Содержание
Введение
1. Теоретические основы использования финансово-кредитных
технологий в развитии особых экономических зон 10
1.1. ОЭЗ как институт развития территорий 10
1.2. Инвестиции в развитие особых экономических зон 21
1.3. Основные виды финансово-кредитных технологий развития ОЭЗ 32
2. Исследование практики применения финансово-кредитных
технологий в развитии ОЭЗ (на примере ОЭЗ Алабуга). 44
2.1. ОЭЗ «Алабуга» как механизм стимулирования экономического
роста Татарстана 44
2.2. Анализ финансово-кредитных технологий, применяемых в
развитии ОЭЗ «Алабуга» 53
2.3. Оценка эффективности финансово-кредитных технологий в
ОЭЗ «Алабуга» 61
3. Совершенствование финансово-кредитных технологий
развития ОЭЗ «Алабуга» 75
3.1. Проблемы эффективности применения финансово-кредитных
технологий в развитии ОЭЗ 75
3.2. Зарубежный опыт использования финансово-кредитных
технологий в развитии ОЭЗ 84
3.3. Новые финансовые технологии в развитии ОЭЗ 100
Заключение 109
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования. На современном этапе в условиях глобализации мировых связей функционирование особых экономических зон оказывает значительное влияние на состояние экономического благосостояния региона за счет активного развития и внедрения в производство передовых технологий, достижений науки и техники. Устойчивое развитие предполагает наличие инвестиционных ресурсов, обеспечивающих воспроизводственный процесс. Для современного этапа развития экономики России характерно существенное ограничение бюджетных средств, связанное с изменением конъюнктуры мировых цен на сырье и усложнением экономической ситуации в связи с введением санкций. В сложившихся условиях активизации привлечения частного капитала в модернизацию и инновационное развитие можно добиться, активизируя использование институтов развития, в том числе такого, как особые экономические зоны (далее - ОЭЗ).
Основными целями создания называются содействие социально-экономическому развитию государств-членов таможенного союза, привлечение инвестиций, создание и развитие производств, основанных на новых технологиях, развитие транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы.
Создание ОЭЗ чаще всего рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции. В некоторых случаях создание ОЭЗ имеет целью оживление экономики депрессивных регионов и расширение поставок товаров на внутренний рынок.
Общими целями создания особых экономических зон являются:
1) улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;
2) развитие производства, ориентированного на экспорт;
3) выравнивание условий международной конкуренции;
4) развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научнотехнических разработок;
5) развитие так называемых депрессивных территорий или регионов.
ОЭЗ представляют собой специфическую форму национальной экономики, используемую в целях повышения конкурентоспособности на федеральном уровне, для эффективного развития социально-экономического развития региона, а также формируемую при поддержке организационной и финансовой поддержки местных органов власти. Максимизация и надежность получения прибыли являются важным условием, которое мотивирует приток капитала, в том числе иностранного, в особые экономические зоны.
Опыт развитых стран мира показывает, что за счет продуманной государственной политики, преференций и льгот можно достичь существенных успехов в привлечении частного капитала и технологий, и конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке. Деятельность ОЭЗ направлена на усиление экономического соперничества крупнейших компаний, повышение конкурентоспособности отечественной экономики с помощью развития современных производственных технологий, имеющих существенное значение на национальном и международном рынках. Несмотря на это, многие особые экономические зоны, действующие с конца XX века, оказались нежизнеспособными, в связи с недостаточным использованием режима экономического благоприятствования на региональном и местном уровнях, а также низкой эффективностью финансовых стратегий развития особых экономических зон. По оценкам Минэкономразвития одна ОЭЗ способна привлечь не менее 9 млрд. руб. инвестиций различной направленности. В этих целях необходимо разрабатывать такие механизмы финансово-кредитных технологий, благодаря которым можно учитывать динамику макроэкономических процессов и тенденции развития международных и отечественных финансовых рынков. Таким образом, исследование вопросов разработки адекватных современным реалиям новых механизмов финансово-кредитных технологий, способствующих развитию особых экономических зон представляются в настоящее время актуальным и своевременным.
Актуальность магистерского исследования определяется его системным подходом к анализу опыта функционирования ОЭЗ в России и в развитых странах, выявлении факторов, тормозящих их развитие, в выработке конкретных предложений по повышению эффективности привлечения и использования государственных и частных инвестиций за счет использования стимулов, заложенных в механизме государственно-частного партнерства.
Степень научной разработанности проблемы. В своих исследованиях мы изучили труды Бухвальда Е.М., Варнавского В.Г., Вилисова М.В., Дадалко В.А., Дерябиной М.А., Зельднера А.Г., Козловой С.В., Мочальникова В.Н., Русецкой Э.А., Юрьевой Т.В. и др.
При рассмотрении вопросов финансово-кредитных технологий применительно к особым экономическим зонам интерес представляют работы Богданова И.Я., Завьяловой Е.Б., Гордиенко Д.В, Губина Б.В., Коржова Г.В., Новицкого Н.А., Павлова В.И., Потапова В.А., Сенчагова В.К., Сильвестрова С.Н. и др.
Вопросы развития и функционирования особых экономических зон исследуют многие отечественные специалисты в этой области: Авдокушин Е., Андриянов В., Алимов С., Бабинцев В., Басенко А., Валиулин Х., Викторов И., Гуцериев М., Дедкова Е., Елисеев А., Кузнецов А., Кольцов Э., Королева Л., Коростелкина И., Кравцова С., Маслов Б., Попова Л., Савин В.
Научные работы по вопросам функционирования особых экономических зон в большинстве своем касаются общих вопросов и посвящены проблемам создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации в начале 1990-х гг. В связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
Научная новизна магистерского исследования состоит в обосновании теоретических и методических подходов к содержанию и особенностям деятельности ОЭЗ, а также к разработке практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления ОЭЗ с учетом особенностей территориальной организации национального народнохозяйственного комплекса, что конкретизируется в следующих положениях.
1. Систематизированы взгляды ученых к определению понятия «особые экономические зоны».
2. Уточнено определение понятия « финансово-кредитные технологии развития ОЭЗ» и дополнена классификация факторов, влияющих на развитие ОЭЗ факторы в России: институционального; организационного, финансового, кредитного и инфраструктурного характера.
3. Представлена оценка эффективности финансово-кредитных инструментов, применяемых в ОЭЗ «Алабуга» на основе сравнения финансовых показателей деятельности ОЭЗ промышленнопроизводственного типа.
4. Предложена схема обеспечения устойчивого финансирования инвестиционной деятельности ОЭЗ «Алабуга» на основе учета факторов, влияющих на развитие ОЭЗ: институционального, организационного, финансово-кредитного, инфраструктурного характера.
Целью магистерского исследования является разработка теоретических положений и научно-методических рекомендаций по развитию механизмов финансово-кредитной технологии развития ОЭЗ на примере ОЭЗ «Алабуга», направленной на реализацию долгосрочных целей финансовой деятельности резидентов особых экономических зон и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Для решения поставленной цели определены следующие основные задачи:
- уточнить сущность и значение, выделить предпосылки создания особых экономических зон, раскрыть их институциональное назначение;
- рассмотреть основные формы и виды инвестиций в развитие особых экономических зон, а также механизм их хозяйствования;
- рассмотреть основные виды финансово-кредитных технологий развития особых экономических зон;
- исследовать практику применения финансово-кредитных технологий в развитии особых экономических зон на примере ОЭЗ «Алабуга»
- выявить и определить пути решений проблем эффективности применения финансово-кредитных технологий в развитии ОЭЗ;
- предложить направления совершенствования финансово-кредитных технологий развития ОЭЗ «Алабуга»
Объект исследования - институт ОЭЗ Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, связанных с процессами становления и функционирования особых экономических зон на примере ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан.
Методологическая база исследования - методы диалектического познания, среди которых анализ и синтез, системный и междисциплинарный подход, методы логического и сравнительного анализа, метод экспертных оценок, экономико-математическое моделирование и т.д. Анализ специфики развития особых экономических зон проведен с использованием: сравнения, группировки, применения графических методов.
Информационная база исследования представлена нормативноправовыми актами и законодательство России и других стран; также применялись исторические документы; статистические данные; финансовая отчетность резидентов ОЭЗ; материалы информационных ресурсов международных и региональных организаций, государственных учреждений, некоммерческих организаций и партнерств, частных коммерческих компаний, независимых экспертов; зарубежная и отечественная литература, а также периодика по тематике особого экономического зонирования, государственно-частного партнерства, экономической безопасности, международных экономических отношений и мировой экономики.
Методами исследования выступали анализ и синтез, индукция и дедукция, анализ статистических данных, методы эмпирического анализа и другие методы исследования. В исследовании также использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и т.п.
В первой главе рассмотрены теоретические основы использования финансово-кредитных технологий в развитии особых экономических зон, в частности, изучены ОЭЗ как институт развития территорий; рассмотрены процессы инвестирования в развитие ОЭЗ, основные виды финансово - кредитных технологий развития ОЭЗ
Во второй главе проведен анализ и исследование практики применения финансово-кредитных технологий в развитии ОЭЗ (на примере ОЭЗ Алабуга), исследована ОЭЗ «Алабуга» как механизм стимулирования экономического роста Татарстана, также проведен анализ финансовокредитных технологий, применяемых в развитии ОЭЗ «Алабуга»; проведена оценка эффективности финансово-кредитных технологий в ОЭЗ «Алабуга».
В третьей главе определены пути совершенствования финансовокредитных технологий развития ОЭЗ «Алабуга»; выявлены проблемы эффективности применения финансово-кредитных технологий в развитии ОЭЗ; проанализирован зарубежный опыт использования финансовокредитных технологий в развитии ОЭЗ выявлены механизмы новых финансовых технологии в развитии ОЭЗ.
Заключение содержит теоретические и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе формирования и развития ОЭЗ в целях повышения конкурентоспособности региона, привлечение новых технологий и инвестиций, а также направлены на решение социально-экономических проблем региона и страны в целом.
Актуальность настоящего научного исследования определяется его системным подходом к анализу опыта функционирования ОЭЗ в России и в развитых странах, выявлении факторов, тормозящих их развитие, в выработке конкретных предложений по повышению эффективности привлечения и использования государственных и частных инвестиций за счет использования стимулов, заложенных в механизме государственно-частного партнерства.
Особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Территория особой зоны - это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.); административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).
Анализ функционирования ОЭЗ в России поставил ряд проблемных вопросов.
1. Сокращение штатной численности сотрудников одного из крупнейших резидентов ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан в связи с прекращением его деятельности.
2. Отсутствие резидентов в ОЭЗ ПТ в Хабаровском крае и в Мурманской области.
3. Отсутствие утвержденных планов развития ОЭЗ туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе.
4. До настоящего времени не решены вопросы объемов и источников финансирования создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования ОЭЗ ТРТ в Приморском крае.
5. Низкое средневзвешенное значение оценки эффективности функционирования ОЭЗ ПТ в Ульяновской области.
6. Очень низкий показатель общей площади используемых резидентами земельных участков во всех ОЭЗ - 11%. По результатам проведенного анализа эффективности функционирования ОЭЗ и в целях совершенствования данного механизма разработаны предложения по доработке Правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке следующих положений.
1. Систематизированы подходы ученых к определению понятия «особые экономические зоны».
Особая экономическая зона - это территория, на которой действуют особые условия ведения предпринимательской деятельности, и может применяться процедура свободной таможенной зоны. Целями их создания являются развитие отраслей экономики, разработка новых технологий, доведение результатов инноваций до потребителей, налаживание производства новых видов продукции.
В рамках научного направления, исследующего вопросы, связанные с функционированием особых экономических зон, наблюдается отсутствие единой терминологической базы и понятийного аппарата. Анализ многочисленных определений понятия ОЭЗ, приведенных в работах российских и зарубежных ученых позволил сформулировать авторское определение исследуемого экономического явления. На наш взгляд, ОЭЗ — это созданный государством на определенной части территории страны экономический оазис, на котором устанавливается особый режим взаимодействия бизнеса и государства, включающий в себя налоговые льготы и преференции, упрощение различных административных процедур и правил экспорта и импорта товаров, выгодные условия для вложения иностранных и отечественных инвестиций, в целях стимулирования социально-экономического развития как района базирования особой зоны, так и страны в целом. С институциональной точки зрения, особая экономическая зона - обособленная часть государства, обладающая институциональной инфраструктурой, на территории которой действует специальный правовой и административный режим, регулирующий экономические отношения в пределах ее границ, а также с внешним миром. Как явствует из дефиниции, акцент ставится отнюдь не на raison d'etre рассматриваемых объектов. Баланс между степенью универсальности и конкретикой достигается, с одной стороны, за счет обобщения широкого спектра явлений, с другой стороны, путем формализации их описания.
Ключевыми свойствами и признаками ОЭЗ как единицы анализа являются: принадлежность и прямая связь с государством, вторичность ОЭЗ по отношению к последнему; обособленность - четкие границы, определенные государством и строго отделяющие объект от остальной территории страны; наличие институциональной инфраструктуры, поскольку отсутствие таковой может свидетельствовать о случайном (стихийном, стохастическом) характере отличий объекта от остальной части хозяйственного комплекса; специальный правовой и административный режим, отличающийся от общего режима имеющего силу в данной стране, но необязательно исключительный (единственный в своем роде); регулирование взаимоотношений между институтами и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность внутри ОЭЗ, а также внешнеэкономических с точки зрения ОЭЗ связей. В настоящее время классификация свободных (особых) экономических зон достаточно многообразна. На основе проведенного исследования и с учетом результатов была разработана уточненная классификация ОЭЗ, учитывающая полный перечень критериев классификации и типов особых экономических зон, ориентированных на привлечение новых технологий и инвестиций, форм организации ОЭЗ: ОЭЗ с классической формой организации и вновь введенной ОЭЗ с кластерной формой организации; в виде доминантной иерархии. Разработанная классификация направлена на определения понятийного аппарата функционирования особых экономических зон с кластерной формой и формирования необходимого множества исходных данных для решения актуальной научной задачи оценки экономической целесообразности перехода ОЭЗ на кластерную форму.
На территории Российской Федерации такие виды ОЭЗ как промышленно-производственная зона; технико-внедренческая зона; туристко-рекреационная зона; портовая зона (логистика). В соответствии с теорией «полюсов роста» ОЭЗ имеют некоторое силовое поле, из которого исходят центробежные силы, например, инновации, и в которое направлены центростремительные силы, например, инвестиции.
Таким образом, функционирование особых экономических зон в РФ является механизмом внедрения новой налоговой, инновационной и бюджетной политики страны, призванной привлечь инвестиции в регионы, неосвоенные территории, наукоемкие отрасли. Любые вложения в проекты ОЭЗ, осуществляемые как государством, так и частными инвесторами, являются высокорисковыми.
В магистерской диссертации определено несколько целей создания особых экономических зон, главной из которых является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозаменяющих производств, туризма, санитарно-курортной сферы, разработка и производство новых видов и типов продукции, расширение транспортно - логистической системы региона.
Наиболее ожидаемыми результатами создания особых экономических зон, финансовую эффективность которых можно оценить в национальной экономике, являются: активизация и расширение масштабов
внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности; рост объема привлеченных в экономику страны прямых иностранных инвестиций; повышение конкурентоспособности и экономической эффективности национальных предприятий; рост объемов экспорта и рационализация структуры импорта; рост валютных поступлений в страну и в целом доходов бюджетов всех уровней; насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения; - рост благосостояния и уровня жизни населения; сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов страны.
В рамках научного направления, исследующего вопросы, связанные с функционированием ОЭЗ, наблюдается отсутствие единой терминологической базы и понятийного аппарата. Анализ многочисленных определений понятия ОЭЗ, приведенных в работах российских и зарубежных ученых позволил сформулировать авторское определение исследуемого экономического явления.
С институциональной точки зрения, особая экономическая зона - обособленная часть государства, обладающая институциональной инфраструктурой, на территории которой действует специальный правовой и административный режим, регулирующий экономические отношения в пределах ее границ, а также с внешним миром.
На наш взгляд, ОЭЗ — это созданный государством на определенной части территории страны экономический оазис, на котором устанавливается особый режим взаимодействия бизнеса и государства, включающий в себя налоговые льготы и преференции, упрощение различных административных процедур и правил экспорта и импорта товаров, выгодные условия для вложения иностранных и отечественных инвестиций, в целях стимулирования социально-экономического развития как района базирования особой зоны, так и страны в целом.
2. Уточнено определение понятия «финансово-кредитные технологии развития ОЭЗ» и дополнена классификация факторов, влияющих на развитие ОЭЗ факторы в России: институционального;
организационного, финансового, кредитного и инфраструктурного характера.
Как показывают результаты современных исследований, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые препятствуют притоку инвестиций в ОЭЗ и получению ожидаемого эффекта. Среди них можно выделить проблемы институционального, организационного финансового и инфраструктурного характера.
С учетом действующей практики функционирования ОЭЗ нами была дополнена данная классификация и обозначены факторы, влияющие на их развитие.
В экономической литературе понятие «финансово-кредитные технологии» слабо проработано. В самом общем виде финансово-кредитные технологии - это совокупность форм и методов использования финансов и кредита для реализации задач социально-экономической политики.
Финансово-кредитные технологии создают организационные предпосылки для распределения и перераспределения денежных средств государства и компаний. Они являются важнейшим инструментом, с помощью которого государство оказывает регулирующее воздействие на воспроизводственный процесс.
С нашей точки зрения, применительно к ОЭЗ финансово-кредитные технологии могут выступать особым механизмом привлечения финансовых ресурсов в целях реализации цели и задач, поставленных на предприятиях различных форм собственности, функционирующих на территории ОЭЗ
В работе были рассмотрены следующие финансово-кредитные технологии развития ОЭЗ: корпоративное финансирование; государственночастное партнерство с участием денежно-кредитных институтов. В связи с тем, что создаваемые на территории РФ ОЭЗ должны способствовать формированию комфортных условий для экономического роста, в рамках данного исследования было признано целесообразным оценить воздействие
ОЭЗ на валовый продукт регионов, в которых они расположены.
В этих целях был применен корреляционно-регрессионный анализ и произведена оценка того, как ключевые параметры эффективности ОЭЗ влияют на ВРП. В качестве базы моделирования использовались официальные данные Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты, а также Федеральной службы государственной статистики. Корреляционно-регрессионный анализ и обработка данных была выполнена с помощью программного обеспечения GNU. По нашему мнению, расширение частного финансирования особых экономических зон должно положительно повлиять на рост ВРП, что является основной гипотезой. В то же время значительное влияние на результирующий показатель может оказать и финансирование из федерального бюджета, а также количественные характеристики - число резидентов и создаваемых рабочих мест, величина собранных с резидентов налогов, - используемые в большинстве методик оценки эффективности функционирования особой экономической зоны.
С помощью встроенных в программное обеспечение инструментов была построена модель, скорректированная на гетероскедастичность. Проанализировав регрессоры данной модели можно сделать выводы: рост количества созданных рабочих мест благоприятно влияет на величину созданного в регионе валового продукта; увеличение объемов инвестиций резидентов ОЭЗ на 1 млн. руб. приводит к увеличению ВРП на 52 млн. руб.; при этом увеличение объемов финансирования ОЭЗ из бюджетов различных уровней дает меньший эффект (увеличение на 1 млн. руб. - рост ВРП на 36 млн. руб.); увеличение количества объектов инфраструктуры парадоксально отрицательно воздействует на объем ВРП. Стоит отметить, что полученную модель можно использовать для прогнозирования динамики валового продукта регионов, в которых присутствуют особые экономические зоны.
В рамках данного исследования был построен прогноз совокупного ВРП регионов, в которых присутствуют особые экономические зоны, при сохранении существующих тенденций в финансировании их развития, а также прогноз изменения ВРП при переходе к усовершенствованному механизму финансирования особых экономических зон, в результате которого произойдет увеличение общего объема инвестиций, осуществленный резидентами ОЭЗ на 5%. В предыдущей главе были рассмотрены проблемы, сдерживающие развитие ОЭЗ Республики Татарстан. Стоит отметить, что совершенствование модели финансирования ОЭЗ позволит решить часть из них.
3. Представлена оценка эффективности финансово-кредитных инструментов, применяемых в ОЭЗ «Алабуга» на основе сравнения финансовых показателей деятельности ОЭЗ промышленнопроизводственного типа.
Одной из крупнейших ОЭЗ зон промышленно-производственного типа в России является ОЭЗ «Алабуга», которая была создана решением правительства России 21 декабря 2005 года. За 2017 год объем заявленных инвестиций - 34,7 млрд. руб. Нарастающим итогом на 01.01.2018 - 153,5 млрд. руб. Объем освоенных инвестиций резидентов за 2017 год - 10,7 млрд. руб. нарастающим итогом - 96,1 млрд. руб.
По состоянию на 1 января 2017 года штатная численность АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» оставляет 698 единиц. В Алабуге открыто и запущено 22 заводов. Анализ показателей деятельности «Алабуга» за весь период функционирования показал высокие результаты эффективности по сравнению с другими зонами промышленно-производственного типа. Общее количество резидентов 48, из которых 22 - с иностранным участием. Всего создано резидентами 5434 рабочих места. За весь период из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры было выделено 17078 млн. рублей при софинансировании из региональных бюджетов в объеме 8626 млн. рублей. При этом резидентами было инвестировано 97827 млн. рублей, в том числе и в виде капитальных вложений, это самый высокий показатель по всем ОЭЗ. Объем выручки от продажи продукции, товаров, произведенных резидентами, составил 168136 млн. рублей, что составляет более 80% всей полученной выручки по всем зонам промышленнопроизводственного типа. Всего объем налогов, уплаченных резидентами в бюджеты всех уровне за весь период, равен 6595 млн рублей, таможенных платежей - 17191 млн рублей. В то же время резидентами были использованы льготы по налогам в территориальные бюджеты в размере 2703 млн. рублей, по таможенным платежам- 10569 млн. рублей. Таким образом, можно сделать вывод об инвестиционной привлекательности ОЭЗ «Алабуга».
В работе был проведен сравнительный анализ деятельности ОЭЗ «Алабуга» и с другими ОЭЗ данного типа. Анализ проводился в разрезе коэффициентов финансовой устойчивости и бюджетной эффективности, полученной чистой прибыли, величины чистых активов, а также ряда других показателей.
Полученный результат свидетельствует о недостаточной эффективности функционирования ОЭЗ «Алабуга».
4. Предложена схема обеспечения устойчивого финансирования инвестиционной деятельности ОЭЗ «Алабуга» на основе учета факторов, влияющих на развитие ОЭЗ: институционального, организационного, финансово-кредитного, инфраструктурного характера.
В работе отмечалось, что на развитие ОЭЗ влияет ряд факторов. Основываясь на анализе финансовых показателей деятельности ОЭЗ ППТ в РФ за 2016 -2017 гг, был обозначены основные проблемы в применении финансово-кредитных инструментов. Это позволило разработать схему обеспечения финансовой устойчивости ОЭЗ ППТ. Она включает оценку влияния факторов внешней среды, усиление контроля за использование льгот и преференций, осуществление мониторинга и оценки финансовой устойчивости как резидентов, так и всей ОЭЗ, анализ бюджетной эффективности, выработку предложений по совершенствованию системы управления ОЭЗ в целом на основе использования финансово-кредитных технологий.
В работе также указано, что, к наиболее эффективным методам управления инвестиционной деятельностью в ОЭЗ «Алабуга» относятся: обеспечение прямого финансирования реализации инвестиционных процессов путем аккумулирования и использования финансовых средств внебюджетного фонда ОЭЗ региона; необходимость освобождения всех хозяйствующих субъектов - участников ОЭЗ от разного рода таможенных платежей при импорте и экспорте товаров с ее территории; целесообразность отчислений предприятиями и организациями-участниками ОЭЗ денежных средств в качестве регистрационных сборов в создание фонда социально - экономического развития региона; все хозяйствующие субъекты региона - участники ОЭЗ должны освобождаться от уплаты налогов в доле федерального бюджета.
В тоже время нами были раскрыты экономические проблемы финансирования в данном регионе:, в действующих нормативно-правовых документах все еще не четко закреплены условия обеспечения льготного налогообложения для отечественных инвесторов, гарантии и права инвесторам на досрочную аренду земли; до сих пор не обозначены приоритетные направления вложения инвестиций; окончательно не проработан механизм отбора проектов, подлежащих приоритетному финансированию; не были предусмотрены налоговые льготы в доле регионального бюджета. С целью выявления наиболее перспективных инвестиционных проектов и источников их финансирования проведена отраслевая кластеризация, включающая три ведущих отраслевых кластера с собственными иерархическими и финансовыми системами, состоящими из компаний-лидеров, сферы материально-технического обеспечения и инфраструктурного базиса. В качестве наиболее важных элементов активизации инвестиционных процессов в регионе в условиях ОЭЗ «Алабуга» следует также рассматривать преодоление существующих административных барьеров. В качестве мер по их устранению нами
предлагаются следующее:
- разработка в рамках региональной комплексной целевой программы действий по повышению привлекательности ОЭЗ «Алабуга», в том числе за счет сокращения административных барьеров и бюрократических процедур финансовой сфере и ВЭД;
- внедрение технологий, позволяющих обеспечить транспарентность всех административных и финансово-экономических процедур в ОЭЗ «Алабуга», для потенциальных инвесторов, быстроту их прохождения;
- устранение такого рода негативных факторов, как наличие неудобного графика работы и возникновение очередей при прохождении процедур финансового контроля ВЭД на таможенной территории региона;
- подробное и внимательное изучение процедур импорта, как наиболее проблемных по оценкам инвесторов;
- внедрение новых мероприятий для привлечения к ВЭД частных предпринимателей, инвесторов и кредитных организаций.
Разработаны научные подходы к формированию в регионе инновационных механизмов совершенствования инвестиционной деятельности и ее финансирования, позволяющие повысить экономическую эффективность хозяйственной деятельности и уровень жизни населения.
В качестве нового методического подхода к формированию и обеспечению финансирования в ОЭЗ «Алабуга» инновационных механизмов, по-нашему мнению, следует рассматривать разработанный комплекс инновационных мероприятий по оптимизации налогообложения.
Таким образом, проведенное в данной работе исследование позволило сформулировать следующие пункты научной новизны:
1. Систематизированы подходы ученых к определению понятия «особые экономические зоны»
2. Уточнено определение понятия « финансово-кредитные технологии
развития ОЭЗ» и дополнена классификация факторов, влияющих на развитие ОЭЗ факторы в России: институционального; организационного, финансового, кредитного и инфраструктурного характера.
3. Представлена оценка эффективности финансово-кредитных инструментов, применяемых в ОЭЗ «Алабуга» на основе сравнения финансовых показателей деятельности ОЭЗ промышленно-производственного типа.
4. Предложена схема обеспечения устойчивого финансирования инвестиционной деятельности ОЭЗ «Алабуга» на основе учета факторов, влияющих на развитие ОЭЗ: институционального, организационного, финансово-кредитного, инфраструктурного характера.
1. Об особых экономических зонах в РФ: Федеральный закон РФ от 22.07.2005 N 116-ФЗ.
2. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14.07.1992 г. N 3297-1.
3. Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ: Совместный Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ от 23.05.06 N 139/82н.
4. Об утверждении Правил
функционирования особых экономических Правительства РФ от 15.08.2012 N.
5. Об утверждении Правил
функционирования особых экономических Правительства РФ от 10.06.2013 N 491. Статьи 1, 3.
6. Методические рекомендации по инвестиционных проектов (2-я ред., исправл. и доп.), утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21 июня 1999 г. N ВК 477.
7. Аганбегян А.Г. Об уроках финансово-экономического и социального кризиса в России. - Ж.: Проблемы теории и практики управления, №3, 2013. - 14 с.
8. Амосов А.И. О сценариях модернизации и инновационного развития промышленности России. - М.: ИЭ РАН, 2012. - 25с.
9. Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. - СПб.: Финансы и статистика, 2003. - 119с.
10. Аузан А.А., Сатаров Г.А. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Аузан А.А., Сатаров Г.А. Вопросы экономики. - 2012. 65с.
11. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики). - Магистр.: ИНФРА-М, 2013. - 160с.
12. Барсуков Ю. Москва поднимает веки инвесторам. - Коммерсантъ.: №37/П (5068), 2013. - 30с.
13. Бирюков А.И др. Инновационные направления современных международных отношений. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 58 - 62.
14. Богомолов О.Т. Уроки глобального и российского кризиса в книге «Неэкономические грани экономики: неопознанное взаимовлияние». - М.: Институт экономических стратегий, 2010. - 14 с.
15. Болдырев И. ОЭЗ не дают взрывного роста // "Коммерсантъ Власть" №9 от 11.03.2013, стр. 20.
16. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. // Отечественные записки. - №6, 2004. - с. 23-26
17. Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН. 2002. - 14с.
18. Васильева А.Г. Применение соглашений о разделе продукции месторождений нефти и газа: зарубежный опыт. // Экономические науки. - 2009. №11. - 399с.
19. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политикоправовой аспект. // Вилисов М.В. Власть - №7. - 2006.
20. Гагарин П.А., Двинянин Е.А. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов // Градиент Альфа, 2013. - 130 с.
21. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России. // Экономист. №1, 2013. - 7с.
22. Глазьев С.Ю. Возможности инновационного развития Росси в контексте глобальных перемен. В монографии «Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России» М. СПб.: Нестор-
история, 2012. - 19 с.
23. Гринберг Р.С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. М.: ИНФРА-М, 2012 - 60 с.
24. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра- М, 1998 - 56 с.
25. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика экономики. // Вопросы экономики, №8, 2008. - с. 86-89
26. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Мн.: ФУА-информ, 2000. - 26с.
27. Об участии Санкт- Петербурга в государственно-частных партнерствах: Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627- с. 100 - 110
28. Зельднер А.Г. Условия функционирования и эффективность использования инвестиционно-инновационных возможностей особых технико-внедренческих зон России. - М.: ИЭ РАН. 2012. - 45с
29. Зельднер А.Г. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. // Экономические науки, 2010 - С.12-13.
30. Зельднер А.Г. Сущность и истоки деструктивных тенденций в экономической системе России // Экономические науки, №101 2013. - С. 5-6
31. Зельднер А.Г., Козлова С.В. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон. // Вопросы экономики и права./ №2, 2013. - С. 10-11
32. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. - 101 с.
33. Институты современной экономики России: опыт и проблемы. Часть I. / Под ред. А. Е. Городецкого. - М.: ИЭ РАН. 2013. - 46 с.
34. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии.
Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, №1, 2013. — С. 151—157.
35. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям под ред. В.Е. Рыбалкина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 56с.
36. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации: сб. науч. работ / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: 2016. - С. 37-41.
37. Михеев О.Л. Частно-государственное партнерство в условиях смешанной экономики: теория и практика становления и функционирования. - М.: Знание, 2017. - С. 156-166.
38. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство: опыт, тенденции. Вектор развития для России. М.: Экономика, 2012. - 96с.
39. Новаков А.Ю. Особые экономические зоны российские оффшоры? (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Налоговая политика и практика №4, 2007. - 50 с.
40. Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности. - М.: Норма, 2012. - 206 с.
41. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство / Под научн. ред. проф. А.Ю. Архипова. Ростов.: Изд-во РГУ, 2006. - 35 с.
42. Полтерович В. Экономических чудес не бывает // Прямые инвестиции, №4, 2008.- с. 72-74
43. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: «Альпина Паблишер»,2008.- 30 с.
44. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Вильямс, 2017. -45 с.
45. Райнхардт Р.О. Офшоры: «острова сокровищ» или
геополитические ловушки // Финансовый бизнес, № 4, 2013. - С. 57-60.
46. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2018. - 65 с.
47. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. - М.: Бином-Кнорус, 2016, - 215 с.
48. Вафин А.М., Морозов А.В., Галеева Г.М. Условия и механизмы инвестиционного обеспечения инновационного развития региональной экономики // Вестник Казанского технологического университета. - Казань, №19, 2012. - С. 175-180.
49. Матвеева Э.С. Государственно-частное партнёрство: опыт
использования в Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. - С. 21-34.
50. Фазлыева Е. П. Разработка и внедрение проектов по созданию особых экономических зон в современной России // Пространство экономики, 2012. - С. 147-150
51. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) - М.: ИНФРА-М, 2013. - 75 с.
52. Тазутдинов И.Р. Особые экономические зоны в контексте управления рисков инновационного развития российской экономики // Управление риском № 3, 2013. - С. 40-45.
53. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие под ред. проф. М.Н.Чепурина 7-е изд. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2008. - с.445-448.
54. Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, 2012. - 144 с.
55. Corruption and Misuse of Public Office - Second Edition / Colin Nicholls, Tim Daniel, Alan Bacarese, John Hatchard / Oxford University Press, 2011 -p. 679
56. Jamie K. McCallum Export processing zones: Comparative Data from China,
57. Honduras. Nicaragua and South Africa. Working paper No.21 -
Industrial and Employment Relations Department, International Labour Office - Geneva 2011 - p.23.
58. Trade Facilitation Terms: An English-Russian Glossary/ United Nations Economic Commission for Europe in cooperation with the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation - United Nations New York and Geneva, 2008 - p.85
59. The Oxford handbook of offshoring and global employment / Bardhan, Ashok.; Jaffee, Dwight M.; Kroll, Cynthia A./ Oxford University Press, New York, N.Y., 2013 - p. 465
60. Официальный сайт Минэкономразвития России: URL:
http://www.economy.gov.ru. (дата обращения 05.05.2018)
61. Официальный сайт ОЭЗ ППТ Алабуга: http://www.alabuga.ru/
62. Организационная структура ОЭЗ Алабуга. По материалам официального сайта ОЭЗ, URL: http://www.alabuga.ru/about/structure (дата обращения 07.08.2018)
63. Органы управления ОЭЗ Алабуга. По материалам официального
сайта ОЭЗ URL: http://www.alabuga.ru/about/controls (дата обращения:
08.08.2018)
64. Официальный сайт группы компаний Rockwool // URL: http: //www.rockwool .ru/aboutcompany/in+russia (дата обращения: 10.08.18).
65. Министерство индустрии и новых технологий Республики
Казахстан: URL: http://www.mint.gov.kz/index.php?id=441&lang=ru (дата
обращения: 15.08.18)
66. Об особых экономических зонах. По материалам официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации: URL: http://www.economv.gov.ru/minec/activitv/sections/sez/ (дата обращения:
08.05.18)
67. Казахстан: специальные экономические зоны: URL:
http://invest.gov.kz/upload/docs/rus/65c981235eba063015766e612a3a4be0.PDF (дата обращения: 04.03.18)
68. Информационное агентство REGNUM URL:
http://www.regnum.ru/news/1199781.html (дата обращения: 05.04.18)
69. Статья Ракитина Б.В. 10-летний юбилей присвоения статуса наукограда городу Фрязино. По материалам сайта URL: http://www.gastroscan.ru/literature/authors/7059 (дата обращения 05.04.18)
70. Статья Араповой Е.Я. В Шанхае открыта свободная
экономическая зона. По материалам портала МГИМО, 2103. URL: http: //www. mgimo. ru/news/experts/document242197. html (дата обращения 01.05.18)
71. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга»). По материалам журнала «Молодой ученый», 2018 URL: https://moluch.ru/archive/196/48669 (дата обращения:
26.09.2018)