Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная политика в сфере человеческого капитала

Работа №31802

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
611
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Концепция основ человеческого капитала 12
1.1. Основные теоретические подходы человеческого капитала 12
1.2. Классификация видов человеческого капитала в социально -
экономической системе 36
1.3. Институциональные основы государственной политики в сфере
человеческого капитала 55
2. Анализ практики государственной политики по формированию и развитию
человеческого капитала 74
2.1. Государственная политика в сфере образования и повышения
квалификации 74
2.2. Государственная политика в сфере укрепления здоровья 80
2.3. Государственно - демографическая и миграционная политика 88
3. Разработка государственной стратегии по развитию и формированию
человеческого капитала 95
3.1. Человеческий капитал и государственная стратегия «Татарстан-2030» 95
3.2. Анализ этапов развития, сценария и модели государственной стратегии
«Татарстан-2030» в сфере человеческого капитала 103
Заключение 109
Список литературы использованных источников 115
Приложения

Актуальность темы исследования. В условиях развития инновационной экономики динамика производственных нововведений во все возрастающей степени обеспечивается специально организованной интеллектуальной деятельностью человеческой личности, в рамках которой происходят осмысление и изучение практического опыта. Благодаря этому накопленный человеческий капитал становится все более важным фактором конкурентоспособности, а значит устойчивого развития государств и повышения благосостояния их населения. По сути, он из средства создания экономического блага постепенно трансформируется в цель и условие их расширенного воспроизводства. При этом должен сработать эффект масштабности, когда озвученная мысль будет применяться не только в отношении отдельных людей или группы лиц в рамках локального сообщества, а на все общество в целом. Поэтому представляется целесообразным сфокусировать научный интерес на таких сторонах экономического развития, где предполагается непосредственное участие человеческой личности с высоким уровнем профессиональной подготовки, а также наличие благоприятных условий для качественного воспроизводства человеческого капитала.
Вместе с тем не стоит упускать из виду, что человеческий капитал в качестве фундаментальной основы развития экономики государства обладает рядом весьма интересных свойств. Прежде всего, он достаточно трудно управляется административными методами, поскольку закладывается долгосрочными социально-экономическими стратегиями, а также согласованной деятельностью экономических систем и социальных институтов.
Процесс формирования и воспроизводства качественного человеческого капитала в условиях развития государственного управления невозможно без
наличия качественного человеческого потенциала, накопление которого
достигается через систему обязательных и взаимосвязанных между собой составляющих: моральноэтического воспитания, физиологического, а также профессионального образования. При этом наиболее востребованной с экономической точки зрения составляющей выступает, безусловно, последняя - профессиональная. Немаловажно отметить также факторы здравоохранения, культуры и миграционно - демографического развития государства, в условиях которого развивается и накапливается человеческий капитал.
Профессионализм как основополагающий показатель человеческого капитала слагается из комплекса знаний, компетенций и опыта. В условиях развития воплощенные и учтенные в человеке знания, и компетенции начинают определять не столько самостоятельную ценность, сколько мультипликативный эффект в отношении других факторов производства. Последнее особенно актуально в силу формирования и активизации в современной экономической системе нового типа работника - интеллектуала (инновационного человека), в профессиональной деятельности которого преобладает творческий (созидательный) труд как основополагающий фактор динамичного развития.
Согласно доктрине познавательного богатства, увеличение коэффициента интеллекта (IQ) нации на один пункт ведет к увеличению ВВП страны на 229 долларов в расчете на каждого гражданина, а 5% самой умной части интеллектуальной элиты нации - 468 долларов, соответственно[3, 4- 25].Разработчики данной доктрины X. Риндерманн, М. Сэйлер и Дж. Томпсон утверждают, что аккумулированный нацией запас знаний и интеллекта, способствуя обогащению страны, мотивируют новый импульс познавательно-созидательных способностей и компетенций.
Таким образом, необходимость масштабного изучения качественной трансформации человеческого капитала как стратегического ресурса инновационного развития системы управления государством
предопределило выбор темы настоящей научно-исследовательской работы,
ее теоретическую, методическую и практическую значимость для обозначения стратегических целей эволюции человечества в формирования и развития человеческого капитала.
Степень научной разработанности темы. Предлагаемая научноисследовательская работа основана на сравнительном анализе и обобщении многочисленных отечественных и зарубежных трудов, посвященных теории и практике становления и развития человеческого капитала. Многоаспектность и неоднозначность толкования человеческого капитала как феномена предопределяют сложность трактовки и осмысления его сущности и необходимость отнесения озвученного явления к числу междисциплинарных категорий. Поэтому глубокое научное исследование представляется возможным только в рамках синергетического контекста, в котором интересующее нас понятие изучается в органичности комплекса статических и динамических свойств.
Различным аспектам формирования и развития человеческого капитала в тех или иных конкретно-исторических условиях посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей.
Существенный вклад в первоначальное становление и последующее развитие эволюционной концепции человеческого капитала со стороны зарубежной экономической мысли внесли такие исследователи, как: Г. Беккер, Э. Денисон, Дж. Минцер, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Л. Туроу, Т. Шульц и др. Среди отечественных исследователей особо хотелось бы отметить таких видных исследователей, как: И.В. Грузков, А.И. Добрынин,
O. А. Дроздов, С.А Дятлов, И.В. Ильинский, В.Л. Иноземцев, Р.И. Капелюшников, А.В. Корицкий, Ю.А. Корчагин, М.М. Критский, В.A. May,
P. М. Нуреев, Н.М. Плискевич, А.И. Подберезкин, Е.А. Полищук, И.В. Соболева, М.М. Хайкин. Вопросы исследования человеческого капитала во взаимосвязи с интеллектуальным капиталом освещены в трудах Дж. Кендрика, Ф. Махлупа, Дж. Минцера, М. Мэлоуна, Т. Стюарта и др. Из числа отечественных исследователей следует выделить Н.Ф. Газизуллина,
Ф.Г. Газизуллина, С.Ю. Глазьева, А.А. Дынкина, С.А. Дятлова,
B. Л. Иноземцева, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, Ю.С. Колесникову,
М.М. Критского, А.В. Лабудина, В.Л. Макарова, В.А. Супрун, Е.В. Фахрутдинову и др. Динамику движения российского человеческого капитала на внутреннем и внешнем рынках труда подробно описывают Н.С. Агамова, И.Г. Дежина, Н.В. Латова, Е.Е. Письменная, С.В. Рязанцев, Е.А. Ситарчук, С.Е. Шагинян. В связи с концепцией формирования и развития государства актуальность научного осмысления роли человеческого капитала в экономическом развитии приобрела новые грани. Данная проблема возникла вместе с осознанием того факта, что знания становятся той перспективной областью, в которой доопределяется (уточняется) категориальная сущность человеческого бытия по самым принципиальным вопросам. Усиление экономического значения знаний в производственном процессе естественным образом способствовало появлению теорий, ставящих в центр внимания именно этот фактор. Среди различных концепций современного общества, которые последовательно сменяли друг друга со второй половины прошлого века, можно выделить четыре основных направления: теория постиндустриального общества (Д. Белл, 3.
Бжезинский, А. Кумарасвами, Д. Рисмен); теория постмодернизма (Ж. Бодийяр, М. Постер); теория информационного общества (М. Кастельс, Й. Масуда, Ф. Махлуп, Р. Меткалф, М. Порат, Т. Сакайя, Т. Стоуньер) и теория развития общества знания (П. Друкер, Э. Тоффлер, Дж. Ходжсон). Среди отечественных исследователей, посвятивших свои труды изучению значения знаний в формировании нового типа хозяйствования, можно выделить
C. Ю.Елазьева, О.Е. Еоличенко, А. А. Дынкина, С. А. Дятлова, В.Л. Иноземцева, Е.Б. Клейнера, В.Л. Макарова, А.А. Татаркина и др. Признавая высокую значимость исследований перечисленных ученых в контексте очерченной проблематики, следует вместе с тем отметить, что теория и методология формирования и развития человеческого капитала в России находится в процессе становления, а основные методы его оценки заимствованы главным образом из западной практики и не всегда адаптированы к условиям российской экономики в целом. Недостаточно изучена производственная роль человеческого капитала и его трансформация в условиях развития государственных отраслей, в т.ч. вопросы содержания трансформации, взаимосвязи человеческого капитала с инновационным развитием, формирования инновационного человека, разработки практического инструментария для обеспечения результативности и активизации человеческого капитала и др.
Противоречивость различных концептуальных подходов, нехватка эмпирических исследований сдерживают внедрение теории и методологии человеческого капитала в систему управления и дальнейшие исследования в этой области.
Таким образом, актуальность и объективная необходимость системного обоснования и комплексного решения теоретических и прикладных проблем исследования и оценки человеческого капитала как важнейшего конкурентоспособного фактора экономического развития обусловили формирование цели и задач исследования настоящей научно
исследовательской работы.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании теоретических основ субстанциональной концепции человеческого капитала, а также в выявлении основных тенденций качественной трансформации развития и формирования человеческого капитала на государственном уровне.
Реализация цели исследования обусловило постановку и решение следующих основных задач:
1. Обобщить и проанализировать сущностную характеристику содержания человеческого капитала с целью определения потенциальных точек роста для дальнейшего формирования и развития;
2. Выявить роль человека и влияние знаний на человеческий капитал;
3. Раскрыть и систематизировать классификацию видов человеческого капитала в экономической системе;
4. Провести структурированный анализ стратегии по развитию и формированию человеческого капитала, концепций производства знаний и навыков и на этой основе определить типологию формирования и функционирования инновационного человека в современной системе государственного управления.
Объектом исследования выступает человеческий капитал, его формирование и развитие на государственном уровне.
Предметом исследования выступают государственные социальноэкономические и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития человеческого капитала.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концептуальные положения и концепции, сформулированные в трудах ведущих российских и зарубежных представителей альтернативных научных школ и направлений в области концепции человеческого капитала, когнитивной концепции и концепции инновационного развития.
В основу исследования положены принципы исследовательского метода, среди которых: принцип развития и формирования как источник и его движущая сила; принцип всеобщей взаимосвязи явлений; принцип реализации; принцип системности. Многогранность человеческого капитала как социально - экономической категории предопределила необходимость использования и других разнообразных методов научного познания, среди которых - общенаучные (системный, структурно-функциональный и др.), частнонаучные (эмпирический метод, функциональный метод, каузальный метод и др.), сравнительного исторического и логического анализа, абстрагирования, а также экспертных оценок. При этом использован гносеологический потенциал эмпирического (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретического (идеализация, формализация, гипотеза) уровней исследования. Содержание научной гипотезы исследования определило широкое использование методов междисциплинарного исследования как результата сочетания компонентов различных уровней методологии научного знания. Общетеоретические положения и результаты научно-исследовательской работы коррелируют с поставленными задачами.
Эмпирической и информационной базой исследования послужили сведения федеральных органов государственной статистики Российской Федерации (РФ) и их территориальных управлений, официальных статистических органов зарубежных государств, материалы Министерства экономического развития РФ и РТ, Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ; в работе использованы фактологические и статистические данные о состоянии и динамике человеческого капитала в российской и мировой экономике. Основные положения и выводы диссертационного исследования подтверждаются аналитическими материалами ряда российских и зарубежных компаний.
В ходе подготовки настоящего исследования автором использованы также нормативно-правовые акты и законодательные документы, в которых отражены формы и методы государственного регулирования, а также тенденции формирования и развития высококачественного человеческого капитала.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в целостном подходе к решению комплексной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение и вносящей вклад в разработку и научное обоснование теоретических основ формирования человеческого капитала, вызванного все возрастающей ролью знаний в процессе инновационного развития.
Элементами научного вклада и предметом публичной защиты являются следующие теоретические, методические и практические результаты исследования:
1. Разработана и предложена концептуальная модель формирования и последующего кругооборота человеческого капитала, включающая стадии развития и формирования человеческого потенциала в процессе трудовой деятельности в человеческий капитал, конвертации человеческого капитала в обобщенный капитал и др. и на этой основе дано определение содержания экономической категории «человеческий капитал», которое в отличие от предшествующих понимается как реализованный в рамках государственных стратегий и моделей деятельности человеческий потенциал (интегральный показатель накопленных индивидом в процессе воспитания, обучения и социализации комплекса знаний, умений и компетенций), способный приносить его обладателю финансовый доход и моральное удовлетворение;
2. Установлено и охарактеризовано положительное влияние созидательной составляющей профессиональной деятельности субъекта хозяйствования в процессе эволюции на формирование и развитие человеческого капитала. В итоге человеческий капитал предполагает наличие целого ряда качественных ступеней внутреннего развития от человека, познающего через человека присваивающего и человека производящего (промышленного) к человеку созидающему, что дает основание утверждать о становлении новой страты - инновационного человека в России и за ее пределами;
3. Предложено модернизировать классификацию структур
человеческого капитала на активный и пассивный: под активным
человеческим капиталом предлагается понимать активизированные уникальные способности и компетенции новаторов и инноваторов как проявление инновационной активности к созданию и производству инноваций; под пассивным человеческим капиталом - часть населения с низким процентом конкурентоспособности и не способного к новационным и инновационным процессам; возможности населения только к восприятию и использованию инновационного продукта в жизнедеятельности как проявление потребительской активности на инновации;
Теоретическая значимость научно-исследовательской работы заключается в разработанной концептуальной модели формирования и развития человеческого потенциала в человеческий капитал и закономерного кругооборота человеческого капитала в социально - экономической системе, а также в предложенном варианте уточнений системы понятий, раскрывающих сущность, роль и место человеческого капитала, а также его структурных подвидов в моделях стратегий государственного уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в его рамках выводы могут использоваться: органами государственной власти при разработке политики, направленной на формирование нового качества инновационного развития; теоретические положения научно-исследовательской работы актуальны при чтении курсов «Экономическая теория», «История экономических учений», «Макроэкономика», «Государственная политика», «Инновационный менеджмент», «Институциональное развитие» и др.
Структура работы определена на основе заявленной цели и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Структура работы получила отражение в ее содержании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные закономерности развития общества, смена ключевых доминант в структуре государственной системы, а также видоизменение роли и степени вовлеченности субъекта хозяйствования в систему общественного производства побуждает нас исследовать категорию «человеческий капитал» с позиций социально - экономической теории. Предпринятый в настоящей научно - исследовательской работе анализ теоретико-методологических вопросов изучения и осмысления процесса накопления человеческого капитала на примере Республики Татарстан в условиях развития государственной стратегии «2030 Татарстан» дает возможность выдвинуть ряд важных выводов.
В ходе исследования нами было выявлено, что человеческий капитал, как и другие виды капиталов, совершает собственный кругооборот (малый и расширенный), хотя и в специфической форме. Этот кругооборот включает ряд стадий качественной трансформации из состояния человеческого потенциала в человеческий капитал. При этом человеческий капитал находит свое выражение только в процессе вовлечения в трудовую деятельность. Вне границ профессиональной деятельности качественные характеристики и содержание субъекта хозяйствования ассоциируются только как определенная возможность, поскольку обладание ресурсом не гарантирует его результата и капитализации. Можно предположить, что только в рамках трудовых отношений возможна качественная конвертация и реализация потенциальных качеств субъекта в аналогичный капитал, использование которого способствует двойному обогащению, как самого субъекта хозяйствования (индивидуального человеческого капитала), так и всей социально - экономической системы (национального человеческого капитала), служащего залогом успешного развития экономики и общества в целом.
Проведенное исследование позволило нам уточнить социально - экономическую значимость «человеческий капитал» и интерпретировать ее как вовлеченный в трудовую деятельность человеческий потенциал, который, начиная определять признаки производительного фактора, гарантирует его обладателю финансовый доход и моральное удовлетворение.
Современное общество и государство по праву признает за знаниями ключевую ценность и жизненно необходимую позицию прогрессивного эволюционного развития, а механизм его производства становится залогом экономического роста, благосостояния общества страны и показателем конкурентоспособности экономики. Благодаря этому развитие информационных и интеллектуальных технологий, активное внедрение в жизнь высокотехнологичных производств и формирование единой платформы знаний в глобальном образовательном пространстве является ключевой задачей развития государства.
Эволюционная составляющая концепции человеческого капитала раскрывает качественные аспекты развития вопросов накопления человеческого капитала, учитывая, что любая экономическая система, находясь под влиянием внешних движущих сил, вынуждена постоянно адаптироваться, корректируя свое системное предназначение. Соответственно, происходит видоизменение сущностного начала как фактора накопления и реализации человеческого капитала, которое влечет появление внутренней разносторонности качества человеческого капитала: личностного потенциала субъекта, трудового потенциала, отражающих комплекс экономических отношений между работником, организацией и государством по поводу реализации трудового потенциала специалиста и распределения между ними полученной добавленной стоимости.
В ходе исследования было выявлено, что в процессе динамичного движения и развития технологического базиса современного общества наблюдается результативность данной стратегии субъекта хозяйствования в
воспроизводственном процессе: с человека, познающего через человека, присваивающего и производящего к человеку созидающему (инновационному человеку).
Модели и концепции человеческого капитала в структуре социальноэкономических систем во многом определяется ментальной, культурной, институциональной, когнитивной, технологической и исторической подсистемами. Каждая из них оказывает определенное воздействие на формирование и совершенствование человеческого капитала: выстраивается ментальная конструкция человеческого капитала, формируются культурные ценности и феномены, институты, знания и компетенции. Можно предположить, что в каждый конкретный исторический период основную роль в накоплении и реализации качественного человеческого капитала начинают играть одна из этих структурных подсистем.
1. Дальнейшее исследование структуры человеческого капитала потребовало критического анализа классификации его элементов. Анализ показал, что в научном сообществе пока не сформирована единая и общепризнанная классификация структурных видов содержания
человеческого капитала, а также их взаимосвязи. Включено в его структуру различные элементы. Связано это с тем, что сущностная характеристика трактовки содержания, а также видов человеческого капитала зависит от множества факторов: от поставленной цели, метода анализа и выбранного научного инструментария, с помощью которых можно изучить категорию «человеческий капитал» под разным углом зрения. Чаще всего классификация видов человеческого капитала строится на таких теоретикометодологических предпосылках, как факторного исследования, качественных и количественных показателей в процессе оценки рабочей силы, занятого производством общественного блага, социально
экономического триединства взаимоотношений между государством, нацией и бизнесом во взаимосвязи с определенной человеческой личностью. Рассогласованность представлений классификации находит вполне логичное
по
объяснение в неоднозначности научных взглядов ученых на предмет понимания базовых количественных и качественных показателей видов человеческого капитала. Противоречивость наблюдается как с позиции обозначения роли и места элементов классификации в структуре человеческого капитала, а также их влияния на стабильность и эффективность в процессе хозяйствования, эволюции социальноэкономических взаимоотношений на разных ступенях общественного производства, так и с позиции обозначения ключевых факторов их воспроизводственного процесса.
На данном этапе развития общества вводятся современные стратегии и модели государственного формирования человеческих ресурсов для достижения конкурентоспособности как государственного уровня, так и на уровне региона. Информационно - технологический прогресс общества позволяет накапливать человеческий капитал, анализировать, совершенствоваться в данной сфере. Важно понимать, что человек, должен постоянно развивать свои навыки, умения во всех сферах, и в этом способствует реализация государственном уровне.
Формирование и развитие человеческого капитала определяет признаки новшества и эволюционирования, раскрывающейся во внутренней и непрерывной корректировке составляющих его структурных элементов на предмет соответствия новым условиям экономического развития. Эволюционная теория человеческого капитала нацелена на серьезную проработку вопросов закономерностей формирования и функционирования человеческого капитала, а также условий и факторов обеспечения результативности использования человеческого капитала на всех этапах развития экономической системы: генерация знаний - создание и распространение технологий - производство инновационной продукции.
В результате был сделан вывод о целесообразности выделения в структуре человеческого капитала, следуя логике, двух его подвидов: активного человеческого капитала и пассивного человеческого капитала.
ill
Новая модель человеческого капитала увязывается с трендом инновационного человека при одновременном возрастании роли знаний и компетенций, которая может способствовать новой длинной волне базовых инноваций, стимулирующих развитие производительных сил. В современных условиях комплекс производительных способностей и потребностей субъекта хозяйствования постепенно преобразуются в комплекс творческих интеллектуальных способностей и потребностей человеческого капитала в его современной интерпретации. На этой основе механизм накопления и совершенствования человеческого капитала достигается рамками предложенной нами синтетической модели формирования и последующего функционирования инновационного человека.
Таким образом, в условиях цикличности экономического развития государства, проблемы качественного воспроизводства человеческого капитала выступают на первый план, поскольку нарушения в обороте общественного капитала дестабилизируют социально-экономическое развитие.
Рост человеческого капитала и инновационных социальноэкономических отношений выступают объективными компонентами устойчивой экономической системы, формирующей механизм саморазвития экономики знаний. Причем ключевыми составляющими новой государственной стратегии являются человеческие ресурсы и накопленные знания и компетенции. Поэтому концепция перехода к системе знаний представляется возможным только на базе институциональных преобразований, аккумулируемых на всех уровнях осуществления государственной политики и сотрудничества государства с гражданскими силами общества и институтами, развивающимися высокими технологиями и мышлением людей. Если люди и знания возводятся в ранг основной движущей силы инновационного развития, способной преобразовывать знания и компетенции в экономические блага, тогда трансформация институтов должна создавать условия для развития инновационного человеческого потенциала с последующей возможностью последнего трансформироваться в человеческий капитал.
Концепция человеческого капитала не завершена, она непрерывно развивается и дополняется. Значение совершенствования механизма накопления и реализации человеческого капитала в условиях развития государственного формирования неуклонно растет на примере стратегий и моделей, приведенных в данной научно-исследовательской работе. Особенно актуальной на сегодняшний день является стратегическая задача формирования и развития качественного человеческого капитала творческого типа.



1. Конституция Республики Татарстан: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2001. - 2 с.
2. Федеральный закон Республики Татарстан об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [федер. закон: принят Государственным Советом Республики Татарстан 10 июня 2015 года]. - Казань, Кремль 17 июня 2015 года № 43- ЗРТ.
Книги, монографии
3. Rindermann Н., Sailer М., Thompson J. The impact of smart fractions, cognitive ability of politicians and average competence of peoples on social development // Talent Development & Excellence. 2009. Vol. 1. No.l. Pp.325.
4. Грейсон Дж. К., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. С. 196.
5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: в 3 т. М.: Политиздат, 1952. ТТ. Кн. 1: Процесс производства капитала. С.49.
6. Пит, по: Нуреев Р.М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России // общественные науки и современность. 2009. № 4. С.5-20.
7. Горицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск, СибУПК, 2000. С.86.
8. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1967.
С. 104.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 1. С.490. Там же, с.208.
10. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. Соч. Т. 1.М., 1955. С.89, 183.
11. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс, 1980.
12. Fisher I. The Nature of Capital and Income. L., 1927. P.51 - 52, 68 - 69.
13. См., наир.: Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С.70; Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. С.36.
14. McCullox J.R. The Principles of Political Economy. New York: Farrar&Rincart, 1939. P.68 - 69. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: в 3 т. М.: Политиздат, 1952. ТТ.
15. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1984. Т. F
С.56.
16. Цит. по: Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. С. 11.
17. Цит. по: Русские экономисты (XIX - начала XX веков) / ред. сост. Л.А. Зубченко, Л.И. Зайцева. М., 1998. С. 148.
18. Schultz Т. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960, Vol. 68. P.13.
19. Цит. по: Симкина Л.Е. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбЕИЭА, 2000. С. 14.
20. Чернышевский Н.Е. Избранные экономические произведения. М., 1949. Т.З. С.274 - 275.
21. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве. СПб.: Наука, 2004. С. 116.
22. Цит. по: Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. С.25.
23. Бабст И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Избранные труды. М., 1999. С. 117.
24. См., например: Преодоление времени (по материалам
международной научной конференции, посвященной творческому наследию
С.Н. Булгакова). М.: Изд-во Моек, ун-та, ТЕИС, 1998. С.69.
25. Струмилин С.Е. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. С. 122.
26. Критский М.М. Человеческий капитал в информационной рыночной экономике // Человеческий капитал в условиях современной трансформации экономики: сб. науч. трудов. СПб.: СПбЕИЭУ, 2000. С.9. 43 Там же, с.81.
27. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под. ред. Л.И. Абалкина. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. С.21-22.
28. Цит. по: Основы экономической теории человеческого капитала: методологические и институциональные аспекты / под ред. Ф.Е. Хамидуллина. Казань: Фэн, 2007. С.26. Там же, с.58.
29. Ерузков И.В. Идеи и опыт классификации человеческого капитала//TERRAECONOMICUS. 2011. Том 9. №2. С. 16.
30. Schulz T.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y.: Free Press, 197E No 1. P.62.
3E Беккер E.C. Человеческое поведение. Экономический подход. М., ЕУ ВШЭ, Высшая школа, 2003. С.516.
32. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992. С.17Е
33. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в
инвестиционном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбЕУЭФ, 1996. С.30.
34. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978. С.8.
35. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
36. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: Изд-во ИжЕТУ, 2005. С.67.
37. Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчик В.И., Скоблякова И.В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Монография. М.: Машиностроение - 1, Орел: ОрелЕТУ, 2005. С. 123.
38. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России. Воронеж: ЦПРЭ, 2012. С.47. Там же, с.48.
Диссертации
39. Хабибуллина З.Р. Трансформация человеческого капитала в условиях инновационной экономики: дисс.... 08.00.01 / Хабибуллина З.Р. - М., 2015.-83 с.
40. Хадиуллина, Ю.В. Развитие человеческого капитала в процессе становления инновационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / Хадиуллина Юлия Викторовна. - Чебоксары, 2006. - 26 с
41. Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ni/
Электронные ресурсы
42. Численность и миграция населения РФ. [Электронный ресурс]. - Стат. бюллетень. - М., Фед. служба гос. статистики, 2018. - Режим доступа: http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ni/statistics/publicati ons/catalog/doc 1140096034906.
43. Федеральная служба государственной статистики. Уровень
жизни. [Электронный ресурс]. - Стат. бюллетень. - М., Фед. служба гос. статистики, 2018. - Режим доступа: http://www.gks.nl/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/l evel/.
44. Официальный сайт Министрества здравоохранения.
[Электронный ресурс]. - М., Фед. служба гос. статистики Статистический сборник 2018. - Режим доступа:
https://www.rosminzdrav.ru/ministrv/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i- informatsionnve-materialv/statisticheskiv-sbomik-2017-god.
45. Федеральный портал «Российское образование».
Государственная политика в сфере образования. [Электронный ресурс]. - М., Управление системой образования 2018. - Режим доступа:
http://www.edu.ru/index.php7page id=346.
46. Проектный офис НАСА: Путь к обучающейся организации (Часть 1). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pmservices.ru/proiect-management-news/proektnvi-ofis-nasa-put-k- obuchavushhei sva-organizacii-chast-1/.
47. Менеджмент корпорации SONY. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //infomanagement. ш/referat/178/14.
48. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 1040459.pdf.
49. Социально-экономическое положение Республики Татарстан.
[Электронный ресурс]. - РТ., Миграционный прирост населения 2018. - Режим доступа:
http://tatstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/resources/cf2175804419dac abf7dff20d5236cbc/%D0%BC%D0%B8%D0%B3%Dl%80+2018.pdf.
50. Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 года.
[Электронный ресурс]. - РТ., Министерство экономики 2015. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiva-sotsialno-ekonomicheskogo-
razvitiya.htm.
51. Стратегия 2030 Татарстан. [Электронный ресурс]. - РТ., Министерство экономики 2018. - Режим доступа: http://tat2030.mageinn.сот/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ