Производственная практика проходила в кредитной организации – ПАО Сбербанк. Деятельность данной организации представляет интерес, поскольку является примером работы крупнейшего, системно значимого коммерческого банка, оказывающего существенное влияние на состояние экономики РФ.
ПАО Сбербанк осуществляет обслуживание крупных компаний, работающих в таких отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, финансы и др.; оказывает услуги в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, а также в отношении граждан различного социального класса. Филиальная сеть банка является крупнейшей на территории РФ и включает в себя как традиционные банковские офисы, так и широкую систему устройств самообслуживания. Кроме того банк распространяет свою деятельность на зарубежные финансовые рынки – структурные подразделения и дочерние банки ПАО Сбербанк функционируют в странах Центральной и Восточной Европы, Азии. В рамках банковского сектора РФ ПАО Сбербанк является лидером по величине многих финансово-экономических показателей деятельности, в том числе по объему чистых активов, размеру кредитного и депозитного портфеля, объему собственного капитала и др.
Целью производственной практики выступила систематизация, обобщение, закрепление и углубление теоретических знаний и умений, приобретенных при освоении основной образовательной программы, на основе изучения опыта работы кредитной организации.
Конкретными задачами практики выступили:
1. Рассмотреть организационно-правовую характеристику банка;
2. Проанализировать финансово-экономические показатели банка;
3. Рассмотреть организацию аналитической и бухгалтерской работы в банке.
ПАО Сбербанк является кредитной организацией, которая осуществляет деятельность на территории РФ с 1991 г. Банк работает в качестве универсального коммерческого банка на основании генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также лицензий на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг.
ПАО Сбербанк реализует широкий ассортимент банковских услуг, направленный на три категории клиентов – частные лица, малый бизнес, корпоративные клиенты. Основными банковскими услугами ПАО Сбербанк являются кредитование, прием вкладов, осуществление расчетно-кассового обслуживания; к дополнительным услугам банка относятся страхование, инвестиционные, брокерские услуг и др. Реализация услуг банка осуществляется через систему внутренних структурных подразделений, расположенных на территории РФ, а также через зарубежные подразделения.
Результаты деятельности ПАО Сбербанк по осуществлению банковских операций выражаются в финансово-экономических показателях. По итогам 2015-2017 г. показатели деятельности банка были высокими, при этом в последние годы они находились под значительным влиянием внешних экономических факторов, что, в частности, сказалось на нестабильности активов и пассивов. Работа банка характеризуется получением прибыли с соблюдением экономических нормативов, т.е. может быть признана финансово устойчивой. Осуществление банковских операций связано с осуществлением учетной, аналитической и контрольной работы в ПАО Сбербанк. Учетная работа направлена на учет всех операций, совершаемых банком в целях формирования финансового результата. Аналитическая работа направлена на анализ и оценку показателей работы, банка, планирование финансовых ресурсов, направлений их распределения и др. Содержание контрольной работы ориентировано на регулирование работы банка.