ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ СМИ 6
1.1. Основные подходы к понятию «социальная проблема» 6
1.2. Специфика освещения социальных проблем в СМИ 14
1.3. Информационная телепрограмма как площадка представления
социальных проблем 23
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НОВОСТЕЙ КАНАЛА «ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.1. Общая характеристика информационной программы «Новости» канала
«ЧЕЛНЫ-ТВ» 31
2.2. Жанрово-тематическое своеобразие освещения социальной
проблематики в программе «Новости» 35
2.3. Характер освещения социальной проблематики в программе
«Новости» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Телевидение обладает большими потенциальными ресурсами
интеграции, просвещения общества, а также очевидными возможностями
оперативного информирования и организации людей. В силу совокупности
природных коммуникативных особенностей (массовости, оперативности,
доступности, вездесущности, регулярности) телевидение занимает сегодня
лидирующее положение в системе СМИ по воздействию на аудиторию1.
Слово «социальный» стало одним из ключевых элементов
современного публичного дискурса. Заявив социальные приоритеты,
выраженные в конкретных действиях, руководство страны сделало их
постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ, и социальная
проблематика оказалась на передовых политических позициях. Демография,
здравоохранение, жилье, проблемы социально уязвимых групп – актуальные
проблемы социальной сферы – составляют сегодня значительную часть
телевизионного контента, заполняют как его новостную и аналитическую,
так и развлекательную части, формируя при этом довольно пестрый и
противоречивый информационный фон, соединяя пиар социальной
политики, журналистские расследования, скандалы и светские разговоры,
мозаику новостей, рекламу2.
Новые позитивные ракурсы социальной тематики, обусловленные, с
одной стороны, политической составляющей телевизионного контента, а с
другой – ожиданиями аудитории и конструктивным направлением в
профессиональной практике СМИ, делает актуальным исследование
функционирования телевизионной журналистики в аспекте освещения
проблем социальной сферы.
Степень научной разработанности проблемы. Телевидение как
1 Бережная М.А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005. С. 109.
2 Там же, С. 45.4
общественный институт и социокультурный феномен активно исследуется
представителями гуманитарных наук, начиная с 50-х годов ХХ столетия.
Структурно-функциональный подход к исследованию массовой
коммуникации разработан в трудах П. Лазарсфельда, Г. Лассуэла,
Д. МакКуэйла, Р. Мертона и др. Проблематикой воздействия и социальных
эффектов массовой коммуникации занимались Дж. Гербнер, Л. Гросс и др.
Вопросы социальной организации и функционирования общественного
телевидения отражены в работах Т. Бернса, Дж. Блумлера, Дж. Грипсруда,
М. Хибберда, В. Хойенса и В. Хоффман-Рейма.
В отечественной социологической науке проблематику массовой
коммуникации и телевидения в разное время и в разных аспектах
исследовали такие авторы, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, Е.Л. Вартанова,
Г.Н. Вачнадзе, В.М. Вильчек, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, В.В. Егоров, В.С.
Саппак, Б.М. Фирсов, А.Я. Юровский и др.
Исследования современных проблем развития телевидения и
телевизионной аудитории представлены в работах В.П. Коломийца,
М.М. Назарова, И.А. Полуэхтовой, П.А. Ковалева, А.В. Шарикова, а также
Т.З. Адамьянц, Г.П. Бакулева, И. А. Климова и др.
Объектом исследования является социальная проблематика в СМИ.
Предмет исследования – освещение социальных проблем в
информационной программе местного телевидения.
Цель исследования – выявление факторов конструирования и
освещения социальной проблематики в программе «Новости» на телеканале
«ЧЕЛНЫ-ТВ».
Задачи:
изучить понятие социальной проблемы в научном дискурсе;
исследовать специфику освещения социальных проблем в СМИ
выявить социальные функции телевидения;
дать характеристику телеканала «Челны-ТВ»;5
охарактеризовать освещение социальных проблем в
информационных выпусках программы «Новости».
Эмпирической базой исследования являются выпуски телевизионной
информационной программы «Новости», выходившие в эфире городского
телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ». Методом сплошной выборки было исследовано
450 сюжетов программы «Новости» («Челны-ТВ») с 01.09.2018 по
30.04.2019, в которых отслеживалась тематика публикаций новостных
материалов.
Методологической основой нашей работы стал структурнофункциональный метод исследования, применялся системный анализ с
учетом принципов выявления структурирования излагаемых фактов. В
процессе исследования были использованы метод наблюдения, в том числе и
включенного наблюдения, контент-анализ, сопоставительный анализ
публикаций СМИ на социальные темы.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что
представленные в данной работе теоретические обобщения и практический
материал могут использоваться при чтении курсов по социологии массовой
коммуникации и социологии телевидения, а также при подготовке
журналистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
Телеканал «ЧЕЛНЫ-ТВ», несомненно, стоит отнести к
информационно-социальному каналу: тематика большинства новостных
материалов относится к социальным проблемам. Кроме того, благодаря
освещению в этом СМИ многие вопросы решаются или, по крайней мере,
сдвигаются с места, – ситуация получает положительное развитие, что можно
отнести к позитивному фактору депроблематизации.
Интерес населения к новостям обусловлен тем, что, как правило, в
таких выпусках главное место отводится не информационным материалам, а
аналитическим, в которых актуальность проблемы привязана не к
конкретному временному отрезку, а к жизни населения в целом. Безусловно,
новостные программы не лишены недостатков. Это касается и качества
информации, и уровня профессионального мастерства самих журналистов.
Однако их основная задача – рассказать о жизни региона – как правило,
выполняется.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что информационная
программа «Новости» телеканала «ЧЕЛНЫ-ТВ» является ярким примером
городской социальной журналистики, важным ресурсом в решении
социальных проблем и своего рода ориентиром в реальности для ее
аудитории. При этом существует явное противоречие: события,
происходящие в обществе, требуют полного, целостного, объективного
отражения, а для поддержания увлекательности необходимо постоянное
добавления зрелищности и драматургии за счет присутствия в материалах
социальной проблематики.
Освещая в выпусках различные аспекты жизни граждан, проживающих
на территории области, журналисты отдела повышенное внимание уделяют
не только событийной тематике, но и вопросам воспитания и образования
детей и молодежи, социального и медицинского обслуживания пенсионеров
и ветеранов. В программе постоянно затрагивается работа органов55
областного и районного управления, системы ЖКХ, деятельность других
организаций по улучшению инфраструктуры региона и созданию условий
для удовлетворения различных жизненно важных потребностей людей.
Широкий охват насущных социально-экономических проблем,
определяющих информационную повестку дня каждого выпуска программы,
предоставляет корреспондентам отдела возможность совершенствовать
творческое мастерство, поскольку сама жизнь в ее разнообразных
проявлениях является наилучшим учителем журналистской профессии.
Телеканал «ЧЕЛНЫ-ТВ» как пример отечественной социальной
тележурналистики обладает богатым и разнообразным опытом работы с
социальной проблематикой. При этом социальная информация естественным
образом совпадает с переменами в политической и экономической жизни
меняется количественно и качественно. Это, безусловно, проявляется в
отношении к действенности публикаций, при выборе тем, трактовке
событий, в определении героев, использовании творческих технологий,
профессиональных техник и т.д. Анализ телевизионной практики показывает,
что для всего вышеперечисленного характерно использование оценочных
ракурсов, способствующих направительному освещению действительной
жизни. Ракурсы подачи информации, критерии ее отбора, совместное
действие «журналист-зритель», присутствие социальной перспективы в
материалах, позитивное/негативное решение – всё это позволяет
канализировать информацию, формируя определенную картину ситуации в
социальной сфере. Социальная проблематика является маркером, который
выявляет качество реальности в виртуальном телепространстве.
Новости [информационная телепрограмма] / Телекомпания «Челны –
ТВ24». – Набережные Челны. Сентябрь 2018 – Апрель 2019. – Ежеднев.
Список литературы
1. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики: учеб. пособие /
Э. Г. Багиров. – М.: Искусство, 1987. – 238 с.
2. Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой
информации и пропаганды» / Э. Г. Багирова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
– 120 с.
3. Баскакова О. В. Воздействие СМИ на формирование общественного
мнения и ценностных ориентаций населения / О. В. Баскакова // Актуальные
проблемы современной науки. – 2004. – № 6. – С. 266-272.
4. Бакусева М. Б. Российское телевидение и социальное настроение /
М. Б. Бакусева. – М.: ИПКРТР, 2005. – 64 с.
5. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы действия /
В. М. Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 157 с.
6. Бест Дж. Социальные проблемы // Социальные проблемы:
конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Составитель И.Г. Ясавеев. –
Изд-во Казанского Университета. – 2007. С. 27-54.
7. Бережная М. А. «Проблемы социальной сферы в алгоритмах
телевизионной журналистики» / М. А. Бережная. – СПб.: Издательский Дом
С-Петерб. гос. ун-та, 2009. – 330 с.
8. Бережная М. А. Социальные проблемы в фокусе ТВ / М. А. Бережная. –
СПб.: СПбГУ, 2017. – 192 с.
9. Бережная М. А. Социальная тележурналистика: учебно-методическое
пособие / М. А. Бережжная. – СПб.: Роза мира, 2005. – 217 с.57
10. Богомолова М. Н. Роль коммуникации в современном гражданском
обществе / М. Н. Богомолова // Гуманитарные научные исследования. – 2012.
– № 9. – С. 112-119.
11. Богомягкова Е. С. Социология социальных проблем: современное
состояние и перспективы развития / Е. С. Богомягкова // Журнал социологии
и социальной антропологии. – 2015. – Т.18. – №3. – С. 39-54.
12. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб.
пособие / Н. Н. Богомолова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с.
13. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: «Медиум», 1995. – 323 с.
14. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер с нем.; Отв. ред. и
предисл. Н. А. Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика
культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
15. Варецкий Б. И. Журналистика социальной сферы / Б. И. Варецкий. – М.:
Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2008. – 192 с.
16. Ворошилов В. В. Журналистика / В. В. Ворошилов. – М.: КноРус, 2016. –
496 c.
17. Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования и управления
общественным сознанием / С. А. Герасимова // Управленческое
консультирование. – 2007. – №2. – С. 142-147.
18. Герберт Б. Социальные проблемы как коллективное поведение /
Б. Герберт // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение:
Хрестоматия. – Казань: Изд-во КГУ, 2007. – C. 11-25.
19. Григорьев С. И. Основы современной социологии: учеб. пособие /
С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. – Барнаул: Издательство Алтайского
государственного университета, 2001. – 138 с.
20. Гольбрайх В. Б. Экологический конфликт в местной прессе /
В. Б. Гольбрайх // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. –
Т. 16. – №.3. – С. 29-33.
21. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные58
понятия и комментарии / В. В. Егоров. – М.: Институт повышения
квалификации работников телевидения и радиовещания. Редакционноиздательский отдел, 1997. – 100 с.
22. Егоров В. В. Телевидение: страницы истории / В. В. Егоров. – М.:
Аспект-Пресс, 2004. – 128 с.
23. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим / В. В. Егоров. –
М.: Воскресенье, 1999. – 416 с.
24. Задонская И. А. Роль российского телевидения как социального
института в формировании культуры повседневности студенческой
молодежи / И. А. Задонская // Вестник Тамбовского университета. – 2013. –
4(120). – С. 330-335.
25. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России /
Я. Н. Засурского. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 159 с.
26. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. – СПб.: Издво Михайлова В. А., 2004. – 335 с.
27. Князев А. В. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб. пособие /
А. В. Князев. – Бишкек: КРСУ, 2001. – 160 с.
28. Кравченко В. И. Социология: учеб. пособие / В. И. Кравченко. – СПб.:
ГУАП, 2001. – 104 с.
29. Красикова Т. Р. Проблема конструирования социальной реальности в
теории массовой коммуникации / Т. Р. Красикова // Современный дискурсанализ. – 2013. – № 1 (8). – С. 27-45.
30. Кравченко В. И. Социология управления: фундаментальный курс:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр.
и доп. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. – М.: Академический Проект, 2005. –
1136 с.
31. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным
предпочтениям как способ изучения телеаудитории / П. А. Ковалев. – М.:
МосГУ, 2005. – 98 с.
32. Лазарсфельд П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и59
организованное социальное действие / М. М. Назаров // Массовая
коммуникация в современном мире: методология анализа и практика
исследований. – М., 1999. – С. 138-149.
33. Морозов А. В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / А. В. Морозов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
34. Номинации Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ». – Режим
доступа: http://www.tefi.ru/ru/tefi/Tefi_2006/T06-nom/ (Дата обращения:
29.05.2013).
35. Реснянская Л. Л. Журналистика и социология / Л. Л. Реснянская,
Л. Н. Федотова. – М.: Московский Университет, 2016. – 200 c.
36. Сагитов А. Р. Роль телевидения как социального института в
социализации личности в современном обществе: дисс ... канд. соц. наук:
22.00.04 / Сагитов А. Р. – Уфа, 2010. – 160 с.
37. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем //
Контексты современности II: Хрестоматия / С. А. Ерофеев. – Казань, 2001. –
290 с.
38. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение / И. Г. Ясавеев.
– Казань, 2007. – 189 с.
39. Сконфельд A. K. Конструирование социальной проблемы: пресса и
инвайронментализм / А. К. Сконфельд, Р. Ф. Мейер, Р. Дж. Гриффин //
Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. – Казань, 2000. –
С. 169-178.
40. Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция
публичных арен / С. Хилгартнер, Ч. Л. Боск // Средства массовой
коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. – Казань: Изд-во КГУ,
2007. – С. 18-53.
41. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – М.: Эксмо,
2004. – 448 с.
42. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности60
«Журналистика» / В. Л. Цвик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012.
– 495 с.
43. Шариков А. В. Особенности вещания региональных каналов /
А. В. Шариков. – М.: ИЦ «МарТ», 2004. – 150 с.
44. Шарков Ф. К. Основы теории коммуникации / Ф. К. Шарков. – М.:
Перспектива, 2002. – 137 с.
45. Ясавеев И. Г. Конструирование «повестки дня»: социальные проблемы
российского общества в новостях федеральных телеканалов / И. Г. Ясавеев //
Управление общественными и экономическими системами. – 2007. – № 1. –
С. 29.
46. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами
массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев // Казань. – 2004. – С. 79.