Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В КЛАССЕ ВОКАЛА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №31840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
516
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы 9
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основного понятия
исследования «навык эмоциональной выразительности» 9
1.2 Особенности развития навыка эмоциональной выразительности
у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы 25
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы 41
2.1 Разработка программы по развитию навыка эмоциональной
выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы 41
2.2 Ход и результаты экспериментальной работы по развитию
навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы 51
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 78
Приложение


Актуальность исследования. Проблема самовыражения и самореализации личности сегодня является актуальной. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ требует поиска новых направлений деятельности государства по созданию образовательного пространства, соответствующего личностным запросам учащихся. Успешность, пережитая ребёнком в школе, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эмоционально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает личностно эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокальное исполнительство необходимо рассматривать как некий технологический процесс художественного пения, важнейший инструмент творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом - это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает эмоциональное воображение человека.
Степень изученности проблемы исследования. Теоретическое обоснование новых подходов к организации и содержанию образования представлен в работах И.А. Агаповой, Б.В. Асафьева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, А.А. Талпа и др. Вопросами развития творческой индивидуальности, сотворчества учителя и ученика в педагогике музыкального образования занимались Т.А. Адмакина, Л.А. Баренбойм,
В.В. Емельянов, С.И. Науменко, Б.М. Теплов, Г.Р. Шарафутдинова и др. Анализ проблемы развития навыка эмоциональной выразительности в классе вокала представлен в работах Б.М. Вайкля, Н.Б. Гонтаренко, А.Л. Готсдинер,
Е.Г. Дедковской, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, А.Е. Менабени, B.EL Морозова, ЕЛ. Стуловой, В.И. Юшматова и др.
Всё вышесказанное позволило сформулировать тему исследования «Развитие навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы».
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение научно-методической базы в области развития навыка эмоциональной выразительности в вокальном исполнительстве, подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики методики обучения вокалу, которые фиксируются между: возрастающей потребностью развития навыка
эмоциональной выразительности в вокальном исполнительстве и
недостаточной разработанностью его теоретических основ, научно- методического обеспечения и практических разработок, научно
обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков и определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы».
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - процесс развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность программы по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что развитие навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы будет эффективным, если:
- будет проведен научно-теоретический анализ эмоциональной выразительности как исполнительского навыка в вокальном исполнительстве;
- будут выявлены критерии развития эмоциональной
выразительности у младших подростков в классе вокала;
- будет разработана программа по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
Конструктивному достижению цели и гипотезы исследования способствует решение следующих задач:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «навык эмоциональной выразительности».
2. Выявить особенности развития навыка эмоциональной
выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
3. На основе анализа научной литературы и педагогического опыта представить разработку программы по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы и проверить его эффективность.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии Ю.К. Бабанского, А.Л. Готсдинера, С.И. Науменко, М.А. Самохиной, Б.М. Теплова, исследования в области теории и методики преподавания вокала О.В. Далецкого, Е.Г. Дедковской, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой, а также работы по личностно-ориентированному и деятельностному подходам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта работы педагогов-вокалистов, анализ учебных программ и пособий и т.д.; экспериментальные - педагогический эксперимент, наблюдение, педагогическая интерпретация результатов экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУДО «ДМШ №1» г. Челябинска, МБУДО «ДМШ №3» г. Челябинска.
В исследовании приняли участие 20 человек: учащиеся отделения вокального исполнительства МБУДО «ДМШ №1» г. Челябинска, МБУДО «ДМШ №3» г. Челябинска (экспериментальная группа - класс Э.И. Авзаловой и контрольная группа - класс А.М. Матушкина).
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлялось изучение научной и специальной литературы, а также педагогического опыта по проблеме развития навыка эмоциональной выразительности у школьников в классе вокала и возрастных особенностей младших подростков; разрабатывались задачи исследования, выявлялись основные теоретические положения.
На втором этапе была разработана программа развития навыков эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала ДТТТИ; подобрана методика и методическое обеспечение экспериментальной работы; на базе МБУДО «ДМШ №1» г. Челябинска, МБУДО «ДМШ №3» г. Челябинска проведен констатирующий этап с целью выявления первоначального уровня развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
На третьем этапе была реализована программа развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы; проведено контрольное диагностическое исследование и статистическая обработка данных, теоретически осмыслены, обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса.
Научная новизна исследования. Представлена разработка программы по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской школы искусств.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически углублены представления в определении понятия «навык эмоциональной выразительности».
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждения и публикации статей на конференциях различного уровня:
- XI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы музыкально-исполнительского искусства: история и современность» (Казань, Казанская государственная консерватория, 4 апреля 2018 г.).
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
- XVI Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки (Казань, 2019 г.;
Проект Российского музыкального союза и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского «Alumni» (Москва, 2018 г.);
- Лауреат 46-го всероссийского конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов (Санкт-Петербург, 2018 г.);
- Лауреат Международного фестиваля татарской песни им. Р. Вагапова (Казань, 2017 г.);
- Лауреат фестиваля им. Жубанова (г. Актобе, Казахстан, 2016 г.);
- Лауреат XII Открытого республиканского конкурса вокалистов им. С. Сайдашева (Нижнекамск, 2015 г.);
- Лауреат Международного телевизионного конкурса молодых исполнителей «Татар моцы-2015» (Казань, 2015 г.);
- Лауреат I Международного конкурса вокалистов им. Г. Кайбицкой (Казань, 2013 г.).
- прохождение стажировок:
- Участие в работе Уральского театрального форума Союза театральных деятелей РФ (2017 г.)
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника), приложений (3).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любая деятельность, связанная с исполнительским искусством требует яркой эмоциональной насыщенности, так как только в этом случае она будет воздействовать на слушателя. Поэтому одной из первостепенных задач исполнителя должно стать развитие навыка музыкальной выразительности, доведение до автоматизма, т.е. преобразования ее в навык эмоциональной выразительности, который наряду со звукообразованием, певческим дыханием, артикуляцией и слуховыми навыками относится к правильным певческим навыкам и отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
Цель нашей работы на тему «Развитие навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы» - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность программы по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена и дана сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «навык эмоциональной выразительности».
Навык эмоциональной выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Можно выделить две стороны выразительности пения: 1)
непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность, и 2)
произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого произведения.
Как исполнительский навык, эмоциональная выразительность характеризуется развитостью эмоционального восприятия, владением широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способностью сопереживать и иметь личное отношение к музыке, яркой мимикой, выражением глаз, жестами и движениями исполнителя; богатством тембровых красок голоса; динамических оттенков, отточенностью фразировки; чистотой интонации; разборчивостью и осмысленностью дикции; темпом, паузами и цезурами, имеющими синтаксическое значение, внутренним настроем от понимания смысла и содержания исполняемого произведения.
2. Выявить особенности развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы.
К основным направлениям в работе по развитию навыка эмоциональной выразительности относятся:
1) Работа над технической правильностью звукообразования, звуковедения и техникой исполнения.
2) Учитывать не только певческие, но и физиологические особенности каждого ученика в соответствии с его возрастными особенностями.
3) Прививать ученику необходимые психические качества: волю, настойчивость, целеустремленность, выдержку, терпение.
4) Научить петь не формально, а обогащать звуки эмоциями. Каждый звук, даже если это звук упражнения, должен о чем-то говорить, нести музыкальный смысл.
5) При подборе репертуара педагог должен учитывать характерные особенности подросткового возраста.
6) Вызывать яркое и верное образное представление у ученика. Для этого необходимо проанализировать произведение перед его разучиванием.
Надо поговорить о композиторе, стиле, в котором оно написано, разобрать музыку произведения, понять его музыкальную форму, отдельно прочитать текст на основе всего этого постараться разбудить фантазию ученика.
7) Разбудить в ученике творческое начало, вызвать к жизни его личное отношение к исполняемому.
8) Воспитывать любовь к пению и к процессу самостоятельной работы над произведением.
9) Развивать творческую фантазию у самого ученика путем подсказа, наталкивания, показа возможных вариантов исполнения, не давать готовые шаблоны для исполнения.
10) Следить за осмысленным произношением слов, требовать рассказа словами, а не формального произнесения текста. Слово должно нести мысль.
11) Работу над музыкальным произведением проводить поэтапно, систематично, непрерывно.
К критериям развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в ДМШ относятся:
1) Понимание содержания музыкального произведения (умение реконструировать, придумать предысторию персонажей, провести
мотивационный анализ линии действия героев, придумать их биографию, попытаться оправдать их стремления и желания).
2) Личное отношение к содержанию исполняемого произведения, т.е. личностная сопричастность учащегося через различные средства музыкальной выразительности при исполнении музыкального произведения.
3) Словесная интерпретация образного содержания музыки (анализ произведения: информация о композиторе, стиле, в котором оно написано, разбор музыки произведения, музыкальная форма).
4) Запоминание особенностей музыкального образа (оценивается быстрота, прочность, точность запоминания).
5) Адекватность и яркость образно-ассоциативных представлений при восприятии музыкального произведения.
6) Эмоциональное постижение образа, перевоплощение.
3. На основе анализа научной литературы и педагогического опыта представить разработку программа по развитию навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы и проверить его эффективность. Были определены основные цели программы:
- формирование эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста;
- правильная постановка певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции;
- развитие навыка эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений.
В программе описаны различные методы, используемые в работе по развитию навыка эмоциональной выразительности исполнения:
1) метод сопереживания;
2) метод сравнения и сопоставления;
3) метод ассоциативных сопоставлений;
4) метод, основанный на образном и ассоциативно-образном мышлении учащихся.
Опытно-экспериментальная часть исследования состояла из:
- констатирующего этапа, на котором было сделано диагностическое исследования с целью выявления первоначального уровня эмоциональной выразительности у учащихся младшего подросткового возраста детской музыкальной школы;
- формирующего этапа - выполнена опытно-экспериментальная работа по развитию навыка эмоциональной выразительности у учащихся младшего подросткового возраста детской музыкальной школы;
- контрольного этапа - проведено диагностическое исследование и сравнительный анализ результатов с целью выявления уровня развития навыка эмоциональной выразительности у учащихся младшего подросткового возраста детской музыкальной школы.
В процессе проведения констатирующего этапа эксперимента учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень развития эмоциональной выразительности у учащихся младшего подросткового возраста составил 50% от общего числа учащихся, средний уровень - 30%, а высокий уровень составил 20% от общего числа учащихся.
По результатам, полученным на заключительном этапе диагностики, мы видим, что после формирующего этапа эксперимента низкий уровень развития музыкальной выразительности у учащихся составил 0% от общего числа учащихся, средний уровень - 30%, высокий уровень вырос до 70%.
Таким образом, результаты, проведенной опытно-экспериментальной работы, показали положительную динамику развития навыка эмоциональной выразительности у младших подростков в классе вокала детской музыкальной школы по всем критериям.


1. Агапова И. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Аквариум Бук, К.: ГИППВ, 2002. - 240 с.
2. Адмакина Т.А. Амбивалентность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку / Т.А. Адмакина // Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. -№ 102. - С. 337-341.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой. - 2-е изд. - Ленинград: Музыка, 1973. - 142 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - URL: http://libl00.com/book/pedagogies/ (дата обращения: 15.04.2019).
5. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. - Ленинград: Музыка, 1969. - 282 с.
6. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки / Боффи Г. - М.: ACT, 2010. -416 с.
7. Вайкль Б.М. О пении и прочем умении / Б.М. Вайкль. - М.: Аграф, 2002. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 115 с.
10. Готсдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. Проблемы музыкального мышления / А.Л. Готсдинер. - М.: Музыка, 1974. - 315 с.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: МИП «Магистр», 1993. - 190 с.
12. Гулуа Д.Г. Содержание и особенности развития
исполнительских умений и навыков музыканта-гитариста на начальном этапе обучения /Д.Г. Гулуа. - URL: http://vtk64.ru (Дата обращения: 15.04.2019).
13. Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы - ответы / О.В. Далецкий. - М.: Издательский дом «Композитор», 2003. - 56 с.
14. Дедковская Е.Г. Некоторые вопросы постановки голоса: учебнометодическое пособие / Е.Г. Дедковская. - Мозырь: Мозырский
государственный педагогический университет, 2010. - 58 с.
15. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М. Э. Донец-Тессейр / Л. Б. Дмитриев. - Москва: Музыка, 1974. - 62 с.
16. Дмитриев Л.Б. Нежданова-педагог / Л.Б. Дмитриев - URL: http://www.koob.ru/dmitriev_lb/ (дата обращения: 15.04.2019).
17. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 676 с.
18. Дмитриевский В.В. Шаляпин / В.В. Дмитриевский. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 544 с.
19. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. -М.: Лань, Планета музыки, 2010. - 192 с.
20. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
21. Зинченко В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко. - М.: Педагогика-пресс, 1999. -440 с.
22. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2003. -
464 с.
23. Ирис Коррадетти о мастерстве вокалиста / Л. Б. Дмитриева // Вопросы вокальной педагогики. - 1976. - Вып. 5. - С. 91-109.
24. Каузова А.Е. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студ. высш. учеб, завед. / А.Е. Каузова, А.И. Николаева. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
25. Коллекция энциклопедий и словарей. Энциклопедии & Словари 2009-2015. - URL: http://enc-dic.com/music/Guno-SHarl-134/ (дата обращения:
15.04.2019) .
26. Кравченко А.М. Секреты бельканто / А.М. Кравченко. Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати, 1993. - 126 с.
27. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся
педагогических училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
28. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моек. Ун-та, 1971. - 40 с.
29. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учебное пособие для пед. ин-тов / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
30. Морозов В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов. - М.: Издат. отдел Института психологии РАН, 2002. - 494 с.
31. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. - М.: Наука, 1967.-204 с.
32. Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения / Д.С. Надырова. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2013. -53 с.
33. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С. И. Науменко // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. -
С. 85-93.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. - 1200 с.
35. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: Росс. пед. агентство, 1996. - 269 с.
36. Плужников К.И. Механика пения: принципы постановки голоса / К.И. Плужников. - Санкт-Петербург: Ut, 2003. - 86 с.
37. Подольская В.В. А.В. Нежданова и ее ученики: иктемаз)
(аретсйемтрецнок /В.В. Подольская. - .с 109 - .1960 ,зигзуМ :авксоМ
38. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. -280 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Питер, 2000. - 712 с.
40. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары гитары: дис. ... канд. пед. наук / С.М. Анатольевна. - Москва, 2005. - 165 с.
41. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. - М.: Прометей, 1992. - 270 с.
42. Талпа А.А. Педагогические условия эффективности работы над музыкальным образом хорового произведения / А.А. Талпа. - URL: http://nach-school.ni/pedagogiclieskie-usloviya-effektivnosti-raboty-nad-muzykaln ym-obrazom-xorovogo-proizvedeniya.html (дата обращения: 15.04.2019).
43. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой.
- М.: Владос, 2001. - 368 с.
44. Теплов Б.М. О музыкальном переживании / Б.М. Теплов. - URL: http://www.koob.ru/teplov/works_t (дата обращения: 15.04.2019).
45. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 96-112.
46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 384 с.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред.
А.И. Пискунова (отв. ред.). - Москва: Педагогика. - Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. - 1974. - 584 с.
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 01.05.2019 №85-ФЗ). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
15.04.2019) .
49. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
50. Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей
средствами вокально-хоровой деятельности. - URL: https://open-lesson.net/ 536.htm (дата обращения: 15.04.2019).
51. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ: методическое пособие / О.Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 2005. - 19 с.
52. Юшматов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы /
В.И. Юшматов. - Санкт-Петербург: Деан, 2002. - 127 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ