Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЕ

Работа №32081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
767
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Коммуникативный потенциал и функции заголовка в пространстве средств массовой информации 6
1.1 Эволюция французской печатной прессы и актуальные проблемы ее развития 6
1.2 Проблема определения заголовка и его функциональных особенностей 14
1.3 Теоретические подходы к классификации заголовка 24
Глава II. Функциональные, структурные и лексические особенности заголовков печатной прессы во Франции 32
2.1 Проблема связи эксплицитности заголовка и его
функциональной направленности 32
2.2 Структурно-синтаксические типы заголовков 40
2.3 Лексические и фонетические приемы создания заголовков ....48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Современное общество крайне информатизированно, каждый день люди получают, обрабатывают и создают огромное количество информации самых разных видов. С развитием Интернета этот процесс стал происходить намного быстрее, т.к. большая часть обмена информацией перенеслась в виртуальное пространство. Однако несмотря на существование глобальной сети и электронных носителей, бумажные источники информации все еще продолжают существовать. Это касается, в первую очередь, печатных изданий газет и журналов. Французская пресса славится своей давней историей. На сегодняшний день в Пятой республике насчитывается около 1000 наименований газет и журналов, многие из которых не отказываются от своего бумажного формата в наш век информационных технологий. Тем не менее, французская печатная пресса испытывает нелегкий период, во многом благодаря своему цифровому конкуренту. Чтобы не потерять свою аудиторию и постараться привлечь внимание читателя, французская пресса прибегает к различным методам, одним из которых становится создание удачного заголовка.
В обществе, где каждая секунда ценится на вес золота, читать или нет предложенную ему статью человек решает, пробежав глазами заголовок. Таким образом, шансы на то, что материал захотят прочитать и приобретут, определит то, насколько заинтересует читателя заголовок. Столь важная роль заголовка в судьбе каждого выпуска в условиях крайне жесткой конкуренции печатной прессы и Интернет-источников определяют актуальность нашей работы.
Научная новизна данного исследования проявляется в рассмотрении функциональных особенностей и семантической структуры заголовка, с учетом уровня его эксплицитности. Кроме того, стоит отметить, что новизна работы обусловлена самой природой языка, его изменчивостью, соответственно и способы формирования текстовых единиц, с использованием средств конкретного языка, находятся в постоянном изменении.
Целью настоящей работы является исследование основных функциональных, структурных и стилистических особенностей заголовков печатной прессы во Франции.
Для достижения цели данного исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1) уточнить понятие заголовка и его общих характеристик;
2) определить специфику создания заголовков во Франции и представить классификацию рассмотренных заголовков, учитывая их функциональные и структурные особенности;
3) рассмотреть основные средства выразительности, применяемые при создании заголовков на французском языке.
Объект исследования составили заголовки ежедневных, еженедельных и ежемесячных печатных изданий Франции преимущественно за 2019 г.
Предметом исследования являются функциональные, структурные и стилистические характеристики заголовков статей разнообразной тематики.
Методологическую основу работы составляют работы В.С. Мужева, А.А. Лютой, В.М. Рогинского, Ю.В. Пешковой, Е.Н. Комарова, С.П. Суворова, Д. Менгено, Л. Фаяра, И. Делапорт, К. Фюре, и др.
Материалом работы послужили заголовки, отобранные нами методом сплошной выборки из 23 французских печатных изданий различной периодичности и функционально-тематической направленности, таких как «les Echos», «Le Monde», «Liberation», «Le Figaro», «Le Parisien», «L’Obs», «Valeurs actuelles», «Le Point», «Elle», «GQ», «Marie Claire» и др. Всего в поле нашего исследования было включено более 650 заголовков.
Методы исследования обусловлены его логикой и задачами. Это описательный, сравнительный и статистический методы, а также общенаучные методы критического анализа научной литературы, обработка и систематизация собранного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проведен анализ материала, разработанного и представленного учеными по теме данного исследования, а также внесен определенный вклад в разработку более универсального определения заголовка как важной составляющей текста и выявлены его наиболее релевантные функции.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования полученных выводов в ходе проведения практических занятий по грамматике и стилистике французского языка, а также при разработке курсов по лингвострановедению и лингвокультурологии. Также материалы настоящего исследования будут полезны тем, кто занимается переводами французских статей или проблемой составления заголовков на французском языке.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пресса во Франции сегодня, как и любой стране, имеющей свободный доступ к глобальной сети Интернет, сегодня находится в непростой экономической ситуации, а соответственно и в поиске выходов из нее. В данной работе мы попытались рассмотреть особенности заголовков печатной прессы, принимая во внимание непростую конкурентную ситуацию на информационном рынке Франции, в которой заголовок, как уже отмечалось ранее, представляется одним из основных инструментов в борьбе за внимание избалованного читателя. С целью понять природу заголовка и определить черты, на которые следует обратить особое внимание в нашем исследовании, нами были рассмотрены основные определения и характеристики заголовка, данные отечественными и зарубежными исследователями.
Учитывая многообразие определений и специфичных черт, которые каждый исследователь определяет для себя сам, мы попытались определить те аспекты специфики заголовков, которые, с нашей точки зрения, наиболее релевантны при создании заголовков во Франции. Поэтому, мы сосредоточили наше внимание, главным образом, на зависимости функциональной направленности заголовка и ее связи с его структурным типом, а также на разнообразии лексических и фонетических приемов, используемых при создании заголовков. Также большое значение в выявлении взаимосвязи вышеперечисленных элементов сыграло определение уровня эксплицитности заголовков. Нами было установлено, что следуя тематической направленности изданий, большинство заголовков ежедневной прессы носят эксплицитный характер, который также проявляется в их формальной структуре (простые двусоставные предложения, заголовки с выдвижением на первый план ключевого слова и т.д.), а подавляющее количество заголовков еженедельных и ежемесячных изданий, наоборот, имплицитны, что также в свою очередь можно проследить, обратив внимание на их синтаксическую структуру. Также мы установили, что фактором, характерным для заголовков любого уровня эксплицитности является разнообразие лексических и фонетических средств создания заголовков. Приемами, наиболее свойственными французским заголовкам, мы считаем игру слов, парономазию и афоризмы, обнаруженные нами во многих рассмотренных случаях.
Принимая во внимание изменчивый характер языка, а также специфику способов создания текстов для массового читателя, следует отметить, что исследования в области природы заголовка имеют большой потенциал, как для лингвистов и филологов, так и для специалистов по созданию материалов массовой информации.



1) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова.- М., 1966. - 608 с.
2) Батырханова Р.С. Заголовок как объект лингвистического
исследования / Р.С. Батырханова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28 NII 2012/Philologia/1 117490.doc.htm, дата
обращения 15.02.2019.
3) Бессонов А.П. Газетный заголовок / А.П. Бессонов. - Л.: Наука, 1958. - 62 с.
4) Вомперский В. П. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка / В. П. Вомперский // Искусство публицистики: пробл. теор. и практ. - АлмаАта, 1966. - С. 82-85.
5) Гак В.Г. К диалектике семантических отношений в языке / В.Г. Гак // Принципы и методы семантических исследований. - М.: Наука, 1976. - С. 73-91.
6) Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа-текстов: опыт
исследования современной английской медиаречи / Т.Г. Добросклонская. - М., 2005. - 286 с.
7) Дроздов Р.К. К вопросу о классификации заголовочных комплексов в современной печати / Р.К. Дроздов // Известия ВГПУ. - Вопросы ономастики. - 2011. - №3. - С. 62-65.
8) Иноземцева Н.В. Функциональные особенности заголовков англоязычных газетных статей / Н.В. Иноземцева // Вестник ВГУ. - Сер. «Германские и романские языки». - 2015. - № 11. - С.142-146.
9) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М., 1987. - 261 с.
10) Качаев Д.А. Классификация социокультурных и интертекстуальных компонентов в газетных заголовках / Д.А. Качаев // Известия вузов. СевероКавказский регион. - Общественные науки. - 2007. - Спец.вып. - С. 114-116.
11) Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста / А.В. Колесниченко. - Аспект Пресс, 2013. - 334 с.
12) Комаров. Е.Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20/ Е.Н. Комаров - Волгоград, 2003. - 199 с.
13) Костыгина С.И. Функции заголовка в речевом произведении научно-популярного стиля/ С.И. Костыгина // Организация речевого произведения и его составляющих. - Челябинск, 1988. - С.45-51.
14) Лазарева Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. - Свердловск, 1989. - 82 с.
15) Лютая А.А. Современный газетный заголовок: Структура,
семантика прагматика: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01/ А.А. Лютая. - Волгоград, 2008. - 164 с.
16) Мужев В.С. О функциях заголовков / В.С. Мужев // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. - Вопросы романо-германской филологии. - М., 1970.- №55.- С. 86-94.
17) Ноздрина Л.А. Заглавие текста / Л.А. Ноздрина // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза, - Грамматика и смысловые категории текста. - М.,1985. - С. 176-185.
18) Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка / Д.Н. Овсянико-Куликовский. - СПб: И.Л. Овсянико-Куликовский, 1912. - 352 с.
19) Пешкова Ю.В. Взаимосвязь синтаксической структуры и функций заголовков немецких новостных текстов / Ю.В. Пешкова // Вестник ВГУ. - Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2011. - № 1. - С. 147-150.
20) Подчасов А.С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков: на материале российских и британских газет второй половины 1980-1990 годов. Синтаксический аспект: дис. ... канд. филол. наук / А. С. Подчасов. - М., 2001. - 187 с.
21) Ронгинский В.М. О тенденции в развитии структуры заголовков /
B. М. Рогинский // Исслед. по граммат. и лексикол. - Киев, 1966. - С. 159-166.
22) Рудницкая И.А. Прагматическая направленность газетного заголовка / И.А. Рудницкая // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. - Вопросы лексикологии и стилистики французского языка. - М., 1981. - №177. -
C. 157-179.
23) Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г.Слышкин. - M.:Academia, 2000. - 128 с.
24) Список французских печатных изданий с информацией о продажах
[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.acpm.fr/Les-
chiffres/Diffusion-presse/Presse-Payante/Presse-Magazine, дата обращения
18.01.2019.
25) Суворов С.П. Особенности стиля английских газетных заголовков / С.П. Суворов // Язык и стиль. - М.: Мысль, 1965. -193 с.
26) Сыров И.А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста Текст. / И.А. Сыров // Филологические науки. - 2002. - №3. - С. 59-68.
27) Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетнопублицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская. - М.: УОР, 1984. - 234 c.
28) Федорова Г.С. Особенности перевода газетных заголовков с английского на русский / Г.С. Федорова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tmnlib.ru:82/upload/books/VKR/2016/IFIJ/Fedorova VKR.pdf, дата обращения 20.01.2019.
29) Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие - М.: Гендальф, 1998. - 96 с.
30) Agnes Y. Manuel de journalism / Y. Agnes. - P.: La Decouverte, 2008. - 473 p.
31) Becquet N. Le journalisme est-il soluble dans Fere numerique? / N. Becquet [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.implications- philosophiques.org/actualite/une/le-iournalisme-est-il-soluble-dans-lere-numerique-2/, дата обращения 14.01.2019.
32) Comment se porte la presse fran5aise ? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.europe1.fr/emissions/Le-fait-medias-du-iour/comment-se- porte-la-presse-francaise-2854456. дата обращения 22.01.2019.
33) Delaport I. La pratique Journalistique / I. Delaport [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://canalnord.org/mauvaise-presse/wp-
content/uploads/2017/05/la-pratique-iournalistique-par-Ixchel-Delaporte.pdf. дата обращения 25.01.2019.
34) Disparition de La Gazette [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://francearchives.fr/commemo/recueil-2015/39324, дата обращения 1.02.2019.
35) Duretz M. A l'article de la mort ? / М. Duretz [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://www.lemonde.fr/vous/article/2013/01/07/la-presse-
imprimee-a-l-article-de-la-mort 1813688 3238.html. дата обращения 25.01.2019.
36) Dor D. On newspaper headlines as relevance optimizers/ D. Dor // Journal of Pragmatics. - 2003. - №35 - Р. 695-721.
37) Fayard L. Ecrire pour etre compris / L. Fayard [Электронный ресурс] // Режим достvпа:http://asdrad■free■fr/res/Ecrire pour etre lu/Ecrirepouretrecompris. pdf, дата обращения 16.01.2019.
38) La presse papier n’est pas morte ! [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.lesaviezvous.net/societe/la-presse-papier-nest-pas-morte.html, дата обращения 16.01.2019.
39) Lebourg G. Quel avenir pour la presse ecrite? / G. Lebourg
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.lesinrocks.com/2017/12/02/actualite/actualite/quel-avenir-pour-la- presse-ecrite/. дата обращения 27.01.2019.
40) Maingueneau D. Les termes cles de l'analyse du discours / D. Maingueneau. - P.: Seuil, 1996. - 95p.
41) Quintero-Ramiez S. Generalites syntaxiques des titres sportifs dans des journaux en ligne / S. Quintero-Ramiez // Revista de Linguuistica y Lenguas Aplicadas - 2017. - №12. - P.103-124
42) Qu’est-ce qu’un bon titre ? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.redactevent.fr/quest-ce-quun-bon-titre/, дата обращения 13.01.2019.
43) Roussel F. La presse est morte, vive la presse / F. Roussel
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.liberation.fr/medias/2011/12/15/la-presse-est-morte-vive-la-
presse 782002, дата обращения 4.01.2019.
44) Shaeda I. Of headlines & headlinese: Towards distinctive linguistic and pragmatic genericity [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iournals.openedition.org/asp/2523, дата обращения 29.01.2019.
45) Tahar A. Pour une syntax des titres des Faits Divers. Reflexion sur un corpus de titres de press algerienne d’expression fran5aise / A. Tahar // Synergies Algerie. - 2012. - №17. - P. 25-33.
46) Tnskova M. Les titres des articles dans la presse fra^aise / М. Tnskova
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://is.muni.cz/th/gwzhq/Diplomova prace.pdf, дата обращения 23.01.2019.
47) Une histoire de la presse en France [Электронный ресурс] // Режим
доступа: https://www.franceinter.fr/infb/une-histoire-de-la-presse-en-france, дата
обращения 20.01.2019
ИСТОЧНИКИ
48) Courrier international - du 7 au 13 janvier 2019
49) Courrier international - du 11 au 17 avril, 2019
50) Elle - 4 janvier, 2019
51) GQ - fevrier, 2019
52) GQ - mars, 2019
53) GQ - octobre, 2017
54) Liberation - 17 fevrier, 2019
55) Liberation - 19 fevrier, 2019
56) Liberation - 8 mai, 2019
57) Les Echoes - 19 fevrier, 2019
58) Les Echoes - 7 fevrier, 2019
59) Le Figaro - 27 mars, 2019
60) Le Monde - 7 fevrier, 2019
61) Le Monde -19 fevrier, 2019
62) Le Monde - 8 mai, 2019
63) L’OBS - du 7 au 13 fevrier, 2019
64) L’OBS - du 25 avril au 5 mai, 2019
65) Le Point - 7 fevrier, 2019
66) Le Point - 14 mars, 2019
67) Marie Claire - mars, 2019
68) Parisien - 20 avril, 2019
69) Valeurs Actuelles - du 7 au 13 fevrier, 2019
70) Valeurs Actuelles - du 25 avril au 1 mai, 2019


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ