Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики

Работа №31731

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий 9
1.1 Понятие и сущность универсальных учебных действий.
Классификация универсальных учебных действий 9
1.2 Регулятивные универсальные учебные действия и условия их
формирования 14
Глава 2. Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий 18
2.1 Особенности управления формированием регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики 18
2.2 Методы и технологии, способствующие формированию
регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики 22
2.3 Разработка элективного курса «Тепловые явления» 34
Глава 3. Проведение формирующего эксперимента, с целью проверки гипотезы исследования 62
3.1 Первичная диагностика сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по физике 62
3.2 Этап выявления уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий учащихся 70
3.3 Апробация элективного курса с целью формирования
познавательных универсальных учебных действий 75
3.4 Вторичная диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов 81
Заключение 91
Литература

Актуальность темы исследования
С сентября 2018 года обучение среди учащихся восьмых классов будет осуществляться по новым федеральным государственным стандартам. Так как методологической основой федеральных государственных стандартов является системно-деятельностный подход, то важнейшей задачей образования становится формирование универсальных учебных действий.
Анализ изменившихся требований к осуществлению образовательного процесса в школе, практики формирования УУД, степени разработанности проблемы формирования УУД в педагогической науке позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
на научно-теоретическом уровне между необходимостью теоретического осмысления современными исследователями проблемы педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся и недостаточной научно-теоретической разработанностью содержания этапов этого процесса;
на научно-методическом уровне между практическими проблемами разработки содержания и процесса формирования универсальных учебных действий и отсутствием разработанной технологии педагогического управления формированием универсальных учебных действий учащихся.
Характер выделенных противоречий делает актуальным изучение технологий управления формирования универсальных учебных действий.
Из собственной педагогической практики замечено, что формирование регулятивных универсальных учебных действий является важным образовательным результатом, так как обеспечивает организацию своей
деятельности, а именно через целеполагание, планирование, самокоррекцию, самооценка, волевую саморегуляцию.
Таким образом, данные обстоятельства делают выражают актуальность темы исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий и произвести проверку на достоверность в ходе педагогического эксперимента
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий
Предмет исследования: особенности управления формированием регулятивных универсальных учебных действий
Гипотеза исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках физики будет эффективным, если будут выявлены педагогические условия и реализованы во вне урочной деятельности
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования
2) Выявить условия эффективности формирования регулятивных универсальных учебных действий и разработать элективный курс «...» при изучении учащимися раздела физики «Электрические явления»
3) Апробация элективного курса «...» с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвиянский, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и другие) подходы:
- личностно-ориентированный (А.Л.Венгер; Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; Д.Б.Эльконин и другие)
Методы и методики исследования: в выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ
Научная новизна: заключается в том, что для подтверждения гипотезы исследования будет применен корреляционный анализ
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что:
• Исследованы особенности интеграции физики и математике по учебной дисциплине физика;
Раскрыты роль и значение.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что будет разработан элективный курс, который решает проблему исследования.
Материалы исследования могут быть использованы учителями лицея Лобачевского Достоверность результатов исследования: будет обеспечена анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой, выдвинутой гипотезы, будут применены оценочные средства и будет применен корреляционный анализ.
Апробация результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования на заседании методического совета учителей «Лицея имени Н.И. Лобачевского» КФУ, посвященного теме усиления практической направленности педагогического образования в КФУ.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1) Электронный образовательный курс по методике обучения физике / Всероссийская заочная научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. - г. Елабуга (14 ноября 2016 года). - 186 с.
2) Формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов по теме «Электрические явления» / Студенческая международная научно-практическая конференция: «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования». - г. Новосибирск (11 июня 2018 года).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе педагогического исследования были проанализированы особенности формирования познавательных универсальных учебных действий.
Было установлено то, что универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате анализа процесса формирования были выявлены сущность, этапа и показатели познавательных универсальных учебных действий.
Далее было рассмотрено формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики. Выяснилось, что наиболее эффективными для их формирования являются игровые технологии и методы исследовательской деятельности.
Опираясь на данные методы и технологии был разработан элективный курс «Электрические явления» с целью формирования познавательных универсальных учебных действий. Элективный курс «Электрические явления» предназначен для учащихся 8-х классов, он рассчитан на 17 учебных часов и будет проводиться во внеурочное время.
Для проверки на подлинность утверждения о том, что данный разработанный элективный курс способен положительно повлиять на уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был использован метод педагогического эксперимента. Данный эксперимент подразумевает наличие двух групп учащихся, уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий которых необходимо продиагностировать. В качестве диагностического инструмента была использована.
Выяснилось, что группы имеют сходный уровень сформированное™ универсальных учебных действий по большинству показателей. Выпадающие из этого показатель параметр позволил выявить более сильную группу, которая обозначена как контрольная, другая - экспериментальная. Далее была организована внеурочная деятельность учащихся в рамках элективного курса «Электрические явления». Результатом повторной диагностики большинство показателей изменились в лучшую сторону. Таким образом, можно утверждать, что эксперимент прошел удачно, а гипотеза исследования подтверждена практически.



1. Блауберг, И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода/ И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 271 с.
2. Бордовская, Н.В. Самостоятельность школьника: системно -
структурный анализ/ Н.В. Бордовская. - Л.: ЛГПИ, 1991. - 76 с.
3. Будахина, Н.Л. Формирование универсальных учебных действий учащихся профильных классов в обучении математике с использованием графического калькулятора: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.02/ Будахина Надежда Леонидовна. - Ярославль, 2013 - 27 с.
4. Бурцева, Л.П. Педагогическое управление развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Бурцева Людмила Петровна. - Омский государственный педагогический университет: Омск, 2005 - 195 с.
5. Воробьева, Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий средством технологии интегрированного обучения / Т.Г. Воробьева // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №2. - с. 79-82.
6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е. И. Соколовой. - М.: Изд. фирма "Сентябрь", 1997. -112 с.
7. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. М.: «Прометей» -2012 - 245 с.
8. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 404 с.
9. Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]// Интернет- журнал "Эйдос". - 2012. -№5. Режим доступа:
10. Воровщиков, С.Г. и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно- методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др.: 2-е изд. - М.: 5 за знания, 2010. - 402 с
11. Вульфов, Б. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. - 1997. -№1.-С. 63-65.; Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. -1995. - № 1. - с. 71-79. Вяткина, М.Н. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении/ М.Н. Вяткина, Л.М. Никонова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - с. 1928
12. Галеева, Н.Л. Учитель - управленец в пространстве личностноориентированного образовательного процесса. /Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования/ серия «библиотечка руководителя» / под ред. Минько Н.Г.- 2005. - М., ЮОУО. -С. 3-12
13. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография / Научный редактор Т.И. Шамова; Моск. пед. гос. унт, Фак. Т.М. Давыденко подготовки и повышения квалификации организаторов образования, Белгор. гос. пед. ун-т им. М.С. Ольминского. - М.; Белгород: БГПУ, 1995. - 250 с.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическо- го и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - M.: Academia, 2004 - 245 с.
15. Даньшова, Т.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий ттткольников/Т.А. Даньшова// Концепт. - 2015. - спецвыпуск № 8. - с. 12-16
16. Деменева, Н.Н. Формирование универсального учебного действия прогнозирования на уроках физика / Н.Н. Деменева // Начальная школа -2013. - №9.-с. 52-55.
17. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие- справочник для самообразования / С.А.Днепров, В, М. Кадневский. - Омск: Изд-во ОмГУ,2006.-191с.
18. Дубова, М. В. Диагностика уровня сформированности ключевых ком- петентностей учащихся / М. В. Дубова, Ю. В. Хнырева // Начальная школа плюс До и После : ежемесячный науч.-метод. и психолого-пед. журнал. - 2009. - № 5. - С. 38-41
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, дополненное, исправленное и переработанное/ И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
20. Иванова, О.Е. Теория обучения в информационном обществе /
О.Е. Иванова, И.М. Осмоловская. - М. : Просвещение, 2011. - 190 с
21. Иволгина, Л.И. Схематизация как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий / Л.И. Иволгина // Школьные технологии. - 2012. - № 4. - с. 79 - 84.
22. Ильина, Е.Г. Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности/ Е.Г. Ильина// Справочник классного руководителя - 2015. № 5. С. 56-60
23. Инновационные процессы в условиях модернизации образования [Текст] : монография / [Г. Д. Кириллова, В. С. Безрукова, В. А. Мосо- лов и др.] ; под общ. ред. Л. П. Назаровой ; Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. - СПб.: ЛГУ, 2007. - 164 с.
24. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников посредством
самооценивания / О.Ф. Исакова // Управление начальной школой. -2013. - №
9. - с. 11-20.
25. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 162 с.
26. Карабанова, О.А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания/ О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2012. — № 1, с. 3-6.
27. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2 - с. 11-12.
28. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования/ В.А. Караковский. - М: Б.И., 1992 - 125 с.
29. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография/ А.В. Кирьякова. - Оренбург - 1996, 190 с.
30. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для фор- мирования предметных математических умений и производная от них
31. Кокарева, З.А. Преемственность общеучебных умений и универсаль- ных учебных действий / З.А. Кокарева // Начальное общее образование. - 2011. - № 3. - с. 11.
32. Колоскова, О.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач / О.П. Колоскова // Начальная школа. -№ 1. - 2012. - с. 69 - 73
33. Корзникова, Г.Г. Технология управления процессом обучения в школе: Теорет. аспект: Учеб. пособие / Г.Г. Корзникова. - Урал. гос. пед. унт. - Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 1995. - 109 с.
34. Корзникова, Г.Г. Учебно-воспитательный процесс как объект управления / Г.Г. Корзиникова// Управление школой: проблемы, опыт,
перспективы: Сб. науч. тр. -Екатеринбург. Изд-во Урал. пед. ин-та, 1992. - С. 54-59 79.
35. Короленко, Л.П. Развитие универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности в начальной школе/ Л.П. Короленко// Начальная школа плюс до и после. - 2012.-№ 8. - с. 28-32
36. Корягин, Д. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: автореф. дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.02: Московский государственный областной университет.- Москва, 2015.- 139 с.
37. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской// Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10
38. Кулак, Д.В. Применение логико-смысловых моделей в обучении/ Д.В. Кулак, Н.А. Неудахина// Ползуновский альманах - 2009. - №3 - ТОМ 2 - с.184-188
39. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая ре- флексия/ Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. -.СПб.: СПбГУПМ, 2002 - 143 с.
40. Лернер, И.Я. Болевые точки процесса обучения //Советская педагоги- ка/ И.Я. Лернер. . - 1991. № 5 - С.24-29.
41. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у школьников в процессе внеурочной дея- тельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 9. - с. 225 -227.
42. Мамоджанова, А.К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных универсальных учебных действий у школьников.
/ А.К.
43. Мамоджанова // Современная наука. Серия «Гуманитарные науки» - 2013. - № 7 - 8, с. 2 Мартынова, С.С. Использование статистических
методов в педа- гогическом исследовании: Учеб.-метод. пособие / С. С. Мартынова. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 125 с5-30
44. Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т.Н. Шамовой. - М.: Магистр, 1992.-232 с.
45. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекоменда- ции / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева. - Тюмень: ТОГИРРО, 2008. - 28
46. Мишанова, О.Г. Принципы педагогического управления коммуникативным образованием школьников/ О.Г. Мишанова// Си- бирский педагогический журнал- 2012. - № 7. - с. 189-192
47. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 3 - 9.
48. Науменко, Ю. Программа универсальных учебных дей- ствий/Ю.Науменко// Директор школы. - 2013. - № 3. - с. 49-57.
49. Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.- М.: 5 за знания, 2011. - 216 с.
50. Петерсон, Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного мето- да обучения «Школа 2000...»/ Л.Г. Петерсон// Муниципальное образо- вание: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - с.17-23
51. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться/ Е.А. Пономарева// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010.- № 2.- С.39-42
52. Реан, А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога/ А.А. Реан// Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 77-81.
53. Романова, О.Н. Пискунова, Е.В., Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки/ О.Н. Романова, Е.В. Пискунова// Начальная школа плюс до и после - № 12, 2010, с. 38-42
54. Савкина, Н.Г. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся /Н.Г.Савкина, Т.А.Изох//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 6-2. - с.27-30
55. Сивова, И.С. Развитие целеполагания школьников в учебной деятельности: Дис....канд. пед. наук./ Сивова Ирина Станиславовна. - Владимир: ГПУ, 1999.
56. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе/
В.В. Сериков. - М.: Логос , 2012 . - 448 с.
57. Симонов, В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности В.П. Симонов.- М.: Издательство УЦ «Перспектива». 2010- 208 с
58. Степашкина, Л.Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дис.. ..канд. пед. наук: 13.00.01/ Степашкина Любовь Юрьевна. - Омск, 2005 - 193 с.
59. Татарченкова, С.С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и неурочной деятельности/ С.С. Татарченкова. - СпБ: Каро, 2014. - 112 с.
60. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: дис. . канд. пед. наук: 13.000.01/ Теплоухова Лариса Александровна. - Ижевск, 2012. - 132 с.
61. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности/ С.А. Тюрикова//Интернет- журнал «Науковедение». - 2014. - выпуск 3. - с. 1-9
62. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: ИПК образования, 1995. - 32 с
63. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm
64. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос" - 23.04.2002 г. Режим доступа: http://eidos.ru/ioumal/2002/0423.htm
65. Чопова, С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01: /Чопова Светлана Владими- ровна. - Москва, 2013 - 24 с.
66. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Академия, 2005. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ