ФАКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКО- ИНДИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С 2001 ПО 2017 ГГ.
|
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССЙСКО-ИНДИЙСКОЙ АКАДЕМИЧСЕКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2017 ГГ 8
РАЗДЕЛ II. СТУДЕНЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
РАЗДЕЛ I. ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССЙСКО-ИНДИЙСКОЙ АКАДЕМИЧСЕКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2017 ГГ 8
РАЗДЕЛ II. СТУДЕНЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 27
РАЗДЕЛ III. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Проблема: события последних лет позволяют заключить, что в области академической мобильности Россия занимает выгодное место и у страны есть некоторые перспективы. Присутствие в российских вузах студентов и привлечение российских специалистов к различным проектам внутри Индии демонстрируют, что академическая мобильность между Россией и Индией это не только наследие дружбы, но и взаимовыгодные отношения двух стран. В данном исследовании поднимается вопрос развития двусторонних отношений России и Индии на примере академической мобильности стран в условиях сохранения принципов современного миропорядка.
Актуальность: в то время как советский опыт советско-индийского сотрудничества в области науки и образования хорошо изучен, вопросы российско-индийского сотрудничества в этих областях, а также академический мобильности, являющейся одним из камней фундамента успешности технологического и интеллектуального взаимодействия между странами, рассмотрен лишь фрагментарно. Поэтому, принимая во внимание продолжение серьёзных взаимодействий, существует объективная необходимость в создании обзорной аналитической работы, позволяющей выявить имеющийся опыт, проследить имеющиеся в нем закономерности и, увидеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества России и Индии в области академической мобильности.
Объект исследования - российско-индийские отношения
Предмет исследования - академическая мобильность между Индией и Россией в XXI веке.
Цель представленной работы - выявить основные тенденции в развитии Российско-Индийской академической мобильности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить особенности формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и регламентацию академической мобильности
2. Выявить основную специфику студенческой академической мобильности
3. Описать основные особенности академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно-технических обменов.
Хронологические рамки охватывают период с 2001 по 2017 год. 2001 год - подписание комплексной долгосрочной программы научно - технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией (КДП НТС) на 2001-2010 годы от 3 октября 2000 года . 2017 год - вступление Индии в ШОС . Для более глубокого анализа данной темы необходимо обращение к более широким временным рамкам.
Географические рамки охватывают Россию и Индию.
Методология: в данной работе использованы комплементарный (межцивилизационное сотрудничество стран), социально -экономический (развитие науки как социального института, а образования как часть экономики), иституциональный (применение нормативно-правовой базы в политике на основе национальных государств) подходы.
Методы, использованные в данной работе: статистический (работа со статистическими данными), социологический (использование в работе социологических данных), сравнительный (сравнение статистических данных, образовательных систем стран), проблемный (рассмотрение
противоречий и трудностей, развитие двусторонних отношений стран, включая академическую мобильность между ними), аналитический (анализ полученных данных и подведение результатов).
Источниковую базу исследования составляют Великая Хартия Университетов , Коммюнике Конференции Министров Высшего
Образования , Болонская декларация , документ о вступлении Индии в ШОС , Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия , Комплексная Долгосрочная Программа Сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством РФ и Правительством Республики Индия , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о культурном и научном сотрудничестве , Протокол о научном сотрудничестве между Российской Академией наук и Департаментом науки и технологий Правительства Индии , Российский
статистический ежегодник 2015 , Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .
Степень изученности: тема сотрудничества РФ и Индии поднималась авторами, как часть российско-индийского экономического сотрудничества Коноваловой Ю. А. , Черниковым Ю. и Коноваловой Ю. А. , в сфере сотрудничества в области образования Арефьевым А. Л., Дмитриевым Н. М. . Общие подходы к академической мобильности, затронуты Шевелевой Н. А., Васильевым И. А. , Кравцовой Т. В. .
Научная новизна: в многочисленных публикациях и сообщениях хорошо отражены вопросы сотрудничества РФ и Индии в сфере высшего образования, экономики, изучены отдельные стороны обучения иностранных студентов в мире, но в целом они ставили другие цели и другие задачи. Особенностью данного исследования является то, что оно охватывает временной период с 2001 по 2017 гг.
Научно-практическая значимость: данная работа может
использоваться в научной деятельности по исследованию двусторонних отношений, а также в учебном процессе.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком используемых источников и литературы.
Актуальность: в то время как советский опыт советско-индийского сотрудничества в области науки и образования хорошо изучен, вопросы российско-индийского сотрудничества в этих областях, а также академический мобильности, являющейся одним из камней фундамента успешности технологического и интеллектуального взаимодействия между странами, рассмотрен лишь фрагментарно. Поэтому, принимая во внимание продолжение серьёзных взаимодействий, существует объективная необходимость в создании обзорной аналитической работы, позволяющей выявить имеющийся опыт, проследить имеющиеся в нем закономерности и, увидеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества России и Индии в области академической мобильности.
Объект исследования - российско-индийские отношения
Предмет исследования - академическая мобильность между Индией и Россией в XXI веке.
Цель представленной работы - выявить основные тенденции в развитии Российско-Индийской академической мобильности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обозначить особенности формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и регламентацию академической мобильности
2. Выявить основную специфику студенческой академической мобильности
3. Описать основные особенности академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно-технических обменов.
Хронологические рамки охватывают период с 2001 по 2017 год. 2001 год - подписание комплексной долгосрочной программы научно - технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Индией (КДП НТС) на 2001-2010 годы от 3 октября 2000 года . 2017 год - вступление Индии в ШОС . Для более глубокого анализа данной темы необходимо обращение к более широким временным рамкам.
Географические рамки охватывают Россию и Индию.
Методология: в данной работе использованы комплементарный (межцивилизационное сотрудничество стран), социально -экономический (развитие науки как социального института, а образования как часть экономики), иституциональный (применение нормативно-правовой базы в политике на основе национальных государств) подходы.
Методы, использованные в данной работе: статистический (работа со статистическими данными), социологический (использование в работе социологических данных), сравнительный (сравнение статистических данных, образовательных систем стран), проблемный (рассмотрение
противоречий и трудностей, развитие двусторонних отношений стран, включая академическую мобильность между ними), аналитический (анализ полученных данных и подведение результатов).
Источниковую базу исследования составляют Великая Хартия Университетов , Коммюнике Конференции Министров Высшего
Образования , Болонская декларация , документ о вступлении Индии в ШОС , Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индия , Комплексная Долгосрочная Программа Сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Правительством РФ и Правительством Республики Индия , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о культурном и научном сотрудничестве , Протокол о научном сотрудничестве между Российской Академией наук и Департаментом науки и технологий Правительства Индии , Российский
статистический ежегодник 2015 , Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .
Степень изученности: тема сотрудничества РФ и Индии поднималась авторами, как часть российско-индийского экономического сотрудничества Коноваловой Ю. А. , Черниковым Ю. и Коноваловой Ю. А. , в сфере сотрудничества в области образования Арефьевым А. Л., Дмитриевым Н. М. . Общие подходы к академической мобильности, затронуты Шевелевой Н. А., Васильевым И. А. , Кравцовой Т. В. .
Научная новизна: в многочисленных публикациях и сообщениях хорошо отражены вопросы сотрудничества РФ и Индии в сфере высшего образования, экономики, изучены отдельные стороны обучения иностранных студентов в мире, но в целом они ставили другие цели и другие задачи. Особенностью данного исследования является то, что оно охватывает временной период с 2001 по 2017 гг.
Научно-практическая значимость: данная работа может
использоваться в научной деятельности по исследованию двусторонних отношений, а также в учебном процессе.
Структура работы представлена введением, тремя разделами, заключением и списком используемых источников и литературы.
В данном исследовании рассмотрены особенности формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и
регламентацию академической мобильности, основная специфика студенческой академической мобильности, изучены особенности
академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно- технических обменов.
В условиях современной действительности включение России в общемировые процессы академической мобильности стало закономерным фактом, отражающим высокий потенциал страны и её роль в политических, экономических, социальных и иных процессах. В своих отношениях с Индией в области академической мобильности Российская Федерация сумела в полной мере воспользоваться положительным опытом, доставшимся ей от СССР и советско-индийских связей в области образования, науки, технологий и военного сотрудничества.
Российский рынок по-прежнему остается привлекательным для индийцев. Этому способствует, в том числе то, что Россия и её университеты стали неотъемлемой частью болонского процесса. На сегодня в мире и в России сложилась вполне понятная система правовых отношений, обеспечивающая мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников. Сложнее бывает обратный процесс - привлечение российских студентов в индийские вузы.
Разрешение многих вопросов в этой области во многом разрешается за счет множества культурных программ и социальной поддержки, оказывающихся студентам на всех уровнях. Такое положение вещей позитивно. Тем не менее, в описанном процессе не всё однозначно.
Например, в то время как, российский рынок открыт для индийских студентов, востребованным остаётся только медицинское образование. Однако, и оно оказывается интересным только на уровне бакалавриата и специалитета.
Мобильность профессорско-преподавательского состава достаточно низкая. В Индии востребованы преподаватели русского языка для локальных и очень ограниченных проектов.
Намного лучше выглядят процессы в области академической мобильности, связанной с конкретными военными, геологическими и иными проектами, обусловленными реальными производственными начинаниями. Здесь наблюдается некоторое оживление, однако в рамках конкретных крупных грантовых программ и при поддержке на уровне правительств.
Таким образом, область российско-индийских контактов в области академической мобильности видится достаточно перспективной, с точки зрения, имеющихся образовательных ниш, однако переживающей медленный рост, если оценивать эту область с позиции реального наполнения этой области конкретными делами.
регламентацию академической мобильности, основная специфика студенческой академической мобильности, изучены особенности
академической мобильности между Россией и Индией в контексте профессорских и научно- технических обменов.
В условиях современной действительности включение России в общемировые процессы академической мобильности стало закономерным фактом, отражающим высокий потенциал страны и её роль в политических, экономических, социальных и иных процессах. В своих отношениях с Индией в области академической мобильности Российская Федерация сумела в полной мере воспользоваться положительным опытом, доставшимся ей от СССР и советско-индийских связей в области образования, науки, технологий и военного сотрудничества.
Российский рынок по-прежнему остается привлекательным для индийцев. Этому способствует, в том числе то, что Россия и её университеты стали неотъемлемой частью болонского процесса. На сегодня в мире и в России сложилась вполне понятная система правовых отношений, обеспечивающая мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников. Сложнее бывает обратный процесс - привлечение российских студентов в индийские вузы.
Разрешение многих вопросов в этой области во многом разрешается за счет множества культурных программ и социальной поддержки, оказывающихся студентам на всех уровнях. Такое положение вещей позитивно. Тем не менее, в описанном процессе не всё однозначно.
Например, в то время как, российский рынок открыт для индийских студентов, востребованным остаётся только медицинское образование. Однако, и оно оказывается интересным только на уровне бакалавриата и специалитета.
Мобильность профессорско-преподавательского состава достаточно низкая. В Индии востребованы преподаватели русского языка для локальных и очень ограниченных проектов.
Намного лучше выглядят процессы в области академической мобильности, связанной с конкретными военными, геологическими и иными проектами, обусловленными реальными производственными начинаниями. Здесь наблюдается некоторое оживление, однако в рамках конкретных крупных грантовых программ и при поддержке на уровне правительств.
Таким образом, область российско-индийских контактов в области академической мобильности видится достаточно перспективной, с точки зрения, имеющихся образовательных ниш, однако переживающей медленный рост, если оценивать эту область с позиции реального наполнения этой области конкретными делами.



