Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №31777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 9
1.1 Сущность и содержание понятия «культура поведения» 9
1.2 Формирование культуры поведения с позиций современного этикета .... 13
1.3 Методы и средства формирования культуры поведения младших школьников 23
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 41
2.1 Игра как средство формирования культуры поведения у младших
школьников 41
2.2 Разработка комплекса игр и методик для формирования культуры поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 49
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших
школьников культуры поведения средствами игр во внеурочной деятельности 55
Выводы по 2 главе 69
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения 76



В век развитых технологии и инноваций, уровень развития страны демонстрирует не высокотехнологические изобретения, а культурный уровень развития населения. Развитие культурного уровня поведения демонстрирует высокий уровень дисциплины, который позволяет достигнуть любых целей, поставленных руководством. С чего же нужно начинать, чтоб сформировать культурное поведение?
В нашей стране данным вопросом занимается школа. На сегодняшний день перед школами стоит важная задача, необходимо не только обучить детей, но сформировать культурное поведение, ведь дети наше будущее. Перед педагогами всей страны стоит вопрос решения этой главной задачи. Моральное развитие школьников становится одной из главных приоритетных направлений учителя начальных классов. Педагогу необходимо сформировать сильную личность, развитую морально и интеллектуально.
Процесс формирования культуры поведения длительный, потребуется не один год, не менее важным в этом процессе является взаимодействие школы и родителей. Ведь взрослые являются примером для детей младшего школьного возраста, только совместными усилиями получится сформировать культуру поведения. К сожалению, на уроках учителя лишь поверхностно затрагивают темы культуры поведения, так как в учебных программах мало уделяются этому внимания. В данном случае внеурочная деятельность позволяет решить эту проблему.
Важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности.
Внеурочная деятельность помогает формированию культуры поведения младших школьников, она позволяет наиболее полно затронуть все аспекты развития личности. Младшие школьники должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
На сегодняшний день культура поведения является одной из актуальных проблем нашего общества. Решение данной проблемы лежит на плечах тех людей, чьи профессии связаны с обучением детей. Как уже говорилось, важно не только обучить, но и сформировать культуру поведения младшего школьника.
Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как А.М. Виноградова, П.Ф. Лесгафт, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и другие. К примеру, А.М. Виноградова раскрывает данную проблему так, что основой является формирование нравственного отношения ребенка, от этого будет зависеть развитие чувств и поведения в дальнейшем. Основой при формировании культуры нравственного поведения является само отношение и восприятие ребенка правил и норм поведения. Потому в самом начале учитель должен выявить у детей уровень знании в области культуры поведения, их отношение к правилам поведения, как понимают хорошие и плохие поступки. От этих наблюдений педагог начинает заниматься формированием культуры поведения младших школьников.
Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, прививать бережное отношение к культурным ценностям, знакомить педагогов и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Взрослые в целях формирования культуры поведения и обучения младших школьников используют игры. Играя ребенок социализируется, учится общаться с другими детьми, формируется характер. В дальнейшем время покажет, насколько эффективно игры повлияли на сознание и поведение детей.
П.Ф. Лесгафт утверждал, что игра является главным инструментом для подготовки детей к реальной жизни. Ведь в игре развивается разум ребенка, формируется сила воли и характер. Важно правильно подобрать и умело управлять игрой. Только в этом случае можно будет сформировать культуру поведения младших школьников. Кто бы мог подумать, что веселые и яркие игры, дарящие радость детям, можно использовать как один из инструментов влияния на формирование культуры поведения школьников.
В играх, по мере развития сюжета, участники игры совершают разнообразные действия, которые не могли бы совершить в реальной жизни. Когда дети играют им радостно и хорошо, они вовлечены в процесс игры, что позволяет эмоционально расслабиться, а это приводит к положительным эмоциям.
Все понимают явное преимущества игр. Играя ребенок развивается, формируются такие личностные качества, как честность, воля, уважение, правдивость, дружелюбие. Игры позволяют развивать творческое мышление детей, придумывая разные игры со своими ровесниками в процессе совместной игры, дети учатся общаться между собой, договариваются, обсуждают правила, что ведет к их социализации.
Атмосфера, которая окружает ребенка, является средством формирования культуры поведения. В зависимости от того какой она будет, будет зависеть его будущее. Родители, дарящие любовь и заботу, педагог, проявляющий уважение и гуманное отношение, все это будет решать каким будет ребенок. Смотря на взрослых, у детей формируется представление, каким нужно быть. Не раз писалось, что прежде всего взрослые должны следить за своим поведением и поступками.
Деятельность учителя важна для формирования культуры поведения населения, потому что большинство людей нуждается в
исправлении своего поведения, а прежде чем исправлять, сначала его нужно сформировать.
В формировании культуры поведения младшего школьника во внеурочной деятельности главная задача педагога: добиться обдуманного выполнения правил поведения, развития активности и сознательности школьника, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Полученные знания должны стать осознанным поведением и закрепленным убеждением.
Проблема исследования культуры поведения у младших школьников заключается в поиске эффективных методик для определения уровня воспитанности, и применения технологии игр для формирования культуры поведения во внеурочной деятельности. Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, вносится вклад в развитие общества.
Цель данного исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у младших школьников культуры поведения посредством игр во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность и особенности формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности;
2. Разработать комплекс игр и методик по выявлению уровня воспитанности и улучшению поведения младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Провести эксперимент, способствующий формированию и улучшению культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: игра как средство формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Г ипотеза: предполагается, что применение системы специально подобранных игр и игровых упражнений во внеурочной деятельности, будет способствовать формированию культуры поведения младших школьников.
Методологическую основу исследования составили работы Н.И. Дереклеева, В.Н. Зотов, А.В. Мудрик, Н.Я. Подласый, А.С. Роботова, М.И. Рожкова, В.П. Сергеева, Т.А. Стефановская, Н.Е. Щуркова, А.И. Шемшурина и др., которые занимались вопросами формирования культуры поведения младших школьников.
Практическая значимость: разработанный комплекс игр может быть эффективно использован учителями начальных классов для формирования культуры поведения младших школьников.
База исследования: МБОУ «СОШ №22» Советского района г.Казани.
Исследование проходило поэтапно.
На первом этапе была выбрана тема, сформулированы цель и задачи, а также выдвинута гипотеза.
На втором этапе было организовано исследование особенностей формирования культуры поведения у младших школьников. Была проведена опытно-экспериментальная работа, проходившая в три этапа:
Первый этап - констатирующий эксперимент, задачей которого стало выявление уровня сформированности культуры поведения младших школьников в контрольном и экспериментальном классах.
Второй этап - формирующий эксперимент, был направлен на разработку и внедрение в экспериментальном классе системы работы по формированию младших школьников культуры поведения средствами игровой деятельности.
Третий этап - контрольный эксперимент, целью которого явилась повторная диагностика уровня сформированности культуры поведения младших школьников в контрольном и экспериментальном классах, сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента, их анализ. Проведена диагностика эффективности по формированию у младших школьников культуры поведения средствами игр во внеурочной деятельности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во все времена старшее поколения стремилось воспитать и передать все лучшее новому поколению. Без развития культуры эволюция была бы невозможной. Сегодня показателем развития служит культура поведения. По культурному поведению людей, судят о развитости страны. Потому каждому человеку следует наблюдать за собой и своим поведением.
Для решения проблемы, связанной с формированием культуры поведения людей, следует начинать заниматься с младшего школьного возраста. Поскольку младшие школьники в юном возрасте податливы и восприимчивы ко всему новому, педагог должен правильно построить урок, чтобы дети не просто запоминали, а закрепляли действиями, полученные знания. Для более глубокого раскрытия норм морали и нравственности учителю помогает внеурочная деятельность, в которой можно раскрыть и разыграть правила вежливости и уважительного отношения.
Культура поведения состоит из множества сводов норм и правил, раскрывающихся при коммуникации людей между собой. Сюда входит не только правильная постановка речи, но и внешний вид человека. В культуре поведения важен каждый аспект, как внутреннее отношение ко всему окружающему, так и внешнее проявление манер и действии. Нравственные нормы также входят в культуру поведения. Поэтому необходимо дать ребенку понимание нравственного отношения, при выполнении правил. Внеурочная деятельность позволяет более подробно объяснить и раскрыть нравственную культуру. А использование игр во внеурочной деятельности позволяет в интересной и развлекательной форме усвоить разные правила, к тому же младшие школьники и сами могут принимать участие при разработке правил культуры поведения. Учителям следует обращать внимание на развитие интереса и увлеченности школьников к тому или иному процессу. Это повлияет на результаты педагогической работы в дальнейшем.
После проведенного эксперимента, результаты исследования показали положительное влияние игр на формирование культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности.
Педагог обязан научить младших школьников к самостоятельному контролю, слежению за своими результатами, наблюдению за своими действиями и поступками.
Можно сделать следующие выводы:
1. Важной задачей для современной школы является формирование культуры поведения как одной из черт личности
2. При формировании культуры поведения необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, а также поведение взрослых, которые являются примером для подражания
3. На эффективность обучения влияет также формирование навыков культуры поведения
4. Профессионализм и мастерство педагога сказывается и на умении заинтересовать младших школьников учебным процессом, увеличением активности участия во внеурочной деятельности с использованием различных игр.
В данной работе были поставлены и решены все задачи. Полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности использования игр во внеурочной деятельности для формирования культуры поведения младших школьников. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое полное подтверждение.



1. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное
воспитание Ребенка в воспитании самих себя. СП Изд.
дом Шалвы Амонашвили, 2017.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2013.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2014. 144 с.
5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та,
2013. С. 3-18.
6. Аплетаев М.Н., Маврин С.А., Медведицков А.П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе. Учеб. пособие / под ред. А.П. Медведицкого. Москва, 2013.
7. Аристотель. Большая этика Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 2014. Т. 4. 310 с.
8. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017.
9. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопросы психологии. 2017. N 1. С. 3-12.
10. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. 2017. N 3. С. 69-71.
11. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час // Педсовет, 2017. N 11. С. 4-5.
12. Боброва Л.В. Классный час «Совесть - это нравственная категория...» // Классный руководитель, 2017. N 2. С. 98-103.
13. Будникова В. «Добрым быть совсем не просто» // Воспитание школьников, 2016. N 8. С. 20-25.
14. Вежинов П. Синие бабочки. [электронный ресурс]. режим доступа: http://lib.ru/PROZA/WEZHIN/35-14.txt (дата обращения: 13.11.2018).
15. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе: В 24. Волгоград: Учитель, 2013. Ч.1. 96 с. Ч.2. 96 с.
16. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы - новые собрания. М.: ВАКО, 2015.
17. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2013. 240 с.
18. Занина Л.В. Основы пед. мастерства: Учеб. пособие для пед. вузов/Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. Казань: Феникс, 2013.
19. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры» // Классный руководитель, 2017. N 2. С. 71-81.
20. Костина Н.А. Сценарий классного часа «Семья - это то, что с тобою всегда!» // Классный руководитель, 2017. N 5. С. 40-43.
21. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов/О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. М.: Академия, 2013.
22. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. - М.: Педагогический поиск, 2015.
23. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2013.
24. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): Практические материалы: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015.
25. Никитина Н.Н. Ведение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. М.: Академия, 2014.
26. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. Волгоград: Учитель, 2015.
27. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе «Как вести в школе и дома» / О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2017.
28. Персидская И.В. Классные часы в 1-4 классы / И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2017. 204 с.
29. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 2013.
30. Рудаковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2014.
31. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 2013.
32. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Ядов В.А., Магун B.C., Борзикова П.В. и др. / под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука,
2013.
33. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнениям коррекционные программы. М.: Новая
школа, 2015.
34. Самусева Г.В. Педагогическое сопровождение становления позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника: дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2017.
35. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной саморегуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. 2017. N 4. С. 55-60.
36. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2013.
37. Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 2014. С. 164-165.
38. Сахарчук Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и организованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис. ... кан. пед. наук. Л., 2013.
39. Селестен Ф. Избранные педагогические сочинения: пер. с фр. / С. Френе / ред. Н. Е. Файн. Москва: Прогресс, 2016.
40. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. 2-е изд. М.: АКАДЕМИЯ, 2016.
41. Шемшурина А.И. Классному руководителю // Воспитание школьников. 2016. N 6. С. 24-25.
42. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики / Н.Е. Щуркова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России,
2014.
43. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2015.
44. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2016.
45. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2016.
46. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Казань: Феникс, 2014.
47. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
48. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2013.
49. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / под ред. М.А. Ушакова. 2-е изд. М.: Сентябрь, 2013.
50. Яновская М.Г. Этические игры // Классный руководитель. 2014. N 6. С. 73-85.
51. Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для студентов и учителей начальных классов. Волгоград. 2016.
52. Ясперс К. Введение в философию / пер. с нем. Щитцова Т.В. / под ред. Михайлова А.А. Минск: Пропилеи, 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ