Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Интеллект-карта как метод формирования учебнопознавательной компетенции обучающихся 6
1.1. Определение и история создания интеллект-карт. 6
1.2. Особенности создания интеллект-карт. 12
1.3. Алгоритм действий при построении интеллект-карт. 14
1.4. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку.. .17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. Интеллект-карты как способ изучения английского языка на
старшем этапе обучения 22
2.1. Использование интеллект-карт на уроках английского языка 22
2.2. Модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в
процессе изучения английского языка 28
2.3. Описание собственного опыта работы с интеллект-картами на
уроках английского языка 33
2.3.1. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания лексического материала 33
2.3.2. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания грамматического материала 36
2.4. Экспериментальное исследование эффективности применения
интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком на старшем этапе обучения 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Интеллект-карта как метод формирования учебнопознавательной компетенции обучающихся 6
1.1. Определение и история создания интеллект-карт. 6
1.2. Особенности создания интеллект-карт. 12
1.3. Алгоритм действий при построении интеллект-карт. 14
1.4. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку.. .17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. Интеллект-карты как способ изучения английского языка на
старшем этапе обучения 22
2.1. Использование интеллект-карт на уроках английского языка 22
2.2. Модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в
процессе изучения английского языка 28
2.3. Описание собственного опыта работы с интеллект-картами на
уроках английского языка 33
2.3.1. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания лексического материала 33
2.3.2. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания грамматического материала 36
2.4. Экспериментальное исследование эффективности применения
интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком на старшем этапе обучения 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мы живём в эру избытка информации. Насыщенные учебные программы, огромное количество литературы в библиотеках и в интернете, информационная избыточность в СМИ порой заставляют наш мозг «закипать» от информационного перенасыщения. В этой связи простое заучивание, пересказ текстов, привычная нам традиционная форма конспектирования утратили свою актуальность. Необходимо развивать нестандартные способы работы с информацией, учиться выделять главное и отсеивать второстепенное, уметь структурировать полученную информацию творчески, образно и сжато. В этом нам могут помочь интеллект-карты.
В современных научно-практических исследованиях особое внимание уделяется рассмотрению интеллект-карт как средства повышения эффективности в бизнесе, планировании, подготовке презентаций, написании статей, анализе проблемных ситуаций. Значительное количество научнопрактических работ посвящено изучению психологических аспектов применения интеллект-карт в обучении, в том числе - в изучении иностранного языка, преимущественно английского. В то же время, возникает необходимость разработки практического материала по данной теме, восполнении «пробелов» в исследовании проблемы применения интеллект-карт в изучении английского языка, проведении психолингвистических исследований с целью определения продуктивности использования метода построения интеллект-карт в работе с иноязычным материалом, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения».
Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Объектом нашего исследования выступают интеллект-карты.
Предметом исследования является применение интеллект-карт как средства усиления эффективности изучения английского языка.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей применения интеллект-карт и использование их в изучении английского языка на старшем этапе обучения.
Реализация цели исследования предполагает постановку следующих задач:
1. Определить понятие и описать структуру интеллект-карты;
2. Выявить особенности применения интеллект-карт в обучении;
3. Разработать и описать модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в процессе изучения английского языка;
4. Провести экспериментальное исследование эффективности применения интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком;
В процессе решения этих задач используются следующие методы исследования:
1. Аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;
2. Описательный - изложение специфики ментальных-карт в теоретической части работы;
3. Обобщение - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;
4. Наблюдение - анализ эффективности методических рекомендаций на практике.
Научная новизна проведённого нами исследования заключается в следующем:
1. В работе разработаны и описаны модели интеллект-карт, которые могут применяться в ходе изучения английского языка для повышения эффективности усвоения лексико-грамматического материала, владения различными видами речевой деятельности, совершенствования навыков обработки информации, развития универсальных умений.
2. Представлена методика создания англоязычной интеллект-карты.
3. Проведён эксперимент по выявлению продуктивности метода индивидуального и группового построения интеллект-карт, результаты которого подтверждает нашу гипотезу о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Материалы исследования: экспериментальное занятие проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 108» Советского района г. Казани, в 9 «Б» классе. Количество учащихся составляло 17 человек; период прохождения урока с 2 марта по 10 марта.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических основ применения ментальных карт в освоении иноязычных компетенций и в обучении в целом, при более глубоком изучении методики создании ментальных карт.
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов и результатов исследования в курсах методики преподавания и изучения иностранных языков, а также в спецкурсах педагогической психологии, психолингвистики и в бизнес-курсах. Результаты исследования имеют практическое значение как для специалистов в сфере методики преподавания иностранных языков, так и для всех желающих совершенствовать собственные навыки работы с иноязычным материалом, а также ознакомиться с творческими методами обработки информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, обосновывающего актуальность работы, проблему, его цели, задачи, теоретическую и практическую значимость; теоретической главы, включающей обзор литературы по теме исследования; практической главы с результатами научного исследования проблемы; списка использованной литературы и заключения, в котором приводятся основные выводы и результаты исследования.
В современных научно-практических исследованиях особое внимание уделяется рассмотрению интеллект-карт как средства повышения эффективности в бизнесе, планировании, подготовке презентаций, написании статей, анализе проблемных ситуаций. Значительное количество научнопрактических работ посвящено изучению психологических аспектов применения интеллект-карт в обучении, в том числе - в изучении иностранного языка, преимущественно английского. В то же время, возникает необходимость разработки практического материала по данной теме, восполнении «пробелов» в исследовании проблемы применения интеллект-карт в изучении английского языка, проведении психолингвистических исследований с целью определения продуктивности использования метода построения интеллект-карт в работе с иноязычным материалом, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения».
Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Объектом нашего исследования выступают интеллект-карты.
Предметом исследования является применение интеллект-карт как средства усиления эффективности изучения английского языка.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей применения интеллект-карт и использование их в изучении английского языка на старшем этапе обучения.
Реализация цели исследования предполагает постановку следующих задач:
1. Определить понятие и описать структуру интеллект-карты;
2. Выявить особенности применения интеллект-карт в обучении;
3. Разработать и описать модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в процессе изучения английского языка;
4. Провести экспериментальное исследование эффективности применения интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком;
В процессе решения этих задач используются следующие методы исследования:
1. Аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;
2. Описательный - изложение специфики ментальных-карт в теоретической части работы;
3. Обобщение - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;
4. Наблюдение - анализ эффективности методических рекомендаций на практике.
Научная новизна проведённого нами исследования заключается в следующем:
1. В работе разработаны и описаны модели интеллект-карт, которые могут применяться в ходе изучения английского языка для повышения эффективности усвоения лексико-грамматического материала, владения различными видами речевой деятельности, совершенствования навыков обработки информации, развития универсальных умений.
2. Представлена методика создания англоязычной интеллект-карты.
3. Проведён эксперимент по выявлению продуктивности метода индивидуального и группового построения интеллект-карт, результаты которого подтверждает нашу гипотезу о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Материалы исследования: экспериментальное занятие проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 108» Советского района г. Казани, в 9 «Б» классе. Количество учащихся составляло 17 человек; период прохождения урока с 2 марта по 10 марта.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических основ применения ментальных карт в освоении иноязычных компетенций и в обучении в целом, при более глубоком изучении методики создании ментальных карт.
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов и результатов исследования в курсах методики преподавания и изучения иностранных языков, а также в спецкурсах педагогической психологии, психолингвистики и в бизнес-курсах. Результаты исследования имеют практическое значение как для специалистов в сфере методики преподавания иностранных языков, так и для всех желающих совершенствовать собственные навыки работы с иноязычным материалом, а также ознакомиться с творческими методами обработки информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, обосновывающего актуальность работы, проблему, его цели, задачи, теоретическую и практическую значимость; теоретической главы, включающей обзор литературы по теме исследования; практической главы с результатами научного исследования проблемы; списка использованной литературы и заключения, в котором приводятся основные выводы и результаты исследования.
В данном исследовании, посвящённом проблеме применения ментальных карт с целью усиления эффективности усвоения иноязычного материала, определены преимущества данного метода графического отображения информации по отношению к традиционному линейному способу конспектирования. Они состоят в том, что ментальные карты позволяют быстро и образно фиксировать информацию в яркой и сжатой форме, выделять ключевые моменты, прослеживать взаимосвязи. Благодаря применению рисунков, символов, различных цветов и ключевых слов, время затрачиваемое на последующее вспоминание информации, значительно сокращается. При этом можно с лёгкостью разобраться в записанной информации. Применяя интеллект-карты в планировании, можно определить свои приоритеты и возможности, установить более чёткие сроки, к примеру, в планировании самоподготовки к контрольной работе или хорошего отдыха во время каникул.
Применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые студенты учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллекткарт способствует развитию личностных качеств студентов, заставляя их мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга, учитывая особенности инженерного мышления, так как оно представляет собой системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее.
В ходе исследования проведён эксперимент, подтверждающий гипотезу о том, что применение ментальных карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
В данной работе описаны разработанные нами модели ментальных карт, которые можно использовать в совершенствовании навыков владения английским языком и развития способностей к осуществлению универсальных учебных действий.
Так же, метод продуктивного применения интеллект-карт апробировалось нами на уроке английского языка. Учащиеся подготовили интеллект-карту текста для дальнейшего монологического высказывания по теме. Подбирая ключевые слова, обозначая понятия символами и рисунками, учащиеся быстрее усвоили новую информацию, расширили свой лексический и страноведческий запас. Этот метод позволяет обучить учащихся пересказу на английском языке, избегая заучивания текста наизусть.
По итогам эксперимента учащиеся прошли тест на знание лексики, задействованной в создании ментальных карт. Результаты показали хорошее усвоение учащимися лексического материала, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу об эффективности применения ментальных карт в изучении английского языка. Учащиеся были вовлечены в увлекательный творческий процесс, в ходе которого обнаружили, что многие из изученных лексических единиц обладают универсальностью и могут использоваться в процессе иноязычной коммуникации различной тематической направленности.
Полученные творческие продукты (ментальные карты) отражали индивидуальный ход мыслей каждого учащегося, степень сформированности его умений в реализации универсальных учебных действий.
Применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые студенты учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллекткарт способствует развитию личностных качеств студентов, заставляя их мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга, учитывая особенности инженерного мышления, так как оно представляет собой системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее.
В ходе исследования проведён эксперимент, подтверждающий гипотезу о том, что применение ментальных карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
В данной работе описаны разработанные нами модели ментальных карт, которые можно использовать в совершенствовании навыков владения английским языком и развития способностей к осуществлению универсальных учебных действий.
Так же, метод продуктивного применения интеллект-карт апробировалось нами на уроке английского языка. Учащиеся подготовили интеллект-карту текста для дальнейшего монологического высказывания по теме. Подбирая ключевые слова, обозначая понятия символами и рисунками, учащиеся быстрее усвоили новую информацию, расширили свой лексический и страноведческий запас. Этот метод позволяет обучить учащихся пересказу на английском языке, избегая заучивания текста наизусть.
По итогам эксперимента учащиеся прошли тест на знание лексики, задействованной в создании ментальных карт. Результаты показали хорошее усвоение учащимися лексического материала, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу об эффективности применения ментальных карт в изучении английского языка. Учащиеся были вовлечены в увлекательный творческий процесс, в ходе которого обнаружили, что многие из изученных лексических единиц обладают универсальностью и могут использоваться в процессе иноязычной коммуникации различной тематической направленности.
Полученные творческие продукты (ментальные карты) отражали индивидуальный ход мыслей каждого учащегося, степень сформированности его умений в реализации универсальных учебных действий.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИЗУАЛЬНЫХ ОПОР «МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие дискурсивной компетенции школьников посредством работы с англоязычными интернет -блогами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Реализация предметно-интегрированного подхода (C1.I1.) на примере изучения английского языка на уровне начального общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Англоязычный литературно-художественный дискурс как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся основной общеобразовательной школы (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Семейная ссора как лингвокультурный феномен в русской речевой практике
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



