ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Педагогические основы физического воспитания младших школьников . 8
1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе 12
1.3. Анализ внеурочной деятельности по организации физического
воспитания младших школьников 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности внеурочной деятельности по организации физического воспитания младших школьников 32
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования.
Результаты констатирующего этапа эксперимента 32
2.2. Программа физического воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности 41
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 44
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Педагогические основы физического воспитания младших школьников . 8
1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе 12
1.3. Анализ внеурочной деятельности по организации физического
воспитания младших школьников 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности внеурочной деятельности по организации физического воспитания младших школьников 32
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования.
Результаты констатирующего этапа эксперимента 32
2.2. Программа физического воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности 41
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 44
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение
Актуальность исследования. В младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.
Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной работы, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Необходимость построения внеурочной работы нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Большое развитие внеурочная деятельность получила у таких педагогов как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - содержание, формы и методы внеурочной деятельности в начальной школе по физическому воспитанию младших школьников.
Цель исследования - изучить особенности физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате предварительного изучения и анализа предмета исследования была выдвинута гипотеза о том, что физическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет эффективно в том случае, если:
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- воспитательная работа ведется продуманно и системно;
- создавать в образовательном учреждении условия для формирования здорового образа жизни младших школьников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть педагогические основы физического воспитания учащихся.
2. Охарактеризовать внеурочную деятельность в начальной школе.
3. Проанализировать внеурочную деятельность по организации физического воспитания младших школьников.
4. Осуществить экспериментальное исследование эффективности внеурочной деятельности по организации физического воспитания младших школьников.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседы, тестирование);
3. Статистические методы исследования.
Методики исследования. В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Неоконченные предложения».
2. Анкета для школьников «Здоровый человек».
3. Анкета «Я и другие люди».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Большекайбицкая СОШ». Работа осуществлялась с детьми младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие учащиеся двух первых классов в количестве 40 человек.
Учащиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков) были определены нами как экспериментальная группа, а учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек (14 девочек и 6 мальчиков были определены нами как контрольная группа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
Введение ФГОС заставило пересмотреть не только организацию учебного процесса, но и внеучебную работу школьников. Направления внеурочной деятельности по ФГОС призваны способствовать эффективному усвоению учениками основной образовательной программы, в том числе оптимизировать учебную нагрузку, подготовить обучающихся к решению повседневных жизненных задач, создать дополнительную базу знаний.
Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной работы, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Необходимость построения внеурочной работы нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Большое развитие внеурочная деятельность получила у таких педагогов как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский. Они рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - содержание, формы и методы внеурочной деятельности в начальной школе по физическому воспитанию младших школьников.
Цель исследования - изучить особенности физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате предварительного изучения и анализа предмета исследования была выдвинута гипотеза о том, что физическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет эффективно в том случае, если:
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- воспитательная работа ведется продуманно и системно;
- создавать в образовательном учреждении условия для формирования здорового образа жизни младших школьников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть педагогические основы физического воспитания учащихся.
2. Охарактеризовать внеурочную деятельность в начальной школе.
3. Проанализировать внеурочную деятельность по организации физического воспитания младших школьников.
4. Осуществить экспериментальное исследование эффективности внеурочной деятельности по организации физического воспитания младших школьников.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:
1. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседы, тестирование);
3. Статистические методы исследования.
Методики исследования. В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Неоконченные предложения».
2. Анкета для школьников «Здоровый человек».
3. Анкета «Я и другие люди».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Большекайбицкая СОШ». Работа осуществлялась с детьми младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие учащиеся двух первых классов в количестве 40 человек.
Учащиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков) были определены нами как экспериментальная группа, а учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек (14 девочек и 6 мальчиков были определены нами как контрольная группа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современную методологию, использованием в работе разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, адекватных цели и задачам исследования; проверки полученных результатов, применением аппарата математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В результате работы над темой «Физическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме.
Целью данной работы было изучение особенностей физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа является составной частью учебновоспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.
Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности.
В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.
Внеурочная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
Задачами внеурочной работы по физическому воспитанию являются: содействие укреплению здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся, воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Во внеурочной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений:
- Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения, куда, в частности, входит организация встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии физкультурного движения, о событиях спортивной жизни, о влиянии вредных привычек на работоспособность человека и др.
- Важным направлением является использование естественных сил природы на формирование здорового образа жизни.
- В системе работы большое значение имеет организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся:
- спортивные праздники;
- школьные Спартакиады «Стартуют все!»;
- Дни здоровья («Веселые старты», «А ну-ка парни!», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Добро пожаловать, Олимпиада!» и многие другие);
- декады физкультурно-оздоровительной работы;
- акции «Здоровье - твое богатство», «Активность - путь к долголетию», «Скажи себе - Стоп!» и др.;
- проведение тематических дней физкультуры (День прыгуна, День метателя, Я - самый сильный, День лыжника);
- соревнования по подвижным играм для начальных классов.
- В комплексной программе физического воспитания в общеобразовательной школе включены также такие формы, как занятия в спортивных секциях, кружках, группах ОФП, клубах.
Занятия в спортивных секциях по видам спорта характеризуются особенностями, вытекающими из того, что выбор предмета, установки на достижения, затраченное время прямо зависит от индивидуальных особенностей занимающихся.
Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный критерий, мотивационно-потребностный критерий, деятельностный критерий.
С целью выявления особенностей здорового образа жизни младших школьников нами было проведено диагностическое исследование.
Экспериментальной базой нашего исследования явилось МБОУ «Большекайбицкая СОШ». Работа осуществлялась с детьми младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие учащиеся двух первых классов в количестве 40 человек.
Учащиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков) были определены нами как экспериментальная группа, а учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек (14 девочек и 6 мальчиков были определены нами как контрольная группа.
Из проведенного эксперимента стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер.
Построение программы формирующего эксперимента шло на основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Для нас представлялся важным учет принципов систематичности и последовательности в разработке и осуществлении эксперимента; осуществление системы работы с 3 сентября 2018 года по 29 ноября 2018 года.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что физическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет эффективно в том случае, если:
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- воспитательная работа ведется продуманно и системно;
- создавать в образовательном учреждении условия для формирования здорового образа жизни младших школьников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников, нашла подтверждение.
Мы полагаем, что необходимо продолжить занятия с детьми для дальнейшего формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Целью данной работы было изучение особенностей физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа является составной частью учебновоспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.
Согласно требованиям ФГОС внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности.
В рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС организуются общешкольные и межшкольные соревнования, работают спортивные секции. Работа сосредотачивается на формировании мотивации к занятиям по физкультуре, знакомит с азами физвоспитания.
Внеурочная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
Задачами внеурочной работы по физическому воспитанию являются: содействие укреплению здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся, воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Во внеурочной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений:
- Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения, куда, в частности, входит организация встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии физкультурного движения, о событиях спортивной жизни, о влиянии вредных привычек на работоспособность человека и др.
- Важным направлением является использование естественных сил природы на формирование здорового образа жизни.
- В системе работы большое значение имеет организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся:
- спортивные праздники;
- школьные Спартакиады «Стартуют все!»;
- Дни здоровья («Веселые старты», «А ну-ка парни!», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Добро пожаловать, Олимпиада!» и многие другие);
- декады физкультурно-оздоровительной работы;
- акции «Здоровье - твое богатство», «Активность - путь к долголетию», «Скажи себе - Стоп!» и др.;
- проведение тематических дней физкультуры (День прыгуна, День метателя, Я - самый сильный, День лыжника);
- соревнования по подвижным играм для начальных классов.
- В комплексной программе физического воспитания в общеобразовательной школе включены также такие формы, как занятия в спортивных секциях, кружках, группах ОФП, клубах.
Занятия в спортивных секциях по видам спорта характеризуются особенностями, вытекающими из того, что выбор предмета, установки на достижения, затраченное время прямо зависит от индивидуальных особенностей занимающихся.
Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный критерий, мотивационно-потребностный критерий, деятельностный критерий.
С целью выявления особенностей здорового образа жизни младших школьников нами было проведено диагностическое исследование.
Экспериментальной базой нашего исследования явилось МБОУ «Большекайбицкая СОШ». Работа осуществлялась с детьми младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие учащиеся двух первых классов в количестве 40 человек.
Учащиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков) были определены нами как экспериментальная группа, а учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек (14 девочек и 6 мальчиков были определены нами как контрольная группа.
Из проведенного эксперимента стало ясно, что необходима целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни средствами физического воспитания, которая бы носила системный характер.
Построение программы формирующего эксперимента шло на основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Для нас представлялся важным учет принципов систематичности и последовательности в разработке и осуществлении эксперимента; осуществление системы работы с 3 сентября 2018 года по 29 ноября 2018 года.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что физическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет эффективно в том случае, если:
- учитываются возрастные особенности учащихся;
- воспитательная работа ведется продуманно и системно;
- создавать в образовательном учреждении условия для формирования здорового образа жизни младших школьников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников, нашла подтверждение.
Мы полагаем, что необходимо продолжить занятия с детьми для дальнейшего формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственной воспитанности у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мнемонической деятельности младших школьников средствами шахматной игры во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



