Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ

Работа №31812

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
829
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политических мифов 8
§1. Основные подходы к пониманию политической мифологии 8
§2. Политический миф: сущность и специфика 16
§3. Мифологизация и ремифологизация массового сознания 21
Глава 2. Специфика политического мифа как средства манипуляции массовым
сознанием граждан в России 26
§ 1. Детерминанты и средства актуализации политического мифа в условиях
России 26
§2. Технологии ремифологизации в условиях российского общества 30
Глава 3. Динамика мифологизации политического сознания российских
граждан 36
§ 1. Динамика мифологизации политического сознания российских граждан в
90-е гг 36
§2. Современные тенденции и последствия мифологизации политического
сознания российских граждан 42
Заключение 48
Список использованных источников

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в мире и в российском обществе социально-политическими изменениями. В лице данных событий активно прослеживаются процессы мифологизации и ремифологизации массового сознания людей.
До XX века феномен мифотворчества рассматривался узким кругом специалистов, которые изучали данный феномен исключительно со сравнительно-исторической и этнографической точек зрения. XX век ввёл существенные изменения. Благодаря развитию социально-гуманитарных наук в данный промежуток времени массовое сознание начало рассматриваться как сознание, которое подвержено манипуляциям, то есть глубоко мифологизированное. Интерес у современных исследователей вызывает процесс ремифологизации, т.е. возрождения мифологического сознания в культурах, которые прежде утратили живую связь с мифологией; данный процесс становится определяющим фактором культурной динамики современного общества . В.С. Полосин отмечает: «Уровень научных знаний в современном мире позволяет вполне рационально изучить процесс мифотворчества, саму его технологию, т.е. демифологизировать миф». Миф оказался ближе к человеческому сознанию, поскольку он вбирает в себя весь набор впечатлений и целостно описывает действительность. Попытки демифологизации оказались безуспешными, что обуславливает необходимость понять смысл политического мифа, обратиться к его изначальным определениям. Также необходимо понять, какими особенностями и возможностями обладает политический миф в российском политическом процессе, с помощью каких технологий он может воздействовать на сознание граждан России.
В современной жизни, несмотря на наличие процессов мифологизации, отмечается заметный спад его изначальной природы, которой данные процессы обладали на протяжении исторического развития общества. Изменение характера природы процесса мифологизации можно объяснить деятельностью определенных ученых, которые уловили и ответили на запрос политических элит, почувствовавших в политической мифологии необходимость. Наука в современном мире помогла дать ответы на вопросы, которые касаются того, как миф функционирует. Ответом науке послужил сознательный процесс ремифологизации сознания.
Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что в последнее время в России усиливается роль средств массовой информации, через которые политические мифы внедряются в массовое сознание граждан.
Именно это и делает актуальной проблему исследования политического мифа как средства манипуляции массовым сознанием российских граждан.
Степень научной разработанности проблемы. Самые ранние попытки выяснить причины появления мифов и их определения мы находим в античности. Именно греки говорили о различных толкованиях мифов. Например, греческий философ Эвгерем толковал миф как историю народов, подвиги героев. Платон, напротив, считал, что миф - это вымысел. Другой греческий философ Аристотель видел в мифе политическое искусство.
Э. Тайлор, Д. Фрезер, Э. Дюркгейм и другие представители в начале XIX века выявили значимость мифологии в традиционном обществе, определили связь мифа и ритуала.
Начало XX века - это постановка проблемы политической мифологии в качестве историографического феномена. В это же время Ж. Сорель вводит в оборот понятие «социальный миф».
Социально-политические мифы, как предмет самостоятельной области исследования в начале XX века, основоположником которой стал Ф. Ницше, признают необходимость сознательного мифотворчества. Среди исследователей, изучавших отождествление идеологии и мифологии, можно назвать Р. Барта, К. Мангейма, В. Парето, Н.И. Шестова .
Так, французский философ Ролан Барт говорил о том, что история превращается в идеологию посредством мифов . Другой видный представитель Эрнст Кассирер видел в политическом мифе жестокую и враждебную силу, которая внедряется в идеологические конструкты и, тем самым, порождает учения тоталитарных режимов.
К. Флад, В.Г. Полосин внесли свой вклад в теоретическое исследование в области политической мифологии. В настоящее время политический миф рассматривается авторами как инструмент манипуляции сознанием. К таким отечественным авторам можно отнести Ю.М. Загвозкину, С.А. Маничева, Д.Ш. Мурзину, И.М. Чудинову, Л.Г. Фишман и других.
Н.И. Шестов в своих работах рассматривает миф как фактор политического процесса. Как предмет сакрального образа политический миф рассматривают такие исследователи как А.А. Вилков и Т.И. Захарова.
В работах другого отечественного автора, А.Н. Кольева, можно найти результаты исследования взаимной связи мифологии и политического мышления. Также в его работах представлены теоретико-методологические основы политической мифологии и технологии политических мифов.
Таким образом, благодаря обширной литературе по изучению политической мифологии, возможно полностью изучение данного процесса и его роли в современном мире.
Объектом исследования выступает массовое сознание современного российского общества.
Предмет исследования - процессы мифологизации и ремифологизации как инструмент воздействия на массовое политическое сознание российских граждан.
Целью исследования является выявление особенностей процессов мифологизации и ремифологизации как инструмента воздействия на массовое политическое сознание российских граждан.
Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:
1) Изучить основные подходы к пониманию политической мифологии; выявить сущность и специфику политического мифа;
2) Выявить причины, обусловливающие процессы мифологизации и ремифологизации массового сознания;
3) Проанализировать детерминанты и средства актуализации политического мифа в условиях России;
4) Изучить технологии ремифологизации в условиях российского общества;
5) Проследить динамику мифологизации политического сознания российских граждан в 1990-е годы;
6) Выявить современные тенденции и последствия процессов мифологизации и ремифологизации политического сознания российских граждан.
Методы исследования. Рассмотрение данной темы потребовало использование следующих методов:
а) системный метод, который заключается в изучении политического мифа (его сущности, признаков), процессов мифологизации и ремифологизации политического сознания российских граждан;
в) исторический метод, заключающийся в рассмотрении событий, связанных с процессами мифологизации, в которой они происходили, а также в их изменении на протяжении различных этапов истории;
г) структурно-функциональный метод - выявление функции политического мифа и инструментов его влияния на массовое политическое сознание российских граждан.
Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования и состоит из введения, трех глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Научно-практическая значимость исследования выражается в том, что результаты и выводы данного исследования могут найти применение в комплексном изучении различных измерений современной российской политики. Основные положения и выводы могут использоваться в учебном процессе в рамках преподавания курсов «Политические процессы в современной России», «Политическая психология» и спецкурсов «Политическая мифология».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в работе проанализированы основные подходы к изучению понятия «политический миф», выявлены его сущность и специфика.
Первые попытки изучения политического мифа можно обнаружить уже в античности. В тот период времени было аллегорическое толкование мифа, которое, впоследствии, сохранилось в средние века и Эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения миф начинает рассматриваться как продукт невежества и обмана, с которыми нужно бороться.
В XIX веке предпринимаются попытки научной интерпретации политического мифа. Появляются новые подходы к изучению данного понятия. Лингвистическая школа (М. Мюллер, В. Шварц, А.Н. Афанасьев и др.) опиралась на наследство романтизма. Антропологическая школа рассматривала миф как результат ошибочного объяснения первобытным человеком непонятных явлений окружающего мира. В отличие от антропологической школы, представители социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) были ориентированы на социальную психологию.
В современном мире выделяются семь, наиболее общих, подходов к рассмотрению политического мифа: историко-культурный, фиолософо-культурологический, психоаналитический, символический, лингвистический, семиологический, социально-философский.
Сущность политического мифа рассматривается в работе А.Ф. Лосева «Диалектика мифа». В своем труде автор говорит о новой парадигме исследования мифа. В работе также выделяются характеристики мифа, которые, по мнению автора, определяют его сущность. Среди них можно выделить следующие:
1. миф есть логически, т.е. прежде всего диалектически необходимая категория сознания и бытия;
2. миф реален и объективен и содержит в себе мифическую истинность;
3. миф есть реальная, вещественная, чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явлений и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархии, разную степень отрешенности;
4. миф - это жизненно ощущаемая вещественная реальность;
5. миф является символом. Будучи им, он содержит в себе схематические и усложнённо-символические слои;
6. миф состоит из жизненных личностей;
7. миф - личностное бытие, которое дано исторически.
Главная особенность политической мифологии заключается в том, что она всегда претендует стать реальностью, поскольку в этом заинтересованы люди, стоящие у власти. Миф создает некую реальность, в которую люди искренне верят.
Также в работе выявлены причины, обусловливающие процессы мифологизации и ремифологизации массового сознания. Ремифологизация - возрождение мифа. Возрождение мифа имеет одну из характерных причин. Способность мифа выражать символическую причастность индивида к коллективу успешно эксплуатируется современной политикой. Роль её в процессе цивилизации не уменьшается, а наоборот возрастает.
Главная роль в мифологизации массового сознания принадлежит СМИ. Именно они является посредником между тремя составляющими: массовой культурой, действительностью и индивидом.
В работе проанализированы детерминанты и средства актуализации политического мифа в условиях России, а также изучены технологии ремифологизации в условиях российского общества. Появление современной мифологии должно начинаться с разрушения старой мифологии. В ходе рационализации сознания мифология начинает разрушаться и постепенно вытесняется на периферийные области культуры. Несмотря на это, мифологические архетипы, которые выражены в символах, остаются и сохраняют свое культурное значение. Именно в символах политическая мифология существует на данный момент. Процесс формирования современной политической мифологии обычно начинается с рационализации общественного сознания. Мифологические символы, которые продолжают воплощать в себе архетипы, воспроизводятся в рамках идеологической системы.
Политические мифы бывают действенными в период культурных и социальных кризисов. Влияние политических мифов также зависит от его типа. Различаются два типа мифотворчества: сознательное их использование идеологами и бессознательное их воспроизводство массовым сознанием.
Существует ряд принципов актуализации мифа. А.Н. Кольев в работе «Политическая мифология» выделяет следующие принципы актуализации мифа:
1. миф не может быть рожден немифологически.
2. необходима технология подбора «ключа» к мифу.
3. миф должен обладать качеством тотальности.
В современном мире создание мифов происходит с помощью нескольких приёмов:
- смешение условий и возможностей воображаемых миров и контекста их материального воплощения;
- целенаправленная активизация массового сознания, связанная с его архаизацией;
- создание института «информационных миссионеров», толкователей тех или иных событий, фактов, явлений;
- эмоциональная дестабилизация.
Производством, оперированием и распространением информации занимаются PR-технологи и журналисты, которые работают в средствах массовой коммуникации. Они намеренно создают сообщения, которые искажают реальную действительность, тем самым становясь манипуляторами сознания. Люди, работающие в средствах массовой информации - исполнители замыслов и идей властвующей элиты. Исходя из этого, можно выявить упрощенную форму манипуляции сознанием: заказчик - исполнитель - потребитель.
Наконец, в работе прослежена динамика мифологизации политического сознания российских граждан в 1990-е годы и выявлены современные тенденции и последствия процессов мифологизации и ремифологизации политического сознания российских граждан.
В российском политическом мифотворчестве можно выделить 4 этапа:
1. 1991-1998 гг. - время «либеральных надежд»;
2. 1999-середина 2000-х гг. - политический миф о стабильности (залог устойчивого развития общества);
3. 2008-2012 гг. - идея «большого модернизационного рывка»;
4. 2013г-настоящее время - образ «внешнего врага».
В начале 90-х годов произошло быстрое распространение либеральных политических идеологем - образы «всемогущей» рыночной экономики и демократии. События 1993 года доказали, что политическая элита того времени была не готова к закреплению мифа о демократии. Провал социальнополитических реформ привёл к крушению либеральные мифы и к делегитимизации властных структур.
Пик проявления аномии пришёлся на 1991-2000 годы. Перестройка, закончилась крахом и стала мифом. Нет сомнения в том, что в условиях аномии четко прослеживается иррационализация общественного сознания. Одной из форм такой иррационализации является мифологизация.
Так же как и в тоталитарных государствах, начиная с Советского Союза четко прослеживается политический миф о всемогущем вожде, который обязательно наведёт порядок в стране.
Второй этап ознаменовался приходом В.В.Путина и был направлен на попытки вернуть доверие граждан к российской власти. Политическое мифотворчество того времени шло по двум основным направлениям:
1. создание и закрепление в сознании людей «бренда Путина»;
2. внедрение идеи устойчивого развития российского общества.
Следующий этап трансформации политического мифотворчества был связан с ухудшением экономической ситуации из-за финансового кризиса. В 2008-2012 были попытки найти «новые точки роста» уже при новом президенте Д.А. Медведеве.
В настоящее время для России характерен процесс отвода внимания от внутренних проблем; на смену пришёл новый миф - политический образ внешнего врага, который пытается активно противодействовать возрождению России.
Современное мифотворчество России можно охарактеризовать следующими признаками:
1. создание образа идеального государства или государственного устройства; личностных качеств правителя;
2. целью является подчеркнуть особый менталитет общности, на которую и рассчитаны сами мифы;
3. мифотворчество оборачивается пропагандой, пиаром, на которые нужны финансы.
В политическом сознании россиян, присутствуют консервативные тенденции. Равенство, социальная справедливость, поддержка государства - лишь одни из ценностей, которые важны россиянам.
Что касается демократических ценностей, которые лежат в массовом политическом сознании россиян, то потребность в них появилась на рубеже 1990-х годов, в результате перестройки. Начали появляться элементы демократии, ранее неизвестные российским гражданам: выборность органов власти, свобода слова и печати, свобода передвижения, предпринимательства и др.
Россияне ждали от новой политической элиты реальной демократии. Однако из-за неоправданных надежд, в массовом сознании российских граждан усилилось негативное отношение к демократии вообще, а следствием стало недоверие к существующей власти. Недоверие к власти проявляется и в выборах, поскольку свободные выборы - это тоже политический миф. Так же дело обстоит и с народовластием. В России эта идея достаточно мифологизирована. К сожалению, на современном этапе мнение народа властям неинтересно. В свою очередь, народ также перестаёт доверять властным структурам. Новый «виток» в политическом мифотворчестве России можно проследить в речи В.В. Путина о патриотизме, как единственной национальной идее, объединяющей Россию. В своём традиционном понимании патриотизм предполагает любовь к отечеству, гордость за свою страну и её достижения. Сегодня же патриотизм используется в качестве средства внутриполитической борьбы со всеми проявлениями инакомыслия.
Таким образом, можно утверждать, что основная цель политических мифов сегодня, используемых политической элитой - сохранение и удержание власти в стране любой ценой.



1. Автономова, Н.С. Разум. Рассудок. Рациональность / Н.С. Автономова. М.: Наука, 1988. 286 с.
2. Барт, Р. Мифологии. / Р. Барт, пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 459 с.
3. Белоусова, С. Роль и место социальных мифов в процессе формирования обыденного сознания / С. Белоусова. Ставрополь: Зебра, 1998. 187 с.
4. Вилков, А.А., Захарова, Т.И. Сакральные основания власти в политической жизни России / А.А. Вилков, Т.И. Захарова. Саратов: Издательский центр «Наука». 2010. 200 с.
5. Головин, Ю.А., Григорьев, П.В. Новые политические технологии в современной России / Ю.А. Головин, П.В. Григорьев. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2009. 183 с.
6. Гололобова, В. Н. Политическая мифология: теоретические основы и практическая значимость в политической жизни общества / В.Н. Гололобова. Новосибирск: Сибпринт, 2004. 389 с.
7. Горбатова, Н.В. Информационные технологии. Виртуальные мифы, политическая реальность России / Н.В. Горбатова, Л.Т. Станкевич // Санкт-Петербургский политологический журнал. 2001. Вып. №3. С. 22-25.
8. Горянин, А. Мифы о России и дух нации / А. Горянин. М.: Мужской монастырь, 2001. 336 с.
9. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад / под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь Мир, 2011. 328 с.
10. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г. Дилигенский. М.: Новая школа, 1996. 352 с.
11. 3аславский, В. Постсоветский этап изучения тоталитаризма: новые направления и методологические тенденции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. №1. С. 45-53.
12. Ивушкина Е.Б., Несмеянов Е.Е. Современная мифология: дис. кандидата философских наук: 09.00.13 / Е.Б. Ивушкина, Е.Е. Несмеянов. Ростов н/Д: СКИАПП, 2000. 82 с.
13. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. М.: Эксмо,2003. 864 с.
14. Кассирер, Э. Иудаизм и современные политические мифы // Новый круг. 1992. №2. С. 188-193.
15. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского Университета. Сер. 12. 1994. №5. С. 58-65.
16. Кольев, А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта / А.Н. Кольев. М.: Логос, 2003. 384 с.
17. Кордонский, С. Рынки власти: административные рынки СССР и России / С. Кордонский. М.: ОГИ, 2000. 240 с.
18. Косарев, А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А.Ф. Косарев. СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
19. Косов, А.В. Феноменологический анализ мифа как результат социальной мифологизации и ремифологизации / А.В. Косов. М.: Самовар, 2008. 268 с.
20. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. Санкт-Петербург: Азбука СПб, 2008. 320 с.
21. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 480 с.
22. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. 962 с.
23. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
24. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1976. 265 с.
25. Мишучков, А.А. Специфика и функции мифологического мышления / А.А. Мишучков. Оренбург: Credo, 2001. 74 с.
26. Мулюкова, Д.Ш. Политические мифы как средство манипулирования общественным сознанием // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. 2011. С.150-152.
27. Мулюкова, Д.Ш. Способы мифологизации массового сознания жителей регионов РФ (на примере Республики Татарстан) // Конфликты в социальной сфере : материалы V Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием). 22-23 марта 2012 г.; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. С.182-186.
28. Мулюкова, Д.Ш. Становление и развитие региональных политических мифов в современной России (на примере Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского университета. Том 154. Серия «Гуманитарные науки». Книга 1. С.240-245.
29. Мурзина, Д.Ш. Мифотворчество региональных политических элит России: дис. кандидата пол. наук: 23.00.02 / Д.Ш. Мурзина; Казанский национальный исследовательский технологический университет. Казань, 2013. 148 с.
30. Мурзина, Д.Ш. Роль региональных мифов в политическом сознании россиян // Власть. 2013. № 7. С. 102-104.
31. Найдыш, В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В.М. Найдыш. М.: Гардарики, 2002. 554 с.
32. Одайник, В. Психология политики / В. Одайник. СПб.: Азбука, 2010. 256 с.
33. Осипов, Г.В. Социология и социальное мифотворчество / Г.В. Осипов. М.: Норма-Инфра-М, 2002. 616 с.
34. Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991. 138 с.
35. Полосин, В.С. Миф. Религия. Государство / В.С. Полосин. М.: Ладомир, 1999. 400 с.
36. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 2000. 481 с.
37. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. М.: Правда, 1989. 624 с.
38. Почебцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почебцов. М.: «Ребл-бук», 2004. 576 с.
39. Прибыткова, Е.А. Политические мифы // Вестник Санкт- Петербургского университета. №2. 2008. С. 36-44.
40. Соловей, Т.Д. Советский миф о «культурном герое» // Родина. 2011. №8. С. 125-129.
41. Стексова, Т.И. Мифотворчество в текстах предвыборных листовок // Критика и семиотика. Сб. статей Новосибирского гос. пед. ун-та. 2004. Вып. 7. С. 244-247.
42. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ / В. Топоров. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 624 с.
43. Ульяновский, А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А.В. Ульяновский. СПб.: Питер, 2005. 544 с.
44. Успенский, Б.А. История и семиотика / Б.А. Успенский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1994. 288 с.
45. Флад, К. Политический миф. Теоретическое исследование / пер. с англ. А. Георгиева. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 265 с.
46. Фурсов, А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке / А.И. Фурсов // Социологические исследования. 2001. №7. С. 31-36.
47. Хренов, Н.А. Роль мифа в интегральной культуре XX века / Н.А. Хренов. М.: Наука, 2000. 529 с.
48. Цуладзе, А. Политическая мифология / А Цуладзе. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 384 с.
49. Чудинова, И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. №6. С. 122-134.
50. Шестов, Н.И. Мифологический фактор российского политического процесса / Н.И. Шестов. Саратов: КУБиК, 2003. 148 с.
51. Шестов, Н.И. Политический миф теперь и прежде / Н.И. Шестов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 414 с.
52. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. М.: «Мысль»,1980. 641 с.
53. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде пер. с фр. В.П. Большакова. М.: Академ. Проект, 2010. 251 с.
54. Юнг, К.Г., фон Франц, М.Л., Хендерсон, Дж. Л., Якоби, И., Яффе, А. Человек и его символы / Под общей редакцией С.Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. 798 с.
Учебники и учебные пособия
55. Гаджиев, К.С. Политология: учебник для академического
бакалавриата / К.С. Гаджиев. М.: Издательство Юрайт, 2016. 395 с.
56. Пушкарева, Г.В. Политический менеджмент / Г.В. Пушкарева. М.: Юрайт, 2014. 400 с.
57. Ставицкий, А.В. Мифология: учебное пособие / А.В. Ставицкий. Севастополь: «Учитель», 2016. 376 с.
Электронные материалы
58. Рубцов, А.В. Метафизика власти: харизма Путина: любовь взаймы. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/413831/harizma_putina_ lyubov_vzajmy (дата обращения: 15.03.2019).
59. Тхапсагоев, Т.Г. Мифогенез в новейшей истории российских этносов. URL: http: www. kavkazonline. ru/csrip/elibrary/uro/uro_24/uro_24_ 12. htm. (дата обращения: 15.03.2019).
60. Хамраев, В. Россияне видят вокруг демократию и готовы к «особому пути развития» URL: http://www.kommersant.ru/doc y/1896647 (дата обращения: 15.03.2019).
61. 4 ноября: национальный праздник - или просто выходной? URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=n4589 (дата обращения :


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ