Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №31736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
709
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения речевой коммуникации детей с нарушением слуха 6
1.1. Современное состояние изученности проблемы формирования
навыков речевой коммуникации у младших школьников с нарушением слуха 6
1.2. Верботональный метод как альтернативная технология формирования речевой коммуникации у младших школьников с
нарушением слуха 23
Выводы по I главе 32
Глава II. Экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у младших школьников с нарушением слуха 34
2.1. Организация и содержание эксперимента по изучению
особенностей речевой коммуникации у младших школьников с нарушением слуха 34
2.2. Эффективность использования верботонального метода при формировании навыков речевой коммуникации у младших школьников с
нарушением слуха 43
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Литература 57
Приложения


Актуальность работы обусловлена возросшим вниманием исследователей к процессам успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка, что ограничивает формирование навыков речевой коммуникации в онтогенезе, которая является залогом социальной адаптации. На сегодняшний день психолого-педагогическая помощь обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения данной группы детей. Тем не менее, расстройства речи, при нарушении слуха у детей являются труднопреодолимыми, требуют проведения регулярной коррекционной работы с применением альтернативных технологий, разработки новых эффективных методик формирования навыков речевой коммуникации, что определяет актуальность данного исследования.
Современное общество требует от человека владения не только навыками получения, анализа, переработки информации, но и коммуникативными навыками и умениями для ведения равноправного диалога. Коммуникация - это обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе их совместной деятельности; взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности. [3]
Коммуникативные барьеры, характерные для людей с нарушениями слуха, являются следствием физических ограничений, эмоциональной защитной самоизоляции, выпадения из трудового коллектива, дефицита необходимой информации и мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая поле их личностной самореализации и социализации. Поэтому, несмотря на существующие исследования, закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса речевых коммуникаций является одной из наиболее важных задач.
У детей данной категории первично нарушен физический слух. Фонематический слух нарушается вторично. Это негативно влияет на процесс формирования устной речи. В данном случае воздействие исключительно на слуховой анализатор с помощью, например, звукоусиливающей аппаратуры не может гарантировать желаемый результат (это зависит от степени тяжести нарушения, типа нарушения слуха и других факторов). Поэтому для решения этих задач требуется использовать другие, альтернативные, пути воздействия.
Под альтернативной технологией понимается та технология, в которой происходит радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских,
психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов с заменой их другими, альтернативными [47]. Таковым является один из альтернативных методов формирования речевой коммуникации - верботональный метод, который предполагает использование специальной аппаратуры, с помощью которой восприятие речи ребенком осуществляется вибротактильно.
Цель: формирование речекоммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями слуха с использованием верботонального метода на основе выявленных особенностей.
Цель определила решение следующих задач:
1. Проанализировать современную литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности сформированности навыков речевой коммуникации у детей с нарушениями слуха;
3. Выявить эффективность использования верботонального метода в работе по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха.
Объект исследования - речевая коммуникация младших школьников.
Предмет исследования - формирование навыков речевой коммуникации младших школьников с нарушением слуха с помощью альтернативной технологии.
Гипотеза исследования. Формирование речевой коммуникации у детей с нарушениями слуха станет наиболее эффективным при использовании верботонального метода.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого
педагогической литературы, моделирование); эмпирические (анализ медицинской и педагогической документации, сбор анамнестических данных, беседа с детьми, классными руководителями, учителями, специалистами, наблюдение за коммуникативной деятельностью детей в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками, проектирование, количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Практическая значимость. Разработанный проект может быть рекомендован логопедам и сурдопедагогам для работы по формированию и развитию речекоммуникативных функций у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 61 источник и семи приложений. Общий объем работы составляет 63 страницы машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для достижения цели научно-исследовательской работы поэтапно решались задачи: осуществить подбор и модификацию диагностических методик, позволяющих выявить особенности формирования навыков речевой коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха; изучить уровень сформированности речекоммуникативных навыков респондентов; выявить эффективность использования верботонального метода в работе по формированию коммуникативной сферы данной категории детей.
Первоначально было выявлено содержание термина «коммуникация» в рамках психолого-педагогического подхода, на который мы опираемся в рамках данного исследования. Здесь происходит отождествление вербальной коммуникации и общения, определяется как взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности. Коммуникативные навыки подразумевают высоко автоматизированные действия, способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
При решении первой задачи были подобраны и модифицированы специальные упражнения по определению уровня речевого развития младших школьников с нарушенным слухом. Задания разделены на три блока: обследование уровня сформированности и особенностей диалогической речи, обследование уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей, обследование навыков ситуативного общения.
В рамках решения второй задачи был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности навыков речевой коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха. Обнаружены следующие специфические особенности данной категории детей: многочисленные речевые аграмматизмы, трудности при составлении и воспроизведении вопросительных высказываний, затруднения при пересказе
небольшого по объему и простого по структуре литературного текста, стремление перевести речевое общение на жестовый язык.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные послужили основой разработки проекта коррекционной работы, которая базируется на применении верботонального метода, разработанного в Хорватии в 1950 году. Данный метод является эффективным для развития слухового восприятия и формирования устной речи, развития познавательной сферы; способствует формированию мотивации к речевой коммуникации, учению и в результате - формированию коммуникативной функции речи.
Занятия на основе верботонального метода направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни детей, способствуют совершенствованию слухового восприятия, произносительных, просодических навыков, а также процессов мышления. Благодаря этому совершенствуется коммуникативная сфера младших школьников с нарушениями слуха, что позволяет детям активнее и эффективнее включаться в социум.
Данные контрольного эксперимента подтвердили гипотезу научноисследовательской работы. Задачи решены успешно, цель достигнута. Использование верботонального метода позволило наиболее эффективно сформировать навыки вербальной коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха.



1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]: теория и практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин.- М.: Икар, 2009. - 448 с.
2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов / Б. Б. Айсмонтас.- М.: МГППУ, 2004.- 368 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева.- М: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская.- М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
5. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право [Текст] / М.С. Андрианов.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 256 с.
6. Афанасьева, Н.Н. Языковые средства слоганов [Текст] / Н.Н. Афанасьева, И.М. Кондюрина // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Рос. гос. проф.-пед. ун
т.- Екатеринбург.- 2004.- № 2. - С. 61-64.
7. Ахметзянова, А.И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А.И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина // Гуманитарные науки.- 2017.- №2.- С. 105-114.
8. Баблумова, М.Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью [Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Баблумова Марина Евгеньевна.- Москва, 2014. - 22 с.
9. Барабанов, Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст] / Р.Е. Барабанов // Педагогика: традиции и
инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2013.- С. 140-143.
10. Бодалев, A.A. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев.- М.: МОДЭК, 2002.- 319 с.
11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна.- М., 1995.- 209 с.
12. Болотова, А.К. Социальные коммуникации: учеб. пособие [Текст] / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская.- М.: Гардарики, 2008.- 279 с.
13. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов [Текст] / С.В. Бориснёв.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 14 с.
14. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р.М. Боскис. - М., 1988.- 128 с.
15. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер.- СПб, 2003.- 320 с.
16. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя [Текст] / Т.М. Власова, А.Н. Пфафендрот.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.- 240 с.
17. Волкова, А.И. Психология общения: учебное пособие для вузов [Текст] / А.И. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 448 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах, том 4 Детская психология [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 2004.- 432 с.
19. Гайдова, Ю. В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста [Текст]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03 / Гайдова Юлия Викторовна.- М.,2005.- 167 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.П. Глухов.- М.: АРКТИ, 2004.- 168 с.
21. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005.- 976 с.
22. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.А. Головчиц.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 304 с.
23. Гузанова, Д.Ю. Особенности овладения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Д.Ю. Гузанова, Л.В. Оконечникова // Психологический вестник Уральского государственного университета. Сборник статей.- 2001.- С. 46-52.
24. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст]: автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03 / Емельянова Ирина Алексеевна.-Екатеринбург, 2009.- 22 с.
25. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика [Текст] / И.Г. Еременко.- Киев: Головное издательство Издательского объединения “Вища школа”, 1985.- 218 с.
26. Зайцева, Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы: обзор зарубежного опыта [Текст] / Г. Л. Зайцева // Дефектология.- 1999.- № 5.- С. 52-68.
27. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Текст] / С.А. Зыков.- М.: Просвещение, 1977.- 200 с.
28. Исследование личности детей с нарушениями слуха [Текст]: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии, Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой.- М.: НИИ общей педагогики, 1981.- 113 с.
29. Кононова, Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кононова Елена Юрьевна.- Киров, 2006.- 19 с.
30. Курбанов, Р.А. Исследование глубинных структур личности подростков с нарушением зрения [Текст] / Р.А. Курбанов.- М.: Просвещение, 1996.- 321 с.
31. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.- Спб.: СОЮЗ, 1999.-160 с.
32. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1997.- 287 с.
33. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.- М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.- 144с.
34. Лисина, М.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974.- 288 с.
35. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / Сост. и авт. вступ. ст. В.В. Кумарин.- Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1988.- 261 с.
36. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.Г. Московкиной.- М.: Классике Стиль,2003.- 320 с.
37. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 632 с.
38. Мозговой, М.В. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [Текст] / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 224 с.
39. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры[Текст]: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна.- Москва, 1992.- 17 с.
40. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова.- М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
41. Новичкова, И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03.- М., 1997.- 123 с.
42. Нуреев, Р.М. Западный мир на пути к постиндустриальному обществу [Текст] / Р.М. Нуреев // Terra Economicus.- 2013.- C. 120-142.
43. Пелымская, Т.В. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом [Текст] / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко // журнал Альманах коррекционной педагогики, 2003.- №7.
44. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый.- М.: Владос, 2003.- С. 5993.
45. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. [Текст] / Ред. Е.Г. Речицкая.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 655 с.
46. Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода [Текст] / Л. И. Руленкова.- М.: Парадигма,
2011. - 191 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
47. Тищенко, В.А. Классификация коммуникативных умений студентов [Текст] / В.А. Тищенко // Знание. Понимание. Умение.- 2008. - №4. - С. 60-63.
48. Туджанова, К.И. Особенности формирования средств коммуникации у детей с комплексными сенсорными нарушениями (слепоглухих) [Текст] / К. И. Туджанова // Актуальные проблемы социальногуманитарных знаний. Сборник статей.- 2015.- C. 141-145.
49. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой.- М.: Национальный книжный центр, 2016.- 144 с.
50. Фёдорова, Н.В. Англо-русский учебно-педагогический словарь [Текст] / Сост. Н.В. Фёдорова, В.П. Лапчинская.- М.: Издат-школа, 1998.- 160 с.
51. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.- М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1997.- 158 с.
52. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
53. Черникова, В.Е. Массовая культура и средства массовой коммуникации в информационном пространстве [Текст] / В.Е. Черникова, Е.Н. Молчанова, Л.Е. Климова // Масс-медиа в культуре информационного общества: моногр.- Ставрополь, 2007.- С. 55-84.
54. Яковлев, И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций [Текст] / И.П. Яковлев.- СПб.: "Авалон", "Азбука-классика", 2006.- 240 с.
55. N. Anouk, C. Theunissen, S. Soede (2015). Early identification: Language skills and social functioning in deaf and hard of hearing preschool children. International journal of pediatric otorhinolaryngology. 79 (12). 137-145 DOI: 10.1016/j.ijporl.2015.10.008.
56. Musselman, C. Interpersonal communication skills of deaf adolescents and their relationship to communication history / C. Musselman, T. Akamatsu // Journal of deaf studies and deaf education.- 1999.- Vol.4, №4. -P. 305-320. DOI:10.1093/deafed/4.4.305.
57. Sillars, A.L., Vangelisti, A.L. (2006). Communication: Basic properties and their relevance to relationship research / A.L. Sillars, A.L. Vangelisti // The Cambridge Handbook of Personal Relationships. New York: Cambridge University Press.- 2006.- Vol. 340, №9. -P. 331-351. DOI: 10.1017/CBO9780511606632.019
58. Humphries, T. (2016) Avoiding Linguistic Neglect of Deaf Children / T. Humphries, P. Kushalnagar, G. Mathur // Social Service Review.- 2016.- Vol. 90, №4. -P. 589-619.
59. Tait, M. Communication development in young deaf children: Review of the video analysis method / M. Tait, M. Lutman, Nikolopoulos // International journal of pediatric otorhinolaryngology.- 2001.- Vol. 61. -P. 105-120. DOI:10.1016/S0165-5876(01)00494-3.
60. Toe, D.M. (2010). The communication skills used by deaf children and their hearing peers in a question-and-answer game context / D.M. Toe, Paatsch, E. Louise // Journal of deaf studies and deaf education.- 2010.- Vol. 15. -P. 228-241.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ