Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивные движения в Германии и СССР в 1930-1941 гг.

Работа №31911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
495
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История возникновения спортивных движений в СССР и Германии в 1930-1941 гг 9
1.1. Возникновение спортивных движений в СССР в 1930-1941 гг 9
1.2. Возникновение спортивных движений в Германии в 1930-1941 гг. 24
Глава 2. Структура спортивных движений (организаций) в СССР и Германии в период 1930-1941гг 32
2.1. Спортивные движения в СССР в период 1930-1941гг 32
2.2. Спортивные движения в Германии в период 1930-1941гг 48
Глава 3. Спортивные движения как метод управления обществом в СССР и Германии в период 1930-1941гг 61
3.1. Спортивные движения как метод управления обществом в СССР в
период 1930-1941гг 61
3.2. Спортивные движения как метод управления обществом в
Германии в период 1930-1941гг 68
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 84
Приложение

Спорт является одной из важнейших составляющих в жизни человека. Нет такой сферы, с которой спорт не пересекался бы каким-либо образом: экономика, политика, культура. В спорте, как в зеркале, отразилась вся сложность развития современного социума с характерными для него положительными и отрицательными сторонами, поэтому так важно всесторонне изучать его.
В СССР в предвоенные годы физическая культура и спорт играли важную роль. Проводимая деятельности в рамках физической культуры и спорт позволила государству формировать физически развитых и социальноадекватных личностей, осуществлять патриотическое воспитание.
Спортивные организации на местах строго придерживались общей концепции развития физической культуры, основываясь на постановлениях центральных органов власти, поэтому общий курс на милитаризацию физической культуры моментально нашел отражение и поддержку на периферии.
Физкультурно-спортивные клубы, как известно, являются одной из важнейших организационных форм развития сферы физической культуры и спорта. В России и Германии они возникли во второй половине XIX века и позволили привлечь к занятиям физическими упражнениями и спортом представителей различных социальных групп населения, людей разного возраста, пола, уровня физической подготовленности. Тем самым был создан фундамент для развития физкультурно-спортивного движения России и Германии.
Для достижения этих целей была выстроена сложная система, включавшая в себя повсеместную пропаганду физической культуры и сети учреждений по подготовке спортивных кадров. К сожалению, за последние два десятилетия мы лишились большей части этого, и сейчас политику в области спорта государству приходится выстраивать практически заново. Обращение к опыту предыдущих лет способно помочь избежать ошибок на этом пути.
Объект выпускной квалификационной работы - спортивные движения в СССР и Германии в период 1930-1941гг.
Предмет выпускной квалификационной работы - история и формирование спортивных движений в СССР и Германии в 1930-1941 гг.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть и проанализировать спортивные движения в СССР и Германии в 1930-1941гг.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- изучить историю возникновения спортивных движений в СССР и Германии в период 1930-1941 гг.;
- проанализировать структуру спортивных движений в СССР и Германии в период 1930-1941гг.;
- рассмотреть спортивные движения как метод управления обществом в СССР и Германии в период 1930-1941гг.
Хронологические рамки работы охватывают период 1930 - 1941 гг.
Это объясняется целым рядом причин. Именно в это время происходило активная деятельность двух новых государства, хронологическому периоду тридцатых-сороковых годов XX века свойственно своеобразие, заключающееся в наиболее радикальных попытках претворить в жизнь идеологические установки.
Методологическая основа работы базируется на принципах историзма, объективности и системного научного анализа. Применение в совокупности этих методов позволило рассмотреть развитие спортивных движений СССР и Германии периода 1930-1941 гг.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования: анализ отечественных и зарубежных литературных источников, историко-теоретический (включая сравнительный) метод.
Важнейшая роль в исследовании отведена историческому методу исследования, который понимается как способ решения задач, возникающих в процессе изучения какого-либо предмета, путем воспроизведения истории данного предмета. При этом в рамках выпускной квалификационной работы, основное внимание уделяется не детальной характеристике отдельных спортивных движений Германии и СССР, а сравнительному анализу этих обьединений.
Перечисленные методы использовались в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к исследованию. Для достижения наибольшей объективности при анализе и выводах был использован круг разнообразных источников.
Степень изученности темы. При обобщении и анализе литературных данных изучалась научная литература по физической культуре, по вопросам управления в государственных и общественных организациях, статьи и тезисы по различным вопросам работы добровольных спортивных обществ профсоюзов и государственных органов управления, литература по социологии физической культуры и спорта. Анализ литературных данных позволил определить состояние изучаемого вопроса, сформулировать цели и задачи исследования. Документы, регламентирующие содержание, формы и методы работы добровольных спортивных обществ СССР и спортивных союзов Германии, оценивание различных сторон деятельности спортивных движений двух стран, позволили установить объем и характер внутренних и внешних связей, организацию процессов управления, коллективного и личного труда. Изучались постановления партийных, советских, профсоюзов, физкультурных органов по вопросам развития физической культуры и спорта. Уставы ДСО и нормативные документы, регулирующие деятельность областных советов ДСО.
Советские историки вполне объяснимо стремились показать важнейшую роль В.И. Ленина в зарождении советской спортивного движения, при этом отмечалось, что «Владимир Ильич... был вдохновителем идей в области физической культуры»
Вплоть до 1950 гг. исследователи главным образом накапливали фактический материал о роли В.И. Ленина в создании советской физической культуры. На фоне многочисленных трудов современников выделяется работа А.Д. Новикова «Ленин и физическая культура», в которой автор обратил внимание на резко негативное отношение В.И. Ленина к пониманию физкультуры как к пережитку, как отрицательному явлению в жизни нового нарождающегося советского общества.
К сожалению, в 1990 гг. отечественная историография не пополнилась серьезными исследованиями по истории спортивных движений 1930-1940 гг. В основном изданию подлежат различного рода спортивные справочники, содержащие конкретную фактическую информацию без какой-либо попытки ее анализа с точки зрения исторических процессов в стране. Исключением выглядят публикуемые в российской периодической печати работы А.Б. Суника, статьи В. Фалина и А. Вартаняна . Виктор Фалин уже долгие годы на страницах еженедельника «Футбол» публикует материалы по истории советского футбола 1930-1940 гг., при этом он затрагивает и вопросы, касающиеся всей советской физической культуры того времени. Аксель Вартанян, занимается не только футболом, но также активно рассматривает историю советского спортивного движения вообще, широко привлекая архивные материалы, многие из которых раньше не были опубликованы, его еженедельные публикации о развитии физической культуры в СССР в 19301940 гг. действительно заслуживают пристального внимания, несмотря на то, что во многом они остаются на позициях чистой журналистики, не претендуя на рассмотрение процессов, протекавших в советском спорте с точки зрения широкого исторического охвата всей совокупности событий в нашей стране того времени.
Незаменимым источником информации является периодика 1930-1940 гг. В основном были проработаны следующие периодические издания: журналы «Теория и практика физической культуры», «Физкультактивист», «Физкультура и спорт», газета «Красный спорт», «Всевобуч и спорт» и др. Одним из самых талантливых и плодовитых авторов, печатавшихся в этих изданиях был Л.В. Геркан, сочетавший педагогическую, организаторскую, публицистическую деятельность. Важную группу составляют источники личного происхождения: мемуарная литература спортсменов, спортивных и общественных деятелей.Прежде всего, необходимо выделить многочисленные произведения братьев Старостиных. Заслуживают внимания воспоминания Леонида Иванова «В воротах Зенита», дающие представление о советском спорте 1939-1940 гг. Книга одного из сильнейших гимнастов своего времени Глеба Бакланова «Точка опоры», а также мемуары входившего в число лучших боксеров СССР Константина Градополова
Научная новизна работы состоит в том, что в ней дан сравнительный анализ различных аспектов деятельности физкультурно спортивных клубов Германии и СССР. Определены исторические предпосылки, оказавшие влияние на процесс возникновения и развития спортивных движений СССР и Германии.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют уточнить и обогатить курсы теории и истории физической культуры и спорта в высших и средних физкультурных учебных заведениях, на факультетах повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. Материалы исследования могут быть использованы и в учебных курсах истории России, в частности, в школах.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социологи ставят институт спорта в один ряд с институтами образования, семьи, государства. Спорт как социальный институт играет заметную роль в социуме, предоставляя инструменты социализации, социальной мобильности, формирует жизненные стратегии людей. Занятия спортом закладывают в человеке основные принципы здорового образа жизни, работоспособности, учат преодолевать трудности и работать на результат. Спортивные мероприятия, победы команд и отдельных спортсменов используются в политических целях - служат инструментом формирования внутреннего и внешнего имиджа государства, демонстрируют возможности страны. В спортивной деятельности отражаются основные черты культуры населения: индивидуализм или командная работа, достижение победы любой ценой или физическое совершенствование, а сам спорт, в свою очередь, может оказывать влияние на культурную сферу общества, быть национальной идеей, способствовать развитию в обществе принципов честного соперничества, конкуренции, достижения целей, преодоления трудностей.
Рассматривая историю спортивных движений СССР и Германии на начальном этапе их становления, невозможно не отметить факт высокой популярности занятиями физическими упражнениями у самых широких слоев населения. В его оценке хватает позитивных факторов: невиданная скорость становления спорта и массовой физической культуры. Но были и негативные: прямое вмешательство государства в дела спорта, жесткая централизация, превратившаяся на деле в диктат власти над спортом, подчинение его в первую очередь политическим задачам, тормозившее естественное, эволюционное развитие.
На развитие спортивного движения оказали огромное влияние итоги Первой мировой войны. После ее окончания побежденные страны стали готовиться к военному реваншу, победители - закрепление своих завоеваний. Все использовали для этой цели физическую культуру и спорт.
Добровольные спортивные общества СССР и Германии в период 1930- 1940х г. имели как очевидные сходства, так и различия.
В период начала XX века в обиход входит такое понятие, как спортивная дипломатия, спорт начал широко использоваться в политических целях изучаемых государств. Соответственно спортивные движения на ранних этапах имели идеологическую окраску. Государства стремилось милитаризировать общество, по средством широкого приобщения к спорту. Происходили активные изменения в структуре работы спортивных движений, они принимали все более организованный характер. В обществе появилось активное желание заниматься спортом. По данным изученным в ходе исследовательской работе можно сделать вывод, что в Добровольных Спортивных Организациях Советского союза присутствовало недостаточное финансовое обеспечение спортивных объектов, нехватка профессионально обученных кадров.
В СССР прочно утвердилась командно-административная система управления государством. Спортивные организации на местах строго придерживались общей концепции развития физической культуры, основываясь на постановлениях центральных органов власти, поэтому общий курс на милитаризацию физической культуры моментально нашел отражение и поддержку на периферии.
Следует отметить, что по условиям того времени именно командноадминистративная система с ее мощной агитационно-пропагандистской направленностью стимулировала приобщение к занятиям физической культурой значительной части советского народа.
Немецкие спортивные организации в период их становления имели идеологическую направленность, что делает их схожими с добровольческими организациями СССР. Германии по условиям Версальского мирного договора, разрешалось содержать лишь ограниченную армию. Стремясь к возрождению военной мощи, реваншисты решили готовить будущих солдат в гимнастических и спортивных организациях, в связи с чем всячески поощряли рост их численности. Когда установился фашистский режим, началась открытая милитаризация и фашизация физического воспитания и спорта.
В нацистской Германии процесс становления спортивных организаций происходил организованно. Широко происходило обучение специалистов по физической культуре, государство выделяло большое количество материальных средств на достойную организацию спортивной деятельности, спортивные организации при учебных учреждениях были хорошо оснащены, что существенно отличало их от добровольно спортивных обществ СССР данного периода.
В структурах ДСО постепенно происходил процесс объединение мелких спортивных организаций в более крупные и централизованные. Спортивные организации были под особым контролем со стороны правительства СССР, об том свидетельствует и тот немаловажный факт, как введение норм ГТО. Подобные норативы присутствовали и в нацистской Германии. Все участники спортивных объединений должны были безукоризненно сдавать данные нормативы, это было почетно.
Правительство ставило четкие задачи перед ДСО, которые те должны были выполнять, вследствие этого, дабы выполнить намеченный план спортивные организации нередко завышали свои показатели и прибегали к нечестным способам реализации намеченных государством планов.
Спорт часто использовался в качестве дипломатического средства, что бы показать успехи молодого советского физкультурного движения и расширить сферу культурных и спортивных контактов Советского Союза.
Немецкие спортивные союзы формировались исключительно по территориальному признаку. Происходила массовая зачистка всех неугодных нацистскому правительству элементов, не подходящих по расовому принципу и идеологией. Многие спортивные организации после прихода к власти нацистов были вынуждены реализовывать принципы тоталитарного режима или под натиском правящей верхушки закончить свое существование.
Как в СССР так и в нацистской Германии существовал культ здорового тела, оба государства имели схожую идеологию о создании всерх человека. Несомненно активная работа спортивных движений способствовала развитию данных идей.



1. Постановление Президиума ЦИК СССР об учреждении ВСФК при ЦИК СССР от 1 апреля 1930 года // Собрание зак. и распор. Рабочего и Крестьянского Правительства. -М.-Л.: Государственное изд-во, 1930.- 602 с.
2. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года // Справочник партийного работника. Вып. 7. ч. 2. М.-Л.: Государственное изд-во, 1930.382 с.
3. Резолюции VI съезда профессиональных союзов СССР. М.: Изд-во ВЦСПС, 1925.- 50 с.
4. Резолюции и постановления III Всероссийского съезда профессиональных союзов. - М., 1920.- 15с.
5. Кун Л. Д. Всеобщая история физической культуры и спорта / пер. с венг. ; под общ. ред. В. В. Столбова. М., 1982.- 89 с.
6. Кун Л.Д. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.- 400 с.
7. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX веков. - Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2000.- 177с.
8. Старостин А.П. Встречи на футбольной орбите. М., 1980.- 66 с.
9. Старостин А.П. Повесть о футболе. М., 1973.- 121 с.
10. Старостин Н.П. Звезды большого футбола. Л., 1969.- 304 с.
11. Старостин А.П. Мои футбольные годы. М., 1986.- 22 с.
12. Старостин А.П. Футбол сквозь годы. М., 1989.- 47 с.
13. Шатунов Г. Ленинский всевобуч. М., 1970.- 466с.
14.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3-х томах. М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1961. Т. 1.- 498 с.
15. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1962.- 388 с.
16. Гельвиг, Вернер: Голубой цветок Вандерфогеля. Баунах 1998; 1. изд. Гютерсло 1960. Helwig, Werner: Die Blaue Blume des Wandervogels. Baunach 1998; 1. Aufl. Gutersloh 1960. P. - 69.
17. Kruger A., Riordan J. Th e Story of Worker Sport // Journal of Sport History.
1996. Vol. 24, N 2.Р. - 220.
18. Ramonet I. Le football c’est la guerre. Football et passions politiques. Maniere de voir // Le monde diplomatique. 1998. Mai-juin. P. - 19.
19. Новиков А.Д. Ленин и физическая культура // Красный спорт. 1940. № 3.23 с.
20. Геркан Л.В. О корригировании физкультурных вредностей профессионального труда // Теория и практика физкультуры. 1925. № 1.52 с.
21. Геркан Л.В. Спорт. Вопросы физической культуры // Красный спорт.1925. №1.- 59 с.
22. Геркан Л.В. Теория и практика спортивного плавания. // Красный спорт.1925. №1.- 56 с.
23. Фалин В. Петербургские первопроходцы // Футбол. 1995. №1.- 73 с.
24. Вартанян А.В. Профессиональный спорт в СССР учредил Сталин // Спорт-экспресс. 2001.№4.- 60 с.
25. Вартанян А.В. Детище комсомола // Спорт-экспресс. 2003.- 33 с.
26. Вартанян А.В. Партийная установка // Спорт-экспресс футбол. 2004.№ 1.57 с.
27. Вартанян А.В. Как начинался советский футбол // Спорт-экспресс футбол. 2001.№3.- 85 с.
28. Старостин А.П. Большой футбол // Теория и практика физической культуры. 1926. №2.- 69 с.
29. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам физической культуры и спорта (1917-1957). - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 302 с.
30. Кальпус, Б.А. О "военизации" физической культуры / Кальпус Б.А. // Теория и практика физ. культуры..1927.№ 1.- С. 48 с.
31. Пиннес, Р. Через физкультуру к оздоровлению масс (опыт обследования физкультурных рабочих кружков в г. Иванове) / Пиннес Р. // Теория и практика физкультуры..1925.Сб. 3.- 52 с.
32. Пиннес, Р. Через физкультуру к оздоровлению масс (опыт обследования физкультурных рабочих кружков в г. Иванове) / Пиннес Р. // Теория и практика физкультуры.. 1925.Сб. 3.- 74 с.
33. Пиннес, Р. Через физкультуру к оздоровлению масс (опыт обследования физкультурных рабочих кружков в г. Иванове) / Пиннес Р. // Теория и практика физкультуры..1933. Сб. 3.- 55 с.
34. Цейтлин, Л.В. Итоги Спартакиады / Цейтлин Л.В. // Теория и практика физ. культуры.1928. № 5.- 97 с.
35. Торопов, Н.И. Физическое воспитание в Германии периода победы и утверждения капитализма (1789-1871 гг.) / Торопов Н.И. // Теория и практика физ. культуры.. 1938.№ 9.- 77 с.
36. Подгаецкий. Физическая культура в немецких университетах и проблема военизации // Теория и практика физ. культуры.1928. № 6.- 36 с.
37. Цатурова К.А. Физическая культура в деятельности профсоюзов. // Теория и практика физической культуры.1972. №2.- 85 с.
38. Кукушкин Г.И. Физическая культура и всестороннее развитие личности. // Теория и практика физической культуры.1964.№ 7.- 66 с.
39. Совершенствовать стиль и методы работы физкультурных организаций. // Советский спорт. 1982.№5.- 84 с.
40. Родиченко B.C. Технический прогресс союзник спорта. // Физкультура и спорт. 1972.№1. - 151 с.
41. Иванов А.А. Матчи дружбы // Физкультура и спорт. 1936. №18.- 56 с.
42.О контрольных цифрах по ГТО // Теория и практика физ. культуры. -1939. № 6.- 66 с.
43. Маршак Самуил. «Двадцатилетний. Современная баллада» // Правда. 1937. № 279.- 77
44. Тартынов Н.А. За массовую сдачу норм на значок ГТО // Красное знамя.1940. №7.- 67 с.
45. Смольков Н. Соревнования по борьбе и боксу // Красное знамя. 1940.№1.- 71 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ