ЖЕНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СОЗДАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНСКИХ АВИАПОЛКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 10
1.1. Правовая основа функционирования женских полков 10
1.2. Формирование, обучение и комплектование женских авиационных полков 14
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СОСТАВЕ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ В ВОЕННЫХ КАМПАНИЯХ 20
2.1. Жизнь на фронте и передовой 20
2.2. Военные подвиги летчиц по воспоминаниям современников 27
2.3. Стратегия ведения воздушного боя 44
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН-ЛЕТЧИЦ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 47
3.2. Влияние войны на последующую профессиональную и личную судьбу летчиц 47
3.3. Образ летчиц в художественной литературе и в кино 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНСКИХ АВИАПОЛКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 10
1.1. Правовая основа функционирования женских полков 10
1.2. Формирование, обучение и комплектование женских авиационных полков 14
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СОСТАВЕ АВИАЦИОННЫХ ПОЛКОВ В ВОЕННЫХ КАМПАНИЯХ 20
2.1. Жизнь на фронте и передовой 20
2.2. Военные подвиги летчиц по воспоминаниям современников 27
2.3. Стратегия ведения воздушного боя 44
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН-ЛЕТЧИЦ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 47
3.2. Влияние войны на последующую профессиональную и личную судьбу летчиц 47
3.3. Образ летчиц в художественной литературе и в кино 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало войн и вызванных ими лишений. Но Великая отечественная война 1941-1945 гг. заняла в их длинном списке особое место. Это была самая судьбоносная, самая жестокая, самая беспощадная из всех войн, которые когда-либо ранее пережила Россия или знало мировое сообщество цивилизаций.
В ней не только решалась судьба СССР как суверенного государства, в ней, прежде всего, решалась судьба всех народов Советского Союза, приговорённых Гитлером и фашизмом к уничтожению. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была не только войной Советской страны против гитлеровской оккупации, это была также война за спасение всего мирового сообщества катастрофы, на которую их обрекал Гитлер и его режим.
Именно советский народ вынес на своих плечах всю тяжесть гитлеровской оккупации и был главным автором победы над гитлеровской Германией и её союзниками, одержанной в союзе со всеми антифашистскими государствами. Каждое мгновение истории Великой отечественной войны 1941-1945 гг. является не только неиссякаемым источником богатого опыта всенародной борьбы против гитлеровской оккупации, за свободу своего Отечества, но и уроком для всего мирового сообщества. Исторический опыт и уроки войны дают ясные ответы на выбор способов и определение сил и средств, необходимых для победы над силами, стремящимися к имперскому господству в мире.
В данной диссертационной работе исследуется лишь одна грань этого опыта — участие в Великой Отечественной войне трёх женских авиационных полков в составе РККА.
После появления первых летательных аппаратов, а в последствии дирижаблей и первых самолетов, небо навеки покорило все человечество. В начале 20 века братья Райт построили один из первых управляемых самолетов с двигателем - Флаер-1. В последующие годы мужчины и женщины получали официальную лицензию на пилотирование самолетов. Самой первой женщиной в Британии, получившей такую лицензию, стала Хильда Хьюлетт, она также являлась успешной предпринимательницей: создала компанию по производству самолетов. В годы Первой мировой войны ее компания выпустила более 800 единиц. В России первой авиатриссой стала Доминикия Иларионовна Кузнецова-Новолейник, первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева, первой в мире женщиной-военным летчиком стала Евгения Михайловна Шаховская, а первой женщиной летчиком-испытателем стала Любовь Алексеевна Голанчикова.
В 1930-е годы профессия летчика стала настолько популярной, что сотни девушек и парней стали грезить о небе и самолетах. В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. В ней имелось шесть секций: планерная, лётная, авиамоторная, глиссерная, парашютная, авиамодельная и группа проектирования и постройки спортивных самолётов. Повсеместно летчики всех стран начали устанавливать мировые рекорды. Особое место в истории установления мировых рекордов принадлежит советским летчицам. Это не удивительно, так как в СССР авиационный спорт никогда не был прерогативой мужчин. Достаточно сказать, что из 46 мировых женских авиационных рекордов, зарегистрированных FAI , 44 принадлежат нашим летчицам. В октябре 1937 года летчицы B. C. Гризодубова и М. М. Раскова на легком самолете АИР-12 установили первый женский мировой рекорд дальности полета по прямой -1444,722 км на маршруте Москва -Актюбинск. За этим рекордом последовали другие мировые рекорды: дальности полета по прямой 2241,5 км и по ломаной линии 2371,99 км летчиц П. Д. Осипенко,В.Ф. Ломако и М. М. Расковой (Севастополь - Архангельск); дальности полета по прямой 5908,6 км и по ломаной линии 6150 км летчиц B. C. Гризодубовой, М. М. Расковой и П. Д. Осипенко на самолете АНТ-37 «Родина» (Москва - Хабаровский край). За этот последний перелет летчицам первым среди женщин было присвоено звание Героя Советского Союза. Молодые летчицы быстро стали кумирами советской молодежи, на них ровнялись и мечтали когда-нибудь повторить их путь. Но Великая отечественная война внесла большие коррективы в планы летчиц: о мировых рекордах пришлось забыть и пересесть на боевые самолеты.
Молодые люди, обучавшиеся и закончившие с отличием авиаклубы первыми пополнили ряды летных дивизий.
С первых же дней Великой отечественной войны многие девушки и женщины пошли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами, с оружием в руках, защищать свою Родину.
В октябре 1941 года после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве началось формирование женской авиачасти. Руководство было возложено на известную всей стране летчицу, Героя Советского Союза М. М. Раскову. Она руководила формированием авиагруппы из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы» . Позднее М. Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка, позднее ему присвоили звание «Борисовский». Командиром бомбардировочного полка стала B.C. Гризодубова, совершившая около 200 боевых вылетов. А 588 бомбардировочному авиационному полку было присвоено звание «Гвардейский».
В перерывах между полетами, в тылу и передовой, летчицы уделяли большое количество времени письму. Вели дневники, писали письма, читали. Поэтому историки имеют огромный материал для изучения фронтовой жизни летчиц. В современной исторической науке огромное внимание уделяется источникам личного происхождения. Личные дневники, воспоминания - это лишь малая часть того, что доступно нам для изучения истории Великой Отечественной Войны. Дневники хранят в себе огромный объем информации, касательно жизни девушек на войне. Выбор темы диссертации объясняется возможностью использовать дневники и воспоминания при изучении жизни и досуга девушек-летчиц во время Великой отечественной войны. В данной работе будут рассмотрены и изучены дневники и письма штурмана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евгении Рудневой , а также книги-воспоминания Марины Чечневой, Ирины Ракобольской и др., которые позволяют приоткрыть дверь в ту жизнь, которые вели девушки в сложных военных условиях. Они могут рассказать о том, как жили юные летчицы на передовой и в тылу, о чем думали и мечтали. Долгие годы вклад женщин-летчиц в победу в Великой отечественной войне был недооценён. Поэтому сейчас, когда ветеранов уже почти не осталось, сохранить в памяти потомков их подвиг особенно важно.
Актуальность данной диссертационной работы обусловлена
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются женские авиационные полки на фронтах Великой отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Предметом исследования стала боевая деятельность и повседневная жизнь трёх женских авиационных полков на различных этапах Великой Отечественной войны.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение особенностей формирования женских авиаполков и их повседневной жизни на основе писем и дневников участниц боевых действий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить ход и особенности формирования женских авиаполков в период Великой отечественной войны.
2. Детально проанализировать дневники и письма участниц боевых действий.
3. Рассмотреть участие женщин в военных кампаниях в составе женских авиационных полков.
4. Изучить особенности повседневной жизни женщин-летчиц.
Работа состоит из введения, содержания, трех глав, нескольких подглав, заключения и списка использованных источников, литературы и приложения.
Хронологические рамки исследования охватывают период от принятия Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР решения о формировании женских авиационных частей Красной Армии 8 октября 1941 г. и до момента расформирования каждой из частей
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней были комплексно исследованы ход и особенности формирования всех трех женских авиаполков, их боевые участия в военных кампаниях и повседневная жизнь. Большая часть диссертации основана на воспоминаниях девушек-летчиц.
Степень научной разработанности проблемы. История участия женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне, их героические подвиги в определённой мере получили освещение в российской исторической литературе. Наиболее полно эта проблема исследована Мурманцевой B.C. В ее солидных по историческому содержанию трудах обстоятельно раскрыты методологические проблемы и даны общие оценки участия советских женщин в Великой Отечественной войне, показан их трудовой подвиг в тылу, ратные дела на фронте, их участие в партизанском движении и других формах сопротивления немецкому фашизму.
Но, о женщинах-авиаторах Мурманцева B.C. пишет лишь в общих чертах, без углубления в суть и содержание особенностей данной проблемы.
Имеются специальные труды, посвящённые женщинам-авиаторам Великой Отечественной войны. В частности, данная проблема рассматривается л в научном исследовании Героя Советского Союза Чечневой М.П . Ею же написан ряд книг художественно-публицистического характера. Однако в своём научном труде Чечнева М.П. главное внимание сосредоточила на исследовании организаторской и идеологической роли
Коммунистической партии в создании и боевом применении женских авиационных частей в годы Великой Отечественной войны. Диссертант полагает, что по этой причине вне сферы внимания автора оказался человеческий фактор, а история женских авиационных полков дана весьма скупо. Вероятно, из-за весьма ограниченного доступа в те годы к архивным источникам, часть фактического, событийного материала нуждается в уточнении.
После окончания Великой отечественной войны, все записки, мемуары и письма летчиц были опубликованы. В 1948 году начальник штаба 46 авиаполка И. Ракобольская опубликовала свои записки «46-й Гвардейский», а в 1949 г. вышла в печать книга Н. Ульяненко «Незабываемое». В 1962 году М. А Казаринова и А. А. Полянцева издали сборник воспоминаний и очерков «В небе фронтовом».
В 1999 году кандидат исторических наук Л. Д. Лактионова защитила диссертацию на тему «Женские авиационные части в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Историческое исследование». В данной диссертации историк детально рассмотрела лишь одну грань, а именно - боевую деятельность трех женских авиаполков. на основе
Деятельностью трех авиационных полков на сегодняшний день занимаются два профессиональных историка: Светлана Чудинова и Юлия Плетнева. В социальной сети ВКонтакте они создали группу, посвященную трем женским авиационным полкам. Так же историки серьезно занимаются поиском родственников летчиц. В группе публикуются фото и видеоматериалы, отчеты по проделанной работе. В октябре 2017 года Светлана Чудинова в соавторстве с Андреем Симоновым издали книгу "Женщины - Герои Советского Союза и России".
Информационная база диссертации была весьма разнообразной, поэтому соискатель считает возможным объединить все использованные им источники в пять отдельных групп.
К первой группе относятся источники личного происхождения: письма и дневники Евгении Рудневой, штурмана 46 НЛБАП; воспоминания Марины Чечневой, командира эскадрильи 46 НЛБАП; Нины Ульяновой; Хиуаз Доспановой; интервью ветеранов;
Ко второй группе используемой литературы относится зарубежная историография.
К третьей группе относятся государственные и партийные документы; материалы общественных организаций, а также документы политического и военного руководства Красной Армии, руководства ВВС.
Четвертая группа используемой литературы включает в себя опубликованные и не опубликованные диссертации.
Пятая группа источников включает в себя кинофотофонодокументы.
В неё включили посвященные полкам документальные и художенственные фильмы, интервью с ветеранами полка и фотографии военных лет.
В ней не только решалась судьба СССР как суверенного государства, в ней, прежде всего, решалась судьба всех народов Советского Союза, приговорённых Гитлером и фашизмом к уничтожению. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была не только войной Советской страны против гитлеровской оккупации, это была также война за спасение всего мирового сообщества катастрофы, на которую их обрекал Гитлер и его режим.
Именно советский народ вынес на своих плечах всю тяжесть гитлеровской оккупации и был главным автором победы над гитлеровской Германией и её союзниками, одержанной в союзе со всеми антифашистскими государствами. Каждое мгновение истории Великой отечественной войны 1941-1945 гг. является не только неиссякаемым источником богатого опыта всенародной борьбы против гитлеровской оккупации, за свободу своего Отечества, но и уроком для всего мирового сообщества. Исторический опыт и уроки войны дают ясные ответы на выбор способов и определение сил и средств, необходимых для победы над силами, стремящимися к имперскому господству в мире.
В данной диссертационной работе исследуется лишь одна грань этого опыта — участие в Великой Отечественной войне трёх женских авиационных полков в составе РККА.
После появления первых летательных аппаратов, а в последствии дирижаблей и первых самолетов, небо навеки покорило все человечество. В начале 20 века братья Райт построили один из первых управляемых самолетов с двигателем - Флаер-1. В последующие годы мужчины и женщины получали официальную лицензию на пилотирование самолетов. Самой первой женщиной в Британии, получившей такую лицензию, стала Хильда Хьюлетт, она также являлась успешной предпринимательницей: создала компанию по производству самолетов. В годы Первой мировой войны ее компания выпустила более 800 единиц. В России первой авиатриссой стала Доминикия Иларионовна Кузнецова-Новолейник, первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева, первой в мире женщиной-военным летчиком стала Евгения Михайловна Шаховская, а первой женщиной летчиком-испытателем стала Любовь Алексеевна Голанчикова.
В 1930-е годы профессия летчика стала настолько популярной, что сотни девушек и парней стали грезить о небе и самолетах. В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. В ней имелось шесть секций: планерная, лётная, авиамоторная, глиссерная, парашютная, авиамодельная и группа проектирования и постройки спортивных самолётов. Повсеместно летчики всех стран начали устанавливать мировые рекорды. Особое место в истории установления мировых рекордов принадлежит советским летчицам. Это не удивительно, так как в СССР авиационный спорт никогда не был прерогативой мужчин. Достаточно сказать, что из 46 мировых женских авиационных рекордов, зарегистрированных FAI , 44 принадлежат нашим летчицам. В октябре 1937 года летчицы B. C. Гризодубова и М. М. Раскова на легком самолете АИР-12 установили первый женский мировой рекорд дальности полета по прямой -1444,722 км на маршруте Москва -Актюбинск. За этим рекордом последовали другие мировые рекорды: дальности полета по прямой 2241,5 км и по ломаной линии 2371,99 км летчиц П. Д. Осипенко,В.Ф. Ломако и М. М. Расковой (Севастополь - Архангельск); дальности полета по прямой 5908,6 км и по ломаной линии 6150 км летчиц B. C. Гризодубовой, М. М. Расковой и П. Д. Осипенко на самолете АНТ-37 «Родина» (Москва - Хабаровский край). За этот последний перелет летчицам первым среди женщин было присвоено звание Героя Советского Союза. Молодые летчицы быстро стали кумирами советской молодежи, на них ровнялись и мечтали когда-нибудь повторить их путь. Но Великая отечественная война внесла большие коррективы в планы летчиц: о мировых рекордах пришлось забыть и пересесть на боевые самолеты.
Молодые люди, обучавшиеся и закончившие с отличием авиаклубы первыми пополнили ряды летных дивизий.
С первых же дней Великой отечественной войны многие девушки и женщины пошли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами, с оружием в руках, защищать свою Родину.
В октябре 1941 года после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве началось формирование женской авиачасти. Руководство было возложено на известную всей стране летчицу, Героя Советского Союза М. М. Раскову. Она руководила формированием авиагруппы из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2). Последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы» . Позднее М. Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка, позднее ему присвоили звание «Борисовский». Командиром бомбардировочного полка стала B.C. Гризодубова, совершившая около 200 боевых вылетов. А 588 бомбардировочному авиационному полку было присвоено звание «Гвардейский».
В перерывах между полетами, в тылу и передовой, летчицы уделяли большое количество времени письму. Вели дневники, писали письма, читали. Поэтому историки имеют огромный материал для изучения фронтовой жизни летчиц. В современной исторической науке огромное внимание уделяется источникам личного происхождения. Личные дневники, воспоминания - это лишь малая часть того, что доступно нам для изучения истории Великой Отечественной Войны. Дневники хранят в себе огромный объем информации, касательно жизни девушек на войне. Выбор темы диссертации объясняется возможностью использовать дневники и воспоминания при изучении жизни и досуга девушек-летчиц во время Великой отечественной войны. В данной работе будут рассмотрены и изучены дневники и письма штурмана 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евгении Рудневой , а также книги-воспоминания Марины Чечневой, Ирины Ракобольской и др., которые позволяют приоткрыть дверь в ту жизнь, которые вели девушки в сложных военных условиях. Они могут рассказать о том, как жили юные летчицы на передовой и в тылу, о чем думали и мечтали. Долгие годы вклад женщин-летчиц в победу в Великой отечественной войне был недооценён. Поэтому сейчас, когда ветеранов уже почти не осталось, сохранить в памяти потомков их подвиг особенно важно.
Актуальность данной диссертационной работы обусловлена
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются женские авиационные полки на фронтах Великой отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Предметом исследования стала боевая деятельность и повседневная жизнь трёх женских авиационных полков на различных этапах Великой Отечественной войны.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение особенностей формирования женских авиаполков и их повседневной жизни на основе писем и дневников участниц боевых действий.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить ход и особенности формирования женских авиаполков в период Великой отечественной войны.
2. Детально проанализировать дневники и письма участниц боевых действий.
3. Рассмотреть участие женщин в военных кампаниях в составе женских авиационных полков.
4. Изучить особенности повседневной жизни женщин-летчиц.
Работа состоит из введения, содержания, трех глав, нескольких подглав, заключения и списка использованных источников, литературы и приложения.
Хронологические рамки исследования охватывают период от принятия Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР решения о формировании женских авиационных частей Красной Армии 8 октября 1941 г. и до момента расформирования каждой из частей
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней были комплексно исследованы ход и особенности формирования всех трех женских авиаполков, их боевые участия в военных кампаниях и повседневная жизнь. Большая часть диссертации основана на воспоминаниях девушек-летчиц.
Степень научной разработанности проблемы. История участия женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне, их героические подвиги в определённой мере получили освещение в российской исторической литературе. Наиболее полно эта проблема исследована Мурманцевой B.C. В ее солидных по историческому содержанию трудах обстоятельно раскрыты методологические проблемы и даны общие оценки участия советских женщин в Великой Отечественной войне, показан их трудовой подвиг в тылу, ратные дела на фронте, их участие в партизанском движении и других формах сопротивления немецкому фашизму.
Но, о женщинах-авиаторах Мурманцева B.C. пишет лишь в общих чертах, без углубления в суть и содержание особенностей данной проблемы.
Имеются специальные труды, посвящённые женщинам-авиаторам Великой Отечественной войны. В частности, данная проблема рассматривается л в научном исследовании Героя Советского Союза Чечневой М.П . Ею же написан ряд книг художественно-публицистического характера. Однако в своём научном труде Чечнева М.П. главное внимание сосредоточила на исследовании организаторской и идеологической роли
Коммунистической партии в создании и боевом применении женских авиационных частей в годы Великой Отечественной войны. Диссертант полагает, что по этой причине вне сферы внимания автора оказался человеческий фактор, а история женских авиационных полков дана весьма скупо. Вероятно, из-за весьма ограниченного доступа в те годы к архивным источникам, часть фактического, событийного материала нуждается в уточнении.
После окончания Великой отечественной войны, все записки, мемуары и письма летчиц были опубликованы. В 1948 году начальник штаба 46 авиаполка И. Ракобольская опубликовала свои записки «46-й Гвардейский», а в 1949 г. вышла в печать книга Н. Ульяненко «Незабываемое». В 1962 году М. А Казаринова и А. А. Полянцева издали сборник воспоминаний и очерков «В небе фронтовом».
В 1999 году кандидат исторических наук Л. Д. Лактионова защитила диссертацию на тему «Женские авиационные части в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Историческое исследование». В данной диссертации историк детально рассмотрела лишь одну грань, а именно - боевую деятельность трех женских авиаполков. на основе
Деятельностью трех авиационных полков на сегодняшний день занимаются два профессиональных историка: Светлана Чудинова и Юлия Плетнева. В социальной сети ВКонтакте они создали группу, посвященную трем женским авиационным полкам. Так же историки серьезно занимаются поиском родственников летчиц. В группе публикуются фото и видеоматериалы, отчеты по проделанной работе. В октябре 2017 года Светлана Чудинова в соавторстве с Андреем Симоновым издали книгу "Женщины - Герои Советского Союза и России".
Информационная база диссертации была весьма разнообразной, поэтому соискатель считает возможным объединить все использованные им источники в пять отдельных групп.
К первой группе относятся источники личного происхождения: письма и дневники Евгении Рудневой, штурмана 46 НЛБАП; воспоминания Марины Чечневой, командира эскадрильи 46 НЛБАП; Нины Ульяновой; Хиуаз Доспановой; интервью ветеранов;
Ко второй группе используемой литературы относится зарубежная историография.
К третьей группе относятся государственные и партийные документы; материалы общественных организаций, а также документы политического и военного руководства Красной Армии, руководства ВВС.
Четвертая группа используемой литературы включает в себя опубликованные и не опубликованные диссертации.
Пятая группа источников включает в себя кинофотофонодокументы.
В неё включили посвященные полкам документальные и художенственные фильмы, интервью с ветеранами полка и фотографии военных лет.
Всё дальше вглубь человеческого сознания уходят события Великой отечественной войны 1941-1945 гг., но время не властно над исторической памятью. Человечество всегда будет помнить, что среди миллионов вооружённых борцов с немецким фашизмом в годы Великой отечественной войны было около 1 миллиона женщин. Они сражались наравне с мужчинами во всех родах войск Красной Армии. Тысячи женщин были бойцами за Родину: лётчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и т.д.
Беспрецедентным в истории мировой авиации событием стало участие в Великой отечественной войне трёх женских авиаполков.
На основании проведённого исследования автор пришла к нескольким выводам, которые обеспечивают беспрецедентность этого события. Во- первых, его участницами 46 НБАП были исключительно женщины, в 587 и 856 авиаполках женский состав преобладал над мужским. Во-вторых, женские авиаполки были совершенно различны по характеру выполняемых боевых задач, относились к разным родам авиации, а также по типам самолётов, состоящих на вооружении. Это стало убедительным доказательством способности советских летчиц успешно выполнять боевые задания на любых типах самолётов и это обеспечило уникальность и беспрецедентность данного события. В-третьих, поразительной была высокая эффективность боевой работы женских авиаполков. Если бы практиковалось фиксирование мировых рекордов и достижений женских лётных экипажей в боевых действиях в годы войны, то советским военным лётчикам-женщинам по праву принадлежал бы весь перечень таких героических и военноавиационных рекордов.
Формирование женских авиаполков в начальный период Великой отечественной войны было, в определённой мере, вынужденной необходимостью. В первые дни войны гитлеровские войска нанесли сильный урон советским ВВС. В первый же день войны 66 аэродромов ВВС Красной армии подверглись бомбардировке. Только 22 июня 1941 г. Красная армия потеряла 1200 боевых самолётов, а за период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. суммарные потери составили 17900 боевых самолётов или 59,9 процентов всего состава боевых самолётов её Военно-Воздушных Сил. Значительными были потери кадрового состава авиаторов Красной Армии. К осени 1941 г. на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах превосходство авиации противника превышало более чем в 4 раза. Гитлеровская армия полностью захватили стратегическую инициативу в воздухе.
К осени 1941 г. над Советским союзом нависла угроза, столица СССР оказалась под угрозой захвата и уничтожения. В конкретных условиях сложившейся ситуации советское политическое и военное руководство вынуждено было признать существование реальной угрозы противника.
К тому же необходимо было использовать все возможное для подъема морально-боевого потенциала Красной армии. Само присутствие женщин на войне, желание мужчин помочь женщинам, защитить их, по убеждению автора, было мобилизующим и вдохновляющим фактором для мужчин, поднимало их морально-боевой дух и побуждало на подвиг.
В этом состояли факторы необходимости мобилизации женщин в ряды вооружённых защитников СССР и создания женских авиационных полков. Инициатором создания женских авиационных полков была герой Советского союза М. М. Раскова.
Реализации этой инициативы способствовало множество благоприятных факторов. Юридическое и фактическое осуществление равноправия женщины с мужчиной в СССР позволило советским девушкам всецело реализовать свои права. Благодаря целенаправленной организаторской и идеологической работе партийного и государственного аппарата Советского союза, накануне Великой отечественной войны миллионы юношей и девушек, преимущественно на добровольной основе, получили все необходимые военные знания и навыки, овладели военными специальностями. Это был важнейший фактор успешного решения задачи мобилизации женщин уже в начальный период Великой отечественной воины. Так же с первых лет развития авиации женщины стремились овладеть этой профессией, а в 30-е годы, вдохновленные подвигами советских лётчиков, десятки тысяч девушек пришли в авиацию, успешно освоили все основные авиационные специальности. Они были мощной основой создания авиационных полков и хорошим резервом их пополнения.
Все эти факторы были приняты во внимание при рассмотрении и одобрении Сталиным предложения М. М. Расковой, по приказу от 8 октября 1941 г. было положено начало формирования женских авиационных полков. Первоначально при Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского начала свое формирование женская авиационная группа, на основе которой было принято решение сформировать три женских авиационных полка: два бомбардировочных и один истребительный. Командиром этой авиационной группы была назначена майор Раскова М.М.
Боевые задачи летными экипажами 588 НБАП выполнялись в условиях господства в воздухе авиации противника, его мощной противовоздушной обороны, в сложнейших метеорологических условиях. Тактика
«максимальных ночей» в период боевых действий при освобождении Польши, когда лётные экипажи за одну ночь совершали по 18 боевых вылетов для бомбардировки наземных целей противника, является беспрецедентной в истории военной авиации.
За мужество и героизм в боях с гитлеровскими оккупантами 588 НБАП был удостоен звания «Гвардейский» и был переименован в 46 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, ему было присвоено почётное наименование «Таманский» и он был награжден орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени.
Вклад 46 НБАП велик: по неполным данным, 46 НБАП полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам. Бомбового груза 2 902960 кг, горючей жидкости 26000 шт.
Такой же оценки заслуживает и боевая история 587(125 Гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Сформированный преимущественно из женщин, 587 бомбардировочный авиационный полк начал свой боевой путь 1 декабря 1942 г., громя гитлеровскую группировку войск, окруженную под Сталинградом. За 890 суток боевой деятельности фронтовые трассы полка пролегли от берегов Волги через Северный Кавказ и Кубань, Оршу, Смоленск и Витебск, по Белоруссии и Прибалтике и завершились 9 мая 1945 г. в Восточной Пруссии.
Самолет Пе-2, состоявший на вооружении 587 БАП, «брал» на борт до 1100 кг бомбового груза, имел мощное оборонительное вооружение, высокую скорость полёта. Он относился к числу пикирующих бомбардировщиков и считался самолётом «не для женщин», требовавшим при его пилотировании не только высокого профессионального мастерства и мужества, но и большой физической силы (особенно в момент пикирования на вражеские цели) и огромной воли, силы духа. Беспрецедентным в истории мировой авиации является тот факт, что целый полк советских женщин, освоив этот грозный самолёт и использовав все его возможности, успешно громил на нём гитлеровских оккупантов и качественно выполнял все возложенные на него боевые задачи.
Активно участвуя во всех операциях Красной Армии на направлениях своей боевой деятельности 587 (125) БАП, в основном, наносил удары по мощным, сильно укрепленным и защищенным от нападения с воздуха объектам противника, а также по скоплениям вражеской боевой техники и живой силы, по гитлеровским аэродромам, железнодорожным узлам и станциям, мостам и переправам через реки и т.д.
За период непосредственного участия в Великой Отечественной войне 587 (125) БАП совершил 1134 боевых авиавылета, сбросил на гитлеровцев 980 тонн бомб. Героические подвиги лётчиков полка получили высокую оценку Верховного Главнокомандующего и Советского правительства. Полку, после гибели его первого командира Героя Советского Союза Расковой М.М., было доверено носить имя этой прославленной героини. 3 сентября 1943 г. полку было присвоено звание «Гвардейский», и он был переименован в 125 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. За освобождение белорусского г. Борисова полк получил собственное наименование «Борисовский», за эффективные боевые действия, мужество и героизм личного состава он был награжден орденами Суворова III ст. и Кутузова III ст. Пять лётчиков и штурманов полка были удостоены звания Героя Советского Союза, а фактически весь личный состав полка был награжден орденами и медалями Советского Союза. Исследовав боевую историю полка, диссертант вынуждена констатировать, что вклад полка в победу над гитлеровскими оккупантами, его боевые подвиги и безвозвратные потери лётчиков, штурманов, стрелков-радистов пока оценены не полной мерой.
Боевая история 586 ИАП достойна увековечения в истории российской и мировой авиации. Первым командиром полка была майор Т. А. Казаринова Боевой путь полка протяжённостью в 1111 суток начался 24 апреля 1942 г. с обороны от воздушного нападения г. Саратова, моста через р. Волгу и транспортных путей, примыкавших к Саратову. Воздушные трассы полка, вооружённого самолётами-истребителями типа «Як», пролегли от Саратова к Воронежу, затем по Курской земле к берегам Днепра и столице Украины г. Киеву, а от Киева через Житомир, города Молдавии в Венгрию и завершился в г. Будапеште. Выполняя эти, весьма разнообразные задачи, полк совершил 2699 боевых авиавылетов, его лётные экипажи провели 125 воздушных боев и сбили 38 вражеских самолётов, а также уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники противника на земле.
Однако боевые победы полков оплачивались ценой тяжёлых безвозвратных потерь его личного состава. В боях с гитлеровцами 46 НБАП понес значительные потери - погибли 32 девушки. В 586 ИАП погибло 9 человек. Их блистательные подвиги не могут не быть увековечены в истории российской военной авиации, в истории России.
Беспрецедентным в истории мировой авиации событием стало участие в Великой отечественной войне трёх женских авиаполков.
На основании проведённого исследования автор пришла к нескольким выводам, которые обеспечивают беспрецедентность этого события. Во- первых, его участницами 46 НБАП были исключительно женщины, в 587 и 856 авиаполках женский состав преобладал над мужским. Во-вторых, женские авиаполки были совершенно различны по характеру выполняемых боевых задач, относились к разным родам авиации, а также по типам самолётов, состоящих на вооружении. Это стало убедительным доказательством способности советских летчиц успешно выполнять боевые задания на любых типах самолётов и это обеспечило уникальность и беспрецедентность данного события. В-третьих, поразительной была высокая эффективность боевой работы женских авиаполков. Если бы практиковалось фиксирование мировых рекордов и достижений женских лётных экипажей в боевых действиях в годы войны, то советским военным лётчикам-женщинам по праву принадлежал бы весь перечень таких героических и военноавиационных рекордов.
Формирование женских авиаполков в начальный период Великой отечественной войны было, в определённой мере, вынужденной необходимостью. В первые дни войны гитлеровские войска нанесли сильный урон советским ВВС. В первый же день войны 66 аэродромов ВВС Красной армии подверглись бомбардировке. Только 22 июня 1941 г. Красная армия потеряла 1200 боевых самолётов, а за период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. суммарные потери составили 17900 боевых самолётов или 59,9 процентов всего состава боевых самолётов её Военно-Воздушных Сил. Значительными были потери кадрового состава авиаторов Красной Армии. К осени 1941 г. на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах превосходство авиации противника превышало более чем в 4 раза. Гитлеровская армия полностью захватили стратегическую инициативу в воздухе.
К осени 1941 г. над Советским союзом нависла угроза, столица СССР оказалась под угрозой захвата и уничтожения. В конкретных условиях сложившейся ситуации советское политическое и военное руководство вынуждено было признать существование реальной угрозы противника.
К тому же необходимо было использовать все возможное для подъема морально-боевого потенциала Красной армии. Само присутствие женщин на войне, желание мужчин помочь женщинам, защитить их, по убеждению автора, было мобилизующим и вдохновляющим фактором для мужчин, поднимало их морально-боевой дух и побуждало на подвиг.
В этом состояли факторы необходимости мобилизации женщин в ряды вооружённых защитников СССР и создания женских авиационных полков. Инициатором создания женских авиационных полков была герой Советского союза М. М. Раскова.
Реализации этой инициативы способствовало множество благоприятных факторов. Юридическое и фактическое осуществление равноправия женщины с мужчиной в СССР позволило советским девушкам всецело реализовать свои права. Благодаря целенаправленной организаторской и идеологической работе партийного и государственного аппарата Советского союза, накануне Великой отечественной войны миллионы юношей и девушек, преимущественно на добровольной основе, получили все необходимые военные знания и навыки, овладели военными специальностями. Это был важнейший фактор успешного решения задачи мобилизации женщин уже в начальный период Великой отечественной воины. Так же с первых лет развития авиации женщины стремились овладеть этой профессией, а в 30-е годы, вдохновленные подвигами советских лётчиков, десятки тысяч девушек пришли в авиацию, успешно освоили все основные авиационные специальности. Они были мощной основой создания авиационных полков и хорошим резервом их пополнения.
Все эти факторы были приняты во внимание при рассмотрении и одобрении Сталиным предложения М. М. Расковой, по приказу от 8 октября 1941 г. было положено начало формирования женских авиационных полков. Первоначально при Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского начала свое формирование женская авиационная группа, на основе которой было принято решение сформировать три женских авиационных полка: два бомбардировочных и один истребительный. Командиром этой авиационной группы была назначена майор Раскова М.М.
Боевые задачи летными экипажами 588 НБАП выполнялись в условиях господства в воздухе авиации противника, его мощной противовоздушной обороны, в сложнейших метеорологических условиях. Тактика
«максимальных ночей» в период боевых действий при освобождении Польши, когда лётные экипажи за одну ночь совершали по 18 боевых вылетов для бомбардировки наземных целей противника, является беспрецедентной в истории военной авиации.
За мужество и героизм в боях с гитлеровскими оккупантами 588 НБАП был удостоен звания «Гвардейский» и был переименован в 46 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, ему было присвоено почётное наименование «Таманский» и он был награжден орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени.
Вклад 46 НБАП велик: по неполным данным, 46 НБАП полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам. Бомбового груза 2 902960 кг, горючей жидкости 26000 шт.
Такой же оценки заслуживает и боевая история 587(125 Гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Сформированный преимущественно из женщин, 587 бомбардировочный авиационный полк начал свой боевой путь 1 декабря 1942 г., громя гитлеровскую группировку войск, окруженную под Сталинградом. За 890 суток боевой деятельности фронтовые трассы полка пролегли от берегов Волги через Северный Кавказ и Кубань, Оршу, Смоленск и Витебск, по Белоруссии и Прибалтике и завершились 9 мая 1945 г. в Восточной Пруссии.
Самолет Пе-2, состоявший на вооружении 587 БАП, «брал» на борт до 1100 кг бомбового груза, имел мощное оборонительное вооружение, высокую скорость полёта. Он относился к числу пикирующих бомбардировщиков и считался самолётом «не для женщин», требовавшим при его пилотировании не только высокого профессионального мастерства и мужества, но и большой физической силы (особенно в момент пикирования на вражеские цели) и огромной воли, силы духа. Беспрецедентным в истории мировой авиации является тот факт, что целый полк советских женщин, освоив этот грозный самолёт и использовав все его возможности, успешно громил на нём гитлеровских оккупантов и качественно выполнял все возложенные на него боевые задачи.
Активно участвуя во всех операциях Красной Армии на направлениях своей боевой деятельности 587 (125) БАП, в основном, наносил удары по мощным, сильно укрепленным и защищенным от нападения с воздуха объектам противника, а также по скоплениям вражеской боевой техники и живой силы, по гитлеровским аэродромам, железнодорожным узлам и станциям, мостам и переправам через реки и т.д.
За период непосредственного участия в Великой Отечественной войне 587 (125) БАП совершил 1134 боевых авиавылета, сбросил на гитлеровцев 980 тонн бомб. Героические подвиги лётчиков полка получили высокую оценку Верховного Главнокомандующего и Советского правительства. Полку, после гибели его первого командира Героя Советского Союза Расковой М.М., было доверено носить имя этой прославленной героини. 3 сентября 1943 г. полку было присвоено звание «Гвардейский», и он был переименован в 125 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. За освобождение белорусского г. Борисова полк получил собственное наименование «Борисовский», за эффективные боевые действия, мужество и героизм личного состава он был награжден орденами Суворова III ст. и Кутузова III ст. Пять лётчиков и штурманов полка были удостоены звания Героя Советского Союза, а фактически весь личный состав полка был награжден орденами и медалями Советского Союза. Исследовав боевую историю полка, диссертант вынуждена констатировать, что вклад полка в победу над гитлеровскими оккупантами, его боевые подвиги и безвозвратные потери лётчиков, штурманов, стрелков-радистов пока оценены не полной мерой.
Боевая история 586 ИАП достойна увековечения в истории российской и мировой авиации. Первым командиром полка была майор Т. А. Казаринова Боевой путь полка протяжённостью в 1111 суток начался 24 апреля 1942 г. с обороны от воздушного нападения г. Саратова, моста через р. Волгу и транспортных путей, примыкавших к Саратову. Воздушные трассы полка, вооружённого самолётами-истребителями типа «Як», пролегли от Саратова к Воронежу, затем по Курской земле к берегам Днепра и столице Украины г. Киеву, а от Киева через Житомир, города Молдавии в Венгрию и завершился в г. Будапеште. Выполняя эти, весьма разнообразные задачи, полк совершил 2699 боевых авиавылетов, его лётные экипажи провели 125 воздушных боев и сбили 38 вражеских самолётов, а также уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники противника на земле.
Однако боевые победы полков оплачивались ценой тяжёлых безвозвратных потерь его личного состава. В боях с гитлеровцами 46 НБАП понес значительные потери - погибли 32 девушки. В 586 ИАП погибло 9 человек. Их блистательные подвиги не могут не быть увековечены в истории российской военной авиации, в истории России.



