СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ВЫПУСКАХ НОВОСТЕЙ КАНАЛА «ЧЕЛНЫ-ТВ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ СМИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «социальная проблема» 6
1.2. Специфика освещения социальных проблем в СМИ 14
1.3. Информационная телепрограмма как площадка представления
социальных проблем 23
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НОВОСТЕЙ КАНАЛА «ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.1. Общая характеристика информационной программы «Новости» канала
«ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.2. Жанрово-тематическое своеобразие освещения социальной
проблематики в программе «Новости» 35
2.3. Характер освещения социальной проблематики в программе
«Новости» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ СМИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «социальная проблема» 6
1.2. Специфика освещения социальных проблем в СМИ 14
1.3. Информационная телепрограмма как площадка представления
социальных проблем 23
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НОВОСТЕЙ КАНАЛА «ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.1. Общая характеристика информационной программы «Новости» канала
«ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.2. Жанрово-тематическое своеобразие освещения социальной
проблематики в программе «Новости» 35
2.3. Характер освещения социальной проблематики в программе
«Новости» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Телевидение обладает большими потенциальными ресурсами
интеграции, просвещения общества, а также очевидными возможностями
оперативного информирования и организации людей. В силу совокупности
природных коммуникативных особенностей (массовости, оперативности,
доступности, вездесущности, регулярности) телевидение занимает сегодня
лидирующее положение в системе СМИ по воздействию на аудиторию1.
Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов
современного публичного дискурса. Заявив социальные приоритеты,
выраженные в конкретных действиях, руководство страны сделало их
постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ, и социальная
проблематика оказалась на передовых политических позициях. Демография,
здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп – актуальные
проблемы социальной сферы – составляют сегодня значительную часть
телевизионного контента, заполняют как его новостную и аналитическую,
так и развлекательную части, формируя при этом довольно пестрый и
противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной
политики, журналистские расследования, скандалы и светские разговоры,
мозаику новостей, рекламу2.
Новые позитивные ракурсы социальной тематики, обусловленные, с
одной стороны, политической составляющей телевизионного контента, а с
другой – ожиданиями аудитории и конструктивным направлением в
профессиональной практике СМИ, делает актуальным исследование
функционирования телевизионной журналистики в аспекте освещения
проблем социальной сферы.
Степень научной разработанности проблемы. Телевидение как
1 Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005. С. 109.
2 Там же, С. 45.4
общественный институт и социокультурный феномен активно исследуется
представителями гуманитарных наук, начиная с 50-х годов ХХ столетия.
Структурно-функциональный подход к исследованию массовой
коммуникации разработан в трудах П. Лазарсфельда, Г. Лассуэла,
Д. МакКуэйла, Р. Мертона и др. Проблематикой воздействия и социальных
эффектов массовой коммуникации занимались Дж. Гербнер, Л. Гросс и др.
Вопросы социальной организации и функционирования общественного
телевидения отражены в работах Т. Бернса, Дж. Блумлера, Дж. Грипсруда,
М. Хибберда, В. Хойенса и В. Хоффман-Рейма.
В отечественной социологической науке проблематику массовой
коммуникации и телевидения в разное время и в разных аспектах
исследовали такие авторы, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, Е.Л. Вартанова,
Г.Н. Вачнадзе, В.М. Вильчек, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, В.В. Егоров, В.С.
Саппак, Б.М. Фирсов, А.Я. Юровский и др.
Исследования современных проблем развития телевидения и
телевизионной аудитории представлены в работах В.П. Коломийца,
М.М. Назарова, И.А. Полуэхтовой, П.А. Ковалева, А.В. Шарикова, а также
Т.З. Адамьянц, Г.П. Бакулева, И. А. Климова и др.
Объектом исследования является социальная проблематика в СМИ.
Предмет исследования – освещение социальных проблем в
информационной программе местного телевидения.
Цель исследования – выявление факторов конструирования и
освещения социальной проблематики в программе «Новости» на телеканале
«ЧЕЛНЫ-ТВ».
Задачи:
изучить понятие социальной проблемы в научном дискурсе;
исследовать специфику освещения социальных проблем в СМИ
выявить социальные функции телевидения;
дать характеристику телеканала «Челны-ТВ»;5
охарактеризовать освещение социальных проблем в
информационных выпусках программы «Новости».
Эмпирической базой исследования являются выпуски телевизионной
информационной программы «Новости», выходившие в эфире городского
телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ». Методом сплошной выборки было исследовано
450 сюжетов программы «Новости» («Челны-ТВ») с 01.09.2018 по
30.04.2019, в которых отслеживалась тематика публикаций новостных
материалов.
Методологической основой нашей работы стал структурнофункциональный метод исследования, применялся системный анализ с
учетом принципов выявления структурирования излагаемых фактов. В
процессе исследования были использованы метод наблюдения, в том числе и
включенного наблюдения, контент-анализ, сопоставительный анализ
публикаций СМИ на социальные темы.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
представленные в данной работе теоретические обобщения и практический
материал могут использоваться при чтении курсов по социологии массовой
коммуникации и социологии телевидения, а также при подготовке
журналистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
интеграции, просвещения общества, а также очевидными возможностями
оперативного информирования и организации людей. В силу совокупности
природных коммуникативных особенностей (массовости, оперативности,
доступности, вездесущности, регулярности) телевидение занимает сегодня
лидирующее положение в системе СМИ по воздействию на аудиторию1.
Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов
современного публичного дискурса. Заявив социальные приоритеты,
выраженные в конкретных действиях, руководство страны сделало их
постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ, и социальная
проблематика оказалась на передовых политических позициях. Демография,
здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп – актуальные
проблемы социальной сферы – составляют сегодня значительную часть
телевизионного контента, заполняют как его новостную и аналитическую,
так и развлекательную части, формируя при этом довольно пестрый и
противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной
политики, журналистские расследования, скандалы и светские разговоры,
мозаику новостей, рекламу2.
Новые позитивные ракурсы социальной тематики, обусловленные, с
одной стороны, политической составляющей телевизионного контента, а с
другой – ожиданиями аудитории и конструктивным направлением в
профессиональной практике СМИ, делает актуальным исследование
функционирования телевизионной журналистики в аспекте освещения
проблем социальной сферы.
Степень научной разработанности проблемы. Телевидение как
1 Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005. С. 109.
2 Там же, С. 45.4
общественный институт и социокультурный феномен активно исследуется
представителями гуманитарных наук, начиная с 50-х годов ХХ столетия.
Структурно-функциональный подход к исследованию массовой
коммуникации разработан в трудах П. Лазарсфельда, Г. Лассуэла,
Д. МакКуэйла, Р. Мертона и др. Проблематикой воздействия и социальных
эффектов массовой коммуникации занимались Дж. Гербнер, Л. Гросс и др.
Вопросы социальной организации и функционирования общественного
телевидения отражены в работах Т. Бернса, Дж. Блумлера, Дж. Грипсруда,
М. Хибберда, В. Хойенса и В. Хоффман-Рейма.
В отечественной социологической науке проблематику массовой
коммуникации и телевидения в разное время и в разных аспектах
исследовали такие авторы, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, Е.Л. Вартанова,
Г.Н. Вачнадзе, В.М. Вильчек, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, В.В. Егоров, В.С.
Саппак, Б.М. Фирсов, А.Я. Юровский и др.
Исследования современных проблем развития телевидения и
телевизионной аудитории представлены в работах В.П. Коломийца,
М.М. Назарова, И.А. Полуэхтовой, П.А. Ковалева, А.В. Шарикова, а также
Т.З. Адамьянц, Г.П. Бакулева, И. А. Климова и др.
Объектом исследования является социальная проблематика в СМИ.
Предмет исследования – освещение социальных проблем в
информационной программе местного телевидения.
Цель исследования – выявление факторов конструирования и
освещения социальной проблематики в программе «Новости» на телеканале
«ЧЕЛНЫ-ТВ».
Задачи:
изучить понятие социальной проблемы в научном дискурсе;
исследовать специфику освещения социальных проблем в СМИ
выявить социальные функции телевидения;
дать характеристику телеканала «Челны-ТВ»;5
охарактеризовать освещение социальных проблем в
информационных выпусках программы «Новости».
Эмпирической базой исследования являются выпуски телевизионной
информационной программы «Новости», выходившие в эфире городского
телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ». Методом сплошной выборки было исследовано
450 сюжетов программы «Новости» («Челны-ТВ») с 01.09.2018 по
30.04.2019, в которых отслеживалась тематика публикаций новостных
материалов.
Методологической основой нашей работы стал структурнофункциональный метод исследования, применялся системный анализ с
учетом принципов выявления структурирования излагаемых фактов. В
процессе исследования были использованы метод наблюдения, в том числе и
включенного наблюдения, контент-анализ, сопоставительный анализ
публикаций СМИ на социальные темы.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
представленные в данной работе теоретические обобщения и практический
материал могут использоваться при чтении курсов по социологии массовой
коммуникации и социологии телевидения, а также при подготовке
журналистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
Телеканал «ЧЕЛНЫ-ТВ», несомненно, стоит отнести к
информационно-социальному каналу: тематика большинства новостных
материалов относится к социальным проблемам. Кроме того, благодаря
освещению в этом СМИ многие вопросы решаются или, по крайней мере,
сдвигаются с места, – ситуация получает положительное развитие, что можно
отнести к позитивному фактору депроблематизации.
Интерес населения к новостям обусловлен тем, что, как правило, в
таких выпусках главное место отводится не информационным материалам, а
аналитическим, в которых актуальность проблемы привязана не к
конкретному временному отрезку, а к жизни населения в целом. Безусловно,
новостные программы не лишены недостатков. Это касается и качества
информации, и уровня профессионального мастерства самих журналистов.
Однако их основная задача – рассказать о жизни региона – как правило,
выполняется.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что информационная
программа «Новости» телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ» является ярким примером
городской социальной журналистики, важным ресурсом в решении
социальных проблем и своего рода ориентиром в реальности для ее
аудитории. При этом существует явное противоречие: события,
происходящие в обществе, требуют полного, целостного, объективного
отражения, а для поддержания увлекательности необходимо постоянное
добавления зрелищности и драматургии за счет присутствия в материалах
социальной проблематики.
Освещая в выпусках различные аспекты жизни граждан, проживающих
на территории области, журналисты отдела повышенное внимание уделяют
не только событийной тематике, но и вопросам воспитания и образования
детей и молодежи, социального и медицинского обслуживания пенсионеров
и ветеранов. В программе постоянно затрагивается работа органов55
областного и районного управления, системы ЖКХ, деятельность других
организаций по улучшению инфраструктуры региона и созданию условий
для удовлетворения различных жизненно важных потребностей людей.
Широкий охват насущных социально-экономических проблем,
определяющих информационную повестку дня каждого выпуска программы,
предоставляет корреспондентам отдела возможность совершенствовать
творческое мастерство, поскольку сама жизнь в ее разнообразных
проявлениях является наилучшим учителем журналистской профессии.
Телеканал «ЧЕЛНЫ-ТВ» как пример отечественной социальной
тележурналистики обладает богатым и разнообразным опытом работы с
социальной проблематикой. При этом социальная информация естественным
образом совпадает с переменами в политической и экономической жизни
меняется количественно и качественно. Это, безусловно, проявляется в
отношении к действенности публикаций, при выборе тем, трактовке
событий, в определении героев, использовании творческих технологий,
профессиональных техник и т.д. Анализ телевизионной практики показывает,
что для всего вышеперечисленного характерно использование оценочных
ракурсов, способствующих направительному освещению действительной
жизни. Ракурсы подачи информации, критерии ее отбора, совместное
действие «журналист-зритель», присутствие социальной перспективы в
материалах, позитивное/негативное решение – всё это позволяет
канализировать информацию, формируя определенную картину ситуации в
социальной сфере. Социальная проблематика является маркером, который
выявляет качество реальности в виртуальном телепространстве.
информационно-социальному каналу: тематика большинства новостных
материалов относится к социальным проблемам. Кроме того, благодаря
освещению в этом СМИ многие вопросы решаются или, по крайней мере,
сдвигаются с места, – ситуация получает положительное развитие, что можно
отнести к позитивному фактору депроблематизации.
Интерес населения к новостям обусловлен тем, что, как правило, в
таких выпусках главное место отводится не информационным материалам, а
аналитическим, в которых актуальность проблемы привязана не к
конкретному временному отрезку, а к жизни населения в целом. Безусловно,
новостные программы не лишены недостатков. Это касается и качества
информации, и уровня профессионального мастерства самих журналистов.
Однако их основная задача – рассказать о жизни региона – как правило,
выполняется.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что информационная
программа «Новости» телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ» является ярким примером
городской социальной журналистики, важным ресурсом в решении
социальных проблем и своего рода ориентиром в реальности для ее
аудитории. При этом существует явное противоречие: события,
происходящие в обществе, требуют полного, целостного, объективного
отражения, а для поддержания увлекательности необходимо постоянное
добавления зрелищности и драматургии за счет присутствия в материалах
социальной проблематики.
Освещая в выпусках различные аспекты жизни граждан, проживающих
на территории области, журналисты отдела повышенное внимание уделяют
не только событийной тематике, но и вопросам воспитания и образования
детей и молодежи, социального и медицинского обслуживания пенсионеров
и ветеранов. В программе постоянно затрагивается работа органов55
областного и районного управления, системы ЖКХ, деятельность других
организаций по улучшению инфраструктуры региона и созданию условий
для удовлетворения различных жизненно важных потребностей людей.
Широкий охват насущных социально-экономических проблем,
определяющих информационную повестку дня каждого выпуска программы,
предоставляет корреспондентам отдела возможность совершенствовать
творческое мастерство, поскольку сама жизнь в ее разнообразных
проявлениях является наилучшим учителем журналистской профессии.
Телеканал «ЧЕЛНЫ-ТВ» как пример отечественной социальной
тележурналистики обладает богатым и разнообразным опытом работы с
социальной проблематикой. При этом социальная информация естественным
образом совпадает с переменами в политической и экономической жизни
меняется количественно и качественно. Это, безусловно, проявляется в
отношении к действенности публикаций, при выборе тем, трактовке
событий, в определении героев, использовании творческих технологий,
профессиональных техник и т.д. Анализ телевизионной практики показывает,
что для всего вышеперечисленного характерно использование оценочных
ракурсов, способствующих направительному освещению действительной
жизни. Ракурсы подачи информации, критерии ее отбора, совместное
действие «журналист-зритель», присутствие социальной перспективы в
материалах, позитивное/негативное решение – всё это позволяет
канализировать информацию, формируя определенную картину ситуации в
социальной сфере. Социальная проблематика является маркером, который
выявляет качество реальности в виртуальном телепространстве.
Подобные работы
- НОВОСТНОЕ ВЕЩАНИЕ НА МЕСТНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СМИ НА ПРИМЕРЕ
ТЕЛЕКАНАЛА «ЭФИР - НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ МЕСТНЫМИ
ТЕЛЕВИЗИОННЫМИ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Отражение межнациональных вопросов на современном городском
телеканале: проблемная и жанровая специфики (на примере компании
"Чаллы-ТВ")
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



