Коррупция и коррупционная преступность. Понятия и виды
|
Содержание 1
Введение 3
Глава I. КОРРУПЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 7
§ 1 Коррупция как негативное социально-правовое явление и меры противодействия ей в отечественном уголовном законодательстве 7
§ 2. Понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве 15
§ 3. Международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции 22
§ 4. Должностная коррупция и коррупция в частном секторе 28
§ 5. Определение коррупции в отечественной доктрине уголовного права 33
Глава II. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ 40
§ 1. Коррупция и коррупционная преступность: их связь и соотношение 40
§ 2. Понятие и виды коррупционных преступлений 45
§ 3. Меры противодействия коррупции и коррупционной преступности 60
§ 4. Практика противодействия коррупции и коррупционным преступлениям 68
Заключение 80
Список использованной литературы 86
Введение 3
Глава I. КОРРУПЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 7
§ 1 Коррупция как негативное социально-правовое явление и меры противодействия ей в отечественном уголовном законодательстве 7
§ 2. Понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве 15
§ 3. Международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции 22
§ 4. Должностная коррупция и коррупция в частном секторе 28
§ 5. Определение коррупции в отечественной доктрине уголовного права 33
Глава II. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ 40
§ 1. Коррупция и коррупционная преступность: их связь и соотношение 40
§ 2. Понятие и виды коррупционных преступлений 45
§ 3. Меры противодействия коррупции и коррупционной преступности 60
§ 4. Практика противодействия коррупции и коррупционным преступлениям 68
Заключение 80
Список использованной литературы 86
Международная организация «Г руппа государств по борьбе с коррупцией» (ГРЕКО), к которой Российская Федерация присоединилась в 2007 году, опубликовала четвертый оценочный отчет о ситуации в России.
Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году — 6 человек, в 2014 году — 7, в 2013 году — 8). По данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году — 3, в 2013 году —2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году — в отношении одного, соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 — за коррупцию, обвинительные приговоры вынесены в отношении 18 лиц (в 2014 году — 16, а в 2013 году — 8).
В 2016 г. согласно Индексу восприятия коррупции, который каждый год составляет международная организация Transparency International, Россия заняла 131-е из 176 мест. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а падение ее позиции в рейтинге с 119-го до 131-го места обусловлено тем, что в 2016 году в нем учитывалось большее количество стран.
Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре , а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД — в сентябре .
В современных условиях коррупция в системе государственной службы Российской Федерации стала основным препятствием политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главным барьером на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость. В антикоррупционном Докладе Общественной палаты Российской Федерации (2013) было сказано: «Коррупция остается в настоящее время одной из ключевых проблем нашего общества. Она негативным образом воздействует на качество государственного управления, отравляет отношения, разрушает взаимное доверие власти и граждан и ведет к дезинтеграции и деградации социальных структур».
Актуальность исследования данной работы заключается в проблеме борьбы с коррупцией на международном, государственном и муниципальном уровне. Актуальность темы настоящего исследования также заключается в том, что коррупция и проявляющаяся в коррупционной деятельности преступность представляет собой повышенную общественную опасность, тесно связана с организованной и экономической преступностью, затрагивает общество и экономику всех стран и нередко служит одной из основных причин социальных революций. Коррупция превратилась в транснациональное явление, которое в условиях глобализации рыночных отношений стало международным системным явлением, борьба с которым может быть сколько-нибудь успешной только благодаря усилиям всего международного сообщества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением мер международного, национального (российского) уголовного и иного противодействия коррупции и коррупционной преступности, применением этих мер, способствующих успешному функционированию государства и общества, укреплению взаимодействия государства и граждан в этой сфере борьбы с преступностью.
Предметом исследования являются международные нормативно- правовые акты конституции СССР, Федеральный закон от 25 декабря 2008г., уголовное законодательство РФ и некоторые другие нормативно-правовые акты, являющиеся правовой основой противодействия коррупции, научные труды, посвященные указанной проблеме.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о проблеме коррупции в ее социальном и историческом аспекте, специфике российских условий, благоприятствующих коррупции и, наконец, комплексе мер, учитывающих необходимость антикоррупционной деятельности во всех сферах общественной жизни, формулирование предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть коррупцию как негативное социально-правовое явление; дать понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве;
изучить международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции;
исследовать должностную коррупцию и коррупцию в частном секторе; провести анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права;
выявить связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности;
дать определение коррупционного преступления;
рассмотреть виды коррупционных преступлений;
изучить меры и практику противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе дается понятие и социально-правовая характеристика коррупции, рассматриваются ее виды. В отдельных параграфах рассмотрены коррупция как негативное социально-правовое явление, понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве, международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции, изучены должностная коррупция и коррупция в частном секторе, проведен анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права.
Вторая глава посвящена коррупционной преступности и мерам противодействия коррупционным преступлениям. В отдельных параграфах рассмотрены связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности, определение коррупционного преступления, виды коррупционных преступлений, большое внимание уделено мерам и практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Правовую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации, посвященные антикоррупционной деятельности.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких авторов, как Л.А. Андреева, Р.В. Вчерашний, А.С. Кокин, С.А. Порошин, Т.И. Шукайло и других ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, анализируются материалы практики Верховного Суда РФ и Набережночелнинского городского суда РТ.
Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году — 6 человек, в 2014 году — 7, в 2013 году — 8). По данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году — 3, в 2013 году —2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году — в отношении одного, соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 — за коррупцию, обвинительные приговоры вынесены в отношении 18 лиц (в 2014 году — 16, а в 2013 году — 8).
В 2016 г. согласно Индексу восприятия коррупции, который каждый год составляет международная организация Transparency International, Россия заняла 131-е из 176 мест. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а падение ее позиции в рейтинге с 119-го до 131-го места обусловлено тем, что в 2016 году в нем учитывалось большее количество стран.
Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре , а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД — в сентябре .
В современных условиях коррупция в системе государственной службы Российской Федерации стала основным препятствием политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главным барьером на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость. В антикоррупционном Докладе Общественной палаты Российской Федерации (2013) было сказано: «Коррупция остается в настоящее время одной из ключевых проблем нашего общества. Она негативным образом воздействует на качество государственного управления, отравляет отношения, разрушает взаимное доверие власти и граждан и ведет к дезинтеграции и деградации социальных структур».
Актуальность исследования данной работы заключается в проблеме борьбы с коррупцией на международном, государственном и муниципальном уровне. Актуальность темы настоящего исследования также заключается в том, что коррупция и проявляющаяся в коррупционной деятельности преступность представляет собой повышенную общественную опасность, тесно связана с организованной и экономической преступностью, затрагивает общество и экономику всех стран и нередко служит одной из основных причин социальных революций. Коррупция превратилась в транснациональное явление, которое в условиях глобализации рыночных отношений стало международным системным явлением, борьба с которым может быть сколько-нибудь успешной только благодаря усилиям всего международного сообщества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением мер международного, национального (российского) уголовного и иного противодействия коррупции и коррупционной преступности, применением этих мер, способствующих успешному функционированию государства и общества, укреплению взаимодействия государства и граждан в этой сфере борьбы с преступностью.
Предметом исследования являются международные нормативно- правовые акты конституции СССР, Федеральный закон от 25 декабря 2008г., уголовное законодательство РФ и некоторые другие нормативно-правовые акты, являющиеся правовой основой противодействия коррупции, научные труды, посвященные указанной проблеме.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о проблеме коррупции в ее социальном и историческом аспекте, специфике российских условий, благоприятствующих коррупции и, наконец, комплексе мер, учитывающих необходимость антикоррупционной деятельности во всех сферах общественной жизни, формулирование предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть коррупцию как негативное социально-правовое явление; дать понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве;
изучить международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции;
исследовать должностную коррупцию и коррупцию в частном секторе; провести анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права;
выявить связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности;
дать определение коррупционного преступления;
рассмотреть виды коррупционных преступлений;
изучить меры и практику противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе дается понятие и социально-правовая характеристика коррупции, рассматриваются ее виды. В отдельных параграфах рассмотрены коррупция как негативное социально-правовое явление, понятие и признаки коррупции в российском федеральном антикоррупционном законодательстве, международные нормативные правовые акты о противодействии коррупции, изучены должностная коррупция и коррупция в частном секторе, проведен анализ определения коррупции в отечественной доктрине уголовного права.
Вторая глава посвящена коррупционной преступности и мерам противодействия коррупционным преступлениям. В отдельных параграфах рассмотрены связь и соотношение коррупции и коррупционной преступности, определение коррупционного преступления, виды коррупционных преступлений, большое внимание уделено мерам и практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Правовую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации, посвященные антикоррупционной деятельности.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких авторов, как Л.А. Андреева, Р.В. Вчерашний, А.С. Кокин, С.А. Порошин, Т.И. Шукайло и других ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, анализируются материалы практики Верховного Суда РФ и Набережночелнинского городского суда РТ.
Целью нашей работы являлось формировании комплексного представления о проблеме коррупции в ее социальном и историческом аспекте, специфике российских условий, благоприятствующих коррупции комплексе мер, учитывающих необходимость антикоррупционной деятельности во всех сферах общественной жизни.
Коррупция трактуется как подкупность и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.
Понятие «коррупция» охватывает довольно широкий спектр различных противоправных действий, осуществляемых должностными лицами с использованием своего служебного положения в корыстных целях.
В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти. Государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных корыстных целях. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.
Согласно российскому законодательству коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К основным юридическим признакам коррупции относятся: обязательный объект коррупционного посягательства - интересы службы; использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий); только умышленная вина; два специальных мотива - корыстный мотив или иная личная заинтересованность при обязательном наличии корыстной цели.
Анализ международного законодательства в сфере противодействия коррупции выявил большое количество нормативных актов, посвященных данному вопросу. Такое многообразие объясняется тем, что современная коррупция представляет собой международное явление. Ее проявления, даже на национальном уровне, оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. Глобальное измерение коррупции обуславливает выделение новых ее разновидностей - коррупции транснациональной и международной, имеющих исключительную опасность.
На коррупцию в значительной степени опирается транснациональная организованная преступность, как часть которой, в свою очередь, должна рассматриваться транснациональная коррупция.
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией следует определить как систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую,информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.
Коррупция - явление, характерное не только для государственно-управленческого сектора, но и для частного. Борьба с коррупцией в частном секторе осложняется недостаточным нормативным регулированием данной области общественных отношений, а также отсутствием у организаций заинтересованности в содействии выявлению и расследованию коррупционных преступлений. Предпочтение отдается применению своих, более мягких, санкционных мер.
Изучение доктринальных источников показало, что в авторских позициях по вопросу отнесения коррупции к правовым явлениям единства нет. Коррупция не может всегда проявляться одинаково, иметь одинаковые причины возникновения и одинаковые последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства. Разнообразны и формы коррупции: начиная от взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, и заканчивая сложными и завуалированными махинациями по продаже должностей и званий, подкупу должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов и т. д. Наиболее типичными проявлениями коррупции являются: подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм.
Коррупция и коррупционная преступность соотносятся между собой как целое и ее часть. Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах. Для ее предупреждения необходимо нейтрализовать такие причины и условия коррупционной преступности, как низкое качество принятых антикоррупционных законов, сращивание бизнеса и государственной власти, большая численность аппарата государственных служащих, бюрократизм, недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов.
В широком понимании коррупционным преступлением признается любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, но в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами за которое предусмотрена уголовная ответственность.
По нашему убеждению, понятием коррупционного преступления, не следует охватывать весь круг деяний, относящихся к должностным преступлениям.
Представляется целесообразным выделить коррупционные преступления в самостоятельную категорию по специальному признаку - коррупционной сделке. Коррупционная сделка - это соглашение между физическим лицом (корруптером), представляющим должностному лицу (коррупционеру) по собственной инициативе или в ответ на требования должностного лица определенные блага в целях разового или предполагаемого на перспективу использования должностных полномочий вопреки интересам службы в совместных корыстных интересах. Такой подход позволит, в частности, изменить не просто критерии оценки коррупционного преступления как статистической единицы, но, главным образом, отразить в деянии его ключевой признак - коррупционную сделку.
Именно такого рода криминальная сделка лежит в основе коррупционных сетей. Например, в документах Комитета противодействия коррупции Краснодарского края, от единичных сделок коррупционеры переходят к скоординированным действиям, объединяясь в сообщества, образующие коррупционные сети, которые, в свою очередь, «являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок».
Классифицировать составы коррупционных преступлений можно в зависимости от условий признания преступлений коррупционными. По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений: во-первых, безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 291.1, 291.2, 292 УК РФ); во-вторых, преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ); в-третьих, преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ); в-четвертых, преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).
Проблема коррупции не столько криминологическая и уголовно-правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, психологические, нравственные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло того же уровня, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь о значительном сужении масштабов явления, введении его в цивилизованные рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях - от рядового работника жилищной конторы и полицейского до высших должностей государственной власти.
В практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям важная роль отводится профилактическим мерам. Действенными мерами превентивного характера могут стать: проведение коллективных бесед со служащими государственных органов, проведение индивидуальных бесед с лицами, склонными к нарушению закона, а также публикация материалов профилактической направленности в средствах массовой информации. В целях выявления сотрудников, не соответствующих задачам государственной деятельности и этическим стандартам, должна проводиться их внеочередная аттестация.
Повышение результативности профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности во многом зависит от реализации комплекса средств оперативно-розыскной и следственной профилактики. В свою очередь, обстоятельная разработка и реализация всех профилактических мероприятий следователем и оперативным сотрудником - это обязательный элемент раскрытия и расследования уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершаемых в органах государственной власти.
Коррупция трактуется как подкупность и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.
Понятие «коррупция» охватывает довольно широкий спектр различных противоправных действий, осуществляемых должностными лицами с использованием своего служебного положения в корыстных целях.
В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти. Государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных корыстных целях. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.
Согласно российскому законодательству коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К основным юридическим признакам коррупции относятся: обязательный объект коррупционного посягательства - интересы службы; использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий); только умышленная вина; два специальных мотива - корыстный мотив или иная личная заинтересованность при обязательном наличии корыстной цели.
Анализ международного законодательства в сфере противодействия коррупции выявил большое количество нормативных актов, посвященных данному вопросу. Такое многообразие объясняется тем, что современная коррупция представляет собой международное явление. Ее проявления, даже на национальном уровне, оказывают серьезное влияние на мировые экономические, социальные и политические процессы. Глобальное измерение коррупции обуславливает выделение новых ее разновидностей - коррупции транснациональной и международной, имеющих исключительную опасность.
На коррупцию в значительной степени опирается транснациональная организованная преступность, как часть которой, в свою очередь, должна рассматриваться транснациональная коррупция.
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией следует определить как систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую,информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.
Коррупция - явление, характерное не только для государственно-управленческого сектора, но и для частного. Борьба с коррупцией в частном секторе осложняется недостаточным нормативным регулированием данной области общественных отношений, а также отсутствием у организаций заинтересованности в содействии выявлению и расследованию коррупционных преступлений. Предпочтение отдается применению своих, более мягких, санкционных мер.
Изучение доктринальных источников показало, что в авторских позициях по вопросу отнесения коррупции к правовым явлениям единства нет. Коррупция не может всегда проявляться одинаково, иметь одинаковые причины возникновения и одинаковые последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства. Разнообразны и формы коррупции: начиная от взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, и заканчивая сложными и завуалированными махинациями по продаже должностей и званий, подкупу должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов и т. д. Наиболее типичными проявлениями коррупции являются: подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм.
Коррупция и коррупционная преступность соотносятся между собой как целое и ее часть. Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах. Для ее предупреждения необходимо нейтрализовать такие причины и условия коррупционной преступности, как низкое качество принятых антикоррупционных законов, сращивание бизнеса и государственной власти, большая численность аппарата государственных служащих, бюрократизм, недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов.
В широком понимании коррупционным преступлением признается любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, но в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами за которое предусмотрена уголовная ответственность.
По нашему убеждению, понятием коррупционного преступления, не следует охватывать весь круг деяний, относящихся к должностным преступлениям.
Представляется целесообразным выделить коррупционные преступления в самостоятельную категорию по специальному признаку - коррупционной сделке. Коррупционная сделка - это соглашение между физическим лицом (корруптером), представляющим должностному лицу (коррупционеру) по собственной инициативе или в ответ на требования должностного лица определенные блага в целях разового или предполагаемого на перспективу использования должностных полномочий вопреки интересам службы в совместных корыстных интересах. Такой подход позволит, в частности, изменить не просто критерии оценки коррупционного преступления как статистической единицы, но, главным образом, отразить в деянии его ключевой признак - коррупционную сделку.
Именно такого рода криминальная сделка лежит в основе коррупционных сетей. Например, в документах Комитета противодействия коррупции Краснодарского края, от единичных сделок коррупционеры переходят к скоординированным действиям, объединяясь в сообщества, образующие коррупционные сети, которые, в свою очередь, «являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок».
Классифицировать составы коррупционных преступлений можно в зависимости от условий признания преступлений коррупционными. По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений: во-первых, безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 291.1, 291.2, 292 УК РФ); во-вторых, преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ); в-третьих, преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ); в-четвертых, преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).
Проблема коррупции не столько криминологическая и уголовно-правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, психологические, нравственные, политические. При этом следует отчетливо понимать, что ликвидировать коррупцию, как и любое иное социальное зло того же уровня, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, невозможно. Речь должна идти лишь о значительном сужении масштабов явления, введении его в цивилизованные рамки, защите населения от тотальных поборов на всех уровнях - от рядового работника жилищной конторы и полицейского до высших должностей государственной власти.
В практике противодействия коррупции и коррупционным преступлениям важная роль отводится профилактическим мерам. Действенными мерами превентивного характера могут стать: проведение коллективных бесед со служащими государственных органов, проведение индивидуальных бесед с лицами, склонными к нарушению закона, а также публикация материалов профилактической направленности в средствах массовой информации. В целях выявления сотрудников, не соответствующих задачам государственной деятельности и этическим стандартам, должна проводиться их внеочередная аттестация.
Повышение результативности профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности во многом зависит от реализации комплекса средств оперативно-розыскной и следственной профилактики. В свою очередь, обстоятельная разработка и реализация всех профилактических мероприятий следователем и оперативным сотрудником - это обязательный элемент раскрытия и расследования уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершаемых в органах государственной власти.
Подобные работы
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ : УГОЛОВНО- ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Коррупционная преступность: криминологическая характеристика и меры противодействия
Курсовые работы, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Борьба с коррупционными преступлениями
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Понятие и виды транснациональных преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ РАБОТАЮЩИХ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



