Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Археология Центральной Америки в отечественной историографии

Работа №32008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

археология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Проблемы археологии Центральной Америки в отечественной историографии.
1.1. Историография в советский период. 9
1.2. Историография в новейшее время. 18
2. Крупнейшие городские центры Мезоамерики.
(I тыс. н. э. - 1 пол II тыс.) 28
2.1. Теотиуакан - город богов. 29
2.2. Города-государства майя. 35
2.3. Ацтекские города. 48
3. Погребальные памятники. (I тыс. н. э. - 1 пол II тыс.) 55
Заключение. 65
Список литературы. 67
Приложения.


До недавнего времени весь двойной американский континент был практически одним огромным археологическим памятником, о котором многие имели лишь смутное представление. История индейцев начала интересовать многих европейских ученых уже с момента открытия Америки в 1492 году Христофором Колумбом. Новый Свет и его обитатели стали с самого начала предметом ожесточенных споров, поскольку впервые в истории великих открытий европейцы столкнулись не с остатками погибшей цивилизации, которую нужно было воссоздавать, а вживую с самой этой цивилизацией. Новый Свет представляет собой уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил здесь почти в полной изоляции, начиная от эпохи позднего палеолита (30000-20000 лет назад), и до тех пор, пока ему не положило конец нашествие европейских завоевателей в XVI веке нашей эры. К моменту завоевания этот огромный двойной континент был населен множеством индейских племен и народностей, которые находились на разном уровне развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами, многие из которых проживали на территории Северной Америки. В двух сравнительно небольших областях Американского континента - Мезоамерики и Андах проживали высокоразвитые индейские цивилизации, которые оставили после себя наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. Таким образом, американскую археологию можно разделить на археологию Северной Америки, Центральной Америки и Южной Америки.
Географически территория Центральной Америки включает в себя территорию, простирающуюся от границы Мексики на севере до границы с Колумбией на юге. Здесь расположены семь самостоятельных государств - Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Панама. Гораздо сложнее с границами Центральной Америки как культурноисторической области. Территория доколумбовой Центральной Америки являлась связующим звеном между двумя нуклеарными зонами Нового Света - Мезоамерики и Перу. В зарубежных археологических исследованиях Центральная Америка обозначается как «промежуточная область», поскольку доколумбовые культуры этого региона испытывали сильное влияние вышеобозначенных очагов высокоразвитых цивилизаций. По мнению исследователей, южная граница Мезоамерики совпадает с границей распространения культуры майя, включая в себя территории Гватемалы, Сальвадора, Белиза и западной части Гондураса. Таким образом, на собственно Центральную Америку приходятся восточные районы Гондураса, Никарагуа, а также территории Коста-Рики и Панамы.
Что касается хронологии истории Центральной Америки, то исследователи разделяют ее на три периода: предклассический (2500 г. до н.э. - 200 г. н.э.), классический (250 г. н.э. - 900 г. н.э.) и послеклассический (900 - 1697 гг.). Стоит отметить, что указанные даты являются лишь оценками, и переход из одного этапа в другой происходил не одновременно и при одинаковых обстоятельствах у разных народов. Хронологические же рамки данной работы охватывают классический и послеклассический периоды, с начала I тыс. до середины II тыс. н.э.
Население этого района Американского континента добилось значительного прогресса в своем историческом развитии, прежде чем оно было прервано европейским завоеванием. Об исторических процессах доколумбовой эпохи рассказывают археологические находки, немногочисленные сохранившиеся индейские тексты и испанские хроники. Комплексное изучение всех этих источников позволяет с большой полнотой реконструировать картину древней истории региона.
История изучения древних культур Мезоамерики охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. Научный интерес к проблемам доколумбовой истории Америки появляется не ранее середины XIX века, когда Джон Ллойд Стефенс открыл руины древних городов майя. С этого момента до рубежа XIX и XX вв. идет накопление фактического материала.
Большинство исследований носило число описательный характер и являлось результатом многочисленных путешествий и экспедиций в глухие районы Мексики, Гондураса, и Гватемалы. Археологические раскопки были незначительными и низкими по качеству. В первую очередь, ученых интересовали наиболее выразительные архитектурные сооружения и каменная скульптура. В этот период были проведены первые раскопки на территории Теотиуакана Леопольдо Батресом, началось накопление материалов по культуре сапотеков (А. Банделье, Д. Шарнэ, У. Холмс) и научное исследование древних городов майя (Т. Малер, А. Тоззер).
На втором этапе в изучении истории Мезоамерики, который охватывает первую четверть XX в., проводятся первые крупномасштабные археологические исследования. Как и раньше, накапливается фактический материал, однако это происходит уже на основе археологических данных. Это привело к появлению первых теоретических исследований и обобщающих трудов, в которых авторы пытаются дать общую картину центрально-американских культур до европейского завоевания.
40-е года XX в. являются началом нового этапа, в котором совершенствуется методика исторического исследования, начинается применение метода естественных наук, расширяется проблематика исторического исследования. Все это позволило улучшить хронологию важнейших культур Мезоамерики, упорядочить терминологии и вырасти интересу к причинному объяснению событий. Наметился переход к комплексному изучению археологических объектов, когда изучаются не только сами древности, но и их природной окружение. В этот период формируются проблемы, связанные с майя классического периода, такие как проблема термина «цивилизация майя», проблема характера общества майя, проблема единого государства у майя и причины гибели культуры майя, а также ольмекская проблема и проблема организации ацтекского общества.
К настоящему моменту доиспанское прошлое центрально-американских народов изучено довольно хорошо. В исследование древних культур Латинской Америки большой вклад внесли специалисты из Европы и США, ученые латиноамериканских государств.
Ведущая роль в изучении истории культур Центральной Америки в настоящее время принадлежит североамериканской (США и Канада) и мексиканской школам. Основная доля работ, проводимых на территории Центральной Америки, приходится на мексиканский Национальный институт антропологии и истории, Музей Пибоди при Гарвардском университете, Институт Карнеги и Смитсоновский институт в Вашингтоне.
Актуальность данной дипломной работы связана с тем, что история народов Центральной Америки сама по себе представляет интерес и для исследователей, и для широко круга читателей. Однако только этим дело не ограничивается. В настоящее время российская наука не может успешно понять и объяснить многие аспекты жизни доколумбовых цивилизаций без привлечения иностранного, в частности американского, материала. Изучение археологии Центральной Америки открывает путь к исследованию ряда важных исторических и теоретических проблем американистики: причин неравномерности культурного развития в разных районах Мезоамерики, понимания характерных черт развития различных ступеней торговых и культурных связей и степени их воздействия на местных индейцев и др.
История культуры Центральной Америки в доколумбову эпоху известна пока еще недостаточно. За исключением более или менее исследованных северо-востока Коста-Рики и некоторых областей Гондураса, практически не велось сколько-нибудь значительных археологических работ в горных областях Никарагуа и Коста-Рики, а также на равнинах побережья Карибского моря.
Лишь узкая полоска Тихоокеанского побережья является исключением, так как она привлекала к себе внимание археологов.
Касательно российской науки, то исследование Центральной Америки занимает второстепенное значение. Лишь в немногих институтах американистика представлена как образовательная дисциплина, практически не имеются специальные площадки для презентации материалов и дискуссии по проблемам доколумбовых культур. Также в России нет ни одного периодического издания по археологии Центральной Америки. Все это делает тему дипломной работы актуальной.
При написании работы были использованы труды различных отечественных исследователей, занимающихся изучением археологии народов Центральной Америки. Основной упор делался на работы В.И. Гуляева «Археология Центральной Америки» и «Древние цивилизации Америки», которые являются обобщающими исследованиями древней Центральной Америки и охватывают все ее важнейшие культуры, а также на его труд, посвященный именно народу майя «Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе)». При изучении городских центров Центральной Америки были использованы монографии Кинжалова Р.В. «Культура древних майя», «Искусство Древних майя» и диссертация Савченко И.А. «Г ород и округа у древних майя I тыс. н.э. (восточные области Мезоамерики». Также широко применялись исследования таких ученых, как Нерсесов Я.Н., Дэвлет Е.Г., Ершова Г.Г., Баглай В.Е.
Объектом исследования является историография археологии Центральной Америки, предметом - археология Центральной Америки в трудах отечественных ученых.
Целью дипломной работы является изучение археологии Центральной Америки в отечественной историографии. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) Выделение периодов изучения Центральной Америки в российской науке;
2) Выявление проблем археологии данного региона, поставленных отечественными исследователями;
3) Систематизирование крупнейшие городские центры классического периода в Мезоамерике, описанные в российских научных трудах;
4) Исследование погребальных памятников и погребального обряда индейцев данного региона.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.
При написании дипломной работы были использованы методы анализа литературы и источников, изучения и обобщения отечественной и зарубежной практик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенной работы были сформированы следующие выводы:
1) Несмотря на отчетливый интерес к древней истории Центральной Америки, многие ее проблемы пока остаются за пределами разработок отечественных американистов. Но все же, отечественная американистика достигла определенных успехов в решении проблем археологии Центральной Америки, таких как расшифровка письменности майя и происхождение земледелия у древних индейцев.
2) Несмотря на то, что в отечественной историографии много исследований об отдельных индейских племенах и культурах, практически отсутствуют работы, которые обобщили бы сведения о них. Единственной обобщающей работой, охватывающей весь спектр классических цивилизаций Центральной Америки, является монография В. И. Гуляева «Древние цивилизации Америки» 2008 года.
3) В отечественной науке существует много трудов, посвященных истории и культуре майя и описывающих их городские центры. Самым важным и информативным из них является труд В.И. Гуляева «Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе)», в которой он приводит подробное описание большинства известных городов-государств майяской цивилизации и приводит их структуру.
4) Работ, полностью посвященных погребальным памятникам майя в отечественной историографии не существует. Лишь некоторые ученые затрагивают эту тему в своих трудах в связи с городскими центрами. Краткое описание погребального обряда и захоронений дается в исследованиях Савченко И.А. и Ершовой Г.Г., Гуляев В.И. в исследовании о майя выделяет отдельную главу, посвященную погребальному обряду Тикаля.
Современная американистика - динамично развивающаяся отрасль отечественной исторической науки. И хотя в истории древнейших цивилизаций Центральной Америки остается еще немало нерешенных проблем, успехи ее очевидны. Цивилизации майя, ацтеков и других народов Америки заняли достойное место в ряду цивилизаций Древнего мира, а их дальнейшее изучение позволит глубже понять закономерности мирового исторического процесса.



1) Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 497 с.
2) Всеобщая история искусств Т.2 / Под ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1956. - 928 с.
3) Александренков Э.Г. Пути золотых «орлов» (древние связи обитателей земель Карибского бассейна) // Американские индейцы: новые факты и интерпретации. М., 1996. С. 116-128.
4) Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический
строй (доколониальный период). - М.: Издательская фирма
«Восточная литература» РАН, 1998. - 432 с.
5) Башилов В. А. Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки. - М.: Наука, 1990.- 272 с.
6) Веретенников А.М. Города майя и ацтеков. - М.: Вече, 2003. - 208 с.
7) Гнесь А.А. Первые американцы: диалоги Старого и Нового Света. - Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2014. - 124 с.
8) Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). - М.: Наука, 1979. - 304 с.
9) Гуляев В.И. Археология Центральной Америки. - М., 1992. - 165 с.
10) Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки. - М.: Вече, 2008. - 448 с.
11) Дэвлет Е.Г. Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. - М.: Научный мир, 2000. - 248 с.
12) Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. - М.: Алетейа, 2002. - 392 с.
13) Зубарев В.Г., Тюрин Е.А. История древней Центральной и Южной Америки. - Изд. 2-е. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 301 с.
14) Кинжалов Р. В. Искусство древних майя - Ленинград: Искусство, 1968. - 199с.
15) Кинжалов Р.В. Культура древних майя. - М.: Наука, 1971. — 368 с.
16) Кнорозов Ю.В. Древняя письменность Центральной Америки // Советская этнография. - 1952. - № 3. - С. 100-118.
17) Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. - М. - Л., 1963. - 664 с.
18) Кравцова А.С. Загадочный регион: археология Центральной
Америки в российской историографии. / А. С. Кравцова, А. В. Табарев // Гуманитарные науки в Сибири. - 2012. - №2. - С. 53-56.
19) Кравцова А.С., Табарев А.В. В царстве радужного тукана (из истории открытия и изучения древностей Центральной Америки и Северных Анд). - Новосибирск: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, 2013. - 145 с.
20) Нерсесов Я. Н. 250 в доколумбовой Америки: Экспериментальное учебное пособие: Книга для чтения. - М.: МИРОС, 1997. - 320с.
21) Рус. А. Народ майя. - М.: Мысль, 1986 — 256 с.,
22) Савченко И.А. Г ород и округа у древних майя I тыс. н.э. (восточные области Мезоамерики). - Москва, 2015. - 307 с.
23) Соди Д. Великие культуры Месоамерики. - М.: Знание, 1985. - 208 с.
24) Табарев А.В. Древние ольмеки: история и проблематика
исследований: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2005. - 144 с.
25) Тишков В. А. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. экология американских индейцев и эскимосов М.: Наука, 1988. — 338 с.
26) Хаген В. фон. Ацтеки. Майя. Инки. Великие царства древней Америки. - М: Центрполиграф, 2008. - 544 с.
27) Michael E. Smith. City planning: Aztec City Planning. / Encyclopaedia of the History of Science, technology, and Medicine in Non-Western Cultures. V.1, A-K, 2nd edition, 2008. pp. 577-587.
28) Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 15.05.2018)
29) Мир индейцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.indiansworld.org/, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 10.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ