Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №31770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с нарушениями слуха 8
1.2. Проблема формирования прогностических способностей у детей 16
1.3. Особенности формирования прогностической компетентности у
слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях 19
Выводы по главе I 23
Глава II. Эмпирическое изучение прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у слабослышащих
младших школьников 27
2.3 Анализ нормативного поведения и деятельности у слабослышащих младших школьников 32
2.4. Специфика личностных особенностей младших школьников с
нарушениями слуха 37
2.5. Особенности прогностической компетентности у слабослышащих
младших школьников 40
2.6. Взаимосвязь прогностической компетентности с показателями
коммуникативного развития у детей младшего школьного возраста 42
Выводы по главе II 48
Глава III. Логопедическая работа по формированию прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников 50
3.1. Основные направления по формированию прогностической
компетентности у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях 50
3.2. Содержание проекта по формированию прогностической компетентности
у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях 53
Выводы по главе III 62
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 70


Актуальность исследования. Способность отражать примеры прошлого опыта в окружающей действительности является не только одним из условий для успешной социализации ребенка в обществе, но и для полноценного освоения развернутой речи. Формирование прогностической компетентности имеет прямую зависимость с развитием познавательной, коммуникативной и социально - личностной сферы ребенка, а также является базой не только для благоприятной интеграции в социум, но и для преодоления нарушений речевой деятельности младших школьников с нарушениями слуха.
Наиболее ценный вклад в изучение прогностической компетентности внесли такие отечественные исследователи, как Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко, И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич [32] [24] [38] [41]. Особое внимание в аспекте нашей проблемы принадлежит исследованиям В. Д. Менделевич, который определил прогностическую компетентность как способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать пути развития различных ситуаций, а так же определять собственные реакции на них [24].
Прогнозирование является важным ресурсом социализации. В изучение особенностей социализации слабослышащих младших школьников внесли вклад такие зарубежные и отечественные ученые, как К. Мидоу, Р. Браун, Е. Фостер, В. Берри, С. Антиа [43], [44]. Данные исследователи считали, что для успешной социализации детей с нарушениями слуха необходимо придерживаться ряда условий, среди которых: тесное взаимодействие глухих детей со слышащими, достаточный уровень развития устной речи слабослышащего, а также активное участие семьи в жизни ребенка с нарушениями слуха [9].
Значение прогностических способностей для успешной социализации слабослышащих школьников, а также тесная связь прогнозирования с речевой коммуникацией позволяет считать формирование прогностической
компетентности одной из задач логопедической работы, так как именно данный навык участвует в таких видах речевой деятельности, как составление рассказа, пересказа, чтения и т.д. Однако, проведенный анализ современных исследований показал, что вопросы, касающиеся формирования прогностической компетентности младших школьников с нарушениями слухового анализатора являются недостаточно изученными. Недостаточное количество коррекционно - образовательных проектов, направленных на формирование прогностических способностей у данной категории детей определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: определить специфические особенности
прогностической компетентности слабослышащих детей младшего школьного возраста и разработать проект по формированию прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников в структуре логопедической работы.
Объект исследования: прогностическая компетентность у
слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования: формирование прогностической
компетентности у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники с нарушениями слуха могут иметь трудности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, а также низкий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Формирование прогностической компетентности у данной категории детей на логопедических занятиях будет эффективным при соблюдении следующей последовательности: развитие прогнозирования в контексте выбора решения социальной ситуации, в работе над конструированием предложений, в работе над связной речью.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
2. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы, отражающую проблему прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение
уровня сформированности прогностической компетентности у
слабослышащих младших школьников.
4. Разработка образовательного проекта, направленного на формирование прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях.
Методологическая база исследования
В основу методологической базы исследования легли научные труды ученых, которые рассматривали процесс прогнозирования с точки зрения структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [23]; генетической значимости (Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко) [32]; клинических проявлений (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич) [24]; исследования Рау Ф.Ф., определяющие значимость прогнозирования в речевой деятельности слабослышащих [32]. Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме формирования прогностических компетенций у слабослышащих младших школьников;
2. Эмпирический метод (наблюдение, констатирующий эксперимент);
• «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников» А.М. Казьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупицыной, Е.В. Фединой [19].
• «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго [37].
• «Коммуникативные способности» Н.Е. Вераксы
• «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации» Л.Ф. Баяновой, Т.Р. Мустафина [7].
• «Угадайка» Л.И Переслени, В.Л. Подобед [28].
• Методика экспертной оценки коммуникативного развития ребенка А.Г.
Самохваловой [36].
3. Статистические методы обработки данных эмпирического
исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки коррекционных программ, направленных на формирование прогностической компетентности у слабослышащих младших школьников на логопедических занятиях.
Апробация:
Результаты исследования были представлены на Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Казань, 2019 год); III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.) статья: «Понимание нормативного поведения детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха»; Также материалы исследования были опубликованы в сборниках: III Международной научно-практической
конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.) статья: «Эмоционально - поведенческие проблемы младших школьников с нарушениями слуха»; Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.) статья: «Особенности понимания эмоциональных состояний младшими школьниками с нарушениями слуха».
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, включающего 44 источника, 10 приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 2 рисунками. Общий объем работы составляет 69 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого - педагогической литературы, посвященной выявлению специфических особенностей слабослышащих младших школьников позволили сделать вывод о том, что нарушение слуховой функции у данной категории детей обуславливает изменения в формировании всех компонентов высшей психической деятельности ребенка: речи,
восприятия, памяти, мышления, а так же влияет на становление аниципационной деятельности младших школьников в целом.
Анализ научных трудов зарубежных и отечественных исследователей, занимавшихся изучением прогностической компетентности дали ясную картину о взаимосвязи дефицитарного развития с уровнем развития прогностических способностей, которые проявляются в тенденции у данной категории детей к угадыванию прогноза, а так же затраты большого количества времени на построение самого прогноза.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что слабослышащие младшие школьники имеют недостаточный уровень коммуникативных навыков и испытывают определенные трудности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Было выявлено, что для слабослышащих младших школьников характерны трудности в дифференциации и вербализации основных эмоциональных состояний, у них отмечаются низкие показатели культурной конгруэнтности, что может препятствовать формированию личности ребенка. Дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха менее успешно способны подчинять своё поведение нормативной ситуации, а также дифференцировать правила в зависимости от ситуации по сравнению с нормотипичными сверстниками. Статистическая значимость полученных результатов была подтверждена с помощью критерия Стьюдента.
Так же эмпирически было выявлено статистически более низкий уровень прогностических способностей слабослышащих младших школьников, по сравнению с их нормотипичными сверстниками, что связано с трудностями при удержании в памяти своих прогнозов. В результате исследования была выявлена зависимость сформированности прогностической компетентности от уровня дезадаптивного поведения и гиперактивности, проявление которых приводит к затруднениям составления прогноза развития коммуникативной ситуации, а именно снижению скорости формирования прогноза.
На основе выявленных особенностей прогностических способностей слабослышащих младших школьников нами был разработан коррекционно - развивающий проект, направленный на развитие прогностической компетентности учащихся в условиях логопедического пункта. Проект реализуется с помощью последовательности трех этапов, первый из которых предполагает развитие прогностической компетентности в рамках выбора решения социальной ситуации. Второй этап заключается в работе над составлением предложений, а третий уровень подразумевает работу над связной речью посредством составлений рассказов и диалогов в особо значимых для слабослышащих младших школьников взаимодействиях.
Результаты проведенных исследований могут быть полезны в психолого - педагогической практике, для создания коррекционных программ, целью которых является формирование прогностических способностей младших школьников со слуховой депривацией.



1. Алаева, М.В. Специальная психология [Текст] / М.В. Алаева, Т.М. Быстрова - Мордов. Гос. Пед. Ин-т. Саранск, 2014. - 144с.
2. Ахметзянова, А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А.И.Ахметзянова //Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 56 (7). - С. 268-280.
3. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 46 с.
4. Ахметзянова, А.И. Психологические механизмы взаимосвязи антиципации и прогнозирования в подростковом и юношеском возрастах [Текст] / А.И. Ахметзянова, В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2015. - № 4 (89). - С. 46-50.
5. Байрамян, Р.М. Теоретические подходы к пониманию термина «культурная конгруэнтность» в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Р.М. Байрамян, Л.Ф. Баянова // «Наука и просвещение», 2016. - С. 310-312.
6. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр // Мир психологии; пер. с англ Е. А. Сергиенко . - 2015. №1. - 53 - 64 с.
7. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332.
8. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст]: Автореф. дис. ... канд.пед.наук / О.Н. Бершанская. - Москва, 2009.- 22 с.
9. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
10. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
11. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст]. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
12. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн.
для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
13. Боскис, P.M. Речь и развитие аномальных детей [Текст] / P.M. Боскис, Р.Е. Левина // Основы обучения и воспитания аномальных детей; под ред. А.Н. Дьячкова. -М.: Просвещение, 1965. - 154-158 с.
14. Булыгина, Т.Б., Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников [Текст]: Автореф. дис. ... канд.пед.наук / Т.Б. Булыгина. - СПб., 1996. - 90 с.
15. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 1984. - 318 с.
16. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. - М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2001. - 304 с.
17. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т. Б. Епифанцева; под ред. Епифанцев Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
18. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
19. Казьмин, А. М. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицына, Е.В. Федина // Клиническая и специальная психология, 2014. - №3. - С. 82 - 96.
20. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста [Текст] / И.В. Королева. - Спб: Питер, 2005. - 288с.
21. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003 - 144 с.
22. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.— М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
23. Ломов, Ф.Б. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: монография / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М: «Наука», 1980. - 278 с.
24. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: монография / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс- информ, 2002. — 608 с.
25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. А.В. Мудрик - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
26. Нейман, Л.В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе [Текст] / Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. — 140 с.
27. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. — Вып. 11. — С. 73-78.
28. Переслени, Л.И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования [Текст] /Л. И. Переслени / Вопросы психологии, 1993. — № 4. — С. 109 - 115.
29. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи [Текст] / В. Петшак; Дефектология,1990. - № 6. - С. 18-24.
30. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. — М.: Советский спорт, 2006. — 448 с.
31. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1991. - № 1. - 81-88 с.
32. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
33. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
34. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 655 с.
35. Розанова, Т.В. Психология глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова, И.М. Соловьева - М.: Просвещение, 2001. - 232 с.
36. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
37. Семаго, Н.Я. Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго [Текст] / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Генезис, 2007. - 128 с.
38. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е.А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 464 с.
39. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей : сравнение и познание отношений предметов [Текст] / И.М. Соловьев. - Москва : Просвещение, 1966. - 224 с.
40. Твардовская, А.А. Антиципация в структуре возрастноспецифической деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. А. Твардовская // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 83-90.
41. Фейгенберг, И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - 392 с.
42. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей [Текст] / Н.В. Яшкова. - М.: Педагогика, 1988. - 141 с.
43. Lee C, Antia S. A Sociological Approach to the Social Integration of Hearing-Impaired and Normally Hearing Students / Volta Review. — 1992. — №2 9
44. Meadow K. Deafness and Child Development. — Los Angeles, 1980.
236 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ