Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у учителей.
1.1 Синдром эмоционального выгорания 7
1.2 Толерантность к неопределенности 19
Глава 2. Методы и организация исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у учителей
2.1 Описание выборки исследования 31
2.2 Методы исследования 32
2.3 Математико-статистические методы обработки данных 34
Глава 3. Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у учителей.
3.1 Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания и
толерантности к неопределенности у учителей 36
3.2 Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и толерантности к
неопределённости у учителей 41
Заключение 45
Литература 48
Приложения
Актуальность исследования феномена эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью обусловлена сильно выраженными отрицательными последствиями, постепенно развиваются негативные социально-психологические установки по отношению с себе, своим близким, коллегам, работе. В нынешних социально-экономических условиях выгорание личности приобретает все большеее значение в ряде отраслей психологии. Опубликованные данные показывают, что синдром выгорания, как и другие разновидности профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и
бессмысленности своего существования, низкую оценку своей
профессиональной компетентности, что сказывается на работоспособности педагога, приводя к снижению результативности показателей профессиональной деятельности и, как следствие, синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины, повышение степени заболеваемости профессионалов. Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов, развитие психосоматических нарушений зачастую является следствием развития выгорания, обусловленного профессиональной деятельностью.
Синдром «психического» или «эмоционального» выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60-х гг. прошлого века, не утратил своей актуальности и в условиях современной действительности. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров, как отечественных Бойко В. В., Водопьянова Н. Е., Рукавишников А. А. и др.), так и зарубежных авторов (Aronson Е., Pines A., Brill Р., Burisch М., Maslach С, Jackson S.; Cherniss С. и др.). В частности: М.В. Борисова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и другие исследователи большое внимание уделяют определению сущности, описанию структуры, причин возникновения, проявления и развития синдрома эмоционального выгорания.
В конце 90-х годов двадцатого века в отечественной психологии исследовалось психическое выгорание по д названием «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) в разных сферах профессиональной деятельности человека. Изучались особенности трудовой деятельности педагогов, психологов, врачей, работников социальной сферы. Было выявлено, что все эти «помогающие» профессии объединяет наличие стрессогенных факторов, повышающих риск возникновения психического выгорания. В последние время к видам профессиональной деятельности с повышенной сртессогенностью стали относить и научно-преподавательскую деятельность работников профессиональной школы (Аминов Н. А., Мальцева Н. В. и др.). Тем не менее, до настоявшего времени углубленных, научных исследований по развитию выгорания у преподавателей, особенно у преподавателей высшей школы крайне мало (Серегина И. И., Старченкова Е. С. Щербич Л. .И). Повышение требований со стороны общества к профессиональным качествам преподавателя, объективное увеличение учебной нагрузки, интенсивность труда, психоэмоциональные перегрузки, высокие нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, большое количество контактов в течение рабочего дня, гиподинамия делает данную группу специалистов еще более уязвимой в отношении развития психического выгорания, обусловлено профессиональной деятельностью.
Цель исследования: Выявление взаимосвязи между показателями синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности в зависимости от стажа профессиональной деятельности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у учителей. Предмет исследования: взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределённости у учителей
Гипотеза: чем больше стаж работы учителя, тем более выражены симптомы синдрома эмоционального выгорания и интолерантность к неопределенности. Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам синдрома эмоционального выгорания, толерантности к неопределенности у учителей.
2. Изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у учителей в зависимости от стажа.
3. Выявить взаимосвязь симптомов синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности у учителей в зависимости от стажа работы.
Практическая значимость исследования обусловлена необходимостью коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у учителей. Результаты данного исследования могут быть использованы для составления рекомендаций по профилактике профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания.
В качестве основного метода исследования был использован метод тестирования. В работе использованы следующие методики:
1. Опросник выгорания К. Маслач.
2. Диагностика профессионального выгорания В. Бойко.
3. Опросник толерантности к неопределенности.
В исследовании проводилось на базе школы № 111 и 156 г. Казани. Всего в исследовании приняли участие 44 учителя, результаты тестирования были объединены в две группы в зависимости от профессионального стажа испытуемых. Первую группу испытуемых составили учителя со стажем от 1 до 5 лет, средний возраст испытуемых 27 лет. Вторую группу испытуемых составили учителя от 6 до 12 лет, средний возраст испытуемых 39 лет. Опросник выгорания К. Маслач.
Работа состоит из введения, теоретической части, экспериментальной главы, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 58 источников. Текст работы содержит 3 таблицы, 7 рисунков и 2 приложения.
Профессия педагога является одной из наиболее важных в современном мире и никогда не потеряет свою значимость. Гуманистические задачи воспитания и обучения молодого поколения в силах конструктивно решить педагоги, обладающие определёнными внутренними личностными качествами (альтруизмом, эмпатией, духовными ценностями), относящиеся к своей профессии как к призванию, источнику реализации потенциала, испытывающие положительные эмоции, удовлетворённые работой, вовлечённые в профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к личности педагога в связи со своей эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, ответственностью за результаты и самих учащихся, большой рабочей нагрузкой. В случае, когда у педагога недостаточно личностных ресурсов совладания с профессиональными стрессорами, профессия не является призванием, работа не интересна, а только утомительна, трудна, может формироваться комплексное негативное психофизиологическое состояние - профессиональное выгорание. Большое количество исследований выгорания педагогов, позволяет рассматривать его как одно из ведущих негативных психофизиологических состояний в педагогической деятельности. Интерес к проблеме профессионального выгорания педагогов обусловлен сложной природой данного феномена и его разрушительным влиянием на личность педагога, учащихся и образовательный процесс в целом.
1. По итогам нашей работы можно сделать следующие заключения: Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам синдрома эмоционального выгорания и толерантности к неопределенности мы установили что профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в
себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность,
деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
2. У учителей со стажем до 5 лет симптомы эмоционального
выгорания сформированны на низком уровне. Учителя со стажем до 12 лет характеризуются сформированностью на среднем уровне всех симптомов синдрома эмоционального выгорания: истощение, редукция личных
достижений, деперсонализация.
3. У учителей со стажем до 5лет сложившихся симптомов синдрома эмоционального выгорания не выявлено. По методике профессионального выгорания В. Бойко у учителей со стажем до 12 лет сформировались все симптомы по шкале напряжение и ряд симптомов по шкалам резистенция и истощение.
4. Учителя со стажем до 5 лет характеризуются тем, что в меньшей степени склонны к изменениям, оригинальности, предпочитают избегать неопределенности, следовать правилам и принципам Учителя со стажем до 12 лет характеризуются более высоким уровнем «толерантности к неопределенности», но при этом также имеют высокие показатели по шкале «Межличностная интолераннтность», Предпочитают избегать неопределенности, следовать правилам и принципам в межличностных отношениях.
5. Корреляционный анализ позволил установить, что в группе учителей со стажем до 5 лет толерантность неопределенности взаимосвязана с неудовлетворенностью собой и редукцией личных достижений. Чем больше учитель удовлетворен профессиональной деятельностью и объективно оценивает свои достижения, тем более он креативен стремится к новизне и оригинальности. В тоже время истощение, тревога и депрессия приводит к тому что учителя данной группы в большей степени склонны к контролю за в межличностных отношениях.
6. В группе учителей со стажем больше 12 лет толерантность к неопределенности позволяет избежать чувства загнанности в клетку. А
контроль за взаимоотношениями взаимосвязан с деперсонализацией и редукцией личных достижений.