ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение
Глава I Мировой экономический кризис как предмет исследования
1.1. Мировой экономический кризис: понятие, сущность,
причины 12-21
1.2. Динамика экономического цикла как элемент мировых экономических
кризисов 22-33
1.3. Великая депрессия как историко-экономическая модель мирового
кризиса 34-45
Глава II Мировой экономический кризис как отдельная проблема в экономическом модуле в курсе обществознания
2.1 Место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в
обществоведческом курсе 46
2.2 Принципы и методы работы с понятиями в рамках темы «Мировой
экономический кризис» 59-70
2.3 Пути формирования экономической грамотности школьников на уроке обществознания в процессе изучения темы «Мировой экономический кризис» 71-78
Заключение 79-81
Список источников и литературы 82-92
Приложение
Глава I Мировой экономический кризис как предмет исследования
1.1. Мировой экономический кризис: понятие, сущность,
причины 12-21
1.2. Динамика экономического цикла как элемент мировых экономических
кризисов 22-33
1.3. Великая депрессия как историко-экономическая модель мирового
кризиса 34-45
Глава II Мировой экономический кризис как отдельная проблема в экономическом модуле в курсе обществознания
2.1 Место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в
обществоведческом курсе 46
2.2 Принципы и методы работы с понятиями в рамках темы «Мировой
экономический кризис» 59-70
2.3 Пути формирования экономической грамотности школьников на уроке обществознания в процессе изучения темы «Мировой экономический кризис» 71-78
Заключение 79-81
Список источников и литературы 82-92
Приложение
Актуальность темы исследования. XX век серьёзно изменил мировую цивилизацию во всех сферах её развития. Ускоряющие процессы глобализации, развернувшиеся со второй половины XX века, имели влияние на политическую, социальную и культурную сферы развития общества. Однако в большой степени процессы глобализации и интеграции оказали влияние на мировое экономическое положение. Изменения экономического характера, которые происходят на мировом уровне, оказывают прямое влияние на экономику отдельных стран, в том числе и на Российскую Федерацию. В условиях глобализации, особое значение принимает такое явление, как мировой экономический кризис. Как неотъемлемый элемент экономической жизни, кризис создает новые условия, к которым обществу необходимо адаптироваться. Соответственно, становится актуальным вопрос о воспитании экономически грамотной личности, способной существовать в, предъявляемых современностью, экономических условиях. Школьный курс обществознания призван обеспечивать целенаправленную социализацию по основным сферам общественного развития, именно в рамках данной дисциплины происходит социализация молодого поколения в соответствии с потребностями современного общества. Школа является основным общественным институтом, ответственным за адаптацию и социализацию подрастающего поколения к современным условиям, её задача обеспечить целенаправленную подготовку и воспитание всесторонне развитой и грамотной личности. Основная задача учителя обществознания подготовить обучающихся к постоянно изменяющимся условиям современности. В процессе изучения тем экономического блока, осуществляется экономическая социализация и воспитание экономически грамотного гражданина, способного осуществлять рациональную экономическую деятельность, которая будет улучшать общее экономическое положение государства. Поэтому экономическая социализация обучающихся является важной задачей в школьном обществоведческом курсе.
Объектом исследования является экономическая социализация обучающихся на уроках обществознания.
Предметом исследования является мировой экономический кризис как аспект экономической социализации на уроках обществознания.
Цель исследования: изучение и анализ методов формирования понятия «Мировой экономический кризис» на уроках обществознания, и выделение на основе анализа проблем и тенденций экономической социализации школьников в рамках данной темы.
Для достижения поставленной цели были указаны следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «Мировой экономический кризис» и его сущность с точки зрения исследователей XIX века и современного периода.
2. Проанализировать механизм возникновения и протекания мирового экономического кризиса на примере мирового кризиса 1929-1933 гг.
3. Выявить место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в современном обществоведческом курсе.
4. Определить основные методические пути формирования понятия мировой экономический кризис, и их влияние на складывание экономической грамотности обучающихся.
Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа является первой попыткой конкретного изучения проблемы формирования понятия «Мировой экономический кризис» в рамках школьного курса, обществознания и экономической социализации учащихся в ходе изучения заданной темы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в изучение проблем формирования высокого уровня экономического сознания обучающихся в процессе изучения темы «Мировой экономический кризис», имеющих место в современном курсе обществознания.
Практическая направленность данного исследования состоит в том, что этот материал может послужить отправной точкой для дальнейшего более детального изучения этой темы. Материал работы будет полезен для учителей и выпускников вузов в процессе подготовки к преподаванию темы: «мировой экономический кризис» на уроках обществознания в школе.
Источниковая база. В процессе написания исследовательской работы мы опирались на широкий спектр источников. Условно их можно подразделить на следующие группы:
1.К первой группе можно отнести источники нормативноправового характера. Таковыми являются: Приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации , Законы РФ , Федеральные законы , распоряжения Правительства , и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
2.Ко второй группе источников мы можем отнести учебнометодические комплексы. Выбор учебно-методических комплексов для анализа осуществлялся на основе Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Необходимыми источниками для исследования проблемы являются учебно- методические комплексы по обществознанию для 5 - 11 классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в Федеральный перечень . Поскольку учебник является одним из основных источников знания для учащихся, а также необходимым компонентом для подготовки учителя к занятию, то использование учебников в качестве источника для исследования данной проблемы позволяет выяснить место, занимаемое темой «Мировой экономический кризис» в школьном курсе обществознания, а также проанализировать ее содержание. При исследовании данной проблемы также необходимым явилось использование таких источников как: кодификаторы и спецификации за 2017-2018 гг. к Единому государственному экзамену, так как с помощью данных материалов мы выявили значение темы «Мировой экономический кризис» на этапе выпускных экзаменационных испытаний.
Степень изученности Мировые экономические кризисы исследуются в качестве одной из системных угроз начиная с XIX в. Проблемы различных аспектов экономических кризисов в капиталистической системе освещаются в фундаментальных трудах выдающихся зарубежных экономистов XIX - первой половины XX века, из них можно выделить: Дж.М. Кейнса , Й. Шумпетера , К. Маркса и других известных экономистов. В своем труде К. Маркс обозначил и описал стадии, или иначе фазы цикла, а также отметил их последовательную сменяемость. В свою очередь, Й. Шумпетер, в своей работе «Экономические циклы» устанавливает зависимость между длительными, классическими и короткими типами экономических циклов, исследователь считает, что существование экономических циклов напрямую связано с периодами внедрения новых изобретений. Дж.М. Кейнс в своей работе объясняет механизм и явления экономических циклов.
В научных трудах зарубежных исследователей, таких как М. Фридман , Ф. Хайек , Б. Берианке причины экономических кризисов объясняются с позиции нарушения денежного обращения.
Нельзя не отметить и отечественных авторов, также занимавшихся разработкой проблем экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. Такие авторитетные представители русской экономической школы как Туган-Барановский и Н.Д. Кондратьев посвятили свои труды исследованию экономических кризисов, как составной части циклов экономического развития. Н.Д. Кондратьев внес наиболее значительный вклад в исследование «длинных волн». Он рассматривал в своем труде явление цикличности, и говорил, что оно имеет прямую связь с масштабным и массовым вливанием новых технологий в производство, а также с перестроением системы мирового хозяйства и включением новых стран в мировую экономику.
Значительное внимание теоритическим аспектам экономических и финансовых кризисов уделяли такие современные отечественные исследователи-экономисты, как: Л.И. Абалкин , С.Ю. Глазьев , Ю.В. Яковец .
Актуальной для экономической науки на сегодня остается проблема проявления современного экономического кризиса мирового масштаба. После развернувшегося в 2008 году мирового экономического кризиса, начинают появляться статьи и монографии известных отечественных и зарубежных экономистов. Из современных научных работ можно отметить исследования А. Аганбегяна и П. Кругмана.
Значительная роль в научных работах современного периода отводится причинам нестабильности, а также авторы излагают свои взгляды на антикризисное регулирование кризисных процессов. Структурные и функциональные изменения, способные нарушить механизмы глобальной экономики исследуются такими отечественными экономистами как: В. Миркин и М.Г. Делягин.
Кризисные явления в экономике довольно часто становятся объектом исследований и продолжают вызывать интерес различных школ и направлений экономической мысли. В экономической науке на сегодняшний день имеются множественные исследования и публикации, посвященные изучению экономических кризисов, однако недостаточное внимание уделяется проблемам изучения их влияния на экономику.
Вопросами исследования принципов и методов работы с понятиями на уроках обществознания занимались известные педагоги и преподаватели обществознания. Поэтому в качестве дополнительной методической литературы при исследовании принципов и методов работы с понятиями в рамках изучении темы «Мировой экономический кризис», мы использовали работы таких исследователей как: Н.Ю. Басик , Л.Н. Боголюбова , И.Н. Емельянова. В их научных разработках даются общеметодические рекомендации учителям по осуществлению работы с понятиями.
В процессе работы нами были использованы следующие методические подходы:
Историко-сравнительный подход применялся в работе в процессе рассмотрения понятий «кризис», «экономический кризис», «мировой экономический кризис». Данный метод позволили проследить развитие научных представлений о данных понятиях, а также исследовать историю трансформаций конкретных научных понятий.
Метод научного обобщения позволил структурировать и обобщить мнения исследователей относительно трактовки понятий, а также вопроса цикличности кризисов. С помощью данного метода мы сделали основные выводы относительно теоретических вопросов исследования.
Методы количественного и качественного анализов позволили сравнить информационный блок, представленный в учебно-методической литературе по дисциплине обществознание. Благодаря данному методу мы обозначили содержание и место темы в обществоведческом курсе.
Метод синтеза позволил определить педагогические возможности методических приемов для дальнейшей их реализации в практической деятельности.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три раздела, заключения и списка источников и литературы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «мировой экономический кризис», исследование причин данного явления, рассмотрение современных научных классификаций, а также раскрывается сущность цикличности кризисов и как модель мирового экономического кризиса - рассматривается «Великая депрессия».
Вторая глава посвящена определению места и содержания темы «мировой экономический кризис» в современном курсе обществознания, а также рассмотрению методических способов и приемов формирования данного понятия в рамках обществоведческого курса.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Объектом исследования является экономическая социализация обучающихся на уроках обществознания.
Предметом исследования является мировой экономический кризис как аспект экономической социализации на уроках обществознания.
Цель исследования: изучение и анализ методов формирования понятия «Мировой экономический кризис» на уроках обществознания, и выделение на основе анализа проблем и тенденций экономической социализации школьников в рамках данной темы.
Для достижения поставленной цели были указаны следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «Мировой экономический кризис» и его сущность с точки зрения исследователей XIX века и современного периода.
2. Проанализировать механизм возникновения и протекания мирового экономического кризиса на примере мирового кризиса 1929-1933 гг.
3. Выявить место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в современном обществоведческом курсе.
4. Определить основные методические пути формирования понятия мировой экономический кризис, и их влияние на складывание экономической грамотности обучающихся.
Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа является первой попыткой конкретного изучения проблемы формирования понятия «Мировой экономический кризис» в рамках школьного курса, обществознания и экономической социализации учащихся в ходе изучения заданной темы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа вносит вклад в изучение проблем формирования высокого уровня экономического сознания обучающихся в процессе изучения темы «Мировой экономический кризис», имеющих место в современном курсе обществознания.
Практическая направленность данного исследования состоит в том, что этот материал может послужить отправной точкой для дальнейшего более детального изучения этой темы. Материал работы будет полезен для учителей и выпускников вузов в процессе подготовки к преподаванию темы: «мировой экономический кризис» на уроках обществознания в школе.
Источниковая база. В процессе написания исследовательской работы мы опирались на широкий спектр источников. Условно их можно подразделить на следующие группы:
1.К первой группе можно отнести источники нормативноправового характера. Таковыми являются: Приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации , Законы РФ , Федеральные законы , распоряжения Правительства , и концепция преподавания дисциплины «Обществознание».
2.Ко второй группе источников мы можем отнести учебнометодические комплексы. Выбор учебно-методических комплексов для анализа осуществлялся на основе Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Необходимыми источниками для исследования проблемы являются учебно- методические комплексы по обществознанию для 5 - 11 классов, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и включенные в Федеральный перечень . Поскольку учебник является одним из основных источников знания для учащихся, а также необходимым компонентом для подготовки учителя к занятию, то использование учебников в качестве источника для исследования данной проблемы позволяет выяснить место, занимаемое темой «Мировой экономический кризис» в школьном курсе обществознания, а также проанализировать ее содержание. При исследовании данной проблемы также необходимым явилось использование таких источников как: кодификаторы и спецификации за 2017-2018 гг. к Единому государственному экзамену, так как с помощью данных материалов мы выявили значение темы «Мировой экономический кризис» на этапе выпускных экзаменационных испытаний.
Степень изученности Мировые экономические кризисы исследуются в качестве одной из системных угроз начиная с XIX в. Проблемы различных аспектов экономических кризисов в капиталистической системе освещаются в фундаментальных трудах выдающихся зарубежных экономистов XIX - первой половины XX века, из них можно выделить: Дж.М. Кейнса , Й. Шумпетера , К. Маркса и других известных экономистов. В своем труде К. Маркс обозначил и описал стадии, или иначе фазы цикла, а также отметил их последовательную сменяемость. В свою очередь, Й. Шумпетер, в своей работе «Экономические циклы» устанавливает зависимость между длительными, классическими и короткими типами экономических циклов, исследователь считает, что существование экономических циклов напрямую связано с периодами внедрения новых изобретений. Дж.М. Кейнс в своей работе объясняет механизм и явления экономических циклов.
В научных трудах зарубежных исследователей, таких как М. Фридман , Ф. Хайек , Б. Берианке причины экономических кризисов объясняются с позиции нарушения денежного обращения.
Нельзя не отметить и отечественных авторов, также занимавшихся разработкой проблем экономических кризисов в конце XIX - начале XX века. Такие авторитетные представители русской экономической школы как Туган-Барановский и Н.Д. Кондратьев посвятили свои труды исследованию экономических кризисов, как составной части циклов экономического развития. Н.Д. Кондратьев внес наиболее значительный вклад в исследование «длинных волн». Он рассматривал в своем труде явление цикличности, и говорил, что оно имеет прямую связь с масштабным и массовым вливанием новых технологий в производство, а также с перестроением системы мирового хозяйства и включением новых стран в мировую экономику.
Значительное внимание теоритическим аспектам экономических и финансовых кризисов уделяли такие современные отечественные исследователи-экономисты, как: Л.И. Абалкин , С.Ю. Глазьев , Ю.В. Яковец .
Актуальной для экономической науки на сегодня остается проблема проявления современного экономического кризиса мирового масштаба. После развернувшегося в 2008 году мирового экономического кризиса, начинают появляться статьи и монографии известных отечественных и зарубежных экономистов. Из современных научных работ можно отметить исследования А. Аганбегяна и П. Кругмана.
Значительная роль в научных работах современного периода отводится причинам нестабильности, а также авторы излагают свои взгляды на антикризисное регулирование кризисных процессов. Структурные и функциональные изменения, способные нарушить механизмы глобальной экономики исследуются такими отечественными экономистами как: В. Миркин и М.Г. Делягин.
Кризисные явления в экономике довольно часто становятся объектом исследований и продолжают вызывать интерес различных школ и направлений экономической мысли. В экономической науке на сегодняшний день имеются множественные исследования и публикации, посвященные изучению экономических кризисов, однако недостаточное внимание уделяется проблемам изучения их влияния на экономику.
Вопросами исследования принципов и методов работы с понятиями на уроках обществознания занимались известные педагоги и преподаватели обществознания. Поэтому в качестве дополнительной методической литературы при исследовании принципов и методов работы с понятиями в рамках изучении темы «Мировой экономический кризис», мы использовали работы таких исследователей как: Н.Ю. Басик , Л.Н. Боголюбова , И.Н. Емельянова. В их научных разработках даются общеметодические рекомендации учителям по осуществлению работы с понятиями.
В процессе работы нами были использованы следующие методические подходы:
Историко-сравнительный подход применялся в работе в процессе рассмотрения понятий «кризис», «экономический кризис», «мировой экономический кризис». Данный метод позволили проследить развитие научных представлений о данных понятиях, а также исследовать историю трансформаций конкретных научных понятий.
Метод научного обобщения позволил структурировать и обобщить мнения исследователей относительно трактовки понятий, а также вопроса цикличности кризисов. С помощью данного метода мы сделали основные выводы относительно теоретических вопросов исследования.
Методы количественного и качественного анализов позволили сравнить информационный блок, представленный в учебно-методической литературе по дисциплине обществознание. Благодаря данному методу мы обозначили содержание и место темы в обществоведческом курсе.
Метод синтеза позволил определить педагогические возможности методических приемов для дальнейшей их реализации в практической деятельности.
Структура дипломной работы определяется целями и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три раздела, заключения и списка источников и литературы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «мировой экономический кризис», исследование причин данного явления, рассмотрение современных научных классификаций, а также раскрывается сущность цикличности кризисов и как модель мирового экономического кризиса - рассматривается «Великая депрессия».
Вторая глава посвящена определению места и содержания темы «мировой экономический кризис» в современном курсе обществознания, а также рассмотрению методических способов и приемов формирования данного понятия в рамках обществоведческого курса.
В заключении приводятся основные выводы исследования.
Исследование подходов к трактовке понятия «мировой экономический кризис» позволило нам детально рассмотреть сущность данного явления и выделить его ключевые характеристики, необходимые для идентификации данного процесса в экономической науке. Также мы выделили, что по мере развития экономических отношений понятие «кризис» прошло ряд трансформаций. Понятие «экономический кризис» стало объектом исследований в XIX веке. Глобальный характер экономические кризисы начинают принимать в XX веке, именно поэтому исследователи начинают применять такое понятие как «Мировой экономический кризис».
В экономической науке причины мировых экономических кризисов принято подразделять на объективные и субъективные, в зависимости от факторов влияющих на развитие кризисных явлений. Исследователи классифицируют кризисные явления в зависимости от продолжительности течений кризисного цикла, и от масштабности распространения кризисных проявлений, помимо этого кризисные явления классифицируют по регулярности их наступления.
Экономический кризис является одной из 4 стадий в экономическом цикле. Экономический цикл представляет собой постоянное периодически повторяющееся во времени явление, проявляющееся в смене стадий подъема и спада экономической активности. Цикл включает в себя движение экономики от одного спада до другого, таким образом в течении одного цикла экономика проходит ряд последовательных стадий.
Проблематика мировых экономических дисбалансов является актуальной темой в области экономических исследований. Изучив работы классиков и современных исследователей по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что понятие «мировой экономический кризис» на сегодняшний день включает в себя ряд других понятий экономической науки. Из них можно выделить такие понятия как: «Инфляция», «Экономический цикл», «Экономический рост», «Экономическая динамика» и другие. Это позволило нам сделать вывод о том, что для полноценного формирования данного понятия в рамках обществоведческого курса необходимо учитывать его элементы. Поскольку без опоры на знания по данным темам сформировать данное понятие будет невозможно.
Формирование понятия «Мировой экономический кризис» в рамках обществоведческого модуля в школьном курсе обществознания позволяет осуществлять экономическую социализацию школьников, поскольку, в процессе изучения, учащиеся усваивают ряд экономических понятий и классификаций, которые позволяют им применять данные знания в жизни, а также оценивать современную экономическую ситуацию, и в соответствии с ней принимать рациональные экономические решения.
На основе анализа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации учебных материалов по обществознанию для 511 классов, мы выявили место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в современном курсе обществознания. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. В современном обществоведческом курсе тема «Мировой экономический кризис» рассматривается в разделе экономика, однако в учебниках эта тема не рассматривается как самостоятельная. Понятие «Мировой экономический кризис» формируется в процессе изучения ряда тем экономического модуля. В частности, это такие темы, как «Экономические циклы», «Инфляция», «Экономический рост», «Безработица» и другие.
2. Авторы учебников, преимущественно, рассматривают экономический кризис в качестве одной из стадий экономического цикла. К тому же, если в рамках темы «экономические циклы» рассматриваются в основном признаки экономических кризисов, то их проявления и последствия рассматриваются в других параграфах.
3. Подробное рассмотрение проявлений и последствий мирового экономического кризиса изучается в рамках отдельных тем, присутствующих в разделах экономического блока, в частности это темы «Инфляция», «Безработица», «Роль государства в экономике».
На основе проанализированных материалов мы выделили принципы и методы применимые в процессе формировании понятия «Мировой экономический кризис» и экономической социализации учащихся на уроках обществознания, позволило нам сделать следующие выводы: использование разного вида документов на уроках и применение ряда методик в рамках темы «мировой экономический кризис» позволяет формировать экономическую грамотность обучающихся.
Изучив методическую литературу и научные работы исследователей - педагогов, преподавателей обществознания, мы обозначили некоторые принципы и методы формирования понятия «мировой экономический кризис» в рамках школьного курса обществознания. В качестве основных методов мы выделили такие как работа с источником, кейс-метод, проблемные методы. Это позволило нам сделать вывод, что сочетание различных приемов и форм заданий позволяет наиболее эффективно организовать образовательный процесс, развить у учеников глубокие знания по теме «Мировой экономический кризис», сформировать умение самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и критически оценивать различные экономические элементы, вырабатывать собственное мнение. Все это способствует развитию на высоком уровне экономической грамотности учащихся.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что его цель достигнута, а поставленные в рамках цели задачи решены.
В экономической науке причины мировых экономических кризисов принято подразделять на объективные и субъективные, в зависимости от факторов влияющих на развитие кризисных явлений. Исследователи классифицируют кризисные явления в зависимости от продолжительности течений кризисного цикла, и от масштабности распространения кризисных проявлений, помимо этого кризисные явления классифицируют по регулярности их наступления.
Экономический кризис является одной из 4 стадий в экономическом цикле. Экономический цикл представляет собой постоянное периодически повторяющееся во времени явление, проявляющееся в смене стадий подъема и спада экономической активности. Цикл включает в себя движение экономики от одного спада до другого, таким образом в течении одного цикла экономика проходит ряд последовательных стадий.
Проблематика мировых экономических дисбалансов является актуальной темой в области экономических исследований. Изучив работы классиков и современных исследователей по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что понятие «мировой экономический кризис» на сегодняшний день включает в себя ряд других понятий экономической науки. Из них можно выделить такие понятия как: «Инфляция», «Экономический цикл», «Экономический рост», «Экономическая динамика» и другие. Это позволило нам сделать вывод о том, что для полноценного формирования данного понятия в рамках обществоведческого курса необходимо учитывать его элементы. Поскольку без опоры на знания по данным темам сформировать данное понятие будет невозможно.
Формирование понятия «Мировой экономический кризис» в рамках обществоведческого модуля в школьном курсе обществознания позволяет осуществлять экономическую социализацию школьников, поскольку, в процессе изучения, учащиеся усваивают ряд экономических понятий и классификаций, которые позволяют им применять данные знания в жизни, а также оценивать современную экономическую ситуацию, и в соответствии с ней принимать рациональные экономические решения.
На основе анализа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации учебных материалов по обществознанию для 511 классов, мы выявили место и содержание темы «Мировой экономический кризис» в современном курсе обществознания. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. В современном обществоведческом курсе тема «Мировой экономический кризис» рассматривается в разделе экономика, однако в учебниках эта тема не рассматривается как самостоятельная. Понятие «Мировой экономический кризис» формируется в процессе изучения ряда тем экономического модуля. В частности, это такие темы, как «Экономические циклы», «Инфляция», «Экономический рост», «Безработица» и другие.
2. Авторы учебников, преимущественно, рассматривают экономический кризис в качестве одной из стадий экономического цикла. К тому же, если в рамках темы «экономические циклы» рассматриваются в основном признаки экономических кризисов, то их проявления и последствия рассматриваются в других параграфах.
3. Подробное рассмотрение проявлений и последствий мирового экономического кризиса изучается в рамках отдельных тем, присутствующих в разделах экономического блока, в частности это темы «Инфляция», «Безработица», «Роль государства в экономике».
На основе проанализированных материалов мы выделили принципы и методы применимые в процессе формировании понятия «Мировой экономический кризис» и экономической социализации учащихся на уроках обществознания, позволило нам сделать следующие выводы: использование разного вида документов на уроках и применение ряда методик в рамках темы «мировой экономический кризис» позволяет формировать экономическую грамотность обучающихся.
Изучив методическую литературу и научные работы исследователей - педагогов, преподавателей обществознания, мы обозначили некоторые принципы и методы формирования понятия «мировой экономический кризис» в рамках школьного курса обществознания. В качестве основных методов мы выделили такие как работа с источником, кейс-метод, проблемные методы. Это позволило нам сделать вывод, что сочетание различных приемов и форм заданий позволяет наиболее эффективно организовать образовательный процесс, развить у учеников глубокие знания по теме «Мировой экономический кризис», сформировать умение самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать и критически оценивать различные экономические элементы, вырабатывать собственное мнение. Все это способствует развитию на высоком уровне экономической грамотности учащихся.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что его цель достигнута, а поставленные в рамках цели задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНЦИЯ В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формы политического участия граждан (на примере Российской Федерации)
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Особенности изучения темы местного самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., в рамках элективного курса в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



