ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами
и зависимого поведения 7
1.2 Психологическая характеристика старшего школьного возраста 15
1.3 Роль государства и общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1 Организация экспериментального исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по проведению профилактической работы
среди старшеклассников 36
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами
и зависимого поведения 7
1.2 Психологическая характеристика старшего школьного возраста 15
1.3 Роль государства и общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1 Организация экспериментального исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по проведению профилактической работы
среди старшеклассников 36
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общественное мнение нашей страны отмечает, что злоупотребления психоактивными веществами (далее ПАВ) среди молодежи в настоящее время, не смотря на предпринимаемые предупредительные меры, стало представлять угрозу национальной безопасности России. При этом, употребление психоактивных веществ школьниками за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия [6, с. 128]. По данным Всемирной организации здравоохранения людей с заболеваниями, обусловленными принятием этих веществ составляет свыше 500 миллионов человек.
Как следует их большого количества публикаций, сегодня фактом является утрата молодежью жизненных ценностей, бедность духовной культуры, экономическая нестабильность и неспособность правоохранительных органов эффективно противостоять преступности привели к тому, что в употребление ПАВ вовлекаться все больше молодежи [8, с. 49]. Следовательно мы можем говорить об «омоложении» зависимостей. В нашей стране средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12, 5 года, а среди девочек - до 12,9 года. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14, 2 года среди мальчиков и 14, 6 года среди девочек. Актуальность нашей работы заключается в осмыслении необходимости разработки профилактических мероприятий среди обучающихся.
Впервые наркотическую зависимости и ее тесную связь с социальнобытовыми условиями рассмотрели А.С. Шоломович, Ю.П. Лисицин, М.Н. Гернет, и др. в начале 20 века. Ими были разработаны технологии обследования наркозависимых. Проблемой наркотической зависимости, социальной составляющей употребления психоактивных веществ занимались так же А.Е. Личко, Л.С. Горбатенко, Ю.А. Бубеев, В.С. Битенский, Л.Б. Шнейдер.
Большинство исследований по профилактике зависимостей проводились с позиций медицины Бабаян Э.А., М.Х. Гонпольский М.М. Русакова, Г.Г. Силласте. Социально-педагогический аспект употребления молодежью ПАВ исследовался
В.В. Лозовым, О.В. Кремлевой. Ряд авторов исследовали специфичность феномена зависимости от ПАВ, который состоит в том, что знакомство с наркотиком происходит в группе сверстников и с помощью опытного товарища- аддикта (С.В. Велиева, Ф.И. Григорец, О. С.Михайлова, О.А. Новикова). Проблему воспитания и профилактики зависимого поведения, формирования здорового образа жизни можно проследить в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, З.В. Коробкина, В.А. Попова, П.Д. Павленок, К.С. Лисецкого, Л.М. Шипициной и т.д.
Однако несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме наркомании и использовании ПАВ мы все же можем сказать, что общество школы нуждается в более глубоких теоретических и практических исследованиях данного вопроса, особенно в вопросе профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников. Следовательно не до конца остается разрешенным противоречие между объективной необходимостью противостояния распространению ПАВ среди школьников и отсутствием комплексного воздействия на факторы наркотизации старшеклассников. Разрешение данного противоречия связано с разработкой проблемы: каковы приоритетные направления профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников?
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебновоспитательного процесса старшей школы.
Объектом обучающиеся старших классов.
Предмет исследования: профилактика злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Цель: обосновать профилактические мероприятия по снижению злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Задачи:
1. Выявить сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников.
2. Изучить роль общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников (семья, государство, вуз).
3. Опытно-экспериментальным путем исследовать злоупотребления ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников.
4. Составить методические рекомендации по профилактике злоупотреблений ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников и апробировать профилактические мероприятия в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую базу составили психолого-педагогическое осмысление проблем личности (Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, И.С. Кон); методологические принципы профилактической педагогики и психологии (А.Е. Личко, М.И. Мосягин, Е.И. Шипицина, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ и синтез литературы по проблеме злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения
2. Экспериментальное исследование (анкетирование), его обобщение и интерпретация;
3. Методы статистической обработки результатов.
Экспериментальной базой исследования послужила МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска, РТ
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа и синтеза научных представлений о профилактике злоупотреблениий ПАВ среди старшеклассников, что позволяет по-новому осмыслить сущность превентивной деятельности в формировании здорового образа жизни.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы вносят реальные дополнения в существующую систему антизависимого воспитания старшеклассников. Материалы представленной работы могут быть использованы при подготовке спецкурса для студентов педагогов, психологов, социальных педагогов. Результаты исследования могут быть использованы для широкого круга специалистов, занимающихся профилактикой ПАВ: на уроках, классных часах, для проведения внеклассных мероприятий и других форм занятий в учреждениях образования и социальной сферы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, список использованных источников и приложение.
Как следует их большого количества публикаций, сегодня фактом является утрата молодежью жизненных ценностей, бедность духовной культуры, экономическая нестабильность и неспособность правоохранительных органов эффективно противостоять преступности привели к тому, что в употребление ПАВ вовлекаться все больше молодежи [8, с. 49]. Следовательно мы можем говорить об «омоложении» зависимостей. В нашей стране средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12, 5 года, а среди девочек - до 12,9 года. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14, 2 года среди мальчиков и 14, 6 года среди девочек. Актуальность нашей работы заключается в осмыслении необходимости разработки профилактических мероприятий среди обучающихся.
Впервые наркотическую зависимости и ее тесную связь с социальнобытовыми условиями рассмотрели А.С. Шоломович, Ю.П. Лисицин, М.Н. Гернет, и др. в начале 20 века. Ими были разработаны технологии обследования наркозависимых. Проблемой наркотической зависимости, социальной составляющей употребления психоактивных веществ занимались так же А.Е. Личко, Л.С. Горбатенко, Ю.А. Бубеев, В.С. Битенский, Л.Б. Шнейдер.
Большинство исследований по профилактике зависимостей проводились с позиций медицины Бабаян Э.А., М.Х. Гонпольский М.М. Русакова, Г.Г. Силласте. Социально-педагогический аспект употребления молодежью ПАВ исследовался
В.В. Лозовым, О.В. Кремлевой. Ряд авторов исследовали специфичность феномена зависимости от ПАВ, который состоит в том, что знакомство с наркотиком происходит в группе сверстников и с помощью опытного товарища- аддикта (С.В. Велиева, Ф.И. Григорец, О. С.Михайлова, О.А. Новикова). Проблему воспитания и профилактики зависимого поведения, формирования здорового образа жизни можно проследить в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, З.В. Коробкина, В.А. Попова, П.Д. Павленок, К.С. Лисецкого, Л.М. Шипициной и т.д.
Однако несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме наркомании и использовании ПАВ мы все же можем сказать, что общество школы нуждается в более глубоких теоретических и практических исследованиях данного вопроса, особенно в вопросе профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников. Следовательно не до конца остается разрешенным противоречие между объективной необходимостью противостояния распространению ПАВ среди школьников и отсутствием комплексного воздействия на факторы наркотизации старшеклассников. Разрешение данного противоречия связано с разработкой проблемы: каковы приоритетные направления профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников?
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебновоспитательного процесса старшей школы.
Объектом обучающиеся старших классов.
Предмет исследования: профилактика злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Цель: обосновать профилактические мероприятия по снижению злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников
Задачи:
1. Выявить сущность профилактики злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников.
2. Изучить роль общественных институтов в профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения у старшеклассников (семья, государство, вуз).
3. Опытно-экспериментальным путем исследовать злоупотребления ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников.
4. Составить методические рекомендации по профилактике злоупотреблений ПАВ и зависимого поведения у старшеклассников и апробировать профилактические мероприятия в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую базу составили психолого-педагогическое осмысление проблем личности (Б.С. Братусь, JI.C. Выготский, И.С. Кон); методологические принципы профилактической педагогики и психологии (А.Е. Личко, М.И. Мосягин, Е.И. Шипицина, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ и синтез литературы по проблеме злоупотреблений психоактивными веществами и зависимого поведения
2. Экспериментальное исследование (анкетирование), его обобщение и интерпретация;
3. Методы статистической обработки результатов.
Экспериментальной базой исследования послужила МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска, РТ
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа и синтеза научных представлений о профилактике злоупотреблениий ПАВ среди старшеклассников, что позволяет по-новому осмыслить сущность превентивной деятельности в формировании здорового образа жизни.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы вносят реальные дополнения в существующую систему антизависимого воспитания старшеклассников. Материалы представленной работы могут быть использованы при подготовке спецкурса для студентов педагогов, психологов, социальных педагогов. Результаты исследования могут быть использованы для широкого круга специалистов, занимающихся профилактикой ПАВ: на уроках, классных часах, для проведения внеклассных мероприятий и других форм занятий в учреждениях образования и социальной сферы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, список использованных источников и приложение.
Злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи не смотря на предпринимаемые предупредительные меры, стало представлять угрозу национальной безопасности России. Проблема зависимого (аддиктивного) поведения является очень сложной, актуальной, современной, т к за последние годы значительно возросло потребление ПАВ школьниками. В представленном исследовании были даны характеристики видов аддикций (химические, нехимические и промежуточные) и достаточно подробно описана группа химических зависимостей, включающих ПАВ, т.е. табакокурение, алкоголь, наркотические вещества.
Была раскрыта сущность профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения и проанализирована роль общественных институтов по профилактике зависимостей среди старшеклассников.
Таким образом, роль семьи состоит в том, выступая институтом социализации, она призвана обеспечить адаптацию к жизни в сложных внешних условиях и защитить молодых людей от деструктивных стимулов развития.
Роль государства заключается в обеспечении социальной безопасности и в вовлечении молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Роль школы предполагает создание благоприятной социокультурной среды, направленной на развитие личности старшеклассника и формирование у него представлений о здоровом образе жизни.
Было проведено эмпирическое исследование употреблений ПАВ старшеклассниками. Анализ результатов исследования показал, что субъективная значимость проблемы зависимостей у респондентов не высока и у них нет адекватного понимания этой проблемы.
Исходя из этого, нами предложены методические рекомендации по проведению профилактической работы среди старшеклассников, целью которой является внедрения мероприятий первичной профилактики в старшей школе, направленных на предотвращение употребления ПАВ старшеклассниками; воспитание у них желания к здоровому образу жизни. Предлагаемые профилактическая работа должна осуществляться в процессе обучения и воспитания и, на наш взгляд, помогать обеспечению социальной безопасности обучающихся, возможности для их успешной социализации, эффективной самореализации и для развития их личностного потенциала. Применение нескольких направлений профилактической работы позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде:
- увеличения знаний в области наркотической зависимости;
- создания условий для формирования у старшеклассников культуры выбора;
- обеспечения взаимодействия с различными службами;
- предоставления объективной, соответствующей информации о наркотической зависимости;
- вовлечения в антинаркотическую деятельность;
- развития волонтерства;
- информирования молодежи об употреблении психоактивных веществ и т.д.
Таким образом, необходимо продолжать работать по данным направлениям (диагностика, просветительская работа, мониторинг), так как сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности тенденции в области зависимости от ПАВ среди старшеклассников.
Гипотеза нашего исследования, заключающаяся в предположении о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебно-воспитательного процесса старшей школы, нашла свое подтверждение.
Была раскрыта сущность профилактики злоупотреблениями психоактивными веществами и зависимого поведения и проанализирована роль общественных институтов по профилактике зависимостей среди старшеклассников.
Таким образом, роль семьи состоит в том, выступая институтом социализации, она призвана обеспечить адаптацию к жизни в сложных внешних условиях и защитить молодых людей от деструктивных стимулов развития.
Роль государства заключается в обеспечении социальной безопасности и в вовлечении молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Роль школы предполагает создание благоприятной социокультурной среды, направленной на развитие личности старшеклассника и формирование у него представлений о здоровом образе жизни.
Было проведено эмпирическое исследование употреблений ПАВ старшеклассниками. Анализ результатов исследования показал, что субъективная значимость проблемы зависимостей у респондентов не высока и у них нет адекватного понимания этой проблемы.
Исходя из этого, нами предложены методические рекомендации по проведению профилактической работы среди старшеклассников, целью которой является внедрения мероприятий первичной профилактики в старшей школе, направленных на предотвращение употребления ПАВ старшеклассниками; воспитание у них желания к здоровому образу жизни. Предлагаемые профилактическая работа должна осуществляться в процессе обучения и воспитания и, на наш взгляд, помогать обеспечению социальной безопасности обучающихся, возможности для их успешной социализации, эффективной самореализации и для развития их личностного потенциала. Применение нескольких направлений профилактической работы позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде:
- увеличения знаний в области наркотической зависимости;
- создания условий для формирования у старшеклассников культуры выбора;
- обеспечения взаимодействия с различными службами;
- предоставления объективной, соответствующей информации о наркотической зависимости;
- вовлечения в антинаркотическую деятельность;
- развития волонтерства;
- информирования молодежи об употреблении психоактивных веществ и т.д.
Таким образом, необходимо продолжать работать по данным направлениям (диагностика, просветительская работа, мониторинг), так как сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности тенденции в области зависимости от ПАВ среди старшеклассников.
Гипотеза нашего исследования, заключающаяся в предположении о том, что включение профилактических мероприятий против употреблений ПАВ старшеклассниками, а также в регулярное проведение мониторинга зависимого поведения у обучающихся старшей школы, будет эффективно для учебно-воспитательного процесса старшей школы, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям
у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Политическая адаптация российской молодежи к трансформационному развитию
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005



