Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основных понятий
исследования: «познавательная активность», «компьютерные
технологии»
1.2 Использование компьютерных технологий на уроке музыки
1.3 Особенности формирования познавательной активности
младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий
2.1 Методическое обеспечение формирования познавательной
активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
по формированию познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Концепция модернизации системы образования представляет собой ряд мер направленных на адаптацию системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России. Реализация основных направлений и задач концепции позволит создать систему образования, ориентированную на новые образовательные результаты.
В настоящее время одним из важнейших направлений развития системы образования России является обеспечение разностороннего развития ребенка в процессе обучения. Эффективность данного процесса находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности. Познавательная активность учащихся обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности, является средством самосовершенствования, самоопределения, самореализации личности.
В Концепции Федеральных образовательных стандартов второго поколения, подтверждается востребованность исследуемой нами проблемы, отвечающей социальному заказу общества и основанной на результате обучения «...в отношении достижений личностного, познавательного, социального и коммуникативного развития, обеспечивающего готовность к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию».
На сегодняшний день, в образовательный процесс школы всё активнее внедряются информационные компьютерные технологии. Это оснащение классов современными компьютерами со специальным программным обеспечением, различными мультимедийными устройствами, интерактивными досками, плазменными телевизорами и т.д.
Современные компьютерные технологии позволяют педагогам эффективнее передавать знания учащимся в новом формате. Применение
компьютерных музыкальных программ на уроках музыки может сделать
данный процесс более увлекательным и полезным, что положительным образом отражается на восприятии информации у детей, их мотивацию к дальнейшему обучению.
Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы, посвященной вопросам развития познавательной активности средствами компьютерных технологий учащихся показал:
- развитию познавательной активности учащихся уделяли внимание многие ученые-педагоги: Л.П. Аристова, Е.Л. Голанд, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Н.А. Екшовникова, Е.И. Щукина и др.
- вопросы использования инновационных методов и форм активизации познавательной деятельности в образовательном процессе рассматривали Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, Е[.И. Ейщкасистый, А.З. Рахимов, К.З. Талызина, В.Э. Штейнберг и др.;
- проблема музыкального образования и воспитания школьников, вопросы методологии музыкального обучения рассмотрены в исследованиях таких ученых как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Е. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, ЕЛ. Сергеева, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.;
- исследования, посвященные развитию личности с точки зрения музыкальной психологии представлены в работах ученых-психологов (Л.Л.Бочкарев, В.ИЛетрушин, Б.М.Теплов, В.М.Цьтпин и др.);
- применение информационно-компьютерных технологий в образова
тельном процессе исследовали отечественные ученые ВЛ. Беспалько, И.Е. Захарова, В.Л. Латышев и др.; компьютеризация музыкального образования в психолого-педагогическом аспекте (В.В. Мазепус,
В.В. Медушевский, А.А. Е[одражанская, СЛ. Полозов, В.М. Е^ханский); исследования зарубежных ученых по данной проблеме (А. Бентин, П. Еоргес, А. Мерк, В. Роллин);
- усиление роли компьютерных технологий в системе музыкального
образования и в возможности эффективного их использования
в общеобразовательной школе рассмотрены в исследованиях современных ученых: И.Р. Айдарова [3], А.О. Бороздин [21], А.Е. Гимро [23],
П.Л. Живакин [28], И.М. Красильников [48], И.Б. Правоторова [63],
О. Тарачева [72], Д.М. Юланова [86].
Состояние изученности избранной темы показал, что проблеме формирования познавательной активности подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий не достаточно уделяется должного внимания и требует более основательного изучения.
Таким образом, существуют противоречия между потребностью социума в личностях, способных осуществлять активную познавательную деятельность с применением синтеза компьютерных технологий и музыкального искусства, и недостаточной музыкально-компьютерной грамотностью современных учителей музыки в реализации данного процесса в системе общего школьного образования; между необходимостью внедрения компьютерных технологий в процесс формирования познавательной активности учащихся на уроках музыки и отсутствием учебно-методического сопровождения данного процесса.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности процесса формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных
технологий».
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных
технологий.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность методического обеспечения по формированию познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
В связи с поставленной целью, задачами выпускной квалификационной работы служат:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику основным
понятиям исследования: «познавательная активность», «компьютерные
технологии»;
2. Представить обзор использования компьютерных технологий на уроке музыки;
3. Выявить особенности формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий;
4. Представить методическое обеспечение формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий и проверить его эффективность.
Методологическую основу исследования составляют:
- теории музыкального воспитания и развития школьников (Ю.Б. Алиев, О. А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Чепуров, С.Т. Шацкий);
- теоретические обоснования выбора педагогических технологий в системе образования (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.С. Кукушин, М.И. Махмутов, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Н.С. Сытина, В.Э. Штейнберг и
др);
- теоретико-практические исследования по информатизации и компьютеризации образования (М.В. Кларин, В.Л. Латышев, Е.И. Машбиц, В.Б. Попов и др.);
- психолого-педагогические теории компьютеризации системы музыкального образования (И.Р. Айдарова, О.Н. Бороздин, П.Л. Живакин, И.М. Красильников, С.П. Полозов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теории и практике общего музыкального образования, компьютерным технологиям и методике их использования на уроках музыки, в том числе междисциплинарных диссертационных исследований; анализ и обобщение передового педагогического опыта, обобщение;
- эмпирические: наблюдение уроков музыки с использованием
компьютерных технологий, беседа, опрос, тестирование, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани РТ. В эксперименте принимало участие 60 учащихся 7 классов.
Этапы проведения исследования:
- Подготовительный этап (2017-2018 гг.): теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
- Этап организации и проведения исследования (2018-2019 гг.): изучение педагогического опыта формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий путем внедрения компьютерных технологий. Осуществление экспериментальной работы на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани РТ.
- Этап завершения исследования (2019 г.): обобщение результатов, оформление выводов по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании теоретически углублены представления о формировании познавательной активности младших подростков; уточнены особенности формирования познавательной активности подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике средних образовательных школ, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов, заключения, списка литературы (92), приложения.
В данной выпускной квалификационной работе по теме «Формирование познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий», нами были рассмотрены теоретические аспекты формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий; проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий и обобщены ее результаты.
В целях раскрытия сущностно-содержательной характеристики основных понятий нашего исследования познавательная активность, компьютерные технологии перейдем к раскрытию смысловых единиц данных понятий.
Педагогический словарь определяет активность личности как деятельностная позиция личности к миру, умение совершать общественно значимые изменения материальной и духовной среды на основе изучения первоисточников исторического навыка человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.
Согласно позиции исследователя Т.И. Шамовой познавательная активность - это качество деятельности личности, проявляющееся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в его непрерывной, самостоятельной работе по поиску, осознанию и применению новой информации.
П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию: познавательная активность учащихся - это качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы, ряда работ ученых, по проблеме развития познавательной активности, представим мнение педагогов-исследователей С.И. Осиповой и Н.С. Агишевой в определении структуры данного понятия:
- мотивационно-ценностный компонент;
- когнитивный компонент;
- деятельностный компонент;
- рефлексивно-оценочный компонент.
Исследователь Д.М. Юланова определяет понятие компьютерная технология обучения как совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для обеспечения целенаправленности процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующего часть функций педагога по представлению, передаче информации и управлению
познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося.
В настоящее время существует достаточно много всевозможных классификаций и типологий программных средств. По методическому предназначению среди них выделяют:
а) компьютерные учебники (уроки);
б) программы-тренажеры (репетиторы);
в) контролирующие (тестовые оболочки);
г) информационно-справочные (энциклопедии);
д) имитационные;
е) моделирующие;
ж) демо (слайд- или же видео-фильмы);
з) учебно-игровые;
и) досуговые (компьютерные игры: ролевые, закономерные,
спортивные и др.).
Рассматривая особенности формирования познавательной активности подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий, мы придерживались мнения многих педагогов ученых, что в процессе формирования и развития человека как личности важно полноценное изучение и учет его возрастных особенностей.
Младший подростковый период - важный этап жизни и развития ребенка и является наиболее оптимальным периодом для формирования познавательной активности подростков, когда дети открыты для диалога и восприятия информации, формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально-психологического склада личности: -активизация учебно-познавательной деятельности;
-существенные изменения в мыслительной деятельности;
-перемены в эмоциональной сфере;
-интеллектуально-волевая активность;
-стремление утвердить свою самостоятельность;
-стремление подражать идеалу;
-формирование самооценки, воли, качеств и умений;
-выработка эффективных, способов поведения в преодолении трудностей;
-интенсивное развитие мышления, творческий подход к решению
задач.
Для успешной реализации процесса формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки, нами разработано и апробировано методическое обеспечение формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами
компьютерных технологий.
В решении проблемы формирования познавательной активности учащихся средствами компьютерных технологий мы опирались
на личностно-ориентированный и деятельностный методологические подходы.
Наличие на уроках музыки различных видов деятельности - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и др., - предусматривает активное использование деятельностного подхода в процессе формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий.
Деятельностный подход неразрывно связан с личностноориентированным подходом. Использование данного подхода в процессе обучения музыке младших подростков средствами компьютерных технологий, предполагает учет особенностей детей, а также организации таких условий обучения, которые предполагают включение личностных функций учащихся и наличие их субъективного опыта.
Для успешной реализации формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий мы руководствовались ведущими принципами современной системы музыкального образования школьников:
-принцип деятельностного освоения искусства (Л.В. Школяр);
-принцип формирования интереса к музыкальным занятиям через освоение музыкального искусства с помощью компьютерных технологий (Д.Б. Кабалевский);
-принцип увлеченности музыкальной деятельностью с использованием компьютерных технологий (Г.П. Сергеева);
-принцип вариативности и гибкости как выбор форм и методов с использованием компьютерных технологий в процессе вхождения в мир музыкального искусства;
- принцип единства эмоционального и сознательного (Ю.Б. Алиев); -принцип единства художественного и технического начал (Ю.Б. Алиев).
Рассмотрели обще дидактические принципы обучения:
-принцип сознательности и активности;
-принцип научности;
-принцип связи обучения с практикой;
-при и пип системности;
-принцип доступности;
-принцип связи обучения с жизнью;
-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Содержание уроков музыки с использованием компьютерных технологий должно быть направлено на всестороннее изучение отечественной, зарубежной музыкальной культуры в целом и, конечно же, включением национального компонента, через призму межпредметных и внутрипредметных связей, направленных на формирование познавательной активности школьников.
Большое значение при разработке содержания уроков музыки имели отбор и использование методов обучения школьников, которые в широком смысле определяются как путь достижения цели, способы работы и взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение поставленных задач через объединение потенциальных возможностей музыки и компьютерных технологий на уроках.
Процесс формирования познавательной активности подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий требуют особых форм организации.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани РТ. В эксперименте принимало участие 60 учащихся 5 классов, из них 30 учеников 7 а класса (экспериментальная группа ЭГ) и 30 учеников 7 в класса (контрольная группа КГ).
На первом этапе, с помощью диагностической методики в виде анкеты, разработанной на основе диагностик исследователей Д.М. Юлановой и Н.Г. Лускановой получена информация о начальном уровне сформированное™ познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий в экспериментальной и в контрольной группах.
Результаты проведенного анкетирования позволили составить представление о начальном уровне сформированное™ познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий в ЭГ и КГ и сделать вывод, что у большинства обучающихся показатели находились на удовлетворительном уровне. Результаты констатирующего этапа мы представили на слайдах.
Целью формирующего этапа эксперимента явилась реализация методического обеспечения формирования познавательной активности младших подростков на уроках музыки средствами компьютерных технологий.
Разработанное нами методическое обеспечение ориентировало нас на проведение уроков музыки с учётом требований современности, что означало необходимость достаточного уровня профессиональной компетентности в использовании синтеза традиционных и специальных методов преподавания и компьютерных технологий в системе общего музыкального образования младших подростков.
Контрольный этап эксперимента был направлен на повторную диагностику уровня сформированности познавательной активности учащихся КГ и ЭГ, которая позволила нам выявить достигнутый уровень, показывающий качество проведенного обучения на формирующем этапе и эффективность методического обеспечения.
Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогична той, которая была применена для получения исходных данных на констатирующем этапе эксперимента.
Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогичной методике примененной для получения исходных данных, на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными.
Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе и их сопоставление с контрольной группой позволили констатировать, что в уровне сформированности познавательной активности младших подростков в ЭГ произошли позитивные изменения, которые проявились в виде повышении у учащихся познавательной активности, интереса к компьютерным технологиям; увеличением концентрацией внимания; стойкого интереса к музыке; ярко проявленной активности к учебному процессу, улучшению личностных качеств подростков.
1. Абдуллин Э. Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Айдарова И.Р. Компьютер как музыкальный инструмент / И.Р.Айдарова//Вестник ПГИИК, 2005, №1.-С. 102-108.
4. Айдарова И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером / И.Р.Айдарова // Искусство в школе, 2008, №1. - С. 60-62.
5. Айдарова И.Р. Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность? / И.Р. Айдарова // Искусство в школе, 2008. - №4. - С. 64-66.
6. Александрина И. Музыкально-творческие способности: Учебник для учителя музыки / И. Александрина. Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 300 с.
7. Ананьев ВТ. Человек как предмет познания / ВТ. Ананьев. - Л.: ЛРУ, 1968.-367 с.
8. Арановский М.О. Системы и средства информатики:
информационные технологии в образовании: От компьютерной
грамотности - к инф ормационной культуре общества / М.О. Арановский. М.«Владос», 2008. - 112 с.
9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе /
О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1983. -224 с.
10. Аристова Л.П. Активность учения школьников / Л.П. Аристова. - М: Педагогика, 1968. - 234 с.
11. Ахияров К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении: учеб. пос. / К.Ш. Ахияров, Ю.П. Правдин Уфа, 2010. - 80 с.
12. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
14. Барсуков И.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1987. - 15 с.
15. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки
и общеобразовательных учреждениях: Учеб, пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии /
В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
17. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - Воронеж: МОДЭК,
2002. - 352 с.
18. Богословский В.В. Взаимоотношения между учителем
и учащимися как фактор развития познавательной активности
и самостоятельности школьников/ В.В. Богословский // Отношения как проблема психологии воспитания. Л., 1973. - С. 72-85.
19. Бондяк О. Народное образование/ О. Бондяк. 2003. - С.65-70.
20. Бороздин А.О. Караоке на уроке: новые информационные технологии в общем музыкальном образовании / А.О. Бороздин // Музыка в школе. - 2006. - №5. - С. 69-72.
21. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных
технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / А.О. Бороздин // Музыка в школе. - 2006. - №1. - С. 27-31.
22. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука /
П.Я.Еальперин; под ред. А.И. Подольского. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.
23. Гимро А.Е. Развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования / А.Е. Еимро // Музыка в школе. -
2005. - №3. - С.56-57.
24. Еотсдинер А.Л. Музыкальная психология; Междунар. акад. пед. наук, Моек, гуманит. актер, лицей, 1993. - 190 с.
25. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения /
В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
26. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1996. - 544 с.
27. Есипов Б.П. Дидактика / Б.П. Есипов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -518 с.
28. Живакин П.Л. Синтезатор — это основной элемент общего музыкального образования в будущем / П.Л. Живакин // Музыка в школе. - 2005. -№1.-С.4-6.
29. Живакин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ /
П.Л. Живакин. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. - 624 с.
30. Жуков Е.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие / Е.Н. Жуков, под общ.ред. Е.П. Скамницкой. - М.: Еардарики, 2005. - 382 с.
31. Забихуллин Ф.З. Развитие познавательной активности учащихся в образовательном процессе: учебное пособие / Ф.З. Забихуллин. - Уфа: Изд-во БЕПУ, 2004. - 124 с.
32. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого
педагогического исследования: учеб, пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
33. Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб, пособие для студ. пед. вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
34. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. - М.: Владос , 2003 - 272 с.
35. Занков Л. В. Беседы с учителями: вопросы обучения в начальных классах / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1970. - 200 с.
36. Занков Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.:
Просвещение, 1968. - 176 с.
37. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: Мин. просвещения РСФСР, 1960. - 311 с.
38. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований / Л.В. Занков. -М.: Академия, 1962. - 148с.
39. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - Изд. 3-е, доп. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
40. Затямина Т.А. Информационные ресурсы Интернета / Т.А. Затямина. М.: «Глобус», 2008. -21с.
41. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб, пособие для высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия,
2003. - 188 с.
42. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования / И.Г. Захарова // Педагогика: научно- теоретический журнал. - 2002. - №1. - С.27-33.
43. Золина Т.Р. Основные информационные ресурсы Интернета / Т.Р. Золина. СПб: «Весь», 2007. - 127 с.
44. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д.Б. Кабалевский - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
45. Кларин М.В. Внедрение информационных технологий в образовании/ М.В. Кларин. М.: «Народное образование», 2008. - С.73
46. Концепция Федеральных образовательных стандартов: проект / Рос. акад. образов: под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.
47. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария/ И.М.Красильников. М.: «Глобус», 2008. - 496 с.
48. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. - Дубна: Феникс+, 2007. - 496 с.
49. Красин М.И. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе / М.И. Красин. СПб: «Коммерсант», 2008 . - С. 58-63
50. Латышев В.Л. Компьютерная технология обучения: учебное пособие / В.Л. Латышев. - М.: Изд-во МАИ, 1992. - 48 с.
51. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб, пособие для студ. высш пед. учеб, заведений] / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
52. Лернер ИЯ. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / И.Я. Лернер. - М. Педагогика, 1978. - 208 с.
53. Мазепус В.В. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатики / В.В. Мазепус, В.М. Цеханский // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. - Новосибирск, 1988. - С. 25-41
54. Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании / Л.П. Маслова. М.: «Курсив»2007. - 128 с.
55. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. М., 1972. - 208 с.
56. Медушевский В.В. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема / В.В. Медушевский, А.А. Подражанская // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. -
С. 23-31.
57. Мизин И.А. Интернет технологии в обучении музыке / И.А. Мизин. М.: «Наука», 2006. - 57 с.
58. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студента/Р.А. Низамов. Казань, 1975. - 301 с.
59. Орлова Е.В. Новые технологии в музыкальном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Е.В. Орлова. - М., 2008. - 108 с.
60. Осипова С.И. Познавательная активность как объект педагогического анализа/ С.И. Осипова, Н.С. Агишева. Журнал Еуманизация образования №2, 2016 . - С. 89
61. Половникова Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников/ Н.А. Половникова. Казань, 1976. - 101с.
62. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С.П.Полозов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 208 с.
63. Правоторова И.Б. Компьютер на уроке музыки / И.Б. Правоторова // Искусство, наука, техника: пути сопряжения. - Уфа,
1990. -С.219-220.
64. Рахимов А.З. Психо дидактика творчества: учебное пособие/
А.З. Рахимов. - Уфа: Изд-во БЕПИ, 2002. - 286 с.
65. Рахимов А.З. Приемы мышления в обучении: методическое пособие / А.З. Рахимов. - Уфа: Изд-во БЕПУ им. М.Акмуллы, 2009. - 250 с.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1/ С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
67. Садыкова Е.Е. Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся: дис. канд. пед. наук/ Е.Е. Садыкова. Казань, 2005. - 182 с.
68. Селевко П.К. Роль информационных технологий в образовании / П.К. Селевко. М.: «Просвещение», 2008. - 224 с.
69. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студ. нач. отделений и факультетов сред. пед. учебных заведений / Г.П. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 128 с.
70. Талызина К.З. Формирование познавательной деятельности младших школьников / К.З. Талызина. - М.: Просвещение. - 1985. - 198 с.
71. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф.Талызина. - М.: Изд-во Московского гос. университета, 1969. - 134 с.
72. Тарачева О. Компьютерные технологии на уроках музыки /
О. Тарачева//Искусство в школе. - 2007. - №6. - С. 43.
73. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред.
Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
74. Чернявская О.В. Журнал: Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и искусствоведение /
О.В. Чернявская// Вопросы теории и практики/Выпуск: № 8-2 (34) СПб.: «Питер», 2013. - 44с.
75. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
76. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
77. Шишкина Л.В. Значение информационных технологий в образовании / Л.В. Шишкина. М.: «Проспект», 2005. - 234 с.
78. Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики / Е.А. Шиянов. СПб.: «Весь», 2008. - С. 36
79. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб, пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Л.В. Школяр,
B. А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
80. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А.Г. Шмелев // Компьютеры и познание - М.: Наука, 1990. - 203 с.
81. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование, Школьные технологии, 2002. - 304 с.