Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №32062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1003
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Структура коммуникативной компетенции 7
1.2 Структура речевой компетенции в области говорения 12
1.3 Специфика монологической и диалогической речи 15
1.4 Виды учебного материала и средств для обучения говорению 24
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Естественные ситуации как способ активизации речевой деятельности .. 31
2.2 Искусственные ситуации как способ активизации речевой деятельности 36
2.3 Использование речевых клише и коннекторов при обучении
французскому языку 38
2.4 Опытное обучение по использованию разработанных учебно -речевых ситуаций на уроках французского языка в 4 классах общеобразовательной школы 48
Выводы по главе II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ


Обучение иностранному языку в средней школе - это обучение общению при помощи иностранного языка.
Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильным построением учебного процесса. Желание учеников мыслить и изъясняться на уроке на неродном языке - одна из основных задач учителя иностранного языка. И поэтому одним из наиболее продуктивных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса - проблема непростая и неоднозначно решаемая.
В общении реализуются различные формы деятельности (учебнопознавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, в основе которых лежат предметы обсуждения. Таким образом, метод моделирования речевого высказывания приобретает большое значение. Это осуществляется в ситуационных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого конструирования высказываний от речевой ситуации.
Учебные речевые ситуации - это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить.
Опыт работы в школе и наш собственный опыт в педагогической практике показывают, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью учащихся.
Таким образом, успешность обучения иноязычному общению во многом зависит от того, в какой мере содержание и методы обучения соответствуют особенностям общения, важнейшим характером которого является его социальная сущность. Поэтому основной целью обучения в средней общеобразовательной школе является формирование коммуникативной компетенции.
Как известно, коммуникативная компетенция многокомпонентная, и включает в себя языковую, речевую и социокультурную компетенции.
Наше исследование ограничено рамками формирования речевой компетенции.
Актуальность исследования определяется фактом, что сегодня все образование построено на коммуникативном общении и в условиях глобализации и расширения международных контактов формирование коммуникативной компетенции является самой важной частью образовательного процесса.
Предметом исследования являются речевые ситуации на уроке иностранного (французского) языка в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования состоит в разработке и выявлении эффективных способов создания речевых ситуаций на уроках французского языка.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Дать определение учебно-речевой ситуации, выявить основные виды и функции учебно-речевых ситуаций;
2. Разработать упражнения на основе учебно-речевых ситуаций;
3. Выявить эффективность учебно-речевых ситуаций в опытном обучении.
Методологической основой исследования являются труды таких ученых, как Е.И. Пассов, М.Л. Вайсбурд, (использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке), Н.И. Гез, С.А. Корзина(использование речевых клише при обучении говорению на французском языке), А.Н. Леонтьев (ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста), а также интернет-источники по теме исследования.
Методы исследования: нами использованы общенаучные методы исследования (анализ и синтез), а также педагогические методы исследования (наблюдение и опытное обучение).
Теоретическая значимость и новизна данной работы заключается в создании учебно-речевых ситуаций на младшей ступени обучения французского языка в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в преподавании французского языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения и библиографии.
Во введении изложен научный аппарат исследования: показаны актуальность, предмет и объект исследования; сформулированы цель и задачи исследования; указаны методологическая основа и методы исследования; сформулирована научная и практическая значимость.
В первой главе «Формирование речевой компетенции у учащихся на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе» рассматриваются теоретические основы и общие положения о коммуникации. Подробно описана специфика монологической и диалогической речи, подчеркнуто что любая речь ситуативна.
Вторая глава «Методика обучения говорению как виду речевой деятельности» посвящена подробному описанию инновационных методов и подходов в обучении французскому языку, апробированных автором во время педагогической практики в МБОУ «Гимназия №9». В данной главе приведено практическое обоснование значимости создания речевых ситуаций в целях обучения говорению на французском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе этой работы изучалась устная речь как форма общения, а методическая литература анализировалась с целью определения концепции ситуации и выделения общих характеристик ситуаций общения как средства развития устной иноязычной речи.
Весь процесс изучения иностранного языка имеет коммуникативную направленность. В этом отношении поиск способов создания речевых ситуаций имеет особое значение.
Исходя из задач, выведенных нами в ходе данной работы, можно сделать вывод, что учебно-речевая ситуация - это ситуация общения в процессе учебной деятельности, стимулирующая речь учащихся.Способы и методы создания речевых ситуаций сами по себе направлены на формирование монологической и диалогической речи учеников.
В методической литературе широко обсуждается вопрос о том, с чего нужно начинать обучение устной речи - с монологической или диалогической речи. Так, некоторые лингвисты считают, что нужно начинать с основ говорения на иностранном языке, которые необходимы как для диалогической, так и для монологической речи. К таким основам относится становление произносительных навыков, лексических навыков в рамках отрабатываемой темы и элементарных грамматических навыков, необходимых на начальном этапе. Однако другие говорят, что начинать обучение нужно с монологической речи, так как оно оказывается более легким.
Обучение иностранному языку в школе регламентировано программой, в рамках которой сформулированы требования, предъявляемые к овладению устной речью в средней школе. А именно, диалогическая речь - учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросы, восклицания, просьбы, приказания и ответные реплики (согласие, отказ, сообщение запрос сведений, возражение и т.п.).
Монологическая речь - учащиеся должны без предварительной подготовки высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами содержание прослушанного или прочитанного текста, излагая свое отношение к изложенному.
Кроме того, требуется правильность языкового оформления, логичность и соответствие речи ситуации общения, а в монологической речи - последовательность изложения.
Учитывая особенности подросткового возраста и особенности использования учебно-речевых ситуаций, были выделены требования к созданию УРС при обучении общению на французском языке исходя из личностно-ориентированного подхода в обучении.
Нами были разработаны упражнения на основе учебно -речевых ситуаций. В ходе опытного обучения - упражнения на основе диалога между учителем и учеником. А также в Приложении представлены упражнения на основе диалога между учениками.
Результаты опытного обучения показали, что использование учебноречевых ситуаций как средства развития устной речи учащихся на уроке позволяет приблизиться к целям обучения иноязычному общению, то есть позволяет сформировать навык устной речи учащихся.
Наше исследование показало, что использование учебно-речевых ситуаций является одним из самых эффективных методов обучения общению на французском языке.
Более того, данная работа позволила нам сделать следующие выводы:
1. целью обучения иноязычному общению является развитие черт вторичной языковой личности, способной осуществлять речевое взаимодействие с представителями других культур и использовать иностранный язык как средство общепринятого бытового общения.
2. использование учебно-речевых ситуаций дает возможность создания на уроках условий, приближенных к реальному общению. Разные специалисты выделяют до десяти типов условно-речевых ситуаций в зависимости от критериев, на которых основываются их классификации, и около десяти функций. Являясь организующим началом и ведущим способом в процессе обучения иноязычному общению, учебно-речевая ситуация выступает в качестве основного приема обучения.
3. учет индивидуальных способностей, психо-возрастных особенностей и социально-культурных различий учащихся при использовании учебно - речевых ситуаций на уроках иностранного языка играет важную роль: систематизирует полученные знания и делает процесс обучения общению на иностранном языке более интересным и приятным для учеников.
4. аутентичный материал, актуальные темы и проблемы для обсуждения, а также различный формат заданий дают возможность каждому учащемуся высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
5. на начальном этапе работы по теме даются простые речевые ситуации. Более сложные учебно-речевые ситуации, требующие развернутых высказываний, рекомендуется использовать в конце работы над темой, когда учащиеся достаточно хорошо проработали необходимый лексический и грамматический материал.
В заключение нужно отметить, что мы на своем опыте убедились в эффективности использования учебно-речевых ситуаций. Они делают процесс обучения иноязычному общению не только интересным для учащихся, но и продуктивным, являясь стимулом к изучению иностранного языка в целом. Опытное обучение доказало выдвинутую гипотезу и можно говорить о том, что специально созданные (разработанные) учебно-речевые ситуации не только способствуют более эффективному обучению монологической и диалогической речи учащихся, но и способствуют развитию спонтанной речи.



1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 1969. - 256 с.
2. Андреевская-Левенстерн, Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе: Учебное пособие / Л.С. Андреевская- Левенстерн. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 119.
3. Андриенко, К.Л. Социальная психология / К.Л. Андриенко. - М.: Просвещение, 1993. - 46 с.
4. Береговская, Э.М. Le fran5ais en perspective: Учебно-методический комплект по французскому языку для IV класса общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением французского языка / Э.М. Береговская. - М.: Просвещение, 2009. - 145 с.
5. Бим, И.Л. К проблеме уровня обученности иностранному языку выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 1998. - №4. - 158 с.
6. Бим, И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
7. Блох, М.Я. Строй диалогической речи / М.Я Блох, С.М. Поляков. - М.: Прометей, 1992. - 153 с.
8. Богданова, О.С. Логико-коммуникативные программы при обучении монологическому высказыванию / О.С. Богданова // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 5. - 18 с.
9. Брагина, А.А. Метафора - стандарт - штамп / А.А. Брагина // Вестник МГУ, Журналистика. - 1977. - № 2. - С. 70.
10. Вайсбурд, М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохина // Иностранные языки в школе. - 1997. - №1, 2. - С. 19-38.
11. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1983. -269 с.
12. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: начальная школа: метод. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 240 с.
13. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез // Учебное пособие. -3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1992. - 38 с.
15. Гез, Н.И. Роль ситуативности в формировании речевой компетенции / Н.И. Гез // Сборник научных трудов Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М .Тореза. - 1983. - 222 с.
16. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1988. - 319 с.
17. Городникова, М.Д Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя / М.Д. Городникова, Н.И. Супрун, И.Б. Фигон. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
18. Гусева, А.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению (школа с углубленным изучением иностранных языков, французский язык) / А.В. Гусева. - М.,2002. - 38 с.
19. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. С. 9-13.
20. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
21.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
22. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 258 с.
23. Калинина, С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию / С.В. Калинина // Иностранные языки в школе. - 1991. - №1. - С. 32-34.
24. Калинина, С.В. Обучение связному высказыванию на французском языке в школе / С.В. Калинина. - М.: Просвещение, 1968. - 77 с.
25. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
26. Каргина, Е.М. Создание естественных речевых ситуаций при обучении
устной иноязычной речи / Е.М. Каргина // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 11. [Электронный ресурс] URL:
http://psychology.snauka.ru/2014/11/3988 (дата обращения: 07.02.2019).
27. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 1982. - 103 с.
28. Корзина, С.А. Речевые клише в диалогической речи / С.А. Корзина. - М.: Высшая школа, 1991. - 111 с.
29. Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров // Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. - 1971. -№1. - С. 38-44.
30. Кузьменко, О.Д. Учебное чтение, его содержание и формы / О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова. - М.: Рус. язык, 1991. - 356 с.
31. Кунин, В.И. Обучение монологическому высказыванию на основе логико-синтаксических схем (на материале французского языка / В.И. Кунин. - 1975. - 226 с.
32. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. - 225 с.
33. Леонова, Л.А. Готовые предложения в современном английском бытовом диалоге / Л.А. Леонова, Э.П. Шубин // Иностранные языки в школе. - 1970. - № 5. - 116 с.
34. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев // Курс лекций. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
35. Мильруд, Р.П. Некоторые пути обучения самостоятельному высказыванию / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1985. - №2. - С. 29-34.
36. Мильруд, Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Высшая школа, 1992. - 530 с.
37. Мильруд, Р.П. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста / Р.П. Мильруд, А.А. Гончаров // Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. - С. 34-38.
38. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучению французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
39. Мокрецова, М.М. Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия / М.М. Мокрецова, И.К. Ербулатова, С.С. Альмурзина // Молодой ученый. -
2016. - №7. - С. 1164-1167. - URL https://moluch.ru/archive/111/27301/ (дата обращения: 15.06.2019).
40. Нуждина, М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста / М.А. Нуждина // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - 176 с.
41. Пассов, Е.И. Структура проблемы как основа организации материала при коммуникативном обучении говорению / Е.И. Пассов, Е.Н. Крамаренко // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж. - 1983. - С. 13-21.
42. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 278 с.
43. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - №2. - С. 24-26.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
45. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителей / В.Л. Скалкин. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
46. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (базовый курс): пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
47. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А.Н. Шамов. - М.: АСТ-Москва: Восток - Запад, 2008. - 253 с.
48. Щерба, Л.В. Восточно-лужицкое наречие: оттиск из записок историкофилологического факультета Петроградского ун-та / Л.В. Щерба. - Спб.: Маяк, 1915. - 384 с.
49. Энциклопедия Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/ (дата обращения: 26.05.19)
50. Bachman, L.F. Fundamental Considerations in Language Testing / L.F. Bachman. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 408 p.
51. Debyser, F. Exprimer son desaccord: Fran5ais dans le monde / F. Debyser. - Paris: BELC, 1979. - 153 p.
52. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes. - Harmondsworth: Penguin, 1972. - 293 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ