Содержание 1
Введение 3
Глава I. КОРРУПЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 7
§ 1 Коррупция как негативное социально-правовое явление и меры противодействия ей в отечественном уголовном законодательстве 7
§ 2. Понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве 15
§ 3. Международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции 22
§ 4. Должностная коррупция и коррупция в частном секторе 28
§ 5. Определение коррупции в отечественной доктрине уголовного права 33
Глава II. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ 40
§ 1. Коррупция и коррупционная преступность: их связь и соотношение 40
§ 2. Понятие и виды коррупционных преступлений 45
§ 3. Меры противодействия коррупции и коррупционной преступности 60
§ 4. Практика противодействия коррупции и коррупционным преступлениям 68
Заключение 80
Список использованной литературы 86
Международная организация «Г руппа государств по борьбе с коррупцией» (ГРЕКО), к которой Российская Федерация присоединилась в 2007 году, опубликовала четвертый оценочный отчет о ситуации в России.
Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году — 6 человек, в 2014 году — 7, в 2013 году — 8). По данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году — 3, в 2013 году —2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году — в отношении одного, соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 — за коррупцию, обвинительные приговоры вынесены в отношении 18 лиц (в 2014 году — 16, а в 2013 году — 8).
В 2016 г. согласно Индексу восприятия коррупции, который каждый год составляет международная организация Transparency International, Россия заняла 131-е из 176 мест. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а падение ее позиции в рейтинге с 119-го до 131-го места обусловлено тем, что в 2016 году в нем учитывалось большее количество стран.
Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре , а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД — в сентябре .
В современных условиях коррупция в системе государственной службы Российской Федерации стала основным препятствием политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главным барьером на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость. В антикоррупционном Докладе Общественной палаты Российской Федерации (2013) было сказано: «Коррупция остается в настоящее время одной из ключевых проблем нашего общества. Она негативным образом воздействует на качество государственного управления, отравляет отношения, разрушает взаимное доверие власти и граждан и ведет к дезинтеграции и деградации социальных структур».
Актуальность исследования данной работы заключается в проблеме борьбы с коррупцией на международном, государственном и муниципальном уровне. Актуальность темы настоящего исследования также заключается в том, что коррупция и проявляющаяся в коррупционной деятельности преступность представляет собой повышенную общественную опасность, тесно связана с организованной и экономической преступностью, затрагивает общество и экономику всех стран и нередко служит одной из основных причин социальных революций. Коррупция превратилась в транснациональное явление, которое в условиях глобализации рыночных отношений стало международным системным явлением, борьба с которым может быть сколько-нибудь успешной только благодаря усилиям всего международного сообщества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением мер международного, национального (российского) уголовного и иного противодействия коррупции и коррупционной преступности, применением этих мер, способствующих успешному функционированию государства и общества, укреплению взаимодействия государства и граждан в этой сфере борьбы с преступностью.
Предметом исследования являются международные нормативно- правовые акты конституции СССР, Федеральный закон от 25 декабря 2008г., уголовное законодательство РФ и некоторые другие нормативно-правовые акты, являющиеся правовой основой противодействия коррупции, научные труды, посвященные указанной проблеме.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о проблеме коррупции в ее социальном и историческом аспекте, специфике российских условий, благоприятствующих коррупции и, наконец, комплексе мер, учитывающих необходимость антикоррупционной деятельности во всех сферах общественной жизни, формулирование предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть коррупцию как негативное социально-правовое явление; дать понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве;
изучить международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции;
исследовать должностную коррупцию и коррупцию в частном секторе; провести анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права;
выявить связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности;
дать определение коррупционного преступления;
рассмотреть виды коррупционных преступлений;
изучить меры и практику противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе дается понятие и социально-правовая характеристика коррупции, рассматриваются ее виды. В отдельных параграфах рассмотрены коррупция как негативное социально-правовое явление, понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве, международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции, изучены должностная коррупция и коррупция в частном секторе, проведен анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права.
Вторая глава посвящена коррупционной преступности и мерам противодействия коррупционным преступлениям. В отдельных параграфах рассмотрены связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности, определение коррупционного преступления, виды коррупционных преступлений, большое внимание уделено мерам и практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Правовую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации, посвященные антикоррупционной деятельности.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких авторов, как Л.А. Андреева, Р.В. Вчерашний, А.С. Кокин, С.А. Порошин, Т.И. Шукайло и других ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, анализируются материалы практики Верховного Суда РФ и Набережночелнинского городского суда РТ.
Целью нашей работы являлось формировании комплексного представления о проблеме коррупции в ее социальном и историческом аспекте, специфике российских условий, благоприятствующих коррупции комплексе мер, учитывающих необходимость антикоррупционной деятельности во всех сферах общественной жизни.
Коррупция трактуется как подкупность и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.
Понятие «коррупция» охватывает довольно широкий спектр различных противоправных действий, осуществляемых должностными лицами с использованием своего служебного положения в корыстных целях.
В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти. Государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных корыстных целях. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.
Согласно российскому законодательству коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К основным юридическим признакам коррупции относятся: обязательный объект коррупционного посягательства - интересы службы; использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий); только умышленная вина; два специальных мотива - корыстный мотив или иная личная заинтересованность при обязательном наличии корыстной цели.
Анализ международного законодательства в сфере противодействия коррупции выявил большое количество нормативных актов, посвященных данному вопросу. Такое многообразие объясняется тем, что современная коррупция представляет собой международное явление. Ее проявления, даже на национальном уровне, оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. Глобальное измерение коррупции обуславливает выделение новых ее разновидностей - коррупции транснациональной и международной, имеющих исключительную опасность.
На коррупцию в значительной степени опирается транснациональная организованная преступность, как часть которой, в свою очередь, должна рассматриваться транснациональная коррупция.
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией следует определить как систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую,информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.
Коррупция - явление, характерное не только для государственно-управленческого сектора, но и для частного. Борьба с коррупцией в частном секторе осложняется недостаточным нормативным регулированием данной области общественных отношений, а также отсутствием у организаций заинтересованности в содействии выявлению и расследованию коррупционных преступлений. Предпочтение отдается применению своих, более мягких, санкционных мер.
Изучение доктринальных источников показало, что в авторских позициях по вопросу отнесения коррупции к правовым явлениям единства нет. Коррупция не может всегда проявляться одинаково, иметь одинаковые причины возникновения и одинаковые последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства. Разнообразны и формы коррупции: начиная от взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, и заканчивая сложными и завуалированными махинациями по продаже должностей и званий, подкупу должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов и т. д. Наиболее типичными проявлениями коррупции являются: подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм.
Коррупция и коррупционная преступность соотносятся между собой как целое и ее часть. Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах. Для ее предупреждения необходимо нейтрализовать такие причины и условия коррупционной преступности, как низкое качество принятых антикоррупционных законов, сращивание бизнеса и государственной власти, большая численность аппарата государственных служащих, бюрократизм, недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов.
В широком понимании коррупционным преступлением признается любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, но в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами за которое предусмотрена уголовная ответственность.
По нашему убеждению, понятием коррупционного преступления, не следует охватывать весь круг деяний, относящихся к должностным преступлениям.
Представляется целесообразным выделить коррупционные преступления в самостоятельную категорию по специальному признаку - коррупционной сделке. Коррупционная сделка - это соглашение между физическим лицом (корруптером), представляющим должностному лицу (коррупционеру) по собственной инициативе или в ответ на требования должностного лица определенные блага в целях разового или предполагаемого на перспективу использования должностных полномочий вопреки интересам службы в совместных корыстных интересах. Такой подход позволит, в частности, изменить не просто критерии оценки коррупционного преступления как статистической единицы, но, главным образом, отразить в деянии его ключевой признак - коррупционную сделку.
Именно такого рода криминальная сделка лежит в основе коррупционных сетей. Например, в документах Комитета противодействия коррупции Краснодарского края, от единичных сделок коррупционеры переходят к скоординированным действиям, объединяясь в сообщества, образующие коррупционные сети, которые, в свою очередь, «являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок».
Классифицировать составы коррупционных преступлений можно в зависимости от условий признания преступлений коррупционными. По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений: во-первых, безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 291.1, 291.2, 292 УК РФ); во-вторых, преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ); в-третьих, преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ); в-четвертых, преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).
Проблема коррупции не столько криминологическая и уголовно-правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, психологические, нравственные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло того же уровня, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь о значительном сужении масштабов явления, введении его в цивилизованные рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях - от рядового работника жилищной конторы и полицейского до высших должностей государственной власти.
В практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям важная роль отводится профилактическим мерам. Действенными мерами превентивного характера могут стать: проведение коллективных бесед со служащими государственных органов, проведение индивидуальных бесед с лицами, склонными к нарушению закона, а также публикация материалов профилактической направленности в средствах массовой информации. В целях выявления сотрудников, не соответствующих задачам государственной деятельности и этическим стандартам, должна проводиться их внеочередная аттестация.
Повышение результативности профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности во многом зависит от реализации комплекса средств оперативно-розыскной и следственной профилактики. В свою очередь, обстоятельная разработка и реализация всех профилактических мероприятий следователем и оперативным сотрудником - это обязательный элемент раскрытия и расследования уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершаемых в органах государственной власти.
1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ: [в ред. от 28.12.2017 г.] // Рос. газета. - 2008 г. - 30 декабря.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [в ред. От 31.12.2017 г.] // Рос. Газета. - 2013. - 12 апреля.
3. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федер. закон от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ: [в ред. от 03.11.2015 г.] // Рос. газета. - 2012. - 5 декабря.
4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ: [в ред. от 21.10.2013 г.] // Рос. Газета. - 2009. - 22 июля.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму": федер. закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ: [в ред. от 06.07.2016 г.] // Рос. газета. - 2006. - 29 июля.
6. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федер. закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ // Рос. газета. - 2006. - 28 июля.
7. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федер. закон от 08 марта 2006 г. N 40-ФЗ // Рос. газета. - 2006. - 21 марта.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ: [в ред. от 28.12.2017 г.] // Рос. газета. - 2004/ - 31 июля.
9. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08 декабря 2003 г. N 162-ФЗ: [в ред. от 07.12.2011 г.] // Рос. газета. - 2003. - 16 декабря.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ: [в ред. от 19.02.2018 г.] // Рос. газета. - 2001. - 22 декабря.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации - М., 1996. [в ред. от
19.02.2018 г.]
12. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [в ред. от 29.07.2017 г.] // Рос. газета. - 1995. - 25 ноября.
13. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01 апреля 2016 г. N 147 // Рос. газета. - 2016. - 13 апреля.
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - N 1 (часть II). - Ст. 212.
15. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 [в ред. от 13.03.2012 г.] // Рос. газета. - 2010. - 15 апреля.
16. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 [в ред. от 16.07.2009 г.] // Рос. газета. - 2002. - 15 августа.
17. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 [в ред. от
28.04.2016 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http:// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
24.07.2015 / (дата обращения 10.02.2018).
18. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 [в ред. от 09.01.2017 г.] // Рос. газета. - 2014/ - 14 февраля.
19. О Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) и Благодарности Правительства Республики Саха (Якутия): Постановление Правительства РС(Я) от 05 марта2011 г. N 92 //Якутские ведомости. - 16.03.2011. - N 15.
Международные нормативные акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N26. - Ст. 2780
2. Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике": принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22- 15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. -
2004. -N33.-С. 225-260.
3. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: заключена в г. Страсбурге 04 ноября 1999 г. // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
4. Модельный закон о борьбе с коррупцией: принят в г. Санкт-Петербурге 03 апреля 1999 г. Постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 1999. - N 21. - С. 70 - 84.
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию: заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 20. - Ст. 2394.
6. Модельный закон о противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем: принят в г. Санкт-Петербурге 08 декабря 1998 г. Постановлением 12-8 на 12-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Гарант».
7. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе с преступностью: международное
соглашение от 25 ноября 1998 г. // Рос. Газета. - 1999. - 3 апреля.
8. Борьба с коррупцией: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Гарант».
III. Специальная литература
1. Аванесян В.В. Уголовно-правовые средства борьбы с бытовой коррупцией // Общество и право. - 2015. - № 1 (51) - С. 79-84.
2. Андреева Л.А. Коррупция: основные тенденции противодействия:
монография / Л. А. Андреева // Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2015. — 196 с.
3. Будатаров С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Право. - 2012. - С. 106-110
4. Букалерова Л.А., Копылов М.Н. К вопросу о понятии «Коррупционные преступления» // Общество и право. - 2012, №1. - С. 105-109.
5. Буркина О.А., Устинов А.А. Конфискация имущества как мера противодействия коррупции // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015. - № 2 (28) - С. 119-124.
6. В этом году в Якутии награды в виде золотых часов потянут почти на 15 млн рублей - Новости Якутии [Электронный ресурс]// а (дата а 10.02.2018).
7. Вчерашний Р.В. О некоторых вопросах применения федерального закона от 25. 12. 2008 г. № 273-ФЗ «о противодействии коррупции» // Концепт. - 2014. -№S31 - С. 21-25.
8. Глава Минэкономразвития Улюкаев задержан с поличным за взятку -
РИА Новости [Электронный ресурс] // URL:
https://ria.ru/incidents/20161115/1481367907.litml (дата обращения 26.04.2018).
9. Голубовский В.Ю., Синюкова Т. Н. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Политическая лингвистика. - 2015. - № 2 - С. 240-246.
10. Гомонов Н.Д. Коррупция как криминологический феномен // Конференция: Взаимоотношения государственной бюрократии и бизнеса: задачи минимизации коррупциогенных рисков. - 2013. - № 10 - С. 114-121.
11. Григорьев В.А., Юлин Б.А. Коррупция в налоговой сфере: учебное пособие // М.: Юрист. - 2002. - С. 112.
12. Григорьева Е.О., Петренко Н.И. История российской коррупции // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 1 (12). - С. 157-158.
13. Далгатова А.О. К вопросу о противодействии корпоративной коррупции // Юристъ - Правоведъ. - 2015. - № 1 (68) - С. 57-59.
14. Жадан В. Н. О коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 345-351.
15. Заикин Н.Н. Роль конкуренции и коррупции в модели экономического роста // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. -2014. - № 1 - С. 14-21.
16. Замначальника антикоррупционного главка МВД задержали по делу о взятке - РИА Новости [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/incidents/20160909/1476568538.litml (дата обращения 26.04.2018).
17. Иванова А.А. Стратегия противодействия коррупции - Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 4 (32) - С. 34-41.
18. Индекс восприятия коррупции-2016: положение России не изменилось - Трансперенси Интернешнл [Электронный ресурс] // URL: https://transparency.org.ni/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks- vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html (дата обращения
26.04.2018) .
19. Илий С.К. Анализ основных тенденций коррупционной преступности в России // Всероссийский криминологический журнал - 2016, № 3. С. 531-543.
20. Кабанов П.А. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. -2014. - № 3 (31) - С. 178-185.
21. Кокин А.С., Ясенев О.В., Ясенев В.И. Теневая экономика в мировом экономическом пространстве // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2014. - № 1-1 (1) - С. 333-337.
22. Коллекция словарей и энциклопедий [Электронный ресурс] // URL: http s: //gufo. me/di ct/1 aw/ корру п ц и я (дата обращения 10.02.2018).
23. Коновалов В.А. Понятие и сущность административно-правового противодействия коррупции в системе публичной службы в Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (53) - С. 333-335.
24. Кочесокова З.Х. Актуальные Вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. - 2014. - № 1 - С. 135-138.
25. Кочесокова З.Х. Исторические аспекты возникновения и развития коррупции в России // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 3 - С. 28-30.
26. Кривенда Е.А. Проблема коррупции в современной России // Территория науки. - 2015. - № 2 - С. 188-191.
27. Кудашкин, А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: науч.-практ. пособие / А. В. Кудашкин // Москва: Норма: Инфра-М, 2012. - С. 54.
28. Лавренко А.В., СморгуноваВ.Ю. Искоренение коррупции как системная задача современной России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - № 2 (33) - С. 45-50.
29. Латов Ю.В. Коррупция в системе угроз национальной безопасности России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33) - С. 46-53.
30. Литвяк Л.Г., Плыгунов К.А., Катасонов А.В. Коррупция в России: история и современность" Историческая и социально-образовательная мысль. -
2015. - №4 -С. 35-39.
31. Лопашенко И.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональные аспекты): монография / И.
А. Лопашенко [и др.] // М. : Юрлитинформ, 2011. - С. 73.
32. Ляхова Я.Ю. Коррупция как результат отчуждения // Вестник Северного
(Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2014. - № 2 - С. 32-36.
33. Магомедов К.О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3 - С. 201-212.
34. Мамитова Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Право и современные государства. - 2015. -№ 2 - С. 88-92.
35. Некрасова Т.А. Коррупционная преступность в коммерческих организациях как объект криминологического исследования // Мониторинг правоприменения. -2014. - № 1 - С. 44-47.
36. Переговоры между компаниями "ФТК" и "Сильвинит" по вопросу купли- продажи Ловозерской ГОК (Мурманская обл.) зашли в тупик [Электронный ресурс] // URL: https://www.finam.ru/investments/newsma0000101F9F/7fHl (дата обращения 26.04.2018).
37. Поплавский М.А. Коррупция как социальное явление // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. -
2016. -№ 1 - С. 45-47.
38. Порошин С.А. Коррупция в системе госзакупок: проблемы и пути выхода [Электронный ресурс] // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. - 27.06.2013. - №2 (23). - URL: http://vestnik.uapa.ni/ni/issue/2013/02/6/ (дата обращения 10.02.2018).
39. Правительство начинает спасение моногородов - ВЕДОМОСТИ
[Электронный ресурс] // URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2009/12/23/pravitelstvo-nachinaet- spasenie-monogorodov (дата обращения 26.04.2018).
40. Путин: общество должно быть нетерпимо к коррупции - ВЕСТИ [Электронный ресурс] // URL: http://www.vesti.m/doc.html?id=l 148330 (дата обращения 26.04.2018).
41. Пьянзин Д. Н. Причины возникновения коррупции: историко-правовой аспект // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 12-15.
42. Румянцева Е.Е. Дискуссии о коррупции: каковы итоги? //
Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 107 - С. 672-698.
43. Русецкий А.Е. Если расходы больше доходов // Прокурор. - 2016,- № 2 - С. 60-64.
44. Русецкий А.Е. СМИ как средство противодействия коррупции // Прокурор. - 2016. - N 1 - С. 53 - 56.
45. Савченков А.В. Детерминанты коррупции в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена. -2014. -№ 170-С. 90-94.
46. Сивцов С.А. Понятие пенитенциарной коррупции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (82) - С. 193-197.
47. Сидоров Б.В., Киршин В.Е. Коррупция и противодействие коррупции:
законодательное определение, критический анализ и вопросы
совершенствования антикоррупционного законодательства. - Казань, 2008. -с. 1-98.
48. Сидоров Б.В., Комиссаров А.Е. Правильное определение моральной и
социально-правовой природы коррупции, её признаков и форм отражения в действительности - основная юридическая предпосылка успешной
антикоррупционной деятельности // Вестник экономики, права и социологии. - 2018: №2 - с. 123-128; №3 - с. 212-221.
49. Совет Европы оценил коррупцию в России - Коммерсантъ [Электронный
ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/3580677 (дата обращения
26.04.2018) .
50. Сологуб В.А., Хашева И.А. Роль гражданского общества в реализации государственной политики противодействия коррупции // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 1 - С. 68-75.
51. Тавокин Е.П., Широкова О.В., ТТТитттова Ж.А. Коррупция в системе государственной службы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 1 (119) - С. 70-86.
52. Тихонов А.К. Становление законодательства о коррупции // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - № 3 (42) - С. 87-92.
53. Царев Е.В., Степанова М.А. Социологические параметры коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2015. - № 2 (30) - С. 110-114.
54. Шукайло Т.И. Диагностика коррупции // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 3 - С. 186-192.
55. Эбзеева З.А. Коррупция: проблема противодействия. // Коллоквиум. -
2011. - С. 74-75.