Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Казанская духовная консистория в пореформенный период

Работа №32038

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ КАК ОРГАН ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
§ 1. Духовная консистория: структура, состав служащих, условия приема и деятельность членов ведомства 13
§ 2. Функции Казанской духовной консистории 35
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ 47
§ 1. Казанская духовная консистория как судебно инстанция 47
§ 2. Роль духовной консистории в области миссионерской деятельности на территории Казанской губернии 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ

История Российского государства достаточно тесно связана с историей Русской православной церкви, которая играла важную и в полной мере не изученную роль в жизни страны. Сегодня среди научного сообщества наблюдается повышенный интерес к данной проблематике, ведь в истории церкви в России существуют такие вехи и аспекты, которые требуют пристального внимания и более детального изучения. Значительная их часть относится к синодальному периоду, характеризующемуся неоднозначным развитием церковно-государственных отношений, что и определяет актуальность темы.
В пореформенный период одной из основных проблем оставалась проблема взаимоотношений церкви и государственного аппарата, особенно на региональном (епархиальном) уровне. Статусной фигурой епархиального управления был архиерей, а главным органом — духовная консистория. Она состояла из присутствия, куда входило духовенство, и канцелярии из светских чиновников во главе с секретарем. Основным дискуссионным вопросом церковной истории синодального периода остается степень влияния государственного бюрократического аппарата на церковное управление в целом, а на уровне епархии — вопрос о взаимоотношениях епархиального архиерея как начальника епархии и секретаря духовной консистории как непосредственного представителя Святейшего Синода, а точнее обер- прокурора. Их взаимоотношения, степень влияния каждого на епархиальную жизнь не оставались неизменными, а менялись в течение синодального периода. От чего это зависело, как работала духовная консистория и как строилась вся система епархиального управления — эти вопросы требуют дальнейших исследований на региональном уровне.
Объектом данного исследования является история Казанской духовной консистории как высшего коллегиального, церковно-административного и судебного органа епархиального управления в синодальный период.
Предмет исследования - деятельность духовной консистории на территории Казанской губернии в пореформенный период.
Хронологические рамки исследования охватывают период с реформ 1860-х годов, которые оказали влияние и на деятельность церкви до упразднения Казанской духовной консистории в 1918 году. В то же время поставленные задачи в исследовании делают необходимым исторические экскурсы в более ранние периоды.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является характеристика деятельности Казанской духовной консистории Казанской епархии в пореформенный период и определение её роли в структуре епархиального ведомства Русской православной церкви в указанный период.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) Рассмотреть специфику епархиального управления;
2) Выявить причины создания института духовных консисторий, состав и
полномочия ее служащих;
3) Определить функции Казанской духовной консистории в синодальный
период и проанализировать наиболее важные из них;
4) Провести анализ основных сфер деятельности Казанской духовной
консистории в указанный период.
Основой источниковой базы данного исследования послужили документы из Национального архива Республики Татарстан. Деятельность духовной власти и церковных учреждений на территории Казанской губернии изучалась и анализировалась на основе документов, выявленных в фонде Казанской духовной консистории 1. Материалы данного фонда содержат достаточно разностороннюю информацию практически по всем вопросам религиозной жизни Казанской епархии. Здесь следует отметить делопроизводство как самой Казанской духовной консистории, так и Святейшего Синода. Наиболее полезными и результативными для нас послужили журналы и протоколы Казанской духовной консистории , духовные ведомости города Казани за 1832 год , духовные ведомости Казанской губернии и ее округа , ведомости о притчах и церквях города Казани за 1832-1918 годы , протоколы заседаний Казанской духовной консистории , отдельные дела о присоединении к расколу, а также свидетельствующие об административных, судебных функциях духовной консистории содержат материалы в «Указе Синода с Уставом духовных консисторий от 5 июля 1838 года». При этом стоит отметить некоторые архивные документы, вводимые впервые в научный оборот, как, например, Метрические ведомости по Казанскому уезду и Клировые ведомости о священно-церковнослужителях, их детях за 1834 год не позволили найти необходимую информацию о кадровом составе Казанской духовной консистории, хотя и содержат достаточно подробные сведения о служителях церквей, их семьях на территории Казанской губернии.
Важнейшими из опубликованных источников явились законодательные и нормативные материалы в отношении органов церкви и духовенства: указы, положения, распоряжения Святейшего Синода,Казанской духовной консистории, которые помогли проследить свершившиеся преобразования данных ведомств в своей структуре и деятельности. Законодательные источники включены в «Полное собрание законов Российской империи». Из приведенной категории отдельно необходимо выделить прежде всего «Устав духовных консисторий». Стоит отметить, что система епархиального управления церкви изначально регулировалась «Духовным регламентом» , затем, с 1841 года, «Уставом духовных консисторий», который был переиздан с определенными дополнениями и изменениями в 1883 году . Именно уставы можно считать важнейшим источником для более подробного исследования структуры Казанской духовной консистории. Помимо вышеуказанного, в них содержатся юридические нормы для служащих в присутствии и канцелярии духовной консистории. Также в данных сборниках, которые служили правовой основой всего епархиального управления,содержатся царские манифесты, именные указы, определявшие статус и всю систему русской православной церкви в целом, а также проведение реформ в области церковной политики. Данный источник представляет особую ценность и при изучении таких аспектов, как взаимоотношения церковных органов со светскими властями.
Третью группу источников составляют материалы периодической печати, среди которых особое место занимают «Известия по Казанской епархии» , основной целью которых считалось своевременное распространение информации среди духовенства, ознакомление с жизнью епархии и церкви. В данном официальном журнале, издававшемся в 18671918 года при Казанской духовной академии, прежде всего публиковали разноплановые материалы статистического, мемуарного характера, полемические статьи, заметки, годовые отчеты казанского архиерея, его обзоры по епархии, а также миссионерские обозрения Братства Святителя Гурия. В «Известиях» можно выделить две части. Первая, более официальная, включала указы Святейшего Синода и Казанской духовной консистории, распоряжения епархиального начальства. Неофициальная часть включала в себя различные статьи, заметки, повествующие о жизни духовенства, причем территориально не ограничиваясь лишь Казанской губернией. Периодические издания позволяют лучше понять внутрицерковную жизнь и в значительной степени дополняют архивные документы.
Обращаясь к степени изученности темы, хотелось бы подчеркнуть, что трудов, посвященных именно ведомству духовных консисторий и их деятельности, не существует. В отдельных исследованиях лишь в общем контексте дается определенная информация о структуре, полномочиях данного органа.
В связи с этим автором дипломной работы использованы те труды, где достаточно широко представлено изучение органов церкви в синодальный период. В историографическом обзоре работы следует разделить по временным рамкам на следующие три этапа: XIX- начало XX веков- появление первые трудов по истории РПЦ; октябрь 1917г. - вторая половина 80-х годов XX века - изучение многими историками проблемы взаимоотношений церкви и государства, священно и церковнослужителей, населения приходов с точки зрения советской идеологии. В издаваемых в данный период трудах прослеживается скорее пропагандистский, нежели чем исследовательский характер изложения материала. Третий этап - с 90-х годов XX века и до настоящего времени. Здесь некоторые авторы в своих исследованиях приходят к выводам, что налицо глубокий кризис Русской церкви, также заостряют внимание на больших изменениях, произошедших как в самом духовном сословии, так и в обществе. Другие же отмечают достаточно высокий уровень религиозности служителей церковного порядка. Третьи пишут, что несмотря на все события социального, политического характера в истории России, положение церкви всегда оставалось преобладающим и в целом подверглось лишь незначительным изменениям.
Обращаясь к общим исследованиям по истории церкви, которые появляются во второй половине XIX- начале XX вв., назовем учебник «История русской церкви» видного представителя российской церковно- исторической науки П.В.Знаменского , который преподавал в Казанской духовной академии. В данном труде подробно описаны факты, связанные с отношениями правительства к духовенству, что дает весьма ценные сведения по заявленной теме. Однако отсутствует какая-либо оценка исторических событий, за исключением политики реформ Александра II, причем, только положительной.
Более детальной является вышедшая в 1884-1893 годы работа А.П.Доброклонского из Московской академии «Руководство по истории Русской церкви». В ней рассматривается положение различных категорий духовенства. Александр Павлович дает положительную оценку реформам в отношении духовной сферы. Тем не менее автор указывает и на то, что положение многих пастырей оставалось крайне неудовлетворительным, что впоследствии и толкало клириков на свершение должностных преступлений. Значительный материал содержат работы по истории церкви А.П.Лаврова , С.Г.Рункевича . В число дореволюционных работ также необходимо включить справочные издания регионального характера. Таковыми являются «Справочная книга Казанской епархии» , «Список лицам, служащим по всем ведомствам Казанской губернии 1885». Определенные сведения были извлечены из справочной литературы, такой, как «Республика Татарстан:
Православные памятники (середина XVI-начала XX веков)» , «Татарская энциклопедия» . Однако в силу характера этих изданий они содержат сведения об истории церкви в определенные периоды времени, а какая-либо оценка церковной политики по отношению к священно и церковнослужителям отсутствует.
В советской историографии круг исследований по церковной истории значительно сужается, на первый план в соответствии с новой идеологией становится критика институтов церкви. Начиная с этого периода времени, в трудах ученых активно критиковалось положение и поведение всего сословия духовенства в России. Отмечались беззаконие, поборы с людей и другие правонарушения. Первой фундаментальной работой того периода стал труд историка Н. М. Никольского «История русской церкви» (1930 г.), который считается первой в советской исторической науке попыткой осветить всю историю церкви с позиций марксизма - ленинизма. Ее можно охарактеризовать в целом как попытку представить сведения о духовной среде в рамках сложившейся в то время идеологической ситуации. В дальнейшем эта книга стала основой для многих советских ученых при исследовании тем в области верований, сект и общин старообрядцев в российском государстве.
Подходы к изучению истории церкви несколько изменились с 80 - х годов ХХ века, когда руководство страны избрало иную линию ведения политики в отношении духовенства. В это время историки продолжают развивать выше названную концепцию, но и стремятся расширить круг источников и делать выводы, опираясь не только на тезисы Н. М. Никольского. Так, из крупных исследований в данном направлении в советскую эпоху является коллективный труд «Церковь в истории России (IX - 1917г.), где представлены критические отзывы в области государственной и церковной политики дореволюционного периода. К этой же категории относится работа под названием «Русское православие. Вехи истории». Авторы пытались представить историческую действительность без влияния господствующих политических норм. Однако их взгляды мало чем отличались от точки зрения авторов вышеприведенных трудов. Тем не менее, в исследовании содержится ценный фактический материал по жизни и быту духовенства, без которого не обходятся и современные статьи, и монографии.
И, наконец, отдельный блок составляют работы современных историков и ученых, которые стараются отойти от принципиальных точек зрения на историю Русской Церкви, рассматривая разнообразные проблемы, связанные с деятельностью епархий и духовенства: отношения духовной и светской властей, благотворительная работа священников, секты, старообрядчество, духовное образование. Среди исследователей можно выделить Е.В.Липакова, В.А.Цыпина. Усилился и интерес к истории религиозного образования в дореволюционной России.
В целом интерес к Русской церкви постоянно увеличивается, но целостных работ по истории, становлению, развитию Казанской духовной консистории нет или о ней представлены некоторые сведения лишь как упоминания в научных трудах.
Методологическую основу в представленной научной работе составляет цивилизационный подход, благодаря которому возможно признание специфики как государственного, так и общественнополитического, религиозного и культурного развития Российского государства. Также необходимо отметить, что данный подход представляется наиболее приемлемым, поскольку все институты Русской Православной церкви, в том числе и духовная консистория, на протяжении нескольких столетий являлись одной из главных основ российской государственности.
При написании настоящего исследования использованы следующие методы:
1. Историко-генетический - последовательно изложение положения, функций Казанской духовной консистории в ее развитии, процессе реорганизации.
2. Макро и микроанализ - исследование деятельности Казанской духовной консистории как в целом, так и ее отдельных структур, и подразделений.
Также автором данной работы были применены такие методологические принципы, как:
1) Принцип комплексности - использование различного видов
источников, литературы по истории церкви (как духовных, так и светских историков).
2) Социальный подход - анализ духовной консистории Казанской
губернии как важного социального института РПЦ.
3) Принцип объективности - принятие во внимание точек зрения авторов,
их трудов, которые были использованы при написании данной работы.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что наше исследование - первая комплексная работа, посвященная деятельности Казанской духовной консистории в пореформенный период. В исследовательской работе проанализированы этапы становления и развития данного церковно-административного органа на территории Казанской губернии. В дальнейшем материалы работы могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по истории русской православной соответствующего периода, а также в региональных исследованиях.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: она состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрывается вопрос об учреждении духовной консистории в Казанской губернии, ее структуре, кадровом составе. Вторая глава посвящена обзору деятельности Казанской духовной консистории в пореформенный период. В ней рассматриваются основные функции ведомства. Завершает работу заключение, в котором подведены основные итоги исследования, а также список использованных источников и литературы и методическое приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Синодальный период в истории русской православной церкви отмечен эволюцией взаимоотношений светской и духовной власти. Это в полной мере проявилось в деятельности института духовных консисторий.
Данная инициатива проявилась со стороны государства, которое в свою очередь направляло свои силы на увеличение зависимости консисторий от светской власти. Государству требовались от чиновников поддержка и подчинение при проведении преобразований в стране, поэтому оно создало в церковно-административных округах строго упорядоченную вертикаль власти. Во второй половине XIX века духовная консистория была высшей церковно-судебной инстанцией. Она действовала под начало правящего архиерея епархии и при этом находилась в ведении Святейшего Синода. В этой структуре особенное значение имел не только архиепископ, но и секретарь духовной консистории, который ведал всем дело производством и назначался непосредственно обер-прокурором Синода. В связи с чем и увеличилась зависимость епархиальных организаций от государства. К началу XX века оно свободно манипулировало главами духовных консисторий и их подчиненными, к примеру, перемещая их из одной епархии в другую по своему усмотрению.
Казанская духовная консистория была создана в 1740-х годах. Делопроизводственная и законодательная документация, а также материалы фонда Казанской духовной консистории Национального архива Республики Татарстан содержат ценные сведения по деятельности одного из самых важных в то время структурных ведомств Русской церкви. Они позволяют показать все направления действия Казанской духовной консистории на территории Казанской епархии, роль членов присутствия и канцелярии в укреплении авторитета начиная основания ведомства и до упразднения консистории в 1918 году.
Казанская духовная консистория консистория имела в своем непосредственном подчинении исполнительные органы в уездах. Их обязанностью являлось исполнение постановлений и распоряжений епархиального начальства. Среди таких ведомств можно выделить духовные правления, которые в целом дублировали консисторию именно на уездном уровне. Выполняя основные административно-хозяйственные, духовнообразовательные, судебные функции, Казанская духовная консистория действовала через своих помощников - викариатства и благочиннические округа.
Институт духовных консисторий осуществлял свою деятельность в каждой епархии под руководством архиерея. Состав членов консистории в период их возникновения в Российской империи определялся в соответствии с размером территории каждой губернии ( от пяти до десяти человек). На территории Казанской епархии состав духовной консистории в дальнейшем претерпевал изменения, а с введением уставов об увеличении штата служащих указанного ведомства увеличивался. В связи с этим в помощь Казанской духовной консистории для более быстрого ведения делопроизводственной документации назначились светские чиновники.
Казанская духовная консистория была типичным для своего времени учреждением. Ее деятельности были свойственны все характерные для эпохи недостатки, из которых главным был порожденный еще петровскими реформами бюрократический метод работы. Имелись недостатки в работе церковного суда. К ним относились очень медленный темп работы чиновников, волокита, загруженность многочисленными делами.
С ростом численности населения епархии в пореформенный период, с обострением раскольнического движения и ведением государственной политики, направленной на ограничение власти архиерея, усложнялась и структура управления епархией. Строились новые храмы, возрастало число благочиннических округов, появлялись новые должности и учреждения в духовном ведомстве, вспомогательные органы епархиального управления.
Бюрократизация, возрастание делопроизводства, усложнение структуры духовных учреждений, безусловно, отрицательно сказывались на управлении епархией. Однако это обусловливало необходимость дальнейших преобразований с целью повышения эффективности в деятельности рассматриваемого органа церковного управления.
Итак, Казанской духовной консистории отводилось значимое место в структуре управления Русской Православной церкви. Если в первые годы своего существования ее функции сводились к церковному судопроизводству, надзору за исполнением своих обязанностей клира, а также контролю над состоянием нравственности в среде духовенства, то со временем назначение консистории было расширено. Являясь высшим коллегиальным, церковным- административным и судебным ведомством в системе местного епархиального управления, Казанская духовная консистория охватывала широкий круг дел: от разрешений на постройку церквей до суда над порочными представителями духовенства. В целом на примере ее функционирования мы видим подтверждение тезиса об усилении роли государства в управлении церковью.



1. НА РТ. Ф.4. Оп.62.Д.55
2. НА РТ. Ф.4. Оп.62.Д.55
3. НА РТ. Ф.4. Оп.64.Д.34
4. НА РТ. Ф.4. Оп.64.Д.60
5. НА РТ. Ф.4. Оп.64.Д.63
6. НА РТ. Ф.4. Оп.65.Д.29
7. НА РТ. Ф.4. Оп.70.Д.142
8. НА РТ. Ф.4. Оп.70.Д.133
9. НА РТ. Ф.4. Оп.66.Д.107
Неопубликованные
1. Духовный регламент. - Спб., 1779.
2. Свод законов Российской империи. T. IX. Законы о состояниях. Спб.: Типография Второго отделения, 1833. Ст. 134 - 155.
3. Свод законов Российской империи. T. IX. Законы о состояниях. Спб.: Типография Второго отделения, 1833. Ст. 201 - 203.
4. Свод законов Российской империи. T. X. Законы о состояниях. Спб.: Типография Второго отделения, 1834. Ст.135 - 137.
5. Свод законов Российской империи. T. X. Свод законов гражданских. Спб.: Типография Второго отделения,1835. Ст.194 - 202.
6. Свод законов Российской империи. T. XIII. Свод уставов о повинностях. Спб.: Типография Второго отделения,1863. Ст.115 - 117.
7. Устав духовных консисторий. - Спб., 1841.
10. Устав духовных консисторий. - Спб., 1883.
11. Устав о церковных наказаниях / Свящ. Собор Православ. Рос. Церкви. - М., 1821. - 99 с.
Периодическая печать
1. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1867.
2. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1868.
3. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1869.
4. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1870.
5. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1871.
6. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1872.
7. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1873.
8. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1874.
9. Известия по Казанской епархии. № 1 -24. 1875.
10. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1876.
11. Известия по Казанской епархии. № 1-24. 1881.
12. Известия по Казанской епархии. № 1 -24. 1883.
II. Литература:
1. Баловнев. Д.А. Приходское духовенство XIX - XX веков / Д.А. Баловнев. - М., 2001. - 189 с.
2. Богословский Г.К. Справочная книга для Казанской епархии. - Казань, 1900. - 644 с.
3. Введенский А.П. Действующие законоположения касательно страрообрядцев и сектантов. - Одесса,1912. - 197 с.
4. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. - М., 2009. - 577 с.
5. Ермошин А.В. Закон Божий в дореволюционоой светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского
учебного округа / А.В. Ермошин. - Казань: Изд-во «Бриг», 2017. - 420 с.
6. Журавский А.В. Православная миссионерская деятельность среди мусульман России и ислам: Инаковость как проблема. - М., 2010. - 160 с.
7. Знаменский П.В. История Русской церкви. - М., 2000. - 390 с.
8. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра / П. В. Знаменский. Казань: Тип. Ун-та, 1872. - 851 с.
9. Ивановский Я.И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и своду законов) с историческими примечаниями и приложениями. - Спб.,1900. - 364 с.
10. Игумен Савва (Тотунов). Епархиальные реформы. - М., 2011. - 495 с.
11. Керов В. Л. История русской православной церкви с древнейших времен до начала XXI века. / В. Л. Керов М.: Изд - во РУДН, 2003. - 256 с.
12. Лавров А. Очерк по истории русской церкви. Ярославль, 1887. - 297 с.
13. Липаков Е.В.. Архипастыри Казанские. 1555-2007. - Казань, 2007- 476 с.
14. Машанов М.А. Обзор деятельности Братств св.Гурия за двадцать пять лет его существования, 1867 - 1892 гг. - Казань, 1892. - 256 с.
15. Мендюков А.В. Русская Православная Церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX-XX веков. - М.: 2007. - 176 с.
16. Митрохин Н. А. Экономическая деятельность Русской Православной церкви и ее теневая сторона / Н. А. Митрохин, М. Ю. Эдельштейн. М.: Новое лит. обозрение, 2000. - 189 с.
17. Никольский Н.М. История русской церкви. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
18. Плотников К. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. / К. Плотников Петрозаводск, 1898. - 422 с.
19. Полунов А. Ю. Под властью обер прокурора: государство и церковь в эпоху Александра III / А. Ю. Полунов - М.: Мысль, 1996. - 41 с.
20. Поляков В. А. История России, 1868 1998 гг.: периодизация и летопись важнейших событий с фрагментами документов / В. А. Поляков -Волгоград: Квадрат, 2006. - 309 с.
21. Понятов А.Н. Миссионерская деятельность Братства святителя Гурия в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: Диссертация на соискание канд.ист.наук. - Казань, 2007. - 286 с.
22. Пушкарев С. Г. Роль православной церкви в истории России / С. Г. Пушкарев. - Нью-Йорк, 1985. - 123 с.
23. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Спб., 1900. - 278 с.
24. Список лицам, служащим по всем ведомствам Казанской губернии / издание Казанской губернской типографии; сост. секретарем Казанского губернского статистического комитета А.П. Орловым. - Казань: Типография Губернского Правления, 1885. - 308 с.
25. Справочная книга Казанской епархии / издание Казанской духовной консистории. - Казань: Типография А.М. Петрова, 1904. - 387 с.
26. Соколов Н.К. О началах и формах духовного суда в виду современных потребностей // Православ. обозрение. 1870. - 211 с.
27. Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917 гг. - М., 1996. - 799 с.
28. Смыкалин А. С. Очерки истории русской православной церкви / А. С. Смыкалин Омск: Минус, 2007. - 273 с.
29. Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века / Л. А. Таймасов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары. 2004. - 524 с.
30. Тальберг Н.Д. История русской церкви / Н.Д. Тальберг. - М.,1997. - 520 с.
31. Федоров В. А. Русская Православная Церковь и
государство. Синодальный период. / В. А. Федоров М.: Русская панорама, 2003. - 466 с.
32. Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды / В. А. Цыпин. М.: Изд - во Сретенского монастыря, 2007. - 451 с.
33. Чижевский И.Л. Устройство православной российской церкви: Ея учреждения и действующая узаконения по ея управлению. - Харьков, 1898. - 443 с.
34. Щапов Я. Н., А. М. Сахаров, А. А. Зимин и др.Русское православие: вехи истории / М.: Политиздат, 1989. - 720 с.
Справочные и учебные издания:
35. Липаков Е.В. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI-начала XX веков). - Казань. 1998. - 304 с.
36. Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл.ред. М.Х. Хасанов, ответ.
Ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской
энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. : К - Л. - 664 с.Липаков Е.В. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI- начала XX веков). - Казань. 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ