Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
|
Введение 4
Глава 1. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий 9
1.1 Понятие и сущность универсальных учебных действий.
Классификация универсальных учебных действий 9
1.2 Регулятивные универсальные учебные действия и условия их
формирования 14
Глава 2. Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий 18
2.1 Особенности управления формированием регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики 18
2.2 Методы и технологии, способствующие формированию
регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики 22
2.3 Разработка элективного курса «Тепловые явления» 34
Глава 3. Проведение формирующего эксперимента, с целью проверки гипотезы исследования 62
3.1 Первичная диагностика сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по физике 62
3.2 Этап выявления уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий учащихся 70
3.3 Апробация элективного курса с целью формирования
познавательных универсальных учебных действий 75
3.4 Вторичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов 81
Заключение 91
Литература
Глава 1. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий 9
1.1 Понятие и сущность универсальных учебных действий.
Классификация универсальных учебных действий 9
1.2 Регулятивные универсальные учебные действия и условия их
формирования 14
Глава 2. Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий 18
2.1 Особенности управления формированием регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики 18
2.2 Методы и технологии, способствующие формированию
регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики 22
2.3 Разработка элективного курса «Тепловые явления» 34
Глава 3. Проведение формирующего эксперимента, с целью проверки гипотезы исследования 62
3.1 Первичная диагностика сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по физике 62
3.2 Этап выявления уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий учащихся 70
3.3 Апробация элективного курса с целью формирования
познавательных универсальных учебных действий 75
3.4 Вторичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов 81
Заключение 91
Литература
Актуальность темы исследования
С сентября 2018 года обучение среди учащихся восьмых классов будет осуществляться по новым федеральным государственным стандартам. Так как методологической основой федеральных государственных стандартов является системно-деятельностный подход, то важнейшей задачей образования становится формирование универсальных учебных действий.
Анализ изменившихся требований к осуществлению образовательного процесса в школе, практики формирования УУД, степени разработанности проблемы формирования УУД в педагогической науке позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
на научно-теоретическом уровне между необходимостью теоретического осмысления современными исследователями проблемы педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся и недостаточной научно-теоретической разработанностью содержания этапов этого процесса;
на научно-методическом уровне между практическими проблемами разработки содержания и процесса формирования универсальных учебных действий и отсутствием разработанной технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся.
Характер выделенных противоречий делает актуальным изучение технологий управления формирования универсальных учебных действий.
Из собственной педагогической практики замечено, что формирование регулятивных универсальных учебных действий является важным образовательным результатом, так как обеспечивает организацию своей
деятельности, а именно через целеполагание, планирование, самокоррекцию, самооценка, волевую саморегуляцию.
Таким образом, данные обстоятельства делают выражают актуальность темы исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий и произвести проверку на достоверность в ходе педагогического эксперимента
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий
Предмет исследования: особенности управления формированием регулятивных универсальных учебных действий
Гипотеза исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики будет эффективным, если будут выявлены педагогические условия и реализованы во вне урочной деятельности
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования
2) Выявить условия эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий и разработать элективный курс «...» при изучении учащимися раздела физики «Электрические явления»
3) Апробация элективного курса «...» с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвиянский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и другие) подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Д.Б.Эльконин и другие)
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ
Научная новизна: заключается в том, что для подтверждения гипотезы исследования будет применен корреляционный анализ
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что:
• Исследованы особенности интеграции физики и математике по учебной дисциплине физика;
Раскрыты роль и значение.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что будет разработан элективный курс, который решает проблему исследования.
Материалы исследования могут быть использованы учителями лицея Лобачевского Достоверность результатов исследования: будет обеспечена анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой, выдвинутой гипотезы, будут применены оценочные средства и будет применен корреляционный анализ.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования на заседании методического совета учителей «Лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, посвященного теме усиления практической направленности педагогического образования в КФУ.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Электронный образовательный курс по методике обучения физике / Всероссийская заочная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. - г. Елабуга (14 ноября 2016 года). - 186 с.
2) Формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по теме «Электрические явления» / Студенческая международная научно-практическая конференция: «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования». - г. Новосибирск (11 июня 2018 года).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
С сентября 2018 года обучение среди учащихся восьмых классов будет осуществляться по новым федеральным государственным стандартам. Так как методологической основой федеральных государственных стандартов является системно-деятельностный подход, то важнейшей задачей образования становится формирование универсальных учебных действий.
Анализ изменившихся требований к осуществлению образовательного процесса в школе, практики формирования УУД, степени разработанности проблемы формирования УУД в педагогической науке позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
на научно-теоретическом уровне между необходимостью теоретического осмысления современными исследователями проблемы педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся и недостаточной научно-теоретической разработанностью содержания этапов этого процесса;
на научно-методическом уровне между практическими проблемами разработки содержания и процесса формирования универсальных учебных действий и отсутствием разработанной технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся.
Характер выделенных противоречий делает актуальным изучение технологий управления формирования универсальных учебных действий.
Из собственной педагогической практики замечено, что формирование регулятивных универсальных учебных действий является важным образовательным результатом, так как обеспечивает организацию своей
деятельности, а именно через целеполагание, планирование, самокоррекцию, самооценка, волевую саморегуляцию.
Таким образом, данные обстоятельства делают выражают актуальность темы исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий и произвести проверку на достоверность в ходе педагогического эксперимента
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий
Предмет исследования: особенности управления формированием регулятивных универсальных учебных действий
Гипотеза исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики будет эффективным, если будут выявлены педагогические условия и реализованы во вне урочной деятельности
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования
2) Выявить условия эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий и разработать элективный курс «...» при изучении учащимися раздела физики «Электрические явления»
3) Апробация элективного курса «...» с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвиянский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и другие) подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Д.Б.Эльконин и другие)
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ
Научная новизна: заключается в том, что для подтверждения гипотезы исследования будет применен корреляционный анализ
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что:
• Исследованы особенности интеграции физики и математике по учебной дисциплине физика;
Раскрыты роль и значение.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что будет разработан элективный курс, который решает проблему исследования.
Материалы исследования могут быть использованы учителями лицея Лобачевского Достоверность результатов исследования: будет обеспечена анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой, выдвинутой гипотезы, будут применены оценочные средства и будет применен корреляционный анализ.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования на заседании методического совета учителей «Лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, посвященного теме усиления практической направленности педагогического образования в КФУ.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Электронный образовательный курс по методике обучения физике / Всероссийская заочная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. - г. Елабуга (14 ноября 2016 года). - 186 с.
2) Формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по теме «Электрические явления» / Студенческая международная научно-практическая конференция: «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования». - г. Новосибирск (11 июня 2018 года).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В ходе педагогического исследования были проанализированы особенности формирования познавательных универсальных учебных действий.
Было установлено то, что универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате анализа процесса формирования были выявлены сущность, этапа и показатели познавательных универсальных учебных действий.
Далее было рассмотрено формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики. Выяснилось, что наиболее эффективными для их формирования являются игровые технологии и методы исследовательской деятельности.
Опираясь на данные методы и технологии был разработан элективный курс «Электрические явления» с целью формирования познавательных универсальных учебных действий. Элективный курс «Электрические явления» предназначен для учащихся 8-х классов, он рассчитан на 17 учебных часов и будет проводиться во внеурочное время.
Для проверки на подлинность утверждения о том, что данный разработанный элективный курс способен положительно повлиять на уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был использован метод педагогического эксперимента. Данный эксперимент подразумевает наличие двух групп учащихся, уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий которых необходимо продиагностировать. В качестве диагностического инструмента была использована.
Выяснилось, что группы имеют сходный уровень сформированное™ универсальных учебных действий по большинству показателей. Выпадающие из этого показатель параметр позволил выявить более сильную группу, которая обозначена как контрольная, другая - экспериментальная. Далее была организована внеурочная деятельность учащихся в рамках элективного курса «Электрические явления». Результатом повторной диагностики большинство показателей изменились в лучшую сторону. Таким образом, можно утверждать, что эксперимент прошел удачно, а гипотеза исследования подтверждена практически.
Было установлено то, что универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате анализа процесса формирования были выявлены сущность, этапа и показатели познавательных универсальных учебных действий.
Далее было рассмотрено формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики. Выяснилось, что наиболее эффективными для их формирования являются игровые технологии и методы исследовательской деятельности.
Опираясь на данные методы и технологии был разработан элективный курс «Электрические явления» с целью формирования познавательных универсальных учебных действий. Элективный курс «Электрические явления» предназначен для учащихся 8-х классов, он рассчитан на 17 учебных часов и будет проводиться во внеурочное время.
Для проверки на подлинность утверждения о том, что данный разработанный элективный курс способен положительно повлиять на уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был использован метод педагогического эксперимента. Данный эксперимент подразумевает наличие двух групп учащихся, уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий которых необходимо продиагностировать. В качестве диагностического инструмента была использована.
Выяснилось, что группы имеют сходный уровень сформированное™ универсальных учебных действий по большинству показателей. Выпадающие из этого показатель параметр позволил выявить более сильную группу, которая обозначена как контрольная, другая - экспериментальная. Далее была организована внеурочная деятельность учащихся в рамках элективного курса «Электрические явления». Результатом повторной диагностики большинство показателей изменились в лучшую сторону. Таким образом, можно утверждать, что эксперимент прошел удачно, а гипотеза исследования подтверждена практически.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования регулятивных УУД на уроках технологии на основе использования метода проектов (на примере МБОУ КЦО «Аныяк»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании метапредметных результатов образовательной деятельности
(на примере преподавания физики и технологии в основной школе)
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Современные информационно-коммуникационные технологии в
формировании метапредметных результатов образовательной деятельности
(на примере преподавания физики и технологии в основной школе)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Дидактические условия организации рефлексии на уроках математики в 7-9 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016



