Введение 3
1. Система школьных олимпиад по химии 6
1.1 История школьных химических олимпиад 6
1.2 Достоинства олимпиад 7
1.3 Олимпиады школьников в современном мире 11
2. Методическое сопровождение школьных химических олимпиад 15
2.1 Организационный блок 15
2.2 Варианты заданий олимпиад регионального уровня 23
2.3 Форма оценивания 30
2.3.1 Методические требования, предъявляемые к оцениванию школьных
химических олимпиад 31
2.3.2 Преимущества оценки олимпиадных задач 32
2.3.3 Недостатки оценки олимпиадных задач 32
2.3.4 Анализ результатов Межрегиональных предметных олимпиад КФУ по
химии 32
3. Способы корректировки системы подготовки учащихся к школьным
олимпиадам по химии 42
3.1 Возможные способы улучшить дидактические материалы для
подготовки к школьным олимпиадам по химии 42
3.2 Малый Химический институт как инструмент для решения проблем при
подготовке учащихся к школьным химическим олимпиадам 43
3.3 Дидактические материалы для подготовки школьников к олимпиадам
по химии 46
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложение
В образовательной программе по химии особое внимание уделяется олимпиадам. Участие в олимпиадах, входящих в утверждаемый Приказом Министерства образования и науки РФ перечень, является бесплатным. Таким образом, олимпиадное движение - доступный способ выявления и поддержки одаренных школьников.
Существуют также и коммерческие олимпиады, проводимые различными образовательными структурами, однако в данном исследовании рассматриваются олимпиады, входящие в федеральный перечень предметных олимпиад, утверждаемый Министерством образования и науки РФ, в частности, Межрегиональные школьные олимпиады КФУ по химии.
Кроме того, школьные олимпиады по химии являются одним из элементов профориентации: с помощью подобных мероприятий становится возможным выявить заинтересованных и замотивированных школьников на раннем этапе изучения химии.
К тому же, олимпиады являются дополнительным стимулом к изучению предмета для школьников - с их помощью можно поступить в высшее учебное заведение на льготных основаниях. Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад при поступлении в вуз, с одной стороны, являются стимулом для школьников, а с другой стороны, гарантируют высокий уровень обученности студентов, поступивших по льготам.
Для подготовки учащихся к олимпиадным мероприятиям необходимы дидактические материалы, основанные на анализе результатов олимпиадных работ, проводившихся ранее.
Однако методика, используемая педагогами для подготовки учащихся к школьным олимпиадам по химии, была разработана в России более четверти века тому назад [1]. В связи с этим сейчас наиболее важным является вопрос разработки дидактических материалов для подготовки к школьным олимпиадам по химии.
Целью исследования стал анализ дидактических материалов олимпиад по химии с последующей разработкой и апробацией дидактических материалов для подготовки к школьным олимпиадам по химии.
Задачи исследования:
— На основе литературных данных проанализировать дидактические материалы по школьным химическим олимпиадам и выявить темы и типы задач, вызвавших особую сложность у участников олимпиад.
— Подготовить дидактические материалы по соответствующим темам и апробировать их.
Объектом исследования стали школьные олимпиады по химии.
Предметом исследования стали дидактические материалы школьных химических олимпиад.
Предполагается, что анализ дидактических материалов олимпиад по химии поможет при разработке заданий для подготовки учащихся к школьным химическим олимпиадам. Апробация разработанных материалов поможет установить их эффективность.
Результаты работы были представлены в статье Хайруллина Г. Т., Халикова Ф. Д. Организация процесса подготовки учащихся к олимпиадам по химии в условиях лицея-интерната / Г. Т. Хайруллина, Ф. Д. Халикова // Научное сообщество студентов: материалы XV Междунар. студенч. науч.- практ. конф. (Чебоксары , 6 окт. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - ISBN 978-5-9500865-2-6.
Олимпиады для школьников помогают поддерживать интерес к науке, самостоятельному изучению предмета. Система олимпиад является способом выявления и поддержки одаренных учащихся.
Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад при поступлении в вуз, с одной стороны, являются стимулом для школьников, а с другой стороны, гарантируют высокий уровень обученности студентов, поступивших по льготам.
Мониторинг результатов олимпиад и разработка специального курса для подготовки участников олимпиад станет основой для улучшения уровня знаний одаренных школьников.
В ходе исследования были обработаны показатели результативности межрегиональных олимпиад КФУ по химии за 2013/2014, 2014/2015, 2015/2016 учебные года. Для получения результатов все задания были разбиты на тематические блоки в соответствии с изучаемыми в школьной программе темами.
Далее было установлено процентное отношение результативности выполненных заданий по той или иной теме.
Сравнение не только разных классов, но и учебных годов позволило выявить изменение показателей качества образования и степень усвоения знаний в ходе процесса обучения.
Кроме того, в течение 2017-2018 учебного года велась непрерывная работа с учениками 8 класса разных школ г. Казани на базе Малого Химического института. Выводы, полученные в ходе анализа межрегиональных олимпиад КФУ, позволили скорректировать программу дополнительных курсов для обучающихся Малого Университета.
Анализ дидактических материалов по школьным олимпиадам послужил основой для составления дидактических материалов для подготовки к школьным олимпиадам по химии, которые были апробированы школьниками 8 класса разных школ Казани.
Дидактические материалы могут использоваться учителями химии на разных этапах урока с целью подготовки учащихся к олимпиадным мероприятиям, углублению в школьный курс химии и устранению пробелов в знаниях учащихся.
Обработка результатов именно олимпиад по химии, а не промежуточных и итоговых государственных аттестаций (ОГЭ, ЕГЭ) позволяет выявить степень усвояемости школьного материала у так называемых «сильных» учеников - школьников с уровнем обученности выше среднего. Такие школьники являются своеобразным «маркером» для тех тем, с которыми учащиеся справляются хуже всего: если ученик с высоким уровнем обученности плохо справляется с изучением данной темы в школе, ученики со средним и ниже среднего уровнем обученности демонстрируют весьма низкий показатель в степени усвоения этой темы.
С целью получения более точных результатов, на протяжении нескольких месяцев велась работа с учащимися 8 классов различных школ г. Казани на базе Малого химического института. Была проведена оценка уровня обученности школьников, составлены комплексные задания, направленные на устранение пробелов в знаниях при подготовке к школьным олимпиадам по химии.
В результате более 75% учащихся показали отличные результаты в итоговой контрольной работе. Все учащиеся овладели понятийным аппаратом изучаемых тем, получили навык решения задач, необходимый для участия в олимпиадном движении. Результаты данного исследования могут быть применены в качестве эксперимента педагогами-новаторами в ходе составления авторской учебной программы. Полученные данные могут послужить основой для корректировки учебного плана с целью повышения эффективности учебного процесса.
Успешность внедрения полученных результатов укажет на проблемы в современном образовании. Также показатель эффективности примененных результатов позволит выявить пути решения проблем образования, в частности, химического.
1. Московская олимпиада школьников по химии: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moschem.olimpiada.ru. Дата обращения:
26.03.2017.
2. Международная химическая олимпиада - 2017: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icho2017.sc.mahidol.ac.th. Дата обращения:
2.04.2017.
3. Российский совет олимпиад школьников: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsr-olymp.ru. Дата обращения: 2.04.2017.
4. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов / М.С. Пак. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - C.46
5. Курамшин, А.И. Задания Межрегиональной предметной олимпиады Казанского федерального университета по предмету химия за 2011/2012- 2013/2014 учебные годы: Учебное пособие / А.И. Курамшин, И.И. Стойков, В.Г. Штырлин, Н.Ю. Серов. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 130 с.
6. Белан H.A. Методика организации деятельности учащихся в подготовке к олимпиаде по химии / Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Матер, межрегион, научно-практ. конф. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007 . - 0,3
7. Белан H.A. Методика организации деятельности учащихся в олимпиадном движении / Научно-методический вестник. - Омск.: ГОУДПО «ИРООО», 2008. - с. 41- 45.
8. Сорокин В.В., Современная химия в задачах международных олимпиад: Учебное пособие / Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю.Н., Чуранов С.С. -М.: Химия, 1993. - 288 с.
9. Сорокин В.В., Задачи химических олимпиад (Принципы и алгоритмы решений): Учебное пособие / Сорокин В.В.,Загорский В.В., Свитанько И.В. - М.: Московский ун-т, 1989. - 254 с.
10. Лунин В.В., Задачи всероссийских олимпиад по химии: Учебное пособие / Лунин В.В., О.В. Архангельская, А.И. Жиров, В.В. Еремин, О.К. Лебедева, М.Д. Решетова, В.И. Теренин, И.А. Тюльков. - М.: Экзамен, 2003. - 480 с.
11. Гильманшина С.И. Методика решения заданий Единого государственного экзамена по общей и неорганической химии / С.И. Гильманшина, А.И. Курамшин, Ф.Д. Халикова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 188 с. (Гриф УМО МОиН РФ)
12. Курамшин А.И. Химия в задачах республиканских олимпиад (с решениями и пояснениями) / А.И. Курамшин, П.А. Гуревич, Т.Р. Сафиуллина, Д.Б. Багаутдинова. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. - 128 с.
13. Курамшин А.И. Задачи районных, городских и республиканских химических олимпиад школьников Республики Татарстан (2003 - 2008 года) (методическое пособие). / А.И. Курамшин, Казань. Изд-во МОиН РТ, 2008. - 168 С.
14. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 294-298.
15. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. С. 115-118.