Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики
1.1. Сущностная характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое
воспитание», «патриотическое воспитание» в педагогических исследованиях 9
1.2. Задачи, содержание, формы, методы и средства патриотического
воспитания младших школьников 19
1.3. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания
младших школьников 27
Выводы по I главе 37
Глава II. Эмпирическое исследование уровня патриотической воспитанности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования музейной направленности
2.1. Организация и методика диагностического исследования
состояния патриотической воспитанности младших школьников ДЦТ 41
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 50
2.3. Разработка программы по патриотическому воспитанию младших
школьников «Я - гражданин» 58
Выводы по II главе 60
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения 73
Для современной школы патриотическое воспитание младших школьников - одна из главных задач, потому что период начальной школы является наиблагоприятнейшим временем для реализации
патриотического воспитания. Чувство любви к Родине, чувство гордости за свой народ и Родину, уважение к его великим свершениям - вот то, что должно вырабатываться у младших школьников. Школа является важнейшим социальным институтом в процессе формирования патриотического воспитания у учащихся.
История становления и развития нашего Отечества доказывает нам, что именно патриотическое воспитание является важнейшим средством формирования гражданского общества и укрепления единства и целостности многонациональной страны. Именно формирование
патриотизма и культуры межнациональных отношений являются одной из важнейших частей воспитательного процесса в современной российской школе, что способствует социально-гражданскому и духовному развитию личности учащегося.
Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства к родным людям, родному краю, природе, традициям. И на основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине, поэтому развитие у детей чувства любви к родному краю становится одним из важнейших направлений работы школы в деле патриотического воспитания.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова, В.Г.Белинского, К.Д. Ушинского,именно его идеи стали наиболее значимыми, он разработал теоретические основы идеи народности в патриотическом воспитании [7], А.И. Герцена,Л.Н. Толстого,
Н.Г. Чернышевского, В.А. Сухомлинского, А. С. Макаренко[23], так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности.
Научные исследования современности, посвящённые проблемам патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, были разработаны Е.С.Ананьевой, С.Т.Алиевой, В. И. Баева, А.А.Аронова, А.Р. Балагланова, А.В. Беляева, В.А.Караковского, А.Н.Вырщикова,
З.Т.Гасанова, O.K. Гусейнова, А.Р. Жумакова, Д.П.Ильченко,
A. П.Кабаченко, А.Е.Кондратенкова, А.Х.Халикова, Н.М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И.В. Кострулевой, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, К.В.Назаренко, Л.Е.Никоновой, В.В. Пионтковского, Н.А. Сиволобовой, Т.М.Шашло и др.
В исследованиях данных педагогов изложены формы, методы и средства патриотического воспитания младших школьников и представлены научно-практические рекомендации по структуре работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги отмечают существенность воспитания у детей патриотических чувств (уважительного отношения к культуре,языку, традициям и обычаям своего народа, любви к Родине).
Концептуальные и теоретико
методологические принципы патриотического воспитания в свою очередь представлены в исследованиях Н.А.Белоусова, А.Р.Жумакова,
Ю.С.Васютина, А.Г.Агаева,С.И. Кожевникова, В.В.Макарова,
B. И.Лутовинова, Л.И.Мищенко, В.А. Телегина,
Г.М.Рогачева, З.Т.Гасанова,М.Н.Росенко, Т.М.Шашло, А.Х.Халикова, А.С. Миловидова [36].
Проблема патриотического воспитания, однозначно, была актуальна во все периоды истории, вследствие чего, многие педагоги и психологи занимались изучением аспектов патриотического воспитания.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между социальным заказом общества на воспитание гражданина, который имеет высокий уровень патриотической воспитанности, и недостаточной исследованностью потенциала музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников в учреждениях дополнительного образования.
Исходя из данного противоречия, мы выдвигаем проблему исследования: каков уровень патриотической воспитанности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования музейной направленности?
Проанализировав проблему исследования, была выбрана тема исследования: «Исследование уровня патриотической воспитанности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования музейной направленности».
Цель исследования: изучить уровень патриотической
воспитанности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования музейной направленности.
Объект исследования: патриотическое воспитание у младших школьников средствами музейной педагогики.
Предмет исследования: уровень патриотической воспитанности младших школьников, посещающих учреждения дополнительного образования музейной направленности.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень патриотической воспитанности выше у младших школьников, посещающих кружок музейной направленности, чем у младших школьников, посещающих кружок спортивной направленности.
Цель, предмет и объект исследования подтолкнули к решению следующих задач:
1. Раскрыть сущностную характеристику понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность» в психолого-педагогической литературе;
2. Выделить особенности патриотического воспитания у младших школьников;
3. Раскрыть содержание музейной педагогики как средства патриотического воспитания младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование уровня патриотической воспитанности младших школьников«Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» среди кружков музейной и спортивной направленности;
5. Разработать рекомендации по организации специальной психологопедагогической работы по повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников средствами музейной педагогики в кружке «Спортивный туризм».
Проанализировав цели и задачи исследования, мы пришли к выводу о необходимости следующих методов исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования, обобщения, классификация, синтез;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
наблюдение, опрос;
- статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Методологическая основа исследования заключается в концепции развития гражданского общества (А.Ш. Ахмедуев, М.Г. Алиев, Т.И. Заславская, В.К. Левашов[19]), теория патриотического воспитания (А.Г. Агаев, Г.В. Агапова, З.Т. Гасанов, Б.Р. Павлов, Г.Н. Филонов [19]). Также мы опирались на труды: В.И. Белова, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Виноградова,
А.Д. Жарикова, Е.И. Рогов, М.Г. Ярошевский[7], которые разработали модели патриотического воспитания.
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования стало муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново- Савиновского района» г. Казани. Выборку составили учащиеся двух кружков: учащиеся кружка «Активисты школьного музея», в количестве 20 человек и учащиеся кружка «Спортивный туризм», в количестве 20 человек, в возрасте 9-11 лет.
Этапы исследования. Наше исследование заключается в трех этапах, которые проходили в естественных условиях.
На первом (поисково-теоретическом) этапе мы анализировали проблемы в психолого-педагогической научной литературе по теме исследования; определили научный аппарат и базу исследования; подобрали методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе мы провели проверку гипотезы исследования.
На третьем (обобщающем) этапе происходил контрольный этап нашего исследования, систематизация и обработка результатов исследования, сформировались теоретические выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены уровни патриотического воспитания у младших школьников, занимающихся с помощью средств, форм и методов музейной педагогики.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что мы на практике докажем, что средства, формы и методы музейной педагогики эффективны для воспитания патриотизма у младших школьников.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Работа прошла апробацию на Итоговой конференции студентов КФУ 2019 года в секции «Теория и практика социально-педагогической деятельности».
Патриотическое воспитание растущего поколения всегда стояло во главе угла современной школы, потому что детство и юность являются самой благодатной порой для того, чтобы привить священное чувство любви к родному краю.
В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения встает во всей своей остроте. От совместных усилий дееспособных и ответственных людей, искренне любящих свою родину, способных отстоять ее интересы, зависит построение гражданского общества в России. Поэтому залогом гарантированного будущего для общества, является воспитание гражданина-патриота.
Воспитание гражданина - основная задача любого образовательного учреждения. Это достаточно сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Что такое патриотическое воспитание? Это целенаправленный процесс воздействия на личность школьника, цель данного процесса - это обогащение его знаний о своей стране, воспитание гражданских качеств, формирование умений, знаний и навыков нравственного поведения, формирование необходимости в деятельности на благо своей Родины[32]. С точки зрения психологии именно возраст младшего школьника благоприятен для формирования патриотических качеств и чувств по таким характеристикам как: подражательность; внушаемость; эмоциональная отзывчивость; искренность чувств. Однозначно базовым этапом воспитания патриотизма у младших школьников принято считать накопление личностью социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение им принятых норм поведения и взаимоотношений.
Определенно, гражданское воспитание, уже на протяжении многих веков, существует в каждом обществе и служит интересам этого общества. Патриотизм как элемент воспитания нес и несет в себе комплекс идей и
идеологий. Патриотическое воспитание необходимо рассматривать как сложнейшую, но управляемую систему, состоящую из различных, и связанных между собой, компонентов, которые достаточно устойчивы, и имеют субъективные и объективные характер взаимосвязи. Однозначно, различные уровни и порядки имеют закономерности внутри системы воспитания патриотизма, если учитывать эти закономерности, то мы будем иметь возможность управлять всей системой патриотического воспитания качественно и эффективно.
Что для школьников патриотизм? Это безусловная любовь к своей Родине, искренняя преданность своему Отечеству, готовность вплоть до самопожертвования ради своей Родины. Патриотизм рассматривается психологами как важнейшая личностная устойчивая характеристика, которая выражается в его мировоззрении, нормах поведения, ценностях и идеалах и т.д.
Необходимость активации процесса формирования патриотизма у младших школьников прописана в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Именно в данном документе описывается портрет выпускника начальной школы, включающий в себя личностные характеристики младшего школьника: он любит свой народ, свой край и свое Отечество; он уважает и принимает ценности семьи и общества; он любознательный, активный и заинтересованный в познании окружающего мира.
Мы выделили понятие музейной педагогики в рамках нашего исследования. Музейная педагогика- это научная дисциплина, чей методологический инструментарий позволяет проанализировать различные виды музейной деятельности в психолого-педагогическом аспекте, что позволяет повысить уровень взаимоотношений музея с аудиторией и его социальный статус в обществе не только среди младших школьников.
Предметом исследования музейной педагогики является музейноспецифический образовательно-воспитательный процесс как основная составная часть музейной деятельности. В настоящее время культурнообразовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией в школе и в учреждениях дополнительного образования, которые посещают школьники и подростки.
Нам удалось подтвердить нашу гипотезу исследования и доказать, что методы, формы и средства музейной педагогики более чем эффективны в процессе патриотического воспитания младших школьников не только в рамках процесса школьного обучения, но и в процессе всестороннего развития в учреждениях дополнительного образования детей.
Исходя их этого, мы составили рекомендательную программу по патриотическому воспитанию младших школьников, основываясь на программе дополнительного образования кружка «Активисты школьного музея» «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» и на теоретических основах, которые мы рассмотрели в I главе.
Мы разработали рекомендательную программу для кружка «Спортивный туризм» по патриотическому воспитанию младших школьников «Я - гражданин». При реализации программы необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научновспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч).
Методы, средства и формы музейной педагогики более чем эффективны в процессе патриотического воспитания младших школьников, именно поэтому мы предлагаем внедрять данные методы в общеобразовательную деятельность.