Введение 3
ГЛАВА 1. Интеллект-карта как метод формирования учебнопознавательной компетенции обучающихся 6
1.1. Определение и история создания интеллект-карт. 6
1.2. Особенности создания интеллект-карт. 12
1.3. Алгоритм действий при построении интеллект-карт. 14
1.4. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку.. .17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. Интеллект-карты как способ изучения английского языка на
старшем этапе обучения 22
2.1. Использование интеллект-карт на уроках английского языка 22
2.2. Модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в
процессе изучения английского языка 28
2.3. Описание собственного опыта работы с интеллект-картами на
уроках английского языка 33
2.3.1. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания лексического материала 33
2.3.2. Уроки английского языка, организованные на основе метода
интеллект - карт для запоминания грамматического материала 36
2.4. Экспериментальное исследование эффективности применения
интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком на старшем этапе обучения 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мы живём в эру избытка информации. Насыщенные учебные программы, огромное количество литературы в библиотеках и в интернете, информационная избыточность в СМИ порой заставляют наш мозг «закипать» от информационного перенасыщения. В этой связи простое заучивание, пересказ текстов, привычная нам традиционная форма конспектирования утратили свою актуальность. Необходимо развивать нестандартные способы работы с информацией, учиться выделять главное и отсеивать второстепенное, уметь структурировать полученную информацию творчески, образно и сжато. В этом нам могут помочь интеллект-карты.
В современных научно-практических исследованиях особое внимание уделяется рассмотрению интеллект-карт как средства повышения эффективности в бизнесе, планировании, подготовке презентаций, написании статей, анализе проблемных ситуаций. Значительное количество научнопрактических работ посвящено изучению психологических аспектов применения интеллект-карт в обучении, в том числе - в изучении иностранного языка, преимущественно английского. В то же время, возникает необходимость разработки практического материала по данной теме, восполнении «пробелов» в исследовании проблемы применения интеллект-карт в изучении английского языка, проведении психолингвистических исследований с целью определения продуктивности использования метода построения интеллект-карт в работе с иноязычным материалом, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения».
Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Объектом нашего исследования выступают интеллект-карты.
Предметом исследования является применение интеллект-карт как средства усиления эффективности изучения английского языка.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей применения интеллект-карт и использование их в изучении английского языка на старшем этапе обучения.
Реализация цели исследования предполагает постановку следующих задач:
1. Определить понятие и описать структуру интеллект-карты;
2. Выявить особенности применения интеллект-карт в обучении;
3. Разработать и описать модели интеллект-карт по работе с иноязычным материалом в процессе изучения английского языка;
4. Провести экспериментальное исследование эффективности применения интеллект-карт в совершенствовании навыков владения английским языком;
В процессе решения этих задач используются следующие методы исследования:
1. Аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;
2. Описательный - изложение специфики ментальных-карт в теоретической части работы;
3. Обобщение - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;
4. Наблюдение - анализ эффективности методических рекомендаций на практике.
Научная новизна проведённого нами исследования заключается в следующем:
1. В работе разработаны и описаны модели интеллект-карт, которые могут применяться в ходе изучения английского языка для повышения эффективности усвоения лексико-грамматического материала, владения различными видами речевой деятельности, совершенствования навыков обработки информации, развития универсальных умений.
2. Представлена методика создания англоязычной интеллект-карты.
3. Проведён эксперимент по выявлению продуктивности метода индивидуального и группового построения интеллект-карт, результаты которого подтверждает нашу гипотезу о том, что применение интеллект-карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
Материалы исследования: экспериментальное занятие проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 108» Советского района г. Казани, в 9 «Б» классе. Количество учащихся составляло 17 человек; период прохождения урока с 2 марта по 10 марта.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических основ применения ментальных карт в освоении иноязычных компетенций и в обучении в целом, при более глубоком изучении методики создании ментальных карт.
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов и результатов исследования в курсах методики преподавания и изучения иностранных языков, а также в спецкурсах педагогической психологии, психолингвистики и в бизнес-курсах. Результаты исследования имеют практическое значение как для специалистов в сфере методики преподавания иностранных языков, так и для всех желающих совершенствовать собственные навыки работы с иноязычным материалом, а также ознакомиться с творческими методами обработки информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, обосновывающего актуальность работы, проблему, его цели, задачи, теоретическую и практическую значимость; теоретической главы, включающей обзор литературы по теме исследования; практической главы с результатами научного исследования проблемы; списка использованной литературы и заключения, в котором приводятся основные выводы и результаты исследования.
В данном исследовании, посвящённом проблеме применения ментальных карт с целью усиления эффективности усвоения иноязычного материала, определены преимущества данного метода графического отображения информации по отношению к традиционному линейному способу конспектирования. Они состоят в том, что ментальные карты позволяют быстро и образно фиксировать информацию в яркой и сжатой форме, выделять ключевые моменты, прослеживать взаимосвязи. Благодаря применению рисунков, символов, различных цветов и ключевых слов, время затрачиваемое на последующее вспоминание информации, значительно сокращается. При этом можно с лёгкостью разобраться в записанной информации. Применяя интеллект-карты в планировании, можно определить свои приоритеты и возможности, установить более чёткие сроки, к примеру, в планировании самоподготовки к контрольной работе или хорошего отдыха во время каникул.
Применяя интеллект-карты в процессе преподавания иностранного языка преподаватель создает мотивацию к овладению иностранным языком, организует проектную деятельность, которая может включать в себя индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Они могут служить основой для самостоятельной работы, выполняя которые студенты учатся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений. Развиваются творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, проявляются интуитивные способности, формируются умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, наряду с улучшением всех видов памяти и развитием интеллекта, пространственного мышления. Процесс составления интеллекткарт способствует развитию личностных качеств студентов, заставляя их мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга, учитывая особенности инженерного мышления, так как оно представляет собой системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них — видеть прошлое, настоящее и будущее.
В ходе исследования проведён эксперимент, подтверждающий гипотезу о том, что применение ментальных карт в работе с англоязычным материалом повышает эффективность и лёгкость его усвоения.
В данной работе описаны разработанные нами модели ментальных карт, которые можно использовать в совершенствовании навыков владения английским языком и развития способностей к осуществлению универсальных учебных действий.
Так же, метод продуктивного применения интеллект-карт апробировалось нами на уроке английского языка. Учащиеся подготовили интеллект-карту текста для дальнейшего монологического высказывания по теме. Подбирая ключевые слова, обозначая понятия символами и рисунками, учащиеся быстрее усвоили новую информацию, расширили свой лексический и страноведческий запас. Этот метод позволяет обучить учащихся пересказу на английском языке, избегая заучивания текста наизусть.
По итогам эксперимента учащиеся прошли тест на знание лексики, задействованной в создании ментальных карт. Результаты показали хорошее усвоение учащимися лексического материала, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу об эффективности применения ментальных карт в изучении английского языка. Учащиеся были вовлечены в увлекательный творческий процесс, в ходе которого обнаружили, что многие из изученных лексических единиц обладают универсальностью и могут использоваться в процессе иноязычной коммуникации различной тематической направленности.
Полученные творческие продукты (ментальные карты) отражали индивидуальный ход мыслей каждого учащегося, степень сформированности его умений в реализации универсальных учебных действий.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М. : ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 34-37.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008. - 151 с
4. Артемова Л. Ф. и др. Введение ФГОС основного общего
образования: Методические рекомендации для учителей иностранных
языков. / Л. Ф. Артемова, О. А. Болдырева, Н. Г. Корниенко, А. П. Мерненко. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012.
5. Балабанова, Л.М. Когнитивные модели и их использование в оптимизации процесса обучения [Текст] / Л.М. Балабанова, Н.Ф. Бобровникова // Вестник ХНУВД. - Харьков, 2009. - 26 с.
6. Биболетова М. З. Английский язык: учеб. для 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- Обнинск: Титул, 2012.- М.: Титул, 2012. - 240 с.: ил. -ISBN 978-5-358-01527-2
7. Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н. УМК по английскому языку: Enjoy English VII, - Обнинск: Титул, 2011
8. Бухбиндер, В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Бухбиндер, С.В.Калинина, и др. - М. : "Высшая школа",
1988. - 373 с.
9. Бруннер Е.Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе // Развитие международного сотрудничества в области образования в контексте Болонского процесса: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Ялта, 5-6 марта 2008 г.). - Ялта: РИО КГУ, 2008. - Вып. 19. - Ч. 1. - С. 50-53.
10. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 %. [Текст] / Т. Бьюзен. - М.: Росмэн-Пресс, 2007. - 96 с.
11. Бьюзен, Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен; пер. с англ. Т. И. Попова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2009. — 96 с.
12. Бьюзен, Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен. - Мн. : Поппури,
2003. - 304 с.
13. Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд ; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] - М: "Росмэн", 2007. - 326 с.
14. Василенко Т.В. Что такое Mind Maps и как их рисовать. - М.,
2008. - 117 с.
15. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. - С. 22.
16. Вишневская Е. Ю. Использование мыслительных карт на уроках английского языка // Открытый урок: фестиваль педагогических идей. М.: Первое сентября, б/г [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1september. rn/articles/512090
17. Воробьева В.М, начальник отдела доп. образования детей, Л. В.
Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, «Эффективное использование метода интеллекткарт на уроках»: Методическое пособие.- М.: ГБОУ«ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
18. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ [Текст] / Н.Д. Гальскова - М: "Аркти-Гласа", 2000. - 328 с.
19. Гез, Н.И Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, и др. - М. : "Высшая школа", 1982. - 373 с.
20. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1969. - 531 с.
21. Герцунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и пер-спективы. - М., 2004. -160 с.
22. Давиденко, Е. С. Использование информационных карт для подготовки студентов к иноязычному профессиональному общению / Е. С. Давиденко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 12 (672). - Серия «Педагогические науки». - 2013. - С. 124-132.
23. Дегтерева Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. - М.: ВПШ и АОН, 1963. - 250 с.
24. Дорохова Ю.Э. Музыка в преподавании иностранного языка как средство реализации коммуникативно-деятельностного подхода/ Ю.Э. Дорохова// Сборник научных статей по итогам международной научнопрактической конференции «Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур». - Белгород: Политерра, 2013. С. 166-174.
25. Иванов, П. П. Использование интеллект-карт в учебном процессе [Текст] / П. П. Иванов // Информатика и образование. - 2012. - № 2. - С. 68-71.
26. Игнатова, Е. Ментальные карты: что это и как они помогают при
подготовке к экзаменам? [Электронный ресурс]:
http: //www. stimul .biz/ru/lib/articles/exam/
27. Ильязова Л.М., Якушева Г.И. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №
1- 1.; - 320 с.
28. Клементьева, Т.Б. Времена английского глагола в картинках и играх: Книга для учащихся / Т.Б. Клементьева. - М.: Просвещение, 1996. - 223 с.
29. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008
30. Королёва Е.И. Применение Интеллект-карт в обучению
иностранному языку: ментальные карты и английский язык //
http: //uchimangliyskiy.ru/?p=3 3 3
31. Костюкевич, Е.Ф. Использование интеллект-карт на уроках для формирования правильного образа современной семьи [Электронный ресурс]: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn02-11/238-a
32. Кошелева, О. 5 вариантов использования Ментальных Карт,
которые понравятся детям [Электронный ресурс]: http://home-and-
work.com/?p=1117
33. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6.
34. Мамукина Г.И. Оптимизация методов обучения иностранным
языкам, как одна из актуальных проблем российского образования/ Г.И. Мамукина//Современное языковое образование: инновации, проблемы,
решения. Сборник научных трудов.- М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова,2014. - С.
35. Мюллер, Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей М.: Омега-Л, 2007.128 с.
36. Мамонтова М. Ю. Развитие квалиметрической компетентности педагогических работников в условиях реформирования общероссийской системы оценки качества образования: содержательный аспект // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 96-101.
37. Меркиш Н.Е. Иноязычные массмедиа и особенности их использования в процессе обучения иностранному языку / Н.Е.Меркиш // Иностранные языки в школе. - 2016. - №1. - С. 2-8.
38. Нежведилова Л. А. Лексико-тематическая карта как средство развития навыков и умения владения лексическим материалом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. С. 123-127.
39. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287
40. Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. - М.: Вильямс, 2007. - 143 c
41. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование, № 12 - 2002, С.2-6.
42. Соловова, Е.Н. Методика обучения ИЯ [Текст]: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
43. Сиббет, Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Дэвид Сиббет. - Москва: ИЛ,2014. - 280 с.
44. Табунова К. А. Использование интеллект-карт в обучении. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://shools geograf.at.ua/ publ/metodicheskaja_ kopilka/ispolzovanie_intellekt _kart_v_obuchenii/2-1-0-368
45. Турковская Н.В. О реализации нетрадиционных форм занятий в вузе [Текст] // Профессионал года 2017: Сборник статей III Междунар. науч.- практ. конкурса / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2017. - С. 80-84.
46. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка [Текст]: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. - М.: Высшее образование, 2008. - 158 с.
47. Цыганова, О.Н. Карта памяти как метод формирования информационной, коммуникативной и языковой компетентности / О.Н. Цыганова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //tsyganova.74325s017.edusite.ru/p23aa1. html
48. Шамов, А.Н. Познавательная деятельность школьников и формирование лексических навыков разных видов речевой деятельности [Текст] / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2011. - N 9. - С. 10-17.
49. Шареев, И. Г. Интеллект-карты [Текст] / И. Г. Шареев // Физика : метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2011. - N 16. - С. 12-13.
50. Ширяева Н.В. Роль психолингвистики в совершенствовании учебного процесса (Основные понятия психолингвистики)/ Н.В. Ширяева// Сборник тезисов межвузовской научно-методической конференции «Традиционные и новые концепции, методы и приемы обучения иностранным языкам»- М.: МГИМО - Университет, 2000. - С.34-35.