МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Местные налоги и сборы как элемент финансовой основы местного самоуправления в Российской Федерации 7
§1. Понятие местных налогов и сборов 7
§2. История развития законодательства о местных налогах и сборах 18
Глава 2. Виды местных налогов и сборов 28
§1. Земельный налог 28
§2. Налог на имущество физических лиц 38
§3. Торговый сбор 45
Глава 3. Пути совершенствования системы местных налогов и сборов в
Российской Федерации 51
§1. Основные проблемы в области системы местного налогооблажения 51
§2. Пути совершенствования системы местных налогов и сборов 64
Заключение 70
Список использованной литературы
Глава 1. Местные налоги и сборы как элемент финансовой основы местного самоуправления в Российской Федерации 7
§1. Понятие местных налогов и сборов 7
§2. История развития законодательства о местных налогах и сборах 18
Глава 2. Виды местных налогов и сборов 28
§1. Земельный налог 28
§2. Налог на имущество физических лиц 38
§3. Торговый сбор 45
Глава 3. Пути совершенствования системы местных налогов и сборов в
Российской Федерации 51
§1. Основные проблемы в области системы местного налогооблажения 51
§2. Пути совершенствования системы местных налогов и сборов 64
Заключение 70
Список использованной литературы
Среди экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам и сборам.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Однако основным и на сегодняшний день единственным закрепленным в Налоговом кодексе Российской Федерации систематизирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. Так, в соответствии со статьей 12 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) все налоги и сборы в РФ делятся на три вида: федеральные, региональные и местные. В своей работе мы подробно рассмотрим местные налоги и сборы.
Внесение изменений в НК РФ привело к кардинальному изменению всей правовой базы, регулирующей местные налоги, и активизации правотворческой деятельности представительных органов муниципальных образований в области правового регулирования местных налогов. Определенное влияние на правотворческую деятельность представительных органов муниципальных образований оказал Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений, внесенные Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». В условиях продолжающейся реформы местных налогов поиск оптимальных путей по установлению и введению местных налогов приобретает особое значение в теории и практике.
В 2016 году налоговое законодательство РФ претерпело некоторые изменения, которые затронули и местные налоги, устанавливаемые региональными властями и обеспечивающие развитие определенной территории. В целом местное налогообложение представляет собой формирование региональных и муниципальных бюджетов средствами, в дальнейшем израсходованные на социальные нужды, в сущности поступления от местных налогов и сборов должны быть значимы в совокупном объеме финансовых ресурсов. В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор. В соответствии с главой 33 НК РФ торговый сбор с 1 июля 2015 года введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Следовательно, на территории РФ взимается только 3 местных налога, вводимые в пределах отдельных муниципальных образования по заключению местных властей. Основной проблемой местного налогообложения является дефицит местных бюджетов, а также формирование их доходной части от отчислений федеральных и региональных налогов.
Актуальность темы исследования обусловлена также принятием в 2005 году главы 31 НК РФ «Земельный налог», которая значительным образом изменяет налогообложение земельных участков и в большей степени обеспечивает защиту прав и интересов налогоплательщиков. А также введением с 1 января 2015 года главы 32 НК РФ, которой регулируется налог на имущество физических лиц и глава 33, которой введен торговый сбор. В то же время данные главы не лишены определенных недостатков, что дает возможность внести предложения по дальнейшему совершенствованию земельного налога.
Все вышеназванное обусловливает актуальность темы в теоретическом, правотворческом и правоприменительном аспектах.
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах ученых-экономистов России А.А. Тривуса, Н.И. Тургенева, А.А. Соколова, М.Ю., Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника.
Объектом исследования работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания местных налогов.
Предмет исследования - нормативная база деятельности органов государственной власти и местного замуправления в сфере местного налогообложения.
Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
• проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
• выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
• изучить историю развития законодательства о местных налогах и сборах;
• рассмотреть и изучить виды налогов и сборов;
• выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения.
В процессе работы нами были использованы общие методы научного познания, а также методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ и синтез, моделирование, прогнозирование и др.). В работе применяются также частные методы научного познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Кроме того, в работе широко использован системный метод исследования.
Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения. Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Однако основным и на сегодняшний день единственным закрепленным в Налоговом кодексе Российской Федерации систематизирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. Так, в соответствии со статьей 12 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) все налоги и сборы в РФ делятся на три вида: федеральные, региональные и местные. В своей работе мы подробно рассмотрим местные налоги и сборы.
Внесение изменений в НК РФ привело к кардинальному изменению всей правовой базы, регулирующей местные налоги, и активизации правотворческой деятельности представительных органов муниципальных образований в области правового регулирования местных налогов. Определенное влияние на правотворческую деятельность представительных органов муниципальных образований оказал Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений, внесенные Федеральным законом от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». В условиях продолжающейся реформы местных налогов поиск оптимальных путей по установлению и введению местных налогов приобретает особое значение в теории и практике.
В 2016 году налоговое законодательство РФ претерпело некоторые изменения, которые затронули и местные налоги, устанавливаемые региональными властями и обеспечивающие развитие определенной территории. В целом местное налогообложение представляет собой формирование региональных и муниципальных бюджетов средствами, в дальнейшем израсходованные на социальные нужды, в сущности поступления от местных налогов и сборов должны быть значимы в совокупном объеме финансовых ресурсов. В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор. В соответствии с главой 33 НК РФ торговый сбор с 1 июля 2015 года введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Следовательно, на территории РФ взимается только 3 местных налога, вводимые в пределах отдельных муниципальных образования по заключению местных властей. Основной проблемой местного налогообложения является дефицит местных бюджетов, а также формирование их доходной части от отчислений федеральных и региональных налогов.
Актуальность темы исследования обусловлена также принятием в 2005 году главы 31 НК РФ «Земельный налог», которая значительным образом изменяет налогообложение земельных участков и в большей степени обеспечивает защиту прав и интересов налогоплательщиков. А также введением с 1 января 2015 года главы 32 НК РФ, которой регулируется налог на имущество физических лиц и глава 33, которой введен торговый сбор. В то же время данные главы не лишены определенных недостатков, что дает возможность внести предложения по дальнейшему совершенствованию земельного налога.
Все вышеназванное обусловливает актуальность темы в теоретическом, правотворческом и правоприменительном аспектах.
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах ученых-экономистов России А.А. Тривуса, Н.И. Тургенева, А.А. Соколова, М.Ю., Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника.
Объектом исследования работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания местных налогов.
Предмет исследования - нормативная база деятельности органов государственной власти и местного замуправления в сфере местного налогообложения.
Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
• проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
• выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
• изучить историю развития законодательства о местных налогах и сборах;
• рассмотреть и изучить виды налогов и сборов;
• выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения.
В процессе работы нами были использованы общие методы научного познания, а также методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ и синтез, моделирование, прогнозирование и др.). В работе применяются также частные методы научного познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Кроме того, в работе широко использован системный метод исследования.
Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения. Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Налоги, как и вся налоговая система, являются одним из главных инструментов управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)
Налоговая система РФ - трехуровневая и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги. Местный налог - это устанавливаемый и вводимый в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, в целях финансового обеспечения деятельности муниципального образования, обязательный денежный платеж, имеющий односторонний характер, подлежащий взиманию на территории муниципального образования на началах безвозмездности, безвозвратности и зачисляемый в бюджет или внебюджетный фонд муниципального образования.
Становление и развитие системы местных налогов и сборов в России происходило неравномерно. С развитием государства центральная власть все более и более ограничивает налоговую автономию местных сообществ, используя в качестве правовых механизмов таких ограничений закрепление в актах центральной власти отдельных элементов юридического состава наиболее значимых налогов и сборов, установление исчерпывающего перечня местных налогов и сборов.
В постсоветской России первоначально местных налогов было более двадцати. В настоящий момент в результате проводимой налоговой реформы общее количество налогов и сборов,взимаемых в Российской Федерации сократилось. На 2019 год в систему налогов входят: 8 федеральных налогов, 3 - региональных и 3- местных: налог на землю, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
Земельный налог взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 26.06.2007). Налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Определяется она с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам.
Налог на имущество физических лиц взимается в соответствии с главой 32НК РФ.
Порядок исчисления налога на торговый сбор установлен главой 33 НК РФ.
Налоговой базой является определяемая органами технической инвентаризации инвентаризационная стоимость имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений) принадлежащего физическим лицам на праве собственности. С 2006 года право установления ставок налога и льгот предоставлено представительным органам местного самоуправления сельских и городских поселений и городских округов.
Основной проблемой местного налогообложения является дефицит местных бюджетов и формирование их доходной части за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, доля которых в бюджете составляет более 90%. Существуют также следующие проблемы функционирования местной налоговой системы:
1. Наличие федеральных льгот по земельному налогу.
2. Наличие препятствий по формированию налогооблагаемой базы местных налогов.
3. Несовершенство системы администрирования местных налогов.
Для решения этих проблем необходимо:
1. Расширить перечень местных налогов за счет налога на доходы физических лиц с уплатой налога по месту непосредственного жительства налогоплательщиков.
2. Отмена налоговых льгот по земельным и имущественным налогам.
3. Упорядочивание процессов оценки налогооблагаемой базы по местным налогам.
4. Оптимизация налогового администрирования: введение в структурах муниципалитетов института сборщиков налогов, обеспечение качественного обмена информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.
Налоговая система РФ - трехуровневая и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги. Местный налог - это устанавливаемый и вводимый в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, в целях финансового обеспечения деятельности муниципального образования, обязательный денежный платеж, имеющий односторонний характер, подлежащий взиманию на территории муниципального образования на началах безвозмездности, безвозвратности и зачисляемый в бюджет или внебюджетный фонд муниципального образования.
Становление и развитие системы местных налогов и сборов в России происходило неравномерно. С развитием государства центральная власть все более и более ограничивает налоговую автономию местных сообществ, используя в качестве правовых механизмов таких ограничений закрепление в актах центральной власти отдельных элементов юридического состава наиболее значимых налогов и сборов, установление исчерпывающего перечня местных налогов и сборов.
В постсоветской России первоначально местных налогов было более двадцати. В настоящий момент в результате проводимой налоговой реформы общее количество налогов и сборов,взимаемых в Российской Федерации сократилось. На 2019 год в систему налогов входят: 8 федеральных налогов, 3 - региональных и 3- местных: налог на землю, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
Земельный налог взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 26.06.2007). Налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Определяется она с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам.
Налог на имущество физических лиц взимается в соответствии с главой 32НК РФ.
Порядок исчисления налога на торговый сбор установлен главой 33 НК РФ.
Налоговой базой является определяемая органами технической инвентаризации инвентаризационная стоимость имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, иных строений, помещений и сооружений) принадлежащего физическим лицам на праве собственности. С 2006 года право установления ставок налога и льгот предоставлено представительным органам местного самоуправления сельских и городских поселений и городских округов.
Основной проблемой местного налогообложения является дефицит местных бюджетов и формирование их доходной части за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, доля которых в бюджете составляет более 90%. Существуют также следующие проблемы функционирования местной налоговой системы:
1. Наличие федеральных льгот по земельному налогу.
2. Наличие препятствий по формированию налогооблагаемой базы местных налогов.
3. Несовершенство системы администрирования местных налогов.
Для решения этих проблем необходимо:
1. Расширить перечень местных налогов за счет налога на доходы физических лиц с уплатой налога по месту непосредственного жительства налогоплательщиков.
2. Отмена налоговых льгот по земельным и имущественным налогам.
3. Упорядочивание процессов оценки налогооблагаемой базы по местным налогам.
4. Оптимизация налогового администрирования: введение в структурах муниципалитетов института сборщиков налогов, обеспечение качественного обмена информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.
Подобные работы
- Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Система налогов и сборов в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Учет и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации на примере ООО «Вторресурсы»
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прямые налоги в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021



