музеев, а именно, такие как «Общительные», «Туристы», «Одиночки», «Интересующиеся», «Блогеры» и «Семейные». Критериями типов посетителей художественных музеев стали социально-демографическая характеристика посетителей; мотив посещения художественного музея; факторы, влияющие на выбор музея посетителем; уровень художественной культуры посетителя; степень включенности посетителя в сферу изобразительного искусства, а также компания, в которой посетитель приходит в музей.
Самой многочисленной группой посетителей стали «Общительные» (23%). Это посетители в возрасте от 21 до 35 лет, большая часть из которых женского пола и, как правило, с высшим образованием. Представители типа «Общительные» не приходят в художественный музей одни. Как правило, они находятся в компании друга или подруги. Мотивом посещения музея для них является провождение свободного времени. Их целью является интересное времяпрепровождение в музее. Основная доля данного типа не соприкасается с изобразительным искусством в повседневной жизни или в своей профессиональной деятельности. Важным фактором при выборе художественного музея для «Общительных» будет являться наличие дополнительных услуг и сервисов в виде магазинов или кафе.
Одним из малочисленных типов посетителей художественных музеев города Казани стал тип «Блогеры» (11%). Как правило, это молодежь в возрасте от 14 до 27 лет. Популярность выставочной экспозиции играет для них первостепенную роль. Они всегда делятся фактом посещения музея в социальной сети и приходят в компании друга/подруги или в компании друзей. Ключевыми факторами при выборе музея для них являются, помимо его популярности, реклама художественного музея и современная техническая оснащенность. Часть посетителей данного типа интересуется изобразительным искусством и обучается в художественной школе или посещает курсы.
Каждый из данных типов имеет свои специфические черты, которые станут определяющими в процессе развития концепции художественного музея или конкретной выставочной экспозиции. Программы и пространства в художественном музее, следовательно, разрабатываются таким образом, чтобы способствовать диалогу между посетителями, а также ориентируются на создание комфортной среды.
В результате полученных данных во второй части социологического исследования, а именно - анализа интернет-ресурсов на предмет оценки степени взаимодействия художественного музея и его реальной и потенциальной аудитории в интернет - пространстве, было выявлено, что активность взаимодействия достаточно низкая. Несмотря на то, что на официальных сайтах и в сетевых группах изучаемых музеев (Галереи современного искусства, Центра «Эрмитаж-Казань» и музея им. К. Васильева) размещено достаточно информации о предстоящих и уже прошедших событиях, не наблюдается высокой активности в комментариях и репостах. Вероятнее всего, это означает, что темы, затронутые в постах, не всегда находят отклик. Событием, которое действительно привлекло аудиторию, стала «Ночь музеев». Данное мероприятие заметно заинтересовало публику, что проявилось в ее повышенной активности в сетевых группах
Художественный музей для того, чтобы коммуницировать со своей аудиторией, должен играть важную роль в качестве центрального учреждения для образования и коммуникации в цифровом пространстве, поскольку необходимо объединить цифровые технологии и коммуникации во всех областях коллекционирования, исследований и музейного образования, чтобы представить новую форму музейного повествования. Благодаря возможностям цифрового века крайне важно разработать настоящее альтернативное предложение параллельно с реальным, физическим музеем. Однако целью не должно быть создание виртуального музея в цифровом пространстве - все попытки генерировать тип трехмерного воссоздания опыта физического посещения - это не только плохая имитация реальности, но и полностью неадекватное использование самой цифровой сети.
Аналогичным образом, новые цифровые инициативы не должны стремиться к увеличению физического посещения музея, а скорее должны представлять альтернативное предложение для посещения
Целью музея становится предоставление комплексной, мультимедийной, децентрализованной и диверсифицированной передачи знаний, которая происходит независимо от физического посещения и адаптируется к соответствующим ожиданиям и поведению посетителя. Для этого необходимы фундаментальные изменения во взаимодействии с аудиторией, особенно в отношении взаимных и более широких форм передачи знаний.
Художественные музеи не могут избежать этой динамики, если хотят сохранить свой статус социально значимых художественных и образовательных учреждений. Художественный музей не является обособленным образованием и должен учитывать изменение своей аудитории.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организация работы современного художественного музея
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ «МУЗЕЙ-ОБЩЕСТВО»
В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГГ.)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Посетитель в музее: особенности современной социокультурной коммуникации
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФЕНОМЕН МУЗЕЯ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫМИ МЕТОДАМИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Посетитель в музее: особенности современной социокультурной коммуникации
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



